Национальный костюм молдавии описание кратко

Обновлено: 04.07.2024

Национальные костюмы разных народов отражают их этничность. Любая мастерица при помощи волшебных стежков, крестиков, сочетая различные цвета, переносила на полотно свои чувства, мысли, мечты о лучшей жизни. Окружающая природа, с ее богатством красок, вдохновляла на создание новых и новых шедевров, которые передавались из поколения в поколение.

Люди жили своим трудом, производя все необходимое в хозяйстве. Одежда практически вся изготовлялась женщинами в домашних условиях. Выращивали лен, коноплю, хлопок и из него ткали полотна, служащие для пошива верхней и нижней одежды. Натуральная домотканая рубаха, штаны были очень приятными для ношения и служили хозяину долго. Но стремление женщины к прекрасному, к искусству помогало творить картины на простых вещах.

Рассматривая костюмы славянских народов, видим много схожести, что подтверждает общие национальные корни. Если взять молдавский национальный костюм, то можно заметить много общего с костюмом жителей Закарпатья, Буковины.


С чего же состоял костюм женщины Молдавии. Это, прежде всего домотканая рубаха. Причем для праздников ее шили из хлопка, льна, а иногда даже из шелков. Конопляное полотно более грубое и его применяли для каждодневного ношения. Также было различие по способу кроя - цельнокроеная, в виде туники и с отрезными рукавами на кокетке. Все они украшались вышивкой, которая, как и ткань разделялась на праздничную и каждодневную. Преобладали крупные узоры в виде ромбов, листьев, грозди винограда. Для вышивки использовали самые яркие цвета: синий, зеленый, красный, коричневый. Костюмы женщин по богатству отделки отличались от мужских. Вторым составляющим одежды была юбка. Ее пошив и форма имели различие по регионам. Изготовляли из тканого шерстяного полотна темно коричневого или черного цвета. Для украшения использовали крупные узоры, а также бисер, ленты, золотые нити. Когда женщина выходила замуж, она одевала поверх юбки передник. Еще одним сходством характерны молдавский и украинский костюм. Это венок на голове у девушки и платок у замужних женщин. В холодное время года надевали жилетки, и безрукавки из шерсти, полушубки и куртки.

Мужская одежда изготовлялась также из домотканого полотна. Но от женского наряда отличалась сдержанностью. Покрой рубахи в основном был одинаков, но некоторые региональные различия все же были. На это влияли культура разных народов, населяющих Молдавию. Такое же различие было заметно и при пошиве штанов. Летние штаны изготовляли изо льна, конопли, а зимние из шерстяной ткани. Существовало два вида кроя: без соединительной вставки и с двумя вставками. Талию мужчины обязательно украшал расшитый бисером и нитками один, а иногда даже два пояса, повязанных один поверх другого. Головным убором служили войлочные, соломенные или меховые шапки. Верхняя одежда для мужчин и женщин имела мало различий. В зимнее время года на ноги обували кожаные сапоги, а летом лапти из камыша или липовой коры.



Несмотря на простоту этих вещей, мастерство молдавских мастериц, их большая фантазия и умение чувствовать все прекрасное вокруг, превращали их в подлинные произведения искусств. Заставляя нас восхищаться плодами работ жителей богатой и прекрасной Молдавии и ныне.

Молдавский национальный костюм

Национальный молдавский костюм – яркий пример неповторимого творчества народных умельцев, образец старинных обычаев, свидетельство глубокого взаимодействия молдавского этноса с соседними народами.




Не так давно каждая мастерица обязана была самостоятельно изготовить себе наряд. Причем копирования хитросплетений и узоров не допускалось. По характеру узора, цветовой гамме, особенностям покрова можно было судить о социальном статусе девушки, склонностям ее характера. Обязательным условием была гармония костюма с общим внешним обликом – цветом глаз, волос, головного убора.


Материалом для изготовления плотен традиционно служили натуральные ткани: шерсть, лен, конопля, хлопок.

Материал костюма отражал благосостояние семьи. Молдаване скромного достатка использовали конопляную ткань, а более зажиточные – льняную или хлопковую, которая была значительнее более нежной, чем конопляная. Причем сами полотна зачастую изготавливались в домашних условиях. Также использовали шелк для изготовления полотенец, которые служили женщинам для покрытия головы.






Украшения молдавского костюма напрямую были связаны с местностью, в которой проживал этот народ. Плодородие почвы, мягкий климат, богатые урожаи – все находило отражение в вышивке и узорах на ткани. Узор в виде листьев, цветов, гроздей винограда сочетающийся с геометрическим узором вышивки создавал неповторимый колорит молдавского национального костюма.





Женский национальный костюм

В состав женского национального костюма традиционно входят следующие компоненты: головной убор, верхняя одежда, обувь, украшения и аксессуары, которые меняются в зависимости от условий.


Различные детали костюма: характер украшения, покрой верхней одежды, орнамент и цветовая гамма свидетельствуют не только о социальном положении и виде занятий, но даже и о возрасте.



Так, замужние женщины предпочитали более спокойные расцветки, простой покрой и скромные материалы. Девушки, напротив, носили яркие и обращающие на себя внимание наряды. Их костюм часто не подразумевал ношение головного убора и фартука.






В то же время необходимо отметить, что некоторые аспекты народной материальной и духовной культуры, в том числе и в области костюма, несут на себе отпечаток демографической структуры конкретной этнографической области.





В северной части Молдавии проживает большое число украинцев, а на юге вместе с молдаванами живут гагаузы, болгары. В результате взаимного обмена традициями, в национальный костюм этих географических областей включаются элементы, характерные для других этносов.






Рубашка

Одним из главных элементов молдавского костюма является рубашка. Изготавливалась из белой ткани. Имела простой покрой, напоминала тунику с квадратным или круглым разрезом для головы.




Рубашка зачастую украшалась простым геометрическим или растительным рисунком. Цветовая гамма обычно представлена 2-3 цветами, но и нередки были монохромные узоры и орнаменты.


Рубашка выкраивалась из трех прямоугольных частей: спинки, переда и рукавов. Для пошива верхней части использовалась мягкая ткань, а нижняя часть – плотная.






Верхняя одежда

Жилет был характерен для лета, безрукавка из шерсти, отделанная мехом – для зимы. Также теплые безрукавки шили из меха, из овчины из плотной суконной ткани. Фасоны верхней одежды могли быть очень разнообразными.


Длина, цвет, местоположение разрезов, количество пряжек и застежек сильно различалось в разных частях Молдавии. Но общим для верхней одежды во всех регионах была богатая роспись и вышивка одежды. Разноцветные шнурки, атласные и шелковые ленты, тонкие кружева, аппликации, вышивка крестом и гладью – все это можно было встретить в народном костюме.

костюм

В молдавском костюме в целом характерно преобладание белой некрашеной ткани, активное использование вышивки (вышивали нитями из козьей шерсти, дающей характерный блеск) и орнаментов. Существуют три вида используемых орнаментов: это абстрактный, геометрический, с изображениями зверей, птиц и человечков и с цветочными мотивами, появившийся в XVI-XVII веках. Среди мотивов растительного орнамента чаще всего встречаются изображения ветвей, листьев, цветков, виноградной грозди, пшеничных колосьев.

Мужская одежда

  • Мужская рубаха — туникообразного покроя, праздничные рубахи богато орнаментированы, повседневные содержат минимум вышивки или вообще не имеют.
  • Штаны — в большинстве регионов носили относительно схожие белые холщёвые и шерстяные штаны, подразделявшиеся на широкие и узкие, однако в некоторых местах встречались свои фасоны штанов.
  • Обувь- Сапоги и ботинки — проникли в быт в XIX веке среди богатых крестьян. Уже в XX веке вошли в широкий обиход и окончательно вытеснили опинчь.

Головные уборы

  • Кушма, кэчула — барашковая шапка. Носилась преимущественно в холодную погоду, но пастухи носили её круглый год. Кушма является национальным символом молдаван, как сербская шайкача или русская ушанка.

Женская одежда

  • Женская рубаха была длиной до лодыжек. На груди и на рукавах рубахи украшали вышивкой. Как и мужская рубаха, женская умела круглый или квадратный ворот. Рукава женской рубахи обычно длинные и цельнокройные, они украшаются богаче остальных видов рубах. Также рукава расширялись к манжетам, но к началу XX века такой тип рукавов стал встречаться всё реже.
  • Катринцэ — шерстяная юбка, оборачивающаяся вокруг тела и опоясывающаяся. Полы фоты либо перекрывают друг друга либо одна из них заворачивается наверх за пояс.
  • Выльник — поясная одежда, представляющая собой два фартука: гладкий спереди и сборчатый или плиссированный сзади.
  • Фота — поясная одежда наподобие выльника, однако и спереди и сзади фартуки гладкие. В ширину она достигала около 80 см, а в длину — 1,40 см.

Обувь

  • Опинчь — обувь, изготавливавшаяся из прямоугольного куска свиной кожи, сгибавшегося кверху и перетягивавшегося лоскутком из той же кожи по бокам и верху. Опинчь были крестьянской обувью и носились поверх онучей или носок. Как правило, концы опинчь были острые, но в концы загибались вверх, а в центральной Бессарабии концы были круглые.
  • Сапоги и ботинки — проникли в быт в XIX веке среди богатых крестьян. Уже в XX веке вошли в широкий обиход и окончательно вытеснили опинчь.

Аксессуары

  • Пояс — самым распространённым тканый пояс, кушак. Мужские кушаки в ширину достигали 12-15 см, а женские были уже. Длина кушака составляла 3-3,5 м. Также были распространены кожаные пояса, украшавшиеся многочисленными металлическими деталями и кармашками. Их носили главным образом пастухи-чабаны и зажиточные крестьяне.
  • Безрукавка — изготовлялась из овчины, как правило мехом вовнутрь. Мужские безрукавки украшались на внешней стороне кожаными аппликациями, а женские — также мулине с красными и чёрными нитями и бисером. По покрою безрукавки делились на открытые и закрытые. Открытая безрукавка имела разрез спереди, через который она надевалась, а закрытая безрукавка надевалась на пуговицы через разрез на боку или продевалась через голову.

В народном костюме отражены отработанные поколениями грандиозные решения, он является связующим звеном между художественным прошлым народа с его настоящим и будущим. В прошлом, народному костюму принадлежало множество функций: обереговая, защитная, воспитательная и конечно же эстетическая.

Накопив бесчисленные богатства, народный костюм стал неисчерпаемым источником для творчества рукодельниц. Я постаралась создать изделие, в котором будет раскрыта главная суть национального костюма, колорит национальных мотивов.

Выделила во всех национальных костюмах основную особенность - будь то, пояс-кушак; кушма, кэчула — барашковая шапка, азербайджанская бута, тюбетейка, халат-узбекский, шаровары-украинские, венок с лентами атласными-украинский, кокошник-русский головной убор, связала с национальным костюмом славянские ткани с русским орнаментом - ткань гжель, хохлома, городецкая роспись.

В работе применяю штампы — это безграничные возможности для фантазии и творчества в пошиве и украшении народных костюмов.

Народное декоративно - прикладное искусство является красочным и жизнерадостным искусством, оно сочетает в себе цвета и формы, различных материалов. Роспись тканей – очень интересная и богатая по средствам выразительности сфера декоративного искусства.

Набойка по ткани - старинная техника нанесения рисунка при помощи деревянной доски с орнаментом. Художественная особенность набойки состоит в цельности и обобщенности цветовых пятен и графической выразительности линии. Занятия с применением штампов помогают детям развить в себе творческую, разностороннюю личность, воспитывают вкус и нравственное отношение к миру. Сама работа с росписью ткани, очень увлекательное необычное занятие для детей. Посредством изучения традиций народных ремёсел дети приобщаются к обычаям своего народа, у них развивается художественный вкус, творческие способности, происходит развитие эстетической личности.

молдавский народный костюм

Молдавия является одной из стран, где прослеживается огромное влияние других культур на традиционный (молдавский) национальный костюм. Практически все элементы наряда были позаимствованы у других народов. Основным компонентом стала рубашка туникообразной формы, либо с цельнокроеными рукавами. Такие рубашки обильно украшались вышивкой, а также цветочным орнаментом по груди, подолу и воротнику. Особой популярностью пользовались наряды с вышивкой счетными швами. Это мережа, крестик и гладь.

Особенности молдавского народного костюма

Отличительными чертами молдавского наряда являются крой в талию, пояс, применение белой ткани и полотенчатообразный головной убор. До замужества женский молдавский народный костюм исключал ношение головного убора, а в праздничные дни костюм украшали бусами, серьгами и кольцами. Примечательно, что в костюме позволялось сочетание только двух-трех оттенков, а вышивка выполнялась в большинстве случаев в черном цвете.

Отдельного внимания заслуживают юбки, которые шились из чистой шерсти или хлопка с шерстяным утоком. Самой популярной моделью была юбка “catrină”, представляющая собой цельную несшитую ткань, которую оборачивали вокруг бедер. Главное при этом, чтобы одна пола ложилась на другую, после чего юбка крепилась поясом. В прохладное время года женщины носили жилетки, богато украшенные орнаментом.

История молдавского народного костюма изменилась в 19 веке, когда в моду вошли полотняные передники. Наличие такого передника и головного убора указывали на статус женщины в обществе. Описывая молдавский народный костюм, не стоит забывать о его обязательной детали – поясе. В Молдавии пояс служил показателем возраста женщины, и носили его только взрослые. Кроме шерстяных тканей в моде были шелковые пояса разноцветной окраски.

Одежда, как и культура древних славян, частью которой она является, была намного богаче, чем об этом говорит традиционная историческая наука. Ну да бог с ней, с наукой. Давайте лучше поговорим о самих нарядах, в которых ходили наши предки.

Древнегреческая культура – одна из первых европейских культур современной цивилизации. Именно Древняя Греция подарила миру Олимп и первые мифы о богах, а также богатейшую историю и высокую культуру. Что же касается одежды Древней Греции – то тут тоже есть о чем поговорить.

Государство древних римлян существовало достаточно долго, поэтому и одежда была достаточно разнообразной – от простых фасонов, которые носили обычные жители, до богатейших и красивейших нарядов, в которые облачалась аристократия.

Китайская культура – одна из самых древних в нашей цивилизации, она очень богата и разнообразна. То же касается и одежды, в том числе и древнего Китая – в то время пока в Европе были лишь кочевые племена, на Востоке была высокоразвитая империя.

Читайте также: