Культура европы в эпоху возрождения ренессанса и культура нового времени кратко

Обновлено: 02.07.2024

В эпоху Возрождения появляется новый для Европы тип личности – человека уверенного в себе, решительного, инициативного, ответственного в своих действиях. Важными человеческими качествами считалась высокая духовность, увлеченность творчеством, ценились образованные люди. Тем не менее, не стоит воспринимать этот период как время идеальной гармонии, в то же самое время велись, практически не прекращаясь, войны, происходили крестьянские восстания, столкновения на религиозной почве, активно работала инквизиция. В ходе Великих географических открытий грабились и уничтожались коренные народы американского континента. Утверждались новые капиталистические отношения, способствовавшие накоплению капитала и приводившие к сильной имущественной дифференциации. Но одновременно в Европе зародился гуманизм, разыскивались и переводились на европейские языки рукописи античных писателей, изменялся образ науки, отходившей от схоластического теоретизирования. Широко распространяется книгопечатание, книги дешевеют, появляются карманные часы (люди стали ценить время), уличное освещение (как признак расцвета городской жизни), почта (широко распространяется общение на расстоянии, что способствует обмену мыслями, знаниями, впечатлениями).

В центре культуры Возрождения был человек, основополагающим понятием стал гуманизм (пер. с латинского – человечный). Представители гуманизма полагали величайшим достоянием человека его мысль, знания, добродетель, а мерилом действий – мастерство их исполнения. Свобода человека воспринималась как возможность творить себя благодаря образованию, знаниям. Гуманизм как философия был уделом немногих образованных людей в отличие от средневековой религиозности, охватывавшей массы, однако именно гуманизм обеспечил единство культурам разных европейских государство в эту эпоху.




Серьезные изменения затронули в эпоху Возрождения и религию, началась религиозная Реформация(преобразование). Одной из основных причин возникновения этого движения послужило ведение богослужения на одном из трех канонических языков: еврейском, греческом, латыни. Одним из главных требований Реформации стало богослужение на родном языке. Подвергались сомнению отрывки Писания, что вызывало необходимость перевода Библии на языки европейских народов. Более того, многие неблаговидные поступки священнослужителей, ведущих неправедную жизнь и погрязших в богатстве, отталкивали прихожан, вызывали у них сомнения в том, что подобные священнослужители могут быть посредниками между ними и Богом. Все чаще возникала мысль о том, нельзя ли обращаться к Богу непосредственно, не прибегая к услугам священнослужителей. Первым публично озвучил эту мысль 31 октября 1517 г. выдающийся немецкий религиозный деятель Мартин Лютер (1483- 1546 гг.)провозгласивший знаменитые 95 тезисов против индульгенций.

М. Лютер утверждал, что священнослужители не могут в силу своей человеческой природы быть посредниками между прихожанами и Богом, поэтому церковь не может отпускать грехи, а значит и продавать индульгенции. Единственным средством спасения для человека являлась его личная вера в Бога и непосредственное общение с Богом, обращение к Богу путем молитвы. Поэтому все материальные и общественные привилегии церкви объявлялись незаслуженными и подлежали ликвидации, предполагалось удешевление и упрощение самих обрядов, приближение их к тому виду, какими они предстают в Библии.

В эпоху Возрождения совершенствуется система образования, массово открываются школы различных ступеней и университеты (в XV в. в Европе насчитывалось около 80 университетов, еще через столетие – 180). Научные открытия Н. Коперника, Д. Бруно, Т. Браге, И. Кеплера подготовили произошедшую в последующем научную революцию, в результате которой сформировалась и утвердилась классическая физика (ее представления в течение нескольких веков рассматривались в качестве единственного средства объяснения природных явлений).

Небывалый расцвет переживала европейская живопись. В раннем Возрождении она в основном предназначалась для оформления храмов (капелла Дель Арена в г. Падуя, церковь Санта Кроче во Флоренции, автор – Джотто; творчество Мазаччо и др.). Позднее в живописи появился интерес к человеку, к картинам повседневной жизни и наследию античных мастеров. В отличие от скованных каноном произведений раннего средневековья живописцы эпохи Возрождения оставили нам прекрасные образцы одухотворенной эмоциональной живописи.

Непревзойденными образцами реалистической и гуманистической живописи стали произведения трех всемирно известных итальянских художников: Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.), Рафаэля Санти (1483–1520 гг.) и Микеланджело Буонаротти (1475–1564 гг.).Леонардо да Винчи, кроме занятия живописью, достиг значительных успехов в архитектуре и скульптуре, был математиком, физиком, астрономом и механиком, изучал физиологию, анатомию и ботанику. Именно он выдвинул идеи создания парашюта, подводной лодки, дирижабля, им придуманы и реализованы карусели и фейерверки. Он подвергался преследованию за тайное (запрещенное тогда) анатомирование трупов, которое, как он считал, было необходимо живописцу для правильного изображения человеческого тела. Самым известным творением Леонардо на библейскую тему стала роспись трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие в Милане, на ней изображена сцена тайной вечери, которую совершил Христос с апостолами. К сожалению, в настоящее время эта фреска совершенно испорчена, но сохранилось множество копий с нее. Леонардо написал несколько прекрасных светских портретов. Но, безусловно, самым знаменитым его творением является Джоконда (Мона Лиза). Загадка улыбки этой женщины до сих пор занимает воображение людей, а ее образ считается одним из лучших женских портретов.

В Италию, как в Мекку искусств, стремились все художники. Из Италии выписывали мастеров для постройки культовых, грандиозных зданий все европейские монархи. Поздний Ренессанс в Италии характеризуется наступлением церковной реакции, ограничением свободной воли художников. Сохранив манеру письма своих великих предшественников, художники этого времени почти утратили тот свободолюбивый дух и смелость решений, которыми обладали они. Сложившийся в это время стиль живописи, унаследовавший только манеру письма, получил название маньеризма.

К числу знаменитых архитектурных памятников эпохи Возрождения принадлежат галерея Уффици во Флоренции; Собор Святого Марка, Дворец Дожей, Мост Вздохов, по которому вели узников в Венеции; Лувр, Пале Рояль во Франции.

Нужно подчеркнуть, что Возрождение, обращаясь к античным образцам, не было их формальным копированием. Технологии и сюжеты античных произведений не были слепо скопированы средневековыми деятелями искусства, а были творчески переработаны и приспособлены к своей эпохе. Античность стала для них поводом для того, чтобы выплеснуть наружу богатства внутреннего мира, скопившиеся за длительную эпоху аскетизма художественной жизни и подавления человеческих эмоций, фантазий и стремлений. Многие из произведений эпохи Возрождения стали эталонами и символами искусства.

1. Европейская культура эпохи Возрождения

2. Европейская культура эпохи Просвещения

1. Европейская культура эпохи Возрождения

В эпоху Возрождения появляется новый для Европы тип личности – человека уверенного в себе, решительного, инициативного, ответственного в своих действиях. Важными человеческими качествами считалась высокая духовность, увлеченность творчеством, ценились образованные люди. Тем не менее, не стоит воспринимать этот период как время идеальной гармонии, в то же самое время велись, практически не прекращаясь, войны, происходили крестьянские восстания, столкновения на религиозной почве, активно работала инквизиция. В ходе Великих географических открытий грабились и уничтожались коренные народы американского континента. Утверждались новые капиталистические отношения, способствовавшие накоплению капитала и приводившие к сильной имущественной дифференциации. Но одновременно в Европе зародился гуманизм, разыскивались и переводились на европейские языки рукописи античных писателей, изменялся образ науки, отходившей от схоластического теоретизирования. Широко распространяется книгопечатание, книги дешевеют, появляются карманные часы (люди стали ценить время), уличное освещение (как признак расцвета городской жизни), почта (широко распространяется общение на расстоянии, что способствует обмену мыслями, знаниями, впечатлениями).

В центре культуры Возрождения был человек, основополагающим понятием стал гуманизм (пер. с латинского – человечный). Представители гуманизма полагали величайшим достоянием человека его мысль, знания, добродетель, а мерилом действий – мастерство их исполнения. Свобода человека воспринималась как возможность творить себя благодаря образованию, знаниям. Гуманизм как философия был уделом немногих образованных людей в отличие от средневековой религиозности, охватывавшей массы, однако именно гуманизм обеспечил единство культурам разных европейских государство в эту эпоху.

Серьезные изменения затронули в эпоху Возрождения и религию, началась религиозная Реформация(преобразование). Одной из основных причин возникновения этого движения послужило ведение богослужения на одном из трех канонических языков: еврейском, греческом, латыни. Одним из главных требований Реформации стало богослужение на родном языке. Подвергались сомнению отрывки Писания, что вызывало необходимость перевода Библии на языки европейских народов. Более того, многие неблаговидные поступки священнослужителей, ведущих неправедную жизнь и погрязших в богатстве, отталкивали прихожан, вызывали у них сомнения в том, что подобные священнослужители могут быть посредниками между ними и Богом. Все чаще возникала мысль о том, нельзя ли обращаться к Богу непосредственно, не прибегая к услугам священнослужителей. Первым публично озвучил эту мысль 31 октября 1517 г. выдающийся немецкий религиозный деятель Мартин Лютер (1483- 1546 гг.)провозгласивший знаменитые 95 тезисов против индульгенций.

М. Лютер утверждал, что священнослужители не могут в силу своей человеческой природы быть посредниками между прихожанами и Богом, поэтому церковь не может отпускать грехи, а значит и продавать индульгенции. Единственным средством спасения для человека являлась его личная вера в Бога и непосредственное общение с Богом, обращение к Богу путем молитвы. Поэтому все материальные и общественные привилегии церкви объявлялись незаслуженными и подлежали ликвидации, предполагалось удешевление и упрощение самих обрядов, приближение их к тому виду, какими они предстают в Библии.

В эпоху Возрождения совершенствуется система образования, массово открываются школы различных ступеней и университеты (в XV в. в Европе насчитывалось около 80 университетов, еще через столетие – 180). Научные открытия Н. Коперника, Д. Бруно, Т. Браге, И. Кеплера подготовили произошедшую в последующем научную революцию, в результате которой сформировалась и утвердилась классическая физика (ее представления в течение нескольких веков рассматривались в качестве единственного средства объяснения природных явлений).

Небывалый расцвет переживала европейская живопись. В раннем Возрождении она в основном предназначалась для оформления храмов (капелла Дель Арена в г. Падуя, церковь Санта Кроче во Флоренции, автор – Джотто; творчество Мазаччо и др.). Позднее в живописи появился интерес к человеку, к картинам повседневной жизни и наследию античных мастеров. В отличие от скованных каноном произведений раннего средневековья живописцы эпохи Возрождения оставили нам прекрасные образцы одухотворенной эмоциональной живописи.

Непревзойденными образцами реалистической и гуманистической живописи стали произведения трех всемирно известных итальянских художников: Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.), Рафаэля Санти (1483–1520 гг.) и Микеланджело Буонаротти (1475–1564 гг.).Леонардо да Винчи, кроме занятия живописью, достиг значительных успехов в архитектуре и скульптуре, был математиком, физиком, астрономом и механиком, изучал физиологию, анатомию и ботанику. Именно он выдвинул идеи создания парашюта, подводной лодки, дирижабля, им придуманы и реализованы карусели и фейерверки. Он подвергался преследованию за тайное (запрещенное тогда) анатомирование трупов, которое, как он считал, было необходимо живописцу для правильного изображения человеческого тела. Самым известным творением Леонардо на библейскую тему стала роспись трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие в Милане, на ней изображена сцена тайной вечери, которую совершил Христос с апостолами. К сожалению, в настоящее время эта фреска совершенно испорчена, но сохранилось множество копий с нее. Леонардо написал несколько прекрасных светских портретов. Но, безусловно, самым знаменитым его творением является Джоконда (Мона Лиза). Загадка улыбки этой женщины до сих пор занимает воображение людей, а ее образ считается одним из лучших женских портретов.

В Италию, как в Мекку искусств, стремились все художники. Из Италии выписывали мастеров для постройки культовых, грандиозных зданий все европейские монархи. Поздний Ренессанс в Италии характеризуется наступлением церковной реакции, ограничением свободной воли художников. Сохранив манеру письма своих великих предшественников, художники этого времени почти утратили тот свободолюбивый дух и смелость решений, которыми обладали они. Сложившийся в это время стиль живописи, унаследовавший только манеру письма, получил название маньеризма.

К числу знаменитых архитектурных памятников эпохи Возрождения принадлежат галерея Уффици во Флоренции; Собор Святого Марка, Дворец Дожей, Мост Вздохов, по которому вели узников в Венеции; Лувр, Пале Рояль во Франции.

Нужно подчеркнуть, что Возрождение, обращаясь к античным образцам, не было их формальным копированием. Технологии и сюжеты античных произведений не были слепо скопированы средневековыми деятелями искусства, а были творчески переработаны и приспособлены к своей эпохе. Античность стала для них поводом для того, чтобы выплеснуть наружу богатства внутреннего мира, скопившиеся за длительную эпоху аскетизма художественной жизни и подавления человеческих эмоций, фантазий и стремлений. Многие из произведений эпохи Возрождения стали эталонами и символами искусства.

Возрождение — это эпоха в истории европейской культуры, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Новому времени. Ее временные рамки приходятся на начало XIV века в Италии (с XV века повсеместно в Европе) — последнюю четверть XVI века и начало XVII века.

Отличительная черта культуры Возрождения — светский характер, антропоцентризм и гуманизм.

Общая характеристика

Культурная парадигма Возрождения возникла в результате кардинальных изменений в общественных отношениях.

Особое значение в Возрождении имело крушение Византийского государства, бежавшие в Европу византийцы принесли с собой произведения искусства и библиотеки, содержавшие античные источники, неизвестные средневековой Европе, а также являлись носителями никогда не забывавшейся в Византии античной культуры. Козимо Медичи именно под впечатлением от лекций византийского ученого основал во Флоренции Академию Платона.

Рост итальянских городов-республик вёл к расширению влияния сословий, которые не участвовали в феодальных отношениях: ремесленников и мастеров, торговцев, банкиров. Им были полностью чужды иерархическая система ценностей средневековой церковной культуры и её смиренный аскетичный дух. Это привело к формированию гуманизма.

Гуманизм – это общественно-философское движение, рассматривавшее человека, его личность, его свободу, его созидающую деятельность как высшую ценность.

Готовые работы на аналогичную тему

В городах возникают светские центры искусства и науки, деятельность которых была вне церковного контроля. Новое мировоззрение видело в античности пример неаскетичных гуманистических отношений. Изобретение книгопечатания в середине XV века сыграло свою роль в распространении по всей Европе античного наследия и новых взглядов.

Возрождение началось в Италии, где ещё в XIII веке были заметны его первые признаки (в деятельности Тони Парамони, Джотто, Пизано, Орканья), но установилось твёрдо с 1420-х годов. В Германии, Франции и других странах оно появилось позже. К концу XV века оно достигает наивысшего расцвета. Вследствие кризиса Возрождения XVI века является возникновение барокко и маньеризма.

Этапы эпохи Возрождения

Традиционно Возрождение делится на 4 этапа:

  • Проторенессанс (вторая половина XIII века — XIV век);
  • Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века);
  • Высокое Возрождение (конец XV — начало XVI века);
  • Позднее Возрождение (середина XVI века — 1590-е годы).

Проторенессанс

Проторенессанс связан со средневековьем и зародился в Позднем средневековье с романскими, византийскими и готическими традициями. Он стал предтечей Возрождения. Два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне в 1337 году и после. В начале совершаются важные открытия, работают яркие мастера. Затем на Италию обрушивается эпидемия чумы. В конце XIII века возводится главное храмовое сооружение Флоренции — собор Санта Мария дель Фьоре, его автором стал Арнольфо ди Камбио, работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу собора.

Искусство проторенессанса раньше всего проявилось в скульптуре (Джованни и Никколо Пизано, Андреа Пизано, Арнольфо ди Камбио). Живопись представлена художественными школами: Флоренции (Джотто, Чимабуэ) и Сиены (Симоне, Мартини Дуччо). В живописи центральной фигурой стал Джотто, которого художники Возрождения считали реформатором. Он наметил путь развития: наполнение светским содержанием религиозных форм, переход от плоскостных изображений к рельефным и объёмным, нарастание реалистичности, введение в живописи пластического объёма фигур, изображение в живописи интерьеров.

Раннее Возрождение

Искусство в Италии решительно встало на путь подражания классической древности, но в других странах долго придерживалось готических традиций. К северу от Альп Возрождение наступило в конце XV столетия.

Высокое Возрождение

Творчество великих мастеров знаменует вершину Ренессанса, самые известные из них:

  • Леонардо да Винчи;
  • Микеланджело Буонарроти;
  • Рафаэль Санти.

Позднее Возрождение

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1. Истоки Возрождения

Возрождение - это культурная эпоха в процессе перехода
средних веков к новому времени, в течение которой совершился
культурный переворот.

Основные признаки Возрождения: 1) расцвет культуры; 2)
переворот в культуре; 3) переходный культурный этап; 4)
восстановление античности.

Эпоха Возрождения совпала с началом капиталистического
производства и обмена.

В формировании ренессансной культуры большую роль c ыграла
церковь, оставаясь крупнейшим меценатом и богатейшим
заказчиком.

Культура Ренессанса - это культура свободных городов; их
самостоятельное развитие создало благоприятные условия для
освобождения человека от сковывающих рамок средневековых
традиций, норм и идеалов.

Родиной Возрождения была Италия.

Хронологические рамки итальянского Возрождения со второй
половины 13 по первую половину 16 вв.

2. Гуманистическое мировоззрение Ренессанса

Эпоха Возрождения создала новое мировоззрение, по-новому
объясняющее жизнь, место и назначение в ней человека.

Вместо Священного Писания начинается изучение философии древней Греции и Древнего Рима.

Во Флоренции Козимо Медичи создает Платоновскую академию - собрание любителей и знатоков греческой

Гуманисты выдвинули новый комплекс наук: грамматику, филологию, риторику, историю, педагогику и этику.

Главными проблемами философской мысли эпохи были: насколько ценен человек? Велик он или ничтожен? Какое место 'занимает в мире?

Большой вклад в развитие гуманистических философских идей того времени внесли Н. Коперник, М. Фичипо, Дж. Пико делла Мирандола, Н. Кузанский, Парацельс, Дж. Бруно.

3. |Литература и театр эпохи Возрождения

Наполненное жизнью, заложило основы нового отношения к миру И человеку.

Данте - создатель общеитальянского литературного языка; его Главное произведение написано не на латыни, а на народном юеканском диалекте.

Гуманистические мотивы в литературе нашли дальнейшее развитие в творчестве Франческа Петрарки (1304-1374 гг.).

Петрарка - основатель классической филологии.

В этом романе запечатлены главные идеи Возрождений:
величественность силы человека и вера в его титанический
способности.

С развитием литературы связано развитие театра.

Театр подразделялся на народный и профессиональный И
приобретал светский характер.

Мыслители-гуманисты Л. Ариосто и Н. Макиавелли писали
комедии на темы современной жизни, указывая на человсческие
достоинства и недостатки.

В 16 в. в Италии появилась комедия масок - театр, в котором
игра актеров была импровизацией.

В 16 в. появились новые театральные жанры - пастораль и
балет.

Эпоха Ренессанса дала миру величайших драматургов - Лопе де
Вега
(Испания) и Вильяма Шекспира (Англия).

Литература и театр стали основными выразителями
гуманистических идей Возрождения.

4. Архитектура Ренессанса

• Новые строительные идеи (единство залитого светом корпуса
белокаменность) широко использовали архитекторы 15 а .,
известнейшим среди которых был Филиппа Брунеллески (1377-
1446 гг.).

Великий зодчий сформировал стиль, присущий всему Ренессансу
(купол собора Мария дель Фиоре во Флоренции, капелла Пацци
во дворе церкви Сайта Кроче во Флоренции).

Учеником Филиппо Брунеллески был Микелоццо да
Бартоломео
(1396 - 1472 гг.); крупнейшая работа - палаццо
Медичи.

Блестящим архитектором раннего Возрождения был Леон
Баттиста Альберти (1404 - 1472 гг.) - палаццо Ручеллаи во
Флоренции.

Большой вклад в развитие архитектуры внес Донато д Анджело
Браманте
(1444 - 1514 гг.) - автор архитектурного ансамбля
Ватикана.

5. Скульптура Ренессанса

Произведения Донателло выражали основные идеи эпохи:
гуманизм, стремление к совершенствованию, проявление яркой
индивидуальности.

• Все произведения Микеланджело Буонарроти титанические по
своему характеру, их свобода безмерна и уникальна.

6. Живопись итальянского Возрождения

Живопись Ренессанса является основным доказательством широты, совершенства и гуманистичное™ взглядов эпохи.

Крупнейшие мастера Проторенессанса, заложившие основные направления в живописи: Пьетро Каваллини, Ченни ди Пеппо.

В творчестве таких художников как Мазаччо, Фра Филиппо Липни, Доменико Венециано, Беноццо Гоццоли, Пъетро дела Франческа, Пизанчелло, Якопо Беллини, появилось стремление к новым жанрам, к светским сюжетам и тенденциями происходило изучение влияния света, светотени на восприятие зрителя, объединение религиозных и мирских взглядов в единые| человеческие воззрения.

Живопись северного Ренессанса

• На искусство северного Ренессанса серьезное влияние оказало средневековое мировоззрение, поэтому в нем было больше религиозного чувства и символики, оно более архаично, условно по форме, связано с готикой и менее знакомо с античностью.

Яркими представителями культуры Возрождения в Нидерландах стали братьяХуберт (1370-1426гг.) и Ян (1390-1441гг.) ван Эйк.

Великими немецкими живописцами этого времени были Ганс Гольбейн Младший) Альбрехт Альтдорфер, Лукас Кранах.

Развитие и совершенствование различных музыкальных стилей эпохи заложило фундамент для более глубокого осмысления, творческого подхода к музыкальной культуре.

Было изобретено нотопечатание.

П роизошло тесное объединение музыки и текста, получили право на существование речитатив и инструментальная музыка.

Импровизация и музицирование выделились в отдельный род духовной, культурной деятельности людей разных слоев и достатка.

Новое мироощущение отразилось в изменении фактуры произведений, число голосов увеличилось до четырех, шести и более.

Были достигнуты успехи в конструировании музыкальных инструментов (клавикорд, клавесин, виола, скрипка).

Расширилась и углубилась музыкально-теоретическая мысль.

9. Значение культуры Возрождения

В эпоху Возрождения были заложены основные гуманистически
взгляды, развитие которых актуально для всего человечества и в
наши дни.

Возрождение открыло собой эру совершенного нового человека,
истории европейской цивилизации.

В области науки произошел значительный скачок в развитии характеризующийся гуманистическими идеями, новым взглядов на человека и его возможности.

• Именно эта эпоха дала человечеству огромное количеств
всесторонних, титанических, загадочных личностей – Петрарку,
Шекспира, Джотто, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана,
Микеланджело, для понимания творчества и личности которых
необходимы столетия.

Значение Ренессанса измеряется не только количеством замечательных произведений. В эпоху Возрождения произошли качественные изменения во всех областях культуры. Каноны Средневековья уступили место новому искусству: гуманистическому, антропоцентрическому, светскому, реалистичному. Были заложены художественные основы творчества мастеров всего Нового времени. На какое бы направление вплоть до коренного идейного перелома в конце XIX — начале XX веков мы ни взглянули, — все они выросли из ренессансной колыбели.

Название этому периоду (от латинского renasci происходят итальянское слово Rinascimento и французское Renaissance) было дано самими современниками. Например, термин встречается у итальянца Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) — художника, архитектора и писателя. Дело в том, что творцы этой эпохи, отказавшись от средневековых канонов, своим фундаментом провозгласили античное искусство. Речь шла о возрождении художественных принципов античности, которые представлялись ренессансным мастерам идеалом. Но они были новаторами, а не эпигонами. Их творчество не было слепым копированием: на древнем фундаменте построили величественный дворец, наполнив его новым содержанием.

Ну, а термин в современном значении, то есть для обозначения периода в истории культуры, ввёл в XIX веке французский историк Жюль Мишле (Jules Michelet).

Исторические вехи и периоды Возрождения

История Возрождения начинается в XV столетии. Ренессансно-гуманистическая доминанта звучит на протяжении почти трёхвекового периода: с начала 1420-х годов до последней четверти XVI столетия (завершающие аккорды были слышны и в начале XVII века). Ренессансные тенденции зародились в Италии, а затем распространились за пределы Альп, поэтому в других странах национальное Возрождение началось позже.

Разумеется, новый стиль возник не мгновенно. Новаторские идеи постепенно пробивали себе путь в течение дученто и треченто Проторенессанса, оттесняя готические и византийские мотивы.

Ренессанс делится на три периода:

  • Ранний — с 1420-х годов по конец XV столетия;
  • Высокий — с конца XV века до 1520-х годов;
  • Поздний — до конца XVI столетия.

Раннее Возрождение — Филиппо Липпи, Гирландайо и Боттичелли

Началом ренессансной эры считают 20-е годы XV века, а очагом нового стиля – блистательную Флоренцию. Осторожное проторенессансное новаторство сменяется уверенным манифестом творцов-гуманистов. Искусство становится светским (это не означает исчезновения религиозных сюжетов, меняется сам характер творчества). Философской основой провозглашается антропоцентризм. Что же касается техники, то живописцы внимательно изучали античные идеалы, стремились к реалистичности форм и красок, работали с перспективой.

Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi) был монахом (фра — не часть имени, а наименование монахов в Италии, сокращение от слова frate — брат). Но, несмотря на монашеские обеты, он наполнял картины чувственностью и жизнерадостностью. Впрочем, чего ожидать от человека, который выкрал из монастырских стен молодую монахиню? Фра Филиппо был очень интересным человеком!

Линии Боттичелли называют певучими. Поразительная пластичность делает его манеру письма настолько выразительной, что он относится к числу самых узнаваемых художников в истории.

Высокое Возрождение — да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и Тициан

Изобразительная техника достигает высот. Для фресок и полотен характерны сложные композиции, углубленность пространства, эмоциональная насыщенность.

Эти тридцать лет поразительны по концентрации шедевров и великих имён.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo di ser Piero da Vinci). Главные работы:

Интересная деталь: современные исследователи выяснили, что гений был способен наносить краску тончайшими слоями в два микрона!

РАФАЭЛЬ САНТИ (Raffaello Santi), чьё творчество отражает самые светлые и возвышенные идеалы. Восхищает сочетание красок, изящество линий, композиционная гармония. Ему невероятным образом удавалось соединить яркость палитры с безупречным вкусом. Картины наполнены воздухом и светом.

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ (Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni), добившийся исключительных высот в изображении человеческого тела.

ТИЦИАН (Tiziano Vecellio), возглавляющий венецианскую школу. Его полотна потрясают великолепной колористкой.

Он мастерски работал с полутонами, создавал изумительную игру света и тени, заполнял пространство воздушными переливами. Талант колориста наиболее ярко проявился в его поздних работах.

Прославился Тициан и как один из величайших портретистов. Заполучить портрет его кисти жаждали монархи и князья, римские папы и кардиналы. Говорят, что когда мастер писал Карла V и уронил кисть, монарх сам поднял её и произнёс, что даже для императора честь услужить Тициану.

Позднее Возрождение

Но ничто не вечно. Наступил кризис идей. Это было связано, с одной стороны, с исчерпанием новаторского потенциала, а с другой — с наступившими изменениями в общественной жизни. XVI век оказался тяжёлым для Европы: сначала Реформация расколола её на две части и спровоцировала длительную эпоху религиозных усобиц и гражданских войн, затем пришла Контрреформация.

В творческой среде оставалось всё меньше носителей возрожденческих идеалов. Тем не менее, ещё творили Микеланджело и Тициан, причём для них начало заката Ренессанса совпало с кульминацией личного творчества. Можно сказать, это была лебединая песня Возрождения…

Особым островком, где долго сохранялся ренессансный дух, была Венеция. Дело Тициана здесь продолжили Тинторетто (Tintoretto), Джакобо Бассано (Jacopo Bassano) и Паоло Веронезе (Paolo Veronese).

За Альпами продолжало шествовать так называемое Северное Возрождение, имевшее специфические особенности: в нём меньше звучали античные мотивы, зато довольно отчётливо сохранялись готические.

Кроме того, большое идейное воздействие оказала Реформация.

Ренессансная эпоха в ряде стран, начавшись позже, чем в Италии (во Франции, Испании), и завершилась позднее — в начале XVII века.

Но в целом, XVI век был переломным для европейской культуры. Европу лихорадило. Жгли ведьм, устраивали кровавые религиозные побоища, казнили еретиков. Возникали радикальные секты, назревали апокалипсические настроения… Идеалы ренессансного гуманизма уже казались неактуальными. Новые реалии куда лучше отражали изломанность маньеризма, контрасты красно-чёрного караваджизма и драматический хаотизм барокко.

Читайте также: