Салон отверженных кратко история

Обновлено: 30.06.2024

Салон отверженных открывается в Париже на 15 мая 1863 г. в кулуарах официального Салона и выставок, в двенадцати залах Елисейских полей , пристройки к Дворцу Индустрии , 1200 работ художников, созданных по инициативе самого Наполеона III , считавшего официальное жюри слишком суровым. При этом последний отказался от 3 000 работ из 5 000 представленных ему.

Это шоу является одним из иллюстраций к появлению во второй половине XIX - го века, в современном искусстве , в оппозиции к официальному вкусу .

Резюме

История отклоненного шоу

Первое несогласие и грохот

Предыстория даты Салон отверженных назад в 1846 году, когда жюри из официального парижского салона отвергнутого несколько работ Курбе , которые возмутило искусствоведы , такие как Шарль Бодлер и Жюля Шампфлери . Однако следует отметить, что в 1848 году Вторая республика упразднила приемное жюри, в результате чего Салон буквально заполонили работы очень разного качества и очень неоднозначная реакция публики. Президент Луи-Наполеон Бонапарт восстановил состав жюри. Одним из последствий является создание Курбе Павильона реализма , объединяющего его собственные картины, в кулуарах Всемирной выставки 1855 года, в которую входил Салон.

В 1859 году новое диссидентство, первый частный салон художников, от которых отказались во время официального отбора, происходит у художника Франсуа Бонвена, который представляет в своем доме Анри Фантен-Латура , Альфонса Легро или Теодюля Рибо .

Фактически в том году жюри Салона , назначенное членами Академии художеств , отклонило более 3000 работ из 5000 присланных. Столкнувшись с такой непримиримостью, Салон яростно оспаривался исключенными заявителями, в том числе Теодором Вероном, Антуаном Шинтрейем и Эдуардом Мане .

В то время Салон был для художника единственным способом заявить о себе и получить официальное признание, единственным способом получить общественные заказы и клиентуру.

Император Наполеон III , проинформированный о конфликте, решает, что выставка отвергнутых будет проведена во Дворце промышленности в Париже, здании, построенном для Всемирной выставки 1855 года .

Решение Императора было опубликовано в Le Moniteur Universel du 24 апреля 1863 г. :

«До императора доходили многочисленные жалобы на произведения искусства, в которых жюри выставки отклонило. Ее Величество, желая позволить общественности судить о законности этих требований, решила, что отклоненные произведения искусства будут выставлены в другой части Palais de l'Industrie.

Эта выставка будет необязательной, и художникам, которые не захотят в ней участвовать, достаточно будет сообщить об этом администрации, которая поспешит вернуть им свои работы. "

Это решение широко оспаривалось Академией и официальными художниками того времени.

Организация выставки

Каталог отказавшихся художников, которые согласились представить свои работы, был составлен комитетом отказавшихся художников, который был сформирован к тому времени. Тем не менее, многие из них сняли свои работы и не выставлялись в том году. Однако там 871 участник.

В предисловии к каталогу проявилась решимость тех, кто не был допущен, и их сожаление по поводу отзыва многих отказов:

«Этот каталог был составлен без каких-либо спекуляций со стороны книжных магазинов, заботой комитета художников, которому жюри было отказано в допуске в салон 1863 года; без помощи администрации и по спешно собранным со всех сторон объявлениям. […] Отправив последнюю страницу этого каталога в печать, комитет выполнил всю свою миссию; но, заканчивая ее, он чувствует необходимость выразить глубокое сожаление, которое он испытал, отмечая значительное количество художников, которые не считали необходимым оставлять свои работы на контр-выставке. Это воздержание тем более прискорбно, что лишает публику и критиков многих работ, чья ценность была бы драгоценной, как ответа на мысль, вдохновившую контр-выставку, так и всю конструкцию этого теста, возможно, уникальную. , который нам предлагается. "

Критический прием


Существует мало реакция прессы на этих отказах, среди которых художники современности: Камиль Писсарро , Мане с тремя картинами: Le Bain (сегодня называется Le Déjeuner Сюр трава , мадемуазель В. в костюме Эспада , молодой человек в костюме майо ), Анри Гарпиньи , Анри Фантен-Латур , Уистлер , Йонгкинд , Антуан Воллон с портретом Жозефа Суми .

Этот Салон открыт для всех художников, лучших наряду с худшими, поэтому некоторые статьи, вероятно, вдохновленные Академией изящных искусств , превратили это дело в свою пользу, а точнее в пользу жюри, например, статья Максима Дю Кампа. , друг Гюстава Флобера , в Revue des deux Mondes :

«[…] Эта выставка, одновременно грустная и гротескная, одна из самых любопытных, которые мы можем увидеть. Это убедительно доказывает, о чем мы уже знали, что присяжные всегда оказываются невероятно снисходительными. За одним или двумя очень сомнительными исключениями […] люди смеются там, как шутки, в Пале-Рояле […]. "

Отказавшиеся после 1863 г.

В 1864 году французское правительство и Управление изящных искусств, хотя официально не предоставили новое выставочное пространство тем, кого отвергло жюри, позволили последним объединиться в ассоциацию или комитет с единственной целью власти. Показать свои работы и при условии, что не отмечен беспорядок в публичном пространстве. Именно так Эдуард Мане , среди прочего, будет выставляться в кулуарах Салона Le Déjeuner surherbe , который спровоцировал скандал в прессе и, как следствие, остановку префектурной авторизации на последующие годы.

В 1867 году, когда жюри Салона все еще отказывалось от их картин, Огюст Ренуар , Фредерик Базиль , Клод Моне , Альфред Сислей и Камиль Писсарро подписали петицию о восстановлении помещения, предназначенного для отказавшихся, но тщетно. Они начали задумываться о собственной выставке. В 1868 году их союзником был Шарль-Франсуа Добиньи , в то время член жюри. Его упорная поддержка позволила будущим импрессионистам, наконец, быть принятыми в Салоне 1868 года.

После резкой политической реакции после парижских событий 1870–1871 гг. В определенных художественных кругах усиливается ругань перед лицом консерватизма. В 1873 и 1875 годах, все еще в стороне от официального Салона, было открыто пространство для тех, кому было отказано. Эта ситуация частично закончилась в 1881 году реформой, которая нарушила монополию Салона, преобразованного в Салон французских художников , реорганизация, которая позволила появиться многим другим салонам.

Чтобы понять всю степень тонкого политического расчета, иронии и в даже злокозненности Наполеона III, предоставившего художникам место для выставки, надо обратиться ко временам более ранним, нежели 1863 год. Итак, 23 апреля 1667 года. По велению Короля3-Солнца, Людовика XIV, открывается первая выставка Королевской академии живописи и скульптуры. Событие это становится ежегодным, и, со временем, представители европейской богемы обнаруживают, что вход на экспозицию Парижского Салона стал единственной дверью в мир славы, продаж и достатка. Такое положение дел не могло не сказаться на членах жюри. Собственно, поколения ученых мужей — столпов живописных и скульптурных канонов — двигались, с одной стороны, к участи аммонитов от искусства с окаменелыми взглядами на ИЗО, с другой — к типическому быту обличенных властью. В атмосфере непрекращающихся интриг одни живописцы возвышались, другие прозябали в безвестности. Каждый из жюри старался продвинуть своего ученика и притопить соседского.

Интересно, что их картины на первый взгляд висели в абсолютном беспорядке: батальные сцены сменялись пейзажами Парижа, те — обнажёнными девушками, натюрмортами и библейскими сценами. Причина была проста — организаторы не хотели долго разбираться с участниками, как расположить картины, и просто вывесили живописцев в алфавитном порядке.

Открытие выставки произвело настоящий фурор — по выходным число посетителей доходило до 4 тысяч. Работы художников получали разгромные, гневные отзывы, газеты высмеивали их произведения, а обыватели громогласно возмущались, правда их поток к полотнам при этом не иссякал. В газетах того времени даже появилась меткая шутка, что участники Парижского Салона надеются, что в следующем году жюри откажется принимать их работы и они попадут на более популярную выставку.


Салон в Лувре. Гравюра Габриеля де Сент-Обена. 1753 год © Los Angeles County Museum of Art

Парижский салон — одна из самых престижных художественных выставок Франции, регулярная экспозиция парижской Академии изящных искусств. Предшественниками Салона были выставки в Риме, которые устраивались раз в два года в Пантеоне. Во Франции выставки работ живущих мастеров появились благодаря Людовику XIV: он повелел Королевской академии живописи и скульптуры проводить регулярные выставки произведений своих членов. Первая состоялась 23 апреля 1667 года. С тех пор на протяжении столетий участие в выставке было обязательным для всех художников, желавших завоевать известность.

Сначала выставки были ежегодными и не имели постоянного помещения.
С 1673 года они стали устраиваться под открытым небом во дворце Пале-Рояль и во дворце Ришелье, с 1699 года — в Лувре, сначала в Большой галерее, а с 1725 по 1848 год — в так называемом Квадратном салоне (откуда идет и само название — Салон). Позднее официальные Салоны устраивались во Дворце промышленности на Елисейских Полях, возведенном ко Всемирной выставке 1855 года (ко Всемирной выставке 1900 года на его месте возвели Гран-Пале, Большой дворец). Организацией выставок ведал смотритель королевских строений, а развеской картин (по тематическому и декоративному принципу) занимался tapissier, назначавшийся из наиболее уважаемых художников-академиков. В центре помещали портрет короля, а вокруг, вплотную, рядами от пола до потолка (это называется шпалерная развеска) — все остальные картины, обычно родственные по жанру. При такой системе произведения одного автора могли оказаться в разных местах экспозиции. В 1673 году была издана первая брошюра с описанием представленных произведений — эту книжку можно считать первым в истории выставочным каталогом. В брошюрах подробно описывались сюжеты и указывались имена авторов и номера картин, а на самих выставках рядом с картинами ставились только их номера. С 1746 года Салоны стали проводить раз в два года. Открытие Салонов приурочивали к именинам короля — дню Людовика IX Святого (25 августа), а закрытие происходило в конце сентября.


Сабинянки, останавливающие битву. Картина Жака Луи Давида. 1799 год © Musée du Louvre

Между тем сама художественная культура к середине XIX века претерпела серьезные изменения: если прежде для европейского искусства было характерно стилевое единство, то отныне единовременно на художественной сцене начинают сосуществовать разные стили. К этому времени спор романтиков со сторонниками классицизма или адептами академического искусства, продолжавшийся несколько десятилетий, разрешился неожиданным образом: ни та ни другая сторона не смогла одержать в нем победу. В отсутствие того или иного господствующего стиля появилось широкое пространство для экспериментов. Поэтому появление во второй половине XIX века в Салоне произведений романтиков, реалистов и начинающих импрессионистов вызывало бурные споры и острую борьбу не только знатоков и ценителей искусства, но и самой разномастной публики, посещавшей Салон.


Салон 1824 года. Картина Франсуа-Жозефа Эма. 1827 год © Musée du Louvre

Это со всей очевидностью проявилось при отборе произведений для Салона 1863 года: жюри оказалось строгим как никогда — из пяти тысяч представленных на суд картин было отклонено три тысячи. Разразился скандал. 20 апреля выставку посетил император Наполеон III. Прагматичный политик, он сделал широкий жест — приказал открыть выставку отклоненных картин в другой части того же Дворца промышленности. Тем самым император давал понять, что решение должны вынести сами зрители. Впрочем, нетрудно было предсказать, что публика солидаризируется с мнением жюри и всеобщая хула и презрение станут сомнительными наградами для художников.


Завтрак на траве. Картина Эдуарда Мане. 1863 год © Musée d'Orsay

В этой картине видели покушение на нравственность. Но, как заметил Эмиль Золя, дело было не в нравственности (в Лувре уже тогда можно было увидеть с десяток картин, где вместе изображены одетые и обнаженные люди), а в покушении на общепризнанные каноны изображения. В картине не было ничего, что публика привыкла считать красивым: ни фигуры людей, ни пейзаж, ни сюжет не соответствовали устоявшимся канонам.


Олимпия. Картина Эдуарда Мане. 1863 год © Musée d'Orsay


Впечатление. Восход солнца. Картина Клода Моне. 1872 год © Musée Marmottan Monet, Paris


Роскошь, покой и сладострастие. Картина Анри Матисса. 1904 год © Centre national d’art et de culture Georges-Pompidou

У публики эта картина вызвала недоумение и смех; по словам писательницы Гертруды Стайн, легендарного коллекционера и мецената той эпохи, люди, стоя перед картиной, покатывались со смеху и скребли краску пальцами. Так в мир пришло новое стилевое направление — фовизм, первое авангардное течение ХХ века.


Салон отверженных (фр. Salon des Refusés ) — выставка, параллельная официальной французской, на которой были представлены полотна и скульптуры, отвергнутые в 1860-х — 1870-х годах жюри Парижского салона. Самая значительная выставка состоялась в 1863 году по инициативе императора Наполеона III после того, как методы отбора работ на Парижский салон были подвергнуты всеобщей критике.

Содержание

Парижский салон

У таких художников, как Моне, Мане, Ренуар, Базиль или Сислей с их представлением о живописи, было немного шансов участвовать в салоне. Жюри постоянно отклоняло даже полотна Курбе, бывшего в ту пору уже известным живописцем.

Мотивы создания первого салона отверженных

Решение жюри в начале 1863 года

В 1863 году число полотен, которые один художник мог подать на салон, было ограничено тремя. Это решение вызвало резкую критику со стороны художественных кругов Франции. Заседания жюри по отбору полотен на салон начались 2 апреля 1863 года. А уже 5 апреля распространился слух, что в этот раз жюри строго, как никогда. 12 апреля жюри объявило о своём решении. Из 5 тысяч полотен представленных на суд жюри 3 тысячами живописцев жюри отклонило шестьдесят процентов.

В общем, разразился скандал. 20 апреля выставку посетил Наполеон III, в сопровождении своего адъютанта генерала Лебёфа. Ему показали некоторые из отвергнутых работ. Он нашел, что они мало чем отличаются от тех, что были приняты жюри. Император выступил с заявлением, напечатанным в газете "Le Moniteur Universel":

"Император получил многочисленные жалобы в отношении произведений искусства, отвергнутых жюри Салона. Его Величество, желая дать возможность общественности прийти к собственному заключению о правомерности этих жалоб, решил, что отвергнутые произведения будут выставлены напоказ в другой части Дворца Индустрии. Выставка эта будет добровольной, и тем, кто не пожелает принять в ней участие, нужно будет лишь уведомить администрацию, которая незамедлительно возвратит им их работы".

К 7 мая - крайнему сроку, к которому художники должны были принять решение о востребовании своих работ, - около 600 картин из представленных на суд жюри были возвращены их создателям. Как писал в "L'Artiste" Жюль Кастаньяри (1830-1888), великий поборник новаторства в искусстве, дело обстояло не так однозначно, как это могло показаться:

"Известие привело парижские мастерские в состояние замешательства. Ликовали и обнимали друг друга. Но затем на смену восторгам пришло отрезвление. Что же теперь делать? Воспользоваться предложением и выставить свои работы? Это значит - решиться (и не без ущерба для себя) дать ответ на вопрос, подразумеваемый в самом решении, - отдать себя на суд публики, в случае, если работа признана явно плохой. И это значит поставить под сомнение объективность Комиссии и перейти на сторону Института не только в настоящее время, но и на будущее. А если не выставлять? Это значит - отдаться на суд жюри и таким образом, признав свою бездарность, способствовать росту его авторитета".

Искусство размещения полотен

Выставка представляла собой странную смесь картин. Чтобы избежать разногласий насчет места развески, работы располагались строго в алфавитном порядке - мера эта, хоть и рациональная, в визуальном отношении вызвала разнобой. В одном ряду с батальными сценами и обнаженными девами висели работы еще малоизвестных новаторов: три полотна и три гравюры Мане, три полотна Писсарро, три - Йонкинда и не числившиеся в каталоге работы Сезанна, Гийомена, Баркмона и Фантен-Латура. Также приняли участие Феликс Бракмонд, Анри Фантен-Латур, Арман Готье и Альфонс Легро. Полотна последних трёх живописцев были также приняты на официальный салон. В каталоге Салона Отверженных были указаны не все художники. Он остался незавершённым, поскольку был составлен без помощи организаторов, и для его завершения просто не оставалось времени.

Реакция публики

Салон отверженных начал свою работу 15 мая, в то время как официальный салон открылся 1 мая. С самого начала экспозиция притягивала большое число посетителей. По воскресеньям число посетителей достигало четырёх тысяч. Выставка оказалась бо́льшим магнитом, чем официальный салон. Пресса посвящала живописцам, выставленным в "Салоне Отверженных", всё более обширные статьи, так что в прессе курсировала шутка о том, что художники, выставленные в официальном салоне, надеются в следующем году быть отвергнутыми жюри и привлечь тем самым к себе особое внимание. Однако большинство статей в прессе носили негативный характер, и реакция публики была отрицательной. Полотна салона подвергались насмешкам со стороны посетителей.

Читайте также: