Национально освободительное движение в странах азии кратко

Обновлено: 07.07.2024

В начале XX в. в колониях и полуколониях прокатилась волна народных выступлений, в той или иной степени затронувшая большинство стран Азии и Африки. В исторической науке это движение населения зависимых стран получило название начала периода пробуждения Востока.

Все эти негативные стороны колониального господства резко проявились на рубеже XIX — XX вв., когда эксплуатация зависимых стран заметно усилилась. Мощными стимулами к выступлениям народов Востока стали также революция 1905 — 1907 гг. в России и особенно победа Японии в русско-японской войне 1904 — 1905 гг.

В движении начала XX в. слились воедино два потока: 1) стихийный протест широких масс, недовольных как иностранным засильем, так и последствиями модернизации; 2) выступления национальной буржуазии, интеллигенции, патриотически настроенных помещиков и чиновников, заинтересованных не только в национальном освобождении, но и в продолжении модернизации. Объединяли эти два потока национальные партии, которые сделали программой борьбы идеи буржуазного национализма.

Однако на первый план во всех восточных странах вышла в это время идея борьбы за национальную независимость. Именно она объединила в едином движении разнородные силы, экономические и социальные интересы которых часто не совпадали. Социальные задачи (решение аграрного вопроса, ликвидация пережитков феодализма и др.) также присутствовали в программах, но занимали явно подчиненное положение. Именно поэтому движение народов Востока в начале XX в. можно определить как национально-освободительное .

Масштаб выступлений, цели и задачи борьбы, степень ее организованности различались в зависимости от уровня социально-экономического развития восточных стран. В Афганистане и странах Африки к югу от Сахары национально-освободительное движение приняло вид стихийных бунтов и восстаний племен против чужеземцев. В странах Северной Африки оно носило более организованный и целенаправленный характер и возглавлялось политическими партиями, созданными в ходе борьбы. Однако наиболее крупными выступлениями на Востоке в начале XX в. стали освободительная борьба народов Индии (1905 — 1908), революции в Иране (1905 — 1911), Турции (1908), Китае (1911 — 1913).

Революцию в Китае возглавил блок либералов и революционеров, которые объединились на платформе свержения маньчжурской династии Цин и установления республики. Революция началась в октябре 1911 г. с восстания на юге Китая и быстро охватила всю страну. Уже в ноябре 1911 г. 15 из 18 китайских провинций отказались повиноваться Цинам. Такой быстрый успех объяснялся тем, что против династии выступила основная часть населения страны: крестьяне, ремесленники, торговцы, буржуазия, интеллигенция, большинство помещиков, местная китайская бюрократия. В декабре 1911 г. в Нанкине было провозглашено создание Китайской республики, временным президентом которой стал лидер революционеров Сунь Ятсен.

В Турции и Иране главной целью революций стало установление конституционного правления. В Турции революция прошла в виде мятежа воинских частей, который подняли в июле 1908 г. офицеры-младотурки. Напуганный султан был вынужден 24июля1908 г. восстановить действие конституции 1876 г. В Иране в антиправительственном движении приняли участие разнообразные силы: крестьянство, торгово-ремесленные слои, крупное купечество, либеральные помещики, духовенство. Крестьянские восстания, демонстрации в городах, решительная позиция высшего духовенства, пригрозившего покинуть страну, — все это вынудило шаха в несколько приемов ввести в стране конституцию.

Национально-освободительное движение начала XX в. показало, что между участниками освободительной борьбы нет полного единства по вопросу о целях и задачах движения. Уже отмечалось, что борьба народов Востока проходила под лозунгами буржуазного национализма, которые были сформулированы национальной интеллигенцией, возглавившей освободительное движение. Однако в реальности эти лозунги по-разному воспринимались каждым из потоков национально-освободительного движения.

Так, народные массы были готовы к самой решительной борьбе с колонизаторами, стремились к полной национальной независимости. В то же время национальная буржуазия выступала лишь за уравнение в правах с иностранным капиталом и не ставила вопрос о полном изгнании чужеземцев, поскольку продолжала зависеть от западных кредитов, поставок иностранной техники и запчастей, не имела своих технических специалистов.

Это противоречие особенно отчетливо проявилось в Индии, когда освободительное движение стало выходить за рамки мирной ненасильственной борьбы и отчетливо зазвучало требование независимости. Умеренное руководство ИНК в 1907 г. заявило о лояльном отношении к англичанам и потребовало прекратить движение свадеши и сварадж. В ответ левое крыло конгресса во главе с Тилаком вышло из партии и предприняло безуспешную попытку создать собственную радикальную организацию. Этот раскол ИНК заметно ослабил национально-освободительное движение и облегчил британцам его подавление.

Еще более сложным был вопрос о продолжении модернизации. Заимствованные интеллигенцией у Запада лозунги конституции и республики опережали свое время, поскольку основная часть населения еще не воспринимала их значение. В результате победоносные революции в полуколониях дали совершенно неожиданный эффект.

В Китае победа революции стала возможной благодаря переходу на сторону антиманьчжурских сил высшей китайской бюрократии, лидер которой генерал Юань Шикай вынудил Цинов в феврале 1912 г. отречься от престола в обмен на пост президента Китайской республики. Тем самым революция фактически передала власть в руки феодальной китайской бюрократии. Став президентом, Юань Шикай сразу же начал готовить реставрацию монархии и всячески ограничивал деятельность парламента. Либералы и революционеры, объединившиеся в 1912 г. в партию гоминьдан, пытались сохранить республику всеми возможными средствами, вплоть до восстания в мае — августе 1913 г. Однако их борьба не получила поддержки населения, абсолютное большинство которого было равнодушно к идеям демократии. Это позволило Юань Шикаю в 1914 г. сначала ввести новую конституцию, предоставлявшую ему неограниченные полномочия, а затем провести референдум, на котором почти все население страны высказалось за восстановление монархии. Внезапная смерть президента в 1916 г. сохранила в Китае республику, но страна сразу же раскололась на сферы влияния милитаристских группировок и перестала существовать как единое целое.

В Турции и Иране введение конституций объективно открывало возможности для ускорения развития. Однако из-за своей слабости буржуазия в обеих странах не сумела использовать парламенты в своих интересах. В Иране большинство мест в парламенте постепенно перешло в руки феодальной аристократии, что дало ей возможность использовать парламент для блокирования любых прогрессивных реформ. В Турции младотурки, поставившие парламент под свой контроль, после некоторых умеренных буржуазных реформ стали на путь развития сотрудничества с Германией, надеясь с ее помощью укрепить страну.

Таким образом, национально-освободительное движение начала XX в. не привело к крупным успехам. Восточное общество в целом еще не было готово к тому, чтобы последовательно двигаться в том направлении, которое указывала идеология буржуазного национализма.

В то же время национально-освободительное движение начала XX в. явилось началом нового этапа в освободительной борьбе народов Востока. Оно показало, что система прямого колониального подчинения начинает вступать в кризис, все более превращаясь в тормоз развития зависимых стран. В ходе борьбы окрепли и приобрели политический опыт национальные партии, стали более ясными цели и задачи борьбы. Таким образом, с начала XX в. национальное освобождение стран Востока становится лишь вопросом времени.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

ДВИЖЕНИЕ СВАДЕШИ В ИНДИИ (ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ОДНОГО ИЗ ДЕЯТЕЛЕЙ ИНК)

«Ниже мы открыто объявляем всем в Поднебесной цели революции и основы будущего управления страной.

1. Изгнание маньчжурских варваров. Армия справедливости поставила цель свергнуть маньчжурское правительство и вернуть ханьцам их суверенные права.

2. Возрождение Китая. Китай должен быть государством китайцев, и управлять им должны китайцы.

3. Установление республики. Все граждане равно участвуют в управлении страной. Президент избирается всей нацией. Парламент состоит из депутатов, избираемых всенародно. Он вырабатывает Конституцию Китайской республики, соблюдение которой обязательно для всех. На того же, кто попытается реставрировать монархию, да обрушится карающая рука народа!

ТЕЛЕГРАММА ХУАН СИНА — ОДНОГО ИЗ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВОССТАНИЯ 1913 г. ПРОТИВ ДИКТАТУРЫ ЮАНЬ ШИКАЯ

СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ ДЕПУТАТОВ ТРЕХ ПЕРВЫХ ПАРЛАМЕНТОВ ИРАНА (1906 — 1915), %*

Сведения о депутатах Парламент (созыв)

первый второй третий

Помещики 86 6

Помещики-купцы 43 1

Помещики-госслужащие 1 1 2

*Новая история Ирана: Хрестоматия. М., 1988. С. 247.

1. Насколько закономерным был подъем национально-освободительного движения в начале XX в.?

2. Почему размах борьбы напрямую зависел от уровня развития восточных стран?

3. Определите главное противоречие национально-освободительного движения начала XX в.

4. От каких условий зависели итоги освободительной борьбы народов Востока?

Причины: 1-ой из них следует признать антиколониализм, широко распространиншийся к началу XX в. по всему Востоку в ответ на жестокости колониального гнета и сплотивший самые разнородные в этническом, религиозном и социальном отношении слои восточного общества. 2-ой причиной были небывалый ранее подъем национального самосознания народов Востока, явившийся следствием формирования наций в итоге многообразных экономических и социальных процессов, а также неравномерности и разные темпы этого формирования в различных странах. Более передовые в экономическом и политическом отношении этносы вырывались вперед в своем развитии, например — бенгальцы и маратхи в Индии, азербайджанцы в Иране, арабы Сирии, Ливана и Палестины и армяне в Османской империи. Опережая другие народы по степени национальной консолидации, они в то же время как бы подталкивали их, содействовали ускорению их развития. B результате почти повсеместно наблюдалось слияние разных потоков освободительной борьбы — стихийных выступлений крестьян и ремесленников, рабочих забастовок и демонстраций, активизации различных тайных обществ и сект, объединявших традиционные слои Востока, ассоциаций, палат и профессиональных объединений городских и сельских предпринимателей. B качестве третьей причины можно назвать влияние политической культуры метрополий. K началу XX в. почти все колониальные и зависимые страны уже много лет были знакомы с государственными учреждениями, нормами и традициями политической жизни метрополий. Идеи либерализма, парламентаризма, демократизма усваивались интеллигенцией, предпринимателями, служащими и студентами стран Востока тем быстрее, чем больше они противоречили политической практике метрополий в колониях. B связи с этим их тактика от Алжира до Индии была примерно одна: подчеркивая свою лояльность метрополии, требовать осуществления колониальными властями принципов и законов метрополий, тем самым как бы распространяя на жителей Востока права граждан Англии, Франции, Голландии и т.д. Разумеется, колониальные власти это отвергали, что способствовало росту напряженности и усилению повсюду радикального крыла национально- освободительного движения. Пробуждению Азии содействовали и такие события начала века, как русско-японская война 1904—1905 гг. и русская революция 1905— 1907 гг. Под непосредственным влиянием последней происходили революционный подъем 1905—1908 гг. в Иране, Младотурецкая революция 1908—1909 гг. в Османской империи, Синьхайская революция 1911—1913гг.в Китае. Это была как бы волна освободительных революций на Востоке, носивших в основном антиколониальный и антимонархический характер. Вместе с тем неравномерность развития наций и народностей в пределах каждой страны в условиях подъема национализма и требований демократического решения национального вопроса приводила к обострению межнациональных отношений.

Особенно ярко это проявилось в Османской империи, где пришедшие к власти младотурки, взяв на вооружение политику пантюркизма, практиковали ярый шовинизм в отношении нетурецких народов империи — арабов, армян, греков, курдов, македонцев и других. Последствия первой мировой войны также способствовали активизации освободительной борьбы в странах Азии. Ввод войск немецкого блока, а затем Антанты на территорию Османской империи и Средней Азии предельно революционизировал обстановку в этих регионах, вызвав к жизни радикальные повстанческие движения. Достаточно упомянуть освободительные восстания в Ираке, Сирии и Палестине и некоторые другие политические движения 1918—1922 гг. Среди них стоит выделить национальную борьбу турецкого народа в 1919-1923 гг. под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка и египетскую революцию 1918—1919 гг. как важные этапы становления национальных государств в Турции и Египте.В других странах Востока последствия войны ощущались в основном в социальной сфере, прежде всего, через участие в военных действиях местных уроженцев, мобилизованных в колониальные войска В 1934—1939 гг. в колониальных странах Азии и Африки развернулось с новой силой национально-освободительное движение. Оно протекало неравномерно и имело в разных странах свои специфические особенности, но общей его чертой была антиимпериалистическая направленность, свидетельствовавшая о дальнейшем углублении кризиса колониальной системы империализма. Восток второй половины XX века постепенно превратился из зависимого объекта колониальной и неоколониальной политики Запада в самостоятельную силу на международной арене. Тем не менее западные державы стремились и в новых условиях сохранить и даже расширить свои позиции в странах Востока, привязать их к себе экономическими, политическими, финансовыми и прочими узами, опутав сетью соглашений о техническом, военном, культурном и прочем сотрудничестве. Вывод: ввиду слабости национального предпринимательства интеллигенции современного типа, тем более — рабочего класса, почти нигде эти революции не смогли разрушить оковы колониальной зависимости, освободить общество от груза патриархальных докапиталистических отношений. Тем не менее, всюду, где эти революции произошли, был сделан значительный шаг на пути к национальному освобождению. Каждая из колониальных и зависимых стран проходила отдельный, свой собственный специфический путь развития. Так, например, в Китае уже в начале столетия на политическую арену пытался выйти пролетариат. B Турции роль малоимущего пролетариата была маргинальной, и руководителем в национально-освободительной борьбе выступала националистически настроенная аграрная и торговая буржуазия. B иных случаях освободительная борьба происходила под руководством феодальной знати и вождей племен и духовенства (Иран, Афганистан, Пакистан, Марокко и др.).

1. Территориальный передел мира

После Первой мировой войны произошел территориальный передел мира. Побежденная Германия лишилась своих колониальных владений.

В 1918 г. великие державы декларативно провозгласили право народов на самоопределение. Для его реализации была создана мандатная система. Ее предложили Англия и Франция с целью узаконить захваченные ими колонии Германии в Африке, Азии, на Тихом океане и владения Османской империи на Ближнем Востоке.

В конечном итоге положение колоний после Первой мировой войны мало изменилось. Метрополии навязывали подвластным народам модель развития, копировавшую европейские образцы и нарушавшую местные исторические традиции, что вызывало отпор и сопротивление.

Национально-освободительное движение представляет собой совокупность всех форм борьбы народов против колониализма и неоколониализма — стихийных, организованных, мирных, вооруженных, массовых, локальных и имеет целью освобождение от иностранного господства, ликвидацию национального гнета, создание и укрепление суверенных государств. Национально-освободительное движение народов стран Азии и Африки возникло как сопротивление порабощаемых народов против колониальных захватов и территориального раздела мира (о Латинской Америке см. Войны за независимость в Латинской Америке (1789—1826)).


Г. А. Насер — руководитель антифеодальной и антиимпериалистической революции 1952 г. в Египте.


К. Нкрума — деятель африканского национально-освободительного движения, основатель и первый президент Республики Гана.


На развитие национально-освободительного движения стран Азии большое влияние оказали идеи М. Ганди. На снимке: первый премьер-министр свободной Индии Дж. Неру и М. Ганди.

Проникновение европейцев в Азию и Африку началось в период Великих географических открытий. На первых порах оно ограничивалось основанием опорных пунктов и факторий на побережье. Затем последовало освоение глубинных районов континентов и создание целых колониальных империй, население которых, оказавшись жертвой прямых военных захватов, подверглось экономической, политической и духовной колонизации.

На разных этапах европейской колонизации коренные жители афро-азиатских стран оказывали ей упорное сопротивление, порой принимавшее форму длительных кровопролитных антиколониальных войн. Таковыми были, например, антиголландское восстание под руководством Дипонегоро на индонезийском острове Ява (1825—1830), бабидские восстания в Иране (1848—1852) и крестьянское тайпинское движение в Китае (1850—1864), соединившие в себе выступления бедноты против феодального гнета с борьбой против иноземных захватчиков, сопротивление французской колонизации в Алжире под руководством Абд аль-Кадира (1832—1847) и в Западной Африке, возглавляемое Самори (1870—1898), антибританские выступления — индийское народное восстание 1857—1859 гг., движения Ораби-паши в Египте (1881—1882) и аль-Махди в Судане (см. Восстание махдистов в Судане (1881—1898)) и др.

На начальных этапах антиколониальную борьбу, зачастую носившую стихийный, неорганизованный характер, преимущественно возглавляли представители феодальной традиционной знати, вожди племен, религиозные деятели и т. д. Освободительное движение в различных государствах и регионах имело свою специфику, определявшуюся конкретными историческими условиями каждой отдельно взятой страны, уровнем ее социально-экономического развития, этническими и национальными особенностями, а также формами и методами колониального управления.

Во 2-й половине 19 в. национально-освободительное движение претерпело существенные качественные изменения и стало принимать более организованные формы. Появились первые общественно-политические организации и общества культурно-просветительского и религиозно-реформаторского характера, активно включавшиеся в политическую жизнь. Начался процесс формирования идеологии освободительного движения. Носителями и пропагандистами идей национализма стали представители зарождавшейся интеллигенции, мелкобуржуазных слоев.

Как в азиатских, так и в африканских странах на определенных этапах борьбы достаточно мощным мобилизующим фактором оказалась религия, способствовавшая сплочению и организации широких масс. Антиколониальное сопротивление нередко разворачивалось под религиозными знаменами (восстание аль-Махди в Судане, движение сенуситов в Ливии и ваххабитов на Аравийском полуострове, различного рода панисламистские движения, охватившие практически весь мусульманский мир, кимбангизм в Бельгийском Конго).

Большое влияние на развитие революционного процесса в Азии и Африке оказали события в Европе, и прежде всего в России. Под непосредственным воздействием революции 1905—1907 гг. и Октябрьской революции по многим странам Востока прокатилась мощная волна антиколониальных восстаний и войн. Ареной бурных выступлений народных масс, требовавших ликвидации империалистического гнета, стали Китай и Корея, Индонезия и Индия, Иран и Афганистан, Египет и Марокко, Сирия и Турция, Нигерия, Сьерра-Леоне и Гамбия, Кения и Камерун и др.

Важнейшим показателем организационного и идеологического укрепления сил национального освобождения в этот период стало появление первых политических партий, представлявших собой широкие антиколониальные фронты, объединявшие разнородные по социально-классовому положению силы. Их программы отражали общенациональные интересы и устремления. Ярким примером тому может служить деятельность партии Индийский национальный конгресс (ИНК), основанной представителями молодой индийской буржуазии и помещичьих кругов в 1885 г. Она возглавила антибританское сопротивление, руководствуясь теорией М. К. Ганди о ненасильственных методах борьбы, которые включали в себя проведение кампаний гражданского неповиновения, митингов, демонстраций, харталов (прекращение всякой деловой активности), голодовок, бойкотирование колониальных учреждений, судов, учебных заведений и т. д.

В азиатских и североафриканских странах, а также в Южной Африке в силу более высокого уровня социально-экономического и политического развития этот процесс начался раньше и протекал более активно, нежели в странах Тропической Африки. Здесь новой политической силой, сыгравшей важную роль в распространении антиколониальной идеологии, стали коммунистические партии.

В 1917—1945 гг., т. е. на этапе кризиса колониальной системы, борьба порабощенных народов существенно поколебала основы господства империализма в афроазиатском мире. Но тогда лишь немногие страны сумели добиться национальной независимости: Северный Йемен — 1918 г., Афганистан — 1919 г., Египет — 1922 г., Ирак — 1930 г., Сирия — 1941 г., Ливан — 1943 г. Однако независимость в подавляющем большинстве случаев носила формальный характер.

Начавшийся после второй мировой войны в результате разгрома фашистской Германии и милитаристской Японии подъем демократического движения во всем мире вызвал активизацию национально-освободительной борьбы, которая в итоге привела к полному и окончательному распаду колониальной системы.

Во 2-й половине 40-х гг. многие азиатские страны добились независимости, например: Вьетнам, Индонезия, Корея — 1945 г., Филиппины — 1946 г., Индия — 1947 г., Мьянма (тогда Бирма), Шри-Ланка (тогда Цейлон) — 1948 г. Ряд стран (страны Аравийского полуострова, Бруней, Сингапур, Малайзия, Камбоджа, Лаос, Кипр и др.) продолжили борьбу и освободились от колониальной зависимости в 50-е — начале 70-х гг.

В Африке в 50-е гг. добились независимости: Ливия — 1951 г., Египет — 1952 г., Тунис, Марокко, Судан — 1956 г. Образовались первые независимые государства в Тропической Африке: Гана — 1957 г., Гвинея — 1958 г. 1960-й год вошел в историю как Год Африки, политическую самостоятельность в этом году обрели 17 африканских государств.

14 октября 1960 г. по инициативе СССР Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, что явилось крупной внешнеполитической акцией, направленной на политическую и международно-правовую поддержку освободительных движений.

В некоторых странах (Кении, Мадагаскаре, Анголе, Мозамбике, Гвинее-Бисау и др.) национальное освобождение явилось результатом длительной вооруженной борьбы. Особой остротой и упорством она отличалась в Алжире. На завершающей стадии деколонизации Африканского континента в 1980 г. Южная Родезия стала суверенной Республикой Зимбабве, в 1990 г. была провозглашена независимость Намибии.

В ходе борьбы за независимость выделилась целая плеяда ярких и талантливых организаторов и теоретиков национально-освободительного движения, многие из которых встали впоследствии во главе суверенных государств Азии и Африки. Среди них — Г. А. Насер, Х. Бумедьен, К. Нкрума, Сукарно, Дж. Неру, Хо Ши Мин, П. Лумумба, Дж. Ньерере, А. Нето и другие.

С крушением колониальной системы освободительная борьба афро-азиатских народов не прекратилась, а вступила в качественно новую фазу, характеризуемую размежеванием классовых и политических сил, некогда выступавших единым фронтом, осознанием ими своих социальных интересов. Главной становится борьба за выбор пути дальнейшего развития, причем эта борьба принимает различную степень остроты и осуществляется в разнообразных формах в зависимости от конкретных условий той или иной страны, расстановки сил, уровня политической организации масс, влияния внешних факторов.

Освободившиеся страны, несмотря на значительные успехи, достигнутые в годы самостоятельного развития, столкнулись с рядом серьезных трудностей и проблем, таких, как отсталость и зависимость (в большинстве стран сохраняется многоукладная экономика, отсталая в целом экономическая структура, господство ручного труда и низкая его производительность), неравноправное положение в системе мирового капиталистического хозяйства, все более глубокое внедрение в их экономику транснациональных корпораций, политическая нестабильность режимов, необходимость противостояния политике неоколониализма, высокий уровень неграмотности населения, общая культурная отсталость, нехватка продуктов питания и т. д.

Особую актуальность для независимых государств представляет процесс завоевания подлинной экономической самостоятельности. Освободившиеся государства, заинтересованные в коренной перестройке международных экономических отношений на справедливой и демократической основе, включились в борьбу за установление нового международного экономического порядка (НМЭП). По их инициативе и при значительной поддержке ряда стран концепция НМЭП и его комплексная программа были одобрены в 1974 г. на сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Читайте также: