Наблюдение в орд кратко

Обновлено: 28.06.2024

Федеральным законом от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 20 июля 2016 г.

Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

ГАРАНТ:

См. Инструкцию о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утвержденную приказом МВД РФ от 1 апреля 2014 г. N 199

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

15. Получение компьютерной информации.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

ГАРАНТ:

См. Указ Президента РФ от 1 сентября 1995 г. N 891 об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств

О взаимодействии предприятий связи с органами, осуществляющими ОРД, см.:

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи",

постановление Правительства РФ от 15 октября 2021 г. N 1751;

постановление Правительства РФ от 27 августа 2005 г. N 538;

приказ Минсвязи РФ от 10 июня 2003 г. N 77 "О работах по внедрению технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи Российской Федерации";

Соглашение между Минсвязи РФ и ФСБ РФ от 20-22 января 1997 г.

Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Административный регламент ФСБ России по предоставлению государственной услуги по принятию решений о возможности ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, утвержденный приказом ФСБ России от 17 февраля 2020 г. N 57

Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наблюдение — это оперативно-розыскное мероприятие, которое заключается в визуальном и ином восприятие и фиксации значимых для решения задач оперативно-розыскной деятельности явлений, деяний, событий и процессов.

Согласно Определению Конституционного суда РФ от 21 октября 2008 г. № 862-О-О это оперативно-розыскное мероприятие представляет собой визуальное, электронное или комплексное слежение и контроль за поведение (действиями) лица, направлено на получение информации о признаках его преступной деятельности и другой информации, необходимой для решения задач ОРД.

Наблюдение можно условно классифицировать на простое — осуществляемое самостоятельно сотрудником оперативного подразделения и сложное — с задействованием сотрудников специальных подразделений.

Наблюдение может быть физическим, когда информация воспринимается органами чувств человека, электронным, когда информация получается и фиксируется при помощи технических средств и комплексным — одновременное использование органов чувств и технических средств.

С помощью наблюдения решаются следующие задачи:

— выявление, предупреждение и пресечение преступных действий объектов наблюдения;

— установление мест нахождения скрывшихся от следствия и суда лиц, а также осужденных, уклоняющихся от отбытия наказания; изучение образа жизни, поведения, привычек и наклонностей проверяемых лиц, маршрутов движения, выявление их связей, мест хранения похищенного имущества, возможного пользования тайниками, отправления почтовой и телеграфной корреспонденции, бандеролей, посылок;

— документирование отдельных действий объектов наблюдения и их связей с помощью видеосъемки, звукозаписи, фотографирования;

— обеспечение в дальнейшем эффективного проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

В процессе работы по предупреждению преступлений наблюдение может позволить собрать сведения о наличии или формировании преступных групп, их составе, намерениях, распределении ролей, а также имеющихся между членами групп несогласованности и противоречий, которые могут быть использованы в мероприятиях по их разобщению, склонению к отказу от совершения преступлений или в иных оперативных целях, о подготавливаемых преступлениях и намеченных объектах преступного посягательства.

На стадии пресечения преступлений наблюдение позволяет не допустить реализацию преступных намерений и действий в оконченное преступление, обеспечивает задержание преступников с поличным при совершении подготовительных действий или покушения на преступление.

В работе по раскрытию преступлений и розыску преступников использование наблюдения позволяет обнаруживать преступников и получать данные, имеющие значение для их разоблачения; изучать образ жизни и поведение наблюдаемых, их привычки и наклонности в целях использования этих данных в оперативной работе; выявлять соучастников, с которыми наблюдаемые вступают в контакт, потерпевших, очевидцев преступления и иных лиц, располагающих информацией, представляющей оперативный интерес, а также притоны, места концентрации правонарушителей и сбыта похищенного; обнаруживать предметы и документы, которые могут быть вещественными доказательствами; обеспечивать возмещение причиненного преступниками материального ущерба путем выявления тайников, иных мест хранения и сбыта вещей и ценностей, нажитых преступным путем, получения данных о намерениях или действиях по сокрытию подлежащего описи и конфискации имущества; устанавливать места нахождения разыскиваемых преступников, способствовать их задержанию; фиксировать отдельные эпизоды преступной деятельности наблюдаемых лиц и их связей с помощью негласного фотографирования, киносъемки, видеозаписи, а также других технических средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью личности и окружающей среде.

Объектами наблюдения могут быть:

— лица, в отношении которых имеется информация о подготовке или совершении ими преступлений;

— лица, располагающие сведениями о готовящихся, совершаемых, совершенных преступлениях или имеющих связь с преступниками;

— родственники или знакомые разыскиваемого преступника, если есть основания полагать, что наблюдение за ними позволит обнаружить разыскиваемого или получить данные о его месте нахождения;

— места концентрации лиц, которые подозреваются в преступной деятельности;

— места хранения орудий преступлений и похищенного имущества;

— места возможного появления разыскиваемых лиц;

— места возможного совершения преступлений.

Проведение простого наблюдения не требует составления постановления на проведение ОРМ и утверждения его у руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, а проводится по решению сотрудника оперативного подразделения. Проведение наблюдения, ограничивающего конституционное право на неприкосновенность жилища (наблюдение в жилых помещениях), допускается только на основании судебного решения.

Оформление результатов наблюдения. Результаты наблюдения, проводившегося лично оперативным сотрудником либо по его поручению другими сотрудниками органов внутренних дел, оформляются рапортом. Данные документы могут быть использованы как в оперативных целях, так и в процессе доказывания в соответствии с уголовно-процессуальным законом. Наблюдение, осуществляемое сотрудниками специальных подразделений оформляется в установленном порядке. К составляем документам могут приобщаться носители зафиксированной информации. Которые также в последующем могут быть использованы в процессе доказывания по уголовному делу.

В случае привлечения к наблюдению граждан, когда они согласны стать участниками уголовного процесса, результат оформляется объяснениями от данных лиц, которые могут приобщается к материалам уголовного дела. Лицо проводившее наблюдение может быть допрошено по уголовному делу в качестве свидетеля. В соответствии со ст. 56 УПК РФ , в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела. При этом согласно ч. 2 ст. 12 ФЗ Об ОРД предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные групп, о штатных негласных сотрудниках, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о конфидентах допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

(в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

15. Получение компьютерной информации.

(п. 15 введен Федеральным законом от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.1999 N 225-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, содержание оперативно-розыскных мероприятий, наблюдение, технические средства.

Наблюдение как специальный метод предусмотрен Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности [3], которую ратифицировала Россия.

Наблюдение предполагает визуальное, электронное или комплексное слежение, контроль и (или) фиксацию действий, событий, фактов, обстановки направленное на получения информации о признаках преступной деятельности, маршрутах передвижения, месте хранения похищенного, связях наблюдаемого и другой информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности (далее по тексту — ОРД).

Объект данного ОРМ общий — все блага, защищаемые ФЗ об ОРД.

В составе наблюдения возможно наличие не только предмета (например, транспортного средства, документа), но и лица. Среди последних различают изучаемых лиц (фигурантов) и лиц, являющихся их связями (реальными или вероятными).

Субъект проведения данного ОРМ, как правило, простой: а) основной — оперативник (в личном сыске) или по его заданию агент либо иное лицо, оказывающее содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на конфиденциальной основе; б) факультативный — сотрудник оперативно-поискового или оперативно-технического подразделения оперативно-розыскного органа (он приступает к наблюдению исключительно после получения задания, санкционированного руководителем оперативно-розыскного органа).

В законодательстве выделяется основной и ограничительный состав наблюдения. Также в оперативно-розыскной теории выделяют такой вариант ограничительного состава, как наблюдение, связанное с ограничением конституционных прав гражданина (на неприкосновенность частной жизни и др.)

С предметно-практической стороны, в зависимости от способа получения информации выделяют три вида наблюдения:

1) Физическое, которое основывается на визуальном методе получения информации и заключается в негласном, направленном, непосредственном восприятии наблюдателем деятельности изучаемого лица или объекта (человека, транспортного средства и т. д.). Наблюдателем может быть оперативник как конспиративной службы — сотрудник оперативно — поискового подразделения (ведет наружное наблюдение), так и гласной (наблюдает в ходе так называемого личного сыска). Также наблюдение могут вести и иные субъекты (в частности, агенты);

2) Электронное (или технический), основанное на косвенном способе получения информации и заключающийся в негласном, направленном восприятии деятельности изучаемого лица или материального объекта с использованием технических средств (телевизионных систем, радиолокационных станций и т. д.)

3) Комплексное, т. е. совокупность первых двух видов.

Также, в зависимости от субъекта выделяют наблюдение, которое осуществляют оперативники, агенты и иные лица, оказывающие содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на конфиденциальной основе.

С сознательно-волевой стороны целью наблюдения является получение информации о (об):

— деятельности изучаемого лица (его намерениях, планах, маршрутах передвижения, контактах, поведение в местах, где посещения ограничены, и т. п.)

— составе преступной группы, распределении в ней ролей, функциях каждого из участников, особенностях их характера и взаимоотношениях с другими членами группы;

— наиболее потенциальных местах сокрытия ценных предметов, полученных преступным путем, а также средств и орудий совершения преступления;

— элементах оперативной обстановки, а также данных, необходимых для планирования ОРМ и следственных действий.

Обычно основной формой проведения наблюдения является конспиративное слежение за объектом оперативной заинтересованности, но возможно также и гласное наблюдение (например, в ходе физической защиты лица, которому угрожает опасность) [4].

Место проведения наблюдения ФЗ об ОРД не ограничено (кроме жилища).

Срок проведения наблюдения также не ограничен. В то же время на практике по срокам различают краткосрочное (от нескольких часов до нескольких дней) и долгосрочное, или длительное наблюдение.

Согласно ч. 3 ст. 6 ФЗ об ОРД при наблюдении оперативник и действующий по его заданию субъект вправе использовать технические и иные средства — видеокамеры, бинокли, фотоаппараты, и т. п.

Наблюдение может быть как непосредственным, так и опосредованным. При непосредственном наблюдении оперативник лично воспринимает объект. Опосредованное наблюдение заключается в восприятии информации через других лиц, дающих информацию о наблюдаемом лице или событии. Опосредованное наблюдение осуществляется с помощью лиц, оказывающих содействие оперативно-розыскному органу, а также сотрудниками специальных подразделений, специализирующихся на проведении рассматриваемой ОРМ.

Осуществление простого наблюдения не требует санкции руководителя оперативно-розыскного органа и осуществляется по решению оперативного сотрудника. Наблюдение, которое влечет за собой ограничение конституционных прав граждан, допускается лишь на основании решения суда и при наличии специальной информации, согласно ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД. В случаях, требующих привлечения значительных сил и средств, а также финансовых затрат, наблюдение осуществляется на основании рапорта сотрудника ОРО, утверждаемого руководителем ОРО [5].

Наблюдение как ОРМ может осуществляться как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. Наблюдение на территории СНГ регулируется Соглашением о сотрудничестве в сфере специального сопровождения оперативно-розыскной деятельности, заключенным Советом министров внутренних дел государств-участников СНГ 18 декабря 1998 г. [6].

На основании статьи 41 Шенгенской конвенции сотрудники полиции, которые в своей стране преследуют лицо, пойманное на месте преступления, имеют право, при необходимости, продолжать преследование на территории других стран ЕС. Если преследование было успешным, разрешается задерживать человека как минимум до того момента, когда прибудут сотрудники местной полиции.

В пункте 4 определения Конституционного Суда Российской Федерации № 86-О от 14 июля 1998 г. [8] говорится, что в ходе наблюдения сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни проверяемого лица не допускается в случаях, не связанных с выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений или с необходимостью решения других законных задач ОРД.

Наблюдение, как отмечал Конституционный Суд РФ, не предполагает одновременного прослушивания телефонных переговоров наблюдаемого лица. Такое прослушивание необходимо осуществлять путем проведения самостоятельного ОРМ — прослушивание телефонных переговоров (определение от 21 октября 2008 г. № 862-О-О) [9].

Результаты наблюдения фиксируются в оперативно-розыскных документах, а также с помощью кино-, фото-, видео-, аудиозаписи наблюдавшихся объектов.

В окончательном оперативно-служебном документе отражаются развитие наблюдаемого события, контакты наблюдаемого лица с другими лицами и другие обстоятельства.

Читайте также: