Национальные традиции и свобода совести в россии кратко

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель: обозначить общественную значимость проблемы свободы совести в РФ

2. Понятие свободы вероисповедания.

К числу базовых личных прав и свобод, которым современное гражданское общество уделяет приоритетное внимание, относится право человека на свободу совести.

Формирование правового государства, развитие процесса демократизации в России так же поставили в центр внимания государства и общественности вопросы осуществления прав и свобод человека, в связи с этим вполне закономерен и повышенный интерес к проблемам свободы совести, которая была и остается одной из основополагающих общечеловеческих ценностей, неотъемлемой частью личной свободы граждан.

ЗАДАНИЕ:Изучить лекционный материал и ответить на вопросы письменно

2. Понятие свободы вероисповедания

Понятие свободы совести.

Под свободой совести понимается право человека как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, то есть не верить в Бога совсем.

Данная свобода особенно важна в государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, существует определенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию. В государствах без государственной религии свобода служит защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею прикрывались официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.

В философии совесть означает внутренний нравственный критерий оценки собственных действий, регулирующий высказываемые мысли и действия, ограничивающий свободу моральными рамками поведения. Современные исследователи определяют совесть как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные ценности и обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков, подчеркивая индивидуальные личностные начала отдельного человека.

В содержании свободы совести можно выделить следующие составляющие: право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать и не признавать никакой религии; право свободно проводить атеистическую пропаганду, но при этом не допуская оскорбления религиозных чувств верующих; равноправие граждан независимо от их религиозной принадлежности; равенство всех религий перед законом; свободное отправление религиозных культов и обрядов и т.д.

Понятие свободы вероисповедания

В свободе вероисповедания можно выделить такие составляющие, как: равноправие всех религий и верующих всех исповеданий и их равенство перед законом, недопущение дискриминации по религиозному признаку, право исповедовать любую религию, право отправлять религиозные обряды, право менять религию.

Свобода вероисповедания равнозначна свободе религии, религиозной свободе. Свобода вероисповедания предполагает не только свободную деятельность религиозных объединений различных конфессий, действующих в соответствии с законом, но и индивидуальное право каждого свободно выбирать любую религию, принадлежать к любой конфессии, выбирать, иметь, менять, распространять и выражать любые религиозные взгляды, участвовать в религиозных богослужениях и обрядах, а также не исповедовать никакой религии.

hello_html_7edc4fd0.jpg

Можно сделать вывод, что свобода совести соотносится со свободой вероисповедания как родовое и видовое понятия, как общее и частное. Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выбора религии и свободы отправления религиозных обрядов. Свобода совести и вероисповедания предполагает, что никакая власть – ни государство, ни духовенство той или иной религии – не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека .

Тем не менее, можно выделить несколько тенденций, характеризующих культурные процессы в современной России:

1. Деидеологизация культуры и ликвидация государственной монополии на культуру. Это привело, с одной стороны, к большей свободе творчества и свободе выбора в сфере культуры, с другой – к потере контроля за качеством и уровнем предлагаемой потребителю культурной продукции, будь то литература, музыка, образование или театр.

2. Коммерциализация культуры. Это связано с проникновением рыночных механизмов в культуру. Однако пока этот процесс имеет однобокую направленность: российский капитал предпочитает вкладывать свои средства преимущественно в высокодоходные и быстроокупаемые области искусства – в зрелища, развлекательную и эротическую индустрию. Одно из следствий коммерциализации – недоступность многих учреждений культуры и предоставляемых ими услуг для значительной части населения.

3. Рост интереса к дореволюционному культурному наследию, в том числе к религии и церкви. Этот интерес отчасти является подлинным, отчасти обусловлен модой.




4. Обособление национальных культур и использование их в качестве инструмента в решении политических и экономических проблем.

5. Усиление культурно-коммуникативной пассивности, ослабление интереса к чтению (особенно серьезному) в пользу визуальных, зрелищных форм искусства, снижение посещаемости театров, музеев, библиотек.

6. Индикатором уровня развития культуры является язык. Он организует характер и способ восприятия реальности. Состояние русского языка вызывает особую озабоченность прогрессивной российской интеллигенции.

Изучение места и роли культуры в общественной жизни, закономерностей ее развития имеет большое практическое значение. В современных условиях отчетливо видно, что экономические и политические программы не будут успешными без учета культурной составляющей.

Лекция №11Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе.

План:

Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе.

Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов - главное условие политического развития.

Тем не менее, можно выделить несколько тенденций, характеризующих культурные процессы в современной России:

1. Деидеологизация культуры и ликвидация государственной монополии на культуру. Это привело, с одной стороны, к большей свободе творчества и свободе выбора в сфере культуры, с другой – к потере контроля за качеством и уровнем предлагаемой потребителю культурной продукции, будь то литература, музыка, образование или театр.

2. Коммерциализация культуры. Это связано с проникновением рыночных механизмов в культуру. Однако пока этот процесс имеет однобокую направленность: российский капитал предпочитает вкладывать свои средства преимущественно в высокодоходные и быстроокупаемые области искусства – в зрелища, развлекательную и эротическую индустрию. Одно из следствий коммерциализации – недоступность многих учреждений культуры и предоставляемых ими услуг для значительной части населения.

3. Рост интереса к дореволюционному культурному наследию, в том числе к религии и церкви. Этот интерес отчасти является подлинным, отчасти обусловлен модой.

4. Обособление национальных культур и использование их в качестве инструмента в решении политических и экономических проблем.

5. Усиление культурно-коммуникативной пассивности, ослабление интереса к чтению (особенно серьезному) в пользу визуальных, зрелищных форм искусства, снижение посещаемости театров, музеев, библиотек.

6. Индикатором уровня развития культуры является язык. Он организует характер и способ восприятия реальности. Состояние русского языка вызывает особую озабоченность прогрессивной российской интеллигенции.

Изучение места и роли культуры в общественной жизни, закономерностей ее развития имеет большое практическое значение. В современных условиях отчетливо видно, что экономические и политические программы не будут успешными без учета культурной составляющей.

Лекция №11Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе.

План:

Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе.

Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов - главное условие политического развития.

Национальные традиций: это всяческие обряды и тому подобные.

Великая российская культура является главным носителем традиций, нравственных и духовных ценностей, сформировавших российский народ как единую общность и составляющих основу российской государственности. Она занимает совершенно особое место в истории мировой культуры. Мы по праву гордимся этим, часто это повторяем, но редко задумываемся, в чем уникальность нашей культуры и ценность не только для нас, но и для всей мировой цивилизации.

Можно уверенно утверждать, что национальные культуры народов России развивались и продолжают успешно развиваются, как синтез национально-особенного, общечеловеческого культурного опыта. Сохраняя при этом, с одной стороны, свое разнообразие, самобытность и неповторимость, внося, с другой, свой важный вклад в развитие общероссийской и мировой культуры.

В то же время они не могли не испытывать влияния той многосложной и противоречивой социокультурной ситуации, которая сложилась в стране в постсоветский период.

По мнению российских исследователей А.П. Маркова и Г.М. Бирженюка, имеют место позитивные перемены, связанные с раскрепощением сознания народа, существенной активизацией социально-культурного творчества различных категорий и групп населения, расширением количества видов и форм художественного творчества, обогащением спектра культурных инициатив за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций.

Наблюдается активизация национально-культурного самосознания различных этнических групп и социальных общностей, что способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувства “малой родины”, любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований. Восстанавливается в своих правах религиозная культура народов России.

В то же время нельзя не видеть наличие в обществе негативных тенденций и процессов. Прежде всего, выделим те из них, которые носят общероссийский характер.

- Так в социальной сфере все более заметной становится тенденция довольно резкого социального расслоения по таким социокультурным основаниям как образ и стиль жизни, социальная идентичность, позиция, статус.

- Снижаются показатели духовной жизни общества. Продолжает расти разрыв между специализированным и обыденным уровнями культурного развития. Снижение требовательности к художественному уровню произведений искусства привело к расширению потока низкопробной литературы, кино, музыки, которые в значительной мере деформировали эстетический вкус населения.

- Особую тревогу вызывает молодое поколение, которое все больше удаляется от духовной культуры. Этому во многом способствует кризис системы образования, политика средств массовой информации, которые внедряют в сознание в качестве нормы безнравственность, насилие, пренебрежительное отношение к профессии, труду, к браку, семье. Несоответствие декларируемого приоритета общечеловеческих ценностей и реальной жизни ведет к разрушению нравственных оснований, правовому беспределу.

- Но особое влияние на состояние национальных культур, наряду с этими проблемами, оказывают следующие тревожные тенденции:




- Социально-культурный кризис усугубляется продолжающимся этническим расслоением и ростом межэтнической напряженности, во многом обусловленными просчетами национальной политики, которая на протяжении ряда десятилетий ограничивала возможности сохранения и развития культурной самобытности народов, их языка, традиций, исторической памяти. Все более заметным становится агрессивность по отношению к другой точке зрения, другой системе ценностей, стремление обнаружить врага в лице представителей иной веры, национальности, усиливается экстремизм в политической и общественной жизни.

- Усиливаются процессы размывания духовной самобытности российской культуры и национальных культур, возрастает опасность их вестернизации, утрачивается историко-культурная самобытность отдельных территорий и поселений. Коммерциализация культурной жизни ведет к унификации обычаев, традиций и образа жизни по зарубежным образцам. Следствием массового тиражирования западного образа жизни и моделей поведения становится стандартизация культурных запросов, утрата национально-культурной идентичности и разрушение культурной индивидуальности.

Надо прямо сказать, что все это следствие той недооценки культуры как консолидирующего и смыслообразующего фактора, как важнейшего ресурса духовного и материального развития народов России, которое имеет место на уровне государственной политики.

Основной акцент в государственной культурной политике сделан на развитие массовой коммерческой культуры, которая рассматривается как необходимый компонент демократического общественного устройства и рыночной экономики, основа гражданского общества и правового государства. Однако это, к сожалению, не уравновешивается должными усилиями, направленными на недопущение деградации духовной жизни и культурной среды, на поддержку развития национальных культур.

Однако в силу ряда причин, прежде всего экономического характера, эффективность реализации данных программ пока довольно низкая. Сами программы проработаны недостаточно, они лишь обозначают общие приоритеты и направления деятельности в сфере культуры, слабо учитывают специфику конкретных регионов и конечно не решают в полной мере острейшую проблему финансирования национальных культур.

Еще более усугубляет финансовое положение национальных культур перевод обязанностей по их развитию на уровень субъектов Федерации, который закреплен Федеральным законом №184 – ФЗ от 6.10.1999г. (ред. 27.05.2005г.).

Например, в Кабардино-Балкарии, по словам заместителя Председателя Парламента этой республики, Людмилы Федченко, наблюдается свертывание программ, направленных на развитие национальных языков, литературы и культуры этнических народов. Издание художественных произведений на этих языках становится проблематичным, телевизионные передачи на языках коренного населения сведены к минимуму. Так продолжительность вещания программ культурно-просветительного, научно-познавательного, публицистического характера на кабардинском и балкарском языках, сократилась на местном телевидении по сравнению с 2003 г. - в 2,4 раза.

Неуклонно деградирует инфраструктура культурной жизни, основу которой составляют клубы, библиотеки и музеи. Особенно в сельской местности, где осталось около 50 тысяч сельских и поселковых клубов и все они нуждаются в финансовой поддержке, потому что уровень их финансирования не дотягивает и до 50 процентов от потребности. Резко сокращается объем пополнения библиотечных книжных фондов (в 3-4 раза по сравнению с прошлыми годами). В реставрации сегодня нуждается от 30 до 70% музейных фондов.

Болезненной является проблема кадрового обеспечения клубов и коллективов народного творчества. Более 40 процентов работающих здесь специалистов не имеют специального образования, а свыше 70 процентов – ни разу за последние десять лет не повышали свою квалификацию. Да и заработная плата у этой категории специалистов – самая низкая в сфере культуры.

Словом, сложившееся положение свидетельствует о существенном ослаблении механизмов и острой недостаточности ресурсов, блокирующих негативные процессы в социокультурной сфере и обеспечивающих гарантии охраны и развития культурно-исторического наследия народов России.

Определение и характеристика важности сохранения традиционных нравственных религиозных ценностей, а также индивидуальных свобод человека. Исследование особенностей и значения национальной культуры. Ознакомление с российскими религиозными традициями.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.01.2017
Размер файла 25,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Сохранение национальных культурных ценностей в России

2. Религия в современной России

3. Свобода совести в России

Список использованных источников и литературы

1. Сохранение национальных культурных ценностей в России

Сохранение традиционных нравственных религиозных ценностей, а также индивидуальных свобод человека представляется весьма важным в наше время. Национальные ценности в культурной и духовной сферах представляет собой большое богатство, вместе с тем являясь неиссякаемым резервом необходимым для того чтобы происходило воспроизводство признанных во всем мире общечеловеческих ценностей, равно как и национальных культурных и нравственных традиций народов.

На сегодняшний день культура существует в форме самовыражения народов. Национальные особенности отдельных народов проистекают из конкретно-исторических особенностей жизни и тех или иных народов, а также из их биосоциальной сущности.

Важнейшие особенности и значение национальной культуры любого народа заключается в ее самобытности, разнообразие и неповторимости.

Процессу развития особенностей культуры нации способствует создание своеобразных форм организации культурной жизни отдельных народов, которое помогает избежать подражания и копирования других культур. Культуры народа, не обладающая своими особенностями, сравнима с безликим человеком. Культура народов не является застывшим явлением, ее самобытность возрастает и обогащается одновременно с расцветом нации, с ростом уверенности в своем будущем, с укреплением своего места в мировой цивилизации. Бушманова А. В. Особенности правового режима культурных ценностей в РФ. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №74-1 С.91.

В содержание национальной культуры входят такие базовые элементы как, национальные ценности, которые общество хранит в своих культурных, семейных и социально-исторических традициях, передавая их из поколения в поколение, обеспечивая тем самым развитие общества в современных условиях. Необходимо выделить некоторые источники нравственности и человечности в сфере национальной культурной жизни, которые являются основополагающими для того, чтобы человек мог противостоять разрушительному влиянию и мог плодотворно развиваться, совершенствуя свое сознание, систему общественных отношений и свою жизнь в целом.

Традиционно принято считать, что к основным источникам нравственности в нашей стране относятся - многонациональный народ нашей страны, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. На основе традиционных источников нравственности можно определить базовые национальные ценности России. В первую очередь к национальным ценностям необходимо отнести патриотизм, проявляющийся в любви к России, в частности к своей малой родине, к своему народу, служение Отечеству. Не менее важна социальная солидарность, выражающаяся в личной и национальной свободе, доверии к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство. Гражданственность, как национальная ценность, заключается в служении Отечеству, в создании и укреплении правового государства, гражданского общества, закона и правопорядка, поликультурного мира, свободы совести и вероисповедания. Кроме того к национальны ценностям нашего государства необходимо отнести семью, труд и творчество науку, традиционные российские религии, искусство и литературу, природу и человечество. Последнее проявляется в движении к миру во всём мире, многообразие культур и народов, прогрессу человечества, международному сотрудничеству. Храпаль Л.Р., Камалеева А.Р. Культурная глобализация и этнокультурная индентичность общества как факторы модернизации современного образования // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. №2 С.205.

В современном мире все сильнее становятся процессы глобализации, в связи с чем растет важность сохранения культурного наследия и культурных традиций народов. При этом нередко случается так, что усилиям общества по укреплению национальных культур противостоят различные общественные силы. Необходимо отметить, что современная культурная обстановка в нашей стране весьма сложна и противоречива.Однако в ней можно выделить ряд тенденций, которые характеризуют культурные процессы в современной России:

- Устранение монополии государства на культуру и ее деидеологизация. Данная тенденция способствует как росту свободы творчества и выбора в культурной сфере, однако вместе с тем произошла и потеря контроля над качеством и уровнем той культурной продукции, которая предлагается потребителю, например, в литературе, музыке, образование и т.д.

- Проникновение коммерческих структур в культуру, которое характеризуется преимущественным вложением капитала по большей части в высокодоходные и области культуры - в зрелища, развлекательную и эротическую индустрию. В качестве еще одного последствия коммерциализации можно назвать недоступность многих учреждений культуры для значительной части населения.

- Положительной тенденцией необходимо назвать возрождающийся интерес к дореволюционному культурному наследию, в частности к религии и церкви.

- Рост культурно-коммуникативной пассивности, выражающийся в ослаблении интереса к чтению, которое заменяют визуальные, зрелищные формы искусства, снижение посещаемости театров, музеев, библиотек.

- Особым индикатором уровня развития культуры того или иного общества выступает язык, организующий характер и способ восприятия реальности. Современное состояние русского языка беспокоит прогрессивную российскую интеллигенцию. Голдырева В.А. Взаимосвязь культурных ценностей и отношения к инновациям // Российский гуманитарный журнал. 2013. №5 С.434.

Подводя итог, подчеркнем, что понимание места и роли культуры в общественной жизни, а также изучение закономерностей ее развития имеет весьма серьезное практическое значение. Проводимые государственной властью экономические и политические программы не будут иметь успеха без учета культурной составляющей, следовательно, повышение культурного уровня общества выступает важнейшей предпосылкой социально-экономического роста.

2. Религия в современной России

Религия представляет собой особую форму осознания мира, которая обусловлена верой в сверхъестественное, включает в себя систему моральных норм и типов повеления, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации, например, церковь, религиозную общину.

Религия России представлена совокупностью религиозных течений, которые утвердились на территории Российской Федерации. К основным мировым религиям необходимо отнести: христианство, ислам и буддизм. В 988 году нашей страной было принято Христианство, однако ряд исследователей полагает, что крещение Руси состоялось несколько позже (в 990 или 991 году), однако Христианство не является единственной религией на территории нашей страны. На сегодняшний день основными религиями, которые представлены в России выступают христианство (в основном православие, однако есть католики и протестанты), а также ислам и буддизм. Вместе с тем часть населения РФ - это неверующие. Смирнов М.Ю. Религии в России и современное религиоведение // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014. №3 С.110.

Сохранение всех религиозных традиций - одна из важнейших задач России в наше время. Государство, вместе с тем, должно носить светский характер. Однако сохранение лучших и вообще всех религиозных традиций - одна из важнейших задач России, страны многонациональной и многоконфессиональной, а не только и исключительно православной. Пронина Т.С. Религия как источник культурной идентичности в современной России // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2015. №1 С.135.

В школах на сегодняшний день на добровольных началах изучаются российские религиозные традиции - светские, РПЦ, мусульмане, протестанты и т.д. Что свидетельствует о стремлении государства к сохранению религиозных традиций в нашей стране.

Для России, ослабленной многолетней политической и экономической модернизацией, сохранение традиционного для страны национального и религиозного уклада, в котором существуют как доминирующие национальные и религиозные культуры, так и малые религиозные культуры, традиционные субкультуры, является вопросом выживания в качестве единого государства. При этом очевидно, что всякое мирное многообразие держится на толерантном отношении религиозных и национальных доминант к правам и проблемам малых народов и религиозных субкультур. Яхьяев М. Я., Камышова Е. Г. Власть и религия в современной России: метаморфозы взаимодействия // Исламоведение. 2013. №1 С.8.

Таким образом, в современной России весьма значительно изменилось положение религии и церкви. Способствовали этому, в первую очередь, принятые еще в начале 90-х годов законы о свободе совести и вероисповедания. В настоящее время мы можем наблюдать возрождение религиозных институтов в нашей стране. Подъем религиозности объясняется в первую очередь кризисом в различных сферах в России - экономической, социальной, моральной. Большую роль в подъеме религиозности сыграла дискредитация и ломка господствовавших в обществе социалистических ориентации ценностей, идеалов. Ломка системы советского атеистического воспитания привела к тому, что среди разных слоев населения изменилось само отношение к религии, которую стали воспринимать, как неотъемлемый элемент мировой и национальной культуры, моральную опору общества. Восканян С. С., Ермакова С. С. Религия как инструмент политического манипулирования: исторические аспекты и современность // Исламоведение. 2013. №2 С.16.

3. Свобода совести в России

Как известно, основной ценностью и нашей страны, согласно Конституции 1993 года, является человек, его свободы и права. Свобода совести - это право каждого из нас верить в Бога согласно учению той или иной религии, выбранной нами самостоятельно, а также являться атеистом, то есть совсем не верить в него. Совесть в философии означает внутренний критерий нравственности при оценке своих действий, который регулирует действия и высказываемые мысли, а также ограничивает свободу человека определенными моральными рамками.

Современные исследователи совесть определяют, как способность индивидуума осуществлять в своих действиях нравственный самоконтроль, формулировать для себя самостоятельно моральные обязанности и ценности, требовать их выполнения от себя, а также производить оценку поступков, которые были совершены. При этом подчеркиваются личностные, индивидуальные начала каждого конкретного человека.

Понятие "свобода" Можно выделить, рассматривая интересующее нас понятие "свобода", разные подходы к его осмыслению. В частности, Рене Декарт считал, что это автономность и произвольность воли. Свобода также может быть рассмотрена в идеальном и материальном смыслах. Материальная сторона ее означает свободу действий и является ограниченной физическими возможностями людей и воздействием законов природы на каждую личность. Идеальная сторона ее зависит в большей степени от свободы воли отдельного человека. Она ограничивается его нравственной позицией. Под свободой, таким образом, подразумевается возможность поступать в соответствии со своими целями, своей волей, а не по внешнему ограничению или принуждению.

Если данное понятие рассматривать с точки зрения социологии, то это уже некоторая духовная ценность общества, важное его благо, которое было создано в результате исторического социального развития. Босов А.В. Факторы, способствовавшие формированию принципа свободы совести и вероисповедания в России // Вестник ВУиТ. 2012. №2 (76) С.96-97.

Поскольку Россия - государство светское, в котором церковь от государственной власти отделена, его гражданам дается право на свободу совести, то есть самостоятельно определять и выбирать нравственные основы зла и добра согласно религиозным убеждениям или же тем, что называют "общечеловеческой моралью". Эта свобода, таким образом, равнозначна свободе мировоззрений и убеждений, которые не имеют идеологического и политического содержания, о чем говорится в Конституции РФ (часть 1-3).

В основном документе нашей страны "право на убеждения" не сформулировано прямо. Однако принуждение отказываться от убеждений или выражать их запрещается (часть 3, статья 29). Так реализуется право на свободу совести.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что свобода совести и вероисповедания соотносятся как видовое и родовое понятие, как частное и общее. Обе они предполагают, что никакая власть - ни духовенство, ни государство - не имеют права вмешиваться в религиозную жизнь отдельного человека.

Отметим, что у каждой отдельной личности есть право на религиозную свободу. Однако, пользуясь ей, нужно придерживаться нравственного принципа социальной и личной ответственности. Дело в том, что гражданское общество вправе защищать себя от возможных злоупотреблений, возникающих под видом религиозной свободы. Обеспечение этой защиты - дело гражданской власти. Именно на нее возлагается также первостепенная обязанность поддерживать и охранять религиозную свободу различными средствами, включая справедливые законы, а также обеспечить благоприятствующие развитию в стране религиозной жизни условия. Большакова В.М. Право на свободу совести и свободу вероисповедания: особенности реализации в современной России // Власть. 2015. №2 С.129.

В целом в современной России приходится констатировать, что текущая государственная политика в сфере свободы совести, зачастую тяготеет к неправовому контролю и подавлению свободы мировоззренческого выбора. Данное обстоятельство идёт вразрез с чаяниями россиян занять достойное место в мировом сообществе.

Таким образом, подводя итог проделанной работе, можно сделать следующие выводы.

Сохранение национальных, религиозных, культурных традиций и обеспечение свободы совести в России является важнейшей предпосылкой для социально-экономического роста нашей страны, способствующей тому, чтобы наше государство заняло и закрепило за собой достойное место в мировом сообществе. Сохранение культурных традиций способствует укреплению национальной идентичности, росту самосознания в обществе. Религия всегда являлась объединяющим фактором для нашей страны, вследствие чего возрождение и укрепление религиозных традиций весьма важно в наше время с учетом непростой международной обстановки. Вместе с тем в последнее время в государственной политике стали наблюдаться негативные тенденции. Можно констатировать рецидивы тоталитарной политики по отношению к культуре, попытки введения цензуры и запретов. Данные тенденции идут в разрез с мировой общественной мыслью. Как следствие зачастую можно наблюдать критику современной государственной политики в России со стороны мирового сообщества. Соблюдение прав человека, в частности, права на свободу совести, безусловно, будет способствовать тому, чтобы наше государство заняло достойное место в мировом сообществе.

Список использованных источников и литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) " // СПС КонсультантПлюс

3. Босов А.В. Факторы, способствовавшие формированию принципа свободы совести и вероисповедания в России // Вестник ВУиТ. 2012. №2 (76) С.94-101.

4. Бушманова А. В. Особенности правового режима культурных ценностей в РФ. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №74-1 С.89-94.

5. Восканян С. С., Ермакова С. С. Религия как инструмент политического манипулирования: исторические аспекты и современность // Исламоведение. 2013. №2 С.14-22.

6. Голдырева В.А. Взаимосвязь культурных ценностей и отношения к инновациям // Российский гуманитарный журнал. 2013. №5 С.426-434.

7. Пронина Т.С. Религия как источник культурной идентичности в современной России // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2015. №1 С.130-139.

8. Смирнов М.Ю. Религии в России и современное религиоведение // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014. №3 С.110-120.

9. Храпаль Л.Р., Камалеева А.Р. Культурная глобализация и этнокультурная индентичность общества как факторы модернизации современного образования // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. №2 С.203-207.

Подобные документы

Формы преемственности и общая характеристика традиций и обрядов как наиболее действенные способы трансляции ценностей культуры, их роль в представлениях старших школьников о семье. Методы передачи культурных ценностей на Востоке и в славянских странах.

курсовая работа [35,8 K], добавлен 30.08.2011

Культурная политика России в постсоветский период. Непрофессиональное искусство и фольклор как двигатель сохранения и распространения этнической культуры. Роль мемориальных музеев и "мест памяти" в поддержании культурной и региональной идентичности.

дипломная работа [79,8 K], добавлен 05.07.2017

Исследование культуры как структурной целостности. История создания человечеством материальных, духовных и социальных ценностей. Характеристика искусства первобытного общества и средневековья. Появление религиозных культов и ритуалов Индии, Греции, Рима.

презентация [22,2 M], добавлен 09.06.2019

Бурятский этнос, исследование традиционной культуры: тенденции, закономерности и направления развития. Анализ семейно-бытовых традиций; религия, литература, фольклор, декоративно-прикладное искусство. Проблемы сохранения и развития идентичности народа.

дипломная работа [204,2 K], добавлен 07.07.2011

Анализ картины мира и исторической системы ценностей народов Южной и Северной Осетии. Характеристика религиозных символов, обычаев, фольклорных традиций и обрядов осетинского народа. Изучение особенностей устного народного творчества нартского эпоса.

Что такое свобода совести — значение понятия в обществознании

Свобода совести является одним из фундаментальных прав, закрепленных не только в Европейской конвенции по правам человека, но и в целом ряде национальных, международных и европейских законов, включая Конституцию РФ.

Что такое свобода совести?

Гражданам Российской Федерации гарантируется свобода совести — независимость духовной жизни, мировоззрения, выбора религии.

Свобода совести базируется на следующих принципах:

  • отделение религии и ее организаций от государства;
  • светскость характера государственных образований;
  • свобода исповедовать любую религию и совершать религиозные обряды.

В 1966 году ООН приняла Международный пакт о гражданских и политических правах, расширив свое предыдущее заявление в отношении проявления религии или убеждений.

Статья 18 Пакта о гражданских и политических правах широко рассматривается как одна из самых важных, если не самая важная, статей о свободе религии или убеждений. Она гласит, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии.

Несмотря на важность статьи 18, она не получила такого же внимания со стороны международного сообщества, как другие положения Пакта о гражданских и политических правах. Хотя Пакт о гражданских и политических правах является обязательным международным договором, краткость внимания к религиозной и сознательной свободе оставляет много вопросов.

Личное право на свободу совести

Свобода совести и свобода вероисповедания базированы на принципе светскости российского государства. Это значит, что никакая религия не может быть признана государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Под совестью понимается психическое свойство человека, проявление нравственного самосознания, самообладания, признание необходимости соблюдения определенных правил жизни. Для религиозных людей совесть ассоциируется в первую очередь с догмами веры. Для атеистов совесть основана на моральных критериях различения добра и зла.

Содержание свободы совести включает в себя свободу самоопределения личности, свободу выбора человеком его мировоззрения и убеждений. Свобода вероисповедания выступает одним из элементов свободы совести.

Содержание свободы вероисповедания включает, в том числе, право исповедовать, индивидуально или совместно с другими, любую религию или не исповедовать вообще никакую религию, свободно выбирать и изменять, иметь и распространять свои религиозные убеждения и действовать согласно им.

Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации по признаку отношения к религии в Российской Федерации не допускается на законодательном уровне.

Гарантия свободы совести и свободы вероисповедания в Российской Федерации заключается в том, что никто не обязан раскрывать свое отношение к религии и не может быть принужден к определению своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или отказу участвовать в религиозных службах и других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений или в преподавании религии.

Важный элемент свободы вероисповедания — это право граждан на получение религиозного образования по своему выбору, одному или совместно с другими. Воспитание и обучение детям дают их родители или лица, их заменяющие, при этом обязательно учитываются права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.

Законы, регулирующие свободу совести в России

Мораль и религия по-разному влияют на правовые системы. По этой причине свобода совести и свобода вероисповедания должны защищаться с помощью различных правовых средств.

Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации по признаку отношений к религии в Российской Федерации не допускается. Свобода религии означает право выбирать религиозное убеждение и свободно отправлять религиозные обряды и ритуалы в соответствии с этим убеждением.

Администрация государственных и муниципальных образовательных учреждений по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, а также с согласия самих детей, обучающихся там, вправе по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставлять религиозным организациям возможность обучать детей основам религии вне образовательной программы.

Религиозным объединениям предоставляется право совершать религиозные ритуалы и церемонии, производить и распространять религиозную литературу и предметы религиозного назначения.

В нашей стране запрещены религиозные объединения, деятельность которых наносит вред здоровью граждан, побуждает их отказываться от выполнения своих гражданских обязанностей или совершать противоправные действия.

За нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных объединениях предусматривается ответственность: административная и уголовная — ст. 5.26 КоАП РФ и ст. 148 УК РФ соответственно.

Что представляет собой принцип свободы совести, примеры

Основные аспекты принципа свободы совести:

  1. Принцип отделения религиозных организаций от государства предусматривает невмешательство государства во внутреннюю жизнь религиозных организаций.
  2. Светский характер государственного образования предполагает:
    • равный доступ представителей всех религиозных конфессий и атеистов к получению гарантированного государством образования;
    • запрет на любые формы религиозной и атеистической пропаганды в учебных заведениях;
    • воспитание подрастающего поколения в духе терпимости к проявлениям инакомыслия.
  3. Возможность свободно исповедовать свою религию.

Рассмотрим пример на практике. Принцип свободы совести, закрепленный в ст. 28 Конституции РФ, подразумевает следующее. Человек вправе сам формировать свое мировоззрение, взгляды, убеждения, выражать их открыто, но таким образом, чтобы не было нанесено ущерба свободе другого человека и обществу вообще, то есть необходимо помнить о допустимых пределах.

Читайте также: