Нарды история возникновения кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Триктрак, бекгеммон, пафф, таблас реалис, таволе реале, тавла, шеш-беш, коша - так сейчас в разных странах называется одна и те же игра. Большинству из нас она известна как нарды .

История

Далекими предшественниками нард считаются игры, датируемые третьим тысячелетием до н.э. Например, шумерская игра , доски для которой найдены при раскопках царских гробниц в городе Ур в Месопотамии. Очевидно, это очень далекий предок, просто притянутый за уши. Тем более, что ни название, ни правила этой игры неизвестны.

То же самое можно сказать и о других древних играх, которые иногда упоминаются как предшественники нард. Например, древнеегипетская игра 30 квадратов, имеющая отношение скорее к сенету , чем к предку нард.

Более реальным прототипом нард выглядит Ludus duodecim scriptorum - игра двенадцати линий. Эта игра была популярна в Древнем Риме во второй половине II века нашей эры. Описание и правила игры здесь .

В I веке нашей эры Ludus duodecim scriptorum стал не моден в высшем обществе и ему на смену приходит табула - во многом аналог современных нард. Описание и правила игры здесь .

Итак, у нард совсем не восточное, как принято считать, а вполне западное происхождение. То, что нарды сейчас так распространены на Востоке, тем более удивительно, учитывая его патриархальность и консервативность. Тем временем, на Западе их почти забыли. Там пик популярности нард (в разных странах их называли иначе, см. выше), пришелся на период с начала до середины XX века. Сейчас доску для игры можно купить разве что в антикварной лавке. Впрочем, забывать традиции и историю характерно для этого общества.

Правила

На самом деле, правил, как и вариантов игры, очень много. Рассмотрим два наиболее распространенных варианта - длинные и короткие нарды. Длинные нарды считаются восточным вариантом, а короткие - западным. Правила для коротких установлены англичанином Эдмондом Хойлом в 1743 году и по ним проводятся крупные международные соревнования. Приверженцы обоих вариантов обвиняют друг друга в излишнем усложнении и скучности игры по правилам оппонентов.

Общие принципы длинных и коротких нард

И в длинных и в коротких нардах используется традиционная доска и 30 фишек - по 15 у каждого игрока. Для расчета ходов применяются 2 кости D6 (зары). У обоих игроков имеются "дом" и "двор", правда в коротких и длинных нардах они находятся в разных местах. Для определения первого хода игроки бросают одну кость (зару). У кого выпало больше очков, тот ходит. Если идет серия партий, то цвет фишек игроков меняется и первым ходит предыдущий победитель. Игроки ходят по очереди. Цель игры в обоих случаях состоит в достижении своего дома всеми фишками с последующим их выведением за пределы доски.

При игре на очки, они начисляются в зависимости от варианта завершения текущей игры:

  • Оин (простая победа) дает одно выигравшему одно очко, если противник успел вывести хотя бы одну свою фишку;
  • Марс (двойная победа) приносит победителю два очка в случае, если оппонент не успел завести в дом все свои фишки или (редко) не успел вывести ни одной;
  • Кокс (тройная победа) это три очка, начисляемые в случае, если проигравший не успел вывести из первой четверти ни одной фишки или оставил фишку на баре.

Различия длинных и коротких нард:

В первую очередь они отличаются начальной расстановкой, расположением домов и направлениями движения (см. рисунок выше).

Далее. После розыгрыша права первого хода, в длинных нардах игрок бросает кости (зары) еще раз. В коротких игрок использует то количество очков, которое выпало при розыгрыше.

Следующее отличие в том, что в длинных нардах фишку нельзя бить (срубить с доски). В коротких, если фишка стоит в ячейке одна, её можно побить своей при точном попадании на позицию.

Международные турниры проводятся по правилам коротких нард. На соревнованиях дополнительно используется кубик удвоения ("куб Даве") со значениями 2, 4, 8, 16, 32, 64.

При подсчете очков в длинных нардах вариант завершения Кокс считается как Марс (2 очка).

И, наконец, в длинных нардах можно блокировать ходы противника, заняв подряд шесть ячеек.

Правила длинных нард

Первый ряд фишек слева от игрока называется "голова". С неё можно брать только одну фишку. Однако, при первом броске дается возможность снять две фишки с головы в случае, если нет возможности сделать полный ход (мешает голова противника). Такая ситуация возможна, если выпадают комбинации 3/3, 4/4 или 6/6. Это правило действует только в случае, если на доске нет фишек, которыми можно сделать ход.

Два кубика (зары) бросаются одновременно. Можно передвинуть фишку или на сумму выпавших очков или две фишки по очереди по очкам на отдельных зарах, при этом очки на одной заре дают право передвинуть только одну фишку.

Если выпадает дубль (куш, гош) - два одинаковых номинала, то игрок может сделать четыре хода, соответствующие выпавшим номиналам. Если при этом сделанный ход не завершен или противоречит правилам, то по согласованию с противником его можно осуществить как есть или переходить.

В одну ячейку можно поставить сколько угодно своих фишек при условии, что она или свободна или занята своей фишкой. Или говоря иными словами, в ячейку, занятую фишкой противника ставить свою нельзя.

Ход противника можно блокировать, заняв своими фишками шесть подряд ячеек. Иногда правила запрещают запирать таким образом ходы противника до того, пока хотя бы одна его фишка не зашла в дом.

Если выпавшие очки не позволяют сделать ни одного хода, то выпавшие очки сгорают и право хода переходит противнику. Однако, если у игрока есть возможность сделать полный ход, то он обязан его выполнить. Если же у него есть альтернатива, возможность сделать только один ход из двух, он должен пойти по большему пути.

Как мы помним, целью игры является вывод (выброс) фишек за пределы доски. Для этого нужно занять позиции в четвертой четверти (доме), то есть игрок может начать вывод только после того, как все его фишки пришли в дом. Вывод фишек осуществляется при совпадении позиции фишки и очков на кубиках. Например, при выпадении 5 и 3, можно вывести одну фишку с пятой позиции и одну с третьей. При этом допустимо выводить фишку с четвертой позиции, если на пятой фишек нет (или с любой позиции менее пятой, если между пятой и ней нет других фишек).

Правила коротких нард

Первый ход достается игроку, у которого выпало большее число. Жребий является и первым ходом для этого игрока. Затем игроки ходят поочередно. Фишки игроков движутся в противоположные стороны: белые - против часовой стрелки, черные - по часовой.

Фишка ставится только в открытую ячейку, т.е. на ней не должно быть двух и более фишек противника. Если ячейка занята только одной фишкой противника (она называет Блот ), то её можно побить - фишка противника кладется на бар, а её место занимает фишка игрока.

Игрок должен использовать оба выпавших ему числа, даже если это ему тактически не выгодно. При выпадении дубля игрок делает 4 хода вместо двух, и тоже обязан использовать их все, если есть такая возможность и она не запрещена правилами.

Так же как в длинных нардах, если есть альтернатива, возможность сделать только один ход из двух, игрок должен выбрать больший путь.

Если фишки еще остались на баре, игрок обязан в первую очередь выставить их ("зарядить") в дом соперника. Он ходит на ячейки в доме, не занятые более чем одной фишкой противника. Пока хоть одна фишка остается на баре, игрок не может ходить другими фишками на доске. При невозможности зарядить фишку из бара, очки сгорают, частично или полностью.

Выводить фишки из игры можно после того, как все 15 фишек игрока приведены в его дом. Если в процессе вывода фишка игрока побита, он может продолжить выброс только после того, как приведет побитую фишку обратно в дом. Когда начат вывод, можно как вывести фишку из ячейки, соответствующей выпавшему значению, так и переместить фишку с большей позиции на меньшую (например, при выпадении 2 очков на одном кубике, игрок может переместить одну фишку с 6-й позиции на 4-ю). Кроме того, если если все большие ячейки не заняты, можно снять фишку с максимальной (наибольшей) незанятой позиции. Например, если выпало 5, а ячейки 6, 5 и 4 свободны, можно снять фишку с 3-й позиции.

Ставки
Игра начинается со ставки в одно очко. Для увеличения применяется куб Даве - специальный кубик с гранями 2, 4, 8, 16, 32, 64. Он, по сути, отражает на сколько была умножена начальная ставка. Даве может предложить игрок перед началом своего хода, до броска. Если противник соглашается, ставка удваивается и возможность следующего удвоения ставок переходит противнику предложившего. Если пасует - проигрывает партию и очки за неё.

Тактика

Общие тонкости

Первые 4-5 ходов важно использовать для занятия и защиты надежных ключевых позиций. Поэтому первые ходы необходимо потратить на то, чтобы занять позиции как в своем доме, так и доме противника. Далее, игра выстраивается в соответствии с выбранной тактикой.

Тактика для длинных нард

В длинных нардах самыми распространенными тактическими приемами являются заборы и управление дефицитом ходов. Забор это шесть и более стоящих подряд фишек, через которые противник не может перепрыгнуть. А оптимальное использование ходов в зависимости от выпавших очков является признаком большого опыта и высочайшего мастерства.

Отчасти, описанные ниже тактики для коротких нард, подходят и для длинных.

Тактика для коротких нард

Гуру коротких нард выделяют несколько основных тактик. Разумеется, каждая из них не панацея и иногда может меняться по ходу развития игры и зависит от действия противника и выпавших очков.

Стремительная
Движение начинают дальние фишки, при этом нужно стараться создать препятствия к движению дальних фишек противника. Чем дальше продвигаемся, тем больше стараемся защитить свои фишки. Берем по максимуму фишки противника, которые прошли дальше. И, конечно, создаем закрытые ячейки , чтобы помешать продвижению противника. Эта тактика ориентирована на быстрое снятие с доски максимально возможного количества своих фишек.

Удерживающая
Это игра от обороны, ориентированная на срубании фишек при попытке входа в дом. Свои фишки при этом располагаются в доме и дворе противника. Закрытые ячейки нужно располагать как можно ближе друг к другу. В целом, такая тактика более сложна, чем предыдущая и требует стратегического мышления.

Блокирующая
Заключается в построении блокад из пяти-шести закрытых ячеек. Также блокада является отличным средством против аналогичной блокады противника. Если же выпавшие очки заставляют разбирать свою блокаду, нужно начинать с дальних ячеек.

Атакующая
Самая рискованная тактика. Применяется в случае, если удалось захватить больше пунктов в своем доме, чем противнику в вашем. Атакуется несколько одиночных фишек противника, если это не слишком рискованно. Защите подлежат ячейке в доме. Вне дома при такой тактике из защищать бессмысленно.

Любимые комбинации и тактики индивидуальны и вырабатываются с опытом игры. Если игра идет не на деньги, имеет смысл поэкспериментировать с разными вариантами, чтобы выработать свой стиль.

История игры в нарды

История игры в нарды

Нарды — это одна из древнейших игр. В нее играют люди более 5000 лет. В эту игру играли великие фараоны, цари Месопотамии, римские императоры, персидские шахи и Европейские монархи.

Это не случайно, так как игра в нарды очень хорошо раскрывает характер человека через стиль его игры, и эту информацию можно также использовать и в дипломатических целях. Например, Екатерина I очень часто использовала настольные игры как средство получения желаемого. Она проигрывала тому игроку, от которого хотела что-то получить.

В настоящее время ученые не смогли найти точный ответ о дате появления игры, не нашли и автора изобретения. По одной из найденных рукописей того времени, стала известна легенда появления игры.

Согласно рукописи, индийцы, когда изобрели игру в шахматы, то привезли ее показать в Персию (современный Иран), но ее доставили как подарок-загадку. Один из визирей Ануширвана (правитель Ирана с 531 по 579 года) отгадал смысл шахмат, в ответ персы придумали нарды и так же их отправили в виде загадки в Индию. Для того чтоб разобраться в правилах игры в нарды, индусам понадобилось 12 лет.

Древняя доска для игры в нарды

Древняя доска для игры в нарды

После тщательных исследований, ученые предположили, что она была создана за 3000 лет до начала нашей эры.

Так же аналог нард нашли в гробнице Тутанхамона. В Древнем Египте помимо досок сохранились еще наскальные изображения, карикатуры играющего льва с козой.

Особое распространение игра получила в арабском мире, причем в арабском мире тогда, когда появились уже и шахматы. Нарды и шахматы – это две самые главные игры арабского мира, поэтому не случайно, что до сих пор легенда о возникновении игры в нарды передается из поколения в поколение.

В то время нарды были не просто игрой для развлечений, а как средство астрологических предсказаний. Каждый элемент игры имел свой философский смысл. Доска уподобляется земле, 30 камней – 30 дням и ночам, сумма цифр с каждой стороны костей равна 7, это количество планет, известных в то время. 24 лунки – это 24 земных часа.

Крестоносцы

Крестоносцы

В Европу нарды завезли в 12 веке рыцари католической церкви (крестоносцы), которые об игре узнали в одном из своих походов.

В мировом масштабе наиболее популярен Европейский вид нард. По коротким нардам проводятся международные турниры и чемпионаты, на которых можно получить внушительный призовой фонд.

К примеру, в Азербайджане победителю турнира вручают игральные кости из чистого золота.

В Россию нарды пришли с Кавказа, где они чрезвычайно популярны. Игра сразу же стала популярна среди известных людей.

Например, в нарды любил играть светлейший князь Григорий Александрович Потемкин (Создатель Черноморского военного флота и его первый главнокомандующий). Он даже возил с собой человека, партнера, который мог играть с ним.

Вот как высказывался об игре в нарды, чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов:

Это потрясающая игра, она так развивает, она позволяет так мыслить!

Сейчас в каждом российском городе можно встретить людей, которые увлеченно играют в нарды. С 2003 года нарды в России, как и во многих странах мира, признаны официальным видом спорта.

Интересные факты

— Для того чтоб игроку сопутствовала удача, он во время игры не должен скрещивать ноги или руки;

— Суеверные игроки носят с собой на игру специальные талисманы. Они могут его продемонстрировать соперникам, дать его подержать в руке, но во время игры он всегда с ними. Считается, что чем больше побед у игрока, тем сильнее заряжен талисман;

Нарды

Нарды – это старинная и увлекательная настольная игра для двух игроков на специальной доске с двумя разделенными половинами. Самую первую доску для игры в нарды, а точнее ее прообраз, нашли на территории Ирана. Исследования показали, что этой находке более 5 тысяч лет. А спустя тысячелетие в гробницах египетских фараонов были найдены небольшие дощечки, очень похожие на современные доски для этой игры.

Подобие нард встречалось не только в Египте, но и в Древнем Риме – известное как Ludus и Tabula, и даже у викингов – под названием "Тавлеи". С развитием и расширением торговых путей игра "Тавлеи" появилась и на Руси, которая называлась "Тавлеями" вплоть до Петровских времен. Однако первые упоминания о современных нардах появились в персидских летописях, где они имели мистический смысл. Ведь с помощью этой игры жрецы давали астрологические прогнозы. С помощью рыцарей-крестоносцев о нардах узнали и в Европе. В те времена церковь жестко критиковала все азартные игры, поэтому на какое-то время об игре забыли. И новый пик популярности возник лишь в XX веке.

Описание игрушки

Сейчас же нарды пользуются популярностью во всем мире, и даже существуют неофициальные международные турниры. В набор для игры входят:
• Игровое поле, нанесенное на доску.
• 2 комплекта шашек двух цветов по 15 шт.
• Пара костей.
• Стаканчик для бросания костей.

Есть два основных вида нард: короткие и длинные. Основными их отличиями являются разные начальные расстановки на игровом поле, а также некоторые расхождения в правилах игры:В длинных нардах отсутствуют сбитые шашки, так как нельзя ставить шашку в лунку, занятую соперником.В длинных нардах существует возможность "запирания", то есть построение шести шашек перед шашкой соперника, что является идеальной помехой для игры соперника.

В остальном правила схожие:
Доска состоит из 24 узких пронумерованных треугольников ("пунктов") и у каждого игрока имеется по 15 шашек.
Игровые наборы конвейерного производства, которые можно приобрести, практически всегда сочетаются с шахматами. Как правило, они недорогие и выполнены из пластика. Зачастую наборы имеют внешнее покрытие доски из листовой стали, а внутри самих шашек установлен магнит. Благодаря этому выставленные фигуры не смещаются самостоятельно, удерживаясь магнитным притяжением. Такие наборы являются самыми дешевыми и имеют компактные габариты, что позволяет их без проблем переносить, вкладывая в сумку или рюкзак.

На порядок выше по цене предлагаются наборы ручного изготовления, которые делаются из дерева. Обычно такие игровые комплекты не предусматривают разметки для шахмат. В сложенном виде внешняя поверхность ящика покрыта художественной резьбой. Традиционно изображаются сложные геометрические узоры, драконы или животные. Также на нардах может быть вырезано другое объемное изображение. Внутреннее игровое поле может иметь разметку выжженную паяльником или выкрашенную специальной износостойкой эмалью.

Как играть?

Первый свод правил был издан англичанином Эдмондом Хойлом в 1743 году.Игроки ходят по очереди, причем по четко фиксированному кругу, выкидывая по две кости ("зары"), и за один ход можно сделать не больше 4-х передвижений шашки. А если на обеих костях выпало одно и то же число – количество очков удваивается. Когда все шашки игрока попали в свои "дома" – следующим ходом игрок имеет право выставить их за доску. Выигрывает тот игрок, кто первым выставит все шашки за пределы доски.

Плюсы и минусы

Игра в нарды развивает логическое мышление и интеллект, учит выстраивать свою стратегию и тактику игры, а также просто благотворно влияет на эмоциональное состояние.

Новый век

Благодаря привлекательной резьбе комплекты для данной игры стали объектом коллекционирования, так же, как и шахматы. Стоит отметить, что поля для нард намного привлекательнее, нежели для шахмат. Они имеют большую площадь для обработки резьбой. При этом у шахмат могут быть вырезанные сложные привлекательные фигуры, в случае с нардами шашки всегда выполнены в виде шайбы. Она может быть плоской или иметь неглубокую высечку по кругу, которая обеспечивает лучшее сцепление с пальцем при передвижении.

Производство

История нард

За три тысячи лет до нашей эры хитроумные индусы попытались предупредить назревавшую войну с Великим царством Персов, обладавшим в те времена особым могуществом, бросив интеллектуальный вызов самому царю Бозоргмехру, славившимся своим умом и мудростью. Индусы послали правителю шахматы, думая, что ему никогда не разобраться в правилах этой игры. Бозоргмехр не только справился с поставленной задачей, но и нашел, чем ответить противнику, прислав взамен нарды. К сожалению, правительство Индии оказалось не таким сообразительным, и загадка нард мучила умы индийских властителей в течение двенадцати лет.

В Древней Персии нардам придавали просто колоссальное значение, ведь их использовали с целью предсказания событий, способных изменить ход истории целого государства. Именно гадания на нардах приоткрывали завесу будущего для великих правителей и их приближенных. Человек, обладавший умением распознавать знаки судьбы с помощью каменной или деревянной игорной доски, а также глиняных или костяных шашек, пользовался огромным уважением среди наивысших слоев общества. Поле для шашек символизировало, согласно древним гаданиям, звездное небо, деление доски на квадраты обозначало времена года, а двенадцать рядов – календарные месяцы, шашки же выступали в роли дней лунного календаря. Гадание на нардах также было популярно в Месопотамии. Именно в столице Месопотамии городе Уре была найдена одна из старейших игр.

История нард

Интеллектуальная игра завоевала популярность и в Европе, куда попала благодаря крестоносцам в середине двенадцатого века. Даже эпидемии и кровопролитные войны не смогли остановить популяризацию нард на европейском континенте.
Россия открыла для себя нарды несколько позже. Доподлинно известно, что Великий русский царь Иван Грозный был заядлым любителем нард. Доска, принадлежавшая лично царю, по сей день хранится в палатах Кремля.

Более чем за пять тысяч лет истории увлечения человечеством нардами, было изобретено более ста вариаций правил настольной игры. Нарды объединяли не только лучшие блистательные умы древности, в наше время, игра стала одним из самых популярных интеллектуальных видов спорта.

На Востоке до сих пор популярны длинные, старинные нарды, а европейские игроки больше предпочитают короткие. Официальные правила, по которым проходят игры на турнирах мирового уровня, были впервые установлены англичанином Эдмондом Хойлом в 1743 году.

Читайте также: