Налоги в новое время кратко

Обновлено: 08.07.2024

Налоговая система в РФ — это инструмент для выполнения ключевых государственных функций и задач. Совокупность механизмов и принципов организации фискального обременения представляет собой налоговую систему Российской Федерации. Определим действующую структуру и ключевые функции, а также расскажем об основах налоговой системы в Российской Федерации.

Фискальная система государства: кратко об истории

Уже в 1998 году была утверждена первая часть НК РФ , а через два года, в 2000, законодатели приняли вторую часть . Так, стал главной правовой основой налоговой системы РФ Налоговый кодекс. Норматив детально определял порядок взаимоотношений между государством и налогоплательщиками.

Преобразования коснулись не только самой налоговой системы страны, но и органов, осуществляющих контроль. Так, в 1990 году была создана Государственная налог. инспекция, на которую были возложены функции по контролю и сбору фискальных платежей. Затем ее переименовали в службу. Но уже 1998 году службу упразднили, а взамен было создано специальное Министерство по налогам и сборам.

Однако и это не последнее изменение. В 2004 году чиновники решили передать бюджетные полномочия в Минфин РФ. Контрольная же функция была передана в ФНС — службу, которая действует и по сей день. Следовательно, единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства финансов России и ФНС.

Определения и общая характеристика налоговой системы РФ

Итак, что такое налоговая система, определение кратко: налоговая система — это совокупность норм, обязательств, налогоплательщиков и государственных органов.

Иными словами, это не только фискальные платежи, зачисляемые в государственный бюджет в соответствии с действующими законодательными актами, это еще и все категории и виды налогоплательщиков, подпадающих под фискальное обременение, а также государственные органы, контролирующие правильность и полноту перечислений в бюджет.

Сущность налоговой системы РФ (кратко) — это гарантия поступления платежей в бюджеты, а следовательно, это важнейший и основной источник дохода государства, позволяющий качественно и постоянно выполнять ключевые государственные функции и задачи.

Принципы построения

Разобраться в столь сложном понятии, не определив принципов его построения, невозможно. Так, все принципы становления и построения налоговой структуры РФ описаны в 3 статье НК РФ. К ним следует относить:

  • справедливость, то есть обременение распространяется на всех (граждане, ИП, организации);
  • определенность, которая не допускает двусмысленных трактовок одного и того же положения, правила, нормы;
  • равенство, устанавливается независимо от расовых, социальных, религиозных, национальных и прочих принципов;
  • доступность, то есть все нормы должны быть сформулированы максимально доступным и понятным языком;
  • удобство, налогоплательщики должны быть информированы обо всех обязательных платежах, объектах обложения и порядках исчисления суммы обязательства;
  • обоснованность, все действующие и новые обязательства должны быть экономически обоснованы, недопустимо вводить обременения, противоречащие Конституции России.

Следовательно, принципы налогообложения направлены на соблюдение действующего законодательства и основ Конституции.

Структура налоговой системы РФ 2020

Налоговая система государства, налоги и их виды, подразумевает группировку на определенные уровни. А вот уровень конкретизируется двумя взаимосвязанными признаками: в какой бюджет зачисляется платеж, и власти какого уровня устанавливают нормы налогообложения. Так, выделяют всего три уровня:

  1. Федеральный. Платежи федерального уровня зачисляются напрямую в бюджет Федерации (высший уровень). Нормы и принципы налогообложения (объект, база, ставки, льготы, периоды, освобождения, отчетности и сроки) регламентируются Кодексом и Конституцией, федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства России. Федеральные обязательства применимы на территории всей страны.
  2. Региональный. Сборы, которые подлежат зачислению в казну региона, субъекта, автономного округа, области, города федерального значения. Следовательно, ключевые правила налогообложения устанавливают власти субъекта РФ. Нормы действуют только для конкретного региона.
  3. Местный. Обязательства, которые уплачивают в бюджет муниципального образования. Принципы налогообложения устанавливают власти местных администраций в индивидуальном порядке.

Налоговая система России: кратко об элементах

Эффективность определяется не только ее структурой, но и составляющими элементами. Выделяют следующие элементы:

  • виды налогов, сборов, взносов (с 2017 г.) и иных платежей;
  • права и обязанности налогоплательщиков и госорганов;
  • совокупность способов и видов контроля;
  • введение ответственности на правонарушения фискальных норм;
  • принципы и обоснования для установления фискальных платежей;
  • установленный порядок обжалования.

Несмотря на многочисленность элементов, основой функционирования Налоговой системы РФ является его правовая база, а именно Налоговый кодекс.

Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования

Основное направление деятельности налоговой системы — это создание рационального, эффективного и справедливого механизма, который бы обеспечил достойный экономический рост всему государству. Однако, как показывает практика, ключевым направлением становится повышение стимула к сбору фискальных платежей.

В то же время повышение стимулов к собираемости фискальных обязательств позволило российской экономике выйти на новый, более высокий уровень развития. Это связано с тем, что законодатели предложили рациональные виды и режимы налогообложения, сокращающие фискальную нагрузку плательщиков. А следовательно, большинство экономических субъектов решило выйти из теневой экономики. Однако действующие подходы несовершенны и требуют многочисленных изменений.

Налоги
Краткая всемирная история налогообложения

1. Появление налогов

1.1. Когда появились налоги?

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования в виде натуральных сборов обнаруживаются примерно в V в. д.н.э. Налоги появились вместе с государствами и со временем, после введения денежной системы, стали играть гланую роль в формировании его казны. У властей были популярны чрезвычайные (на случай войны) и целевые (например, на содержание госслужащих) налоги, когда определенная госудаственная нужда финансировалась путем введения специального налога. Налоговое бремя в древности было чрезвычайно высоким. И позднее непомерное налоговое бремя постоянно вызывало раздражение жителей самых разных стран и вело даже к восстаниям (историки насчитывают только в Европе более 80 таких "налоговых бунтов").

1.2. Почему платили налоги?

К современному обоснованию существования налогов человечество пришло не сразу. Вначале преобладала идея дара - гражданин делал подарок властелину в благодарность за защиту от врагов. Затем ее сменила идея смиренной просьбы правительства к народу о поддержке ради решения общих задач нации. Эта идея плавно переросла в представление о необходимости помощи граждан своему правительству денежными средствами. Четвертой ступенькой восхождения к современным налогам стала идея о жертвах, приносимых гражданами в интересах государства. Пятой - теория о долге гражданина перед государством. Шестой уровень развития идеи налогообложения - убежденность в праве государства принудительно изымать деньги у граждан ради общего блага страны. И, наконец, на седьмой ступеньке налогового прогресса родилось представление о налогах как о необходимой плате за жизнь в цивилизованном обществе.

1.3. Кто платил налоги?

Ответ на этот вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население - "неблагородные", т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того, как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.

1.4. С чего платили налоги?

Как показывает история, налоги взимались с чего угодно. Например, в Древнем Риме: от налога на огурцы до сбора с проституток.

2. Древний мир (до V в. д.н.э.)
и Античность ( V в. д.н.э. - V в. н.э.)

2.1. Древний Египет

В Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.

Рис. Налоги Древнего Египта

2.2. Древняя Греция

В Древней Греции тоже существовала своя налоговая система. Ставка подоходного налога составляла здесь от 10 до 20%. Но свободные граждане Афин налогов не платили, предпочитая им добровольные пожертвования. Однако если государству предстояли крупные расходы - война или большое строительство, народное собрание вводило обязательное налогообложение для всех. Деньги налогоплательщиков расходовались на содержание наемных армий, возведение храмов и оборонительных укреплений, строительство дорог, устройство празднеств, раздачу денег беднякам и другие общественные нужды.

2.3. Древний Рим

Великая Империя, Его государственное устройство стало образцом для государств Европы, которые появились гораздо позднее. Да и налоговая система римлян послужила примером для подражания. Такие понятия, как ценз, акциз, фискал, откупщик, дошли, до нас с тех далеких времен. Пока Рим оставался городом-государством, его налоговая система была не очень сложной. В мирное время налогов не существовало вовсе, а расходы покрывались путем сдачи в аренду общественных земель. Государственный же аппарат фактически содержал себя сам. Избранные магистраты не только исполняли обязанности безвозмездно, но еще и вносили на общественные нужды собственные средства, считая это почетным. В военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком, для чего раз в пять лет подавали избранным чиновникам-цензорам заявление о своем имущественном и семейном положении. На основании этих заявлений, ставших прообразом современных налоговых деклараций. и определялась сумма налога (ценз).
Шли годы. Римское государство росло, постепенно превращаясь в империю. Победоносные войны позволяли присоединять к нему все новые и новые земли, получившие название провинций. Усложнялась и налоговая система. На завоеванных землях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности, причем чем более упорное сопротивление оказывали римским легионерам жители покоренных земель, тем более высоким налогом они облагались.

    1. Сбор на содержание надзора за рынком.
    2. Портовые пошлины при погрузке и выгрузке.
    3. Дорожная пошлина.
    4. Налог за закрепление сделки (налог с продаж).
    5. Сбор за ярлык для ослов.
    6. Налог на наследство.
    7. Сбор за обмен и размен денег.
    8. Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати. 9. Сбор со скота.
    10. Налог на владение рабами.
    11. Налог в продовольственный фонд столицы.
    12. Земельный налог.
    13. Специальный налог на огороды.
    14. Налог на вино.
    15. Налог на пшеницу.
    16. Налог на огурцы.
    17. Сбор с квартирной платы.
    18. Сбор с рыботорговцев.
    19. Сбор с ломовиков.
    20. Сбор с банщиков.
    21. Сбор с проституток.
    22. Подушная подать.
    23. Налог на доход от фиников.
    24. Налог на доход с земли под постройкой.
    25. Сбор на воздвижение статуй.
    26. Сбор на содержание неимущих.
    27. Квартирный налог.
    28. Пошлины с вина.
    29. Сбор на содержание бань.
    30. Сбор на содержание именитых гостей.
    31. Сбор на содержание речной стражи.
    32. Сбор на содержание тюрьмы для недоимщиков.
    33. Сбор на содержание гарнизона.
    34. Сбор на содержание сторожевых вышек.
    35. Сбор на золотой венок в качестве выражения верноподданнических чувств представителю высшей власти.
    36. Сбор на жалованье полиции.
    37. Сбор на содержание и ремонт плотин.
    38. Сбор на содержание сборщиков налогов.
    39. Сбор на канцелярские принадлежности для правительственных учреждений.
    40. Сбор на устройство зрелищ.
    41. Сбор на содержание начальника района.
    42. Сбор на благотворительность.
    43. Налог на торговый оборот.
    44. Налог на мыло.
    45. Пошлины ввозные и вывозные.
    46. Пошлины на пропуск в ворота.

3. Средние века
( V - XVI вв. н.э.)

В Византийской империи, где только прямых налогов существовал 21 вид, а также всевозможные косвенные и чрезвычайные налоги, налоговое бремя привело к сокращению налоговой базы и ослаблению государства.
В Западной Европе во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

4. Новое время
( XVI - XIX вв. н.э.)

Современное европейское государство сформировалось в основном в ХVI-ХVII вв., однако его система налогообложения была еще далека от совершенства. После распада феодальной системы основным объектом налогообложения закономерно стала земля - ведь именно она в те времена была главным источником богатства в экономике всех стран. Поначалу размер земельного налога определялся площадью сельскохозяйственных земель, и лишь потом родилась идея брать налог в зависимости от того годового дохода, который землевладелец мог получить от использования своей земли. Затем в североамериканских колониях Великобритании был введен всеобъемлющий налог на собственность. Он взимался не только с земли как таковой, но и с построек на ней, а также личного имущества и ожидаемых доходов людей, которые на этой земле жили.
Значительная часть средств поступала в казну через систему чрезвычайных налогов, а их сбор находился в руках откупщиков, то есть дельцов, которые называли на торгах самую высокую цену за право сбора очередного налога и таким образом откупали его. Деньги поступали в государственную казну, а откупщик занимался сбором налогов, стараясь при этом получить максимальную прибыль за счет комиссионных. Надо ли говорить, к каким злоупотреблениям это приводило и насколько непопулярными личностями были откупщики у населения, если еще средневековый церковный деятель и философ Фома Аквинский называл налоги узаконенной формой грабежа.

Рис. Европейские налоги
Достаточно рациональная налоговая система возникла на рубеже ХVII-ХVIII вв., когда в европейских странах в основном сложилось административное государство, располагавшее чиновничьим аппаратом. Доходы, как и в Древнем Риме, поступали через систему прямых и косвенных налогов. Прямые налоги в основной массе приходились на подушный и подоходный, ставка которых колебалась от 10 до 15%. Дворянство и духовенство от их уплаты освобождались, и налоговое бремя несли буржуазия и крестьянство. Основным косвенным налогом был акциз, размеры которого колебались от 5 до 25%. Но тут опять наметилось противоречие. Принося большие доходы в казну, налоги на предметы потребления сдерживали развитие торговли. Государство все сильнее нуждалось не только в системе, но и в научной теории налогообложения.
Создателем такой теории считается видный шотландский экономист и ученый XVIII в. Адам Смит. В противовес Фоме Аквинскому он утверждал, что налоги для налогоплательщика - признак не рабства, а свободы. Труд А.Смита "Исследование о природе и причине богатства народов", увидевший свет в 1776 г., определил основные принципы налогообложения, не утратившие значения и поныне:
- Принцип справедливости ("Подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства).
- Принцип определенности ("Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика. . Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью").
- Принцип удобности ("Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его").
- Принцип экономии ("Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать и даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. . Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды").

5. Новейшее время (c XIX в. н.э.)

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Это было вполне закономерно, так как становление после промышленной революции нового устройства экономической жизни общества привело к появлению вместо практически единственного источника доходов - земли - множества видов доходов и богатства.
Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном. А когда войска французского императора были окончательно разгромлены, англичане тут же отменили этот "неприятный" налог, и почти четверть века власти не решались его вновь ввести. Возрожденный спустя десятилетия, он стал образцом для аналогичных налогов в других странах. Но и там он приживался столь же тяжело, как и в Англии.
Во все времена экономистов занимал вопрос: формировать ли бюджет чисто фискальными методами или же стимулировать предпринимательскую деятельность и расширение налоговой базы путем снижения налогов? Какой путь вернее?
Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений. На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XX в., основывается на ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности. Снижаются ставки налога на прибыль корпораций (в США с 46 до 34%, в Великобритании с 45 до 35%, в Японии с 42 до 40%). Кроме того, снижен верхний уровень налогообложения личных доходов физических лиц, расширены интервалы необлагаемого дохода. Но снижение прямых налогов компенсируется ростом косвенных - налога с продаж, налога на добавленную стоимость и ряда других. Одновременно усилен контроль за соблюдением налогового законодательства и ужесточены экономические и юридические санкции к тем, кто его нарушает.

6. Заключение

Хорошая система налогообложения - динамическое явление. Ведь налоги должны соответствовать особенностям страны, стадии экономического развития. Все это меняется. Вслед должна меняться и налоговая система.

Странные налоги со всего мира

Налог на бороду, окна или трусость – такие платежи существовали в разных странах мира в давние времена. Но и сейчас государства, которым нужны деньги, обязывают граждан платить больше под самыми разными предлогами. Перечисляем страны, в которых налогоплательщика заставят раскошелиться самые банальные, на первый взгляд, действия: от выбора имени для ребенка до желания запостить что-нибудь в Facebook, выпить банку Coca-Cola или выехать из страны. Разумеется, уже после окончания карантина.

В целом ряде стран – Великобритании, Франции, Ирландии, Норвегии, Чили и трёх десятках других государств – существует налог на высококалорийную еду и продукты с высоким содержанием сахара (например, в Великобритании импортеры и производители платят 18 пенсов (около 17 руб.) за литр напитка, если на 100 мл приходится 5 и больше граммов сахара, и 24 пенса (около 23 руб.) за литр, если объем сахара в 100 мл превышает 8 граммов). Так страны борются за здоровье населения. Меры логичны: по данным Всемирного банка, связанные с ожирением болезни входят в топ-3 причин по смертности населения. Некоторые предпринимали для борьбы с инфарктами и диабетом и более радикальные меры. Так, в 2008 году в попытке снизить уровень ожирения и повысить продолжительность жизни в Японии появился новый налог для компаний и региональных властей, которые нее смогли достичь определенных показателей. Людям в возрасте от 40 до 75 лет измеряли размер талии. Если он оказывался больше нормы (85 см для женщин и 90 см для мужчин), то муниципалитеты и бизнес должны были платить дополнительные суммы в бюджет. Программа просуществовала до 2015 года и способствовала снижению уровня ожирения. Сейчас этот показатель в Японии является одним из самых низких в мире.


Такой налог существует c 2006 года в Китае, где каждый год производится более 45 млрд одноразовых палочек для еды. Из-за этого производства в стране вырубили 25 млн деревьев, приводит расчеты зарубежная пресса. Чтобы сохранить леса и заставить людей обратить внимание на проблему экологии, китайские власти ввели дополнительный налог на одноразовые деревянные палочки в размере 5%. Чиновники уверены, что так они подтолкнут пользоваться другими материалами для производства столовых приборов.

В Индии дополнительным налогом облагаются развлекательные мероприятия: спортивные события, кино, театры, выставки и парки развлечений. В зависимости от штата налог варьировался от 15 до 110%. Но в 2017 году появился единый для всей страны налог с более узким диапазоном – от 5 до 28% (для билетов дороже 100 рупий (около 100 руб.).


Туристический налог платят желающие отдохнуть на курортах Ивисы, Майорки, Менорки и ряда других островов. Они заплатят €1 в день (около 80 руб.) за возможность побыть на солнце, а на эти деньги местные власти обещают усовершенствовать туристическую инфраструктуру. В Венеции платить приходится не за солнце, а за тень: платят владельцы зданий и конструкций, которые отбрасывают тень на землю муниципалитета. После введения налога в 1993 году многие кафе и рестораны отказались от тентов, чтобы платить меньше в бюджет. Сборы продолжают действовать до сих пор. В 2019 году речь шла и о том, чтобы брать плату с путешественников, которые просто хотят попасть в центр города. Но похоже, что введения выплат, как и появления туристов в Италии, в ближайшее время ждать не стоит.

Выбрать имя ребенку непросто, особенно когда в этом участвует третья сторона – налоговая служба. Согласовывать имя с налоговой приходится в Швеции. Родителям, которые назвали ребенка странными или неудобным для произнесения именем, в переводе на рубли придется заплатить около 53 000 руб. Чёткости правилам не хватает. Так, имена Икеа и Аллах находятся под запретом, а вот назвать ребенка Гугл или Лего можно бесплатно (впрочем, после очередного ужесточения закона в 2017 году понять, какое именно имя одобрят, всё сложнее). Платить надо не сразу: имя проходит проверку в налоговой, когда ребенку исполняется пять лет. Изначально налог появился в 1982 году, чтобы закрепить право на королевские имена. С налогом связан целый ряд историй. Так, в 1991 году шведская пара назвала ребенка Brfxxccxxmnpcccclllmmnprxvclmnckssqlbb11116 и отказалась платить налог, а в 2007 году одна из семей спорила с налоговой за право бесплатно назвать дочку именем Металлика (запрет, подтвержденный первой инстанцией, отменила апелляция). В 2018 году до суда дошло дело о запрете, казалось бы, на безобидное имя Форд, которое показалось шведским властям слишком похожим на фамилию. Кстати, желающие заключить брак в Швеции тоже идут в налоговую – за одобрением.


Такой налог ввели власти Уганды. С 1 июня 2018 года желающие использовать соцсети должны заплатить $0,05 (около 4 руб.) за каждый день пользования. Чиновники объяснили свое решение тем, что в соцсетях слишком много слухов, в том числе и касающихся местных властей, а на борьбу с дезинформацией и ее последствиями уходит слишком много денег. Еще больше приходится платить тем, кто хочет вести собственный блог. Сумма составит $440 (около 33 000 руб.) в год – большие деньги в стране, где значительная часть населения живет на $1 в день. За неуплату налога предусмотрено жесткое наказание: штраф от $2500 (около 187 000 руб.) или 12 месяцев лишения свободы.

Те, кто покидает страну, должны заплатить. Такое правило придумали в Японии, где ввели выездной налог для путешественников в размере 1000 иен (около 700 руб.). Налог распространяется как на местных жителей, так и на туристов. Он включен в стоимость билета на самолет или судно. Платить не надо тем, кто провел в стране меньше суток, детям до двух лет, а также послам и государственным гостям. В ходе Олимпиады 2020 года Япония надеялась получить в результате этого налога миллионы долларов.

Странные налоги со всего мира

Налог на бороду, окна или трусость – такие платежи существовали в разных странах мира в давние времена. Но и сейчас государства, которым нужны деньги, обязывают граждан платить больше под самыми разными предлогами. Перечисляем страны, в которых налогоплательщика заставят раскошелиться самые банальные, на первый взгляд, действия: от выбора имени для ребенка до желания запостить что-нибудь в Facebook, выпить банку Coca-Cola или выехать из страны. Разумеется, уже после окончания карантина.

В целом ряде стран – Великобритании, Франции, Ирландии, Норвегии, Чили и трёх десятках других государств – существует налог на высококалорийную еду и продукты с высоким содержанием сахара (например, в Великобритании импортеры и производители платят 18 пенсов (около 17 руб.) за литр напитка, если на 100 мл приходится 5 и больше граммов сахара, и 24 пенса (около 23 руб.) за литр, если объем сахара в 100 мл превышает 8 граммов). Так страны борются за здоровье населения. Меры логичны: по данным Всемирного банка, связанные с ожирением болезни входят в топ-3 причин по смертности населения. Некоторые предпринимали для борьбы с инфарктами и диабетом и более радикальные меры. Так, в 2008 году в попытке снизить уровень ожирения и повысить продолжительность жизни в Японии появился новый налог для компаний и региональных властей, которые нее смогли достичь определенных показателей. Людям в возрасте от 40 до 75 лет измеряли размер талии. Если он оказывался больше нормы (85 см для женщин и 90 см для мужчин), то муниципалитеты и бизнес должны были платить дополнительные суммы в бюджет. Программа просуществовала до 2015 года и способствовала снижению уровня ожирения. Сейчас этот показатель в Японии является одним из самых низких в мире.


Такой налог существует c 2006 года в Китае, где каждый год производится более 45 млрд одноразовых палочек для еды. Из-за этого производства в стране вырубили 25 млн деревьев, приводит расчеты зарубежная пресса. Чтобы сохранить леса и заставить людей обратить внимание на проблему экологии, китайские власти ввели дополнительный налог на одноразовые деревянные палочки в размере 5%. Чиновники уверены, что так они подтолкнут пользоваться другими материалами для производства столовых приборов.

В Индии дополнительным налогом облагаются развлекательные мероприятия: спортивные события, кино, театры, выставки и парки развлечений. В зависимости от штата налог варьировался от 15 до 110%. Но в 2017 году появился единый для всей страны налог с более узким диапазоном – от 5 до 28% (для билетов дороже 100 рупий (около 100 руб.).


Туристический налог платят желающие отдохнуть на курортах Ивисы, Майорки, Менорки и ряда других островов. Они заплатят €1 в день (около 80 руб.) за возможность побыть на солнце, а на эти деньги местные власти обещают усовершенствовать туристическую инфраструктуру. В Венеции платить приходится не за солнце, а за тень: платят владельцы зданий и конструкций, которые отбрасывают тень на землю муниципалитета. После введения налога в 1993 году многие кафе и рестораны отказались от тентов, чтобы платить меньше в бюджет. Сборы продолжают действовать до сих пор. В 2019 году речь шла и о том, чтобы брать плату с путешественников, которые просто хотят попасть в центр города. Но похоже, что введения выплат, как и появления туристов в Италии, в ближайшее время ждать не стоит.

Выбрать имя ребенку непросто, особенно когда в этом участвует третья сторона – налоговая служба. Согласовывать имя с налоговой приходится в Швеции. Родителям, которые назвали ребенка странными или неудобным для произнесения именем, в переводе на рубли придется заплатить около 53 000 руб. Чёткости правилам не хватает. Так, имена Икеа и Аллах находятся под запретом, а вот назвать ребенка Гугл или Лего можно бесплатно (впрочем, после очередного ужесточения закона в 2017 году понять, какое именно имя одобрят, всё сложнее). Платить надо не сразу: имя проходит проверку в налоговой, когда ребенку исполняется пять лет. Изначально налог появился в 1982 году, чтобы закрепить право на королевские имена. С налогом связан целый ряд историй. Так, в 1991 году шведская пара назвала ребенка Brfxxccxxmnpcccclllmmnprxvclmnckssqlbb11116 и отказалась платить налог, а в 2007 году одна из семей спорила с налоговой за право бесплатно назвать дочку именем Металлика (запрет, подтвержденный первой инстанцией, отменила апелляция). В 2018 году до суда дошло дело о запрете, казалось бы, на безобидное имя Форд, которое показалось шведским властям слишком похожим на фамилию. Кстати, желающие заключить брак в Швеции тоже идут в налоговую – за одобрением.


Такой налог ввели власти Уганды. С 1 июня 2018 года желающие использовать соцсети должны заплатить $0,05 (около 4 руб.) за каждый день пользования. Чиновники объяснили свое решение тем, что в соцсетях слишком много слухов, в том числе и касающихся местных властей, а на борьбу с дезинформацией и ее последствиями уходит слишком много денег. Еще больше приходится платить тем, кто хочет вести собственный блог. Сумма составит $440 (около 33 000 руб.) в год – большие деньги в стране, где значительная часть населения живет на $1 в день. За неуплату налога предусмотрено жесткое наказание: штраф от $2500 (около 187 000 руб.) или 12 месяцев лишения свободы.

Те, кто покидает страну, должны заплатить. Такое правило придумали в Японии, где ввели выездной налог для путешественников в размере 1000 иен (около 700 руб.). Налог распространяется как на местных жителей, так и на туристов. Он включен в стоимость билета на самолет или судно. Платить не надо тем, кто провел в стране меньше суток, детям до двух лет, а также послам и государственным гостям. В ходе Олимпиады 2020 года Япония надеялась получить в результате этого налога миллионы долларов.

Читайте также: