Великое переселение народов и славянская колонизация восточно европейской равнины кратко

Обновлено: 02.07.2024

В южной, лесостепной зоне, напротив, славянам пришлось выдержать изнурительную борьбу, но не с местным населением, а с пришлыми кочевыми ордами. Так, по меткому замечанию одного историка, русская история с самого своего начала как бы раздвоилась: в ней, наряду с собственно европейской историей, всегда являвшейся подлинной основой национально-государственной и культурной жизни русского народа, возникла навязанная и неотвязчивая азиатская история, изживать которую русскому народу пришлось на протяжении целого тысячелетия ценой неимоверных усилий и жертв ( Шмурло Е. Ф. Курс русской истории. Возникновение и образование Русского государства (862 – 1462). Изд. 2-е, исправленное. СПб., 1999. Т. 1. С. 43 ). Но сам этот труд по изживанию азиатской истории был подлинно европейским трудом — медленным, упорным и крайне тяжелым преодолением варварства посредством цивилизации и культуры.

В заселении земель древней Руси участвовали подчас те же славянские племена, которые колонизовали Балканы и западноевропейские территории. Археологически это подтверждается, например, находками в лесной зоне Восточной Европы (в Днепровско-Двинском и Окском бассейнах) так называемых лунничных височных колец, чье происхождение прочно увязывается со Среднедунайскими землями, где они были весьма распространенным украшением местных славян — дрогувитов (дреговичей), северян, смолян (являвшихся, вероятно, родственниками древнерусских кривичей, чьим главным городом был Смоленск), и хорватов, которые первоначально обитали в Верхнем Повисленье и на землях современных Чехии и Словакии ( Седов В. В. Лунничные височные кольца восточнославянского ареала. В кн.: Культура славян и Русь. М., 1998. С. 255 ).

Два миграционных потока в древнерусские земли

В северо-западных землях Древней Руси славянское население появилось не позже V в. — именно к этому времени относится возникновение культуры псковских длинных курганов, разбросанных по берегам Псковского озера, рек Великой, Ловати, Мсты, Мологи и частично Чадогощи. Ее археологический облик (вещевой инвентарь, погребальная обрядность и т. д.) резко отличается от местных балто-финских древностей и, напротив, находит прямые аналогии в славянских памятниках на территории Польского Поморья. С этого времени славяне становятся основным населением этого региона ( Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. С. 213 – 216 ).

Впрочем, заселяя Поднепровье, славяне еще долго предпочитали держаться лесных массивов, по долинам рек спускавшихся в степи. В VIII в. здесь возникает раннеславянская роменская культура. В следующем столетии славянские поселения продвигаются еще дальше в глубь степей, как это можно видеть по памятникам боршевской культуры на Среднем и Нижнем Дону.

Антропологические исследования показывают, что в заселении лесостепной полосы принимали участие славянские племена, принадлежащие как к балтийскому антропологическому типу (высокий лоб, узкое лицо), так и к среднеевропейскому (низкий лоб, широкое лицо).

Расселение славян на древнерусских землях сопровождалось стычками между племенами, порой принимавшими весьма ожесточенный характер. Столкновения были вызваны покушениями на соседнюю территорию, прежде всего на охотничьи угодья.

Все они избиты-изранены.
Булавами буйны головы пробиваны,
Кушаками головы завязаны.

Климат и миграции славян на юг и восток. Великое переселение народов создавало грандиозные критические ситуации в ряде европейских регионов. Более того, они были усугублены резким изменением климата в Европе. С конца IV в. н. э. происходит сильное похолодание; особенно суровым был Vb. (самый холодный за прошедшие две тысячи лет). Похолодание вызвало интенсивное увлажнение и стремительный рост количества осадков. Ученые полагают, что эти изменения сопровождались трансгрессией Балтийского моря, т. е. наступлением моря на сушу, поднятием грунтовых вод, повышением уровня рек и озер, заболачиванием больших пространств, затоплением полей и поселений, вымыванием плодородного слоя почв и т. п. Огромные бедствия постигли, в частности, Ютландию, ряд германских племен вообще покинул родные места.

Эти грозные процессы вызывали постоянный отток населения из Висло-Одерского региона. Среднеевропейское население сдвигалось на юг и восток. Миграция населения из районов пшеворской и вельбарской (готской) культур, помимо движения к среднему Дунаю и далее на юг, перемещалась и на восток, в частности в будущие северорусские земли. Если в первой половине I тысячелетия н. э. развитие балтских и финских этносов находилось все еще на стадии раннего железного века и охотничье-собирательских форм деятельности, то с конца IV–V в. на территориях их расселения под воздействием миграции славян происходят постепенные изменения материальной культуры, нарастают количество и ассортимент предметов быта пшеворской и даже вельбарской культур (например, появляются более совершенные по форме серпы, каменные ручные жернова и др.). Именно с этого времени в дополнение к таким зерновым культурам, как пшеница, ячмень, просо, появляются рожь и овес из Висло-Одерского региона.

Мигрирующие славянские переселенцы постепенно осваивали верховья Днепра, район озер Ильмень и Чудского, междуречья Волги и Клязьмы, районы Верхней Волги.

В итоге нашествия гуннов достижения черняховцев были уничтожены, как и часть полиэтничного населения. Вместе с тем значительные группы населения лесостепных пространств левобережья Днепра уцелели и стали основателями новой жизни, следы которой получили у археологов название пеньковской культуры, имеющей признаки преемственности с Черняховской культурой. Это были анты-пеньковцы, жизнедеятельность которых прослеживается до конца VII в. н. э.

Вторжения славян в Подунавье и на Балканы. Важным явлением европейской истории VI–VII вв. стали вторжения славян на территорию Восточной Римской империи, которые привели к крушению рабовладельческого строя на огромной территории Балканского полуострова.

До начала VI в. в сочинениях византийских авторов славяне не упоминаются, но в VI в. положение резко изменилось. Первые нападения славян на территорию Восточной Римской (Византийской) империи начались в начале третьего десятилетия VI в. и к середине VI в. приобрели широкий размах. Нападения происходили на всем протяжении северной границы империи, проходившей по Дунаю. Нападая на византийские земли, славяне не могли в то время захватывать укрепленные крепости, их набеги имели поначалу грабительский характер. Захватывая добычу и пленных, славяне уводили и уносили их на свои земли к северу от Дуная. Положение осложнилось, когда в 565–567 гг. на Среднем Подунавье поселился пришедший из Центральной Азии через степи Северного Причерноморья союз аварских племен, создавших здесь свое государство — Аварский каганат. Правители каганата подчинили своей власти славянское население Среднего Подунавья. Начались походы на Балканы, в которых совместно участвовали авары и славяне. В этих условиях византийским военачальникам становилось все труднее удерживать линию обороны на Дунае. Пытаясь избавиться от набегов, византийские императоры были вынуждены уплачивать дань аварам. Вместе с аварами славяне Подунавья добивались значительных успехов, но в битвах авары посылали их вперед и отбирали лучшую часть добычи. Восточные славяне-анты аварам не подчинялись и предпринимали нападения на Восточную Римскую империю самостоятельно.

В начале VII в. наступил перелом — система византийской обороны на Дунае рухнула, но это не привело к установлению власти аваров на Балканах. Восстание славян Подунавья во главе с Само в 30-х гг. VII в. привело к ослаблению Аварского каганата. В этих условиях происходило заселение Балкан массами передвигавшегося с севера славянского населения. На огромных территориях Балканского полуострова (за исключением укрепленных городов на морском побережье) византийская власть перестала существовать, славянские племена поселились даже на Пелопоннесе. Лишь к началу IX в. ценой больших усилий византийским императорам удалось установить свою власть над территорией материковой Греции. Одновременно с улучшением к V–VIII вв. климатических условий часть славянских племен двинулась на запад, заселив оставленные ранее германскими племенами земли между Одером (Одрой) и Эльбой (Лабой). Так обозначилось разделение славян на три ветви: западных, восточных и южных.

Оба этих обширных объединения — славяне и арты — определяются обычно как племенные союзы (наиболее распространенная форма организации общества в догосударственный период). Более подробная характеристика таких структур будет дана ниже, здесь же пока отметим, что эти охватывающие обширную территорию структуры были рыхлыми по своему характеру. Показательно, что в нападениях на Византию люди, принадлежавшие и к одному и к другому объединению, ни разу не выступили как единое целое. Более того, в 30-х гг. VI в. между ними шла война. Византийские авторы, и в частности Прокопий Кесарийский, не знают у них каких-либо особых органов управления; как место, где решаются все дела, постоянно выступает Народное собрание. Все это характеризует общество древних славян в качестве общества, стоявшего на догосударственной стадии развития. Социальная дифференциация также еще не получила сильного развития. Об этом говорит и патриархальный характер рабства — обращенные в рабство пленники после определенного срока получали свободу, т. е. отсутствовал значительный слой, заинтересованный в систематическом использовании чужого труда. Впрочем, ряд исследователей считает, что миграция на Балканы осуществлялась главным образом из малоразвитых, с менее благоприятным климатом районов днепровского Полесья. Этой точки зрения придерживаются и некоторые лингвисты. В то же время мощные удары по Византии совершались многочисленными княжескими дружинами поднепровского лесостепья, где жили потомки пеньковцев-антов и где археологами обнаружено в кладах наибольшее количество трофеев, захваченных в Византии. Это были наиболее развитые районы Поднепровья, и, возможно, уровень политической организации был там более высоким.

На перемены такого рода указывает появление на территории антов в VI в. поселений нового типа — протогородских центров. Их в настоящее время известно два — у села Зимно в бассейне реки Южный Буг и так называемое Пастырское городище в районе реки Тясмин на территории Черкасской области современной Украины. От окружающих сельских поселений эти центры отличало прежде всего наличие укреплений (в Пастырском городище были использованы укрепления скифского времени). Археологи обнаружили на их территории целый ряд кладов и многочисленные следы ремесленной деятельности. Все это позволяет рассматривать эти два центра как поселения выделившейся из общества социальной элиты, где вместе с ней проживало обслуживавшее ее нужды зависимое население.

Исчезновение протогородов не означало всеобщего регресса. Для пеньковской культуры поздних антов характерно сравнительно быстрое возрождение кузнечного ремесла за счет сохранения традиции провинциально-римской культуры. Ряд вскрытых археологами железоделательных центров позволяет предположить развитие территориальной специализации в черной металлургии. Железо плавили в стационарных наземных горнах, на высоком уровне была ковка железа и сырцовой стали. Активно развивалось бронзолитейное дело и ювелирное ремесло. Разумеется, основу экономики по-прежнему составляли земледелие и приселищное скотоводство.

8. Великое переселение народов Индия

2.2. Великое переселение народов (аланский период: 200–800 гг. н. э.)

2.2. Великое переселение народов (аланский период: 200–800 гг. н. э.) В первые века новой эры, когда западной границей Сарматии была река Висла, а восточная доходила до Инда и Ганга (по Аммиану Марцеллину), в низовьях Волги и Дона началось зарождение новой государственности. О

8. Великое переселение народов. Индия

Великое переселение народов

Великое переселение народов Существуют две основные теории происхождения современной популяции человека.Согласно первой, предки современных людей мигрировали из Африки и расселились в разных частях мира.Вторая же, мультирегиональная, заключается в том, что

Великое переселение народов

Великое переселение народов Движение тюркского народа в степь было грандиозным событием в истории человечества. С ним сравнимо разве что открытие и заселение Америки. Но тогда все было куда масштабнее, крупнее: заселялась новая природная зона Земли!Это переселение

Великое переселение народов

Великое переселение народов …Пришел день, когда тесно стало на Алтае: слишком много людей обитало там, земля не могла прокормить всех. Наступила трудная минута, заставившая посмотреть в даль.С Алтая дороги вели на четыре стороны света. По какой идти? Какую выбрать?Алтай в

4.14. Великое переселение народов

4.14. Великое переселение народов 4.14.1. Из энциклопедии: «Великое переселение народов — условное название совокупности этнических перемещений в Европе в 4–7 веках — германцев, славян, сарматов и других племен на территорию Римской империи. Непосредственным толчком к

Великое переселение народов

Великое переселение народов Движение тюрков в степь было грандиозным событием в истории человечества. С ним сравнимо разве что открытие и заселение Америки. Но в степи все было куда масштабнее, крупнее: заселялась новая в жизни людей природная зона Земли! Это переселение

Великое переселение народов.

Великое переселение народов и Украина

Великое переселение народов и Украина К I веку нашей эры на севере Балтики, в южной Швеции и прилегающих к ней островах, в дельте Вислы жили готы (историк М. Брайчевский считает их римлянами). В III столетии эти прагерманские племена в результате миграции овладели

Великое переселение народов

Великое переселение народов Движение тюркского народа в степь было грандиозным событием в истории человечества. С ним сравнимо разве что открытие и заселение Америки. Но тогда все было куда масштабнее, крупнее: заселялась новая природная зона Земли!Это переселение


Интересно, что литовцы называли своих южных соседей (белорусов) гутами (gudas) или… готами. Понять это наименование возможно, если учесть тот факт, что предками исторической литвы были южные соседи, находившиеся под главенством готов, которые покорили территорию Мазовии, Подлясья (район современного города Белосток) и Волыни. Это произошло во второй половине II века н. э.

Готы захватили земли на Висле, что привело к оттоку части местного населения на юг. Следует отметить, что эта территория (пшеворская археологическая культура) была населена славянами при наличии и германского элемента.

Сами же готы не задержались здесь, а небольшими вначале группами также двинулись на юг, увлекая в своё движение другие племена, находящиеся на их пути.

Славяне и начало Великого переселения народов

Пшеворская кульура и направления миграции готов к Чёрному морю. Источник: Седов В. В. Славяне. Древнерусская народность. М., 2005

Остроготы шли за ними. Часть присоединилась к вестготам, а другие расселились на пути следования, большие массы оказались на нижнем течении Днепра, вероятно, вплоть до Азовского моря.

Черняховская археологическая культура


В это время, как указывают археологические источники, на территории Восточной Европы формируется черняховская археологическая культура (по селу Черняхов в Среднем Поднепровье).

Кто участвовал в формировании этой культуры?

По данному вопросу есть разные, иногда диаметрально противоположные, мнения.

Во-первых, это теория, предполагающая, что эта культура принадлежит обитавшим здесь предкам славян.

Во-вторых, ряд исследователей указывают на ключевую роль германского элемента.

Первая упирается в проблему предшествующей, в районе Среднего Приднепровья, Посемье, Припяти — зарубинецкой культуры. Опять же, одни историки считают её раннеславянской, близкой пшеворской культуре, другие связывают её с балтами. Есть мнение, что носители этой культуры в языковом плане занимали промежуточное положение между славянами и западными балтами.


Наконечники копий. Могильник Чаплин. Зарубинецкая археологическая культура. ГИМ. Москва. Россия. Фото автора

С другой стороны, невзирая на этническую принадлежность, одни считают, что она стала составной частью формирующейся Черняховской культуры, другие указывают на временной лаг в сто лет между исчезновением носителей первой и появлением носителей второй культуры.

Южный ареал степей и лесостепей занимали сарматские и позднескифские племена.


Другие исследователи считают, что черняховская культура формируется на базе сарматского субстракта, посредством его ассимиляции славянами, при участии в формировании этой культуры балтов и германцев.

Продвижение в этот район славян (пшеворская культура) вместе или одновременно с германскими племенами (вельбарская культура) создали предпосылки для формирования её.

Многие исследователи не видят генетической связи между черняховской культурой и генезисом восточных славян.

Для интересующихся деталями этой проблемы я рекомендую приведённую в конец статьи литературу.

Ареал этой культуры огромный, в различных частях преобладали разные этнические элементы, но говорить о полном преобладании германского элемента в этом процессе на всей территории не приходится. Впрочем, следует отметить, что данный вопрос из-за специфики источников (данных археологии) остаётся открытым. Если верить дошедшим до нас письменным источникам, то племена германцев, славян и сарматов, проживали отдельно и компактно. О чём ниже.

Таким образом, в формировании черняховской культуры участвовали сарматы, славяне, германцы, балты и, на периферии, даже фракийцы.

Продвигающиеся сюда массы германцев и славян ассимилируют автохтонное население. О движении сюда готов пишет Иордан. Особенно интенсивно происходит процесс этот в среднем и нижнем Приднепровье, где пришельцами поглощаются некогда воинственные кочевые сармато-иранские группы.

В свое время появление всадников сарматов в Восточной Европе и на границах Рима произвело существенные изменения в военном деле империи. Были созданы подразделения всадников копьеносцев в чешуйчатых доспехах. Всадники стали использовать двуручные копья (контас), мечи с кольцом, петлю для портупеи на ножнах меча, в армии появился составной шлем, который станет господствующим в Европе на протяжении, как минимум, шести веков. От сарматов римское войско получило знамя-дракон. Очевидно, что оказали они влияние и на военное дело оседлого лесного населения юга-востока Восточной Европы.

Сарматы обитали на этой территории в лесостепной части Восточной Европы с I–II века. Каковы же причины ассимиляции?

Сарматы находились в процессе оседания на землю, хотя военные кочевые навыки сохраняются, скорее всего, сарматское и позднескифское население было немногочисленным, по сравнению со славянами, о чём писал Иордан:

Археологи и филологи подчеркивают, что поглощение славянами иранского компонента происходит только в рамках Черняховской археологической культуры. Исследователи отмечают, что именно в этот период происходит интенсивные контакты славянского населения с носителями иранского компонента (сарматами и аланами), но контакты с сарматами, о которых упоминал Тацит, начались ранее.

В это же время появился этноним „хорват“, сравнимый с „сармат“. Это слово традиционно возводится к иранской лексеме хыrvаtъ со значением „стеречь“, „страж скота“. Слово „серб“, „север“ некоторые исследователи относят к иранскому заимствованию, так же и термин „русь“, который соотносится с понятиями: светлый (осетинский), сияние (персидский).

В эту эпоху были заимствованы божества из пантерона восточных славян Хорс и Симаргл, а также украинский Вий, который восходит к иранскому богу войны, ветра, мести и смерти.

Славяне узнают слова „власть, дань“. Они знакомятся с тактикой и вооружением степных воинов, „системой управления“ кочевых племён, что способствовало накоплению военных навыков славянскими племенами и родами.


Параллельно с развитием черняховской археологической культуры идёт отдельный процесс формирования славянской общности на её южной границе (от среднего течения Днепра, в междуречье Днепра и Днестра).

Итак, черняховская культура была единой (условно единой) в материальном плане, но принадлежала носителям разных языковых групп.

Иордан, автор VI века, с целью восхваления королевского готского рода Амалов, к которому и принадлежал Германарих, „расширил“ количество покорённых им племён, возможно, на основании какого-нибудь римского „Дорожника“. Возможно, перечисленные народы и племена входили в сферу влияния готов на разных этапах их продвижения с севера на юг, но говорить о „государстве Германариха“ от Балтики до Чёрного моря и от Карпат до Азовского моря совершенно не приходится.

Германарих, разгромив племенной союз своих серьёзных конкурентов эрулов или герулов, которые, по данным Иордана, обитали у Азовского моря (Меотиды), начал борьбу со славянами. Как пишет наш источник:

Борьба эта была связана с формированием у славян первого политического объединения, вошедшего в историю как „государство антов“. Иордан пишет о том, что Германарих начал войну против венедов. Итак, они были разбиты и вошли в „союз“ Германариха. [„Getica“ 119].

Интересно, что, с одной стороны, мы видим единую археологическую черняховскую культуру, объединяющую всех обитателей раннего государственного образования готов, с другой стороны, наличие разноэтнических компонентов свидетельствует о крайней неустойчивости его в военном отношении.

Объединение это, как можно предположить, шло достаточно напряжённо. В ходе него и произошёл эпизод, когда Германарих казнил свою жену Сунильду. из племени Росомонов, в отместку, её братья тяжело ранили короля. [„Getica“ 129]. Росомоны — племя, о котором можно говорить лишь гипотетически, ни каких надежных известий о нём нет. Возможно, оно было непосредственным членом „государства Германариха“.

В таких непростых для готского племенного союза условиях гунны начали вторжение на территорию „государства Германариха“.


Остготы, скорее всего, не поддержанные другими племенами и объединениями из „государства Германариха“, были разбиты. В подчинение гуннам попали все племена, включая славян, обитавшие в этой части Восточной Европы. Население черняховской культуры было подвергнуто разгрому. Вот что пишет Аммиан Марцеллин:


Славяне: первый племенной союз

Когда основная масса гуннов двинулась на территорию средней и западной Европы, вовлекая в этот поток и местное население, вероятно, их власть в лесостепях Восточной Европы несколько ослабла, этим решили воспользоваться остготы под предводительском Витимира (Аммиан Марцеллин) или Винитария (Иордан) из рода Амала [Vinithario tamen Amalo]. Эти события происходят в конце IV в. или самом начале V в.

Оставаясь в подчинении гуннов, он решил восстановить власть готов над славянами, именуемыми антами, а возможно, и вернуть гегемонию готов в Причерноморье. Но на начальном этапе потерпел поражение.

Таким образом, славянские племена и группы начинают объединяться в единый племенной союз. Территория обитания антов в рассматриваемый период лесостепная территория от Днестра до Днепра, а массовая концентрация наблюдалась на правобережье Днепра.

Анты [греч. Ἅνται-, Antae] — этимология термина спорная, один из вариантов из др. индийского anta- конец, край, по аналогии с „Украиной“ — окраиной, возможно, наименование возникло в период контактов с сарматами. Существует мнение, что это самоназвание аланских или сарматско-скифских племён, отсюда, например, известное племя роксалланов. Называли ли себя таким именем славяне этих районов — большой вопрос, германцы продолжали именовать их венетами, о чем свидетельствует имя Винитарий.

Добившись победы, Винитарий распял короля антов Божа, его сыновей и семьдесят старейшин, „для устрашения, чтобы трупы распятых удвоили страх покорённых“ [„Getica“ 247].

Историки по-разному смотрят на эти события, описанные в легенде, очевидно, дошедшей до Иордана в виде устного сказания. Автор чётко указывал на войну готов с антами-венетами (славянами), поэтому вряд ли уместна гипотеза о столкновениях готов с антами-аланами.

Анты выступают здесь как союз племён, который находился под верховным покровительством вначале готов, а затем гуннов, постепенно набирающих силу. Более того, в легенде указано на систему власти славян, где есть старейшины и вождь союза, rех Бож.

Его имя берёт начало в славянской языковой среде, и связанно с термином „вождь“ (вож / бож).

В то время как само имя Винитария заставляет предположить, что это не имя собственное, хотя оно встречается и позднее, в Раннем Средневековье, а наименование победителя славян-венедов: Винитарий — готский язык- Vinithaharjis — победитель венетов, а имя его Витимир.

Попытка же Витимира или Винитария сбросить власть гуннов и вернуть себе гегемонию в Восточной Европе не увенчалась успехом. Аммиан Марцеллин писал, что он сражался с аланами, наняв против них какое-то гуннское племя. Но был убит в сражении на реке Эрак, предположительно Днепре, гунны вернули себе власть над всеми племенами Причерноморья, включая антов.

Идет непростая борьба различных племенных союзов за гегемонию в степях и лесостепях Восточной Европы.

Археологические источники показывают, что междуречье Днестра и Днепра продолжает заселяться славянами-антами, возникает и начинает формироваться новая пеньковская археологическая культура, значительно уступавшая черняховской.

Её носители охватывают не только вышеописанную территорию, но расширяют свой ареал на восток, вплоть до Поволжья, и на запад — до Дуная. Отличительной чертой этой культуры было ношение женщинами одной пальчатой фибулы, фибул, изготовляемых на местах и созданных под воздействием германских (готских) пальчатых фибул, но с характерными особенностями. Эти фибулы не были свойственны всему славянскому миру, а принадлежали лишь антам.

Черникова Татьяна Васильевна — кандидат исторических наук, доцент Кафедры всемирной и отечественной истории Московского государственного института международных отношений (МГИМО (У) МИД России).

План лекции

1. Кризис Античной цивилизации и Великое переселение народов. 2. Варварские королевства в Западной Европе. 3. Праславяне — анты, склавины и венеды. Формирование трех ветвей славянства. Южные, западные и восточные славяне. 4. Расселение восточных славян по Восточно-европейской равнине в VII-IX вв. Народы — соседи восточных славян. 5. Хозяйство и общественный строй восточных славян в VII-IX вв. Верования и обычаи.

Аннотация

Особое внимание уделяется отличиям эпохи великого переселения народов в романно-германской истории и истории восточных славян, т.к. это существенный момент, определивший многие особенности последующей русской истории. Наиболее важными отличиями явилось отсутствие античного наследства на территориях, осваиваемых восточными славянами, и более суровый природно-климатический фактор. Все это задержало социально-экономическое развитие восточного славянства в сравнении с германо-романскими народами в эпоху Средневековья.

В лекции поднята также проблема происхождения славян, в частности указано на расхождение выводов лингвистов и археологов относительно времени отделения праславян от древнеевропейского сообщества и формирования славянства как самостоятельного народа.

Славяне представлены как земледельческий народ, однако степень развития земледелия у разных восточнославянских племен была разной. Более совершенные технологии земледелия (перелог, пашенное земледелие) распространились на юге восточнославянского мира в Поднепровье, и на его базе здесь быстрее шел процесс разложения первобытного строя. В более северных районах господствовало подсечно-огневое земледелие, что обусловило и сохранение там первобытного родового строя.

Дана картина колонизации восточнославянскими племенами Восточно-европейской равнины: от лесостепи Среднего Поднепровья до северных озер, от Карпатских гор до Волго-Окского междуречья. Славяне ассимилируют значительную часть угро-финского и летто-литовского населения Восточно-европейской равнины, делают своими данниками периферийные угро-финские племена. В то же время ряд восточнославянских племен (поляне, северяне, вятичи) оказываются в даннической зависимости от Хазарского каганата, большого государства, расположенного на торговых путях в Прикаспийской степи. Славянская колонизация на Верхней Волге сталкивается со встречным движением тюркской колонизации из района Волжской Булгарии.

Вопросы по теме лекции

Литература

Источники 1. Повесть Временных лет (ПВЛ) - Повесть временных лет. Ч.1. Текст и перевод. М.-Л., 1950. - Повесть временных лет. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 1996. СПб., 1999 (по списку Лаврентьевской летописи) - Повесть временных лет по Лаврентьевскому списку / ПСРЛ (Полное собрание русских летописей). Т. I. - Повесть временных лет по Ипатьевскому списку /ПСРЛ. Т. II 2. Первая Новгородская летопись / ПСРЛ. Т. III.

Хрестоматии 1. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие / Составители: Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г и др. М.: Проспект, 2012. 2. Хрестоматия по истории России. В 4-х т. Т.1: С древнейших времён до XVII века / сост. И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС – Международные отношения, 1994. 3. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. Т.I-V. / под ред. А.В. Подосинова. М., 2009.

Учебные пособия 1. История России. Учебное пособие в 3-х т. М.: МГИМО, 2012: Черникова Т.В. Ч.1.: История России с древнейших времен — до эпохи Екатерины II. 2. Кириллов В.В. История России. М.: Юрайт, 2014. 3. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Фёдоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 года. Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2014.

Литература 1. Буданова В.П. Великое переселение народов как универсальная модель взаимодействия цивилизации и варварства. 2. Буданова В.П. Великое переселение народов. 3. Древняя Русь. IX-XIII века. Родина. 2002. №11-12. 4. Древняя Русь в свете зарубежных источников / Предисловие — Е.А. Мельникова. Часть I — А.В. Подосинов. Часть II — М.В. Бибиков. Часть III — И.Г. Коновалова. Часть IV — А.В. Назаренко. Часть V — Г.В. Глазырина Т.Н. Джаксон Б.А. Мельникова. М., 1999. 5. Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой Римской империи: Закат и падение Римской империи: В 7 т. М., 1997. 6. Горский А.А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. М., 2004. 7. Клейн Л.С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб., 2004. 8. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981. 9. Седов В.В. Славяне: Историко-археологическое исследование. М., 2002. 10. Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995. 11. Стриннгольм А.М. Походы викингов. М., 2002. Кн.1. 12. Щукин М.Б. Рождение славян. М.,2001.

Этапы массового В VIIв. с запада (с верховьев Вислы, Одера, Эльбы) и расселения славянюга (от Дуная и со Среднего Поднепровья) в лесной край двинулись славяне, теснимые сородичами или другими народами.

Колонизация славянами земель Восточно-Европейской равнины растя­нулась на 500 лет и шла неравномерно.

Потом славянские переселенцы двинулись на восток, запад и юго-запад.

Во времена Киевской Руси и древнерусских княжеств (IX- начало XIIIвв.) славянские переселенцы прочно обосновались в Верхнем Повол­жье, дошли на севере до Ледовитого океана, а на северо-востоке — до Ура­ла,, освоили земли на юго-западном порубежье с Польшей и Венгрией, ас­симилировали на западе балтов — ятвягов, уверенно расширяли свои вла­дения в земле эстов к западу от Чудского озера.

Особенности славянской колонизации

1. В отличие от германцев, завоевавших в ходе Великого переселения народов земли Римской импе­рии, благоприятные по природным особенностям, обладавшие к тому же развитым хозяйственным, общественным, полити­ческим и культурным античным опытом, восточные славяне попали на территории с суровым климатом и без каких-либо достижений цивилиза­ции. В итоге восточнославянский мир развивался медленнее, чем народы Западной Европы.

2. Плотность населения и уровень развития территорий,колонизуемых
восточными славянами, были разными. В районе северных озер, в Волго-
окском междуречье население отличалось меньшей плотностью, по срав-­
нению с южными районами. Более богатые и развитые с точки зрения хо-­
зяйства и общественных отношений районы располагались тоже на юге в
Поднепровье. Такое положение сохранялось до XII—XIIIвв. Со IIполови-­
ны XIв. жители южных областей Руси, уходя от нашествий степняков,
сделали северо-восточные и юго-западные окраины восточнославянского
мира развитыми и заселенными.

3. Восточнославянская колонизация носила мирный характер, посколь-­
ку незанятых территорий было вдоволь и хватало всем — и коренному на­
селению, и пришельцам.

4. Славяне, пришедшие из районов с более благоприятными условиями, были многочисленным и развитым народом по сравнению с местными жителями. Переселенцы постепенно обложили данью многих своих соседей. Дань славянам платила чудь, так славяне называли население у север­ных озер (Чудского, Ладожского и т.д.). В зависимости оказались финно-угорские племена севера, северо-востока и востока.

5. При этом одни племена сохраняли самобытность, другие слились с
пришельцами. Например, некоторые угро-финны и балты переняли у сла-­
вян язык и обычаи. То же произошло и с ираноязычным населением в
Поднепровье. Ученые называют подобное поглощение одним народом
другого ассимиляцией.

6. Шел также процесс культурных заимствований. Живя рядом, славяне и их соседи перенимали друг у друга хозяйственные навыки, отдельные обычаи, названия местностей, рек и озер. Славяне познакомили финно-угров с более совершенными земледельческими приемами, а сами заимст­вовали местные промысловые навыки. Многие названия местностей, рек и озер пришли в славянский язык извне. Например, Москва, Протва, Ока — это угро-финские слова, а Дон, Днепр, Днестр — североиранские.

Этапы массового В VIIв. с запада (с верховьев Вислы, Одера, Эльбы) и расселения славянюга (от Дуная и со Среднего Поднепровья) в лесной край двинулись славяне, теснимые сородичами или другими народами.




Колонизация славянами земель Восточно-Европейской равнины растя­нулась на 500 лет и шла неравномерно.

Потом славянские переселенцы двинулись на восток, запад и юго-запад.

Во времена Киевской Руси и древнерусских княжеств (IX- начало XIIIвв.) славянские переселенцы прочно обосновались в Верхнем Повол­жье, дошли на севере до Ледовитого океана, а на северо-востоке — до Ура­ла,, освоили земли на юго-западном порубежье с Польшей и Венгрией, ас­симилировали на западе балтов — ятвягов, уверенно расширяли свои вла­дения в земле эстов к западу от Чудского озера.

Особенности славянской колонизации

1. В отличие от германцев, завоевавших в ходе Великого переселения народов земли Римской импе­рии, благоприятные по природным особенностям, обладавшие к тому же развитым хозяйственным, общественным, полити­ческим и культурным античным опытом, восточные славяне попали на территории с суровым климатом и без каких-либо достижений цивилиза­ции. В итоге восточнославянский мир развивался медленнее, чем народы Западной Европы.

2. Плотность населения и уровень развития территорий,колонизуемых
восточными славянами, были разными. В районе северных озер, в Волго-
окском междуречье население отличалось меньшей плотностью, по срав-­
нению с южными районами. Более богатые и развитые с точки зрения хо-­
зяйства и общественных отношений районы располагались тоже на юге в
Поднепровье. Такое положение сохранялось до XII—XIIIвв. Со IIполови-­
ны XIв. жители южных областей Руси, уходя от нашествий степняков,
сделали северо-восточные и юго-западные окраины восточнославянского
мира развитыми и заселенными.

3. Восточнославянская колонизация носила мирный характер, посколь-­
ку незанятых территорий было вдоволь и хватало всем — и коренному на­
селению, и пришельцам.

4. Славяне, пришедшие из районов с более благоприятными условиями, были многочисленным и развитым народом по сравнению с местными жителями. Переселенцы постепенно обложили данью многих своих соседей. Дань славянам платила чудь, так славяне называли население у север­ных озер (Чудского, Ладожского и т.д.). В зависимости оказались финно-угорские племена севера, северо-востока и востока.

5. При этом одни племена сохраняли самобытность, другие слились с
пришельцами. Например, некоторые угро-финны и балты переняли у сла-­
вян язык и обычаи. То же произошло и с ираноязычным населением в
Поднепровье. Ученые называют подобное поглощение одним народом
другого ассимиляцией.

6. Шел также процесс культурных заимствований. Живя рядом, славяне и их соседи перенимали друг у друга хозяйственные навыки, отдельные обычаи, названия местностей, рек и озер. Славяне познакомили финно-угров с более совершенными земледельческими приемами, а сами заимст­вовали местные промысловые навыки. Многие названия местностей, рек и озер пришли в славянский язык извне. Например, Москва, Протва, Ока — это угро-финские слова, а Дон, Днепр, Днестр — североиранские.

Читайте также: