Налог на игорный бизнес история возникновения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 182-ФЗ раздел IX части второй настоящего Кодекса дополнен главой 29, вступающей в силу с 1 января 2004 г.

Глава 29. Налог на игорный бизнес

ГАРАНТ:

  • Статья 364. Понятия, используемые в настоящей главе
  • Статья 365. Налогоплательщики
  • Статья 366. Объекты налогообложения
  • Статья 367. Налоговая база
  • Статья 368. Налоговый период
  • Статья 369. Налоговые ставки
  • Статья 369.1. Особенности налогообложения в федеральной территории "Сириус"
  • Статья 370. Порядок исчисления налога
  • Статья 371. Порядок и сроки уплаты налога

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

В основе игорного бизнеса, в современном его понимании, лежит азартная игра. История азартных игр уходит своими корнями в глубь веков, о чем свидетельствуют научные исследования. Содержание и смысл азартных игр исключительно многообразны, что объясняется различием эпох, национальными особенностями народов и естественной потребностью некоторой части людей проявить себя в искусстве получения выигрыша, причем не всегда материального или денежного. С нравственной точки зрения это проявление страсти к слепому случаю везения.

Юридически азартная игра, это договор, по которому одна из сторон в результате проигрыша обязуется передать выигравшей стороне определенную сумму денег или вещей.

В России азартные игры стали появляться на рубеже XVI-XVII веков, в то время как в Египте, Греции, Иране, Индии и других государствах азартные игры были на несколько тысячелетий раньше.

В некоторых государствах имело место преследование азартных игр, так как в них видели проявление порока, разлагающего нравственные и религиозные устои общества.

В ранний исторический период азартные игры не носили характер игорного бизнеса, из которого государство могло бы получать какие-либо доходы. Заинтересованность государства в получении дохода от азартных игр, которые стали приобретать черты бизнеса, появилась значительно позже и в разное время у различных государств.

Убедившись в бесполезности указов о запрете азартных игр, Екатерина II обратила внимание на то, что доходы от продажи карт могут значительно пополнить государственную казну, т.к. производство и продажа карт составляли монополию государства вплоть до 1917 года. Примечательным является то, что доход от продажи карт шел на содержание брошенных детей, на благотворительные нужды и содержание таких заведений, как Смольный и Екатерининский институты.

До октября 1917 года в России действовал закон, различающий коммерческие дозволенные игры и азартные игры, запрещенные государством.

В то время большой популярностью среди всех сословий пользовались скачки, которые проводились на ипподроме и не являлись запретным видом азартных игр. Скачки являются традиционным для России видом развлечений, который сохранился до настоящего времени. Государство всегда имело определенный доход от организации и проведения скачек.

Дореволюционный период истории развития игорного бизнеса в России показывает, что, доход, получаемый от проведения азартных игр, был незначительным по сравнению с другими доходами государства, например, винной монополий.

Несмотря на поступление денег государству от функционирования этих заведений, определенная часть общества относилась отрицательно к этому виду бизнеса, так как он напоминал о буржуазном строе, который был свергнут ценой больших жертв. В целом общество в то время не восприняло этот вид бизнеса, и в марте 1927 года по указанию Совнаркома все игорные заведения были закрыты.

Это привело к тому, что игорный бизнес ушел в подполье, где профессиональные игроки играли на крупные суммы денег, но государство при этом не имело никакой финансовой выгоды, а имело только расходы по выявлению этого вида подпольной деятельности.

В период Великой Отечественной войны и в послевоенный восстановительный период проблем борьбы с азартными играми не было. Общество залечивало раны войны. На восстановление разрушенного войной жилого фонда и на поднятие промышленности и сельского хозяйства требовались огромные средства.

И в тот период единственным субъектом игорного бизнеса, который осуществлял свою деятельность на законном основании, было государство. Оно на протяжении довольно длительного времени проводило различные лотереи: денежно-вещевую, ДОСАФ, Спортлото и т.д. Это приносило довольно большой доход государству. Лотереи проводились ежемесячно и по всей стране, что позволило в довольно короткий срок не только восстановить разрушенное народное хозяйство, но и обеспечить жизнедеятельность огромной страны. Нельзя не учитывать здесь и высокую сознательность населения, которое шло на проигрыш или незначительный выигрыш в лотереях, но получало несравненно больший выигрыш в масштабе страны, а это: отсутствие безработицы, гарантированная заработная плата и социальное обеспечение, бесплатное лечение, бесплатное образование.

Переход России к рыночной экономике характеризуется довольно быстрым развитием различных видов предпринимательской деятельности, не запрещенной законодательством. Игорный бизнес в Российской Федерации не сразу обрел правовую основу в рыночной экономике. Это с одной стороны объясняется спецификой данного вида бизнеса, а с другой стороны непроработанностью в юридическом законодательстве положений, регулирующих этот вид деятельности.

В целях легализации и налогообложения игорного бизнеса с 1 января

1994 года Распоряжением Правительства г. Москвы № 1418 от 24.12.1994

С принятием в 1996 году второй части Гражданского кодекса РФ впервые было определено регулирование общественных отношений, связанных с проведением игр и пари (глава 58, статьи 1062 и 1063). В указанных статьях ГК РФ определены требования, связанные с организацией игр и пари, а так же проведением лотерей, тотализаторов и иных игр государством и муниципальными образованиями или по их разрешению.

Налогообложение игорного бизнеса имеет свои особенности и сложности в связи со спецификой этого рода занятий.

Налогообложение доходов от игорного бизнеса в Российской Федерации, начиная с 1991 года, претерпевало существенные изменения. В начале девяностых годов налогообложение игорного бизнеса не отличалось от других видов предпринимательской деятельности. Ставка налога на прибыль первоначально была установлена в размере 35%, то есть деятельность игорных заведений приравнивалась к остальной коммерческой деятельности.

 игровые столы, предназначенные для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует через своих представителей как сторона;

 игровые столы, предназначенные для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует через своих представителей как организатор и (или) наблюдатель;

 кассы букмекерских контор.

Количество объектов налогообложения каждого вида игорного бизнеса подлежит обязательной регистрации в налоговой инспекции по месту нахождения указанных объектов до момента их установки с обязательной выдачей свидетельства о регистрации.

При осуществлении игорным заведением других видов деятельности, не относящихся к игорному бизнесу, указанное заведение обязано вести раздельный учет доходов от этих видов предпринимательской деятельности и уплачивать обязательные платежи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 за каждый игровой стол, предназначенный для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует как сторона 1200 минимальных размеров оплаты труда;

 за каждый игорный стол, предназначенный для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует как организатор и (или) наблюдатель 100 минимальных размеров оплаты труда;

 за каждый игровой автомат 45 минимальных размеров оплаты труда;

 за каждую кассу тотализатора 1200 минимальных размеров оплаты труда;

 за каждую кассу букмекерской конторы 600 минимальных размеров оплаты труда.

Налог по этим ставкам зачислялся непосредственно в федеральный бюджет. Субъекты Российской Федерации имели право для пополнения доходной части своих бюджетов устанавливать ставки, превышающие минимальные размеры ставок налога. При этом в бюджет субъекта Федерации подлежала зачислению лишь сумма превышения ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет.

Налоговым кодексом изменены налоговые ставки. Теперь они установлены в твердой сумме с одного объекта налогообложения, а не кратно минимальному размеру оплаты труда, как это было ранее. Статья 369 НК РФ определяет следующий порядок установления налоговых ставок. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в следующих пределах:

1) за один игровой стол от 25 000 до 125 000 рублей;

2) за один игровой автомат от 1 500 до 7 500 рублей;

3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы от 25 000 до 125 000 рублей.

В случае если ставки налогов не установлены законами субъектов

Российской Федерации, налог будет взиматься по минимальным ставкам.

В случае если одни стол имеет более одного игрового поля, ставки налога по указанному игровому столу увеличиваются кратно количеству игровых полей. В связи с этим следует дать пояснение, что игровой стол специально оборудованное у организатора игрового заведения место с одним или несколькими игровыми полями, предназначенными для проведения азартных игр. Игровое поле в статье 366 НК РФ не указывается как отдельный объект налогообложения, но в форме заявления о регистрации в налоговом органе объектов налогообложения налогоплательщик обязан указать количество игровых полей на игровых столах. В противном случае к нему будут предъявлены соответствующие санкции.

Материал взят из книги Вопросы теории и практики современного налогообложения (Л.И. Гончаренко)

Игорный бизнес – это предпринимательская деятельность, которая предназначена для получения денежного выигрыша с помощью игр и пари. Так как выигрыши фактически являются заработком, то они облагаются налогом.

Налог на игорный бизнес – один из трех региональных налогов, поступления от которого являются источником доходов бюджета субъекта РФ. Под него попадает использование игровых столов и автоматов, а также содержание тотализаторов и букмекерских контор. Перечень того, что относится к объектам налогообложения, установлен статьей статьей 366 НК РФ.

Нарушение этого порядка влечет штраф в трехкратном размере ставки налога на игорный бизнес.

Кто и где платит налог

Налогоплательщиками считаются все организации, ведущие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. ИП такой налог платить не могут — организаторами азартных игр выступают только юрлица.

С 1 июля 2009 года были созданы специальные игровые зоны. В 2019 году географически они расположились так:

Республика Крым — в проекте.

Вне этих зон азартные игры можно проводить только в букмекерских конторах и тотализаторах. Всю работу игорного бизнеса регулирует Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ.

Сколько нужно платить

Налоговые ставки на игорный бизнес регулируются статьей 369 НК РФ. Суммы варьируются от вида игровой деятельности:

за один игровой стол — от 25 000 до 125 000 рублей;

за один игровой автомат — от 1500 до 7500 рублей;

за один процессинговый центр тотализатора — от 25 000 до 125 000 рублей;

за один процессинговый центр букмекерской конторы — от 25 000 до 125 000 рублей;

за один пункт приема ставок тотализатора — от 5000 до 7000 рублей;

за один пункт приема ставок букмекерской конторы — от 5000 до 7000 рублей.

Налоговым периодом является календарный месяц.

Как рассчитывается налог

Порядок расчета налога подробно описан в статье 370 НК РФ. Но считается он просто: нужно умножить налоговую базу по каждому объекту налогообложения на ставку налога для этого объекта.

Налог = Количество х Ставка

Например, в казино в Сочи установлены четыре игровых стола и десять автоматов. В Краснодарском крае за один игровой стол платят 125 000 рублей, а за автомат — 7500 рублей.

125 000 х 4 + 7500 х 10 = 500 000 + 75 000 = 575 000

Таким образом маленькое сочинское казино должно платить 575 000 рублей ежемесячно.

Какие сроки и штрафы

Владелец игорного бизнеса платит налог по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Тогда же предоставляется и налоговая декларация.

Если опоздать с отчетностью, то налоговая начислит от 5% до 30% от неуплаченной суммы налога по декларации, но не меньше 1000 рублей.

Задержка налогового платежа грозит взысканием пени. Она рассчитывается как 1/300 ставки рефинансирования за каждый просроченный день.

Если задержали платеж и забыли об отчетности, штраф будет в размере от 20% до 40% суммы неуплаченного налога.

На что идут налоги

92.jpg

Налог на игорный бизнес – это региональный налог, который уплачивают организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Объектами налогообложения признаются игровой стол, игровой автомат, процессинговый центр тотализатора или букмекерской конторы, а также пункт приема ставок тотализатора или букмекерской конторы. При этом каждый такой объект подлежит обязательной регистрации в налоговом органе по месту установки или нахождения.

Порядок уплаты налога на игорный бизнес

- устанавливается положениями 29 главы Налогового кодекса РФ. Налоговая база определяется как количество соответствующих объектов налогообложения. Налоговые ставки утверждаются региональными законами с учетом ограничений НК РФ.

Исчисление и уплата налога осуществляются ежемесячно в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. В этот же срок сдается налоговая декларация.

В этой рубрике объединены материалы, посвященные нормативному регулированию, методике расчета, учета и составления отчетности по налогу на игорный бизнес.

Налог на игорный бизнес: азартные игры, организатор азартных игр, проверка организации азартных игр, тотализаторы, букмекерские конторы, учет в игорном бизнесе

Читайте также: