Налет на швайнфурт и регенсбург кратко

Обновлено: 04.07.2024

Содержание

Предшествующие события

План операции

Основной целью рейда были заводы по производству подшипников в Швайнфурте. На двух заводах, Kugelfischer (K.G.F.) и Vereinigte Kugellagerfabriken (V.K.F.), расположенных в этом небольшом баварском городе выпускалось почти 100 % немецких подшипников [2] , поэтому их разрушение могло нанести заметный ущерб военной промышленности Германии в целом [3] .

Кроме прямого эффекта, одновременный налет на две цели должен был привести к распылению сил истребителей ПВО и облегчить выполнение задания.

Состав

Маршрут и время

Взаимодействие столь крупных сил требовало точного планирования. Первым планировался вылет группы на Регенсбург, которая должна была отвлечь на себя основные силы Люфтваффе. После нанесения удара, группа должна была не возвращаться в Англию, а продолжить движение на юг к авиабазам в Северной Африке. Эти базы были построены уже после поражения сил Роммеля и имелась высокая вероятность, что немцам о них не было известно. Таким образом, уменьшался риск потерь на обратном пути. Общее планируемое время полета составило 11 часов, поэтому для того, чтобы успеть на посадку засветло, стартовать нужно было на рассвете.

Первая группа на Швайнбург должна была стартовать уже через девять минут после вылета последней группы на Регенсбург. Расчет строился на том, чтобы пройти к цели с минимальными потерями, пока основные силы Люфтваффе будут заняты боем с первой волной бомбардировщиков. Однако погода внесла свои коррективы, и из-за густого тумана вылет на Швайнбург был задержан на несколько часов. В то же времмя первая группа не могла ожидать в воздухе, иначе запаса топлива не хватило бы до перелета в Африку. Таким образом, весь расчёт на отвлечение истребителей рухнул. Тем не менее, операцию было решено продолжать.


УДАР ПО РЕГЕНСБУРГУ

Выполнить все по плану не удалось. 17 августа над английскими аэродромами висел туман. Однако вылет 4-го ударного крыла в составе семи групп В-17 торопили, чтобы они успели достичь Северной Африки.

Вскоре после прохода над побережьем в 10:00 (по Гринвичу) силы 4-го крыла столкнулись с германскими истребителями. Хотя число атакующих истребителей росло по мере приближения к цели, 131 бомбардировщик в 11:43 дошел до Регенсбурга.

Погода над целями была ясной, и 126 В-17 смогли прицельно сбросить 303 т бомб на заводы в западной части города. Затем уцелевшие бомбардировщики ушли в сторону Альп, преследуемые двухмоторными истребителями. До Туниса дотянули 122 В-17, из них 60 — сильно поврежденными.

ПЕРВЫЙ НАЛЕТ НА ШВАЙНФУРТ

ВТОРОЙ НАЛЕТ НА ШВАЙНФУРТ

Следующий удар по заводам Швайнфурта американцы нанесли только 14 октября и на этот раз сосредоточенно — на город направили 266 В-17. Вновь, едва английские истребители сопровождения оставили бомбардировщики, их атаковали германские истребители. В результате — бомбардировка заводов была проведена, но 60-62 бомбардировщика сбиты над Германией (из них 29 — на пути к Швайнфурту), еще 17 над морем, 121 поврежден, часть из них не подлежала ремонту.

Данные проведенной затем разведки показали, что нанести повреждения удалось только двум из пяти важнейших шарикоподшипниковых заводов (УКР и КОР): послевоенный анализ дал возможность установить? что производство продукции снизилось только на 21 процент, причем на период не более трех недель.


Цвухмоторный тяжелый истребитель "Мессершмитт" Вf 110 "Церштерер" (уничтожитель) перенес трудные времена в ходе битвы за Британию. Он, однако, остался в строю как истребитель-бомбардировщик, а также успешно применялся против действовавших без сопровождения тяжелых бомбардировщиков да тех пор, пока в 1944 г. не появились эскортные истребители дальнего действия "Тандерболт" ("Рипаблик" Р-47) и "Мустанг".
Рассредоточение производства

Возвращение в Швайнфурт

Рейды ВВС США на Швайнфурт изменили характер союзнической бомбардировочной кампании против Германии. Несмотря на заметное воздействие на немецкое шарикоподшипниковое производство, потери в самолетах достигали порой 30 процентов. После налета 14 октября стратегические бомбардировки объектов в Германии приостановились почти на четыре месяца.

Июнь. Объединенный комитет начальников штабов союзников издает директиву, в которой проясняет тактику совместных наступательных действий против Германии силами американской и британской бомбардировочной авиации. Приоритетным направлением в директиве названо уничтожение немецких Люфтваффе путем нанесения ударов по объектам самолетостроения и смежных производств. Двумя обозначенными в связи с этим важнейшими объектами становятся шарикоподшипниковый завод в Швайнфурте и авиазавод в Регенсбурге.

17 августа. Первый налет на Швайнфурт п Регенсбург. В соответствии с планом 230 самолетам 1-го бомбардировочного крыла ВВС США предстояло атаковать производства в Швайнфурте, тогда как 146 самолетам 4-го бомбардировочного крыла - наносить удар по Регенсбургу. Истребительный эскорт обеспечивался только до границ Германии.

05.30. Запланированный на 05.30 взлет откладывается по причине плохой погоды, что роковым образом сказывается на итогах операции. Поскольку двум авиакрыльям пришлось подниматься в воздух в разное время, немцы получили возможность атаковать обе колонны ВВС США поодиночке.

06.20. 4-е бомбардировочное крыло, которому предстояло приземлиться в Северной Африке, не могло ждать и приступило к взлету, поскольку иначе ему пришлось бы садиться в тем-ноте. В 08.00 его самолеты уже вели ожесточенные бои с немецкими истребителями в небе над Францией и затем отражали нападения противника на всем протяжении полета к целям в Германии.


Больше всех страдало от налетов на Швайнфурт гражданское
население - 40 ООО жителей города. Мучения их прекратились
только тогда, когда в апреле 1945 г. городом овладели части
американской 7-й армии.
11.18. Взлетает 1-е бомбардировочное крыло. Немцы, которые уже начеку после первого эшелона, отправляют против американцев все имеющиеся в распоряжении истребители — около 250 машин.

11.46-12.09. 4-е бомбардировочное крыло приступает к боевой работе по объектам Регенсбурга.

15.00. Самолеты уже понесшего тяжелые потери 1-го бомбардировочного крыла сбрасывают полезную нагрузку над Швайнфуртом.

16.50. Уцелевшие самолеты участников рейда против Регенсбурга начинают приземляться на базах в Северной Африке. Потеряно двадцать четыре самолета.

18.00. Американские самолеты, возвращающиеся после атаки Швайнфурта, прибывают на базы в Соединенном Королевстве. 36 самолетов сбиты.

14 октября. Повторный налет на Швайнфурт осуществляет 291 бомбардировщик В-17 13-го бомбардировочного крыла ВВС США. Американские самолеты поднимаются с баз в Соединенном Королевстве около 10.00. Вновь их встречают немецкие истребители, которые на сей раз дожидаются, пока большая часть сил сопровождения не повернет назад у немецких границ. Бомбардировка проходит успешно — около 25 процентов площадей шарикоподшипниковых производств уничтожено. Однако из 291 самолета, покинувшего Соединенное Королевство. 60 не возвращаются обратно — уровень потерь вновь неприемлемый. В итоге ВВС США приостанавливают дальние рейды в Германию до так называемой "Большой недели" — налетов февраля 1944 г.


После рейдов 1943 г. союзнические бомбардировщики периодически навещали Швайнфурт. Этот снимок сделан в ходе налета 13 апреля 1944 г., когда авиация попыталась разрушить находившиеся в процессе восстановления промышленные предприятия Швайнфурта.
Международные события 1943 г.

17 августа. Американские войска вступают в Мессину (на севере Сицилии), что фактически является завершающим эпизодом Сицилийской кампании, начатой амфибийными высадками на южном берегу 10 июля.

18 августа. Новая Гвинея. В ходе массированного воздушного налета американской авиации уничтожаются 150 японских самолетов в Веваке. Потери противника обеспечивают США почти полное господство в воз¬духе над Новой Гвинеей.

18 августа. КВВС бомбят центр разработки немецкого ракетного вооружения в Пенемюнде, уничтожая продукцию и производственные мощности, а также более 700 работников.

12 октября. Португалия дает разрешение союзникам использовать атлантические морские и авиационные базы на Азорских о-вах. Это позволяет противолодочным патрулям
союзнической авиации охватить район, прежде остававшийся для них недоступным.

13 октября. Американские войска в Италии прокладывают себе путь через реку Вольтурно около Неаполя.



maxresdefault (1)

Для отражения налета немцы подняли в воздух всю свою истребительную авиацию к западу от Рейна - порядка 300 машин, включая двухмоторных "ночников". В этом сражении они впервые применили "Мессершмитты" и "Фокке-Вульфы", оснащенные новейшим оружием - ракетами "воздух - воздух", способными поражать бомбардировщиками на большом расстоянии, превышавшем дистанцию эффективного огня воздушных стрелков.

Атаки перехватчиков начались как только бомбардировщиков покинул истребительный эскорт, которому пришлось возвращаться из-за нехватки топлива. Прежде чем армада достигла Швайнфурта, немцам удалось сбить 22 "летающие крепости", многие другие машины получили повреждения. Над городом американцев встретили зенитчики, сбившие еще три самолета. Однако остальным удалось отбомбиться, сбросив на завод и железнодорожную станцию 420 тонн фугасных и зажигательных бомб.

На обратном пути американцев вновь атаковали истребители, успевшие пополненить боекомплект и снова подняться в воздух. Они расстреляли еще 11 "крепостей", восемь из которых рухнули на территории Бельгии, а остальные - в Ла-Манш. Только на финальном этапе в бой вступили истребители союзников, отогнавшие преследователей, однако за это им пришлось заплатить гибелью двух английских "Спитфайров" и трех американских "Тандерболтов".

Таким образом, общие потери в результате налета составляли 36 тяжелых бомбардировщиков и пять истребителей. А если добавить к этому 24 бомбардировщика, потерянных в тот же день при налете на авиазавод "Мессершмитт" в Регенсбурге, то безвозвратный урон американской авиации становился рекордным. Причем к нему надо приплюсовать еще 95 поврежденных машин. из которых 55 были списаны как не подлежащие ремонту. Безвозвратные потери среди личного составляли 567 убитых и пропавших без вести летчиков, штурманов и стрелков. Более 20 членов экипажей уцелевших машин получили ранения. Наиболее тяжелый урон пришелся на 381-ю бомбардировочную группу. Из 20 ее машин не вернулись девять. В 91-й группе погибли семь экипажей, в 101-й - шесть.

Выжившие стрелки "крепостей" по возвращении заявили, что они якобы сбили в общем счете аж 288 немецких истребителей. Пилоты "Спитфайров" и "Тандерболтов" приписали себе еще 32 воздушные победы. Однако реальные потери Люфтваффе при отражении налетов на Швайнфурт и Регенсбург составляли всего-навсего 25 самолетов. Американцы, чтобы подсластить пилюлю, завысили их более чем в 12 раз.

Американское бомбардировочное командование могло записать себе в актив то, что швайнфуртский подшипниковый завод получил серьезные разрушения и надолго "выбыл из игры". Выпуск подшипников в Германии упал на 36%, соответственно, сократилось производство всей военной техники. Однако немцы быстро вышли из положения, увеличив закупки подшипников в Швейцарии и Швеции, а уже через два месяца производство этих изделий в самой Германии вновь достигло прежнего уровня. В общем, единственными, кто выиграл от швайнфуртского рейда, были шведские и швейцарские капиталисты, резко нарастившие свои барыши.

B-17Gs_381st_BG_en_route_to_target

Самолеты В-17G из 381-й бомбардировочной авиагруппы, потерявшей в налете на Швайнфурт почти половину своего состава.

FW 190 A-4 R6 mit WR 21 unter der Fleache

Messerschmitt-Bf-110G-Zerstorer-with-the-21cm-Werfergranate-Mortar-02

Истребители "Фокке-Вульф" FW-190A-7 и "Мессершмитт" Bf-110, оснащенные противосамолетными ракетами Werfergranate-21.

55db3d40748db_huge

130307145823-higher-call-gallery-painting-horizontal-large-gallery

Эпизоды Швайнфуртского рейда, картины современных американских художников Роберта Тейлора и Джона Шоу.

maxresdefault

Немцы осматривают сбитую "летающую крепость".

379th-bg-apr-10-44-b17-486-5x7

Этому экипажу повезло, на сильно поврежденной машине он сумел дотянуть до аэродрома и совершить посадку "на брюхо".

Читайте также: