Национальная одежда тувинцев кратко

Обновлено: 01.06.2024

Текст: Роланда Ховалыг | Фото: из фондов Национального музея

В фондах Национального музея хранятся и экспонируются коллекции тувинской национальной одежды конца XIX – начала ХХ вв., насчитывающей более 300 ед. предметов, аксессуаров к одежде: мужских, женских украшений и курительных принадлежностей Маньчжурского периода истории Тувы. Бесценным источником по истории Тувы начала ХХ века являются черно-белые фотографии, выполненные первым директором Тувинского музея, краеведом, фотографом, писателем В.П. Ермолаевым.

Одежда тувинцев, как и вся сложившаяся веками их материальная культура, была приспособлена к кочевому образу жизни в условиях горно-степной и горно-таежной природной среды. Она создавалась и трансформировалась на протяжении нескольких столетий. Изменение и развитие ее деталей связаны с историей тувинского народа.

Известный ученый-тувиновед С.И. Вайнштейн выявил несколько основных историко-генетических слоев в культуре одежды тувинцев: раннекочевнический (от скифского до хуннского времени, VIII-II вв. до н.э.); озднекочевнический (древнетюркское время, VI-XII вв.); средневековый монгольский (XIII-XVIII вв.); восточноазиатский (с ХVIII до начала ХХ в.).

Традиционная верхняя одежда тувинцев состоит из длиннополого распашного халата под названием тон. Различия в мужской и женской одежде были только в цветах, оттенках и нескольких деталях.

Основные черты тувинской национальной одежды начали формироваться в скифское время. В ее основе лежит туникообразный покрой, похожий на покрой кимоно. Об этом свидетельствуют найденные в курганах скифского периода дождевики (хевенек) из войлока.

Кроили тон из одного прямоугольного широкого полотнища, перекинутого со спины на перед с вырезом для головы, который выкраивался по размеру и форме пиалы. Туникообразный покрой в основе одежды тувинцев сохранился до наших дней.

Капорообразный головной убор скифского периода с островерхой тульей и мысом, опускающимся на затылок, хорошо приспособленный к условиям быта в открытых степях и к верховой езде, сохранился у тувинцев и монголов до начала ХХ века (шиш баштыг борт, в некоторых кожуунах их называют малагай).

Традиция ношения тувинскими женщинами накосных украшений восходит к скифскому времени, о чем свидетельствуют находки таких украшений в курганах Центральной Азии. Накосные украшения замужних женщин-тувинок (чавага) XIX в., которые хранятся в нашем музее, имеют основание из серебряной плоской пластины, а не круглой, видимо в XIX в., как и поясные подвески, они модифицировались. Не сохранились подлинные девичьи накосные украшения боошкун, салбак. Но в фондах музея имеются девичьи накосники, изготовленные в середине ХХ в., в советское время.

Ранние кочевники носили длинные штаны из овчины (кулажы чувурлер) и мягкую кожаную обувь (майтак хом идиктер). Скотоводы Саяно-Алтая уже в скифское время знали войлочные чулки (кидис уктар). Традиция носить войлочные чулки сохранялась у кочевников (в том числе и у тувинцев-скотоводов) до недавнего времени. Примечательно, что верхний край чулков, выступавших над обувью, у населения Алтая в скифское время, так и у современных тувинцев и монголов украшался нашивными аппликациями. Об этом свидетельствуют хранящиеся в наших фондах несколько пар подлинной кожаной обуви кадыг идик в комплекте с войлочными чулками, которые одеваются вовнутрь таких сапог.

В хуннское время заметно влияние на костюм хунну со стороны оседлых народов Восточной Азии. Головные уборы хуннов представляют собой шапки, сшитые из двух одинаковых войлочных кусков, имеющих широкую тулью с овальным верхом и полями, прикрывающими уши. Сшиты обе половины продольным швом. Такая форма головных уборов у тувинцев прослеживается в обычае выкраивать головные уборы с широкой тульей и охватывающими ее полями, сшивавшимися из двухх половин. Называли такие повседневные головные уборы в начале ХХ в. в разных кожуунах по-разному: калбак бѳрт – у центральных тувинцев, овууза – в западных районах, бүдээлге – у тоджинцев (северо-восток Тувы). Островерхие головные уборы шиш баштыг бѳрттер или малагай также бытовали у хунну. Об этом свидетельствуют древние изображения фигурок хуннуских всадников. Еще в начале ХХ века такие повседневные капорообразные головные уборы калбак бѳрт и малагай широко бытовали у населения Тувы, о чем свидетельствуют фотографии В.П. Ермолаева и наличие в наших фондах большого количества таких головных уборов.

Следующий позднекочевнический слой в одежде восходит к древнетюркскому времени, когда на территорию Тувы проникают племена тюрков-тюгю с характерными для них этнокультурными традициями, оказавшими значительное воздействие на последующее формирование культуры тувинского этноса. Археологические раскопки позволяют судить о материале, из которого шили одежду древние тюрки (выделанная кожа животных, мех, шерстяные ткани и шелк, которые привозились по Великому шелковому пути из Китая), а также о покрое некоторых ее видов, об украшениях и облике людей. Из различных источников известно, что древние тюрки носили распашную одежду, подпоясывая халат кожаным ремнем с металлическими бляхами.


Одежда чиновника хошунного уровня (Чайзан, Мээрен)

Существенной частью костюма служил кожаный пояс, обычно богато украшенный нашивными бронзовыми, серебряными и даже иногда золотыми бляхами и пряжками. Подобные украшения пояса, найденные в курганах древнетюркского времени, упоминаются в различных письменных источниках, в том числе в енисейских древнетюркских надписях. Обычно для украшения пояса служили четырехугольные, полукруглые, иногда сердцевидные бляхи с прорезями в нижней части. У поясов были своеобразные фигурные пряжки (кур дергизи), служившие для подвешивания оружия (сабли, кинжалы) и других мужских принадлежностей (например, курительных).

Кожаные пояса с наборными бляхами, бытовавшие у тувинцев еще в конце XIX века – пример сохранения традиций древнетюркского костюма. Один из таких поясов, который был обнаружен в древнетюркском кургане Кара-Чоога (Сут-Холь) в 1954 г. экспедицией С.И. Вайнштейна, хранится в нашем музее.

Костюм мужчины дополнялся оружием, висевшим на поясе – кинжалом или мечом (или саблей). Их изображения на каменных изваяниях встречаются довольно часто. В стеларии нашего музея представлены каменные стелы, изваяния, оленные камни разных исторических периодов Тувы.

Существенный историко-генетический слой в одежде тувинцев связан со средневековым послемонгольским развитием, когда в этнических и культурных процессах важную роль играли монгольские племена, интенсивно проникавшие в Туву, начиная с XIII в.

Монгольский слой в истории тувинского костюма характеризуется использованием кушака (пос курну ажыглап эгелээн), кожаной обуви с загнутым вверх носком и многослойной войлочной подошвой (кадыг ытпак баштыг хом идик), а также традиционной распашной туникообразной одеждой, стан которой выкраивали по типу кимоно.

Матерчатые кушаки из цветной ткани (пос курлар), вытеснившие у тувинцев кожаные наборные пояса (хом курлар), были типичной частью одежды того времени у монголов, которые были описаны как европейскими, так и китайскими путешественниками.

Это были последние заметные изменения в формировании традиционного тувинского костюма, и в таком виде он сохранился до наших дней.

В начале ХХ в. в процессе конфискации имущества феодалов в наш музей поступили чиновничья одежда маньчжурского периода, предметы быта, атрибуты шаманизма и буддизма конца XIX – начала ХХ в. Среди них есть одежда и вещи верховного правителя Тувы – амбын-нойона. Сейчас нет информации о том, какие именно предметы были конфискованы у салчакского нойона Идам-Сюрюна, какие – у амбын-нойона или у какого-то другого тувинского чиновника. Тем не менее, по китайским символическим знакам маньчжурской власти несложно определить халат с рисунком моря, символизирующий высший чин – амбын-нойона и чиновничий головной убор амбын-нойона с белым шариком – чинзе.

Тувинский национальный тон имеет много разновидностей в зависимости от сезонов года.


Терлиг тон замужней женщины

С меховым тоном зимой надевали другие меховые вещи: головные уборы, наушники (чаактааштар), брюки (алгы чувурлер), наколенники (огдешки), муфту (туткуй) или варежки (чулдургууш), а также кожаные сапоги с войлочными носками (кидис уктуг хом кадыг идиктер). К великому сожалению, эти разновидности зимней тувинской одежды, кроме обуви, в наших фондах отсутствуют. Только детские чулдургууш (варежки) восстановила по памяти в 1989 г. народная мастерица С.Д. Сержи, уроженка Сут-Холя.

В фондах Национального музея Республики Тыва хранятся семь подлинных терлик тон. Два из них поступили в музей от Тувинского национального театра в 1955 г., благодаря комплектованию ученого-исследователя, в то время сотрудника нашего музея С.И. Вайнштейна. Видимо, в 1920 – 30-ые годы конфискованное имущество зажиточных баев Министерством культуры ТНР сдавалось в музей и театр, а тувинская национальная одежда, в основном передавалась театру. Возможно, и до настоящего времени в костюмерном цехе муздрамтеатра имеются подлинные предметы тувинской национальной одежды. Переданные в 1950-х годах два терлик тона видимо, китайского фабричного изготовления, изготовлены в конце XIX в. Их отличает изношенность, видимо, из-за долгого хранения. Заметно, что владели ими состоятельные тувинцы из зажиточных семей.


Кадыг идик — кожаная обувь с войлочными чулками

В фондах музея имеется эдектиг тон, закупленный в 1959 г. на выставке ВСХВ в г. Москве (инв. № 3355), сшитый из блестящего серого шелка с геометрическими и растительными орнаментами в виде цветка и меандра, с манжетами из красного плюща. Этот тон отличается от остальных материалом и технологией изготовления: шелк ближе китайскому, а шитье тувинское. Его можно датировать началом ХХ в.

Сейчас забыта традиционная тувинская свадебная одежда, сведения о которой мы находим в трудах ученых. Три вида баштангы – свадебного головного убора невесты, можно увидеть в нашем музее. Один из них – это полный комплект, состоящий из тюбетейки и чепрака. Подлинный думаалай – покрывало на голову и лицо невесты – поступил в музей в начале ХХ в. и является единственным подобным экземпляром.

В фондах отсутствуют многие разновидности тувинской национальной одежды, которые широко бытовали среди населения до начала ХХ в., такие как шегедек – безрукавная женская длиннополая одежда, хурме – меховая короткополая шуба мехом наружу с широкими рукавами, ѳгдешки – наколенники, чулдургууш – варежки, туткуй – муфта, хевенек – войлочный дождевик-кафтан, шекпен тон – тон из шерсти и т.д. Перед музеем стоит неотложная задача – попытаться их восстановить по историческим материалам, консультациям пожилых людей и фотографиям В.П. Ермолаева.

Затерянные среди кольца Саянских гор тувинцы всегда ощущали обособленность и изолированность от мира. В древности в формировании народности участвовали монголы, тюрки, саксы, скифы. Результатом смешения культур оказалась самобытная тувинская народность, в жизни которой тесно переплелись буддизм, шаманизм, уникальное горловое пение и национальная борьба хуреш.

Название


Где живут и численность

Специалисты оценивают численность нации в 300 000 человек. Российская перепись 2010 года показала, что на территории страны проживает 263 934 тувинца. Большая часть — около 250 000 человек, находится на территории Республики Тыва, в исторической зоне обитания. Живут тувинцы и в других регионах России:

  • Красноярский край — 2 939 чел.
  • Иркутская область — 1 674 чел.
  • Новосибирская область — 1 252 чел.
  • Томская область — 983 чел.
  • Хакасия — 936 чел.
  • Бурятия — 909 чел.

В других государствах число тувинцев меньше из-за процессов длительной ассимиляции, однако существует ряд национальных диаспор, где сохраняются культурные и языковые традиции народа. Среди них:

  • Аймаки Хувсгел, Ховд, Баян-Улгий в Монголии — порядка 5000 чел.
  • Синьцзян-Уйгурский автономный район в Китае — порядка 3300 чел.

Подавляющее большинство представителей народности, 283 000 человек, знают родной язык, относящийся к тюркской ветви, саянской группе. На формирование языка значительное влияние оказали вторгнувшиеся в регион современного расположения Тувы уйгурские и кыргызские племена, смешавшиеся с тюркским населением.
В древние времена при переписке тувинцы пользовались монгольским языком, собственной письменности не существовало. Первый алфавит разработали в 1926 г. на основе русской графики, в 1930 г. его сменил латинский вариант. 1943 г. ознаменован появлением нового кириллического варианта алфавита, применяемого сегодня. В Республике Тыва национальный язык используется повсеместно в быту, культуре, СМИ. Распространены русский, монгольский.

История

Схожие генотипы тувинцев и американских индейцев указывают на наличие общих предков. Согласно исследованиям, древние племена, мигрировавшие из Восточной Сибири 15 000 лет назад, частично осели на территории Саянских гор. Часть пересекла ледовый перешеек в Северную Америку, положив начало развитию индейских племен.
Начало формирования тувинской народности приходится на конец первого тысячелетия нашей эры. Тогда на территории современной Тувы обитали разрозненные индоевропейские, самодийские, кетоязычные племена. Археологические находки доказывают связи со скифами, племенами Казахстана и Монголии, сакскими племенами.
К VIII веку регион находился под влиянием могущественного Тюркского каганата, который в конце столетия разбили тюркоязычные племена уйгурского происхождения, вторгнувшиеся на территорию Тувы, оказавшие влияние на этногенез и формирование национального языка. Столетие спустя тувинцев захватили енисейские кыргызы, быстро ассимилировавшиеся с местным населением.


Первичное формирование национальных особенностей завершилось в XIII—XIV веках, когда в регионе обосновался ряд монгольских племен, оказавших значительное влияние на внешность тувинцев. В этот же период тувинские племена находились под властью монгольских ханов: существует версия, что мать Чингисхана происходила из этой народности. Упадок Монгольской империи привел к появлению нескольких ханств: тувинские земли входили в состав Ойратского, а затем Джунгарского ханства. В 1755-1766 гг. регионом овладевают войска Цинской империи: тувинцы попадают под власть Маньчжурии. В этот период введена воинская повинность, укреплена феодальная организация общества, произведен раздел на административные территории.
С 1860 г. российским и китайским купцам разрешена беспрепятственная торговля на территории Тувы. Начинается активное освоение земель русскими переселенцами. Это положило конец изоляции Тувы, привело к появлению современных предметов быта, жилищ, одежды. Торговля с несведущими в деле тувинцами велась по завышенным ценам, что привело к резкому сокращению скота у населения.
В начале XX века между Россией, Монголией и Китаем начались политические споры относительно стратегически привлекательного Урянхайского края. В результате в 1912 г. тувинцы предпочли Россию, попросив у государства защиту и покровительство: в 1914 г. российский император включил край в состав страны.
1922 г. — образовано независимое государство Народная Республика Танну-Тува, или Тувинская Народная Республика. В годы Великой Отечественной войны тувинцы добровольцами уходили на фронт, где стали настоящей грозой вермахта. Привычные к ограничениям в быту, они отличались храбростью и отчаянно сражались. Народ отдал на нужды войны всех лошадей, отличавшихся особой выносливостью. А для комплектации союзных войск лыжами были вырублены уникальные, встречающиеся лишь в республике березы, отлично подходящие для этих целей.


Дальнейшая история народа неразрывно связана с Россией:

Внешность

В процессе формирования внешности народности участвовали тюркские, индоевропейские, монгольские, кетские племена, саксы и скифы. Жителей Тывы относят к североазиатской расе, точнее — монголоидному центрально-азиатскому типу.
Отличительные особенности внешности:

  • средний рост;
  • атлетическая или худощавая фигура;
  • черные жесткие волосы;
  • темные глаза с эпикантусом;
  • слабая растительность на лице и теле;
  • широкое и высокое лицо;
  • слабо выступающий нос.

Кочевой образ жизни сделал тувинцев сильными, выносливыми, проворными. Народ отличался храбростью, вспыльчивым характером, чувством собственного достоинства. И по сей день ментальность отличается склонностью к обособлению народа, чья страна затеряна среди отрогов Саян, скрытая от других регионов и наций.

Одежда

Национальный костюм тувинцев разнообразен, богат яркими красками и декором. Одежду шили из покупных тканей, войлока собственного производства, выделанных шкур домашних и диких животных. Традиционная летняя одежда — халат монгольского кроя, длинный, запахивающийся направо, дополненный поясом. Одежда была однотонной — фиолетовой, зеленой, синей, красной, желтой. Верх наряда украшал стоячий воротник, собранный из разноцветных полос ткани.
В межсезонье носили короткие овечьи шубы мехом наружу, зимой заменяли длиннополыми, застегивающимися с правого бока. Обувь — сапоги из сыромятной кожи с вытянутыми и загнутыми вверх носками. Праздничные пары украшались аппликациями с геометрическими, растительными, анималистическими орнаментами. Зимой дополнительно надевали войлочные чулки.
Женщины ценили украшения, имея их вдоволь: тувинцы считались искусными ювелирами. Предпочитали кольца, перстни, браслеты с гравировками, массивные серьги. Металлические пластины, декорированные драгоценными камнями, вплетали в две косы. Мужчины переднюю часть головы обривали, из оставшихся волос собирали одну косу.


Непокрытая голова женщин не приветствовалась, обязательно носили платки, шляпы. Популярны были шестиклинные шапки, шляпы с высоким остроконечным верхом, отороченные по полям мехом. Замужние украшали их меховыми кистями, красными лентами. Узоры и вставки того же цвета крепились поверх костюма на грудь: считалось, что красные оттенки прогоняют злых духов.

Семейный уклад


Жизнь

По роду занятий и территориальному распределению тувинцы делились на восточных и западных.

  1. Восточные тувинцы (тоджинцы) — оленеводы и охотники, кочевавшие в горной местности Восточных Саян. Охотились на пушных, копытных зверей: шкуры первых продавали, мясо и шкуры вторых использовали для шитья одежды, обустройства жилища, пищи.
  2. Западные тувинцы — скотоводы, занимавшие равнинные и предгорные западные районы. Преобладающая деятельность — кочевое скотоводство, пасли яков, верблюдов, лошадей, овец. Во время летних стоянок занимались земледелием, сеяли ячмень и просо, прорывали искусственные каналы для орошения полей.

Большую роль играло собирательство кореньев, орехов, трав: запасы сараны доходили в аале до нескольких сот килограммов. Традиционный народный промысел — создание войлочных изделий: одежды, обуви, ковров, циновок, укрытий для юрт. Мужчины занимались кузнечным, столярным делом, женщины выделывали кожи, создавали берестяные изделия.


Жилище

Традиционное тувинское жилище — юрта, сложенная из решетчатых стенок-основ, скрепленных внутри обручем, образовывавшим окошко для выхода дыма. Основу покрывали войлоком, скрепленным веревками. Западные тувинцы устанавливали конические чумы, летом покрывавшиеся берестой, зимой — шкурами животных.
В центре тувинского жилища находился очаг: символ благополучия, наделяемый сакральным значением. Ежегодно шаманы устраивали обряды приветствия и кормления духа-огня в каждом доме. В повседневной жизни следить за очагом надлежало женщине, поскольку огонь имел в представлении тувинцев женскую природу и назывался От-ине: реальное воплощение женщины-хранительницы домашнего очага.
Правая половина юрты женская: здесь хранилась утварь, одежда, предметы быта. Слева располагались мужчины и предметы мужской зоны ответственности: войлок, оружие, столярные инструменты, орудия охоты, загона скота. Напротив входа оборудовали свободную зону для приема гостей. По бокам юрты размещали металлические сундуки с изысканной ковкой, на стены вешали кожаные мешки с запасами зерна, масла, чая.


Культура

Достояние тувинского народа — уникальное горловое пение хоомей. Мастерство исполнителей позволяет добиваться звуков разных тонов не движениями голосовых связок, а сокращениями диафрагмы: из-за постоянного давления на внутренние органы профессиональные певцы чаще других болеют, имеют меньшую продолжительность жизни.
Горловое пение зародилось благодаря окружающей обстановке: расположенные в пустынных полях юрты пронизывались звуками ветра и дождя, криками птиц, животных. Человеческий слух не способен различить диапазон звуков горлового пения полностью, однако доказано его влияние на подсознание, животных. Самым знаменитым хоомейжи называют монгольского война, известного как Соловей Разбойник, убивавшего громогласным свистом.


Религия


Традиции

Погребальные традиции также тесно связаны с культами солнца и огня: в прошлом покойников сжигали, а дома усопших окуривали ветками лиственницы. Позже умерших начали выносить далеко в тайгу: оставляли на земле, вокруг сооружая надгробие.
В последний путь тувинцев провожали аплодисментами: считалось, что громкие звуки отгоняют злых духов. Хлопанье в ладоши настолько ассоциировалось с похоронами, что детям запрещали хлопать во время игр, а если такое случалось, рисовали на ладошках защитные крестики.
Ежегодно в конце лета отмечается национальный тувинский праздник Наадым, ранее проводившихся для объединения родоплеменных связей, почитания духов предков. Сегодня на празднике возрождают национальные традиции народа. Среди обязательных элементов гуляний:

  • Горловое пение;
  • Национальная борьба хуреш. Борьба похожа на сумо, поэтому тувинцы не раз показывали себя отличными сумоистами. Самые знаменитые из них — Баткар Баасан и Аяс Монгуш;
  • Конные скачки, где наездниками выступают дети с 3-5 лет;
  • Стрельба из лука в мишень;
  • Выставка изделий из войлока;
  • Дегустация блюд национальной кухни;
  • Красочное представление по мотивам истории народности.



Национальное тувинское блюдо — кровяная колбаса. В тщательно промытые бараньи внутренности заливали сцеженную кровь, из специй использовали соль и лук. Верх завязывали узлом и протыкали палкой, затем опускали заготовку в кипящую воду на несколько часов. По готовности нижнюю часть колбасы скармливали духу огня, верхнюю, с палочкой, относили главе рода. По традиции кусок колбасы или часть туши (для приготовления одного обеда) обязательно раздавали каждому члену аала.

Известные тувинцы

Самый известный тувинец — министр обороны России Сергей Шойгу. Интересно, что его настоящее имя Шойгу, а фамилия — родовое имя Кужугет. То есть при рождении будущий министр был Шойгу Кужугет: Сергеем он стал лишь в зрелом возрасте при получении документов.


Любовь Суван-ооловна АДЫГ-ТЮЛЮШ, учитель допобразования Сосновской общеобразовательной школы Тандинского кожууна.

Работы, посвященные изучению тех или иных сторон традиционной культуры, в последнее время принято стало предварять оговорками о том, что такого рода исследования являются традиционными для отечественной этнографии. Традиционная одежда, пожалуй, нуждается в такой оговорке более, чем любое другое явление традиционной культуры. Итак, хотя тема нашей статьи в целом не является новой, тем не менее предлагаемый нами подход и применение его на практике мы берем на себя смелость назвать во многих отношениях вполне новым. Мы попытаемся рассмотреть традиционный комплекс одежды тувинского народа, как проявление некоей единой культурной общности и это единство, насколько возможно, увидеть и в мелочах.

Пока человек жил в пещере, о красоте своей “одежды” он думал немного. Спасаясь от холода, наш пращур с немалым искусством пускал в дело все имевшиеся у него под рукой резервы. В ход шли шкуры животных, кора деревьев, листва. Эта практическая потребность прикрывать свое тело, чтобы согреть его, уберечь от ссадин и синяков, и послужила исходным толчком к созданию костюма. Тут уж, как говорится, “не до жиру, быть бы живу”. Собственно, “изобретение” одежды и есть следствие борьбы человека за свое существование.

Постепенно с развитием цивилизации к одежде начинают предъявлять другие требования. Одежда уже не только предохраняет человека от различных жизненных невзгод, но и служит украшением. Так, чтобы прослыть “человеком со вкусом” древнему египтянину следовало носить льняной передник, который крепился на бедрах при помощи кушака или пояса. А в Древнем Риме “модной” одеждой считалась туника — “безразмерная” рубашка, образованная из сложенного пополам куска материала, в центре которого было отверстие для головы, а по бокам — для рук, и т.д.

В комплекс традиционного тувинского костюма на протяжении веков входят халат (тон), пояс (кур), головной убор (бөрт), безрукавная одежда (кандаазын, шегедек, хөректээш), короткополая куртка (хүрме), брюки (чүвүр), сапоги (идик), носки (ук), наколенники (өгдешки), муфта (чүлдүргүүш), подвески поясные (дерги) и украшения (каасталга).

Одежда — не только способ защиты, украшения, она имеет гораздо большее значение в культуре каждого народа. Одежда указывает на пол, возраст, социальный статус, профессию, даже на черты характера своего обладателя.

Теплая верхняя одежда тувинцев – кышкы тон.

Покрой тувинской одежды был связан с условиями и образом жизни населения. Изготовление тона зависело от сезона, для которого предназначена одежда: демисезонная, летняя, зимняя. Одежда различалась и по своему назначению: повседневная, праздничная, промысловая, культовая, ритуальная, спортивная.

К числу зимней будничной одежды относились следующие виды кышкы тонов: хураган кежи тон (эта шуба считалась праздничной, нарядной), который обычно шили из разных шкурок подросших ягнят и тодарлыг тон. Они всегда покрывались тканью, которая прошивалась мелкими стежками. Внутренняя меховая часть компоновалась с большим вкусом: мех должен был иметь одинаковую длину ворса, равномерную густую шерсть и сочетание по цвету. При цветовом подборе шкурок учитывалась естественная гамма шерсти ягнят: серых, черных, коричневых и т. д.

Наиболее популярны зимой были шубы негей тон и аскыр негей тон. Они не покрывались тканью, т. е. были нагольными. Отличие между ними состояло в том, что негей тон изготовлялся из шкур взрослых особей баранов, овец, домашних коз. Длина ворса у них обычно 4-5 см. При этом использовались шкуры животных, перенесших зиму, поскольку качество их шерсти было лучше.

Зимняя одежда была темных расцветок, а летние ткани были более светлых расцветок (летом население пользовалось видами халатов терлиг тон, шыва тон, эдектиг тон, объединенных общим названием чайгы тон. Они шились из ткани с тканевой же подкладкой).

Во-вторых: деталь улуг-хой раскраивается цельно (в отличие от монгольского тона, который раскраивали как две разные части впереди);

Символы цвета в национальных костюмах.

Символы вбирают в себя интеллектуальную информацию, волевые устремления, эмоциональный опыт человека, фиксируя все это в упрощенных формах. Практически у каждого народа выработалась своя система знаков, символов и цветов, часто родственная с подобными системами соседних народов и труднодоступная или непонятная с первого взгляда для представителей другой культуры. Среди различных систем выделяется символика одежды разных народов, которая на протяжении тысячелетий отражала своеобразие духовного мира людей. Поэтому изучение именно символики и цветов традиционного тувинского костюма позволяет лучше понять некоторые материально-этнические, философские аспекты жизни народа на протяжении столетий.

Среди символов, использовавшихся в национальной одежде тувинцев, можно выделить систему символов цвета и систему буддийских знаков.

Наиболее универсальной, доступной для реализации, была система символов цвета. Говоря об использовании символа разных цветов, следует сказать, что у тувинцев есть много общего с культурой других народов, в частности, с монголами, тибетцами, и есть присущие только себе особенности.

Значение цвета

Для того чтобы сшить тувинскую национальную одежду, нужно правильно подобрать цвета в соответствии с возрастом и статусом. Для детей и молодежи наиболее подходят яркие цвета, а людям зрелого возраста – более приглушенные; для девочек подходят розовые, красные цвета, а для мальчиков – голубые, синие.

Рассмотрим значения цветов в тувинской культуре с некоторыми сравнениями: самые распространенные цвета — белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый, коричневый. Они выражают характеристику явлений, предметов, людей, эмоциональное состояние, нравственные категории, геосимволику.

Противопоставляется белому цвету черный. В контексте тувинской символики, как и монгольской, он олицетворяет разные понятия и характеристики, в отличие от тибетской системы, где черное однозначно олицетворяет все злое и мрачное. Для тувинцев черный цвет, с одной стороны, — это зло, несчастье, сокрушающая сила, нищета, с другой стороны, — несметные богатства, неисчислимое множество, чистота природных явлений, а также часть народа, жившая на севере и отколовшаяся от своего основного этнического состава, а в одежде этот цвет использовали, желая, с одной стороны, призвать силу и богатство, с другой стороны — выразить принадлежность хозяина одежды к северной стороне света.

Цветовая традиция в одежде тувинцев.

Женская одежда была похожа на мужскую и различалась только по цвету, и костюм украшался яркими цветами и орнаментом (это тоже имело значение), тогда как у мужчин цвета и украшения отличались сдержанностью.

Вдовы носили одежду мужских цветов (черный, синий, коричневый), этим показывали окружающим, что функции мужчины они берут на себя.

Пожилые женщины носили одежду более темных цветов, так как наличие мужских особенностей во внешнем облике и манерах поведения пожилых и старых женщин было распространенным явлением.

Костюм пожилого мужчины почти не менялся.

Для проведения исследовательской работы нами был изучен ряд литературы. На основании чего и проведено исследование национальной одежды тувинского народа. В национальной одежде продолжает жить стремление тувинского народа к красоте. По национальному костюму можно изучать историю народа.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что цветовая символика играла большую роль в традиционной национальной одежде тувинцев. Мы попытались проследить динамику изменения цветовой гаммы в костюмах мужчин и женщин в зависимости от возраста и пришли к выводу: детская одежда мальчиков и девочек до трехлетнего возраста не отличалась ни кроем, ни цветом и была традиционно мужских цветов (черный, синий, коричневый). Одежда юношей и девушек уже различалась по крою и цветам, делилась по половому признаку, имела характерную особенность — яркие цвета, что символизировало период полового созревания. Одежда зрелых людей имела четкие различия, исключение составляли вдовы. Пожилые мужчины и женщины носили одежду мужских цветов, здесь можно провести параллель с детским костюмом.

Таким образом, яркие цветовые отличия в одежде мужчин и женщин наиболее выражены были в период юношества и зрелости, то есть, связаны с периодом половой активности. Данная тема имеет множество неизученных аспектов и поэтому исследования по изучению национальной одежды тувинцев необходимо продолжать.

TUVAN PEOPLE'S REPUBLIC ░░ запись закреплена

ТУВИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
______________________

Традиционный тувинский костюм менялся и создавался на протяжении нескольких столетий. Заметные изменения он претерпел в годы ига маньчжурской династии и в таком виде с середины XVIII века сохранил свой основной облик до наших дней. Традиционный тувинский костюм, бытовавший до маньчжурской экспансии, выглядел иначе, чем теперь. Халат не имел стоячего воротника вокруг шеи, а глубокий запах левой стороны халата на правую сторону образовывал небольшой V-образный угол.
В полный комплект верхнего тувинского костюма тогда и позднее входили халат (тон), пояс (кур), головной убор (бөрт), безрукавная одежда (кандаазын, шегедек, хөректээш), короткополая крутка (хурме), брюки (чүвүр), сапоги (идик), носки (ук), наколенники (дешки), муфта (чулдургууш), подвески поясные (дерги) и украшения (каасталга).
Рассматривая одежду тувинцев в системе символов, можно выделить костюмы детский, девичий, юношеский, невесты, жениха, женщины, мужчины, пожилых и старых людей.

Костюм пожилых и старых людей —
Женщины старшего возраста не могли уже позволить себе наряжаться, как прежде. Роскошные серьги, перстни, браслеты, гребни они заменяли на более простые. А накосные подвески не надевали вовсе. В возрасте 50-55 лет было принято раздавать свои украшения дочерям и молодым родственницам. В то время привычной вещью пожилой женщины могла стать длинная курительная трубка, которую она хранила с кисетом за пазухой.
В отношении же женщин, которые до старости дожили без детей и мужа, т.е. не реализовали себя как женщину-мать, существовали суровые традиции: старые девы (дулгуяк кадай) раньше носили мужскую одежду или же одну косу (кежеге), как мужчины.
Костюм пожилого мужчины почти не менялся. Если он еще оставался на государственной службе, то одежда его регламентировалась особым документом. Мужчины конца пятого возраста (от 46 до 60 лет) и шестого возрастов (от 61 до 81 года), как и женщины, переходили на более скромную одежду, передавая по наследству потомкам тяжелые меховые шубы, серебряные изделия и т.д. В то же время бытовала традиция благотворительной передачи еще добротной одежды от молодых к пожилым людям.
Пояс продолжал оставаться необходимым для любого халата латаного или добротного. Мы говорили о бытовавшем в старину суеверном символизме пояса, заставлявшем урянхайцев беречь свои пояса. Вот почему нельзя ни дарить, ни продавать пояс. После смерти человека достигшего старости, его одежду оставляли неподалеку от погребения. Только пояс возвращался сыновьям, так как считалось, что при жизни человека он был вместилищем его души.

Читайте также: