Начальный детский лексикон кратко

Обновлено: 05.07.2024

Начальный детский лексикон может быть охарактеризован через закономерности его формирования.

1. Наличие лепетных комплексов в составе лексикона

2. Наличие стандартного набора понятий.

3. Преобладание звукоподражательных слов.

4. Наличие протослов.

5. Тесная связь лексикона с практическим действием ребёнка.

6. Диссоциация в развитии активного и пассивного словаря ребёнка.

В начальном детском лексиконе особое место занимают лепетные комплексы. По своему звуковому составу они сходны со словами. Но в отличие от слов они не обладают ещё грамматическими значениями. Лепетный комплекс может служить словесным знаком тогда, когда он связывается с определёнными, повторяющимися ситуациями.

В начальном детском лексиконе существует определённый набор понятий, которыми овладевают все дети, несмотря на индивидуальные различия между детьми. Исследователи установили основные группы слов, появляющиеся в речи детей. К ним относятся:

1. Окружающие ребёнка лица.

2. Птицы и животные.

3. Природные явления.

9. Падение чего-нибудь.

10. Исчезновение чего-нибудь.

15. Предметы в доме.

16. Естественные потребности.

17. Состояния (больно )

18. Некоторые действия и намерения ( дай, на ).

19. Согласие ( да, неа ).

20. Этикетные фразы ( здравствуй ).

21. Осуждение за проступок ( ай-ай, низя ).

В начальном детском лексиконе преобладают звукоподражательные слова (би-би, ав-ав, му-му ). Такие слова называются ОНОМАТОПЕЯ. Звукоподражательные слова доступны детям и в произношении, и в осмыслении. Они тесно связаны с конкретными живыми и неживыми предметами, с конкретными действиями детей. Постепенно дети переходят к употреблению нормативных слов. Но ещё определённое время в их речи мирно сосуществуют и звукоподражательные слова, и нормативные слова.

Необходимо отметить, что начальный детский лексикон тесно связан с практическими действиями детей. У них возникает необходимость номинации ( называния ) явления, предмета, признака, действия в процессе коммуникации.Не всё из этого списка дети могут показать, указать рукой, определить жестом. Поэтому им приходится пользоваться словами.

Диссоциация (нарушение содружества) в развитии активного словаря ( того, которым ребёнок активно пользуется) и пассивного словаря ( того, который доступен пониманию, но не актуализируется в данный момент) заключается в том, что активный словарь увеличивается скачкообразно, а пассивный словарь пополняется достаточно плавно. В активный лексикон слово попадает, когда ребёнок может начать употреблять его в спонтанной речи, только после короткой, а иногда и после длительной стадии пребывания этого слова в пассивном лексиконе. По объёму пассивный словарь в несколько раз превышает активный словарь. Перевод слова из пассивного лексикона в активный называется актуализацией.

1. Роль пассивного словаря в организации начального детского лексикона.

2. Первые слова и протослова в начальном детском лексиконе.

3. Закономерности формирования детского лексикона.

4. Основные группы слов в речи ребенка раннего возраста.

5. Ступени формирования значения слов на раннем этапе речи.

Учесть все понимаемые ребенком слова достаточно трудно. Иногда случайно обнаруживается, что ребенок понимает значение какого-нибудь слова, которое родители никогда не употребляли в разговоре с ним. Так. родители Любы Б. удивились, когда выяснилось, что девочка понимает значение слова пуговица и. более того. выделяет его из потока не обращенной к ней речи. Когда в ее присутствии зашел разговор о том. что нужно купить пуговицы, она (ей было тогда 1 г. и 2 мес.) оживилась и стала крутить пуговицу на своей пижаме, давая этим понять, что знает, о чем идет речь.

Он. как правило, удовлетворяется крайне упрощенным и модифицированным в соответствии с его произносительными возможностями и звуковым обликом слова. Имеют значение частотность ситуаций, в которых это слово задействовано, и невозможность для ребенка выйти из затруднительного положения, употребив вместо слова тот пли иной протознак. т. е. указать на предмет или определить его жестом. Если такая возможность есть, ребенок ею охотно пользуется и не спешит переходить к словесным знакам. Ведущим остается фактор прагматический — необходимость номинации явления в соответствии с процессом общения.

Прекращается ли лепет при появлении первых слов? На этот счет имеются не совпадающие точки зрения. Не исключено, что разные дети ведут себя по-разному. Наблюдения внимательных матерей свидетельствуют о том, что отдельные звукокомплексы лепета могут сохраняться и тогда, когда ребенок уже начал употреблять осмысленные слова. Более того, лепет приобретает в этот период качественно иной характер — в нем словно отрабатываются звуковые контуры будущих слов. Меняется отношение ребенка к собственному лепету он утрачивает прежнюю беззаботность.

В год ребенок произносит в среднем 3 слова, в 1 г. 3 мес. — 19 слов, в 1 г. 6 мес. — 22 слова, в 1 г. 9 мес. — 118 слов. Если до 1 г. 8 мес. активный словарь пополняется достаточно плавно (по 6—7 новых слов в месяц), то в 1 г. 9 мес. у большинства детей наблюдается быстрое его увеличение. Это обычно совпадает с концом периода однословных предложений и переходом к двусловным, а затем и к многословным. Пополнение словаря — необходимое условие для удлинения цепочек синтаксических компонентов предложения и для появления новых типов синтаксем. Закрепляемое в образовании новых синтаксических структур продвижение ребенка в когнитивном развитии требует все нового и нового лексического материала для репрезентации синтаксем. С другой стороны, опора на значительно пополнившийся словарь обусловливает дальнейшее развитие комбинаторной техники, техники собственно синтаксической.

Заметим, что скачкообразно увеличивается именно активный словарь. Что касается пассивного словаря, то здесь развитие, по-видимому, происходит достаточно плавно. Очевидно, лексический взлет нельзя считать периодом, когда в пассивный словарь входит много слов (они уже накоплены к данному моменту). Это период актуализации слов, перевода их из пассива в актив.

До сих пор мы вели речь о количественных изменениях словаря, почти не касаясь внутренней, содержательной стороны употребляемых ребенком лексических единиц.

Знаковая природа слова предполагает его предметную и понятийную соотнесенность. Именно последняя и лежит в основе того, что мы традиционно именуем лексическим значением. Единство трех специфических признаков слова: его звуковой оболочки, предметной соотнесенности и понятийного содержания — принято изображать в виде треугольника. Для обозначения предметной отнесенности используют термин денотат, а для обозначения понятийной соотнесенности сигнификат.

Даже предметная соотнесенность слова формируется не сразу. Например, дочь известного психолога Н.Х.Швачкина употребляла слово КИСА, когда хотела, чтобы отец подобрал выброшенного ею из коляски игрушечного плюшевого котенка и положил его обратно в коляску. На первый взгляд есть совершенно нормальная предметная соотнесенность слова и нет никакой детской специфики. Однако при этом обнаруживалось, что она не называла этим словом живую кошку и, более того, не употребляла его даже по отношению к той же самой игрушке, но в других ситуациях.

Значит, слово еще не представляло постоянного обозначения предмета, оно было для нее знаком ситуации, определенной игры.

Итак, первый этап овладения словом — формирование устойчивой предметной соотнесенности, т. е. осознание того, что слово КИСА всегда будет применимо к этому предмету, независимо от его положения в данный момент. В течение какого-то времени слово может быть закреплено за одним-единственным предметом, превратившись в подобие его собственного имени: КИСА — только об этом плюшевом котенке и больше ни о чем другом, МЯЧИК — только о резиновом мячике красно-синего цвета, который лежит у ребенка в манеже. Если положить перед ребенком ряд мячей, среди них и этот, а затем предложить выбрать мячик, он укажет именно на него или возьмет его в руку. Но если вместо знакомого мячика в манеже будет мячик другого цвета или размера, такой реакции может не последовать. Если же дать ребенку несколько мячей и позволить некоторое время с ними играть, манипулировать любым образом, то через некоторое время положение может существенно измениться.

Ребенок начинает понимать речь окружающих еще на до – словесном этапе речевого онтогенеза. К моменту появления первых слов в речи ребенка в его пассивном лексиконе насчитывается примерно 50–70 слов (Цейтлин 2000: 48). Особенности обращенной к малышу речи взрослых, в частности комментирование происходящего на глазах у ребенка, частые повторы, обычно сопровождаемые перестановкой компонентов предложения (Мячик упал у Мишеньки. Дай мне мячик. Красивый мячик), помогают ребенку членить высказывание, выделяя в нем слова, и осознавать смысл выделяемых слов. Условиями вычленения слов из речи и их понимания является не только восприятие слова, употребленного в разных контекстах, но и включенность слова в непосредственную деятельность ребенка, в манипуляции с объектом, которые необходимы для ассоциирования комплекса непосредственных ощущений от объекта или ситуации со словом (Кольцова 2006: 46–49).

Понимание ребенком слова можно установить по реакции на вопросы и просьбы взрослых: Где кукла? Принеси книжку. Брось мячик и др., однако учесть все понимаемые ребенком слова достаточно трудно. С.Н. Цейтлин приводит пример случайного обнаружения родителями факта понимания ребенком (1, 2) значения слова пуговица, несмотря на то что они никогда не употребляли это слово в разговоре с дочерью (Цейтлин 2000: 49).

Эльза Туровская (1, 3) 63 слова;

Левик Гаврилов (1, 3) – 39 слов;

Саша Менчинский (1, 6) – 58 слов;

Таня Ширяева (1, 6) – 39 слов;

Дима Левоневский (1, 8) – 45 слов (Люблинская 1959: 414).

В начальном лексиконе любого ребенка обязательно присутствуют личные имена, которые малыш использует для называния лиц ближайшего окружения. К ним, кроме имен собственных (Тата, Вава), относятся слова, означающие 'мама' (ма, мама, мама, мам), 'папа' (па, папа), 'бабушка' (ба, баба), 'дедушка' (дя, деда, дядя, те).

Если у ребенка очень маленький словарь, то в него, как правило, входят только звукоподражания и личные имена. С ростом словаря в нем уменьшается доля звукоподражаний и увеличивается доля таких слов для обозначения предметов / ситуаций ближайшего окружения, которые являются закономерным этапом в усвоении ребенком узуальных слов. Например, мя—называет свой мячик, мячик, нарисованный в книжке, или сообщает, что мячик укатился; тяй – хочет пить, разлил чай или видит лужицу воды на столе. Среди слов этого типа часто встречаются омофоны (папа – папа, тапки, шапка, палка, черепаха).

Также в начальном лексиконе имеется небольшое количество слов, обеспечивающих взаимодействие, – приветствий, выражений просьбы и благодарности и др.: пока – пока, пивет (приветствие), ку – ку (при игре в прятки). Сопоставительные исследования показывают, что в лексиконе русских детей значительно меньше таких слов, чем в лексиконе маленьких американцев. Возможны разные причины этого: то ли в общении с ребенком мать и родственники этих слов просто не употребляют, потому что таков наш речевой обиход, то ли соответствующие смыслы выражаются преимущественно жестами, а не словами (Фрумкина 2001: 110).

Часто маленький ребенок заимствует из речи окружающих выражения, которые состоят более чем из одного слова, но воспринимает и воспроизводит ребенок такое выражение как единое целое: то там – кто там?; во десь – вот здесь. Функционируют эти формулы в речи ребенка как слова (Елисеева 2000).

Состав начального детского лексикона определяется необходимостью назвать явления окружающего мира, передать определенный смысл, поэтому при весьма значительных индивидуальных различиях между детьми имеется некоторый достаточно стандартный набор понятий, который получает то или иное выражение в начальном лексиконе русского ребенка. Сопоставление первых пятидесяти слов разных детей позволило С.Н. Цейтлин установить основные семантические группы слов в речи русского ребенка. К ним относятся названия окружающих ребенка лиц; животных; игрушек; природных явлений; предметов одежды и обуви; транспортных средств; предметов обихода; слова, относящиеся к физиологическим процессам (приему пищи, питью, отправлениям организма, сну, купанью) и состояниям (болезни); слова, называющие движение; исчезновение, другие действия; слова, выражающие оценку; согласие/несогласие; осуждение; этикетные фразы (Цейтлин 2000: 54–55).

Единицы начального детского лексикона существенно отличаются от слов, входящих в лексикон не только взрослого человека, но и ребенка на более поздних этапах речевого онтогенеза.

Вследствие этой особенности первые детские слова считают однословными предложениями (голофразами). Слово ребенка в это время не столько обозначает предмет или действие, сколько выражает жалобы, просьбы, требования ребенка. Богатство значений одного слова, произнесенного ребенком, возможно потому, что элементами такого рода общения являются не только слово, но и мимика, интонация, жест ребенка и, наконец, вся ситуация в целом. При этом наиболее постоянными и определенными элементами высказывания являются жест и интонация. Слова же могут меняться и вначале играют еще скромную роль одного из элементов общения и далеко не самого главного (Карпова, Колобова 1978: 51–52).

Показательно, что понимание и употребление ребенком, казалось бы, одного и того же слова могут расходиться. Так, дети нередко начинают с того, что словом папа называют многих взрослых мужчин. Однако в это же время при вопросе Где папа? указывают только на своего отца (Ушакова 2004: 72). Такое расхождение в понимании и употреблении слова объясняется тем, что, услышав вопрос Где папа? ребенок реагирует не столько на слово папа, сколько на ситуацию в целом и интонацию спрашивающего.

Таким образом, можно сказать, что единицы начального детского лексикона в большинстве своем еще не обрели даже устойчивой предметной отнесенности.

Вследствие несовершенства навыков произвольной артикуляции маленького ребенка звуковые оболочки разных слов у него могут совпасть – появятся омофоны: ку – кушать и курица, пу – капуста и пуговица, папа – палка и черепаха. Не всегда просто бывает отличить сверхгенерализованные слова от омофонов, хотя чаще всего в случае омофонии ребенок на слух способен различить слова и дает адекватные реакции на просьбы показать соответствующие объекты, палку и черепаху например.

Таким образом, первые детские слова характеризуются диффузностью значения, особенностями фонетического оформления, неграмматичностью и функционированием в речи в качестве предложения.

Ранний возраст является важнейшим жизненным этапом для каждого человека. Происходят наиболее значимые и активные изменения в его жизни. Развитие речи ребенка от 1 года до 2 лет происходит очень стремительно. За относительно короткий временной отрезок ребенок учится разговаривать на родном языке, осваивает использование жестов и прочих способов коммуникации. Речь является главным способом организации успешного взаимодействия между человеком и окружающей действительностью.

До трех лет необходимо постоянно развивать речевой потенциала малыша, так как именно этот возраст самый благоприятный для правильного формирования детской речи. Правильная речь – главнейшее условие благополучного психического развития. Родителям необходимо понимать, что путь по преодолению речевых нарушений ребенок способен преодолеть только совместно с ними.

Начальный детский лексикон

Первые слова всеми детьми произносятся к одному году. Они примерно одинаковые для всех малышей. Их слоговая структура больше похожа на лепет и обычно основана на звукоподражаниях. Слова, применяемые малышом при общении, составляют его активный словарь. Но уже годовалому крохе понятно гораздо большее количество слов, чем он способен сказать. Понимаемые слова называются пассивным словарем. С первых слов, имеющихся в активном и пассивном словаре, начинает свое становление начальный детский лексикон − истинный словарный запас, принадлежащий ребенку на начальной стадии овладения родным языком.

Приблизительный набор слов, составляющих начальный детский лексикон, строится на таких индивидуальных особенностях ребенка, как его возраст, пол, доступные ему бытовые и игровые манипуляции, а еще зависит от ближайшего окружения и информации, полученной от взрослых. Невзирая на многочисленность аспектов, воздействующих на развитие речи у детей от 1 до 2 лет, количество слов, составляющих начальный детский лексикон, ограничивается из-за специфики развития познавательных процессов и обычно составляет не более 500 к двум годам (общее количество понимаемых и произносимых слов).

Существует период, длящийся приблизительно полгода с момента появления первых слов. В это время происходит постепенное освоение произношения небольшого числа слов, имеющих наиболее важное для ребенка значение. Такие слова могут обозначать одновременно несколько предметов или явлений, поэтому суть детского высказывания можно понять только исходя из контекста ситуации, в которой происходит общение.

Нормы речевого развития у детей раннего возраста

Оценивая речь ребенка в 1 год и на протяжении второго года жизни, следует опираться на существующие критерии правильно протекающего речевого развития.

Таким образом, при ненарушенном развитии речи дети за второй год жизни преодолевают тяжелый путь − от появления первого слова до построения полноценного предложения.

Выявление речевых нарушений у детей раннего возраста

Индивидуальная скорость овладения речью может значительно отличаться у каждого конкретного ребенка. Некоторые дети говорят свои первые слова к одному году, а потом развитие их речи надолго останавливается.

Диапазон возраста, когда детская речь становится доступной для окружающих, скорость овладения навыками речевого общения, динамика увеличения словарного запаса сильно варьируют. Также отмечаются значительные различия по половому признаку при овладении речевыми навыками. У девочек реже встречается задержка речевого развития или тяжелое речевое нарушение.

Нередко малыши, заговорившие позже своих сверстников, в дальнейшем продолжают развиваться согласно установленным нормам. Кардинально отличаются дети с нарушенным речевым развитием: их речь остается проблемной в течение всего дошкольного периода. У многих детей даже при своевременном логопедическом вмешательстве трудности произношения не исчезают в течение всего школьного обучения. Родителям необходимо знать, что одним из главных критериев прогрессирующего коммуникативного развития ребенка в возрасте до двух лет является не число употребляемых слов, а способность правильно понимать адресованную ему речь.

Каждый ребенок, имеющий сохранный слух и интеллект, последовательно проходит все необходимые этапы становления речи. Коррекционная работа, проводимая логопедом при нарушенном речевом развитии, всегда основывается на актуальном уровне состояния речи ребенка в конкретный момент, а не на возрасте.

Своевременное выявление отклонений от правильного речевого развития необходимо для предотвращения трудностей коммуникации и для проведения профилактической работы по устранению речевого негативизма. Определить наличие и степень тяжести речевых нарушений без профессионального вмешательства нельзя.

Следует обратиться за советом к логопеду, дефектологу и неврологу, если к двухлетнему возрасту ребенок:

  • Недостаточно хорошо понимает адресованную ему речь и опирается в своей деятельности на установленный план действий взрослых или действует по подражанию.
  • Тяжело осваивает новые слова, применяет менее пятидесяти слов, не старается соединять их в двухсловные фразы.
  • Требует желаемое при помощи невербальных средств коммуникации.
  • Не умеет играть с игрушками, а просто выполняет манипуляции ими.
  • Прекратил говорить слова, присутствующие в его речи ранее.
  • Не интересуется деятельностью других детей, предпочитает играть один, молчит в игровом процессе.

Общие рекомендации по развитию речи детей раннего возраста

Часто взрослыми при коммуникации с ребенком применяются экспрессивно-мимические средства общения вместо речевых. Но правильным для успешного речевого развития является использование слов, обозначающих реальные предметы и совершаемые в конкретный момент действия. Речь взрослых предполагает яркую эмоциональную окраску и выразительность, необходимо соблюдать интонации. Нужно выделять ударные слоги и точно артикулировать звуки. Важно, чтобы при общении ребенку были видны одновременно движения губ взрослого и называемый предмет.

Внимание малыша нестабильно, поэтому простое механическое подражание не принесет желаемого результата. Чтобы он надолго сохранял заинтересованность занятием, необходимо подбирать интересные ему предметы. Нужно разрешать ребенку трогать предмет, демонстрировать манипуляции, которые можно с ним совершать. Необходимо хвалить за любую доступную малышу попытку воспроизвести слово.

Таким образом, главным достижением речевого развития, имеющимся у ребенка к двум годам, является поэтапный переход от лепета к полноценным фразам, смысл которых понятен другим людям.

Значительные изменения затрагивают и семантическую сторону детского высказывания: от демонстрации эмоций или потребностей малыш приступает к наименованию предметов и различению их свойств и выполняемых действий. В этот возрастной период познавательное развитие протекает значительно быстрее речевого, по этой причине для стимулирования речи более эффективными будут занятия, основанные на выделении из окружающей среды конкретных предметов, их назначения и способов взаимодействия с ними в игровых или бытовых моментах.

Читайте также: