Национальные бухгалтерские стандарты кратко
Обновлено: 04.07.2024
Рассмотрим ключевые особенности применения международных и национальных стандартов бухгалтерского учета. Определим, кто обязан применять МСБУ в этом году.
Понятие и суть международных стандартов
Международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности — это специализированная нормативная система организации и ведения бухгалтерского учета, а также формирования бухотчетности, которая применяется по всему миру.
Данная система учета и составления отчетности разрабатывается Комитетом по МСФО IASB. Основная цель международной системы БУ направлена на формирование достоверных, полных и систематизированных данных о финансовом положении организации в части активов, полученных доходов, произведенных расходов, принятых обязательств, имеющихся капиталов.
Основная задача МСБУ заключается в ведении бухучета и последующем формировании достоверной отчетности, которая пригодна для использования внешними пользователями. Например, международным партнером.
Национальные стандарты БУ — это свод норм и правил ведения бухучета, которые установлены с учетом специфики конкретного государства, то есть применимы только на территории определенного государства.
Основное отличие национальных и международных стандартов бухгалтерского учета заключается в том, что МСБУ могут быть применимы абсолютно любой организацией, независимо от территориального расположения и государственной принадлежности, а НСБУ — только на территории одной страны.
Принципы МСБУ
Рассмотрим главные принципы организации и ведения бухучета по международным стандартам:
- Для ведения учета применяется единая валюта. Такая норма закреплена в стандарте IAS 2 При совершении сделок в иностранной валюте предусмотрен пересчет суммы совершенной сделки на единую валюту по действующему курсу на дату проведения операции (сделки).
- При формировании отчетности применяется единая дата. То есть при формировании МБО для компаний и групп компаний следует применять единую отчетную дату, а также консолидировать операции за одинаковый период. Допустимо формирование дополнительной отчетности с иными отчетными периодами для дочерних филиалов (п. В92 IFRS 10).
- Составление отчетности по организации в целом. Иными словами, если у компании имеются обособленные подразделения, филиалы и дочерние компании, то отчетность формируется по головной организации. Причем данные по отделениям консолидируются и включаются в показатели головной компании.
- Для групп компаний (филиальной сети) используется только одна учетная политика. То есть способы, методы и формы учета головной организации должны совпадать с формами и методами ведения учета в филиалах и дочерних организациях. В противном случае при формировании отчетности показатели с отклонениями должны быть пересчитаны (приведены в соответствие) по условиям учетной политики головного офиса (п. 19 IFRS 10).
Классификация МСБУ
Кто обязан применять МСБО
На территории РФ национальные и международные стандарты бухучета обязательны к применению широкому ряду компаний. Так, например, применять МСБУ обязаны:
Положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ) — это стандарты национального российского бухгалтерского учёта. ПБУ регламентируют организацию бухгалтерского учета и порядок ведения учёта активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Соблюдение требований и методологических рекомендаций, изложенных в ПБУ, является обязательным.
Положения по бухгалтерскому учету разрабатываются и утверждаются Министерством Финансов РФ. В представленной таблице собраны все действующие на данный момент ПБУ (всего их 24) с изменениями, актуальными на 2021 год. ПБУ уже опубликованы с изменениями, вступающими в силу с 2021 года. В таблице указаны номер ПБУ, его наименование (по ссылке можно перейти на полный текст Положения), а также дата начала действия ПБУ и дата его последнего изменения.
В ближайшие годы предстоит очередное масштабное обновление федеральных бухгалтерских стандартов. По ссылке можно скачать Приказ Минфина РФ, в котором указаны все ПБУ и даты планируемых обновлений.
Таблица действующих в 2021 году ПБУ
№ 106н от 06.10.2008
№ 69н от 28.04.2017
№ 116н от 24.10.2008
№ 57н от 06.04.2015
№ 154н от 27.11.2006
№ 180н от 09.11.2017
№ 43н от 06.07.1999
№ 142н от 08.11.2010
№ 44н от 09.06.2001
№ 64н от 16.05.2016
№ 26н от 30.03.2001
№ 64н от 16.05.2016
№ 56н от 25.11.1998
№ 57н от 06.04.2015
№ 167н от 13.12.2010
№ 57н от 06.04.2015
№ 32н от 06.05.1999
№ 57н от 06.04.2015
№ 33н от 06.05.1999
№ 57н от 06.04.2015
№ 48н от 29.04.2008
№ 57н от 06.04.2015
№ 143н от 08.11.2010
№ 143н от 08.11.2010
№ 92н от 16.10.2000
№ 115н от 18.09.2006
№ 153н от 27.12.2007
№ 64н от 16.05.2016
№ 107н от 06.10.2008
№ 57н от 06.04.2015
№ 66н от 02.07.2002
№ 57н от 06.04.2015
№ 115н от 19.11.2002
№ 64н от 16.05.2016
№ 114н от 19.11.2002
№ 57н от 06.04.2015
№ 126н от 10.12.2002
№ 57н от 06.04.2015
№ 105н от 24.11.2003
№ 116н от 18.09.2006
№ 106н от 06.10.2008
№ 132н от 25.10.2010
№ 63н от 28.06.2010
№ 57н от 06.04.2015
№ 11н от 02.02.2011
№ 11н от 02.02.2011
№ 125н от 06.10.2011
№ 125н от 06.10.2011
В России сложилась четырёхуровневая система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета.
Второй (нормативный) уровень — положения по бухгалтерскому учету (ПБУ, российские стандарты), утверждаемые Минфином РФ, в которых излагаются принципы и основные правила национального бухгалтерского учета; положения по бухгалтерскому учету по МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности), утвержденные Приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н. К нормативному уровню также можно отнести План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 № 105).
Третий (методологический) уровень - инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, иные документы инструктивного или рекомендательного характера, отвечающие на практические вопросы бухгалтерского учета и не вошедшие в предыдущий уровень. Подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами, профессиональным объединением бухгалтеров на основе документов первого и второго уровней. К документам этого уровня относятся инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические указания по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, финансовых результатов на предприятиях.
Четвертый уровень - документы, которые разрабатываются самим предприятием и определяют организацию и ведение бухгалтерского учета по отдельным видам имущества, обязательствам и хозяйственным операциям. Это рабочие документы организаций для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организации в рамках принятой учетной политики. На этом уровне главный нормативный документ по бухгалтерскому учету – учетная политика организации. Цель этого уровня – определить порядок ведения бухгалтерского учета операций, по которым действующими актами не предусмотрен конкретный порядок или существует вариативность. Указанные документы, их содержание, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации.
Сейчас действующие ПБУ официально считаются федеральными стандартами учета, пока не утверждены новые ФСБУ.
Положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином в период с 1 октября 1998 года до даты вступления в силу закона о бухучете № 402-ФЗ, признаются федеральными стандартами.
Перечень ПБУ о бухгалтерском учете в 2022 году
Все ПБУ, действующие в 2022 году:
Положения по бухгалтерскому учету: что это и для чего они нужны
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы.
ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.
Новые ФСБУ в 2022 году
Разработка федеральных стандартов бухгалтерского учета
N п/п | Рабочее наименование проекта стандарта | Предполагаемая дата вступления стандарта в силу для обязательного применения |
1.1 | Запасы | 2021 |
1.2 | Нематериальные активы | 2021 |
1.3 | Аренда | 2022 |
1.4 | Основные средства | 2021 |
1.5 | Незавершенные капитальные вложения | 2021 |
1.6 | Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты) | 2020 |
1.7 | Документы и документооборот в бухгалтерском учете | 2021 |
1.8 | Доходы | 2022 |
1.9 | Некоммерческая деятельность | 2021 |
1.10 | Бухгалтерская отчетность | 2021 |
1.11 | Участие в зависимых организациях и совместная деятельность | 2021 |
1.12 | Расходы | 2023 |
1.13 | Финансовые инструменты | 2022 |
1.14 | Добыча полезных ископаемых | 2022 |
Поскольку в каждой стране существуют свои основополагающие принципы бухучета, стандарты GAAP различаются между собой. В их названии это различие отражается в появлении перед аббревиатурой GAAP дополнительных букв, указывающих на принадлежность к определенной стране. Например:
Таким образом, российские ПБУ, являющиеся национальными стандартами России, представляют собой стандарты GAAP (RUS GAAP).
Подробнее о документах, отражающих правила ведения учета в РФ, читайте в статьях:
GAAP и международные стандарты
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) содержат принципы бухучета более высокого (наднационального) уровня, чем стандарты GAAP, и обязательны для применения при составлении отчетности, пользующейся спросом у международных партнеров.
- кредитных и страховых;
- представляющих собой негосударственные пенсионные или инвестиционные фонды;
- клиринговых;
- участником которых является государство;
- торгующих ценными бумагами, обращающимися на рынке.
Система МСФО включает в себя набор стандартов, посвященных принципам бухучета определенных учетных объектов, влияющим на их отражение в отчетности, и разъяснений к ним. В РФ применение каждого из этих документов санкционируется Минфином.
По сравнению с МСФО стандарты GAAP:
- более детальны;
- содержат ряд собственных правил учета;
- основаны на установлении конкретного порядка отражения операций, а не на общих принципах;
- ориентированы больше на организацию ведения учета, чем на правила отражения учетных объектов в отчетности.
Различия в правилах учета, устанавливаемых МСФО и GAAP, могут быть достаточно существенными для того, чтобы цифры, сформированные по правилам GAAP, нельзя было прямо использовать для составления отчетности по МСФО. В связи с этим в странах, имеющих национальные стандарты учета, лица, дополнительно делающие отчеты по правилам МСФО, должны либо вести параллельный учет по правилам 2 разных систем, либо корректировать (трансформировать) данные, полученные при применении GAAP, под правила, установленные для МСФО.
Общей для всех стран, имеющих свои стандарты бухучета, тенденцией является постепенное сближение национальных принципов учета и МСФО. В РФ, в частности, в ПБУ постоянно вносятся изменения такого рода.
Подробнее о том, что сейчас различает российские и международные стандарты, читайте в статьях:
US GAAP: роль и основные принципы
Стандарты US GAAP представляют собой национальные стандарты бухучета США и составляют самую существенную конкуренцию МСФО из всех существующих национальных стандартов. Объясняется это наибольшей экономической развитостью страны, высокой детализацией системы национального бухучета и приверженностью государства к собственным национальным достижениям. Вот почему, говоря о GAAP, чаще всего имеют в виду национальный стандарт США US GAAP.
US GAAP отличает:
- 5 ступеней иерархии документов, регулирующих бухучет;
- крайняя степень детальности учетных правил;
- множественность практических примеров;
Бухучет в США регулируется:
- положениями о концепциях финансового учета, определяющими базовые принципы этого процесса;
- положениями о стандартах финансового учета, устанавливающими основные правила его ведения;
- интерпретациями, изменяющими и дополняющими стандарты;
- техническими бюллетенями, представляющими собой разъяснения, даваемые пользователям по конкретным вопросам применения стандартов и интерпретаций;
- положениями рабочей группы по возникающим проблемам, появляющимися при возникновении нестандартных ситуаций, не укладывающихся в рамки существующих стандартов.
Принципы, применяемые в US GAAP, во многом сходны с правилами МСФО. Однако отказ от GAAP в пользу МСФО блокируется многими крупными американскими компаниями, считающими, что переход на МСФО потребует от них больших расходов при несоразмерно малой выгоде от этой операции.
Вместе с тем продолжается работа по сближению US GAAP и МСФО. Возможно, когда-то они станут идентичными или будут иметь незначительные отличия.
Итоги
GAAP — это национальный стандарт бухучета, существующий в конкретной стране. От МСФО его отличает большая детальность и наличие ряда собственных учетных правил. Наблюдается общая для всех стран тенденция к сближению стандартов GAAP и МСФО.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Читайте также: