Национальный костюм монголии кратко

Обновлено: 18.05.2024

Одежда монголов и ее различия у разных этнических групп

Монголы любят богато украшенную одежду, компенсируя ею простой, аскетичный кочевой образ жизни.

Традиционная монгольская одежда - это дээл, который носят как в рабочие, так и в праздничные дни. Это длинная, свободная цельная мантия с рукавами и высоким воротником. Широкие полы дээла накладывается спереди друг на друга, опоясывается створкой.

До революции 1921 года у каждого социального слоя была своя одежда. Животноводы носили обычный дээл как летом, так и зимой. Ламы носили желтый дээл с накидкой (орхимж), обернутой вокруг груди. Светские феодалы носили шикарные шляпы и шелковые жилеты поверх дээла.

А женщины особенно ценили дээл как предмет моды, пытаясь превзойти друг друга в выборе ткани, элегантности выреза и оригинальности обрезки.

Обычно различают три вида дээл, которые носят в зависимости от сезона.

Дан дээл напоминает платье, выкраивается из простой ткани без подкладки. Сельские женщины носят его круглый год, в холодную погоду надевая сверху теплую одежду.


Тэрлэг утеплен лишь слегка, его надевают веной и осенью. Зимний дээл утеплен подкладом из овечьей шерсти.

Мужской и женский дээл имеет один и тот же срез, но мужской дээл шире и менее яркий. Для повседневного дээла обычно выбирают ткань серого, коричневого или другого темного цвета; праздничный дээл шьется из синего, зеленого или красного шелка, носится с шелковым поясом контрастного цвета длиной несколько метров.


Пояс - не просто украшение, он служит еще и мягким корсетом во время длительных поездок на лошадях. Мужчины носили на поясе ножны с ножом, табачный мешочек, кремнь и крючок для чистки труб, специальную серебрянуюая ложку для чистки языка. Характерно, что монголы прятали трубку для курения в сапогах.

Воротник дээл, передняя часть и рукава обычно украшаются кожей и цветной парчой, широкой или узкой. Пуговицы дээл, если они не изготовлены из декоративных камней или серебра, представляют собой узкую тесьму, завязанную в замысловатые узлы.

Сегодня монголы, живущие в городах, как правило, носят одежду в европейском стиле, но в сельской местности современный наряд часто неудобен и непрактичен. В дополнение к дээл в холодную погоду монголы носят куртку или хүрэм, ее надевают сверху на дээл.

Различные монгольские этнические группы имеют разные костюмы. Существует приблизительно 400 различных предметов одежды, 20 различных сапог и десять поясов.

Один из самых ярких и оригинальных предметов национальной одежды - традиционный головной убор или малгай. Малгай по-прежнему очень распространен в сельской местности. Головные уборы различаются по форме и назначению - для молодых и старых, мужские и женские, праздничные и повседневные, для лета и зимы, праздников и церемоний. Внешний вид, крой и цвет варьируются в зависимости от пола владельца, его или ее социальной касты и в зависимости от того, к какой этнической группе принадлежит будущий владелец.

Существует более 100 различных традиционных стилей. Каждая этническая группа имеет свой собственный стиль дээл, отличающийся вырезом, цветом и отделкой.

Халхская этническая группа состоит из четырех подгрупп, в значительной степени они названы по названию тех мест, где они осели: Элжгэн халх, Ээвэнхэн халх, Төв халх и Боржигон халх. Халх до сих пор является доминирующей этнической группой в Монголии, составляющей 80 процентов населения.

Халхские женщины традиционно носят очень своеобразный дээл с чрезвычайно широкими плечами. Женская прическа Халха очень отличается от других групп, представляя собой мифическую птицу гаруду. Прическа украшается 5-10 кг серебра и драгоценных камней. Халхи обожают красно-синие цвета, которые символизируют огонь и небо.

На костюм Баргутов гораздо больше серебряных украшений, чем на одежде других групп: на голове женщины Барги может находиться 20 кг серебра. Барга дээл отличается серебряным орнаментом, который изображает оленей и природные сцены.

Люди Баяда любят фиолетовый цвет. В особых случаях женщины Баяда носят цэгдэг - дээл с очень широкими рукавами, отделанными черным бархатом. Они также носят замысловатые украшения, похожие на серебряные конверты для волос (кос). Мужчины баяд ежедневно носят белый дээл с широкой черной отделкой и воротником. Зимой они носят малгай под названием шаазгай.

Бурятский костюм отличается уникальным стилем среди других монгольских этнических групп и имеет свои особенности.

Головные украшения народности Дарьганга украшены богаче, чем других этнических групп, что иллюстрирует мастерство ремесленников Дарьганга. Их дээл похож на дээл халхасов.

Традиционный дээл Дурвуда сильно отличается от одежды центральных монголов, более напоминая стиль Ойрада. Он сохранил многие характеристики древнего монгольского костюма. Мужчины носят дээл с белой кожаной отделкой по нижнему краю. Женщины носят белый воротник над дээл, обшитый красочной ниткой. Они также не опускают нижнюю часть дээл и добавляют длинную одежду без рукавов. Говорят, что отсутствие края символизирует свободу. Самая распространенная малгай Дурвуда называется махлай, но другие называются төгрөг, дуулгал, тойруул, халван и хасаг. Замужняя представительница Дурвуда носит две косы, каждая в тонком хлопчатобумажном мешке с серебряным орнаментом в форме бабочки.

Хотон. Женщины-хотоны традиционно заплетают волосы в две косы, которые убирают в хлопчатобумажный мешочек, называемый чачвагом, он свисает по спине женщины. Чудесные предметы, называемые ладонями чачвага, висят в конверте. Кисточка с драгоценностями проходит от ладоней чачвага до нижнего лоскута дээл.

Мужчины Мянгад носят дээл халхского стиля, отделанный черным шелком и имеющий красный или желтый воротник. Женский дээл и украшения похожи на халх, так как племена халх и мянгад имеют древние связи. Одной из характерных черт женщин мянгад является маленький нож, который они носят справа, предположительно, для того, чтобы подчеркнуть свою силу.

Торгууды особенно примечателен тем, что сохранили свой традиционный костюм в XIX и XX веке. В теплое время года мужчины традиционно носят тонкие хлопчатобумажные дээл с малгай под названием жатаг, лоовууз или халван, но теперь они в основном носят эти головные уборы только во время исполнении танцев и песен. Женщины торгууд традиционно носят маленькую малгай, верхушка которой украшена своеобразным узелком-шишкой, украшенным кораллами.

Для малгай характерны шесть или восемь цветов и форма луны на передней части, выполненная из серебряной нити. Костюм Торгууд отличается от других этнических костюмов рукавами и тем, что наиболее узок в груди. И мужчины, и женщины носят войлочную обувь, называемую тоохуу, изготовленную из влажной толстой необработанной кожи коровы.

Традиционный костюм Урианхай демонстрирует различия в классе и статусе, особенно ярко показывает богатство человека. Женский дээл имеет широкие рукава, костюм включает в себя длинную одежду без рукавов, узкую в груди. Мужчины ежедневно носят белый дээл, похожий на Халх дээл. Основное различие заключается в том, что урианхайский мужской дээл имеет разрезы с обеих сторон и черные спиральные узоры над прорезями. Грудь и нижняя часть дээл отделаны широким черным шелком и овечьей шкурой. Урианхайские мужчины обычно носят малгай под названием лоовууз, с которого свисает толстая красная шелковая нить, или малгай, называемый тоохуу. Мужчины заплетают свои волосы в пять косичек.


Монголия – одна из самых неизведанных и несправедливо обделенных вниманием путешественников стран. А зря. Ведь это край удивительной культуры, на которой, конечно, в первую очередь сказались природные особенности и быт местных жителей.

И национальный монгольский костюм – один из важных аспектов культурных ценностей монголов, который сохранился до наших дней почти в первозданном виде. Его все так же носят жители Монголии, в особенности в сельской местности.

В материале ниже мы расскажем все о традиционном наряде монголов: из чего он состоит, как выглядит, как его носят сейчас. Также вы узнаете, чем отличаются одеяния мужчин и женщин, какие к ним идут в дополнение головные уборы, обувь и украшения.

Основа костюма

Условия жизни в Монголии всегда были довольно суровы: бескрайние степи, ветра, лютые зимы и кочевнический образ с преобладающим животноводством. Именно поэтому местным жителям было особенно важно, чтобы одежда была теплой, при этом максимально легкой, не стесняющей движений и к тому же красивой.

монгольские кони

На территории Монголии исторически проживали различные народности, а потому неудивительно, что традиционный наряд может несколько отличаться от региона к региону по фактуре, фасону, материалам, цветам. Всего насчитывается порядка четырехсот различных предметов гардероба, двадцать видов обуви, а одних только поясов – свыше десятка. Однако в целом монгольский наряд имеет единообразный вид.

Самый главный предмет костюма – дээл, который иногда называют дэли, дели или дэгэл. Он представляет собой своеобразный кафтан, мантию или халат свободного кроя с широкими цельными рукавами. Устроен он так, что одна сторона запахивается другой – левая на правую.

Дэгэл в музее

Дэгэл — национальный монгольский костюм

По длине дээл достигает практически пят, имеет высокий широкий воротник, открытый вырез и подпоясывается на талии длинным кушаком-поясом. Этот кушак обычно контрастирует по цвету с основным оттенком и достигает в длину шести-семи метров. Под халатом мужчины обычно носят рубашку и брюки, женщины – юбки.

Исторические находки доказывают, что со времен Монгольской империи, которая процветала в XIII столетии, традиционный костюм практически не изменился – а все потому, что его крой был продуман до мелочей, и в эпоху Чингисхана одежда и ее цвета были строго регламентированы на государственном уровне. Разница заключается лишь в том, что современный дээл имеет меньший вырез, чуть более сложный и аккуратный крой, а цветовая палитра и выбор тканей стал шире.

До революции, которая произошла в 1921 году, люди носили определенный вид халата в зависимости от социального статуса, рода деятельности, семейного положения. Так, например, пастухи и животноводы носили максимально простой вариант круглый год, князья дополняли наряд шляпами и жилетами из шелка, священнослужителям полагалось носить дээл желтого цвета с накидкой орхимж. Сейчас эти различия минимальны.


Традиционная монгольская одежда

Выделяется несколько видов монгольских кафтанов в зависимости от сезона:

  • Дан дээл – легкий вариант без подклада из простого материала, подходящий в период зноя, часто без рукавов.
  • Тэрлэг – немного утепленная вариация, подходит для лета, ранней осени и поздней весны.
  • Ховонтэй – халат-ватник.
  • Хурган дотертой – халат из шерсти ягнят; как и предыдущий, носится весной и осенью.
  • Цагаан нэхий – зимняя вариация из овчины, похожая на шубу. Иногда на нее сверху пришивают слой из шелковой, хлопчатобумажной, атласной, парчовой ткани.

Некоторые монголы из числа бедняков носили не самые теплые варианты, а сверху надевали теплые куртки. Вообще крой дээл продуман настолько, что способен защитить своего обладателя от болезней. Так, например, его подол прикрывает обе ноги даже при верховой езде, ворот закрывает горло, а в походных условиях он сам может служить одеялом: человек ложится на один его край, а накрывается вторым.

Даже кушак был придуман таким объемным не столько для красоты, сколько для того, чтобы прикрывать поясницу от ветра при езде на лошади. А в верхней части костюма можно было спрятать что-либо таким образом, чтобы ничего оттуда не выпало при движении.


Также есть различия между повседневными и праздничными халатами. Но разница эта заключается даже не в фасоне, а в используемых материалах и украшениях.

В столице Монголии Улан-Баторе есть интересный музей национальных костюмов, где можно своими глазами увидеть наряды разных эпох, а также есть возможность нанять русскоязычного экскурсовода.

Иногда сверху дээл, опоясанного кушаком, надевали красивую безрукавку хантаз, выполненную из красочного материала с узорами. А в дождь защищал плащ цабун. Он изготавливался из сукна алого цвета и имел разрезы впереди и сзади.

Национальный костюм в настоящее время носит в основном старшее поколение, при этом не только в сельской местности, но и в столице страны Улан-Баторе до сих пор можно иногда встретить традиционно одетого монгола.

Различия в одежде мужчин и женщин

Женский костюм в Монголии отличается от мужского минимально: у него тот же разрез, разве что немного более узкие рукава, а сам фасон более элегантный и яркий. Пояс выбирается наиболее контрастным по цвету, ткань – более благородной, сам халат часто украшен вышивками, узорами, окантовками, а его плечи довольно высокие и объемные.

Мужской вариант, в свою очередь, предусматривает на кушаке ножны с холодным оружием, мешочек для табака и спичек, кремень и другие индивидуальные мелочи. Любопытно, что курительная трубка обычно хранилась в сапогах.


Раньше монголки, состоящие в браке, не носили пояс, но сейчас его надевают и мужчины, и женщины. В повседневности дамы предпочитают бежевые, синие, коричневые, серые цвета, а мужчины – их темные оттенки, а также черный. Для праздников и те, и другие предпочитают наряды из шелка синего, зеленого, красного цвета.

Что касается возраста и статуса, то пожилые выбирают приглушенные тона и лаконичные фактуры, наряды замужних дам достаточно богато украшены и окантованы, а для девушек предпочтительны более скромные одеяния.

Обувь, головные уборы и украшения

Тепло гуталы сохраняют еще и за счет острых, немного вздернутых вверх носков – там образовывается своеобразный воздушный карман. У этих сапог толстая подошва, нет пяток, они одинаковые на правую и левую ногу, но при этом в них удобно скакать на коне. В современности их чаще всего носит старшее поколение монголов, которые по-прежнему чтят традиции.


Традиционные сапоги на рынке Монголии

Монгольских головных уборов выделяется великое множество, они все обладают причудливой формой и большим количеством деталей. К примеру, на западе страны известны шапки торцог, жарантай, юден. Однако, пожалуй, самая известная из всех шапка – остроконечная малгай.


Монгольская шапка малгай

Монгольские мужчины довольно суровы, а потому никаких украшений практически не носили и не носят. Дамы же могут похвастать большим количеством драгоценностей, в основном золотых и серебряных.

Сережки называются суйх. Они продолговатые, украшены коралловыми, бирюзовыми, жемчужными инкрустациями. Кольца и браслеты относительно простые, без камней и самоцветов, зато с узорами или гравировкой.


Богатство некоторых счастливиц-монголок может весить по пять-шесть килограммов, но, конечно, они носят его только по особенным событиям. В будние дни дамы ограничиваются двумя-тремя украшениями.

Заключение

Традиционный наряд монголов имеет многовековую историю, но за это время практически не претерпел изменений. Он почти одинаковый для мужчин и женщин разных возрастов, и различия состоят лишь в цвете и материалах. Основа любого костюма – дээл, разные варианты которого местные жители носят во все сезоны.


Монгольские этнические костюмы занимают одну из главных частей в изучении этнографии и вклада монголов в мировую цивилизацию.

Монгольские традиционные костюмы являются важными предметами культурного наследия, которые отражают монгольскую природу, климатические условия, а также важные исторические и социальные события.

К концу XIX века и началу 20 века в Монголии насчитывалось около 20 небольших этнических групп, и даже сегодня сохранились некоторые этнические традиции и обычаи. На сегодняшний день в Монголии насчитывается 16 этнических групп. Большинство населения или 80% считают халхской этнической группой. В западной части Монголии в провинциях Увс и Ховд живут такие этнические группы, как Баяды (2,1% населения), Торгуды (0,5% населения), Ульды (0,6% населения), Захчины (1,2% населения ), Миангады (0,3% населения), Урианхаи (1,6% населения), а на юге и востоке живут Даркхады (0,8% населения), Буряты (1,7% населения), Барги (0,1% население), Уземчины (0,1% населения) и Дариганги (1,2% населения). В провинции Баян-Ульгий живут Казахи, что составляет 4,3% населения. Есть также этнические группы Тувы Урианхаи 1,6%, Хотоны 0,3% и Цаатаны. В настоящее время, по оценкам, существует более 400 видов традиционных делений, 20 видов (ботинок), 10 видов створки и более 200 видов шляп разных этнических групп.

В современном мире в эпоху глобализации наши традиции, обычаи и костюмы некоторых этнических групп забываются.


Он тесно связан с образом жизни монгольского народа, спецификой его хозяйственного уклада, с природными условиями страны. Костюм должен соответствовать самым разным бытовым ситуациям - едет ли человек на коне по степи, сидит ли у себя в юрте, участвует ли он в народном празднике. Своеобразие климатических условий также влияет на характер одежды - возникают костюмы, предназначенные для разных времен года.

Своеобразие климатических условий также влияет на характер одежды - возникают костюмы, предназначенные для разных времен года. Летом монголы носят легкий халат "Тэрлэк", весной и осенью ватный халат "Ховонтэй дээл" или халат на ягнячьей овчине "Хурган дотортой дээл", зимой овчинный халат, напоминающий шубу "Цагаан нэхий дээл". Свой отпечаток накладывает на одежду и возрасть ее обладателя. Костюм пожилых людей, как правило, неярок, скромен, а молодежь предпочитает более красочные, элегантные одежды. В женском костюме существуют различия между одеждой девушки и замужней женщины. Костюм последней богаче украшениями и отделкой.


С давних времен монголы носили халат с косым бортом "Ташуу энгэртэй дээл", и халат, напоминающий длинную безрукавку с прямым бортом "Задгай энгэртэй дээл". Это подтверждается одеждами хуннского периода, найденными при раскопках Ноин-ульского кургана. Конструкция одежды, сочетание цветов, орнаментальные украшения говорят о древней культуре монгольского народа. Материалы, из которых сделана одежда, обнаруживают связь монгольской культуры с культурой соседних стран Востока.

Позже очень популярным стал с прямоугольным бортом "Дуроэлжин энгэртэй дээл". В процессе приспособления меняющимся социально-экономическим условиям происходила дальнейшая эволюция национального костюма, сохранившая однако в обогащенном виде древние традиции. И по сей день монголы продолжают носить халаты с косыми бортами "Ташуу энгэртэй" и прямоугольными бортами "Дурбэлжин энгэртэй дээл". Материалы, из которых шили одежды, изготовлялись самими монголами "кожа, шерсть, меха" или привозились из заграницы. Неизвестно, когда началось в Монголии собственное производство тканей, однако твердо установлено, что уже очень давно одежду шили из шелка, хлопчатобумажных тканей, шерстянах тканей, парчи.

Некоторые из костюмных тканей, особенно в Хуннский период, привозились из других стран Востока. Естественно, что костюмы для разных сезонов шились из разных материалов. Подкладка зимней одежды была из овчины, козлиной или волчьей шкуры, корсака, рыси, россомахи, енота, лисьего и собольего меха.


Зимняя шуба могла быть просто из овчины, а иногда верх шубы делался из хлопчатобумажной ткани, чесучи, шелка, парчи, атласа. Часто белую овчину окрашивали в желтый или зеленый цвет и наносили орнамент. Посмотрите, какие длинные рукава..

На летнюю одежду шили названные выше ткани, а также сукно и бархат. Подкладку делали из тонких материалов. Как правило, одежда была богато украшена. Народные мастера - умельцы изготовляли украшения из золота, серебра, кораллов, жемчуга и других драгоценных камней.

Изучая национальные костюмы, видишь перед собой как бы овеществленную историю народа, историю его культуры. Изготовление одежды с давних пор считалось искусством. Было много подлинных мастеров, славившихся своими золотыми руками, причем одежду шили не только женщины, но и мужчины. От портного требовались самые разнообразные знания и умения. Он был одновременно художником, вышивальщиком, умел и клеить, стегать, он был знаком с символикой орнамента, применяемого в одежде, с символикой цветов и их сочетаний.

Вообще символика одежды представляет большой интерес. Например, устремленная к небу остроконечная верхушка шапки покоящаяся на куполообразном основании, символизирует процветание, благополучие. Петелька на верхушке сампина у шапки означает луну, узелок сампина - прочность, крепость, нижняя часть сампина, называемая тав символизирует солнце. Вниз от тава отходят четыре полоски, обозначающие очаг, и тридцать две прошивки-солнечные лучи. Сампин и прошивки бывают на большинстве шапок цвета сампина - обычно красный или коричневый.
Широко применяется в отделке костюма вышивка разных видов - строчная, стежковая и т. д.



Давнюю традицию имеет украшение одежды орнаментами, причем каждой одежде свойствен строго определенный вид орнамента, имеющий, как уже было сказано, собственную символику. Интересно познакомиться с цветовой гаммой монгольского костюма.

Народные одежды были главным образом коричневого или синего цветов. Как известно Монголию населяют разные народности - халха, буряты, дербеты, тор-гуты, барга, дариганга, узумчины, байты, урянхайцы, хотоны, мингаты, захчины, дархаты, олеты, казахи. Естественно, национальные различия не могли не сказаться в одежде. Вариации в костюмах разных народностей касаются конструкции, цвета, покроя, формы.

Например, неодинаковы борта халатов, форма безрукавки, надеваемой поверх халат, обшивки по краям бортов, украшения и орнаменты. В костюме халхасца преобладают синий и коричневый цвета, в костюме бурят - синий, хотона - темные цвета. Почти все национальности для обшивки борта употребляют черный бархат и кроме того пускают тонкую полоску черного бархата по самому краю борта. Однако формы обшивки различны - иногда с прямоугольным вырезом, иногда без него. Женские безрукавки "ууж" в общем сходны, но и в их конструкции можно наблюдать отдельные различия. Как халхаские, так и мингатские женщины носят одежду с высокими буфами на рукавах, однако у халхасок стежки на буфах располагаются горизонтально, а у мингаток - вертикально. Некоторые мужчины надевают халаты с разрезом, как и женщины. Различия в национальных женских костюмах затрагивают и украшения.

Несколько слов нужно сказать о прическе, важной части женского туалета.

В Монголии как известно много национальностей. У женщин этих национальностей свои особенности в украшении.


Самым впечатляющий -головной убор женщин халха. Главный элемент этого убора - особая причёска, призванная имитировать рога коровы, которая для монголов является символом свободы и кочевой жизни (уж не знаю почему, по мне так нет более домашнего животного чем корова). Согласно другой версии, причёска имитирует не рога, а крылья некой мифической птицы хангаруди. Но по-моему, на рога всё же больше похоже.

Существует легенда о возникновении крылатых волос у женщин халха. Такие волосы в основном стали использоваться женщинами во время манжурского ига. Китайские торговые люди привезли для широкого использования новый вид очага. Края этих очагов напоминали клюв птицы. Монголы увидели в этом желание китайцев вмешиваться во внутренние дела страны. И чтобы избежать подобного было решено косы женщин превратить в крылья хангаруди.





Основой является небольшая серебряная шапочка, к которой крепятся многочисленные подвески - серебряные, из бусин коралла или бирюзы. Волосы зачёсываются назад, делятся на две части и укладываются в "рога" с помощью особых крупных серебряных или бамбуковых заколок. Нижняя часть волос заплетается в косы. Богатые женщины позволяли себе украшать и эту часть причёски: покрывали косы чехлами с нашитыми на них серебряными пластинами с филигранными орнаментами и вкраплениями коралла, бирюзы и других самоцветов. В торжественных случаях поверх серебряной шапочки одевается другая - остроконечная шапка (малагай) с бархатным или плисовым околышем и лентами сзади. Волосы смазаны маслом и заплетены в две косы, расширяющиеся у висков в виде крыльев, причем размах крыльев в прическе халхасок - шире, у мянгаток - уже, и украшения волос более просты.

Головной убор женщин Ордос, Музей Искусств Чикаго


Вид убора Ордос сзади, Национальный Музей Копенгагена


У женщин других народностей, ордас например, основой головного убора является войлочная повязка или шапочка, на которую нашиваются бусины коралла, бирюзы, серебряные пластины и накладки. По периметру крепятся длинные подвески, нити коралловых и бирюзовых бус, серебряные колокольчики; сзади - сетка из коралловых бусин. Волосы заплетаются в две косы и на них опять-таки надеваются бархатные или парчовые чехлы, на которые сверху нашиваются бляхи. На конце каждой косы привязывают по серебряной подвеске. Косы спускают на грудь, и концы их пристегивают к бокам платья.

Совершенно своеобразна прическа у барга и дариганга. Женщины некоторых национальностей не носят заколок в волосах, а вместо них употребляют “хадлага”. Узэмчины и дариганга любят коралловые украшения, халха - золотые, серебряные, жемчужные. В эти крылья укладываются серебрянные заколки. Основой же является шапочка из чистого серебра украшенного кораллами, жемчугами, бирюзой. Нижнюю часть косы заплетали и оставляли на виду. Но богатые женщины покрывали косы специальным чехлом с нашитыми на них серебрянными пластинами из серебра и иногда даже из золота с филигранными орнаментами и вкраплениями из жемчуга, кораллов и бирюзы. В торжественных случаях и при выходе из дома поверх этой серебрянной шапочки надевалась еще одна шапка. Она остроконечная с бархатным околышем и красной лентой позади.

Сколько племенных народностей в Монголии - столько и разновидностей женского головного убора. Почти каждая народность вносит свое в конструкции, форму, цвета головного убора, в его украшения, так что существует много типов монгольских шапок. В западной Монголии распространены шапки типа "Торцог", "Юден", "Жарантай" отличные от головных уборов халха и бурят.

Жизнь монгольских кочевников тяжела и скудна. Тем удивительнее будет увидеть их традиционные национальные костюмы — затейливые, из дорогих тканей, украшенные драгоценностями. Швейцарский фотограф Алессандра Мениконци отправилась из Лугано в Центральную Монголию, чтобы запечатлеть этот феномен.

Фотография: Традиционная одежда монголов: неожиданное богатство №1 - BigPicture.ru

Фотография: Традиционная одежда монголов: неожиданное богатство №2 - BigPicture.ru

Традиционная одежда монголов поражает сложностью шитья и богатством убранства.

Фотография: Традиционная одежда монголов: неожиданное богатство №3 - BigPicture.ru

Яркая одежда с богатой вышивкой передается в семьях из поколения в поколение.

Фотография: Традиционная одежда монголов: неожиданное богатство №4 - BigPicture.ru

Праздничные наряды современных монголов — точно такие же, как и у их прадедов.

Фотография: Традиционная одежда монголов: неожиданное богатство №5 - BigPicture.ru

Традиционные народные костюмы в Монголии богато украшены драгоценными и полудрагоценными камнями.

Фотография: Традиционная одежда монголов: неожиданное богатство №6 - BigPicture.ru

Постепенно традиция богатых праздничных нарядов распространилась в монгольской культуре.

Фотография: Традиционная одежда монголов: неожиданное богатство №7 - BigPicture.ru

Традиционные наряды женщины шьют вручную, самостоятельно расшивая семейными драгоценностями.

Фотография: Традиционная одежда монголов: неожиданное богатство №8 - BigPicture.ru

Наряды передаются от отца к сыну, от матери к дочери.

Фотография: Традиционная одежда монголов: неожиданное богатство №9 - BigPicture.ru

Каждое поколение старается добавить в праздничный национальный костюм что-то свое, украшая его дополнительными драгоценностями или оторочками.

Фотография: Традиционная одежда монголов: неожиданное богатство №10 - BigPicture.ru

Искусство изготовления национальных костюмов также передается девочкам от старших женщин в семье, чтобы в будущем те передали его своим дочерям.

Фотография: Традиционная одежда монголов: неожиданное богатство №11 - BigPicture.ru

Искусство изготовления национальных костюмов монгольские кочевники считают важной частью своей культуры.

Фотография: Традиционная одежда монголов: неожиданное богатство №12 - BigPicture.ru

Эта одежда не на каждый день: ее надевают в праздничные дни или по какому-то важному поводу.

Читайте также: