Становление советской дипломатии кратко

Обновлено: 30.06.2024

На какой научной основе строится дипломатическая деятельность социалистических государств, что является как бы фундаментом успешной их дипломатии?

Теоретической основой советской дипломатической деятельности является условие успехов марксистско-ленинского понимания международной обстановки, законов общественного развития, законов классовой борьбы, соотношения внутренних и международных общественных сил с учетом национальных и исторических особенностей развития каждой страны, группы стран и континентов. Без марксистско-ленинской оценки международной обстановки, без понимания законов общественного развития и конкретного знания обстановки в той или другой стране, без учета исторических и национальных особенностей страны нельзя строить правильно дипломатическую деятельность. И нужно сказать, что марксистско-ленинская оценка международных событий и разработка на этой основе линии дипломатической борьбы — важная сторона советской дипломатии. Как правило, успех дипломатической деятельности Советского Союза прежде всего определяется правильным марксистско-ленинским анализом обстановки и соотношения сил, и, наоборот, недооценка, недоучет объективных закономерностей, недоучет всех тех изменений, которые происходят в стране или в группе стран, связанных друг с другом, чреваты просчетами и ошибками в дипломатии.

Это положение В. И. Ленина о тактике в политической борьбе является основой и для дипломатической тактики, и вся деятельность министерства иностранных дел, посольств в различных странах должна опираться на это ленинское положение. Разумеется, это относится к дипломатической борьбе против агрессивных империалистических государств, организующих военные блоки против стран социалистического содружества, пытающихся подорвать единство социалистических стран и ведущих подрывную деятельность против них. Вести успешно дипломатическую борьбу против агрессивных сил можно только при использовании всех трещин в их лагере, при максимальном использовании империалистических противоречий, при завоевании на свою сторону союзников, хотя бы Даже временных и неустойчивых. И опыт дипломатической работы подсказывает, что наибольший эффект в дипломатической борьбе достигается именно тогда, когда умело используются эти преимущества.

Эту же тактическую линию осуществляла наша партия и в дальнейшем руководстве внешней политикой Советского государства, успешно используя противоречия между противниками и привлекая на сторону СССР отдельных союзников, пусть не всегда последовательных и надежных. Такая тактика во внешней политике целиком оправдала себя.

Весь арсенал методов и приемов, используемых советской дипломатией, вполне соответствует общепринципиальной линии внешней политики социалистической системы государств и непосредственно вытекает из нее. Так, поскольку в основе социалистической дипломатии лежит не военное, а мирное решение спорных международных вопросов, основным методом советской дипломатии является метод переговоров непосредственно заинтересованных государств, проводимых в различных формах и на различных уровнях. Этот метод охватывает переговоры по обычным дипломатическим каналам — через послов (посланников) в министерствах иностранных дел, переговоры на уровне министров и их заместителей в виде двусторонних и многосторонних встреч, совещаний, конференций, переговоры на встречах глав правительств и государств, наконец, переговоры в ходе международных конгрессов и конференций, Генеральной Ассамблеи ООН и других международных организаций.

Социалистическая дипломатия использует самые разнообразные формы дипломатической деятельности в интересах осуществления задач внешней политики социалистических государств и всей социалистической системы в целом. Старые формы дипломатической переписки (ноты, памятные записки, меморандумы, личные послания), различных дипломатических встреч, совещаний, конференций, сессий международных организаций, подготовка и заключение договоров, соглашений, конвенций — все это наполняется новым содержанием, связанным с новыми задачами, которые вытекают из миролюбивой внешней политики социалистических государств.

Если попытаться свести в целое основные характерные черты советской внешней политики и дипломатии, то их можно было бы сформулировать следующим образом:

Поскольку после Октября 1917 года все события мировой политики определяются расколом мира на две системы — социалистическую и капиталистическую, борьба этих систем является исходной точкой для понимания и для формулирования целей и задач советской внешней политики и дипломатии.

В основе всей советской внешней политики и дипломатии лежат два принципа:

пролетарского интернационализма (руководствуясь ленинским подходом подчинения интересов борьбы в одной стране интересам борьбы во всемирном масштабе)69;

мирного сосуществования государств с различным социальным строем.

Единство и координация действий социалистических стран в борьбе за общие цели в интересах социализма — основное условие успеха во внешнеполитической борьбе.

Таковы кратко главные характерные черты советской социалистической внешней политики и дипломатии.

Более чем полувековой опыт советской дипломатии дает блестящие образцы использования традиционных и новых форм и методов дипломатической работы в интересах новой внешней политики пролетариата, в интересах мира и социализма.

Особо важное значение приобрели в последний период такие формы дипломатического общения, обсуждения и влияния, как личные встречи высших руководителей государств, как двусторонние и многосторонние переговоры на высшем уровне между государствами различных социальных систем. Эти формы приобрели уже постоянный характер и оказывают значительное воздействие на обсуждение и решение крупных вопросов как двусторонних отношений, так и важных международных проблем.

Достаточно упомянуть встречи министров иностранных дел ряда великих держав, особенно СССР и США, СССР и Франции, СССР и ФРГ, которые стали регулярными, а также встречи министров обороны, министров внешней торговли и др., чтобы стало ясно возрастающее значение подобных контактов для подготовки и решения ряда крупных вопросов двусторонних отношений международной политики, представляющих взаимный интерес.

Еще более значительные последствия имели и имеют встречи, взаимные визиты Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева и руководителей ведущих государств мира, состоявшиеся в 70-х годах. В этой связи должны быть упомянуты встречи Л. И. Брежнева с президентами США Р. Никсоном и Дж. Фордом в 1972, 1973, 1974 годах, его визиты и встречи в те же годы с президентами Франции Ж. Помпиду и В. Жискар д'Эстэном, с канцлерами ФРГ В. Брандтом и Г. Шмидтом, а также встречи и поездки Председателя Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорного и Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина в ряд стран Запада и Востока.

Встречи и визиты парламентских делегаций (например, представителей палат или комиссий по иностранным делам Верховного Совета СССР) стали теперь также повседневными и важными формами переговоров по существенным проблемам международной политики.

Основательная подготовка к подобным встречам, тщательная отработка совместных итоговых документов и ощутимое влияние каждой из таких встреч на международное общественное мнение — все это в практике дипломатии социалистической системы и государств противоположной системы играет всевозрастающую роль и становится важным фактором развития и перестройки международных отношений Вместе с тем широкое развитие получили такие формы контактов и переговоров между социалистическими странами, как личные встречи в двустороннем и многостороннем порядке руководителей коммунистических и рабочих партий и председателей советов министров, как совещания на высшем уровне Политического Консультативного Комитета стран — участниц Варшавского Договора и членов Совета Экономической Взаимопомощи, а также периодические совещания (ежегодно) для обмена мнениями по наиболее важным международным вопросам руководителей партий.

В современной дипломатии становятся все более применимыми такие формы международных переговоров и выработки взаимоприемлемых решений, как совещания представителей правительств на основе принципа консенсуса (полного единогласия), наиболее ярко представленные Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое завершило свою длительную и важную работу в Хельсинки в 1975 году.

Важнейшим условием правильного и успешного осуществления советской дипломатией задач ее внешней политики являлось и является руководство ею со стороны Коммунистической партии Советского Союза, ее Центрального Комитета, повседневно занимающегося важнейшими вопросами внешней политики.

60-е и особенно 70-е годы были насыщены активной деятельностью Центрального Комитета КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и лично Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева по руководству внешней политикой СССР, по разработке крупных мировых проблем и развитию двусторонних и многосторонних отношений и переговоров с целью перестройки международных отношений и придания процессу разрядки и смягчения международной напряженности постоянного и необратимого характера.

Ни один серьезный внешнеполитический вопрос не проходит мимо самого внимательного обсуждения в Политбюро ЦК КПСС, а итоги важнейших переговоров, визитов и встреч регулярно и всесторонне обсуждаются в Политбюро ЦК КПСС, в Президиуме Верховного Совета и Совете Министров СССР. Публикуемые после таких обсуждений коммюнике и другие документы свидетельствуют о непрерывном движении вперед по пути укрепления мира и международного сотрудничества, по реализации намеченных планов коренной перестройки международных отношений и усилению борьбы против сил, препятствующих разрядке и пытающихся затормозить всю перестройку отношений в интересах прочного мира, равноправного сотрудничества и социального прогресса.

Руководство ЦК КПСС обеспечивает последовательное осуществление одобренного XXV съездом КПСС внешнеполитического курса и достижение успехов на этом, поддерживаемом всем советским народом пути.

10 февраля отмечается День дипломатического работника РФ. Первым профессиональным внешнеполитическим ведомством России стал Посольский приказ, учреждённый 469 лет назад. Однако отечественная дипломатическая служба зародилась гораздо раньше. Первое русское посольство появилось в 838 году в Константинополе. Роль и значение дипломатической службы увеличивались вместе с ростом влияния страны на мировой арене. О становлении российской дипломатии — в материале RT.

Исследователи продолжают спорить о том, какое событие стало точкой отсчёта истории отечественной дипломатии. Официально за основу учреждения Дня дипломатического работника взята дата образования Посольского приказа — 10 февраля 1549 года.

Однако дипломатия как инструмент внешней политики зародилась с появлением раннефеодального русского государства с центрами в Киеве и Великом Новгороде. Первым представительным органом интересов Руси стало посольство в Константинополе, которое было открыто в 838 году.

В IX—XI веках восточнославянские племена постоянно воевали с соседями — Византией и кочевыми южными народами (хазарами, печенегами, половцами). Огромное значение для развития государственности (и как следствие — дипломатии) имело крещение Руси в 988 году. По легенде, князь Владимир сделал выбор в пользу христианства после беседы с иностранными послами.

В XI веке Русь превратилась во влиятельного игрока на европейской арене. Расширению контактов с западным миром способствовала практика династических браков. В 1019 году киевский князь Ярослав Мудрый взял в жёны дочь короля Швеции Ингигерде.

Практически все дети киевского князя породнились с европейскими аристократическими домами. Дочь Ярослава Анна была отдана замуж за французского короля Генриха I, Елизавета — за норвежского короля Харальда Сурового, Анастасия — за короля Венгрии Андраша I.

Сыновья Ярослава по настоянию отца также нашли жён за границей. Изяслав женился на дочери польского короля Гертруде, Святослав — на австрийской принцессе Оде, Всеволод — на дочери византийского императора Константина IX.


Игра древнерусских престолов: как дети и внуки Ярослава Мудрого делили власть

19 октября 1097 года князья Древней Руси собрались на Любечский съезд, который должен был положить конец феодальной усобице.

По мнению эксперта, с началом феодальной раздробленности древнерусского государства (вторая половина XI века) потребность в дипломатии, скорее всего, исчезла. Также Винокуров посетовал на отсутствие данных о дипломатической деятельности Руси в период монголо-татарского ига (1238—1480).

От Думы к Приказу

Потребность в дипломатическом искусстве, как полагает Винокуров, возникла в России с формированием централизованного русского государства в XV веке. Вопросами внешних сношений занимались непосредственно великий князь и члены Боярской думы.

Наиболее искусным дипломатом той эпохи историки называют Ивана III, который проводил результативную внешнюю политику. Именно при нём государственным гербом Руси стал византийский двуглавый орёл. Это определило цивилизационную преемственность русского государства как альтернативного центра силы на евразийском континенте.

Однако профессиональный подход в дипломатии возобладал только в период правления Ивана IV Грозного. 10 февраля 1549 года он учредил Посольский приказ — исполнительный орган, отвечавший за внешние сношения Москвы.


Исторические узы: как московские князья породнились с потомками Чингисхана

700 лет назад великий князь Московский Юрий Данилович взял в жёны сестру хана Золотой Орды Узбека, праправнучку хана Батыя. Так.

Руководителем приказа был назначен думный дьяк Иван Михайлович Висковатый. Он считается первым профессиональным дипломатом. Висковатый вёл переговоры с Ливонским орденом (заключение мира), Данией (договор о военном союзе) и Швецией (соглашение о перемирии на 20 лет).

Персонал Посольского приказа составляли дьяки и подьячие (помощники, выполнявшие делопроизводственную работу). Структурно этот орган власти был разделён на три территориальных управления (повытья). Одно отделение отвечало за сношения с Европой, а два других — с восточными странами.

Постоянные диппредставительства России за рубежом начинают появляться с 30-х годов XVII века. Толчком к этому послужила 30-летняя война в Европе (1618—1648) и Вестфальский мирный договор (1648), заложивший основу первой в истории системы международных отношений.

Учреждение Коллегии

Подлинный прорыв дипломатия России совершила в период царствования Петра I. Эпоха его правления связана с внедрением западных новшеств в общественно-политическое устройство. Военные победы и экономические успехи способствовали тому, что Россия вошла в круг ведущих европейских держав.

В декабре 1718 года Посольский приказ был преобразован в Коллегию иностранных дел (КИД). 24 февраля 1720 года был утверждён регламент нового органа. В основу КИД был заложен опыт системы госуправления шведского королевства. Систему приказов Пётр I считал слишком неповоротливой.


Государственный преступник или жертва интриг: почему Пётр I осудил сына на смерть

3 февраля 1718 года Пётр I лишил своего сына Алексея прав на престол. Вскоре наследника посадили в Петропавловскую крепость и стали.

КИД состоял из Присутствия (руководящий орган) и Канцелярии (исполнительный институт). Коллегию возглавлял президент, которому присуждался титул канцлера. При этом президент КИД не имел права принимать решений без одобрения членов Присутствия, асессоров (заседателей) и действительных тайных советников.

Канцелярия подразделялась на два департамента. Первый занимался непосредственно внешними сношениями, второй — финансовыми вопросами и хозяйственным обеспечением деятельности дипучреждений, а также взаимодействовал с народами России, включая уральских казаков и Малороссию (часть современной Украины).

Расцвет российской дипломатии XVIII века приходится на период правления Екатерины II, которая усилила влияние России в мире. На европейском театре дипломаты вели активные переговоры по заключению различных коалиционных соглашений. На южном — налаживали систему управления присоединёнными территориями.

Одним из самых значительных достижений политики Екатерины II стало ослабление Османской империи — главного геополитического соперника Петербурга. Как полагают эксперты МИД РФ, крупным успехом российской дипломатии был Кючук-Кайнарджийский мирный договор (1774) с Турцией, положивший начало присоединению Крыма.

Появление министерства

Важнейшей вехой в истории российской дипломатии является создание Министерства иностранных дел, ставшего прообразом современного дипломатического ведомства.

Манифест об учреждении МИД был подписан императором Александром I 20 сентября 1802 года. Однако процесс формирования нового исполнительного органа растянулся на 30 лет — КИД была упразднена только в 1832 году.

МИД обладал более разветвлённой, чем Коллегия, структурой. В составе министерства появилось несколько новых департаментов и десятки подразделений. В центральный аппарат входили Канцелярия, Департамент внутренних сношений, Азиатский департамент и Департамент личного состава и хозяйственных дел, Архивная служба, Комиссия по изданию государственных грамот и договоров.

В 1839 году штат центрального аппарата МИД насчитывал 535 человек. Однако в 1868 году министр иностранных дел Российской империи Александр Горчаков провёл реформу, сократив персонал в Петербурге до 134 чиновников. Впоследствии численность штата министерства вновь начала расти.

  • Портрет светлейшего князя главы МИД Российской империи Александра Михайловича Горчакова (Николай Богацкий, 1873 год)

Дипмиссии России за рубежом были разделены на посольства (крупные европейские государства), резидентуры (представительства в небольших странах и зависимых от Петербурга землях), генеральные консульства, консульства, вице-консульства и консульские агентства.


Угрюмый Гром: как великий советский дипломат крушил лёд в отношениях Москвы и Вашингтона

15 февраля 1957 года пост министра иностранных дел СССР занял Андрей Андреевич Громыко. На плечи талантливого дипломата легла вся.

После революции большевики на основе МИД создали Народный комиссариат по иностранным делам СССР (НКИД). Новый орган возглавил профессиональный дипломат Георгий Чичерин, внёсший в 1920-е годы огромный вклад в международное признание молодой социалистической республики.

В 1946 году НКИД был преобразован в Министерство иностранных дел СССР. В 1953 году советские дипломаты перебрались из доходного дома Первого Российского страхового общества на Большой Лубянке в сталинскую высотку на Смоленской-Сенной площади.

Основу дипломатических кадров МИД всегда составляли яркие представители интеллектуальной и творческой элиты. В частности, на дипломатической службе состояли классики русской литературы: Александр Сергеевич Грибоедов (глава посольства в Тегеране), Константин Николаевич Батюшков (сотрудник дипмиссии в Италии), Фёдор Иванович Тютчев (внештатный атташе в Мюнхене), Алексей Константинович Толстой (сотрудник русской миссии при германском сейме).

26 октября (8 ноября) 1917г. Декретом II Всероссийского съезда Советов был образован Народный комиссариат РСФСР по иностранным делам (НКИД). В течение ноября реорганизация аппарата НКИД была проведена Н.Г. Маркиным (1893-1918 гг.), матросом Балтфлота, членом РКП(б) с 1916 г., который сменил Л.Д. Троцкого в обеспечении работы НКИД. Н.Г. Маркин провел и первое опубликование секретных (тайных) договоров царской России с Антантой.

Наряду с центральным аппаратом НКИД в Москве были открыты представительства уполномоченных НКИД в Петрограде, Архангельске, Ташкенте по поддержанию отношений с местными правительствами и зарубежными странами соответствующих регионов. Так, Петроград сносился с Финляндией и Эстонией, Архангельск - с Норвегией, Ташкент - с Бухарой, Хивой. В 1919 г. были открыты первые постпредства в Швейцарии и Германии, генконсульства в Берлине, Стокгольме, Вене, Иране, Афганистане, в 1920 г. в Турции, Финляндии, Латвии, Литве, Эстонии были открыты полпредства и торгпредства.

6 июля 1923 г. НКИД РСФСР был реорганизован в Наркоминдел СССР. На IV сессии ЦИК СССР было утверждено Положение о НКИД СССР, заменившее прежнее Положение о НКИД союзных республик (12 ноября 1923 г.).

Реорганизация НКИД РСФСР в НКИД СССР состояла не только в перестройке и расширении центрального аппарата в Москве, но и в том, что НКИД СССР с 6 июля 1923 г. брал в свое ведение руководство теми сношениями с зарубежными странами, с которыми устанавливали дипотношения союзные республики помимо РСФСР и с которыми эти республики вели дела до своего вступления в Союз ССР.

Так, УССР имела отношения с Польшей, Германией, Австрией, Италией, Чехословакией, Турцией; БССР - с Польшей, Германией; ЗСФСР - с Германией, Турцией, Ираном; Грузия - с Чехословакией. Следовательно, СССР вступил в отношения с Германией, Польшей, Турцией, Чехослова­кией, Австрией, Италией, Ираном уже до признания иностранными государствами.

В 20-30-х гг., накануне второй мировой войны, НКИД СССР в основном сохранял вышеуказанную структуру, но в его крупных подразделениях - отделах - началось разукрупнение в связи с ростом объема работы, происхо­дившим вслед за полосой признания СССР в 1924 г.

К началу 1924 г. СССР имел дипломатические отношения с 10 государствами, с теми, с которыми непосредствен­но граничил: Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Турцией, Ираном, Монголией, Афганистаном, а из непограничных стран - с одной лишь Германией. За 1924 г. были установлены отношения с 12 государствами: Англией, Италией, Австрией, Швецией, Норвегией, Данией, Грецией, Францией в Европе, а из азиатских - с Китаем, Японией, Хиджазом (Аравией) и в Америке - с Мексикой.

Первая реорганизация структуры центрального аппа­рата НКИД была предпринята в 1925 г. Она учитывала происшедшие изменения и шла по линии количественного увеличения подразделений центрального аппарата путем механического преобразования ряда подотделов в само­стоятельные отделы. Так, например, подотдел Скандинавских стран в составе 1-го Западного отдела НКИД был преобразован в самостоятельный отдел Скандинавских стран, а подотдел стран-лимитрофов был "поднят" до ранга Отдела Прибалтийских стран. Аналогичные перемены происходили и в других крупных отделах.

Такое положение, т.е. новое структурное деление НКИД, сформированное в 1925 г., сохранялось до 1934 г. неизменным.

В годы мирового экономического кризиса обнаружились некоторые новые сдвиги в международных отноше­ниях: увеличилось число стран, с которыми СССР установил дипломатические отношения, произошла перегруппи­ровка стран на международной арене, изменилось соотно­шение сил между отдельными группами стран, сложилась иная расстановка сил в капиталистическом мире. Все эти перемены были учтены при корректировке соотношения между отделами НКИД и отчасти нашли отражение в изменении личного состава и даже в смене названия некоторых отделов, но основа структуры НКИД, заложенная в 1925 г., оставалась незыблемой.

Более явной, более видимой стала лишь ориентация на Европейские отделы как на основное поле деятельности советской дипломатии, что объяснялось двумя обстоятельствами: во-первых, тем, что главный узел напряженности находился в Европе в связи с созданием фашистской Германии и ростом внешнеполитической активности фашистских государств, и, во-вторых, тем, что США и находившиеся в орбите американской политики страны Северной и Южной Америки фактически устранялись от участия в международной жизни Европы (изоляционизм) и одновременно продолжали занимать враждебную позицию в отношении СССР: к 1933 г. лишь одни США из числа крупных капиталистических держав продолжали отказываться от признания СССР и от установления с нашей страной нормальных дипломатических отношений. Такое признание последовало 16 ноября 1933 г., и это вызвало необходимость создания в Центральном аппарате НКИД особого Североамериканского отдела.

За этими частными исключениями структура НКИД вплоть до второй мировой войны не подвергалась серьезным изменениям.

41)Дипломатические реформы периода “Перестройки” и “нового мышления”

После событий 19-21 августа 1991 г. (путч ГКЧП) начатая еще летом реорганизация МИД СССР приняла совершенно иное направление - по линии сокращения аппарата МИД и персонала посольств. А в ноябре 1991 г. было реше­но создать вместо МИД Министерство внешних сношений, что и произошло 4 ноября 1991 г. на заседании Госсовета СССР.

Госсовет заслушал, обсудил и принял решение по докладу министра иностранных дел Б.Д. Панкина "Об основах дальнейшей деятельности МИД СССР и его ради­кальной реорганизации". В результате Госсовет пришел к выводу о необходимости сократить личный состав МИД СССР на одну треть, преобразовать его отделы и управле­ния, а также изменить само наименование министерства, назвав его Министерством внешних сношений. Основное новшество в преобразовании МИД в МВС состоит в том, что помимо внешнеполитических функций ему были приданы функции Министерства внешнеэкономических связей - с учетом перехода к рыночным принципам как внутри страны, так и в отношениях с другими государствами. Советские торгпредства, существовавшие за границей, будут упразднены и заменены торгово-экономическими отделами в российских посольствах. Центральный аппарат МИД сокращается "побольше 30%" (компромиссная формулировка Б.Н. Ельцина), а персонал посольств за рубежом - достаточно сильно (в зависимости от конкретных условий в отдельных странах), но будет дополнен в то же время представителями отдельных республик и торгпредами, так что общее сокращение не превысит трети.

Однако все эти мероприятия не успели осуществиться, так как 8 декабря 1991 г. решением президентов трех славянских республик - России, Беларуси и Украины был принят акт об аннулировании действия договора 1922 г. о создании Союза ССР, и СССР, таким образом, и фактически, и формально прекратил существовать как государственный организм унитарного государства. Его правопреемником стали три республики, заключившие соглашение о создании совершенно нового Союза Независимых Государств, присоединение к которому открыто для всех бывших республик СССР (как союзных, так и автономных) и которое не имеет центра, стоящего над ним, а координирует свои действия и мероприятия посредством договоренностей и взаимного обсуждения всех возникаю­щих проблем. Координационным центром СНГ определен г. Минск в Беларуси. Все эти события сняли вопрос о существовании надреспубликанских учреждений, в том числе и МВС СССР, которое фактически должно было прекратить свое существование как союзный внешнеполитический орган.

Дипломатия новой России

Центральный аппарат МИД России строится по общепринятой в большинстве стран структуре. Он состоит из следующих звеньев: министр, первый заместитель министра, 9 заместителей министра, члены Коллегии — руководство МИД; по­слы но особым поручениям, генеральный секретариат, оперативные дипломатические и недипломатические департаменты и управления, административно-хозяйственные департаменты. На начало 2000г. в МИД насчитывалось 35 департаментов, 3 управления, I самостоятельный отдел.

Министр, его заместители и Коллегия образуют руково­дство МИД России. Министр и его заместители назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций.

Коллегия образуется в составе министра, его заместителей и других руководящих работников Министерства. В настоя­щее время она состоит из 23чел. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Министерства и при­нимает соответствующие решения, причем решения Коллегии принимаются большинством голосов се членов в форме по­становлений и проводятся в жизнь, как правило, приказами министра. В случае разногласий между министром и коллеги­ей министр проводит свое решение, докладывая об этом Пре­зиденту или Правительству. Члены коллегии, имеющие особое мнение по принятому решению, также могут сообщить о нем как Президенту, так и Правительству России.

Антигитлеровская коалиция. В начале Великой Отечественной войны Советский Союз оказался практически один на один с фашистским агрессором. В первые месяцы войны Запад выжидал, устоит ли наша страна после столь сокрушительного удара врага.

Осенью 1941 г. в Москве на конференции министров иностранных дел СССР, США и Англии обсуждались вопросы о помощи СССР со стороны союзников. Однако на начальном этапе войны военные поставки в нашу страну были крайне скудными. Вплоть до победы советских войск под Москвой западные страны не рассматривали СССР как реальную военную и политическую силу. Англия не торопилась с открытием второго фронта в Европе, несмотря на то что 70 % наиболее боеспособных и технически оснащённых немецких соединений противостояли Советскому Союзу.

7 декабря 1941 г. Япония без объявления войны напала на главную базу Тихоокеанского флота США Пёрл-Харбор на Гавайских островах. 8 декабря США объявили войну Японии, затем то же сделала Англия. 11 декабря Германия и Италия объявили войну США. Зона Второй мировой войны значительно расширилась. В ходе последующего наступления японские войска захватили огромную территорию и заставили отступить американцев и их союзников.

1 января 1942 г. в Вашингтоне была опубликована декларация, которую подписали 26 государств, в том числе СССР, США, Англия, Китай. Они обязались совместно бороться против фашистского блока и не заключать сепаратного мира с врагом. Эти государства, а также страны, впоследствии присоединившиеся к ним, стали называться Объединёнными Нациями. 26 мая 1942 г. Великобритания и СССР подписали договор о союзе в войне и послевоенном сотрудничестве, а 11 июня – советско-американское соглашение. Так образовалась антигитлеровская коалиция.


И. В. Сталин и американский дипломат Гарри Гопкинс. Москва. 1941 г.

В 1942 г. основные боевые действия Англия вела в Средиземноморье. Для США главной была война на Тихом океане с Японией.

Важнейшими успехами союзнической дипломатии стали Ялтинская и Потсдамская конференции.


И. В. Сталин, Ф. Рузвельт, У. Черчилль на Ялтинской конференции. Февраль 1945 г.

С 17 июля по 2 августа 1945 г. состоялась новая встреча глав трёх держав в Потсдаме. Делегацию СССР возглавлял И. В. Сталин, США – Г. Трумэн, Великобритании – сначала У. Черчилль, а с 28 июля – К. Эттли. Главным был германский вопрос. В отношении Германии союзники исходили из принципов полного разоружения, демилитаризации Германии и ликвидации её военной промышленности, запрещения национал-социалистической партии и создания условий для организации политической жизни на демократических началах. В Потсдаме союзники согласились на передачу СССР города Кёнигсберга и согласовали западную границу Польши.


Поставки по ленд-лизу. Исследователи отмечают значительный вклад союзников в укрепление боеспособности Красной армии. Однако до 1943 г. помощь по ленд-лизу оказывалась в незначительных размерах, затем поставки резко возросли. Ленд-лизовская техника по отдельным видам вооружения составляла значительный процент. В частности, по автомобилям – около 70 %, по танкам – 12, по самолётам – 10, в том числе морской авиации – 29 %.

Общий объём поставок составил 11,3 млрд долл., в том числе 9,8 млрд долл. предоставили США. Четверть всех грузов были продовольственными. По подсчётам отечественных историков, западные поставки смогли восполнить 40 % потерь Красной армии в самолётах. Их хватило, чтобы восполнить потери советской авиации во всех основных сражениях от Сталинградской битвы до Курской.

Для перевозки ленд-лизовских грузов в Советский Союз использовались три основных океанских маршрута: через Северную Атлантику (так называемые северные конвои), через Южную Атлантику – Персидский залив – Иран, через Тихий океан. Тяжёлые потери несли отважные моряки союзников на опасных океанских путях. Только на Северном морском пути погибли экипажи около 100 транспортных судов и двух десятков боевых кораблей.


Вопросы и задания


3. Какую помощь оказали партнёры по антигитлеровской коалиции Советскому Союзу? 4. Проанализируйте отношения внутри антигитлеровской коалиции. Какие противоречия, наметившиеся внутри неё в ходе войны, могли со временем перерасти в причины крупных конфликтов?

Подготовьте доклады о союзнических военных операциях в годы Второй мировой войны, используя дополнительные источники информации.

Работаем с документами

Из беседы И. В. Сталина с У. Черчиллем. 9 октября 1944 г

«Тов. Сталин заявляет, что, по его мнению, Версальский договор был половинчатым. Он породил в Германии настроение реванша, но он не лишил Германию возможности осуществить реванш. Любые меры по обузданию Германии неизбежно вызовут настроение реванша в Германии. Задача состоит в том, чтобы предотвратить реванш. Для этого нужно до минимума сократить тяжёлую промышленность Германии и все те отрасли Германии, из которых возникают военные отрасли промышленности. Если союзники не лишат Германию возможности для осуществления реванша, то войны с Германией будут неизбежны через каждые 25 – 30 лет.

1. Определите, какой была обстановка на фронтах в то время, когда Сталин и Черчилль вели данную беседу.

2. Пользуясь текстом документа и параграфа, назовите меры, предпринимавшиеся союзниками для того, чтобы избежать нового превращения Германии в агрессивное государство.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 11. Международные отношения в XVI–XVII веках: война и дипломатия

§ 11. Международные отношения в XVI–XVII веках: война и дипломатия Старое и новое в международных отношенияхВ XVI–XVII вв. политическая карта Европы менялась. Борьба за сферы влияния в мире и территориальные споры того времени имели важные последствия для будущих эпох.Черты

§ 20. СОЮЗНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ

§ 20. СОЮЗНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ Антигитлеровская коалиция. В начале Великой Отечественной войны Советский Союз оказался практически один на один с фашистским агрессором. В первые месяцы войны Запад выжидал, устоит ли наша страна после столь

Дипломатия

Дипломатия Сближению чрезвычайно способствовала британская дипломатия. Англия встала на сторону этих двух стран, преследуя свою традиционную политику противостояния любой континентальной державе, претендующей на континентальную гегемонию В Лондоне стали приходить к

1. Павел I, папа, 757 г. — Послания римлян к Пипину. — Дружественные отношения папы к этому королю. — Дезидерий усмиряет возмутившихся герцогов Сполето и Беневента. — Дезидерий вступает в Рим. — Политика Павла I. — Отношения папы и Рима к Византин. — Мир с Дезидерием

1. Павел I, папа, 757 г. — Послания римлян к Пипину. — Дружественные отношения папы к этому королю. — Дезидерий усмиряет возмутившихся герцогов Сполето и Беневента. — Дезидерий вступает в Рим. — Политика Павла I. — Отношения папы и Рима к Византин. — Мир с Дезидерием Стефан

Дипломатия

Дипломатия Международные отношения Египта этого времени нам довольно хорошо известны благодаря находке в эль-Амарне большого государственного архива египетских фараонов конца XVIII династии. В этом архиве сохранились дипломатические послания царей Вавилона, Ассирии,

Глава 13 Дипломатия и ещё раз дипломатия

Глава 13 Дипломатия и ещё раз дипломатия Год 1525-й был богат событиями. Начался он казнью Берсеня Беклемишева и осуждением Максима Грека, а кончился разводом с Соломонией Сабуровой. Год вообще выдался тяжелый. Летом в стране была страшная засуха (с 4 июня по 15 августа). Четыре

Глава четвёртая Советская дипломатия в борьбе

Глава четвёртая Советская дипломатия в борьбе Балтийские конференции. Интервенция Антанты потерпела крушение: силой оружия русский вопрос разрешить не удалось. Тем не менее руководители Антанты отнюдь не намеревались прекращать борьбу против советской власти.

2. Дипломатия

2. Дипломатия 2.1. Брестский мир Перемирие с Центральными державами Первой и главной внешнеполитической задачей большевистского правительства в 1917 г. был вывод России из войны. 8 ноября Наркомат иностранных дел (НКИД) обратился к странам Согласия с просьбой провести

2. Дипломатия

2. Дипломатия 2.1. Генуэзская конференция Прекращение Гражданской войны и поражение белого движения в России побудили западные державы изменить свою тактику. 16 марта 1921 г. подписанием торгового соглашения с Россией Англия фактически признала советский режим. Помимо

Советская дипломатия накануне Второй мировой войны

Советская дипломатия накануне Второй мировой войны Одной из основных причин краха попыток создать систему коллективной безопасности в Европе явилось глубоко укоренившееся недоверие ее демократических государств к советскому режиму. Кровавый массовый террор

2.4. Советская дипломатия и польский вопрос (1941–1945 гг.)

2.4. Советская дипломатия и польский вопрос (1941–1945 гг.) Советское правительство отвергло возможность восстановления Польши в ее довоенных границах. Правда, оно согласилось признать «советско-германские договоры 1939 г. касательно территориальных перемен в Польше

Советская дипломатия избегает ловушки

Советская дипломатия избегает ловушки Тем временем правительство Англии вело рискованную игру. За спиной Советского Союза оно вступило в секретные переговоры с фашистской Германией. Соглашение с Гитлером по-прежнему оставалось главной целью британской дипломатии.

§ 10. Международные отношения в XVI–XVII веках: война и дипломатия

§ 10. Международные отношения в XVI–XVII веках: война и дипломатия Старое и новое в международных отношенияхВ XVI–XVII вв. политическая карта Европы менялась. Борьба за сферы влияния в мире и территориальные споры того времени имели важные последствия для будущих эпох.Черты

ДА ЗДРАВСТВУЮТ СОВЕТСКАЯ ВЕНГРИЯ И СОВЕТСКАЯ РОССИЯ!

ДА ЗДРАВСТВУЮТ СОВЕТСКАЯ ВЕНГРИЯ И СОВЕТСКАЯ РОССИЯ! /В ноябре 1918 г. С. М. Киров как делегат от Терской области участвует в работе VI Всероссийского съезда Советов. В конце декабря во главе экспедиции с большим транспортом оружия и военных припасов С. М. отправляется на

Читайте также: