Национально государственные интересы россии в новой геополитической ситуации кратко

Обновлено: 05.07.2024

После распада Советского Союза Россия явилась его правопреемницей, несущей ответственность за выполнение подписанных его руководством договоров. Важная задача ее внешней политики – развитие добрососедских отношений с бывшими союзными республиками СССР, как и она – странами-участницами Содруже­ства независимых государств (СНГ). Союз Независимых Государств (СНГ) в 1991 году зафиксировал переход от федеративной к конфедеративной модели территориального устройства, где каждый из субъектов – независимое государство – само определяло степень вхождения в Союз, свою роль и место в Союзе. СНГ можно считать межправительственной организацией международного уровня, но только не в рамках ООН.

Россия заинтересована в их внутренней стабильности, одном из условий стабильности на ее границах, и потому стремится, если к ней обращаются с соответствующей просьбой, оказать помощь в разрешении внутренних конфликтов (например Таджикистану). Как и другие страны СНГ, она заинтересована в экономическом сотрудничестве. Это объясняется тем, что в рам­ках СССР они были единым экономическим пространством, и его распад стал одной из главных причин упадка их производства.

В то же время между Россией и другими странами СНГ име­ется ряд противоречий, прежде всего по территориальному воп­росу. Это объясняется тем, что в СССР границы между союзны­ми республиками устанавливались непродуманно, территории одних передавались другим (например, российский полуостров Крым – Украине). Существует также проблема раздела имуще­ства бывшего СССР.

После ликвидации биполярной системы международных от­ношений бывшие союзники СССР переориентировались на Запад, стали вступать в НАТО и Совет Европы. Для России возникла уг­роза оказаться в изоляции.

В этих условиях главная внешнеполитическая задача России включиться в мировое сообщество в качестве суверенной, уважающей себя державы, содействовать обеспечению такого миропорядка и своего участия в нем, которые способствовали бы повы­шению международного авторитета страны и создавали бы наи­лучшие условия для решения ее внутренних задач. Важно занять достойное место в системе международных отношений, основан­ных на равенстве сторон, взаимном уважении, взаимовыгодном сотрудничестве, на праве каждой страны отстаивать свои нацио­нальные интересы. России необходимо участвовать в решении гло­бальных проблем. Это соответствует ее национальным интересам, усилению ее позиций в мире.

Россия, обладающая громадной территорией, богатейшими ресурсами и расположенная в центре Евразии, сохраняет важное зна­чение в мировой политике. Ей отведена историческая роль связую­щего звена, посредника между Западом и Востоком. Но выполнение этой роли зависит от успешности внутреннего развития России.

Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь.

На оснащении японского УБМ имеется более 500 кораблей и катеров различных классов: океанского, патрульные, корабли поиска и спасения, гидрографические и корабли обслуживания навигационного оборудования. Авиация УБМ насчитывает свыше 60 патрульных самолетов и вертолетов, силы УБМ постоянно переоснащаются новыми типами кораблей и летательных аппаратов, оснащенных самой современной разведывательной аппаратурой 1 .

Немаловажное значение для решения геополитических отношений России и Японии имеет расширение гуманитарных и культурных обменов: между парламентариями, предпринимателями, учеными, журналистами, деятелями культуры, представителями отдельных регионов. Это поможет народам двух стран лучше узнать и понять друг друга.

Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации

15. В течение последних двух десятилетий в мире идет сложный процессвозрастания веса и роли мусульманских государств. Неоднозначность этого явления просматривается как в экономической, так и в политической сферах. Одни мусульманские государства заняли важнейшее место в мировой экономике благодаря гигантским запасам углеводородов, поставляемых в развитые страны. Для стран—экспортеров нефти характерен высокий уровень жизни населения. Напомним, что национальный доход на душу населения Катара превысил аналогичный показатель США. Другие государства, не входя в число ведущих поставщиков энергоресурсов, добились высоких показателей в экономическом развитии. Таким примером может служить Турция.

Между странами исламского мира существуют глубочайшие различия в политических системах, политической культуре, в значимости роли религии в обществе, в правовых нормах и институтах (от господства шариата до господства либеральных норм западного образца). Межгосударственные противоречия, соперничество, нерешенность ряда межгосударственных проблем выплескиваются во вспыхивающие время от времени между исламскими государствами конфликты. Чрезвычайное многообразие этнических групп, населяющих мусульманские страны, предопределяет их соперничество и несовпадение интересов между ними.

Различны те роли, которые играют разные мусульманские государства в системе международного разделения труда, их место в процессе глобализации и те плоды, которые она им приносит. Глубокие структурные диспропорции мусульманского мира дополняют картину его пестрой разнородности. Тем не менее, в мире наблюдается тенденция обозначать исламский мир как единый, коллективный субъект международных отношений. Насколько правомерна такая постановка вопроса?

17 февраля 2008 г. мусульманский автономный край Косово объявил о своей независимости от Сербии. Большинство западных стран признали эту независимость и установили с Косово дипломатические отношения.

Российская реакция на отделение Косово состояла скорее не в том, чтобы протестовать и препятствовать. На самом деле, Россия использовала прецедент с Косово как предлог для того, чтобы ускорить признание независимости Абхазии и Южной Осетии.

17. Китайская Народная Республика— одно из важнейших государств современного мира. Китай занимает территорию 9,6 млн квадратных километров и является самой многонаселенной страной мира, в которой в начале XXI в. проживает более 1 млрд 300 млн человек. После смерти Мао Цзэдуна (1976) в стране с 1978 проводится курс на модернизацию экономической и политической жизни с целью превращения Китая к середине 21 в. в высокоразвитую державу. В 1997 по договору с Великобританией, заключённому в 1989, осуществлена передача Сянгана (Гонконга) Китаю, который получил статус специального административного района. Осн. внешнеторговые партнёры: Япония, США, Германия, Россия.

1. Высокий политический и военный потенциал: КНР занимает место одного из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, располагает третьим в мире запасом ядерного оружия; самой многочисленной в мире армией в 2,5 млн человек, КНР закупает современное вооружение и боевую технику, налаживает их производство внутри страны. КНР является первой из восточных стран запустившей в космос корабль с человеком на борту.

2. Численное превосходство Китая (если Россию называли шестой частью суши, то Китайского населения шестая часть в мире)

в состав КНР был включен Гонконг, до этого 100 лет находившийся под властью Великобритании. Эта же формула предлагается для объединения с Тайванем. Власти КНР очень жестко относятся к любым действиям иностранных государств, которые можно квалифицировать как официальное признание Тайваня. Вслед за установлением дипломатических отношений любой страны с Тайванем незамедлительно следует ответный ход из Пекина. Это не обязательно ответ в виде разрыва дипломатических отношений КНР с данным государством.

Проблема Тайваня была одним из камней преткновения в отношениях между Китаем и США. Американо-китайские отношения осложняли критика США китайской политики в области прав человека, разногласия по вопросам развертывания систем противоракетной обороны, а также целый ряд других внешнеполитических проблем. США и Китай весьма взаимозависимы в экономической сфере. Несмотря на наличие проблем, в последнее время они взаимодействуют на международной арене, например в урегулировании кризиса вокруг северокорейской ядерной программы

К национальным государственным интересам относятся интересы сообщества или группы, объединенной специфическими связями и взаимоотношениями генетической и культурной гомогенности, исходящей от общности территории, языка, исторической судьбы и проявляющиеся как единство в определенной временной политической реальности.

Обращенные вовнутрь, эти интересы проявляют социальнопсихологическое совпадение устремлений сограждан относительно определенных ценностей. Обращенные вовне, они выражают ассоциацию и диссоциацию субъектов политики в международных отношениях. Эти интересы могут выразиться в формировании нового государства, или в поддержке политического курса политического лидера в сложный для государства период, или в протесте против ущемления суверенитета, или в угрозе безопасности какоголибо государства. Свое документальное выражение национальные государственные интересы получают в Конституции государства, законодательстве о безопасности, концепции или доктрине национальной безопасности. Официальное политическое выражение они получают также на международных переговорах глав государств, премьерминистров, министров иностранных дел, министров обороны и других уполномоченных лиц. Стремление осознать взаимосвязь и взаимозависимость различных национальных интересов особенно важно в нашу эпоху, когда современный мир представляет собой сложнейшую систему взаимодействия реальных национальных государственных интересов, когда чрезвычайно возросла взаимозависимость всех народов и государств. В этих условиях важнейшей задачей политиков является умение сочетать национальные государственные интересы с перспективой сохранения мира на земле. Современное понимание национальных интересов России нашло отражение в двух стратегических документах – Концепции национальной безопасности и Концепции внешней политики. Концепция внешней политики утверждена Президентом РФ В.В.

Зафиксированное в Концепции смещение акцентов в представлении о величии держав вносит важные коррективы в национальные приоритеты, выводит на передний план задачи экономической и социальной модернизации, превращения России в сильную и успешную страну – прежде всего в экономическом отношении. С учетом этого еще более весомым выглядит положение Концепции о том, что важнейшими компонентами национальной мощи Российской Федерации становятся сегодня интеллектуальные, информационные и коммуникационные возможности, благосостояние и образовательный уровень населения, баланс научных и производственных ресурсов, концентрация финансового капитала и разнообразие экономических связей. Россия активно вовлечена во все мировые процессы, включая глобализацию. Для России глобализация таит в себе немало опасностей. Задача внешней политики – помочь минимизировать эти опасности, в частности, содействовать формированию таких международных механизмов, которые обеспечивали бы наиболее благоприятные условия устойчивого развития российской экономики, ее органичное встраивание в систему мирохозяйственных связей при должном учете факторов, определяющих экономическую безопасность страны. Поэтому Россия ведет трудные переговоры с ВТО, стараясь связать вступление в эту организацию с выгодными для национальногосударственных интересов условиями.

Россия является основой Евразии, которая ландшафтно, географически, климатически, лингвистически, религиозно-идеологически и культурно объединяет евразийские Запад и Восток.

  • географическим положением;
  • значительным интеллектуальным потенциалом;
  • мощным военным потенциалом (особенно в части ракетно-ядерного вооружения);
  • духовной ориентацией на Православные ценности.

Одним из условий формирования монополярного мира является устранение России как геополитического субъекта. Для России это означает утрату экономического и государственного суверенитета.

Основной источник геополитической угрозы - транснациональное сообщество и Соединенные Штаты, претендующие на доминирование во всем мире с устранением всех возможных альтернативных сил в пределах монополярного мира.

Геополитическое положение России и политическая ситуация во всем мире определяют ее объективные геополитические интересы, то есть необходимые для ее развития глобальные условия.

Геополитические интересы России

Геополитические интересы России заключаются в желаемых: типе цивилизационного устройства; геополитической конфигурации мира и ее месте, и роле и в ней; степени влияния на ориентацию цивилизационных процессов; типе цивилизационного устройства, который определяется принципами, в соответствии с которыми создается Мировое сообщество.

Россия заинтересована, чтобы мир базировался на принципах:

Готовые работы на аналогичную тему

Россия заинтересована в создании такой геополитической конфигурации, при которой были бы наиболее выгодные для страны: расстановка геополитических центров силы, их разделение по геополитическим союзам, экономическому, военному и духовному потенциалу, уровню влияния на развитие экономической и духовной сфер жизни, а также Цивилизации в целом и состояние ее безопасности.

Россия заинтересована в:

  • развитии многополюсного геополитического мира, в котором каждая из стран представлена достаточно могущественным и самостоятельным центром геополитической силы;
  • сохранении государств в качестве главных субъектов международного права, так как только государства имеют право олицетворять, представлять и защищать различные множественные права народов, все грани народной самобытности;
  • недопущении превращения разных транснациональных образований в субъекты международного права, так как они являются клановыми структурами, поддерживающие частные, главным образом материальные интересы в материальной сфере;
  • установлении мира ненасильственным путем, когда военная или иная сила может использоваться только с целью защиты прав народов, в ситуациях, законодательно закрепленных в международно-правовых документах;
  • создании эффективной международно-правовой базы регулирования жизнедеятельности Человечества, создания дееспособных органов управления развитием цивилизации, возрождении влияния и авторитета ООН, с превращением ее в главный орган реализации международного права.

Современная геополитическая ситуация в мире

Лидирующий геополитический статус принадлежит Соединенным Штатам. Америке принадлежит мощная экономика мира, военная мощь, сеть военных баз и ТНК, передовые технологии. Штаты являются на сегодняшний день фундаментом мировой финансовой системы. Америка - постоянный член СБ ООН. Ее геополитическая идея нацелена на мировое доминирование.

США находится одновременно в состоянии мира и войны с глобальной теневой сетью. Страна представляет собой достаточно хрупкую межнациональную и искусственную конструкцию. Американский национальный и социальный мир держится на политической безграмотности граждан, материальном благополучии населения и пафосе первой державы мира.

Сейчас американское государство и общество находится в состоянии системно-цивилизационного, финансово-экономического кризиса с непредсказуемыми последствиями.

Китай обладает вторым геополитическим статусом. Страна обладает третьей экономикой планеты, имеет высокую динамику развития, набирает мощь военного потенциала. Китаю в недалеком будущем пророчат мировое лидерство. В силу культурно-цивилизационной автономии, страна может стать экономическим, военным лидером. Однако духовным лидером, объединителем цивилизаций Китай быть не может. У страны не наблюдается стратегия и концепция такого лидерства.

Возможно в ХХI веке Китай станет лидером восточноазиатского региона, он обладает целым рядом параметров первой величины. В КНР настойчиво раскручивается идеология расширения жизненного пространства.

Начинают претендовать на роль мировых игроков и набирают обороты комплексного развития Европа, Южная Америка, исламский мир, Индия.

Читайте также: