Календарь и его реформы кратко

Обновлено: 30.06.2024

Существует три основных типа календарей: 1) лунный, 2) солнечный и 3) лунно-солнечный.

Лунный календарь

основан на продолжительности синодического, или лунного месяца (29,53059 сут), определяемого периодом смены лунных фаз; при этом не принимается во внимание продолжительность солнечного года. Примером лунного календаря служит мусульманский календарь. Большинство народов, использующих лунный календарь, считает месяцы поочередно состоящими из 29 или 30 сут, поэтому средняя длина месяца равна 29,5 сут. Длина лунного года в таком календаре составляет 12ґ29,5 = 354 сут. Истинный лунный год, состоящий из 12 синодических месяцев, содержит 354,3671 сут. Календарь не учитывает эту дробную часть; таким образом за 30 лет набирается расхождение в 11,012 сут. Добавление этих 11 сут каждые 30 лет восстанавливает соответствие календаря лунным фазам. Основной недостаток лунного календаря в том, что его год короче солнечного года на 11 сут; поэтому начало определенных сезонов по лунному календарю приходится год от года на все более поздние даты, что вызывает определенные трудности в общественной жизни.

Солнечный календарь

согласован с длительностью солнечного года; в нем начало и продолжительность календарных месяцев не связаны со сменой лунных фаз. Солнечные календари были у древних египтян и майя; в наше время большинство стран также пользуется солнечным календарем. Истинный солнечный год содержит 365,2422 сут; но гражданский календарь, чтобы быть удобным, должен содержать целое число суток, поэтому в солнечном календаре обычный год содержит 365 сут, а учет дробной части суток (0,2422) происходит раз в несколько лет путем добавления одного дня к так называемому високосному году. Солнечный календарь обычно ориентируется на четыре основные даты – два равноденствия и два солнцестояния. Точность календаря определяется по тому, насколько точно равноденствие приходится на один и тот же день каждого года.

Лунно-солнечный календарь

– это попытка согласовать продолжительность лунного месяца и солнечного (тропического) года путем периодических подгонок. Чтобы среднее количество дней в году по лунному календарю соответствовало солнечному году, каждые 2 или 3 года добавляют тринадцатый лунный месяц. Эта уловка требуется для того, чтобы сельскохозяйственные сезоны каждый год приходились на одни и те же даты. Пример лунно-солнечного календаря дает еврейский календарь, официально принятый в Израиле.

ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ

В календарях используются единицы счета времени, основанные на периодических движениях астрономических объектов. Вращение Земли вокруг своей оси определяет длительность суток, обращение Луны вокруг Земли дает продолжительность лунного месяца, а обращение Земли вокруг Солнца задает солнечный год.

Солнечные сутки.

Лунный месяц.

МЕХАНИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ (9 В.). IGDA/G. Dagli Orti

ИСТОРИЯ КАЛЕНДАРЕЙ

Греческий календарь.

Римский календарь.

Юлианский календарь.

Августианский календарь.

После смерти Цезаря понтифики, видимо, неправильно поняв инструкцию о високосных годах, в течение 36 лет добавляли високосный год не раз в четыре, а раз в три года. император Август исправил эту ошибку, пропустив три високосных года в период с 8 до н.э. до 8 н.э. Начиная с этого момента, високосными считались только года с номером, кратным 4. В честь императора месяц секстилис был переименован в август. Кроме того, количество дней в этом месяце было увеличено с 30 до 31. Эти сутки были взяты из февраля. Сентябрь и ноябрь были сокращены с 31 до 30 сут, а октябрь и декабрь увеличены с 30 до 31 сут, что сохраняло общее количество суток в календаре (табл. 1). Таким образом сложилась современная система месяцев. Некоторые авторы считают не Августа, а все же Юлия Цезаря основателем современного календаря.

Таблица 1. Продолжительность месяцев трех римских календарей
Таблица 1. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ МЕСЯЦЕВ
ТРЕХ РИМСКИХ КАЛЕНДАРЕЙ (в сутках)
Название месяца Календарь децемвиров
(ок. 414 до н.э.)
Календарь Юлия
(45 до н.э.)
Календарь Августа
(8 до н.э.)
Януариус 29 31 31
Фебруариус 28 29–30 28–29
Мартиус 31 31 31
Априлис 29 30 30
Майус 31 31 31
Юниус 29 30 30
Квинтилис 1) 31 31 31
Секстилис 2) 29 30 31
Септембер 29 31 30
Октобер 31 30 31
Новембер 29 31 30
Децембер 29 30 31
1) Юлиус в календарях Юлия и Августа.
2) Август в календаре Августа.

Календы, иды и ноны.

Григорианский календарь.

 КОМИССИЯ по реформированию календаря (1582). IGDA

Еврейский календарь.

Мусульманский календарь.

До Мухаммеда, умершего в 632, у арабов был лунно-солнечный календарь со вставными месяцами, похожий на еврейский. Считается, что ошибки старого календаря заставили Мухаммеда отказаться от дополнительных месяцев и ввести лунный календарь, первым годом которого стал 622. В нем за единицу отсчета приняты сутки и синодический лунный месяц, а сезоны вообще не принимаются во внимание. Лунный месяц считается равным 29,5 сут, а год состоит из 12 мес, содержащих попеременно 29 или 30 сут. В 30-летнем цикле последний месяц года в течение 19 лет содержит 29 сут, а остальные 11 лет – 30 сут. Средняя продолжительность года в таком календаре 354,37 сут. Мусульманский календарь широко распространен на Ближнем и Среднем Востоке, хотя Турция в 1925 отказалась от него в пользу григорианского календаря.

Египетский календарь.

Китайский календарь.

Календари майя и ацтеков.

Древняя цивилизация племени майя обладала весьма высоким искусством счета времени. Их календарь содержал 365 сут и состоял из 18 мес по 20 сут (каждый месяц и каждый его день имели свое название) плюс 5 добавочных суток, не относящихся ни к одному месяцу. Календарь состоял из 28 недель по 13 пронумерованных дней в каждой, что составляло всего 364 сут; одни сутки оставались лишними. Почти таким же календарем пользовались и соседи майя – ацтеки. Большой интерес представляет календарный камень ацтеков. Лицо в центре изображает Солнце. В четырех примыкающих к нему больших прямоугольниках изображены головы, символизирующие даты четырех предшествующих мировых эпох. Головы и условные знаки в прямоугольниках следующего круга символизируют 20 сут месяца. Большие треугольные фигуры изображают солнечные лучи, а в основании внешнего круга два огненных змея представляют жар небес. Календарь ацтеков похож на календарь майя, но названия месяцев иные.

КАЛЕНДАРНЫЙ КАМЕНЬ АЦТЕКОВ на базальтовой плите размером 3,6 м был обнаружен в Мексике отрядом Кортеса в 1519. В центре изображено Солнце, окруженное двадцатью днями месяца. IGDA/G. Dagli Orti
СОЛНЕЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ИНКОВ. IGDA/G. Dagli Orti

ЦИКЛЫ И ЭРЫ

Воскресные буквы

– это схема, показывающая связь между числом месяца и днем недели в течение любого года. Например, она позволяет определять воскресные дни, а исходя из этого составить календарь на весь год. Таблицу недельных букв можно записать так:

Январь

Каждый день года, кроме 29 февраля високосных лет, обозначается буквой. Определенный день недели всегда обозначается одной и той же буквой в течение всего года, за исключением високосных лет; поэтому та буква, которая обозначает первое воскресенье, соответствует и всем остальным воскресеньям этого года. Зная воскресные буквы любого года (от A до G) можно полностью восстановить порядок дней недели в этом году. Полезна следующая таблица:

День недели - Воскресная буква
День недели 1 января Воскресная буква
Воскресенье A
Понедельник G
Вторник F
Среда E
Четверг D
Пятница C
Суббота B


Большая часть земного шара вот уже четыре столетия исчисляет время с помощью календаря под названием григорианский. Год этого календаря делится на 12 месяцев и длится 365 дней. Раз в четыре года добавляется один дополнительный день. Такой год носит название високосный. Это нужно для того, чтобы убрать разницу между движением солнца и календарём.

Это понятие было введено в конце 16 века Папой Григорием XIII как реформа юлианского календаря. Григорианский календарь является общепринятым, поскольку он является регулярным и очень простым. Но так было не всегда.

Зачем нужна была реформа календаря

Римский календарь.

До принятия григорианского календаря, действовал другой — юлианский. Он был наиболее близок к настоящему солнечному календарю. Так как Земле нужно чуть больше чем ровно 365 дней, чтобы совершить оборот вокруг солнца. Эта разница компенсировалась високосными годами.

Это была невероятно полезная и масштабная реформа для своего времени, но абсолютной точностью этот календарь всё же похвастаться не мог. Солнце совершает оборот дольше на 11,5 минут. Это может выглядеть мелочью, но время потихоньку накапливалось. Шли годы, и к 16 веку юлианский календарь опередил главное светило почти на одиннадцать дней.

Основывался римский календарь на лунно-солнечном, но был весьма неточным.

Основывался римский календарь на лунно-солнечном, но был весьма неточным.

Цезарь исправляет путаницу в календаре

Что ещё более неудобно, високосные дни или так называемые вставочные, не добавлялись согласно какой-то системе, а определялись верховным священником Коллегии понтификов. Тут в дело вступал негативный человеческий фактор. Понтифик, пользуясь своей властью над временем, продлевал год или сокращал, преследуя личные плитические цели. Конечным результатом всего этого безобразия стало то, что римский обыватель не имел понятия какой именно нынче день.

Нужно было навести порядок.

Нужно было навести порядок.

Чтобы привести в порядок весь этот календарный беспредел, Цезарь призвал лучших философов и математиков империи. Он поставил им задачу создать календарь, который синхронизировался бы с солнцем сам, не требуя человеческого вмешательства. По расчётам учёных того времени, год длился 365 дней и 6 часов. Результатом поставленной Цезарем задачи стал календарь длиной в 365 дней с добавлением дополнительного дня каждые четыре года. Это нужно было для того, чтобы компенсировать 6 потерянных часов каждый год.

Современная наука уточняет, что нашей планете требуется 365 дней, 5 часов, 48 минут и 45 секунд, чтобы один раз обойти вокруг Солнца. То есть новоиспечённый календарь тоже не был точным. Тем не менее это действительно была масштабная реформа. Особенно по сравнению с существующей тогда календарной системой, которая была просто беспорядочным безобразием.

Юлий Цезарь.

Юлианский календарь

Согласно юлианскому календарю Новый год наступил 1 января 45 года до нашей эры. Всего через год Юлий Цезарь был в результате заговора убит. Его соратник Марк Антоний, чтобы почтить память великого правителя изменил название римского месяца Квинтилис на Юлий (июль). Позже, в честь другого римского императора, переименовали месяц секстилис в август.

Григорианский календарь

Со временем календарь пришлось вновь реформировать.

Со временем календарь пришлось вновь реформировать.

На смену юлианскому календарю пришёл григорианский.

На смену юлианскому календарю пришёл григорианский.

Согласно этому постановлению, в 1582 году жители Рима легли спать 4 октября, а проснулись на следующий день — 15 октября. Счёт дней был передвинут на 10 суток вперед, и день после четверга 4 октября предписывалось считать пятницей, но не 5, а 15 октября. Был установлен порядок летоисчисления, при котором равноденствие и полнолуние восстановлены и в будущем не должны сдвигаться по времени.

Отличие григорианского календаря от юлианского.

Отличие григорианского календаря от юлианского.

Трудная задача была решена благодаря проекту итальянского врача, астронома и математика Луиджи Лиллио. Он предложил каждые 400 лет выбрасывать из счёта 3 дня. Таким образом, вместо сотни високосных дней на каждые 400 лет в юлианском календаре, в григорианском их осталось 97. Из разряда високосных исключили те вековые годы (с двумя нулями на конце), число сотен которых не делится без остатка на 4. Такими годами, в частности, являлись 1700, 1800 и 1900.

Можно ли не покупать каждый год новый календарь? Можно ли так реформировать летоисчисление, чтобы на каждое число всегда приходился один и тот же день недели? Календарь в реальности — это всегда компромисс между естественным ходом природных процессов и стремлением человека найти в них порядок и организовать вокруг него свою жизнь. Счет дней и сезонов в разных культурах неоднократно претерпевал значительные изменения — календарные реформы. Уже достаточно давно многие исследователи считают, что такая реформа вновь назрела. Мы решили разобраться в мотивации этих предложений и выяснить, почему их авторы считают, что календарные нововведения сделают нашу жизнь лучше.

Что бы поменять

Безусловно, новый календарь должен сохранить связь с астрономическими явлениями (хотя теоретически можно рассматривать и иные варианты), но также должен быть удобен практически. Основной задачей всякого календаря является возможность однозначного определения даты любого события в прошлом или будущем, но периодичность на малом масштабе (недели, месяцы) настолько прочно укоренилась в современной культуре и образе жизни, что большинство авторов реформ не предлагают от них отказываться.

В принципе, у нашего нынешнего календаря есть множество параметров, которые можно изменить. Если не трогать начало летоисчисления, длительность недели и наличие месяцев, а также их названия, то остается следующее:

  • принцип учета високосных лет;
  • начало года (1 января, 1 марта, солнцестояние или равноденствие и другие даты);
  • первый день недели;
  • начало дня (полночь, полдень, восход или заход Солнца);
  • количество и длительность месяцев;
  • наличие и расположение вненедельных дней.

Тем не менее, именно во время Великой французской революции впервые новый принцип счета дней был принят на государственном уровне — был утвержден Французский республиканский календарь с двенадцатью месяцами равной длительности. Этот эксперимент в силу ряда причин оказался неудачным: спустя немногим более десяти лет его отменил Наполеон, а вновь к нему возвратились лишь на несколько недель в 1871 году в период существования Парижской коммуны.


Следующая важная инициатива появилась также во Франции — в 1839 году мыслитель Огюст Конт впервые предложил календарь с 13 месяцами, каждый из которых содержал ровно четыре семидневных недели.

Конт был родоначальником важного философского направления — позитивизма, и выдвинутый им вариант с одинаковыми по длительности месяцами вполне соотносился с его философскими взглядами. Для соответствия периоду обращения Земли, который длится примерно 365 дней, добавлялся один вненедельный день каждый год и еще один — в каждый четвертый.

  • непостоянство, то есть ситуация, когда год начинается с разных дней недели, а количество недель в месяце не описывается целым числом;
  • нерегулярность количества дней в месяцах, для запоминания которого требуются мнемонические приемы;
  • неодинаковость продолжительности кварталов, сезонов и полугодий, что является проблемой для экономики и статистики;
  • отсутствие связи календарных месяцев с лунными;
  • несоответствие солнцестояний и равноденствий ни с серединами, ни с началами или концами месяцев.

Удовлетворительно решить все эти проблемы одновременно без привнесения новых трудностей и с возможностью удобного перехода на новый календарь пока не удалось никому — несмотря на то, что работа над новыми вариантами активно шла весь XX век и не заканчивается до сих пор, а количество предложений исчисляется десятками.

В помощь бухгалтеру

Лишь дважды подобные инициативы серьезно рассматривались на международном уровне — это были Международный фиксированный календарь и Всемирный календарь. Остановимся на них подробнее и мы.

Международный фиксированный календарь очень похож на календарь Конта и принадлежит более широкому классу лунно-солнечных календарей, опирающихся на цикличность видимых движений как Солнца, так и Луны. Основную роль в продвижении этого варианта сыграли британский бухгалтер Мозес Котсворт (позже он перебрался в США) и американский предприниматель Джордж Истмен.

Точно неизвестно, знал ли Котсворт о предложении Конта, но он выделял проблемы григорианского исходя из экономических соображений. В частности, неравные месяцы затрудняли сравнение показателей прибыльности, причем как между месяцами, так и между кварталами и полугодиями. В результате на рубеже XIX и XX веков бухгалтер пришел к идее о годе из 13 месяцев длительностью по 4 недели.

При этом Котсворт старался по возможности сохранить все от григорианского календаря: неделя должна была начинаться в воскресенье (как принято в США), названия месяцев сохранялись (у Конта предлагались новые), лишь последние 13 дней июня и первые 15 дней июля выделялись в новый месяц — сол.


Помимо очевидных преимуществ с точки зрения бухгалтерского учета, такой календарь фиксировал положение Пасхи и других религиозных праздников со схожим принципом определения даты. Это также значительно упрощало работу экономистам и позволяло без лишних проблем сравнивать показатели весенних месяцев разных лет.

Вариант Котсворта приобрел заметную известность и поддержку в Канаде. В частности, его продвигали Сэндфорд Флеминг, создавший железнодорожную сеть Канады и сыгравший ключевую роль в разделении мира на часовые пояса, а также Джордж Истмен — основатель компании Kodak и руководитель продвижения Международного фиксированного календаря впоследствии.

В первой половине 1920-х благодаря усилиям энтузиастов создается Лига международного фиксированного календаря, а инициатива выдвигается на рассмотрение перед Лигой наций (предшественницей ООН) и становится фаворитом среди 130 других предложений по реформе календаря. Однако в 1937 году Лига наций не пришла к единому мнению насчет необходимости реформы летосчисления, и деятельность Лиги международного фиксированного календаря постепенно сошла на нет.

Праздники против реформы

Всемирный календарь сохраняет количество и названия месяцев григорианского календаря, но распределяет количество дней в них по-другому: каждый первый месяц квартала длится 31 день, а все другие — 30. Таким образом, получаются равные кварталы по 91 дню, причем каждый из них начинается в один и тот же день недели — воскресенье.

Для соответствия длительности года, как и во множестве других вариантов календарной реформы, добавляется вненедельный праздничный день Нового года, который в данном случае было предложено называть Днем мира. В високосные годы вставляется еще один день без номера посреди года между июнем и июлем.

Всемирный календарь разработала в 1930 году американка Элизабет Ахелис, и он также активно обсуждался в Лиге наций в 1930-х годах. В течение нескольких следующих лет он привлек значительное внимание входящих в организацию государств, в то время как его основной соперник — Международный фиксированный календарь — терял сторонников. К 1937 году 32 страны организовали комитеты, работающие над планами по переходу на новый календарь.

В 1937 году правительство Чили внесло на рассмотрение Лиги наций проект перехода на Всемирный календарь, и он был принят 14 странами. Тем не менее, начавшаяся в 1939 году Вторая мировая война серьезно нарушила эти планы, а к 1941 году всякое общение на этот счет между Новым светом и Европой прекратилась. Тем не менее, некоторое развитие идеи продолжалось в США, Канаде, Австралии и государствах Южной Америки.

К вопросу о переходе вернулись после войны, но в 1955 году уже в ООН делегация США высказалась резко против любых попыток изменения календаря. Американцы объяснили это позицией большинства жителей своей страны, опасавшихся, что вненедельные дни нарушат последовательность семидневных циклов, необходимых для определения дат религиозных праздников.

Вскоре после этого Ахелис сложила с себя полномочия основанной ею Ассоциации Всемирного календаря, которая затем превратилась в Международную ассоциацию Всемирного календаря, существующую по сей день. Эта организация не оставляет попытки привлечь внимание общественности к возможности перехода на новый счет дней.

Советский революционный

Выдвигались и другие, менее похожие на григорианский календарь варианты. В частности, предлагалось учитывать високосные годы добавлением не одного дня, а более редким добавлением сразу целой недели (здесь и здесь). Существуют также варианты реформы, включающие деление времени на длительные промежутки. Например, календарь Мейера—Палмена, объединял группы по 60 лет в циклы, при этом согласно связанным с номером цикла правилам в некоторых годах содержалось 13 месяцев вместо 12, а число дней в них варьировалось между 30 и 31.

Собственный календарь разработал и известный ученый и писатель-фантаст Айзек Азимов. Он предложил отказаться от деления года на месяцы, заменив их четырьмя сезонами длительностью 13 недель, или 91 день, каждый.

Как и другие реформаторы, Азимов предложил добавить один вненедельный день в конце года, а также еще один, посередине, в високосные годы. Кроме того, согласно этому плану реформы, сдвигалось начало сезонов: первый должен был начинаться 21 декабря по григорианскому календарю, в день зимнего солнцестояния.

Молодая Советская республика 26 января 1918 года одним из первых своих декретов ввела в стране григорианский календарь. Существует множество календарных систем — японская, китайская, иудейская, исламская, индийская. Почему же современный мир живет по григорианскому времени?

Историки считают, что представление о времени, как о периодически сменяющихся циклах (годах и временах года), возникло у людей с появлением земледелия и скотоводства, то есть порядка 10 тысяч лет назад. Древние земледельцы и скотоводы и изобрели календарь, чтобы с точностью рассчитать время для посева и сбора урожая, отгона скота на пастбища. Тысячи лет календарные системы были прямо увязаны с аграрными циклами.


Вслед за Луной

Основаны были календари на наблюдениях за движением небесных тел, чем наши предки занимались десятки, а может даже сотни тысяч лет. Речь, прежде всего, идет о Солнце и Луне, а точнее обращении Луны вокруг Земли и Земли вокруг Солнца.

Самыми древними были лунные календари. Смена фаз Луны, пожалуй, — самое заметное небесное явления после восхода и захода Солнца. Периоды обращения Луны из-за сложности ее орбиты составляют 27,2—29,6 суток и в целых сутках исчислены быть не могут. Чтобы компенсировать эту неточность вводили дополнительные дни или переменную продолжительность месяца. Например, в исламском календаре месяцы попеременно состоят из 29 или 30 дней.

Впоследствии лунный календарь перестал удовлетворять потребностям людей, так как земледельческие работы привязаны к смене сезонов, то есть движению Солнца. Поэтому лунные календари, за редким исключением (исламский календарь), неизбежно заменялись солнечными календарными системами.

Солнечная система

Солнечные календари проще. Продолжительность эталонного, так называемого тропического года составляет 365,24 суток. Календарный год в солнечном календаре составляет 365 суток. Для приближения средней продолжительности солнечного календаря года к эталонному добавляются високосные годы продолжительностью в 366 суток. Месяцы в таких календарных системах с фазами луны не совпадают.

Несоответствие количества суток, лунных фаз (месяцев) и периода обращения Земли вокруг Солнца (годов) и является главной причиной страшной путаницы в календарях, которая существует и ныне. Решить ее можно лишь кардинальной реформой. Но на это никто не пойдет: во-первых, — технически и организационно крайне сложно, во-вторых, календари имеют сакральное значение, освященное тысячелетней традицией.

Великая французская революция в конце XVIII вводила свой календарь в рамках борьбы с церковью. Такие планы были у большевиков в России. Оба начинания закончились безуспешно. В 1954 и в 1956 годах проекты нового календаря обсуждались на сессиях Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС), однако окончательное решение вопроса было отложено.

Юлианский стиль

Надо отдать должное Цезарю: по тем временам это была совершенная система. Сменить его решились только через полтора тысячелетия. Астрономы установили, что средняя продолжительность солнечного (тропического) года составляет 365,24 суток. Иными словами, тропический год на 11 минут 14 секунд короче, чем год по юлианскому календарю.

Такое несовпадение привело к тому, что каждые 128 лет в юлианском календаре накапливался один лишний день. К XVI веку разница составила целых десять суток. В XVIII веке она выросла до 11 суток, в XIX — 12 суток, в XX и XXI веках до 13 суток. В XXII веке разница составит 14 суток.

Григорианское время

Смена календаря была вызвана не только астрономическими, но скорее религиозными обстоятельствами. В 325 году Никейский собор издал декрет о единой дате Пасхи для всей христианской церкви. А день ее празднования в юлианском календаре постоянно смещался, что вызывало особенно сильное недовольство у католической церкви. Реформа должна была вернуть дату реального весеннего равноденствия (пасхальную границу) на 21 марта, как это было во времена Никейского собора, установившего пасхалию.

С 1582 года в католических государствах стал вводится григорианский календарь, принятый на основе постановления папы римского Григория XIII. Реформа заключалась в том, что десять лишних дней просто вычеркнули, и следующим днем после четверга 4 октября стала пятница 15 октября.

Систему исчисления времени привели в соответствие циклическому обращению Земли вокруг Солнца. Продолжительность года была принята равной 365,2425 суток, то есть 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд. Правило високосных лет изменили, и средний календарный год стал больше соответствовать тропическому году.

Начиная с 1582 года високосным, когда вводится дополнительный день (29 февраля), год является в двух случаях: либо он кратен 4, но при этом не кратен 100, либо кратен 400. Так, 2016 год — високосный. Следующим високосным годом будет 2020 год. Правда, распределение високосных лет таково, что несоответствия с протяженностью тропического года все равно не избежать. Однако оно ничтожно: по итогам подсчетов, за 10 тысяч лет разница составит всего лишь одни сутки.

Русское межвременье

Представители российской патриотической общественности неоднократно высказывали призывы вернуться к юлианскому календарю. Но даже священники Русской православной церкви понимают всю утопичность подобных идей. Впрочем, русская церковь крайне отрицательно относится и к призывам перейти на григорианское время. В итоге Россия продолжает жить в межвременье, празднуя Старый Новый год.

Традиционно в дни рождественских и пасхальных праздников люди задаются вопросом: почему юлианский и григорианский календарь не совпадают, и в чем между ними разница? Мы попытались как можно проще объяснить причину этой, на самом деле, крайне сложной астрономической и математической проблемы.

Юлианский календарь (старый стиль)

Используется в ряде Поместных Православных Церквей (Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская, Польская), а также в ряде монастырей и приходов США, Европы и в монастырях Афона.

Разработан александрийскими астрономами во главе с Созигеном. Был введен 1 января 45 года до Рождества Христова императором Юлием Цезарем.

Григорианский календарь (новый стиль)

Система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность года принята равной 365, 2425 суток; содержит 97 високосных лет на 400 лет . Год високосный, то есть содержит 366 дней, если:

  • номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400);
  • остальные годы — номер года кратен 4 и не кратен 100 (. 1892, 1896, 1904, 1908. ).

Одновременно в Григорианском календаре модифицировались правила расчёта христианской Пасхи.

В чем проблема?

Необходимые определения

Тропический (солнечный) год — отрезок времени, за который Солнце завершает один цикл смены времени года, как это наблюдается с Земли. Тропический год равен 365,2422 суток.

Равноденствие — день, когда земная ось строго перпендикулярно Солнцу.

Последствия реформы календаря

Принятие григорианского календаря серьезно затянулось, особенно в протестантских странах. В целом протестантские страны переходили на новый календарь постепенно. Последней из них григорианский календарь приняла Англия — в 1752 году.

В России неоднократно обсуждалась тема перехода Церкви на григорианский стиль. Допускался переход при условии, что значительная часть западных христиан перейдет в Православие. Но в целом это считалось нецелесообразным. Последние крупные дебаты относительно перехода на новый стиль проходили в 90-е годы XIX века. Большинство выступало за переход. Однако известный церковный историк Василий Васильевич Болотов был с этим не согласен и приводил два основных аргумента:

а) простота юлианского календаря по сравнению с григорианским. В действительности, крупные астрономы пользовались для своих расчетов именно юлианским календарем вплоть до XX века;

Новоюлианский календарь

В мае 1923 года в Константинополе состоялся собор православных восточных церквей, созванный патриархом Мелетием IV. На нём был обсужден календарный вопрос и принято решение о реформе. Чтобы не принимать григорианский календарь, было решено ввести календарь, названный новоюлианским. Этот календарь был разработан сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем (1879–1956).

Этот календарь основан на 900 летнем цикле. В течение этого периода упраздняются 7 суток.

Год считается високосным, если:

  • его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100 или
  • его номер делится на 900 с остатком 200 или 600.

Всего на 900 лет приходится 682 простых и 218 високосных годов (в юлианском 400-летнем цикле имеется 300 простых и 100 високосных, в григорианском — 303 простых и 97 високосных годов).

Новоюлианский календарь будет совпадать полностью с григорианским в последующие 800 лет (до 2800 года). Православные Церкви, перешедшие на новоюлианский календарь, сохранили Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре, а непереходящие праздники стали отмечаться по григорианским датам.

Посмотреть в большем размере

В 1948 году на Московском совещании Православных Церквей было принято решение о том, что каждая Поместная Церковь может праздновать неподвижные праздники по своему календарю и верующие не должны от этого отходить. Пасха и все преходящие праздники при этом должны рассчитываться по юлианскому календарь (александрийской пасхалии).

Читайте также: