Самодержавие в первой половине 19 века от либерализма александра 1 к консерватизму николая 1 кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. Доказать, что во внутренней политике самодержавия в первой половине XIX века было два начала: консервативно-охранительное и консервативно-либеральное.

Дата Событие Содержание

Общественное движение 30-50-х гг. XIX в. в России
Идеологические течения Программы
Консервативное
Либеральное: – западники – славянофилы
Революционное

Литература:

1. Отечественная история: Элементарный курс: Учебное пособие / Под ред. И.М. Узнародова, Я.А. Перехова. – М.:Гардарики, 2002.

2. Корнилов А. А. Курс русской истории XIX века. М., 1999

Доклады:

1. Исторический портрет М.М.Сперанского.

Чибиряев С. А. Великий русский реформатор: жизнь, деятельность, политические взгляды М.М.Сперанского. М., 1989

Томсинов В. А. Светило российской бюрократии: исторический портрет М.М.Сперанского. М., 1991

2. Общественное движение в России при Александре I.

Ланда С.С. Дух революционного преобразования. Из истории формирования идеологии и политической организации декабристов 1816-1825. М., 1975

Гордин Л. А. Мятеж реформаторов. Л., 1989

Методические указания

При подготовке к семинарскому занятию по данной теме вначале следует обратить внимание на те тенденции развития, которые имели место в Западной Европе и в России в начале XIX века.

К началу XIX века Россия оставалась аграрной страной. Более 90 % ее населения составляло крестьянство. Сельское хозяйство было основной отраслью экономики страны, носило экстенсивный характер. Сохранялись многочисленные феодальные пережитки. В политической сфере — абсолютная самодержавная власть; в экономической - помещичье землевладение; в социальной - сословная структура общества, господствующее положение дворянства.

В целом, во внутренней политике самодержавия в XIX веке можно проследить два направления: консервативно-охранительное и консервативно-либеральное.

В современной исторической науке наметились новые подходы к изучению внутренней политики, роли исторических личностей. Так, например русские монархи трактовались преимущественно в негативном плане - только как выразители классовых интересов господствующих классов и сословий. Акцент делался на их охранительно-консервативной деятельности и замалчивались их позитивная роль в укреплении государственности, военно-политической мощи страны, в развитие экономики и культуры. Большое значение для современной исторической науки приобрел психологически-личностный подход к истории, значимости и роль конкретных лиц, в истории, их влияние на ее ход. Были в истории России XIX века либеральны и реформаторы, которые оставили позитивный след, с их деятельностью был связан эволюционный, реформаторский путь, либеральная альтернатива. Если раньше, хотя и не освещалась прогрессивность реформ в целом, однако при конкретном их рассмотрении больше всего обращалось внимание на их ограниченность, непоследовательность и незавершенность. Необходимо объективное объяснение, в чем конкретно заключалось прогрессивное значений той или иной реформы для экономического и общественно-политического развития страны. Следует помнить, что реформы являлись следствием социально-экономических и политических изменений внутри страны. Большое влияние на внутреннюю политику оказывало и общественное движение. Необходимо учитывать и внешнеполитические факторы.

Для более глубокого понимания внутренней политики царизма в первой половине XIX века необходимо выделить основные тенденции в ее развитии, сочетание реакционных мер с либеральными. В связи с этим во внутренней политике можно выделить следующие этапы:

I. 1801-1812 гг. В это время внутренняя политика Александра I происходило усиление либеральных тенденций после военных и дипломатических неудач 1805-1807 гг. Стараясь с одной стороны, успокоить общественное мнение, с другой - предотвратить возможность французских событий. Александр I поручил М.М.Сперанскому подготовить проект государственных преобразований. В октябре 1 809 г. проект государственных законов был готов. Цель плана Сперанского заключалась в том, чтобы модернизировать и европеизировать государственную машину путем введения буржуазных норм, однако при сохранении самодержавной власти императора (№1).

Были проведены преобразования в области образования (№2), предприняты попытки решения крестьянского вопроса ( №2)

Николай 1 пытался решить крестьянский вопрос (реформа П.Д.Киселева в государственной деревне), проводил более последовательную экономическую политику (материал №5).

Таким образом, внутренняя политика самодержавия в первой половине XIX века носила противоречивый характер. Даже в годы наивысшего усиления реакционного курса царизм не мог не считаться с новыми социально-экономическими явлениями в развитии страны.

В истории России XIX века большое значение имеет тема освободительного движения и общественной мысли. Ранее история этого большого и сложного явления была представлена преимущественно революционным движением. Общественное движение следует рассматривать

в более широком плане, включая и различные направления либерально-оппозиционного характера. Учитывается весь спектр общественно-политической мысли, в связи с этим значительно шире и более объективно трактуется охранительно-консервативное течение, их программы и деятельность.

Декабристы - представители радикального крыла дворянской оппозиции самодержавию, объединившего преимущественно военную молодежь. Объективно они выражали интересы буржуазного развития (№ ).

При изучении движения декабристов вначале необходимо уяснить его причины и идейно-политические источники (№). Большинство современных исследователей подчеркивают, с одной стороны, национальные корни движения декабристов, а с другой - влияние на них буржуазных идей французских просветителей и революционных событий в Европе.

В движении декабристов выделяют умеренное крыло, взгляды

При изучении общественного движения 30—50-х гг. XIX века следует уяснить, что основные направления общественного движения определяются социальной структурой общества. Исходя из социальной структуры российского общества в первой половине XIX века в общественном движении можно выделить три направления: консервативное, либерально-оппозиционное и радикально-демократическое (№9-12).

Учебные материалы

№1. Реформы Сперанского

Россия вступила в XIX в. не только с сохранившимся в неприкосновенности самодержавным строем, но и с такой организацией власти, которая уже не отвечала требованиям времени. Возникавшие в течение длительного времени и без определенного плана государственные учреждения не имели ясно очерченной сферы деятельности и четких пределов своей компетенции. Их внутренняя структура не была единообразна и, более того, была, как правило, хаотична. Уже к концу царствования Павла I людям, причастным к управлению страной, было ясно, что в таком виде государственная машина дальше существовать не может.

Первое десятилетие XIX в. характеризуется попытками изменить существовавшую организацию государственной власти. Сановная аристократия попыталась, прежде всего, создать орган, который, хотя бы в минимальной степени, ограничивал произвол самодержца. Таким органом должен был стать Непременный совет, возникший сразу после вступления Александра I на престол. Формально действовавший до 1810 г., он, однако, не сыграл предназначенной ему роли и существовал не столько на практике, сколько на бумаге.

Затем в 1801 г. была проведена министерская реформа, по которой коллегии были заменены министерствами. Однако неопытность молодых советников Александра I, желание найти компромиссные пути, поспешность в проведении реформы предопределили ее неудачу. Выработанные принципы организации министерств несколько лет спустя пришлось существенным образом корректировать.

Определенными гражданскими правами, по мнению Сперанского, должны были обладать все жители страны, включая и крепостных крестьян. Не останавливаясь на этом подробно, укажем, например, что в соответствии с ними ни одно лицо не могло быть наказано без суда. Политическими правами, т.е. возможностью принимать участие в управлении государством, наделялись только первые две категории. Право участия в судопроизводстве, принятия законов, наблюдения за верностью действий исполнительной власти получали только лица, имевшие в своем владении недвижимую собственность. Осуществление политических прав на практике предусматривалось путем создания стройной системы выборных дум: волостных, окружных, губернских и Государственной.

За верховной властью оставалось только право надзора за соблюдением одинаковых форм суда по всей территории страны.

Исполнительная власть предоставлялась министерствам, а также губернским и окружным правительственным органам. Вводился буржуазный принцип ответственности исполнительной власти перед законодательной.

№2. Влияние Отечественной войны 1812 г. на настроения в русском обществе

Необходимость вплотную заняться насущными проблемами, и, прежде всего крестьянским вопросом, сознавала и сама верховная власть. Одним из факторов, заставлявших ее задумываться о реформах, оставалось крестьянское движение.

Отечественная война 1812 г. внесла в постоянную борьбу крестьян с помещиками еще одни важный момент. Пытаясь понять причины, толкавшие самодержавие в то время к реформированию крепостных отношении, нельзя упускать его из виду.

Если к этому добавить, что во время заграничных походов русская армия (солдаты и офицеры, дворяне и крестьяне) своими глазами увидела иной образ жизни, иной политический строй, иной образ ведения хозяйства, то становится ясно, как сложны были проблемы, с которыми пришлось столкнуться самодержавию. Перед властью возникла вполне реальная опасность, что крестьяне в солдатских мундирах - победители Наполеона и освободители Европы - могут и не захотеть сносить по-прежнему все тяготы крепостного права.

В то время становилось заметнее политическое размежевание начавшееся и в среде самого дворянства. Все громче заявляло о себе течение, пусть очень незначительное по численности в сравнении с основной массой помещиков-крепостников, но вполне определенное по своей политической направленности. Формировалось убеждение, что без уничтожения крепостничества во всех его проявлениях невозможно развитие страны. Отечественная война 1812 г. оказалась мощным катализатором, ускорившим политическую дифференциацию российского дворянства. Наивысшим проявлением ее было возникновение декабризма, на знамени которого слились воедино лозунги конституции и освобождения крестьян.

№ 3. Речь Александра 1

15 марта 1818 г. император произнес речь, которая изумила современников.

Что же услышала в тот день Россия из уст державного повелителя?

Образование, существовавшее в вашем краю, - говорил Александр, обращаясь к членам сейма, а в сущности, ко всей России, - дозволило мне плести немедленно то, которое я вам даровал, руководствуясь правилами законно-свободных учреждений, бывших непрестанно предметом моих помышлений и которых спасительное влияние надеюсь я с помощью Божьей распространить и на все страны, Провидением попечению моему вверенные.

№4. Проекты освобождения крестьян

Подготовка проектов освобождения крестьян и одновременные попытки возбудить в этом деле дворянскую инициативу, крестьянская реформа в Лифляндии, Эстонии, Курляндии и польская конституция, проект конституции для России и размышления о наилучших способах ее введения -все это, как и публичные заявления Александра I о возможном конституционном переустройстве политической системы страны и отмене крепостного права, было реальностью русской жизни в десятилетие, прошедшее от завершения наполеоновских войн до восстания декабристов.

Но ближе и очевиднее была другая реальность, в которой даже самый ревностный почитатель Александра I вряд ли смог бы отыскать хоть малейший намек на воплощение в жизнь проектов крупнейших преобразований.

№5. Внутренняя политика Николая 1

Одной из первоочередных задач внутриполитического курса Николая I было укрепление полицейско-бюрократического аппарата управления. Последовательное проведение принципа централизации рассматривалось как важ­ное средство укрепления самодержавия и противодействия подта­чивающим его устои процессам.

При Николае I создавалась продуманная система всесторон­ней государственной опеки над общественно-политической эконо­мической и культурной жизнью страны. В практике управления последовательно проводился принцип строгой исполнительности и беспрекословного повиновения.

В духе самодержавных начал и централизации управления Николаи I стремился укрепить режим личной власти — сосредото­чить в своих руках решение как общих, так и частных дел, нередко минуя при этом соответствующие министерства и ведомства При нем вошло в практику для решения того или иного важного вопроса создавать многочисленные секретные комитеты и комиссии находившиеся под его непосредственным ведением. Компетенция Сената и Государственного совета при Николае I была существенно ограничена.

№6. Реформа государственной деревни 1837-1841 гг. П.Д. Киселева.

На местах создавалась четырехступенчатая система управления: губерния — округ — волость — сельское общество.

1848 – 1855 гг. ознаменованы дальнейшим усилением реакционного политического курса самодержавия. Оно проявилось в первую очередь ужесточением надзора за просвещением и печатью.

Суровым ограничениям подверглось высшее образование. Были ликвидированы остатки университетской автономии, резко сокращен прием студентов в университеты, повышена плата за обучение, усиливался надзор за студентами и профессорами. Однако все эти реакционные меры не могли подавить распространение оппозиционных и демократических идей, которые особенно заявили о себе во время Крымской войны. Война явилась серьезным испытанием для николаевской политической системы, ее военной мощи, крепостной экономики. Система не выдержала этого испытания.

№7. Декабристы

Однако вся работа нового императора по подготовке задуманных им преобразований сосредоточилась в Негласном комитете, состоявшем из либерально настроенных дворян и прозванный реакционерами "якобинской шайкой". Негласный комитет работал год, но единственным результатом стало создание 8 министерств вместо петровских коллегий. Министерствам соответствовали входящие в них учреждения на местах. Это позволяло лучше руководить отраслями государственного управления. Министры подчинялись непосредственно императору. Сенат стал высшим судебным органом империи. Он также контролировал соблюдение законности в стране и деятельность административных органов.

Начало царствования Александра I характеризовалось некоторым стремлением к либеральному реформаторству. Однако, эти начинания ни в чём не коснулись устоев государства - самодержавия и крепостного права. В 1803 году он издал указ "О вольных хлебопашцах", который разрешал помещикам отпускать на волю крепостных с наделением их землёй за выкуп. Это вызвало недовольство дворян, указ не получил широкого применения, хотя правительство признало им принципиальную возможность освобождения крестьян, законодательно определило условия этого освобождения и права освобождённых.

В марте 1804 г. последовали новые реформы. Александр I запрещал продавать крестьян без земли на территориях Лифляндской и Эстляндской губерний, отменял вмешательство помещика при вступлении в брак его крепостных, учреждал выборность низших судов, запрещал помещикам наказывать крестьян более чем пятнадцатью палочными ударами. Прекращалась в любой форме раздача государственных крестьян.

В 1810 году учреждён Государственный совет, который должен был стать высшим органом управления, но оказался лишь совещательным органом при царе. Решения совета не имели силы без утверждения их монархом. Он состоял из назначенных императором чиновников. Реформы государственного управления вели к дальнейшей централизации управления, бюрократизации, усилению самодержавной власти.

Прогрессивным характером отличалась политика в области просвещения: было открыто много средних и высших учебных заведений, в том числе университеты (Казань, Харьков, Петербург, Дерпт) и близкие к ним по программе лицеи. Некоторое время на Александра влиял реформатор М.М.Сперанский - сын сельского священника, без протекции достигший должности государственного секретаря. Но Сперанский вызвал недовольство сановной знати. Против него начинаются интриги и он отстраняется от дел.

В конечном итоге, кроме учреждённых министерств, никаких реформ проведено не было. Они были признаны преждевременными, - в частности, из-за сложной международной обстановки. В Европе развёртывалась одна за другой наполеоновские войны.

После Отечественной войны 1812 года внутренняя политика Александра I потеряла прежний либеральный налёт. По его инициативе создаётся "Священный союз", объединивший европейских монархов для борьбы с революционным движением в Европе.

Отказ Александра I от проведения реформ объясняется как явным противодействием со стороны правящих кругов и дворянства в целом, так и его собственными опасениями вызвать крестьянский бунт "прикосновением к основам существующего строя". Как отмечали современники, с 1822 года император утратил интерес к государственным делам. В это же время первое место среди его советников безраздельно занял А.А.Аракчеев. Последние четыре года александровского правления он правил как всесильный фаворит.

В стране был установлен режим аркачеевщины. Введена цензура, происходят гонения на прогрессивно мыслящих людей, в образовании насаждается религиозное сознание. Усилилось крепостничество. Возникает самое уродливое проявление феодально-крепостнического гнёта - военные поселения. В них крестьяне должны были пожизненно отбывать военную службу и заниматься сельским хозяйством, чтобы прокормить себя и свои семьи. Их дети автоматически становились солдатами. Жизнь военных поселений протекала в условиях палочной дисциплины. К 1825 году на поселения было переведено около трети всей армии. Они составили особый корпус военных поселений под началом Аракчеева. Система военных поселений нарушала сложившиеся экономические структуры и вызвала усиленное сопротивление: вспыхнуло несколько восстаний военных поселенян. Самое известное из них произошло в 1819 году в городе Чугуеве. Волнения наблюдались и в армии, к примеру, восстание солдат Семёновского полка (1820 год).




Внутренняя политика Александра I сначала либеральная, затем реакционная, направленная на укрепление самодержавия и крепостного права, объективно способствовала активизации дворянского революционного движения в России - декабризма.

Николай I (1825-1855 годы), который занял престол под грохот пушек на Сенатской площади, либерализмом не отличался. Ему была присуща прямолинейная деспотичность. Напуганный восстанием декабристов, он повёл борьбу против революционного движения и тех явлений общественной и политической жизни, которые могли способствовать росту революционных масс. Царствование Николая I историки называют "апогеем самодержавия". Крайне военизированный по духу, Николай обожал военные парады и стремился всё подчинить армейской дисциплине. Большинство его министров были генералами. Даже церковное ведомство возглавлял гусарский полковник. Россия уподобилась военной казарме. Широчайшие полномочия получили тайная полиция и цензура. Подвергалась перлюстрации даже частная переписка.

Николай I неукоснительно защищал самодержавие и крепостное право в их первозданном виде. Для укрепления существующего порядка под руководством М.М.Сперанского были подготовлены "Полное собрание законов Российской империи" за 1649-1826 годы (1830 год) и "Свод законов Российской империи" (1833 год). Проводится денежная реформа. Для упрочения позиций дворянства он ограничил доступ в него лицам других сословий.

Новый самодержец усиливал карательный аппарат. В 1826 году было учреждено 3 отделение Собственной канцелярии для руководства тайной полицией, которое возглавил граф А.Х.Бенкендорф. Он же стал шефом корпуса жандармов, созданного в 1827 году. Собственная канцелярия с новыми отделениями приобрела черты органа верховной власти. Отделения канцелярии заведовали важнейшими отраслями государственного управления.

Николай надеялся упорядочить, подвести под регламентацию все сферы российской жизни: от религиозной (насильственное насаждение православия, гонения на раскольников, ликвидация в 1839 году униатской церкви на Украине) до бытовой (указ о покраске городских крыш в строго определённые цвета). Министр народного просвещения С.С.Уваров пропагандировал идеологию "официальной народности". Согласно этой теории, в основе жизни России лежит "триединая" формула: самодержавие, православие, народность.

Реакционной оставалась и политика в области просвещения. Жизнь требовала открытия новых учебных заведений. Но они брались под жёсткий контроль правительства. Высшее образование могли получать только дворяне. Неоднократно повышалась плата за обучение. В учебных заведениях и общественном мнении насаждалась идеология "официальной народности".

В период правления Николая I, который сознавал необходимость решения крестьянского вопроса для предотвращения революции, было создано более 10 комитетов, пытавшихся решить проблему, не затрагивая основ крепостного строя. Николай издал ряд законов, имевших частный и необязательный характер. Так, согласно указу 1842 года об "обязанных крестьянах", последние при согласии помещика могли получить личные права и за условленные повинности – помещичью землю в пользование. По этому указу было освобождено всего 24 тысячи человек из 10 миллионов крепостных.

Наиболее значительной стала реформа управления государственными землями и государственными крестьянами. Создано министерство государственных имуществ. В государственной деревне упорядочено взимание налогов, повинностей, рекрутских наборов. Из обжитых районов крестьяне переселялись в малонаселённые, где наделялись землёй. Создание министерства увеличило количество чиновников, контролирующих крестьян, и усилило чиновничий гнёт и вымогательства. Тем не менее, положение государственных крестьян было легче, чем помещичьих.

Между тем, в условиях кризиса феодально-крепостнической системы ширилось народное и национально-освободительное движение. Если в первой четверти XIX века зафиксировано 650 крестьянских волнений, то во второй уже 1090. Известны такие крупные восстания, как "холерные бунты" в Севастополе и Петербурге (1830-1831 годы), восстание в новгородских военных поселениях 1831 года. Жестоко подавлялось освободительное движение на национальных окраинах – Устима Кармалюка на Украине (1832-1835 годы), польское восстание (1830-1831 годы), восстание в Грузии (1841 год). Стойкое сопротивление российское самодержавие встретило при усмирении Кавказа.

Внутренняя политика Николая I была ориентирована на сохранение статус- кво во всех областях жизни, особенно основ крепостничества, старых политических институтов. Она игнорировала насущные проблемы экономики (промышленности, транспорта, технического перевооружения армии и флота). Нежелание проводить буржуазные преобразования сказалось самым трагическим образом уже в конце правления Николая I, обернувшись поражением России в Крымской войне.

Период правления Александа I делится на 2 части: либеральный и консервативный.

Александр I с целью разработки либеральных реформ государственного устройства создал Негласный комитет (май 1801 - ноябрь 1803 г),в который входили: П. Строганов, А. Чарторыйский, В. Кочубей и Н. Новосильцев. Основными вопросами стали реформы государственного аппарата в сторону ограничения самодержавия, крестьянский вопрос и система образования.

Результатом деятельности Негласного комитета стана реформа высших государственных органов.8 сентября 1802 г . был издан Манифест, по которому вместо коллегий были учреждены министерства: военное, военно-морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции, а также Государственное казначейство на правах министерства.

С осени 1803 г . значение Негласного комитета стало падать, а его место занял Комитет министров.

Император одобрил план Сперанского, но не решился проводить широкомасштабные реформы. Преобразования коснулись исключительно центральной системы государственного управления: учрежден Государственный совет 1810 г.

В начале 1811 г . Государственный совет отказался утвердить проект новых реформ. Александр I был вынужден прекратить преобразования. М. Сперанский был отстранен, а затем сослан.

Таким образом, реформы начала первого периода царствования Александра I носили весьма ограниченный характер, но они достаточно упрочили его положение как самодержавного монарха, будучи результатом компромисса между либеральным и консервативным дворянством.

Консервативный период правления Александра I

Внешние события 1812-1815 гг. отодвинули внутриполитические проблемы России на второй план. После окончания войны вопрос о конституционных реформах и крепостных отношениях вновь оказался в центре внимания общества и самого императора. Был разработан проект Конституции для польских земель, входивших в состав России. Эта конституция стала своего рода пробным шагом, экспериментом, который должен был предшествовать введению конституции в России.

Таким образом, либеральные проекты реформ об отмене крепостного права и предоставлении России конституции не были осуществлены из-за нежелания преобразований подавляющей массы дворянства. Не получив поддержки, реформы не могли быть проведены. Опасаясь нового дворцового переворота, Александр I не мог идти наперекор первому сословию.




В ноябре 1825 г . император неожиданно скончался в Таганроге (по другой версии - он тайно ушел в монастырь). Второй сын Павла I , брат Александра I - Константин в 1822 г . отказался от правления. Составленный в 1823 г . Манифест, в котором преемником был назначен третий сын Павла – Николай.

Период правления Александа I делится на 2 части: либеральный и консервативный.

Александр I с целью разработки либеральных реформ государственного устройства создал Негласный комитет (май 1801 - ноябрь 1803 г),в который входили: П. Строганов, А. Чарторыйский, В. Кочубей и Н. Новосильцев. Основными вопросами стали реформы государственного аппарата в сторону ограничения самодержавия, крестьянский вопрос и система образования.

Результатом деятельности Негласного комитета стана реформа высших государственных органов.8 сентября 1802 г . был издан Манифест, по которому вместо коллегий были учреждены министерства: военное, военно-морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции, а также Государственное казначейство на правах министерства.

С осени 1803 г . значение Негласного комитета стало падать, а его место занял Комитет министров.

Император одобрил план Сперанского, но не решился проводить широкомасштабные реформы. Преобразования коснулись исключительно центральной системы государственного управления: учрежден Государственный совет 1810 г.

В начале 1811 г . Государственный совет отказался утвердить проект новых реформ. Александр I был вынужден прекратить преобразования. М. Сперанский был отстранен, а затем сослан.

Таким образом, реформы начала первого периода царствования Александра I носили весьма ограниченный характер, но они достаточно упрочили его положение как самодержавного монарха, будучи результатом компромисса между либеральным и консервативным дворянством.

Консервативный период правления Александра I

Внешние события 1812-1815 гг. отодвинули внутриполитические проблемы России на второй план. После окончания войны вопрос о конституционных реформах и крепостных отношениях вновь оказался в центре внимания общества и самого императора. Был разработан проект Конституции для польских земель, входивших в состав России. Эта конституция стала своего рода пробным шагом, экспериментом, который должен был предшествовать введению конституции в России.

Таким образом, либеральные проекты реформ об отмене крепостного права и предоставлении России конституции не были осуществлены из-за нежелания преобразований подавляющей массы дворянства. Не получив поддержки, реформы не могли быть проведены. Опасаясь нового дворцового переворота, Александр I не мог идти наперекор первому сословию.

В ноябре 1825 г . император неожиданно скончался в Таганроге (по другой версии - он тайно ушел в монастырь). Второй сын Павла I , брат Александра I - Константин в 1822 г . отказался от правления. Составленный в 1823 г . Манифест, в котором преемником был назначен третий сын Павла – Николай.

Однако вся работа нового императора по подготовке задуманных им преобразований сосредоточилась в Негласном комитете, состоявшем из либерально настроенных дворян и прозванный реакционерами "якобинской шайкой". Негласный комитет работал год, но единственным результатом стало создание 8 министерств вместо петровских коллегий. Министерствам соответствовали входящие в них учреждения на местах. Это позволяло лучше руководить отраслями государственного управления. Министры подчинялись непосредственно императору. Сенат стал высшим судебным органом империи. Он также контролировал соблюдение законности в стране и деятельность административных органов.

Начало царствования Александра I характеризовалось некоторым стремлением к либеральному реформаторству. Однако, эти начинания ни в чём не коснулись устоев государства - самодержавия и крепостного права. В 1803 году он издал указ "О вольных хлебопашцах", который разрешал помещикам отпускать на волю крепостных с наделением их землёй за выкуп. Это вызвало недовольство дворян, указ не получил широкого применения, хотя правительство признало им принципиальную возможность освобождения крестьян, законодательно определило условия этого освобождения и права освобождённых.

В марте 1804 г. последовали новые реформы. Александр I запрещал продавать крестьян без земли на территориях Лифляндской и Эстляндской губерний, отменял вмешательство помещика при вступлении в брак его крепостных, учреждал выборность низших судов, запрещал помещикам наказывать крестьян более чем пятнадцатью палочными ударами. Прекращалась в любой форме раздача государственных крестьян.

В 1810 году учреждён Государственный совет, который должен был стать высшим органом управления, но оказался лишь совещательным органом при царе. Решения совета не имели силы без утверждения их монархом. Он состоял из назначенных императором чиновников. Реформы государственного управления вели к дальнейшей централизации управления, бюрократизации, усилению самодержавной власти.

Прогрессивным характером отличалась политика в области просвещения: было открыто много средних и высших учебных заведений, в том числе университеты (Казань, Харьков, Петербург, Дерпт) и близкие к ним по программе лицеи. Некоторое время на Александра влиял реформатор М.М.Сперанский - сын сельского священника, без протекции достигший должности государственного секретаря. Но Сперанский вызвал недовольство сановной знати. Против него начинаются интриги и он отстраняется от дел.

В конечном итоге, кроме учреждённых министерств, никаких реформ проведено не было. Они были признаны преждевременными, - в частности, из-за сложной международной обстановки. В Европе развёртывалась одна за другой наполеоновские войны.

После Отечественной войны 1812 года внутренняя политика Александра I потеряла прежний либеральный налёт. По его инициативе создаётся "Священный союз", объединивший европейских монархов для борьбы с революционным движением в Европе.

Отказ Александра I от проведения реформ объясняется как явным противодействием со стороны правящих кругов и дворянства в целом, так и его собственными опасениями вызвать крестьянский бунт "прикосновением к основам существующего строя". Как отмечали современники, с 1822 года император утратил интерес к государственным делам. В это же время первое место среди его советников безраздельно занял А.А.Аракчеев. Последние четыре года александровского правления он правил как всесильный фаворит.

В стране был установлен режим аркачеевщины. Введена цензура, происходят гонения на прогрессивно мыслящих людей, в образовании насаждается религиозное сознание. Усилилось крепостничество. Возникает самое уродливое проявление феодально-крепостнического гнёта - военные поселения. В них крестьяне должны были пожизненно отбывать военную службу и заниматься сельским хозяйством, чтобы прокормить себя и свои семьи. Их дети автоматически становились солдатами. Жизнь военных поселений протекала в условиях палочной дисциплины. К 1825 году на поселения было переведено около трети всей армии. Они составили особый корпус военных поселений под началом Аракчеева. Система военных поселений нарушала сложившиеся экономические структуры и вызвала усиленное сопротивление: вспыхнуло несколько восстаний военных поселенян. Самое известное из них произошло в 1819 году в городе Чугуеве. Волнения наблюдались и в армии, к примеру, восстание солдат Семёновского полка (1820 год).

Внутренняя политика Александра I сначала либеральная, затем реакционная, направленная на укрепление самодержавия и крепостного права, объективно способствовала активизации дворянского революционного движения в России - декабризма.

Николай I (1825-1855 годы), который занял престол под грохот пушек на Сенатской площади, либерализмом не отличался. Ему была присуща прямолинейная деспотичность. Напуганный восстанием декабристов, он повёл борьбу против революционного движения и тех явлений общественной и политической жизни, которые могли способствовать росту революционных масс. Царствование Николая I историки называют "апогеем самодержавия". Крайне военизированный по духу, Николай обожал военные парады и стремился всё подчинить армейской дисциплине. Большинство его министров были генералами. Даже церковное ведомство возглавлял гусарский полковник. Россия уподобилась военной казарме. Широчайшие полномочия получили тайная полиция и цензура. Подвергалась перлюстрации даже частная переписка.

Николай I неукоснительно защищал самодержавие и крепостное право в их первозданном виде. Для укрепления существующего порядка под руководством М.М.Сперанского были подготовлены "Полное собрание законов Российской империи" за 1649-1826 годы (1830 год) и "Свод законов Российской империи" (1833 год). Проводится денежная реформа. Для упрочения позиций дворянства он ограничил доступ в него лицам других сословий.

Новый самодержец усиливал карательный аппарат. В 1826 году было учреждено 3 отделение Собственной канцелярии для руководства тайной полицией, которое возглавил граф А.Х.Бенкендорф. Он же стал шефом корпуса жандармов, созданного в 1827 году. Собственная канцелярия с новыми отделениями приобрела черты органа верховной власти. Отделения канцелярии заведовали важнейшими отраслями государственного управления.

Николай надеялся упорядочить, подвести под регламентацию все сферы российской жизни: от религиозной (насильственное насаждение православия, гонения на раскольников, ликвидация в 1839 году униатской церкви на Украине) до бытовой (указ о покраске городских крыш в строго определённые цвета). Министр народного просвещения С.С.Уваров пропагандировал идеологию "официальной народности". Согласно этой теории, в основе жизни России лежит "триединая" формула: самодержавие, православие, народность.

Реакционной оставалась и политика в области просвещения. Жизнь требовала открытия новых учебных заведений. Но они брались под жёсткий контроль правительства. Высшее образование могли получать только дворяне. Неоднократно повышалась плата за обучение. В учебных заведениях и общественном мнении насаждалась идеология "официальной народности".

В период правления Николая I, который сознавал необходимость решения крестьянского вопроса для предотвращения революции, было создано более 10 комитетов, пытавшихся решить проблему, не затрагивая основ крепостного строя. Николай издал ряд законов, имевших частный и необязательный характер. Так, согласно указу 1842 года об "обязанных крестьянах", последние при согласии помещика могли получить личные права и за условленные повинности – помещичью землю в пользование. По этому указу было освобождено всего 24 тысячи человек из 10 миллионов крепостных.

Наиболее значительной стала реформа управления государственными землями и государственными крестьянами. Создано министерство государственных имуществ. В государственной деревне упорядочено взимание налогов, повинностей, рекрутских наборов. Из обжитых районов крестьяне переселялись в малонаселённые, где наделялись землёй. Создание министерства увеличило количество чиновников, контролирующих крестьян, и усилило чиновничий гнёт и вымогательства. Тем не менее, положение государственных крестьян было легче, чем помещичьих.

Между тем, в условиях кризиса феодально-крепостнической системы ширилось народное и национально-освободительное движение. Если в первой четверти XIX века зафиксировано 650 крестьянских волнений, то во второй уже 1090. Известны такие крупные восстания, как "холерные бунты" в Севастополе и Петербурге (1830-1831 годы), восстание в новгородских военных поселениях 1831 года. Жестоко подавлялось освободительное движение на национальных окраинах – Устима Кармалюка на Украине (1832-1835 годы), польское восстание (1830-1831 годы), восстание в Грузии (1841 год). Стойкое сопротивление российское самодержавие встретило при усмирении Кавказа.

Внутренняя политика Николая I была ориентирована на сохранение статус- кво во всех областях жизни, особенно основ крепостничества, старых политических институтов. Она игнорировала насущные проблемы экономики (промышленности, транспорта, технического перевооружения армии и флота). Нежелание проводить буржуазные преобразования сказалось самым трагическим образом уже в конце правления Николая I, обернувшись поражением России в Крымской войне.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Итоги Отечественной войны 1812 года1. Рост национального самосознания в русск.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Итоги Отечественной войны 1812 года1. Рост национального самосознания в русск.

Итоги Отечественной войны 1812 года
1. Рост национального самосознания в русском обществе
2. Начало заката карьеры Наполеона
3. Удалось отстоять независимость и территориальную целостность страны
4. Зарождение в России антикрепостнических, либеральных воззрений
5. Огромные человеческие и материальные потери.

Значение Отечественной войны:1. Рост авторитета России в европейской политике.

Значение Отечественной войны:
1. Рост авторитета России в европейской политике
2. Усиление консервативно - охранительных тенденций (образование Священного союза для подавления революций)
4. Подъём патриотических чувств, развитие национального самосознания, идей гражданского служения обществу.

Тема урокаОт либерализма к охранительству: политика Александра I в послевоенн.

Тема урока
От либерализма к охранительству: политика Александра I в послевоенную эпоху.

ВЕНСКИЙ КОНГРЕСС1814 – 1815 гг. международная мирная конференция по урегулиро.

ВЕНСКИЙ КОНГРЕСС
1814 – 1815 гг. международная мирная конференция по урегулированию ситуации в Европе после поражения Наполеона.

Какова была главная цель конгресса? Какие территории получила Россия? Какова.

Какова была главная цель конгресса?
Какие территории получила Россия?
Какова была цель Священного союза? Кто его подписал?

5 групп 1) Конституция для Царства Польского 2) Конституционный вопрос в Росс.

1) Конституция для Царства Польского
2) Конституционный вопрос в России
3) Крестьянский вопрос
4) Военные поселения
5) Конец царствования

1815 г. – польская конституция Проект конституции для России – Государственна.

1815 г. – польская конституция
Проект конституции для России – Государственная уставная грамота Российской империи

ВОЕННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯпоселения, жители которых занимались как военным делом, так.

ВОЕННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ
поселения, жители которых занимались как военным делом, так и сельскохозяйственным трудом

Охранительствополитика государства, направлена на сохранение (охрану) существ.

Охранительство
политика государства, направлена на сохранение (охрану) существующего строя, в данном случае самодержавия.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ§ 7 , в.1,2,5 – устно

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 7 , в.1,2,5 – устно

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 609 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 7. От либерализма к охранительству: политика Александра I в послевоенную эпоху

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.12.2021 371
  • PPTX 86.2 кбайт
  • 54 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шерстюк Наталия Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: