Сократ и время кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сократ — великий древнегреческий философ. Этот великий мудрец древности занимает видное место в истории моральной философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых знаний. Его влияние на прогресс человеческих знаний ощущается и по сей день. Он навсегда вошел в интеллектуальную культуру человечества.

Сократ всегда был предметом интереса и волнения. Его жизнь, моральные и политические конфликты в его жизни, его популярный стиль философии, его военная храбрость и гражданское мужество, его трагический конец — все это окружает его имя притягательным ореолом легенды. Слава, которой Сократ был наделен при жизни, без труда пережила целую эпоху и, не померкнув, дошла до наших дней благодаря силе почти трех тысячелетий.

В центре мысли Сократа — тема человека, проблема жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества. А сократовские беседы — поучительный и содержательный пример того, как можно чаще обращаться к этим вечно актуальным вопросам. Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всех особенностях нашего времени и новизне вызовов, не являемся исключением.

Сократ: жизнь, основные философские идеи - Жизнь и личность Сократа

Жизнь и личность Сократа

Сократ оказал огромное влияние на развитие античной и мировой философии. Сократ родился в 470 году до н.э. Его отец Софрониск был скульптором, а мать Фенарета — акушеркой. Его юношеское образование не выходило за рамки обычного; только более поздние авторы говорят, что его учителем был Анаксагор; утверждение о том, что он обучался у Архелая, исходит не от его современника Иона, а только от Аристоксена. Против обоих этих предположений говорит полное молчание Платона и Ксенофонта, а также суждения, которые оба вкладывают в уста Сократа. Если он и старался пополнить свои знания из книг, общался с софистами и посещал некоторые из их лекций, то его философия, как и его собственные размышления, были в большей степени обязаны средствам образования, которые Афины тогда предоставляли каждому, и общению с мужчинами и женщинами, чем прямому обучению. Похоже, он изучал искусство своего отца, но внутренний голос, который казался ему голосом самого божества и который позже был подтвержден Дельфийским оракулом, заставил его увидеть свое высшее призвание в воспитательном влиянии на других. Античная философия: энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 674

Сократ, современник движения софистов и свидетель его успехов, в то же время был представителем хорошо известных черт софизма (таких как публичность обучения, использование дебатов или разговоров для прояснения вопросов, некоторые черты скептицизма и т.д.). — В то же время он был борцом против этого.

Слушая Архелауса, ученика Анаксагора, и знакомясь с учениями о природе своих предшественников и современных софистов, Сократ в зрелый творческий период отбрасывает вопросы, которыми до сих пор занималась философия: о происхождении, об их количестве и природе, о происхождении и структуре мироздания и так далее. Противоречия, в которых философы пытались ответить на эти и подобные вопросы, по словам Сократа, доказали, как будто их решение было вне досягаемости знания.

Особенности философской системы Сократа

Сократ был первым (родным) афинским философом, современником Демокрита. Сократ был интересен не только своими взглядами, своим учением, но и всей своей жизнью и творчеством, ибо вся его жизнь была воплощением его учения. Благодаря Сократу было осознано место философии в обществе. Он первым пришел к выводу, что философия — это деятельность по пониманию, познанию и определению отношения человека к окружающей его действительности. Философ — это человек, который меняет свое отношение к миру в соответствии с различными изменениями условий бытия.

Философия, как ее понимает Сократ, — это не умозрительное созерцание природы, а учение о том, как жить. Но поскольку жизнь — это искусство, а знание искусства необходимо для совершенствования в искусстве, то главному практическому вопросу философии должен предшествовать вопрос о природе знания. Сократ представляет себе знание как распознавание общего (или единого) для целого ряда вещей (или их признаков). Таким образом, знание — это понятие об объекте, которое достигается путем определения понятия.

В философском исследовании этических проблем Сократ использовал метод, который он назвал майотикой. Целью данного метода было всестороннее обсуждение различных тем, определений (терминологии) понятий. Сократ первым поднял знания на уровень понятий. До Сократа философы использовали понятия, но делали это спонтанно. И именно Сократ первым указал на то, что если нет понятия, то нет и знания.

Этические и социальные взгляды Сократа

Однако, будучи чуждым всякого рода аскетизму, Сократ решительно настаивает на том, что человек должен стать самодостаточным благодаря воздержанию, воздержанию и упражнениям, что развитие разума должно быть более ценным, чем все внешние блага. Он требует справедливости и активного благожелательного отношения к другим, восхваляет дружбу, резко осуждает злоупотребление любовью к юношам, а его понимание брака не поднимается выше преобладающих представлений греков. Он полностью признает важность общественной жизни; он стремится обеспечить государство хорошими гражданами и чиновниками; он требует безоговорочного повиновения законам, которые он сам подтвердил своей смертью.

Сократ и софисты

Абсолютная мораль — единый моральный кодекс для всех (обычно их два, один для себя, другой для других).
Во-первых, Сократ провозгласил абсолютное знание нормой, а элемент абсолютного знания — это точно определенное понятие. Софисты также точно определяли понятия, но они отрицали абсолютное знание, но не утилитарное — именно это они обещали своему ученику. С другой стороны, Сократ говорил, что абсолютное знание, не связанное ни с какими корыстными интересами, должно быть приобретено путем точного определения слов.

Прежде чем Сократ сформировался как самостоятельный мыслитель, он прошел обучение у старшего софиста Протагора, который в то время занимал непримиримую позицию против софизма. Концептуальная революция в античной философии была сформирована Сократом, но сама революция произошла в борьбе Сократа с софистами.

Не случайно софисты (греч. — мудрец, искусник, ложный мудрец) отличали себя от философов как любителей мудрости и называли себя мудрецами. Эта школа возникает в ответ на конкретно-историческую потребность в период расцвета демократии в жизни Эллады в V-IV веках до н.э. Эта потребность заключалась в обучении общественных деятелей ораторскому искусству, способному представить четкие, убедительные аргументы в пользу своей точки зрения и таким образом завоевать большинство своих сограждан. Софисты предлагали свои услуги тем, кто хотел участвовать в политической жизни города, обучая грамматике, стилистике, риторике, полемике, а также общему образованию. Их главным искусством было искусство речи.

Сократовская революция в философии

В чем заключалась сократовская революция? Для любой системы теоретического знания основополагающими являются два вопроса:

1) что нужно знать — проблема предмета;

2) как узнать — проблема метода.

Соответственно, необходимо различать два аспекта революции Сократа.

Говоря о предмете, Сократ утверждает: не дело философии заниматься проблемой первоосновы и структуры космического бытия, которой занимался Сократ, за что их называли физиками и натурфилософами. Что должна делать философия? Человек, утверждает Сократ. Но поскольку человек — существо сложное, предметом философии является человеческая душа — невообразимое поле для изучения. Сократ делает добродетели человеческой души предметом своей философии.

По этой причине его философия была названа этическим рационализмом. Этические, потому что добродетели относятся к области морали, которую изучает этика. Почему рационализм? Потому что всякая добродетель, по словам Сократа, есть знание. Итак, главная причина безнравственности — невежество. Если вы хотите быть нравственным, просветите себя.

Майевтика как искусство Сократа в широком смысле включает в себя три основных элемента:

1) Диалектика как ядро сократовского искусства и как собственно философский метод;

2) Суггестивные вопросы и примеры как когнитивный прием;

Для Сократа диалектика — это философское искусство аргументации. Он отличается от эристического — софистического способа аргументации. Эврист, отстаивая собственную правоту, всеми способами противостоит другой точке зрения. Диалектик — это тот, кто умеет задавать вопросы и давать ответы. Разговор как диалектическое обсуждение предмета предполагает, таким образом, дружескую, доброжелательную аргументацию со стороны собеседников. Спорщики препираются и затушевывают предмет спора, а собеседники пытаются прояснить проблему совместными усилиями, причем знающий и компетентный помогает своему собеседнику на этом диалектическом пути познания.

Человеческий разум, говорил Сократ, полон истин, которые нуждаются лишь в некоторой заботе и — в крайнем случае — в хирургическом вмешательстве, чтобы предстать на свет Божий. Эти истины подобны младенцам, скрытым в чреве матери, и роль философа заключается в том, чтобы помочь родительскому разуму родить ребенка. Так, Сократ любил сравнивать себя с акушеркой, помогающей другим рожать, а диалектический метод был тем инструментом, который он использовал для извлечения истин из умов своих собеседников. Очевидно, поэтому он не мог высказать свое собственное мнение: Его собеседнику пришлось прийти к этому самому, сравнив себя с роженицей. Итак, отправной точкой Сократа почти всегда было общепринятое мнение по тому или иному вопросу, которое затем постепенно изменялось путем ряда проверок и дополнений так, чтобы оно включало те или иные факты и, наконец, приобретало то содержание и форму, которые хотел Сократ. Чтобы проиллюстрировать эту мысль, приведем краткую цитату из Ксенофонта об одном из наиболее характерных разговоров, который Сократ вел с молодым, но самоуверенным Евтидемом, собравшимся обсудить политику.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института


Одним из величайших философ Древней Греции является Сократ. При жизни Сократ не сделал ни одной записи и считал, что при письме слова теряют смысл. Поэтому выступал только устно. Все его изречения сохранились только благодаря его ученикам и единомышленникам. Одни записывали его слова кратко, другие же создавали целые сборники.

Родился философ примерно в 470-469 году до н.э. в Афинах. Мать Фенерета была повитухой, а отец Софрониск ваятелем. Как считают историки, у него была состоятельная семья. К такому выводу они пришли, изучая тот факт, что на войну со спартанцами Сократ отправился в полном обмундировании, а оно стоило немалых денег. Следовательно, отец философа имел приличный заработок. Брат Сократа Патрокл унаследовал большую часть имущества семьи, но и мыслитель не остался обделенным.

Сократ несколько раз принимал участие в боевых сражениях. Ему были присущи смелость и отвага. Есть данные, по которым в одной из битв он спас от смерти своего военачальника, Алкивиада. Вооружившись лишь одной дубиной, он смог разогнать хорошо экипированных спартанцев.

Основы философии Сократа

Три понятия, на которых строится философия Сократа – этика, добро и добродетель. Храбрость, знание и честность – основные принципы философа. Знание и добродетель взаимозаменяемы, без понимания нет добродетели, а следовательно, человек не может творить добро, быть справедливым и храбрым.

Сложно разобраться, что относил к понятию зло Сократ. Так один из его учеников Платон писал, что великий философ негативно относился к любому проявлению зла, даже если оно направлено против врагов. Ксенофонт же в своих трудах дает иную трактовку. У него Сократ говорит о возможном необходимом зле, например для защиты. Достовернее кажется трактовка именно Ксенофонта. Он так же, как и Сократ бывал на поле боя, был полководцем и много беседовал с ним о мире и войне. И вполне логично, что философ мог одобрять зло во имя спасения.

Важными особенностями сократовской философии являются:

1. Разговор, как форма познания.

2. Применение метода индукции, от частного – к общему.

Находя истину, Сократ задавал собеседнику противоречивые вопросы со скрытым смыслом и подтекстом. Отвечающий путался в ответах, делая неожиданные и противоречивые выводы. Сократ так строил диалог, что сам по сути никаких выводов не делал, а собеседник приходил к умозаключению самостоятельно. При этом философ часто говорил, что сам ничего не знает.

Нелепые обвинения

С другой стороны философа обвинили в почитании других богов. Что и привело к смерти мыслителя. Он говорил о некоем существе, который есть у каждого человека, и которое находится всегда рядом, указывая направление и подталкивая к каким-либо действиям. Сейчас это существо назвали бы ангелом-хранителем, а тогда его восприняли агрессивно и назвали божеством, которому поклоняется Сократ.

Философия важнее семьи

Примерно до 433 года до н.э. в жизни Сократа не было ярких событий. После войны он стремился к спокойствию, но после установления в Афинах диктатуры, ему пришлось отстаивать права осужденных. И по мере своих возможностей бороться с диктаторами. Среди которых был спасенный им когда-то Алкивиад.

Уже в преклонном возрасте Сократ обзавелся семьей. Его жена родила ему трех сыновей. Но так как философ совершенно не обеспечивал семью, постоянно случались конфликты. Философ предпочитал жить на улице и ходить в лохмотьях.

Сократ вел скромный образ жизни. К нему приходили люди за ответами и за знаниями. Он говорил только о добродетели к окружающим. Хотя Сократ не брал денег со своих учеников, завистники причислили его к софистам, которые набивали свои карманы за этические беседы.

Выбор философа

Смерть философа подробно описана в трудах Платона и Ксенофонта. Сократу предъявили обвинения в развращении молодежи и непочтении к богам. Мыслитель отказался от помощи защитника и сам выступал в свое оправдание, отрицая все обвинения. В те времена он мог просить штраф вместо казни, но не стал. Также он отказался и от предложения друзей, которые хотели организовать его побег из тюрьмы. Сократ говорил, что если ему уже суждено умереть, то где бы он ни был, смерть найдет его. Поэтому он выбрал казнь и смиренно принял яд.

Философия Сократа

В конце V в. до н.э. в Древней Греции наблюдался серьезный кризис политической системы, а также культурной жизни, что сопровождалось активным распространением идей софистов, не признававших существования единой истины и считавших, что для каждого она своя. Эти учения достаточно сильно подрывали общественные ценности. В подобных условиях, по мнению Сократа, важно было найти спасение, но не в укрывании традиций от критики, а в познании и постижении внутреннего мира человека.

Краткая биографическая справка

Будущий философ родился в семье скульптора и акушерки в, так называемый, нечистый день, поэтому теоретически мог быть принесен в жертву, если бы такое решение вынесло собрание людей. В молодости он обучался искусствам у софиста Дамона, слушал лекции и рассуждения Анаксагора и был человеком грамотным, умея читать и писать.

Сократ известен не только как мудрец, но и как храбрый полководец, отличившийся в важных битвах, в том числе знаменитой Пелопонесской войне, как ополченец. Вел небогатый и скромный образ жизни. Люди называли его неутомимым спорщиком, отказывавшимся принимать дорогие подарки и предпочитавший старые одеяния. Судя по сохранившимся до наших дней запискам и воспоминаниям о его беседах, можно отметить, что Сократ был настолько образован и мудр, что мог дискутировать на совершенно различные темы: от ремесел и искусств до военного дела и справедливости.

Многим известно, как закончилась жизнь знаменитого философа. Он самостоятельно принял яд, поскольку был приговорен к казни за высказывание неуважения к местным богам, введение новых идолов, а также развращение умов молодых людей.

Общая характеристика учения

Сократ считал, что укрепление общества происходит путем глубокого познания человеческой сущности в целом и людских поступков в частности. Для него теоретическое и практическое неразделимы. Из-за этого нельзя обозначить как философа того, кто имеет мудрость, но по поведенческим особенностям и образу жизни лишен добродетели.

Следует отметить, что Сократ отказывался изучать явления природы и космос, поскольку считал, что люди никаким образом не могут на них воздействовать, а, следовательно, не стоит и тратить время на такие вещи. При этом философ признавал важность математических открытий, достижений астрономии, медицины, геометрии и прочих наук, советуя лишь не слишком увлекаться указанными областями, уделяя внимание и гуманитарным сферам.

Если говорить о его представлениях о государстве и обществе, то Сократ высказывался за правление благородных людей без привлечения к подобным делам философов и мудрецов. Однако поскольку он активно защищал истину, то вынужден был принимать участие в общественной жизни Афин. После установления диктатуры и тирании , Сократ всеми силами осуждал их, а также игнорировал политические мероприятия.

Метод Сократа

Самым значительным вкладом Сократа в философскую мысль того времени был диалектический метод исследования. Он не учил других какой-либо стройной системе знаний, но помогал найти истину, наталкивая на нее наводящими вопросами. Изначально в дискуссии Сократ прикидывался незнающим. После чего философ начинал задавать умело сформулированные вопросы, заставляя людей думать и рассуждать. Когда же они приходили к абсурдным или нелепым выводам, Сократ демонстрировал, как именно можно разрешить сложившуюся ситуацию и ответить правильно.

Данный способ крайне важен и интересен, поскольку побуждает человека использовать свой ум, вызывает интерес к проблеме, а также помогает развиваться в интеллектуальном плане. Интересно заметить, что Сократ считал проводимую им деятельность похожей на работу своей матери (она была повитухой): ведь он способствовал рождению у людей не детей, но мыслей.

На каких еще основах строились диалоги Сократа?

Учение о добром и злом

Верный и истинный выбор происходит исключительно в процессе познания доброго и злого, а также нахождения своего места в мире. Основная ценность и важность хорошего и плохого состоит в непосредственном влиянии их на человеческую личность. Именно осознание добродетели способно управлять людьми: тот, кто осознал хорошее и дурное, в дальнейшем будет поступать так, как велит ему знание.

Этическое учение

Счастье, по мнению древнегреческого философа, состоит в благоразумном и добродетельном существовании. Таким образом, достичь его может лишь тот, кто отличается высоким уровнем нравственности. Этика, как говорит Сократ, должна помогать людям стать моральными, а значит, счастливыми.

Основными добродетелями, по мнению Сократа, были:

  • смелость, или знание, как выйти из опасной ситуации с умом и бесстрашием;
  • справедливость – понимание, как действуют законы, как они применяются и соблюдаются людьми. При этом они делятся на писаные (основа государственной власти) и неписаные (данные богом всему человечеству во всех странах);
  • воздержанность (или умеренность во всем) – это значит, что человек должен уметь справляться со своими страстями, а также подчинять все свои стремления разуму.

Источником же безнравственности он считал неведение. Так, понятия истины и добра в философии Сократа тождественны и неразделимы.

Итак, основным и наиболее важным вкладом Сократа в философию было введение специального диалектического метода исследования. Согласно такому подходу, человек мыслил и получал новые знания только тогда, когда пытался найти ответ на вопрос, поставленный как другими, так и самим собой. В ходе диалога рассматриваются различные точки зрения, аргументы, а в споре, как известно, появляется истина.

Сократ – афинянин, родившейся в простой семье, стал самым известным древнегреческим мыслителем своего времени. В чем заключалась философия Сократа, биография и высказывания в материале статьи.

Биография Сократа

фото 592

Сократ родился в обычной семье в 5 веке до н.э. Отец работал скульптором, а мать – повитухой. Будущий философ учился самостоятельно. От отца перенял умение скульптора. Он собирал молодых людей, которые жаждали получить новые знания. Проводил беседы на прогулках, площадях, оказывая влияние на окружение. Выступая, как учитель, не брал денег за беседы, считая недопустимым торговлю мудростью. Его жизнеописание велось слушателями, учениками и друзьями, поскольку сам он ничего не записывал. Философия изложена в трудах Ксенафонта и Платона. Но Платон вставлял собственные рассуждения в записи, представляя их в виде дискуссий между Сократом и участниками беседы.

Личность Сократа привлекательна для современников. Они образовали другие философские школы. Каждая продолжала его учение. В нем видели основателя новой философии. Он был учитель, образец ясного ума и внутреннего спокойствия. Его внешняя заурядность опровергала укоренившиеся представления греков о том, что красивая душа находится только в красивом теле. Нос мудреца был приплюснут, ноздри – широкими и вздернутыми.

Он беседовал с людьми, из разных социальных классов, и для каждого стремился так поставить вопрос, чтобы собеседник смог правильно понять смысл сказанного Вопросы заставляли собеседника думать. Беседы с желающими привели его в темницу. Ему было предъявлено обвинение в антигосударственной деятельности и служении демону. Демоном назывался внутренний голос, подсказывающий философу рассуждения и мысли. Он отказался бежать из тюрьмы, несмотря на план побега, организованный его учениками и соратниками. Весной 399 года до н.э. философ выпил из кубка, в котором был яд, парализующий дыхание. До последнего дня он был спокоен и продолжал философские беседы и рассуждения с самим собой.

Значение философии Сократа

Сократ запомнился истории реформатором теоретической и практической философии. Аристотель отметил, что именно Сократ основал научную методологию в форме индуктивного рассуждения и определения.

Сократический метод

Главная идея сократического метода заключается в поиске истины через беседу, или спор. Из него пошла идеалистическая диалектика. Диалектика – искусство нахождения истины через раскрытие противоречий в рассуждениях собеседника и их преодоление. Метод основан на двух частях:

Сократический метод основан на систематических вопросах, задаваемых собеседнику, целью которых было привести его к пониманию собственной невежественности. Это ирония. Но ироническое представление противоречий не является сутью метода. Главное в нем – найти истину через раскрытие противоречий. Майевтика продолжает и дополняет сократический метод.

Сам мыслитель говорил, что его метод, подобно повитухе помогает рождать истину. Мысль разделяется на звенья. Из каждой формируется вопрос, на который есть короткий, или заранее понятный ответ. Говоря проще, это диалог с перехватом инициативы.

Перечислим достоинства сократического метода:

  1. Внимание собеседника сосредоточено и не рассеивается.
  2. Нелогичность в цепочке рассуждений быстро замечается.
  3. Участники спора находят истину.
  4. В цепочке рассуждений разрешаются другие вопросы, не имеющие отношения к первоначальной теме.

Учение Сократа о добре

Рассмотрим, как Сократ понимал добро. Улучшение условий воспитания – священный долг людей. Самое важное – образование как личное, так и других людей. Высшая человеческая мудрость в умении отличить доброе от злого. Каждый человек должен руководствоваться справедливостью в поступках. Тому, кто следит за здоровьем, врач не даст полезный совет. Знание – есть единственное благо, а невежество – единственное зло. Тот, кто идет на поводу своих удовольствий не сможет сохранить чистыми тело и душу. Кто хочет сдвинуть мир, тот должен сначала сдвинуть себя.

Женская любовь страшнее мужской ненависти. Это яд, опасный сладостью. Миром и небом правит мудрость. Пьянство обнаруживает порок, а счастье не меняет характер. Умение радоваться малому – признак богатой натуры. Зло возникает, когда человек не познал добро.

фото 593

Об истине

Мнение других не имеет значения. Побеждает не решение большинства, а единственного человека.

Учение Сократа о Боге

Люди совмещают в себе две противоположности – душу и тело, из которых они состоит. Душа стремиться познать знание и добродетель, тело стремиться к комфорту и низменным желаниям. Различие целей предполагает конфликт между душой и телом. Нужно проявить заботу о душе, а телесные потребности игнорировать. Идеал выше блага даже под угрозой жизни и здоровья.

Нравственный характер разума ставит его выше тела. Разум обладает сверхличной универсальной частью. Эта часть – Вселенский разум, или Бог.

Философ ставил единого Бога выше признанных греческих. Божественное проявляется в душе человека, а истина спрятана внутри него. Бог – не человек, а мироустройство, наделенное разумом. Мудрость человека не стоит ничего.

Этика

В чем заключается этика Сократа? Этический смысл в его философии – добродетель, знание добра и поступки, в соответствии с этим знанием. Храбрый человек знает правильное действие и совершает его. Справедливый – тот кто знает, как поступить в государственных делах и поступает. Благочестивый человек знает религиозные обряды и соблюдает их. Сократ говорил о неразделимости добродетели и знания. Поступая безнравственно, люди заблуждаются и страдают от непонимания добра и зла.

Добродетель достигается только благородными людьми. Среди о добродетелей философ выделил:

  1. Сдержанность – способность совладать со страстью.
  2. Мужество – способность преодолевать опасность.
  3. Справедливость – соблюдение закона людей и бога.

Добродетели философ считал неизменными и вечными.

Рассмотрим философскую этику Сократа:

Цитаты Сократа

Его высказывания совмещают мудрость и простоту. Приведем высказывания древнего философа:

Человек становится единственной формой бытия. Прошлый период философии был сосредоточен на поиски бытия вне человека. Это стало коренным переворотом в разработке проблематики мировоззрения. Сократ первым формирует вопросы отношения субъекта и объекта, духа и природы, мышления и бытия. Философия рассматривает не разделение понятий между собой, а их соотношение друг с другом.

Сократ говорил об объективном характере познания, уделял значение человеку с точки зрения существа, обладающего нравственностью. Верил в родство духовного и божественного, размышлял о бессмертии души. Бог – источник добродетели и справедливости, нравственная, а не природная сила, как считали ранее.

Занимался укреплением и совершенствованием этического идеализма, но не ограничивался этим. Цель философского поиска Сократа – в понимании добродетели и следовании ей.

Сократ говорил, что отношения государства с человеком сравнимы с отношениями родителей и детей. Дети обязаны слушаться родителей, так и человек обязан выражать подчинение государству. Исходя из этого принципа, философ не стал избегать смертного приговора и не совершил побега из тюрьмы. Следование истине и справедливости стоило ему жизни, а смерть показала, что мудрец шел до конца в своих рассуждениях и жил в соответствии с ними.

Читайте также: