Наклон в письме кратко

Обновлено: 05.07.2024

В трудах психологов Л.С. Выгодского, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина можно найти ответ на вопрос: как научить детей писать быстро и красиво? Но эта проблема актуальна и в наши дни. Как и когда учить ребенка писать? Какая методика наиболее эффективна? Какими должны быть ручка и бумага? Что делать, если процесс обучения письму затруднён? Как подготовить ребенка к письму и научить писать красиво, грамотно? Эти и ещё многие аналогичные вопросы неизбежно встают перед педагогом и родителями. Решая любой из них, мы обязательно должны учитывать, насколько подготовлен ребёнок, можно ли начинать обучение письму или нужна дополнительная подготовительная работа.

Практика показывает, что значительная часть детей, поступающих в первый класс, не подготовлена к письму, а это уже с первых дней учения создает комплекс трудностей. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторных координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. Большинство школьников неправильно держат ручку и карандаш, не умеют правильно сидеть, не знают, как расположить бумагу (тетрадь). Редко кто владеет основами звуко-буквенного анализа. Все это затрудняет формирование навыка письма и создает много проблем в процессе обучения.

Каракули и небрежный почерк в тетрадях чаще всего не от нежелания постараться, не от невнимательности и лени, а от несоответствия наших требований и возможностей ребёнка.

Можно ли помочь детям избежать серьезных трудностей при обучении письму?

Безусловно, да. Но следует понимать, что это во многом зависит от уровня, функционального развития ребёнка, связано с его речевым развитием и состоянием здоровья. Не менее важно и то, как и какую методику использовать.

Обучение письму должно вестись с учетом возрастных и функциональных возможностей каждого ребёнка.

Цель моего выступления – показать, каким образом можно достичь устойчивых каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста.

Формирование навыка письма

Для того, чтобы было понятно, как готовить ребёнка к письму, на чем нужно заострить внимание, в чем не стоит торопиться и почему что-то не получается или получается не очень хорошо, необходимо представлять себе, что такое процесс письма, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть малыш.

Что же представляет собой процесс письма и почему он так сложен для ребёнка?

Письмо – это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге путём начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи.

Письмо – одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения. Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка письма, параллельно с которым идет формирование орфографических навыков.

Графический навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы чётко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей при письме: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.

На начальном этапе обучения письму дети должны усвоить понятие о буквах – графических знаках, научиться правильно, чётко и достаточно быстро писать все графические элементы, соблюдая правильную позу, правильные движения руки, правильную траекторию движений.

Уменьшить объективные трудности при обучении письму можно в том случае, если правильно подготовить ребёнка, учитывая его возрастные возможности.

В формировании навыка выделяются три основных этапа.

· Первый этап – аналитический, основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания.

· Второй этап условно назван синтетическим. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие.

· Третий этап – автоматизация – этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и контроля. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, лёгкость.

Основное в формировании навыка – упражнения и тренировка. Без упражнений и повторений сформировать навык нельзя, но многократные упражнения наиболее целесообразны и эффективны на третьем этапе формирования навыка, а первые два этапа – это осознанная деятельность. Ребёнок должен знать и понимать, что нужно делать и как делать.

Способность понимать и различать элементы букв, соотношение частей, понимание того, как располагаются эти элементы на строке, как, в каком сочетании и последовательности их необходимо расположить, – первый шаг в обучении.

Следующий шаг – объяснение того, как выполняется движение при написании основных элементов.

Считается, ведущее значение имеет осознанность при обучении.

Формирование навыков письма при обучении – длительный процесс, сложный и по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе.

Подготовка к письму

Подготовка к письму ведётся на счёт 1, 2, 3, 4, 5.

1 – ноги поставить вместе, прямо, стопы на полу или подставке;

2 – спиной опереться на спинку стула, кулачком проверить расстояние между краем парты и грудью;

3 – наклон головы. Локоть правой руки на столе, кончиками пальцев коснуться виска;

4 – правильно взять ручку. Расстояние от указательного пальца до металлической части стержня – один пальчик;

5 – наклон тетради. Нижний левый край тетради находится на середине груди.

Тетрадь придерживается левой рукой. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.

Приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма

В своей работе использую следующие приемы.

Показываю процесс письма и объясняю способы написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Показ осуществляется на классной доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика.

Показываются способы соединения букв; показ сопровождается объяснением: где начинаю писать букву, куда веду руку, в какую сторону делаю закругление, указываю на величину элемента.

Этот способ применяю ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимся без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Однако ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма.

Списывание с готового образца

Прием основан на подражании, воспроизводстве образца письма. Психологическое значение списывания с образца и обведение образца различно для формирования навыка письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления. Поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное обведение утомляет ученика.

Воображаемое письмо, или письмо в воздухе

Прием опирается на двигательные ощущения и на зрительно-воспринимаемый образец. В воображаемом обведении ребенок пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы.

Увидеть, понять, что при письме вниз у нас всегда один и тот же наклон, а при письме вверх больший наклон, но во всех соединительных движениях тоже одинаковый, очень важно для сознательного овладения формой букв. Если учащиеся анализируют форму букв, у них скорее вырабатываются единый наклон в письме и правильная форма букв.

При выполнении любых графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.

Этапы формирования навыка

Штриховка – развитие мускульной памяти. Этот этап определяет успех всего обучения. Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи фигурных линеек (трафаретов) с вырезанными на них геометрическими фигурами. Задание: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Дети принимают условия, быстро, легко, как в игре. Отрабатываются штрихи: сверху вниз, снизу вверх, слева направо.

Развитие тактильной памяти

Следующий этап – рисование параллельных линий. Именно параллельность всех штрихов придаёт письму (почерку) чёткость, аккуратность, делает письмо более лёгким для восприятия и чтения. Следует заметить, что непараллельность штрихов – наиболее частое проявление нарушения почерка. До обучения письму букв необходимо научить ребёнка писать вертикальные, горизонтальные и наклонные линии параллельно.

Затем идёт этап – письмо полуовалов верхних и нижних, правых и левых с разными направлениями движения. Для выполнения полуовалов следует обратить внимание на положение руки, и особенно на правильность опоры кисти (только на мизинец).

Следует обратить внимание на различие овалов и кругов при их выполнении и способность ребёнка мысленно вписывать овал в прямоугольник. На этом этапе эффективны и вполне выполнимы вот такие графические задания: раскрути спираль – закрути спираль. При выполнении этих заданий нужно попросить ребёнка держать руку свободно (на весу, без опоры на мизинец, что позволит почувствовать новые варианты свободных движений руки манипуляциях карандашом или ручкой.

Данный этап подготовки уже приближает ребёнка к письму как к таковому. Письмо букв связано с достаточно жёсткими ограничениями высоты и ширины каждого графического элемента, и при обучении дети пишут на разлинованных листах. Поэтому нужно объяснить, что такое строка, как. располагаются элементы, где середина строки, где верхняя линия рабочей строки и где нижняя.

Конечно, рисовать и писать просто вертикальные линии легче, чем расположить их на строке, соблюдая определённую высоту, протяжённость (ширину). Если дети уже научились начинать движения в определённой точке, им нужно научиться так же точно заканчивать его. Эта новая задача, поэтому следует объяснить, показать, уточнить, понял ли ученик, что он должен знать.

Последний этап подготовки к письму – освоение написания элементов письменных букв.

Для того, чтобы правильно объяснить, как пишутся графические элементы (буквы), важно учитывать некоторые правила:

1. Объяснить, как пишется графический элемент, – в какой точке начинается движение, направление движения, изменение траектории, окончание движения.

2. В объяснении не должно быть ни одного неполного и незнакомого слова.

3. Кроме словесного объяснения, необходим показ движения.

5. Повторение инструкции.

6. Самостоятельное выполнение действия.

Анализ психофизиологических особенностей формирования навыка письма показывает, что письмо, воспринимаемое со стороны как целое и связное, на самом деле является последовательностью дискретных операций. И только тогда, когда навык сформирован, выполнение всех звеньев этой цепочки происходит автоматически, без осознания, без направленного контроля. Однако, если этап начального обучения построен так, что что-то не выполняется, что-то исполняется неправильно и т.п., то последующая тренировка закрепит неправильное выполнение и результаты будут неудовлетворительными.

С первого дня обучения в школе коренным образом изменяется вся организация жизни ребёнка. Появляется новая систематическая деятельность – учёба. Особые трудности в процессе обучения отмечаются при письме. Преодоление затруднений чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение. Каллиграфическое письмо – это очень важный и нужный процесс.

Аккуратные, красивые работы дают не только грамотное письмо, но и сказываются на формировании мира ребенка, помогают ему расти внутренне красивым человеком.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Можете не сомневаться, психологическое состояние ребенка скажется обязательно на почерке.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Детский почерк непостоянный и переменчивый, но по его особенностям родители могут определить, в каком эмоциональном состоянии находится ребенок, с какими внутренними проблемами сталкивается и что нужно делать, чтобы ему помочь.

Неужели детский почерк столь показателен?

Можете не сомневаться, психологическое состояние ребенка скажется обязательно на почерке. Если аккуратные, ровные строчки превратились в кривые и неразборчивые — нужно задуматься: не изменилась ли за последнее время обстановка в семье; изменить подходы к воспитанию. Не исключено также, что у ребенка возникли сложности в общении со сверстниками. Чаще всего проблема плохого почерка не в лени, а в психологической обстановке в школе или семье.

Словом, учителя и родители, которые требуют от детей каллиграфического написания, в корне неправы?

Однозначно! Неразборчивый и неаккуратный стиль письма у младших школьников — скорее правило, чем исключение. Нет смысла об этом переживать: в процессе взросления почерк будет очень часто меняться. Бессмысленно школьника критиковать за корявые буквы, это может только добавить неразборчивости.

Более того: принуждая ребенка переписывать задания, добиваясь идеального написания, можно убить всякое желание проявлять инициативу и подтолкнуть к шаблонному поведению. Лучше расшифровать скрытый смысл всех неровностей и шероховатостей.

На какие детали письма стоит обращать внимание?

Прежде всего, на силу нажима. Если буквы стали бледными, плохо различимыми — возможно, силы и энергия ребенка близки к нулю. Показательно написание отдельных букв.

Показательна также острота почерка — чем острее буквы, тем агрессивнее ребенок воспринимает окружающий мир, тем он обидчивее и злопамятнее. В большей степени это касается подростков: острые буквы — синонимы восприятия в штыки всех и вся, вытеснения любой информации, которая не совпадает с собственным мировоззрением. О неправильном перераспределении энергии говорят скачущие то вверх, то вниз строчки.

Если школьник оставляет пробелы в конце строки — скорее всего, он боится увидеть конечный результат, у него трудности с завершением начатых дел. Большие пробелы в начале строки могут говорить о сложностях с начинаниями — другими словами, такой ребенок тяжел на подъем.

О каких чертах характера сообщает почерк?

Если все буквы написаны без отрыва — значит, растет обязательный человек, хотя, возможно, недостаточно гибкий. Печатные буквы в прописном тексте — примета рациональной натуры. Наклон букв тоже имеет значение: подчеркнуто ровное написание характеризует самовлюбленного человека, сильный наклон вправо — активную жизненную позицию, наклон влево выдает недовольство собой и окружающим миром. Частая смена наклона может означать склонность к частой смене настроения.

Как же можно помочь ребенку выровнять характер или избавиться от комплексов с помощью графотерапии?

В школе нас учили писать косо; считается, что это наиболее удобный способ писать. Буквы при этом наклонены вправо, то есть по направлению движения пишущего. Однако некоторые люди в силу разных причин не подчинялись общему правилу. Очевидно, что они бессознательно следовали своему инстинкту, оказавшемуся сильней требования учителей.

Очень трудно объяснить, почему тот же инстинкт не действовал на всех одинаково. Остается лишь согласиться с тем, что как бы не старались учителя обучать детей, каждый из них выбирает удобный для себя способ письма.

Для большинства людей характерен наклон 45-50° (наклонный почерк), но существует прямые, вертикальные почерки (90°), а иногда встречаются опрокинутые (наклон до 125°) почерки. Кроме того, существует множество переходных вариантов или комбинаций этих форм.

Наиболее часто встречающийся почерк – с наклоном по направлению движения (45-50°). Такой почерк принадлежит теплой и дружелюбной натуре, открыто выражающей свои чувства. Люди этого типа не очень импульсивны, они умеют контролировать эмоции. Человек с таким почерком легко ладит с окружающими, он любит общество других людей.

Если люди такого типа влюбляются, то не скрывают свои чувства. Они надеются на взаимность. Такие люди не засиживаются дома, их очень притягивает общественная жизнь.

Слишком наклонный почерк (иногда почти лежащий) должен рассматриваться как значительное отклонение от нормы (рис. 8).


Рис. 8

У таких людей часто проявляются крайние черты, для них характерно выставлять свои чувства напоказ. Такой наклон почерка указывает на большой запас энергии, заметную восторженность в восприятии всего нового и романтичность.

Если подобные люди влюбляются, а это чаще всего происходит с первого взгляда, то полностью погружаются в свои чувства. Они очень ревнивы. У них постоянное желание общаться и нравиться. Энергия этих людей очень сильно подпитывается восхищением окружающих.

Опрокинутый влево почерк (135° против направления движения) чаще всего возникает в результате несовпадения личных склонностей человека с внешними условиями воспитания и жизни (рис. 9).


Рис. 9

Опрокинутый почерк часто указывает на своенравность, упрямство, требовательность к другим, большую недоверчивость, в некоторых случаях речь может идти даже о неискренности и скрытности.

Когда пишут с наклоном назад, то это означает, что ум контролирует эмоции. Если вы хотите добиться любви такого человека, то путь к ней лежит через его голову. Подобные люди, как правило, скупо проявляют свои чувства.

Бывают случаи, когда наклон почерка влево больше 135°. У таких людей ум также контролирует эмоции, только в большей степени. Наличие такого наклона свидетельствует о скрытности. Внешняя холодность и сдержанность не соответствует буре эмоций, которая прячется внутри. Долго сдерживать свои эмоции люди подобного типа не могут. Поэтому, общаясь с ними, будьте готовы столкнуться с признаками эмоционального взрыва. За холодной внешностью может бушевать вулкан страстей.

Трудно понять, какое впечатление производят окружающие на таких людей. Поэтому в процессе общения имеет смысл позволить им взять инициативу в свои руки. Тогда будет легче понять их намерения.

Когда почерк вертикален, то существует равновесие между умом и чувствами (рис. 10). Поведение таких людей несколько сдержанно, они не подвержены влиянию неожиданных чувств и движений ума.


Рис. 10

Если человек, пишущий вертикально, влюбляется, то он никогда сразу не проявит свои чувства. Скорее всего, проявления любви раскроются через выражение преданности в каждодневных делах и заботах.

Разнотипность наклона (то есть в отдельных словах встречаются буквы с разным наклоном) указывает на капризность, быструю смену настроения, отсутствие целеустремленности.

В отдельных случаях разнотипность наклона выражается очень резко. Это уже намек на извращенность, распад или расщепление личности. Речь идет о глубоко неврастенической натуре.

Разнотипность наклона свидетельствует о том, что ум и чувства находятся в конфликте. Ум желает одного, чувства устремляются в другую сторону. Осторожность борется с импульсивностью. Люди подобного типа не способны управлять своими эмоциями, поэтому превращаются в их жертвы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Вместо букв отображаются непонятные знаки

Вместо букв отображаются непонятные знаки Если вместо букв на экране отображаются непонятные знаки, то причина этого может заключаться в следующем.• Скорее всего, в системе не установлен необходимый шрифт. Приобретите компакт-диск со шрифтами и установите их в папку

Промежутки и наклон

Промежутки и наклон Именно так называется в меню Титры второй режим работы с выделенными объектами. Для включения этого режима можно также использовать кнопку на нижней панели инструментов.Начнем с описания наклона текста и графических фигур. При выделении

Перемещение букв

Перемещение букв Исходный файл: Textfly.fla Во многих Flash-роликах по экрану перемешается текст. Сушествует множество способов создания этого эффекта, некоторые из них проиллюстрированы примерами, которые имеются на Web-сайте поддержки книги.Задача проектаВ данном разделе

Форма букв

Высота и ширина букв

Высота и ширина букв Каждый пишущий инстинктивно выбирает тот размер букв, который его устраивает. Можно встретить много вариантов размеров букв, но графологи условно делят их на три группы.1. Мелкие буквы (ширина и высота меньше 3-4 мм) указывают на способность к

Соединение букв в словах

Соединение букв в словах Склонен ли человек принимать быстрые решения, полагаясь на свою интуицию, или он последовательно и неторопливо анализирует ситуацию? Это видно из того, как он соединяет буквы в словах.Если в большинстве слов между буквами есть разрывы, то при

Форма заглавных букв

Форма заглавных букв В написании заглавных букв наблюдается такое же разнообразие, как и в написании прописных букв. Они могут быть большими и маленькими, простыми и вычурными. По стилю написания заглавные буквы часто заметно отличаются от прописных и поэтому

Тайны написания строчных букв

Тайны написания строчных букв Характер человека раскрывается не только в общем стиле почерка (в направлении строк, нажиме, наклоне, расстояниях между словами и строками), но и в особенностях написания отдельных букв.Еще в начале XX века практикующие графологи заметили

3. Наклон

3. Наклон Признаки слева направо (рис. 183):• наклон правый нормальный; Рис. 183• прямой почерк;• наклон левый;• наклон

5. Соединения букв

5. Соединения букв Признаки слева направо (рис. 185):• соединения букв гирляндообразные;• соединения букв дугообразные, аркадообразные;• соединения букв нитевидные;• соединения букв угловатые. Рис.

10. Размер букв

10. Размер букв Признаки слева направо (рис. 190):• размер букв большой;• размер букв маленький;• размер букв очень большой;• размер букв очень маленький; Рис. 190• размер букв

Написание букв




Сегодня поделюсь с вами некоторыми профессиональными соображениями об одном из наиболее заметных и очевидных даже неопытному глазу, графологических признаков, который именно поэтому заслужил особое внимание и популярность в графологии,– о наклоне в почерке.

Чтобы не получилось поверхностного ответа в стиле "признакологии", которые чаще всего мы встречаем в Интернете и популярных источниках, с помощью данной статьи я хотела бы дать, если не исчерпывающее (нюансов всегда намного больше), то гораздо более верное представление об этом явлении.

Итак, наклон в почерке. Чаще всего меня спрашивают о левом или правом, но обратим внимание – в графологии существует также и прямой наклон (почерк без наклона). У этих трех основных видов наклона бывают еще вариации, и мы учитываем хотя бы по три-четыре подвида у правого и левого наклона (легкий, средний, сильный, стелющийся) и возможные колебания "почти прямого" наклона.

Следует сказать, что любой признак в почерке, включая и наклон, не может интерпретироваться в отдельности от общей картины и сочетания с остальными "графологическими обстоятельствами" конкретного почерка. Учитывая же это, можно получить очень много информации.

В целом, наклон "показывает" одну из основных тенденций в устройстве личности человека, его направленность, его природу и каким образом он ее проявляет. Взгляните внимательно на иллюстрацию выше, а теперь самое важное:

Психомоторно, правый наклон* в графологии является наиболее естественным и наименее энергозатратным. Это обеспечивает оптимальный канал как для высвобождения экспрессии, так и для наиболее эффективного достижения результата. Таким образом, обобщенно можно сказать, что правый наклон обеспечивает возможность наиболее продуктивной траты сил относительно развиваемой динамичности - по аналогии с "бегом с горы".

Если обладатель правого наклона использует его преимущества, чтобы "катиться кубарем", рваться вперед, не думая о последствиях, либо наоборот, использует этот "спуск" для пассивного, неподвижного скатывания по инерции - это другое.


"Беглость" почерка - происходит от "бег", т.е. от здоровой динамичности, а не от "одержимого мчания кувырком" или от "пассивного сползания вниз по инерции".

В случае (1) здоровой беглости, к которой располагает правый наклон, мы будем говорить о комплексе качеств, выражающих спонтанность личности, естественное проявление себя, живость, искренность проявления своих чувств, расположенность к людям, активную жизненную позицию и т.д. (значений много, некоторые из них можно найти в моих книгах).

В случае, когда правый наклон (2) провоцирует, точнее, сопровождает бурные, импульсивные, инстинктивные порывы - значения будут соответствующие - на первый план выйдут нетерпение, нетерпеливость, непостоянство, презрение норм и обязательств, влечения, несдержанность, человек крайностей и т.д.

В случае же правонаклонности (3) вялой, когда она служит лишь "путем наименьшего сопротивления" для инертного движения, будут иметь место совсем другие значения. Например, безволие, бесхарактерность, компромиссность, отсутствие углубленности, основательности, собственного мнения, а также глубины чувств, вовлеченности. Значений - многие десятки, все будет зависеть от дополнительных параметров в почерке.

В целом, правый наклон, повторим, - это наша "природа", проявление чувств, инстинктов или вялости, и он связан с динамическими параметрами почерка, с движением.

Прямой наклон – в соответствии с психомоторными правилами графологии, располагает к сдержанности и большему сознательному контролю, опосредованности, расчету или отслеживанию своего поведения, рассудочности. Прямой наклон ближе связан (сочетается) со структурными, либо дисциплинирующими параметрами в почерке - организацией и т.д. Если это становится не просто рассудочностью и взвешенностью, а защитой (просто расчет, рационализация, искусственность), то структура в почерке не будет естественной, она будет искусственной, также может выйти на первый план форма в почерке.

"Восхождение в гору" - нерационально, условно "сизифов труд" (если нужно пройти, гору можно было просто обойти), это сосредоточение именно на "горе", на собственноручно сооруженном себе препятствии, барьере, отделяющем себя - от людей, социума, целей, прямого взаимодействия с окружающей средой.

Да, это закрытие своей природы и сдерживание себя, своих чувств, но здесь нет ничего "рационального", это не рассудок, а защита человека, которому трудно. Левый наклон = оппозиция, и позиционирование себя именно так, "супротив" окружению. Психомоторно, это наиболее неудобное движение при письме. Однако, если человек предпочитает именно его - значит, есть причины. Значит, состояние оппозиции, порой аутсайдерства или противостояния - важнее и служат ему защитными механизмами.

_____________________________________________________________________
*Мы говорим про обычного правшу, левше "прощаются" несколько градусов наклона влево, после чего к нему полностью применимы все остальные правила анализа почерка.

Читайте также: