Наблюдение это в естествознании кратко

Обновлено: 02.07.2024

Одновременно с процессом развития и становления человека формируется познавательное отношение к миру. Во все формы духовно-практического освоения мира человеком органически включен познавательный компонент. Наравне с научно-теоретическим познанием мира мы можем говорить о религиозном, художественном, обыденном, моральном и других способах познания окружающей действительности. Философское же познание представляет собой особый вид познавательной деятельности, полностью не совпадающей с конкретно-научным познанием, хоть и близким к нему по своей понятийной, рациональной природе.

Но, если в других формах духовной деятельности познавательный компонент является лишь одним из составляющих моментов процесса духовного освоения мира, то для научной и философской деятельности этот компонент является основным, определяющим.

Цель: изучить наблюдение как основной метод познания природы и общества.

Глава I. Наблюдение - основной метод познания природы и общества

1.1 Наблюдение как средство познания детьми окружающего мира

Все дети стремятся к активной деятельности. Поэтому такой вид деятельности как наблюдение наиболее естественный и близкий для ребенка младшего школьного возраста.

Наблюдение - целенаправленный, более или менее длительный и планомерный процесс восприятия явлений и предметов окружающего мира. Восприятие, при этом рассматривается как основной и конституирующий компонент наблюдения [7, с. 56].

В высказываниях С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова представлена иная точка зрения. Они, не отрицая сенсорной основы наблюдения, переносят в определении наблюдения центр тяжести на интеллектуальные процессы. Б.М. Теплов называет наблюдение "думающим восприятием", а С.Л. Рубинштейн считает, что осмысление наблюдаемых явлений - это ступени интерпретации, то есть стадии развития наблюдения.

Опыт, знания и умения ребенка в понимании наблюдаемого явления имеют существенное значение. Целью наблюдения является усвоение разных представлений - установление качеств и свойств, структуры внешнего строения предметов и причин изменения и развития объектов.

По мнению известного психолога Б.Г. Ананьева, наблюдение есть сложная психологическая деятельность, в которой в единый и целостный акт умственной работы соединяются речь, восприятие и мышление. Доступной ее детям младшего школьного возраста делают широкие сенсорные основы деятельности наблюдения.

Во-первых, наблюдение является источником знаний, во-вторых - оно само требует наличия каких-либо знаний как отправных моментов наблюдений. Рано зарождается осмысленное восприятие предметов. Только маленький опыт и знания ребенка не позволяют ему видеть существенные стороны предметов. Восприятие находится в плену моторных и эмоциональных реакций. Результат непроизвольных наблюдений детей- яркие впечатления, прежде всего от быстро меняющихся, движущихся предметов и явлений.

Как считают ученые, наблюдение, в высшем своем проявлении - это деятельность, которая самостоятельно организуется самим наблюдателем. Но, как утверждает С.Л. Рубинштейн, это умение опирается на более или менее обширную систему знаний. Педагогический процесс, имеющий целью формирование наблюдения, обеспечивает постепенное накопление и систематизацию знаний, и становление все более сознательного отношения наблюдателя к наблюдаемому объекту.

Анализируя литературу, мы выявили, что преимущества метода наблюдения заключаются в:

-отборе фактов естественного поведения человека;

-восприятии человека как целостной личности;

-отражение контекста жизни субъекта.

Среди недостатков выделяются:

1) сливание наблюдаемого факта с попутными явлениями;

2) пассивное невмешательство исследователя обрекает его на выжидательную позицию;

3) отсутствие возможности повторного наблюдения;

4) фиксация результатов в описательной форме.

Наблюдение можно сделать более научным, если сформулировать конкретную цель (определить, какие аспекты психической деятельности наблюдаются); обеспечить объективность по­средством нескольких одновременных фиксаций, систематич­ность, стараясь избегать больших перерывов и маскировку, организовывая наблюдение так, чтобы человек о нем не знал, используя технику фиксации, наблюдаемых явлений. В возраст­ной психологии наблюдение часто оказывается основным методом исследования.

1.2. Виды наблюдений

Можно выделить следующие виды педагогических наблюдений.

При данном наблюдении исследователь выступает наблюдателем происходящего явления.

Это наблюдение, когда к их проведению привлекаются другие лица.

  1. Открытым наблюдением считается такое, при котором занимающиеся и преподаватели знают, что за ними ведется наблюдение.
  2. Непрерывное наблюдение - предполагают фиксацию событий от начала до конца какого-либо процесса.
  3. Дискретные наблюдения характеризуются тем, что в процессе их проведения изучается лишь отдельные его этапы.
  4. Монографическое наблюдение охватывает большой круг вопросов и, как правило, осуществляется коллективно.
  5. Узкоспециальное (тематическое) наблюдение исследует одно из явлений в его собственных границах.

Таким образом, наблюдение - это один из древних методов познания действительности человеком. В педагогике до сих пор наблюдение является наиболее распространенным и часто употребляемым методом.

По дидактической направленности:

  • наблюдения предваряющие изучение нового материала.
  • наблюдения проходящие в процессе изучения нового материала.
  • наблюдения завершающие процесс изучения нового материала.

По технической “оснащенности” восприятия:

  • качественные наблюдения.
  • количественные наблюдения.

По способу организации познавательной деятельности в процессе наблюдений:

  • самостоятельные наблюдения.
  • коллективные наблюдения.
  • кратковременные наблюдения.
  • длительныенаблюдения.
  • фенологические наблюдения.

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть:

В зависимости от поставленных целей наблюдение бывает

Необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе.

Основные требования к проведению наблюдений: конкретность и систематичность.

- представление об особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за сою родину;

- формирование уважительного отношения к России, к природе, к родным, семье, родителям;

- освоение основ экологической грамотности, осознание целостности окружающего мира, правил нравственного поведения;

- освоение доступных способов изучения природы и общества;

- развитие навыков устанавливать, выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире и др.

В учебном процессе наглядные методы применяются по всем предметам и во всех классах, в разных организационных формах обучения, широко переплетаясь со словесными методами. При изучении окружающего мира наглядные методы имеют особое значение.

Использование практических методов обучения направлено на познание действительности с целью формирования навыков и умений, углубления имеющихся знаний. В процессе их использования применяют приемы планирования выполнения задания, постановки задания, оперативного стимулирования, контроля и регулирования, анализа результатов, определения причин недостатков. Практические методы обучения используются в комплексе с другими, например, наглядными методами обучения.

Использование разных методов предусматривает различные виды деятельности учащихся и педагога, требующих большой самостоятельности учащихся в обучении. Остановимся на характеристике метода наблюдения, который в настоящее время не так часто применяется в учебном процессе начальной школы.

Наблюдение – это естественнонаучный метод познания мира в начальной школе. В учебниках можно встретить задания на наблюдение в природе. Обычно такие задания организовываются в виде систематических наблюдений за сезонными изменениями в жизни природы и человека. При использовании данного метода требуется тщательная подготовка: необходимо предупредить учащихся о побочных явлениях, научить их фиксировать и обрабатывать данные наблюдений и пр. Этот метод способствует выработке навыков самостоятельной работы, имеет большое познавательное и воспитательное значение.

I класс. Необходимо провести наблюдение за облаками и отметить в тетради какие облака сегодня видны на небе. Пронаблюдать в течении месяца за луной, можно один раз в неделю и зарисовать в альбоме ее внешний вид. Вести в тетради наблюдение за погодой, прописать в ней осадки, ветер, облачность. Целесообразно такие наблюдения проводить в разные времена года.

В III и IVклассах наблюдения за погодой в рабочих тетрадях можно фиксировать лишь в дни экскурсий. Но при жела­нии это можно делать чаще в специальных тетрадях или на вкле­енных в рабочую тетрадь листах. Наблюдения за другими измене­ниями в неживой природе, а также за жизнью растений, животных, за трудом людей фиксируются в рабочих тетрадях в соответствии с заданиями.

1.4. Требования к организации проведению наблюдений

Наблюдение – один из важных источников знаний об окружающем мире. Он является фундаментом на которой в дальнейшем строятся мыслительные операции. Многие авторы считают, что является средством развития мышления. Построение наблюдения начинаются с постановки цели и определения объекта. Особо важным условием наблюдения является осмысленный отбор объектов.

Также необходимо соблюдать следующие этапы наблюдения:

1) Для того, чтобы сформировать целостное представление об объекте, рассмотреть объект в целом.

2) Провести работу по изучению частей объекта.

3) Сделать вывод об увиденном.

После проведенного наблюдения педагог закрепляет полученные данные:

1) еще раз рассмотреть объект, затем закрыть глаза и мысленно его представить перед собой.

2) провести иммитацию.

4) поработать с иллюстрацией.

5) далее самостоятельно провести наблюдение [1,2].

В ходе освоения данного метода младшие школьники обнаруживают, что, наблюдая, человек пользуется обонянием, зрением, слухом, осязанием и вкусом; что восприятие животных отличается от восприятия человека. Главным условием эффективности этого метода считается предварительное составление программы наблюдения. Такая программа обязательно задается учителем. Для того, чтобы младший школьник овладел наблюдением как способом познания окружающей действительности необходимо формирование соответствующего умения.

Одним из основных способов формирования умения наблюдать является составление плана или программы наблюдений. Например, на уроке перед учащимся ставится задача: рассказать о диком животном по записке-подсказке с перечислением того, что нужно описать (особенности строения головы, туловища, размер, наличие хвоста, шерсть и т.д.).

Примерная схема наблюдения животного.

  1. Особенность внешнего вида в целом и отдельных его частей. Называются отличительные и сходные признаки внешнего вида наблюдаемого объекта сравнительно с другим хорошо известным им однотипным животным.
  2. Особенность поведения: движения, повадки, голос и другие жизненные проявления (образ жизни, питание на воле и в неволе). По этим признакам сравниваются с уже известным однотипным животным, отмечая сходство и различия.
  3. Роль данного животного в жизни человека.

Данный подход можно использовать при составлении плана наблюдения за другими объектами и явлениями окружающего мира.

Представим примерную схему наблюдения растения.

  1. Внешний вид растения в целом и отдельных его частей.
  2. Цвет, величина и форма, запах отдельных частей растения.
  3. Особенность ухода и содержания данного растения.

Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны учителя. Приведем общие требования к организации наблюдения.

  1. Четко и конкретно поставленная цель, и задача наблюдения. Задача должна носить познавательный характер, заставлять ученика думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.
  2. Отбор учителем небольшого круга знаний. Представления об окружающих объектах формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно предполагать получение новых знаний, постепенно углубляя и расширяя первоначальные представления.
  3. Для обеспечения взаимосвязи наблюдений следует предусматривать системность. В результате у учеников сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.
  4. Наблюдение должно способствовать развитию речевой и умственной активности детей. Умственную активность можно достичь разнообразными приемами: постановка доступной и конкретной задачи наблюдения, использование обследовательских действий, привлечение прошлого опыта детей, проговаривание получившихся результатов наблюдения, сравнение одного объектов, предъявление вопросов разной степени сложности.
  5. При помощи наблюдения дети должны заинтересоваться природой и у них должно возникнуть желание все больше узнавать о ней.
  6. Знания, которые получили дети в процессе наблюдений, должны уточняться, обобщаться, систематизироваться и закрепляться с помощью других форм и методов работы. Например, рассказ учителя, чтение книги о природе, лепка, рисование, беседа об увиденном, ведение календарей природы.
  7. Итогом наблюдения должно быть сформированное представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

Посредством наблюдения за предметами и явлениями природы младшие школьники накопляют фактический материал, который необходим для установления закономерностей в природе. Данный метод преподавания естествознания развивает наблюдательность детей.

Заключение

Таким образом, мы можем делать следующие выводы. Наблюдение - целенаправленный, длительный и планомерный процесс восприятия явлений и предметов окружающего мира. При этом восприятие рассматривается как основной и конституирующий компонент наблюдения. Анализируя литературу, мы выявили, что преимущества метода наблюдения заключаются в отборе фактов естественного поведения человека, восприятии человека как целостной личности, отражение контекста жизни субъекта.

Но есть и недоставки, это сливание наблюдаемого факта с попутными явлениями; пассивное невмешательство исследователя обрекает его на выжидательную позицию; отсутствие возможности повторного наблюдения; фиксация результатов в описательной форме.

Существуют несколько видов педагогических наблюдений: непосредственное, опосредованное, открытое, непрерывное, дискретное, монографическое, узкоспециальное.

Важнейшими методами естественно-научного исследования являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – преднамеренное, планомерное восприятие, осуществляемое с целью выявить существенные свойства объекта познания. Наблюдение относится к активной форме деятельности, направленной на определенные объекты и предполагающей формулировку целей и задач. Наблюдение требует специальной подготовки – предварительного ознакомления с материалами, относящимися к объекту будущего наблюдения: с рисунками, фотографиями, описанием предметов и т. п. Важное место в подготовке наблюдения должно занимать уяснение задач наблюдения, требований, которым оно должно удовлетворять, предварительная разработка плана и способов наблюдения.

Эксперимент – метод, или прием, исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в заранее определенные условия. Метод изменения условий, в которых находится исследуемый объект, – это основной метод эксперимента. Изменение условий позволяет вскрыть причинную зависимость между заданными условиями и характеристиками исследуемого объекта и одновременно обнаружить те новые свойства объекта, которые не проявляются непосредственно в обычных условиях, проследить характер изменения наблюдаемых свойств в связи с изменением условий. С изменением условий изменяются определенные свойства объекта, а другие при этом не претерпевают существенных изменений, от них мы можем отвлечься. Эксперимент, таким образом, не сводится к простому наблюдению – он активно вмешивается в реальность, изменяет условия протекания процесса.

Смотрите также:

Этим естествознание наступившей новой исторической эпохи существенно отличалось от естествознания.

Общие условия развития естествознания. Борьба передовых и реакционных идей в естествознании.

естествознания в области медицины . В тесной связи со всеми медицинскими предметами она не только принесла свет к постели больного и всяческие благодеяния.

Все это вело к серьезному отставанию клинической медицины того времени от развивающегося естествознания. ВНУТРЕННЯЯ МЕДИЦИНА (терапия).

. с одной стороны, о качественно простых природах, а с другой, - о чём-то более близком будущим объяснительным моделям механистического естествознания.

В эпоху Возрождения основными чертами естествознания стали: утверждение опытного метода в науке, развитие математики и механики, метафизическое мышление.

И таким образом в научном мире сложился странный парадокс: представители естествознания, изучающие заведомо более простые объекты, давно открыли сложность, многомерность.

космологии Коперника и опытного естествознания. Николай Кузанский родился в селении Куза в Южной Германии в 1401 году Отец.

В последние годы в начальной школе наметилась тенденция к интеллектуализации природоведческого образования. Акцент на увеличение объема все более абстрактных, теоретических знаний без опоры на развитие эмоциональной и познавательной сферы приводит к равнодушию детей к объектам окружающего мира Природы. Давно известно, что для познания окружающего мира нужна культура восприятия. Эта задача решается в процессе систематических наблюдений. В литературе по методике естествознания можно найти разные определения наблюдения. Вот только некоторые из них:

Наблюдение - преднамеренное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира [1, 201].

Наблюдение- это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определения, выводы, обобщения [4, 137].

Наблюдение - целенаправленное, более или менее длительное восприятие, дающее возможность всесторонне рассматривать объект окружающего мира, увидеть происходящие в нем изменения, определить их причины и условия протекания [3, 142].

Наблюдение как один из основополагающих методов обучения природоведению известен давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобретает все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным.

В процессе наблюдения у детей формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы). Наблюдение в процессе естественнонаучной подготовки младших школьников это важнейший метод познания природы, с помощью которого учащиеся готовятся к наиболее сложным научным исследованиям - постановке и проведению опытов.

В процессе наблюдения за объектами и процессами природы необходимо выявить их существенные признаки, что является важнейшей ступенью в формировании понятий. Школьники должны уметь наблюдать за предметами и объектами и выделять в них общие и отличительные признаки, за явлениями природы и фиксировать их изменения, за работой приборов и объяснять принципы их действия.

В наблюдении восприятие выступает как самостоятельная деятельность. Нужно научиться пользоваться органами чувств, научиться осязать, видеть, слышать и т. д. Наблюдению можно и нужно учиться. Так же, как говорят о культуре речи, можно говорить и о культуре восприятия, наблюдения. В этой связи уместно вспомнить слова известного голландского астронома М. Минарта: “От вас самих зависит прозрение - вам стоит лишь дотронуться до своих глаз магическим жезлом под названием “знай, на что смотреть” [5, 45]. Действительно, успех в наблюдениях в значительной степени определяется четкой постановкой задачи. Наблюдателю нужен “компас”, указывающий направление наблюдения. Таким “компасом” и является задача, стоящая перед наблюдателем, план наблюдения.

Для успешного проведения наблюдения большое значение имеет предварительная подготовка к нему, прошлый опыт, знания наблюдателя. Чем богаче опыт человека, тем больше у него знаний, тем богаче его восприятие. Эти закономерности наблюдения и должен учитывать учитель, организуя деятельность учащихся.

В ходе наблюдений у младших школьников начинает формироваться целостный материалистический взгляд на окружающую природную среду:

1) окружающий мир реально существует и познается человеком;

2) предметы и явления природы взаимосвязаны, природа представляет собой единое целое;

3) окружающий мир не является чем - то статичным, он постоянно изменяется.

  • умение выделять главное, существенное;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы, человеком и окружающей средой;
  • умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • наличие доказательств, что окружающий мир познаваем;
  • наличие доказательств об изменяемости мира;
  • наличие доказательств о целостности и неразрывности окружающего мира;
  • отношение человека к окружающему миру и роли в нем.

Наблюдения способствуют накоплению у младших школьников запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего его осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе. В ходе наблюдений учащиеся получают и специальные практические умения и навыки. К.Д. Ушинский обращался к учителям: “Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли. И эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми, пытливыми, любознательными людьми” [6, 89].

Наблюдение при изучении курса естествознания применяется широко, потому что способствует наилучшему изучению предметов, объектов и явлений природы. Наблюдение как метод естествознания тесно связано со словесными и наглядными методами и применяется тогда, когда новые знания необходимо получить в процессе активной практической и мыслительной деятельности, что позволяет не только усвоить новые знания, но и выработать практические умения. Наблюдения за предметами и явлениями сопровождают проведение лабораторных опытов, практических работ в уголке живой природы и на учебно-опытном участке.

  • содержание наблюдений должно быть систематизировано;
  • все наблюдения должны быть доступны и тесно связаны с курсом природоведения по годам обучения;
  • наблюдения от класса к классу должны усложняться, углубляться, не теряя вместе с тем характера целостности;
  • объекты для наблюдения отбираются учителем в зависимости от природных условий, особенностей изменений в природе в текущем году, степени физической доступности объекта природы.

Правильно спланированные и целесообразно организованные наблюдения развивают познавательную деятельность школьников, их интерес к окружающему миру. Наблюдения могут осуществляться в процессе экскурсий - этой специальной формы организации обучения или как часть урока, который проводится в классе. Используются они и эпизодически, как наглядный метод обучения. На основе обзора методической литературы [1, 3, 4 и др.] можно выделить несколько видов наблюдений.

  • наблюдения предваряющие изучение нового материала.
  • наблюдения проходящие в процессе изучения нового материала.
  • наблюдения завершающие процесс изучения нового материала.
  • качественные наблюдения.
  • количественные наблюдения.
  • самостоятельные наблюдения.
  • коллективные наблюдения.
  • кратковременные наблюдения.
  • длительныенаблюдения.
  • фенологические наблюдения.

Необходимость учить детей видеть, наблюдать возникла не только сейчас, в XXI веке. Истоки уходят к концу XVIII века. Именно в это время было введено преподавание естествознания в русских школах. И вопросам организации наблюдений уделяли внимание такие известные учёные как В.Ф. Зуев, А.Я. Герд, В.П. Вахтеров, И.И. Полянский и др.

Не обходят вниманием вопрос о наблюдениях и наблюдательности современные ученые. Так, построение программы Зои Александровны Клепининой позволяет и предполагает наблюдать живую природу. Это могут быть задания учебника или учителя. Порядок наблюдений определяется последовательностью изменений в природе данной местности. Проведенные наблюдения фиксируются в тетрадях и календарях природы и являются основой формирования знаний о природе, важным условием развития ребенка.

Большое место в своей программе отводит наблюдениям и Андрей Анатольевич Плешаков. Он считает, что большое значение следует уделять целенаправленной работе по формированию у детей экологической культуры. Одним из средств является наблюдение. Он рекомендует проводить по возможности как можно большее экскурсий. Кроме того, им разработан “Научный дневник”. Заполнение его позволяет проводить как краткосрочные, так и длительные наблюдения уже с первоклассниками.

Таким образом, наблюдения – один из наиболее доступных и эффективных для младших школьников практических методов получения знаний о природе. Объекты для наблюдений младших школьников должны быть доступными, а сами наблюдения – систематическими и целенаправленными Полученные в ходе наблюдений знания о природных объектах, явлениях, закономерностях для младшего школьника конкретны, убедительны, при этом образовательная эффективность наблюдений, тем выше, чем больше органов чувств участвуют в восприятии.

Метод наблюдения относится к общенаучным и широко используемым в естествознании и обыденной жизни, а широкое его применение началось с конца XX века. Этот старейший психологический метод применяется там, где особенное значение имеет фиксация поведения человека в различных условиях – прежде всего, в клинической, социальной психологии, педагогической психологии, психологии развития и в психологии труда.

В социологии применение этого метода ограничено, потому что социальные явления далеко не все поддаются визуальному и слуховому восприятию.

Наблюдение необходимо применять в комплексе с другими методами сбора информации.

Социологическое наблюдение имеет важную особенность, которая заключается в том, что это способ непосредственного визуального восприятия изучаемого объекта. При непосредственном восприятии объекта особенности поведения человека фиксируются непосредственно в момент его проявления и независимо от того, умеет респондент описать словами свое поведение или нет.

Наблюдение дает возможность лучше понять смысл действий наблюдаемых, их поведение в той или иной ситуации, суть их реакций на происходящие события.

Метод наблюдения одновременно является самым простым и самым сложным, в психологии его можно использовать как для получения предварительного материала, так и для получения иллюстративных данных.

Наблюдение является основным методом получения первичной информации.

Готовые работы на аналогичную тему

В тех случаях, когда вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой, метод наблюдения не применяется.

Особенностью метода является связь наблюдателя и наблюдаемого объекта, а также пристрастность и сложность повторного наблюдения.

Взаимодействие наблюдателя и наблюдаемого относится к одной из психологических проблем, поскольку присутствие исследователя оказывает влияние на поведение испытуемого.

Объектами исследования могут быть вербальное и невербальное поведение, перемещения человека, дистанция между людьми, физические воздействия, т.е. всё то, что объективно возможно зарегистрировать, причем свойства психики исследователь не наблюдает.

Поскольку психика проявляется в поведении человека, то психолог, на основании полученных при наблюдении данных, может только строить гипотезы о психических свойствах испытуемого.

Наблюдение широко используется в общественной практике, сохраняя основные черты, например, наблюдающий за показаниями приборов оператор энергосистемы, следователь, наблюдающий на допросе за поведением преступника, врач, при проведении осмотра больного.

На основании поставленных целей определяется, какой характер будет носить наблюдение – научный или практический. Результаты наблюдения в области практической деятельности сразу используются для достижения основной цели.

Классификация наблюдений

Специалисты выделяют два вида наблюдений в зависимости от того, в какой степени исследователь вовлечен в изучаемую среду.

К первому виду относится включенное наблюдение, когда наблюдатель принимает личное участие, а другие участники принимают его участником события.

Включенное наблюдение имеет два варианта:

  1. наблюдаемые знают, что их поведение фиксируется наблюдателем, например, поведение в группе альпинистов или экипажа подводной лодки;
  2. наблюдаемые не знают, что их поведение наблюдателем фиксируется, например, заключенные в общей камере.

В основном, когда человек замечает, что за ним наблюдают, свое поведение резко меняет.

Исходя из характера взаимодействия с объектом, есть скрытое и открытое наблюдение.

При скрытом наблюдении, человек не знает, что является объектом наблюдения. В этом случае используется зеркало Гезелла, скрытая камера или психолог маскируется под обычного участника событий.

Открытое наблюдение говорит о том, что человек осведомлен о наблюдении.

В зависимости от объекта выделяют интроспекцию, т.е. самонаблюдение, правда, результаты этого наблюдения в современной психологии на веру не принимаются, но, учитываются в качестве фактов и внешнее наблюдение за поведением других людей.

Различают наблюдение и относительно времени исследования – они могут быть однократные, периодические, лонгитюдные, т.е. проводимые в течение длительного времени.

Исходя из характера восприятия, наблюдения могут быть сплошными и выборочными. При сплошном наблюдении исследователь в равной степени обращает внимание на все объекты, ему доступные.

При выборочном же наблюдении выбираются только определенные параметры поведения или типы поведенческих реакций.

Подразделяются наблюдения и по характеру регистрации данных, есть наблюдение констатирующее, задача которого зафиксировать наличие и характеристики значимых форм поведения и оценивающее наблюдение, когда исследователь сравнивает факты по степени их выраженности, используя шкалу рейтинга.

Результаты наблюдения можно фиксировать в процессе наблюдения или через какое-то время, правда, тогда память наблюдателя будет иметь большое значение, а достоверность полученных результатов будет не совсем надежной.

По степени стандартизированности процедур выделяют свободное или поисковое наблюдение в котором при необходимости возможно изменение правил и предмета исследования.

Данное наблюдение, несмотря на определенную цель, лишено четких ограничений в выборе того, на что необходимо обращать внимание и какие моменты надо фиксировать.

Подобное наблюдение используется на ранних стадиях научной работы. Кроме этого есть ещё структурированное наблюдение, а также несистематическое и систематическое наблюдение.

Рисунок 1. Метод наблюдения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Примеры использования наблюдений

Примеры довольно хорошо раскрывают метод наблюдения и таких примеров можно привести довольно много.

Военному исследователю, допустим, надо выяснить склонность военнослужащих к различным правонарушениям, например, пьянству, насилию, стяжательству и др. Новобранцы, в данном случае, будут объектом наблюдения. На первом этапе информация о них собирается исследователем через офицеров подразделений. Такую информацию офицеры могут получить от тех, кто сопровождал новобранцев с призывного пункта.

Особое внимание обращается на то, в какой социальной среде воспитывался и рос солдат – благополучная семья или нет, полная или неполная, какие у неё ценностные ориентации, были ли претензии со стороны правоохранительных органов, каковы черты характера новобранца, его психологические и физиологические характеристики и др.

Исходя из анализа этой первоначальной информации, исследователь выделяет потенциально неблагополучных солдат, определяет их особые признаки, по которым можно судить о склонности объектов к отклоняющемуся (девиантному)поведению.

Девиантное поведение солдат не соответствует правовым и нравственным нормам в этом обществе. Девиантное поведение может проявляться в недобросовестном отношении к служебным обязанностям, оскорблению сослуживцев, упрямстве, неподчинении командирам, в попытках доминирования и др.

На основании этих признаков и с помощью случайного наблюдения исследователь собирает уточняющую информацию и составляет подробную программу исследования.

Среди примеров типичных ситуаций, когда реализуется метод наблюдения, является учебное занятие, во время которого можно определить умения, знания, усердие солдат, сплоченность коллектива в целом.

В часы досуга наблюдатель может выяснить темы разговоров, мнения и точки зрения солдат. В вопросах хозяйственных работ определяется интерес и отношение к труду, взаимоотношения во время выполнения этих работ, лидеры и подчиненные.

В ситуациях смены караула, несения службы и развода выявляется степень воинской подготовки, убеждения солдат, мотивация к выполнению обязанностей.

Во время вечерней поверки внимание можно обратить на общую дисциплину, реакцию на служебные обязанности и их распределение.

Очень ярко взаимоотношения между солдатами и их поведение проявляются в конфликтных ситуациях. Здесь важно отметить зачинщиков, выявить причину, динамику и развязку конфликта, определить роль каждого участника.

Читайте также: