Женщины у власти в средние века кратко

Обновлено: 04.07.2024

Бытует мнение, что в древности женщина рассматривалась лишь как продолжательница рода или инструмент для наслаждений. Именно средневековье представило наиболее развернутую и аргументированную концепцию женского несовершенства, но вместе с тем содержала и ростки другого, нового отношения к женщине.

Наивно полагать, что эпоха средневековья осталась лишь в романтических произведениях и фресках на соборах. Её наследие можно увидеть не только в произведениях искусства и фольклоре, но и в частной жизни человека. Средневековая культура - важная часть в формировании современных представлений, в том числе о женщине и женской природе. Изучив экономический, юридический и социальный статус средневековой женщины удастся понять и положение женщины в сегодняшнем мире.

Влияние христианства на образ женщины

Развитие представлений о женщине имеет древнюю историю. Важнейшими идейными источниками, повлиявшими на взгляды на женщину были патриархатная традиция и христианское учение.

На протяжении тысячелетий в культуре формировались образы и идеалы в которых женщина представлялась как менее совершенное, чем мужчина. Патриархатная традиция берет своё начало ещё в древнее время и по сей день оказывает сильное влияние на человечество.

Другая, более значимая идеологическая составляющая, которая определила средневековое отношение к женщине — это христианская доктрина. В средневековой культуре авторитет Священного Писания и трудов раннехристианских писателей был огромен.

Касаясь общей оценки отношения к женщине христианской доктрины, необходимо подчеркнуть его двойственность и противоречивость. С одной стороны, по сравнению с античными представлениями происходит определенная апология женской природы — не случайно среди приверженцев раннего христианства было так много женщин. Но в то же время во многих аспектах христианство способствовало усилению женоненавистничества, мизогинии.

Отсюда в нашу жизнь пришли два женских образа-антипода, которые до сих пор играют важнейшую роль в отношении к женщине, — виновница грехопадения Ева и добродетельная мать Христа Мария. Эта двойственность достаточно отображает противоречивость статуса женщины в средневековом обществе.

В творчестве святых отцов преобладала точка зрения, согласно которой женщина по природе — слабая, несовершенная. И даже те, кто защищал женщину-Еву, делали это обычно исходя из тезиса о ее слабости. Адам виновен, поскольку он сильнее и ответственнее.

Взгляды церковных авторов XII — XIV веков часто базировались на учениях древнегреческого философа Аристотеля, идеи которого сыграли особую роль в развитии патриархатной традиции в средневековье.

Аристотель касается вопроса о специфике женской природы во многих работах, в первую очередь в трактате "О рождении животных". Женское и мужское начала, по Аристотелю, принципиально различны по своему предназначению. Первое отождествляется с телесным, с бесформенной материей, второе — с духовным, с идеей, с формой. Поэтому женщина по сравнению с мужчиной — некое незавершенное творение, незавершенный мужчина

Лишь в XIV—XVI веках в центр культурного облика Европы приходит гуманистическая идеология, важной составляющей которой было учение о человеке. Гуманисты реабилитировали человека, но, когда они начинали говорить о женщине, тон их высказываний оставался все равно несколько средневековым.

Средневековые воззрения на женщин с властью

Приобщение широких слоёв населения к политической жизни стало характерной особенностью позднего Средневековья, отличающего его от раннего. При этом на ряду с вопросом о приверженности власти или оппозиционности, стояла и мысль о способности женщины к управлению.

Впервые этот вопрос был поставлен Аристотелем в "Политике" и решался средневековыми интеллектуалами не однозначно. Нередко рассуждения происходили в контексте споров об идеальном правителе, которые были популярны у мыслителей той эпохи. В трактатах обсуждались добродетели, подобающие правителю, и давались подробные рекомендации, как воспитать достойного государя. Идеальный правитель должен быть мудрым, справедливым, воздержанным, решительным.

Качества, необходимые для управления, очевидно, дисгармонировали с характеристиками, которые средневековая мысль атрибутировала женщине, — невоздержанностью, неразумностью, болтливостью; женщина пристрастна, а потому не способна принимать мудрые, взвешенные, справедливые решения. Следовательно, она изначально рождена не повелевать, а подчиняться. Не случайно в средневековом каноне женских добродетелей одна из главных — послушание. Об этом, следуя за Аристотелем, писал и Фома Аквинский.

В то же время средневековые интеллектуалы не могли не признавать то что женщина способна быть умелым и самостоятельным правителем государства, монастыря или дома. Эта позиция находила отражение в оценке деятельности отдельных ярких личностей: принцесс, королев, императриц. Так, тот же Боккаччо в работе "О знаменитых женщинах" хвалит за "необычайную отвагу, силу характера и ум", выдающиеся государственные способности великих цариц древности — Семирамиду, Дидону.

Данное противоречие находило объяснение. Средневековая мысль полагала, что женщины, известные своими достижениями, преодолевали несовершенную женскую природу, как бы уподоблялись мужчине. Однако, способность эффективно управлять, опираясь на исключительно женские качества не признавалась. Никаких позитивных особенностей женского начала в процессе управления никто не видел.

Основная причина утверждений о непригодности женщины властвовать связана с тем, что признать ее способность к управлению означало согласиться с возможностью руководить мужчинами. А это невозможно для патриархатной культуры по определению.

Поэтому второй принципиальный вопрос в проблеме "женщина и власть", а именно: может ли женщина управлять своим мужем? — дискуссий не вызывал. Идея безусловного главенства мужа не подвергалась сомнению (хотя постоянное обращение авторов к этому требованию свидетельствует, скорее, о том, что в реальной жизни оно соблюдалось далеко не всегда).

И все-таки была сфера — сфера приватная, в которой ценность женского управления признавалась. В трактатах об управлении домом подчеркивается необходимость женского влияния для достойной организации семейной жизни. Женщину воспринимали как заступницу за домашних — детей, домочадцев, слуг. Она спасала их от гнева главы дома, являясь как бы посредницей между хозяином и остальными членами дома, представляя их интересы перед хозяином.

srednie-veka-150x150

Интересно собрать изображения женщин Средних веков, которые имели существенное политическое влияние, необычную судьбу или стали знаковыми фигурами своего времени, речь идет не только о королевских особах, но и о литературных персонажах и образах. Биографии многих из них, например, Изабеллы Французской или Алиеноры Аквитанской, превосходят по своей незаурядности любой художественный вымысел.

srednieveka-jenshiny-798x1024


Гвинерва спрашивает Ланселота о его любви к ней (France, N. (Saint-Omer or Tournai) Additional 10293 f. 199 Guinevere and Lancelot

Rota Fortunae и образ женщины

Колесо Фортуны – распространенный сюжет в Средние века, символизирующий непостоянство всего сущего и изображающий колесо и коронованных особ. Все приходящее, все в руках фортуны и удачи, таков особый взгляд средневекового человека на власть, положение в обществе и судьбу. Образ судьбы обычно предстает в виде женщины вращающей колесо.

6a00d8341c464853ef016762722f74970b-800wi


England, c. 1457 (with later additions), Royal 18 D. ii, f. 30v.

Кристина Пизанская

Кристина Пизанская жила в 1364/1365 — 1430 гг. и была одной из первых профессиональных писательниц-женщин, поэтесса и автор трактатов о роли женщины в семье и обществе. Выросла Кристина при дворе французского короля и имела доступ к библиотеки Лувра, была прекрасно образована.

1er4-725x1024


the Book of the Queen, France (Paris), c. 1410 – c. 1414, Harley MS 4431, f. 4r

Маргарита Анжуйская

На иллюстрации Джон Тальбот дарит книгу Маргарите Анжуйской. Маргарита была английской королевой, женой Генриха VI, фактически сразу после свадьбы стала играть решающую роль в политической жизни страны. Годы правления пришлись на гражданскую войну Алой и Белой розы, во многом спровоцированной её амбициозностью. Только смерть единственного сына-наследника заставила её прекратить борьбу за престол.

qwt6


the Talbot Shrewsbury book, France (Rouen), c. 1445, Royal MS 15 E VI, f. 2v

Изабелла Французская

Изабелла Французская (1295 — 23 августа 1358) — дочь французского короля Филиппа IV Красивого и Иоанны I Наваррской, с 1308 года — жена английского короля Эдуарда II, мать короля Эдуарда III.

Вместе со своим любовником Роджером Мортимером возглавила баронский мятеж против мужа и свергла его с престола, осуществив первый конституционный парламентский переворот. Четыре года неофициально управляла страной вместе с Мортимером до совершеннолетия старшего сына. Эдуард III, благодаря своему родству через Изабеллу с французским королевским домом, предъявил претензии на французский престол, что послужило поводом для начала Столетней войны.

Позднее Изабелла Французская будет прозвана Французской Волчицей.

G70026-82-817x1024


Свадьба Изабелла Французской и Эдуарда II
Royal 15 E iv, f. 295

Retour_d_Isabelle_de_France_en_Angleterre


Возвращение Изабеллы Французской в Англию. Миниатюра XV в. Хроника Фруассара.

Национальная героиня Франции, главнокомандующих французскими войсками в период Столетней войны. Была взята в плен и осуждена как еретичка и сожжена на костре. Канонизирована и причислена к лику святых. Образ Жанны д’Арк стал чрезвычайно широко распространен в европейской культуре.

Joan_of_arc_miniature_graded


Вторая половина XV в. Archives nationales AE II 2490

Гипатия не относится к Средним векам в общепринятой периодизации, но не хочется пройти мимо этой персоны . Гипатия Александрийская — женщина-учёный греческого происхождения, философ, математик, астроном. Преподавала в Александрии; последовательница Александрийской школы неоплатонизма. Гипатия признавала примат разума над религиозными верованиями.

Hypatia_Raphael_Sanzio_detail


Рафаэль Санти. Гипатия (деталь Афинской школы).

Алиенора Аквитанская

Уже в 13 лет Алиенора оказалась владетельницей герцогства Аквитания. Алиенора была супругой двух королей — сначала короля Франции Людовика VII, а затем короля Англии Генриха II Плантагенета, матерью двух английских королей —Ричарда I Львиное Сердце и Иоанна Безземельного. Одна из богатейших и влиятельных женщин Высокого средневековья

Louis_vii_and_alienor


Алиенора слева. Свадьба Алиеноры Аквитанской и Людовика VII. Справа отплывающие крестоносцы. Les Chroniques de Saint-Denis

Хильдегарда Бингенская

Настоятельница монастыря в долине Рейна. Автор мистических трудов, религиозных песнопений и музыки к ним, а также трудов по естествознанию и медицине. Одна из четырёх женщин, удостоенных титула Учитель Церкви.

Hildegard_von_Bingen-700x1024


Хильдегарда Бингенская обретает божественное вдохновение и диктует своему писцу (справа). Миниатюра из рукописи Liber Scivias, которая хранится в монастыре Рупертсберг (Rupertsberg).

Posted on Apr. 3rd, 2014 at 09:00 pm | Link | Leave a comment | Share | Flag

воительница и каролинг

Как правило, если речь заходит о Средних веках, то мы сразу представляем себе такой сюжет.

Рыцарь в доспехах сочиняет стихи о прекрасной даме и спасает ее из высокой башни, где она сидит в ожидании рыцаря в доспехах, который сочиняет стихи о прекрасной даме… Ну и так далее)))

Сегодня мы вспомним десять женщин Средневековья и то интересное, что с ними происходило.
Среди них не будет княгини Ольги или Жанны Д`Арк — об этих дамах и так много всего написано.

Мы поговорим о других

Елизавета Ярославна (XI век)

Елизавета Ярославна была дочерью князя Киевского Ярослава Мудрого и внучкой крестителя Руси Владимира Красно Солнышко.

Как выглядела в то время прекрасная половина человечества можно посмотреть здесь, а мы продолжаем.

Наполовину шведка, она стала женой норвежского короля Харальда Сурового. Муж — вождь последних викингов и бывший командир варяжской гвардии при дворе императора Византии, был ей отличной партией.

Подданые мужа называли ее Эллисив — на скандинавский манер.

Драккары и ладьи

Как настоящая королева, она была с мужем до конца.
Когда Харальд отправился покорять Англию, он взял ее с собой. Поход захлебнулся кровью вождя — 25 сентября 1066 года, в сражении при Стамфордбридже, он был убит.
Что стало с Елизаветой в дальнейшем неизвестно.

А вот ее дочь Ингигерд вышла замуж за датского конунга Олафа Свенсона и стала королевой Дании.

Анна Ярославна (XI век)

Дочь Ярослава Мудрого - королева Франции

Памятник Анне Киевской в Санлисе. Открыт в 2005 году Виктором Ющенко. Скульпторы Валентин и Николай Знобы.

Одна из самых легендарных женщин Средневековья, это, безусловно, Анна Ярославна. Родная сестра Елизаветы, Анна была также выдана за иностранного правителя — французского короля. О ней известно гораздо больше, чем об Эллисив.

Свадьба Анны и Генриха состоялась 19 мая 1051 года, а уже в следующем году она родила мужу первенца — сына Филиппа.

Имя это греко-византийское, и прежде во Франции не встречалось.
Однако благодаря популярности короля Филиппа Первого в народе, оно отлично прижилось в Европе.

В 1060 году Генрих умер, и вскоре после этого грустного события Анна переселилась в резиденцию королевской династии Капетингов — замок Санлис. Сейчас он находится в 40 км от Парижа.

В окрестностях Санлиса Анна, принявшая к тому времени католицизм, основала женский монастырь, и церковь.

Но Анна не долго оставалась одинокой вдовой.

Летом 1065 года граф Рауль де Крепи выгнал свою жену Элеонору Брабантскую и привез в свой замок Анну Ярославну.

Рассказывают, что он похитил ее на охоте в санлисском лесу, однако весьма по-джентльменски – с ее согласия.

Обиженная Элеонора пожаловалась на Рауля папе римскому Александру II и тот приказал Раулю расторгнуть брачный союз с Анной. Слова папы были законом, но влюбленные пренебрегли ими.

Тогда Рауль был отлучен от церкви. Страшное наказание для верующего человека, и, безусловно, Рауль получил свою долю стресса, узнав о своем отлучении.
Но они с Анной любили друг друга и прожили ещё около 10 лет в полном согласии.

А потом смерть Рауля разлучила их.

Незадолго до того, в 1074 году, новый папа Григорий VII признал его брак с королевой Анной законным и вернул Рауля де Крепи в лоно церкви.

Последнее упоминание об Анне — подписанная ей в 1075 году грамота.

После этого след русской королевы Франции потерян, и могила ее до сих пор не найдена. Однако в жилах династии Капетингов навсегда осталась капля русской крови.

Юдит фон Швейнфурт (XI век)

Юдит фон Швейнфурт была замужем за князем Чехии Бржетиславом I.
Когда в 1055 году Юдит овдовела, и на трон взошел ее с Бржетиславом сын Спытигнев II, для королевы-матери настали черные времена.

Он начал активную антинемецкую политику, хотя сам был одним из них — наполовину.
В итоге все проживавшие в Чехии немцы были выгнаны из страны. Исключений молодой князь не делал ни для кого, даже для своей матери.

Легенда гласит, что Юдит искала способ отомстить сыну за нанесенную обиду, но не могла найти такого, который бы ее устроил.

По одной из версий, в конце концов, она решилась использовать в качестве орудия мести свадьбу.

Выбор пал на бывшего венгерского короля Петера Орщеоло, известного пронемецкой политикой. Пережив несколько покушений, Петер стал жертвой мятежа, поднятого в стране, бежал, но был схвачен и ослеплен. А через 9 лет слепой король женился на Юдит.

Алиенора Аквитанская (XII век)

Она была женой французского короля Людовика VII и матерью английского короля Ричарда Львиное Сердце.

В 1147 году она вместе с Людовиком отправилась во Второй крестовый поход. Путь через Европу, Византию и Малую Азию, к тому времени порабощенную воинственными турками-сельджуками, она проделала верхом.

Однако ничто не вечно под Луной и вскоре французская королева разведется с мужем.
Во втором браке она станет женой английского графа Генриха Анжуйского.

Аквитанская леди знала как стать королевой

фотограф Елена Ермакова,модели, костюмы, реквизит — Светлана Ефимова и Ольга Васильева

Два с половиной года спустя граф станет королем Англии – Генрихом Плантагенетом. А она спустя некоторое время родит ему пятерых сыновей, в том числе Ричарда Львиное сердце.

Так что почетный титул бабушки Средневековой Европы она вполне заслужила.

Многие ученые считают, что именно второе замужество Алиеноры стало причиной Столетней войны между Англией и Францией. Дело в том, что она была весьма богатой невестой. Ее родовая земля, Аквитания, в четыре раза превышала владения Людовика. Соответственно, после ее второго замужества, Англия стала больше и богаче.

Только в 1453 году, с окончанием Столетней войны, Аквитания вернется в состав Франции.

Беренгария Наваррская (XII век)

Беренгария Наваррская прибыла в Мессину на венчание со своим женихом Ричардом Львиное сердце 30 марта 1191 года. Ее сопровождали уже известная нам мать Ричарда Алиенора Аквитанская, охрана и множество слуг.

Однако женщины опоздали. Когда они достигли конечной точки своего путешествия во всем христианском мире начался Великий пост.

Это поставило свадьбу под угрозу срыва, поскольку бесшабашно веселиться в пост не разрешалось. Кроме того, с началом Великого поста начинался Третий крестовый поход.

Отменить или перенести его было невозможно, ссориться с Небесами никто не рисковал. Задержаться в Мессине, а потом нагнать войско Ричард тоже не мог — король должен вести свои войска сам.

Поэтому венчаться решили прямо в походе, как только закончится Великий пост.

Король Ричард Львиное Сердце и Наваррская принцесса

Они побыли вместе совсем чуть-чуть. Вскоре после похода Ричард был пленен. После освобождения из плена он как будто и не вспоминал о своей жене.

Беренгария так и не родила Ричарду наследника.
Более того, это наверное, единственная, королева Англии, которая так ни разу и не ступила на английскую землю.

Нест верх Рис (XII век)

Принцесса королевства Дехейбарт, расположенного на юго-западе Уэльса, с юных лет славилась своей небывалой красотой.

Она была замужем за англонормандским рыцарем Джеральдом Виндзорским. Но в конце декабря 1109 года ее посетил родственник по имени Оуайн ап Кадуган, сын князя Поуиса.

Влюбившись в Нест, он собрал людей и похитил ее прямо из замка, вместе с детьми. Позже дети были возвращены отцу.

Что же касается отставного мужа, то по легенде, в момент нападения он бежал через отхожее место.

Поскольку спор произошел между людьми с большими возможностями, то нормандцы, сочтя себя оскорбленным, вторглись в Поуис и подчинили его английской короне.

Арбалетчик и командир отряда

В конце концов, Оуайн ап Кадуган бежал в Ирландию, его владения были конфискованы английским королём Генрихом, а Нест вернулась к Джеральду.

Спустя некоторое время Оуайн и Генрих примирились, и в 1116 году он даже пошел в поход под его началом. Однако мириться нужно было не только с королем, но еще и с сэром Джеральдом. Во время похода его люди напали на Оуайна и убили.

Изабелла де Эно (XII век)

Мужем Изабеллы де Эно стал король Филипп Второй Август.

Отцом его был Людовик Седьмой, тот самый, который так неблагоразумно развелся с уже знакомой нам Алиенорой Аквитанской. Но это проза жизни, а вот вам ее самая настоящая лирика.

1183 год. Филипп стал подумывать о разводе с Изабеллой, которая никак не могла осчастливить его наследником. В ее-то 13 лет!

Король привык действовать и в марте 1184 года он решается на развод.
Поскольку дело это щекотливое, он решил действовать аккуратно, собрав Ассамблею прелатов и сеньоров. Местом их встречи стал Санлис, уже знакомый нам как резиденция королевской династии.

тысячелетний замок

Руины старинного королевского дворца в Санлисе, который был построен в 1130 году по приказу Людовика VI. На фото показаны остатки королевской часовни и обеденной залы.

Изабелла тоже не сидела, сложив руки. Она обрядилась в одежду кающейся грешницы – не просто скромную, но в ветхую и рваную. Рваную – потому что покаяние, как и любое сильное душевное движение, сопровождается непроизвольными движениями рук. А значит, страдает материя, из которой эта одежда сшита.

В таком виде, босая, юная королева Франции обходила городские церкви и просила Бога сохранить ее семью, дать ей ребенка. Народ, который любил свою королеву за ее характер, вступился за неё перед королем. В итоге, брак был спасен.

Елизавета Венгерская (XIII век)

Елизавета была замужем за правителем Тюрингии Людвигом. Смыслом ее жизни было служение обездоленным, поэтому часто ее изображают раздающей нищим хлеб.

Масштаб ее дел был воистину велик. Именно благодаря ей в городке Эйзенах была построена большая больница для бедных. Однако, у всего были пределы.

Когда Людвиг узнал, что его жена собирается продать замок, дабы помочь нуждающимся, он запретил ей заниматься благотворительностью.
Вы бы, я думаю, поступили так же)))

кротость и благочестие Елизаветы вошли в историю

Автор снимка — Тина РыбаковаМодель, костюм — Татьяна Сиротина

После смерти Елизавета была признана католической святой, покровительницей врачей, пекарей и членов благотворительных обществ.

Маргарита Фландрская (XIV век)

В 1357 году она вышла замуж за за Филиппа Руврского, сына королевы Франции, графа Бургундского и Артуа и герцога Бургундии.
На момент свадьбы ему было девять лет, а ей семь.
Детство у мужчин и женщин Средневековья заканчивалось очень рано…

Анастасия, княгиня Слуцкая (XVI век)

Анастасия происходила из древнего княжеского рода Олельковичей. Ее мужу, князю Слуцкому и Копыльскому Семёну Михайловичу, приходилось постоянно отражать набеги татар.

В 1503 году он умер. Княжество осталось без твердой мужской руки, ведь наследник Семена Юрий, был еще совсем ребенком.

Татар это лишь воодушевило, и Анастасии пришлось лично возглавить управление княжеством — и в мире и войне.

В 1505—1508 годах территория княжества не раз подвергалась разорению, однако взять его столицу, Слуцк, враг не смог. Анастасия защищала свой город лучше иных воевод.

Князья древней Руси сочли бы за честь пировать с нею

Анастасия не держалась за власть и как только ее сын повзрослел, она спокойно отдала ему бразды правления.

Впрочем, княгиня Анастасия не была эдакой бабищей-солдафоном. Ничто прекрасное не было ей чуждо, и любовь – в первую очередь.

Руку и сердце Анастасии предлагал князь Михаил Глинский, один из богатейших людей Литвы.

Дважды он осаждал Слуцк, собрав под его стенами войска. Но город стоял насмерть и взять его литовец не смог.

Впрочем, сам Михаил Глинский, в письме князю московскому Василию III, приписывал осаду Слуцка своему дальнему родственнику Андрею Дрожджу.

Эпилог

В заключение я покажу вам одну из самых красивых легенд Средневековья.

[«Средневековая Европа: От падения Рима до.

Стоит нам обратиться к позднему Средневековью, и сведения о европейцах — особенно западноевропейцах — множатся в геометрической прогрессии. Судебные протоколы из итальянских городов дошли до нас сотнями тысяч, финансовые записи английского правительства примерно в тех же объемах. Более того, распространение грамотности привело к тому, что письменные документы стали уделом самых разных социальных слоев — вплоть до самых низов, ремесленников и иногда крестьян. Все чаще тексты писались не на латыни, то есть приближались — хоть и не полностью — к разговорной речи этих людей. В результате нам становится проще разобраться в культурных ценностях и обычаях большинства, не относящегося к высшим слоям общества, и подробнее исследовать не связанные с религией моральные установки элит. […] Начнем мы с примера религиозного нововведения, которое затрагивало женщин, и с реакции на него, чтобы пролить свет на более широкие представления того периода, касающиеся, прежде всего, женских гендерных ролей.

Перед нами предстает будущая святая Екатерина Сиенская (скончалась в 1380 в возрасте 33 лет). Ее достижения и самобытный жизненный путь позволяют судить, насколько возможно было в ее время для женщины оказаться на ведущих ролях. Она родилась в зажиточной семье красильщиков, принадлежавших в Сиене к средним слоям элиты — в 1360-х годах из этой же прослойки происходили некоторые городские лидеры. Согласно ее биографу, она была у ее матери двадцать третьим ребенком, из которых до взрослого возраста дожили только пятеро. В юности она стала отказываться от пищи и к 1370-м годам не ела почти ничего. Весьма вероятно, что основной причиной ее смерти в 1380 году оказалось принятое незадолго до этого решение на месяц отказаться от воды. Кэролайн Байнум убедительно доказывает, что это решение — и связанные с ним физические симптомы, такие как сонливость и крайности в пищевых предпочтениях, вроде питья гноя, — нельзя списывать на анорексию, его необходимо рассматривать в контексте сложных отношений с пищей, с причастием и кровью Христовой, характерных для женщин, посвящающих себя Богу.

Екатерина, которая отказалась и от брака и несколько лет провела в затворничестве в своей комнате, определенно не видела для себя иного предназначения, кроме духовного и подвижнического. Это стало понятно довольно рано, и в 1360-х у нее имелись наставники из доминиканского ордена (базилика Сан-Доменико в Сиене и сейчас высится над тем районом, где жила Екатерина). К 1374 году она официально вступила в орден, привлекла внимание папы, и ее духовником был назначен генеральный магистр доминиканцев, который впоследствии написал самое подробное ее жизнеописание. У всех крупных религиозных деятелей женского пола имелся мужчина-духовник, чьи записи, переосмысляющие их жизнь в парадигме мужского восприятия, зачастую оказываются единственным источником сведений об их деятельности. Однако о Екатерине нам известно не только из вторых рук, поскольку до нас дошло свыше 380 ее писем и богословский труд, все на итальянском — если она и владела латынью, то слабо.

Женщина преподает геометрию. Начало XIV века

Женщина преподает геометрию. Начало XIV века

Тем не менее в последние шесть лет своей жизни дочь ремесленника, не знавшая латыни — стандартного языка политики, была значимой политической фигурой в Сиене, Флоренции, Риме и Авиньоне. Суровой аскезы и сильной харизмы, которая отчетливо ощущается в письмах, для этого оказалось достаточно.

[…] Главным отличием позднего Средневековья я бы назвал, скорее, усиление двойственности. Патрилинейность лишала женщин права наследования, но давала им больше власти как . Университетское образование и профессионализация знания оставляли женщин за бортом, но устойчивое распространение грамотности среди светского населения открывало им доступ к книгам (женщины-писательницы были всегда, а матерей, в частности святую Анну и Деву Марию, в позднесредневековых сочинениях изображали обучающими детей чтению). Города отстраняли женщин от управления, от покровительства гильдии и зачастую от ремесла, где они главенствовали прежде, но предоставляли им немыслимую для других мест возможность наняться на работу и иногда разбогатеть. Церковная иерархия наделяла большей властью мужчин, давших обет безбрачия, но светская набожность создавала — пусть и ограниченное — пространство для эмоциональной женской религиозности. Основной предпосылкой к этой двойственности служило уже наблюдавшееся нами экономическое развитие: усложнение экономики влекло за собой разного рода неоднозначность. И именно там, где сложность и двойственность создавали простор для прагматических решений, женщинам в общем и целом успешнее удавалось выторговать себе пространство для притязаний на ведущие роли. Для сравнения: в обществе с более четкими границами — как в эпоху Реформации, например, или позже, во времена Французской революции — выкроить такое пространство в промежутке между начальным периодом нововведений и более поздним, когда неизбежное усложнение позволяло вновь развернуться шире, было труднее.

Именно при таких обстоятельствах выдвинулась как писательница и философ Кристина де Пизан (ум. ок. 1430), когда в 1390 году умер ее молодой муж и ей пришлось самой кормить семью в Париже, со всеми вытекающими для вдовы трудностями с закреплением своих прав на собственность покойного супруга. Справившись, она стала зарабатывать на жизнь нетривиальным способом — писать стихи и прозу на заказ. Вряд ли ей удалось бы этим заняться, не будь она дочерью придворного астролога короля Франции Карла V и вдовой известного королевского секретаря, а значит, несмотря на бедственное финансовое положение, обладательницей нужных связей. Но ей совершенно точно не удалось бы преуспеть на литературном поприще, если бы не хорошее образование (в том числе знание литературы на латыни и итальянском, языке ее родителей) — лучшее, чем почти у любой из ранее упомянутых выдающихся женщин, что само по себе примечательно (кроме того, она могла пользоваться королевской библиотекой и вдохновлялась Овидием, Боэцием, Боккаччо и Фомой Аквинским).

Женщина играет в шахматы с королем Ге.

Женщина играет в шахматы с королем Германии Отто IV. Первая половина XIV века

Итак, в позднесредневековой культуре наблюдалось несколько четких тенденций: внутренняя противоречивость возникавших у женщин возможностей, появление все большего количества свидетельств (часто в форме художественного повествования) о культурных установках и обычаях ширящегося круга социальных групп, рост внутреннего единства социальных слоев и более четкое установление общественных границ, сопровождающееся усилением тревожности и потенциальной враждебности к аутсайдерам. Подоплекой этих тенденций служили более общие процессы: развитие экономики, что обусловило как расширение, так и сужение возможностей для притязаний женщин на ведущие роли (а также значительную социальную мобильность, как восходящую, так и нисходящую, что само по себе вело к более четкому обозначению социальных границ); устойчивое распространение грамотности, которое одновременно демонстрировало и обостряло растущее расслоение; а также противоречия и двойственность, связанные с укреплением централизованной и местной власти. Нет такого исторического периода, в котором крупные социокультурные перемены были бы обусловлены какой-то одной или несколькими причинами, однако эти три тенденции действительно характерны, прежде всего, для позднего Средневековья и подпитывались одна от другой. Со временем у властей и высшего сословия появлялись силы и ресурсы для ужесточения и расширения контроля, но при этом местные общества и уклады, в свою очередь развивавшиеся и усложнявшиеся, никакому контролю не подлежали. […]

Если у позднего Средневековья и есть характерная особенность, отличающая его от раннего, — это приобщение гораздо более широких слоев населения к политической деятельности, как поддерживающей власти, так и оппозиционной.

Другим следствием долгого экономического подъема и продолжавшегося, в том числе после Черной смерти, развития европейской экономики стало гораздо большее расслоение общества. Тех, кто претендовал на те или иные ведущие роли, наделяющие их полномочиями влиять на происходящее, стало больше. Земельная аристократия в самом широком понимании (то есть включая джентри и их аналоги в других странах Европы) начала пополняться еще в веках, с причислением рыцарей и кастелянов к той или иной разновидности благородного сословия. Каждая элитная прослойка обретала собственный голос, как локального, так и общенационального значения. В 1100 году городская элита существовала разве что в Италии, Константинополе и мусульманской Испании, к 1400 году она заявляла о себе (зачастую довольно громогласно и помпезно) почти повсюду, при этом собственные притязания имелись и у менее привилегированных городских слоев. В отдельных случаях удавалось получить самостоятельную ведущую роль и горожанкам. Во многих странах громче стали и крестьянские голоса; после Черной смерти участились в том числе и крестьянские бунты. Итак, игроков на этом ячеистом общинном поле прибавилось. Их стало сложнее контролировать, против них приходилось вырабатывать новую политику, но и сами они порождали новые разновидности публичной сферы.

Читайте также: