Символы сакской и скифской культуры кратко

Обновлено: 04.07.2024

М.Э. Султанова, Н.А. Михайлова, К.С. Оразкулова

ЗОЛОТО В СКИФСКОМ ЗВЕРИНОМ СТИЛЕ: СИМВОЛИКА И МИФОПОЭТИКА

Стремление познать свои корни, увидеть целостную картину духовного генезиса не только отдельно взятого этноса, но общий культурный контекст, всегда актуально. Обращаясь к прошлому, одним из самых значимых и проблемных явлений видится феномен скифского звериного стиля как сакрального образного языка древних номадов Евразии. Будучи одной из важных культурных детерминант, скифский звериный стиль не просто оставил свой след в истории, но стал концептуальной основой в художественном сознании многих последующих культур вплоть до сегодняшнего дня.

Скифский звериный стиль помимо яркого этапа исторического развития древней кочевой цивилизации Евразии, прежде всего, является художественным феноменом. Не так уж много изысканий в этой области затрагивает семантику художественного материала, в особенности металла. Здесь целесообразно отметить работы М.И. Артамонова, Б.А. Литвинского, Е.Ф. Корольковой, Д.В. Журавлева, К.Б. Фирсова, А.К. Акишева.

Едва ли не самые интересные вопросы сосредоточены вокруг этого феномена. Действительно ли скифский звериный стиль нечто большее, чем художественное творчество? Какое значение в художественном генезисе древних номадов Евразии имеет металл? Почему золото олицетворяет фундаментальные архетипические установки, единые для всего индоевропейского пространства?

Звериный стиль не просто интересный, самобытный художественный прием, характерный для конкретного времени и определенной местности. Это универсальный язык многих народов, населявших огромные территории от Кореи до Черного моря. Звериный стиль позволил сформировать новый Космос, легко сопрягая его необъятность и иноматериальность с необходимой для человека вещностью и доступными формами.

Глобальность мышления и смелость стремлений древних кочевников подкреплялась не только их способностью оперировать сложными философскими и мировоззренческими императивами, но и бесспорным художественным видением. Звериный стиль стал единственно возможной формулой, наиболее объективно объясняющей пространственно-космологическое тождество мира номадов.

Древние номады, маркируя зоны своей трехчленной Вселенной определенной зооморфной символикой, тем самым подчеркивали свободу духа и материи. Триада Низ-Середина-Верх осмысливалась как Змеи (Рыбы) – Травоядные – Хищники (Птицы), а в конечном итоге как Земля – Человек - Небо. Это не было статичной застывшей структурой с намертво зафиксированными составляющими. Космос кочевников был подвижным, его элементы могли взаимопроникать и взаимодействовать друг с другом, точно так же, как и животные, их олицетворяющие. Так, хищные птицы, например грифоны, также как и водоплавающие птицы, символизирующие Верхний мир предков или своеобразное небытие, могли параллельно отождествлять и Нижний мир, являющийся зеркальным отражением Небес. В то время как змеи, будучи хтоническими сущностями, могли трансформироваться в образ дракона, опять же объединяющего два противоположных мира.

Однако главным философским и художественным элементом всей иконографии звериного стиля является образ Срединного мира - травоядного животного, важного не только самого по себе, но и потому, что оно призвано воплотить идею Человека. Рождаясь, живя и умирая, человек одновременно осуществляет и свой собственный цикл как микрокосм, и становится звеном в общей макрокосмической цепи.

Незыблемость зоны Смерти уравновешивала текучесть мира Живых, но в конечном итоге все же смертных обитателей Середины. Возможность непрерывного движения смертных и в пределах своей плоскости по горизонтали, и по вертикали посредством зооморфного кода делает всю Модель скифского мира не только жизнеспособной, но и совершенной.

Духовная концепция звериного стиля не имеет материальных пределов, так как обусловлена философскими принципами и воплощает глобальную идею, связывает разные по своему мироощущению миры. Именно не разобщает, а объединяет, что дает право рассматривать мировоззрение древних номадов не просто как оригинальную религиозно-мифологическую систему определенной этнической группы, но как мощный культурфилософский пласт в индоевропейском масштабе.

Тот же принцип лежит в основе иконографии звериного стиля, паттерны которого как сами по себе, так и в определенных комбинациях преследуют четкие цели. Каждый сюжетный элемент одновременно и сам загадка и ключ к решению другой, намного более сложной, условие которой зашифровано сразу несколькими величинами. Обращение к космогонии и философии практически всех народов Евразии, особенно ее азиатской части, свидетельствует об их духовной общности. При внешней непохожести, культуры обнаруживают внутреннее родство. И здесь не особенно важно время, так как эти связи формируются и существуют не в материальных плоскостях.

Не только Гефест является показательным в этом ракурсе. Таким же статусом и функциями обладает бог-кузнец Ильмаринен в карело-финской мифологии, Тваштар в ведийской традиции, Сварог у славян, иудейский Тубал-Каин, Уркавари у инков. Можно привести еще множество примеров, так как в любой культуре непременно есть божественная персонификация созидательных сил, ответственных за сохранение творческих возможностей и знаний, сопряженных с этим. Так почему же именно металл считается индикатором эволюции?

Многие мифы мира повествуют о трех веках человечества – золотом, серебряном и медном. Несмотря на определенные отличия, все они объединяются общей темой гармоничного сосуществования с богами. Дальнейший период – железный век знаменует новый мировой порядок, где человек лишается божественной поддержки и предоставлен самому себе. Это совпадает с природой самих металлов, давших имя историческим эволюционным вехам. Мы имеем в виду, что золото, серебро и медь самородны, в отличие от железа, требующего сложных технологических операций для выделения его из железной руды.

С одной стороны, железный век означал отлучение людей от божественных благ, с другой - знаменовал собой трансформацию человеческого сознания в сферы, ранее недоступные. Человек получил импульс для быстрого развития, буквально культурного скачка. Процесс получения железа достаточно сложный и предполагает привлечение новых технологических познаний, основанных на глубоком понимании внутренней природы минералов и руд. Это, в свою очередь, повлекло интенсивное развитие и обособление других ремесел, что вкупе вывело духовную эволюцию на качественно новый уровень.

Отголоски важности железа до сих пор незримо присутствуют в нашей жизни. Например, народная примета о счастье, приносимом случайно найденной железной подковой. Мы вешаем ее на стену или дверь, считая, что она символизирует удачу. Но не отдаем себе отчет, что на самом деле здесь присутствуют глубинные архаичные установки. Очевидно, что в сознании людей железо все еще наделено сверхъестественными силами.

Возвращаясь к звериному стилю, очевидно, что у древних кочевников Евразии металлургия, кузнечное и, соответственно, ювелирное ремесла имели столь же важное, можно сказать, ключевое значение, что и в других культурах.

Из всех художественных материалов металл более остальных удовлетворял выдвигаемым звериным стилем требованиям: компактность, пластичность, долговечность, выразительность, возможность социальной и сакральной дифференциации. Но из металлов, бывших на вооружении скифских мастеров, - бронзы, железа и золота, последнее обладало особыми качествами и статусом. В формате настоящей статьи нет надобности подробно останавливаться на свойствах золота как природного элемента. Важнее исследовать его магическую природу, чтобы объяснить функции, которыми наделяли его древние номады.

В любом регионе скифского мира золото предназначено исключительно для царей и наивысшей знати. Причем подчеркивание социального статуса не самое важное. Гораздо большее значение имеет мифопоэтическое осмысление золота как символа бессмертия, нового уровня Космоса, бесконечности. Хотя, согласно скифской генеалогической легенде, некогда произошло четкое разделение на три касты: жрецы, воины и земледельцы, цари (вожди), принадлежащие к воинской аристократии, всегда стремились совместить свои функции со жреческими.

Таким образом, золото в скифском зверином стиле не просто ценный художественный материал, но особая герметичная материя, воплощающая конкретные философско-эстетические установки, свойственные индоиранской и индоевропейской культурным традициям. Будучи сакральным металлом, золото представляет собой особым образом материализованное мифосознание, ключевым концептом которого выступает идея бессмертия.

Звериный стиль, будучи универсальным художественным языком, смог воплотить, сохранить и передать живое дыхание древних кочевников Евразии, навсегда объединивших разные миры и части света.

Литература

"Скифская Этника" часто использует символику в своих украшениях. Эти орнаменты и сммволы придумали древние скифы, и все имело содержание и смысл. В каждом украшении древние мастера пытались почтить величие могущественных богов природы, которым они покланялись. И верили: изобрази на украшении символ солнца или воды - он защитит тебя от несчастья. И даже в нынешнее время приятно носить не просто красивые украшения, но и своебразные талисманы, амулеты с особым смыслом. Для нас, производителей, очень важно, чтобы эта символика была позитивна или нейтральна.

Символ солнца




Символ воды
Как известно, наши предки предпочитали селиться поближе к водоемам или вдоль рек. Такая привязанность не случайна, учитывая их земледельческое прошлое.

Соответсвенно водяной знак часто использовался в качестве положительного символа или пожелания и изображался в виде волнистой линии. Ясно, что вода и сейчас играет важную роль в нашей жизни, но в давние времена она не лилась из крана и была знаком удивительной живительной влаги. Конечно же, вода была настоящим символом жизни и часто изображалась в древних росписях.


Лоза

Символ лозы позаимствован нами у греков, для которых виноград являлся одной из главнейших культур. Лоза символизировала плодородие. Также в виде виноградной лозы изображалась земная сфера (земное бытие)

Засеянное поле
Наряду с солнцем и водой, испокон веков засеянное поле почиталось как символ достатка и благополучия. Современную народную вышивку просто трудно представить без этого благородного и древнего символа. Когда рождается новая семья, мы желаем ей любви, счастья и матереального благополучия. Так древние трипольцы желали, чтобы поле было засеяно, а воды были обильны


Дерево жизни

Практически все древние народы имеют в своей мифологии отголосок библейской истории о Дереве жизни и Адаме с Евой. В той или иной форме эта история сохраняется в народной традиции и по сей день. Очень часто Дерево жизни используется как центральной фрагмент древней росписи или вышивки.

Гривна

Скифская Этника часто использует древние гривны в своих украшениях. Гривна у скифов была статусным элементом, говорящим о том, что его владелец - уважаемый человек. Понятно, что рабыня или нищенка подобное носить не могла, и это поддерживалось всем древним обществом. Со временем гривна вошла в славянскую традицию, сохранив свой подтекст и украшая исключительно важных людей.

Скифский звериный стиль

Грифон

Эти мистические существа символизируют власть над небом и землей, силу, бдительность и гордыню. Грифон также стал атрибутом богини возмездия — Немезиды: он вращал её колесо фортуны.

Первоначально в образе грифона изображали сатану, завлекающего людские души в ловушку, в дальнейшем это животное стало символом двойной (божественной и человеческой) природы Иисуса Христа. Таким образом грифон стал ещё и врагом змей и василисков.
Сокол

Самоназванием скифов-скитальцев было соколоты - по их тотему соколу. Сокол связан в представлении всех народов с культом Солнца-Коло (даже у древних египтян солнечное божество Гор-Хор изображался в виде сокола). Само слово сокол означает "сопутствующий Солнцу-Коло".

В религиозной символике используется два вида соколов: дикий и домашний. Дикий сокол символизирует злую мысль или злое деяние, тогда как домашний сокол является символом святого человека, а иногда язычника, обращенного в христианскую веру. В живописи эпохи Возрождения домашний сокол, служащий охотничьей птицей, часто присутствует в сценах празднеств и в сценах из жизни знати. В сюжетах о волхвах его часто изображают сидящим на руке у сопровождающего их мальчика.


Олень

Наиболее распространенный в Скифии и вместе с тем наиболее изученный образ – образ оленя, реже – барана или лося. Фигурки оленей – фактически символ скифского искусства в целом. Впервые они появляются на оленных камнях.

Пантера
Пантера - символ силы и мощи. Это символ скифов как народа воинов. В мирное время пантера изображалась лежа, спящей. В то же время, когда шла война, пантера изображалась оскалившейся на вытянутых лапах. Скифы узнавали силуэт спящей пантеры в рисунке кратеров полной луны. Пантера часто использовалась как символ воина
.

Медведь

Медведь - символ спокойствия и упорства. Медведя скифы никогда не считали агрессивным и опасным животным, так как для бдительного всадника этот зверь не представлял никакой опасности. Медведь никогда не отступает и проявлет большое упорство в добыче пищи и прочих аспектах своей жизнедеятельности. Настоящему скифу нелишне обладать такими качествами. Медведь часто использовался как символ ремесленников и мастеров разных ремесел.
Сцены терзания одного животного другим

Подобные сцены символизировали возрождение, обновление природы. Согласно скифским понятиям, для того чтобы что-то хорошее новое появилось на свет, старое хорошее должно погибнуть. Подобную аналогию можно видеть в весеннем обновлении природы, когда на смену погибнувшему миру приходит буйный расцвет молодых побегов.

Содержание работы

Введение
Погребальный обряд
Комплекс вооружения и конского убранства
Искусство
Верования
Заключение

Файлы: 1 файл

Реферат скифо-сакская культура.docx

У среднеазиатских саков был развит культ огня, тесно связанный с почитанием божества Солнца. Хотя огонь почитался еще индоевропейцами и, позже, индоиранцами, лишь у иранцев, как это видно по памятникам зороастрийской религии, огонь имел столь важное и всеобъемлющее значение.

О распространенном в Бактрии почитании божества огня свидетельствует наличие бактрийских имен, в состав которых входило имя бога огня.

Разумеется, не Заратуштра изобрел культ огня – он был распространен у древних иранских кочевых (как и оседлых) народов задолго до возникновения зороастризма.

Так, у саков, живших в Семиречье, были бронзовые жертвенники. Кроме того, есть специальные курильницы. В нескольких случаях такие предметы впущены в могилы или же являлись составными элементами жертвенно-культовых обрядов, связанных с огнем

Эпоха саков показывает, что Великая Степь - степная часть Центральной Азии представляла собой самостоятельный очаг цивилизации между Дунаем и Китаем. Этот очаг цивилизации Великой Степи синтезировал в себе особенности различных вариантов возникновения цивилизаций, с одной стороны, он возник в регионе, где протекают великие реки Центральной Азии Амударья и Сырдарья и семь южно-казахских рек подобно тому, как возникли цивилизации в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Хуанхэ. С другой стороны, он расположен на стыке Европы и Азии, подобно тому, как возникли цивилизационные очаги на континентальных перекрестках в Греции, Малой Азии, Восточном Средиземноморье, Северной Месопотамии. Этот очаг цивилизации с момента возникновения изначально отличался этнокультурной подвижностью своих элементов, но вместе с тем устойчивостью изначальной цивилиэационной константы, ее способностью к адаптации с другими элементами.

В то время, когда первые земледельческие цивилизации уже достигли вершин своего развития, на обширнейших территориях Великой Степи зародилась особая форма цивилизации, связанная с другим (в отличие от земледелия) способом хозяйствования – цивилизация кочевых племенных объединений . Эти племена были многочисленными, их знали и с ними считались во всём современном им древнем мире.

" Евразийская степь ( Великая степь ) — обширный степной регион, расположенный по центру материка Евразия. Простирается от Восточной Европы почти до берегов Тихого океана. Великая степь издревле была заселена кочевыми народами и способствовала взаимодействию этих народов с европейскими культурами" - цитата из статьи Википедии.

3. массаге́ты , жившие в Приаралье (иногда их отождествляют с саками-тигрохауда);

5. арима́спы , их ареал расселения располагался, возможно, в Восточном Казахстане;

Упоминаются и другие названия этих народов.

Таким образом, греки всех степных кочевников называют скифами , персы – саками , у китайцев бытует название "сэ" , степняки же пользуются разными самоназваниями для обозначения каждого из племен.

Исходя из этого, современные ученые пришли к выводу, что саки и скифы были частями одной скифо-сакской этнокультурной общности , которая сформировалась приблизительно к 9 – 8 вв. до н.э. на обширных степных пространствах от Хуанхэ до Дуная, и просуществовала до 3 в. до н.э. Затем она уступила место новым племенам кочевников: усу́ням, гуннам, канглы́, сарма́там (савроматам) и пр.

Кочевой образ жизни и связанный с ним тип ведения хозяйства заметно повлияли на мировоззрение, быт, культуру и искусство жителей степи. Так постоянные перекочёвки сформировали очень тесные родственно-племенные связи и особую сплоченность, организованность, мобильность этих этнических групп.

Читайте также: