Мюррей генри александр вклад в психодиагностику кратко

Обновлено: 02.07.2024

Содержание

Ранняя жизнь и образование

В Гарварде он изучал историю с плохой успеваемостью, но получил компенсацию за футбол, гребля и заниматься боксом. В Колумбийский университет он стал намного лучше в медицине, получил степень доктора медицины, а также получил степень магистра в области медицины. биологияв 1919 году. Следующие два года он был преподавателем физиологии в Гарварде. Он получил докторскую степень в биохимия от Кембриджский университет в 1928 году, 35 лет. [ нужна цитата ]

Профессиональная карьера

Во время учебы в Гарварде Мюррей читал лекции Альфред Норт Уайтхед, чья философия процесса отметила его философское и метафизическое мышление на протяжении всей его профессиональной карьеры. [5]

Мюррей сотрудничал с Стэнли Кобб, Профессор невропатологии Булларда в Медицинской школе, чтобы ввести психоанализ в учебную программу Гарварда, но уберечь тех, кто его преподает, от аппарата принятия решений в Вене. Он и Кобб подготовили почву для основания Бостонское психоаналитическое общество после 1931 г., но оба были исключены из членства по политическим мотивам. [ нужна цитата ]

Вторая мировая война, Управление стратегических служб, 1939-45 гг.

В течение Вторая Мировая Война, он оставил Гарвард и работал подполковник для Управление стратегических служб (OSS). Джеймс Миллер, отвечавший за отбор секретных агентов в УСС во время Второй мировой войны, сказал, что ситуационный тест использовался Британской комиссией по отбору военных офицеров и УСС для оценки потенциальных агентов.

Гарвардские эксперименты на людях, 1959-62 гг.

В 1947 году он вернулся в Гарвард в качестве главного исследователя, читал лекции и вместе с другими основал Приложение психологической клиники.

Среди них был 17-летний Тед Качиньски, математик, ставший впоследствии Унабомбер, отечественный террорист, нацеленный на ученых и технологов в течение 18 лет. [7] Книга Алстона Чейза Гарвард и Унабомбер: образование американского террориста связывает жестокий опыт Качиньского при Мюррее с его более поздней криминальной карьерой. [7]

В 1960 г. Тимоти Лири начал исследования в психоделические препараты в Гарварде, которым, как говорят, руководил Мюррей. [8]

Некоторые источники предполагают, что эксперименты Мюррея были частью исследования правительства США по контролю над разумом, известного как МКУльтра проект. [9] [10] [11]

Пенсия и смерть

В 1962 году Мюррей стал почетным профессором и получил награду за выдающийся научный вклад Американская психологическая ассоциация и Золотая медаль за пожизненные достижения от Американский психологический фонд. [12]

Мюррей умер от пневмонии в возрасте 95 лет. [12]

Мюррей был ведущим специалистом по произведениям американского автора. Герман Мелвилл [13] и собрал коллекцию книг, рукописей и артефактов, относящихся к Мелвиллу, которые он пожертвовал Беркшир Атенеум в Питтсфилд, Массачусетс. [14]

Персонология

Теория личности Мюррея, также называемая персонология, объясняется в его книге, Исследования в личности, написано в 1938 году. [15] Система потребностей Мюррея является важной частью персонологической системы. [16] и развивалась в то время, когда в теории личности в психологии преобладала статистика теории черт. [ нужна цитата ] По образцу химии Уравнение Хендерсона – Хассельбаха для pH Для решения этой проблемы персонология представляла собой целостный подход, который изучал человека на многих уровнях сложности одновременно междисциплинарной группой исследователей. [ нужна цитата ]

Мюррей разделил персонологию на пять принципов: (1) Церебральная физиология, уходящая корнями в мозг, управляет всеми аспектами личности. (2) Люди действуют, чтобы уменьшить физиологическое и психологическое напряжение, чтобы получить удовлетворение, но не стремятся освободиться от напряжения, а скорее циклически переключаются между поиском возбуждения, активности и движения в своей жизни и затем расслаблением. (3) Личность человека продолжает развиваться с течением времени и находится под влиянием всех событий, происходящих на протяжении его жизни. (4) Личность не фиксирована, и она может меняться и развиваться, и (5) У каждого человека есть некоторые уникальные характеристики, которые присущи всем.

Теория личности Мюррея уходит корнями в психоанализ, и главная задача и цель персонологии - реконструкция прошлых жизненных переживаний человека с целью объяснения их поведения в настоящем. Для изучения личности Мюррей использовал свободные ассоциации и анализ сновидений, чтобы выявить бессознательный материал. Теории личности Мюррея были подвергнуты сомнению некоторыми психологами, [17] и расширен другими, такими как Д. К. Макклелланд. [18]

Наследие

Исследования в личности основные принципы были позже приняты AT&T при разработке Центр оценки методология, которая сейчас широко используется для оценки управленческого потенциала как в организациях частного, так и в государственном секторе.

Генри Мюррей родился 13 мая 1893 года в Нью-Йорке, получил образование в Гротонской школе в Гарвардском колледже, в 1915 году став бакалавром истории. Закончив Гарвард, он поступил в Колумбийский медико-хирургический колледж, который закончил в 1919 году первым в классе учеником. В 1920 году в Колумбии он получил степень магистра биологии, и некоторое время преподавал в Гарвардском университете физиологию, вслед за чем прошел двухгодичную интернатуру по хирургии в Пресвитерианском госпитале в Нью-Йорке. Затем он вошел в штат Рокфеллеровского института медицинских исследований в Нью-Йорке, где в течение двух лет участвовал в качестве ассистента в эмбриологических исследованиях.

Содержание работы

Глава 1. Биография Г. Мюррея
Годы учебы
Работа в Гарварде
Служба в армии
Развитие собственных теоретических воззрений

Файлы: 1 файл

реферат.docx

Министерство образования и науки

Институт психологии, педагогики и социальной работы

Кафедра общей психологии

Реферат на тему:

Генри Мюррей и его персонологическая теория личности.

Выполнила: студентка группы 3305

Проверила: К. Биол. Н., доцент

Глава 1. Биография Г. Мюррея

    1. Годы учебы
    2. Работа в Гарварде
    3. Служба в армии
    4. Развитие собственных теоретических воззрений

    Глава 2. Персонологическая теория личности Г. Мюррея

    2.3. Потребность как основа поведения личности

    2.4. Классификация потребностей

    1.1. Генри Мюррей родился 13 мая 1893 года в Нью-Йорке, получил образование в Гротонской школе в Гарвардском колледже, в 1915 году став бакалавром истории. Закончив Гарвард, он поступил в Колумбийский медико-хирургический колледж, который закончил в 1919 году первым в классе учеником. В 1920 году в Колумбии он получил степень магистра биологии, и некоторое время преподавал в Гарвардском университете физиологию, вслед за чем прошел двухгодичную интернатуру по хирургии в Пресвитерианском госпитале в Нью-Йорке. Затем он вошел в штат Рокфеллеровского института медицинских исследований в Нью-Йорке, где в течение двух лет участвовал в качестве ассистента в эмбриологических исследованиях. Вслед за тем настал период учебы в Кембриджском университете, где в 1927 году он получил степень доктора биохимии за исследования в этой области. Именно во время обучения в Европе он заинтересовался психологией, и интерес этот укрепился во время визита в Цюрих к Карлу Юнгу, о котором он писал: "Первый совершенный, планетарный ум из всех, кого я встречал". 1

    1.2. Итак, глубоко заинтересовавшись психологией, Мюррей вернулся в свою страну, в Рокфеллеровский институт, где работал еще год, пока в 1927 году не принял приглашение на пост преподавателя психологии Гарвардского университета. Этот выбор в качестве преподавателя необычного человека, не имеющего психологического образования, со стороны именитого академического департамента был организован Мортоном Принсом (Prince, М.), только что основавшим Гарвардскую психологическую клинику. Принс, в поисках молодого перспективного ученого, которому можно было бы доверить будущее клиники, обратился к Мюррею. В 1928 году Мюррей стал ассистент-профессором и директором Психологической клиники, в 1937 году – адъюнкт-профессором.

    В течение примерно пятнадцати лет, пока это не было прервано войной, Гарвардская психологическая клиника, интеллектуальным и духовным лидером которой был Мюррей, представляла арену в высшей степени творческой теоретической и эмпирической деятельности. Мюррей собрал вокруг себя группу талантливых молодых учеников, чьи объединенные усилия описать и исследовать человеческую личность были замечательно плодотворны. Книга "Explorations in personality" (1938) отчасти отражает продуктивность той эпохи, наиболее же важные результаты – в форме ценностей, концепций, намерений – связаны с такими именами, как Дональд У. Мак-Киннон (MacKinnon, D.W.), Саул Розенцвейг (Rosenzweig, S.), P. Невитт Сэнфорд (Sanford, R.N.), Сильван С. Томкинс (Tornkins, S.S.) и Роберт У. Уайт (White, R.W.). Именно здесь, в этой клинике, впервые серьезную академическую аудиторию получил психоанализ, были предприняты серьезные попытки перевести блестящие клинические инсайты Фрейда в экспериментальные процедуры, которые могли бы до некоторой степени их подтвердить или опровергнуть. И не только в собственных учениках пробуждал Мюррей чувство научного волнения, предощущения близкого открытия; двери клиники были открыты и для зрелых ученых – специалистов в различных областях (Эрик X. Эриксон (Erikson, Е.Н.), Кора Дюбуа (DuBois, С.), Уолтер Дик (Dyk, W.), X. Скаддер Мак-Кил (McKeel, Н.S.)), так что работа протекала в замечательной междисциплинарной атмосфере. 2

    1.3. Эта эра подошла к концу в 1943 г., когда Мюррей оставил Гарвард, с тем, чтобы вступить в армейский медицинский корпус, где в звании майора, а затем подполковника организовал и руководил службой экспертизы для Управления стратегических служб. Его служба получила трудное задание подбора кандидатов для выполнения сложных, секретных и опасных миссий. Итоги деятельности этой группы нашли отражение в книге "Assessment of Men" (1948). В 1946 году за свою работу в вооруженных силах он был награжден орденом "За заслуги". В 1947 году он вернулся в Гарвард на временную работу в качестве преподавателя клинической психологии в только что сформированном департаменте социальных отношений и в 1950 году стал профессором клинической психологии. В 1949 году он организовал отделение клинической психологии при Гарвардском университете и там вместе с несколькими коллегами и студентами – выпускниками осуществлял исследования личности, включая анализ 88 подробных историй болезни. В 1962 году Мюррей стал почетным профессором. Он был отмечен наградой Американской психологической ассоциации "За выдающиеся научные достижения", Золотой медалью Американского психологического фонда за вклад в психологию. 3

    1.4. Помимо пересмотра и развития собственных теоретических воззрений, Мюррей обращался к более широким проблемам современности, включая отмену войн и создание единого всемирного государства (1960а, 1961, 1962b). Мюррей считал – и был убежденным сторонником этой идеи – что творчество и разум способны разрешить любые проблемы, стоящие на пути человека. Он резко критиковал психологию за создание негативного образа человека и за ее "злокачественный нарциссизм".

    мал исследование личности как уникальной целостности. Именно в таком направлении работал он сам, стремясь вскрыть причины индивидуальных различий в поведении людей.

    В начале своей научной карьеры он был под большим влиянием теорий

    З.Фрейда и К. Юнга. Главный вклад Г.Мюррея в исследование личности связан с изучением ее мотивационной сферы. Личность он рассматривал как организующую и управляющую силу. Ее назначение в том, чтобы интегрировать конфликты и побуждения, удовлетворять потребности и строить планы на будущее.

    2.2. Г. Мюррей заимствует из психоанализа понятия Оно, Я и Сверх-Я, но содержательно рассматривает их несколько иначе. Оно, по мнению Г.Мюррея, является вместилищем примитивных и неприемлемых импульсов, но может включать и социально одобряемые импульсы. Сила Оно у различных индивидов неодинакова, поэтому управлять им разным людям легче или труднее. Функция Я состоит в том, чтобы не только сдерживать и подавлять определенные импульсы Оно, но и организовывать, контролировать и планировать то, как они проявляются.

    Сверх-Я в теории Мюррея, как и у Фрейда, рассматривается как порождение культуры. Сверх-Я формируется не только на основе требований со стороны

    родителей, как считал Фрейд, но и под влиянием других представителей социума (ровесники, учителя, общественные деятели, воображаемые персонажи). Со Сверх-Я тесно связано идеальное Я – идеализированный образ самого себя. Идеальное Я может не совпадать со Сверх-Я. Например, для какого-нибудь подростка идеальное Я может быть представлено образом главаря банды. Но, как правило, идеальное Я совпадает с социальными нормами. 4

    2.3. Потребность Г.Мюррей определял как теоретический конструкт, который используется для обозначения силы, организующей восприятие, апперцепцию, мышление, способность к волевому решению и действию таким способом, чтобы трансформировать в определенном направлении существующую неудовлетворительную ситуацию. Каждая потребность характерным образом сопровождается определенным чувством или эмоцией и склонна к определенным формам изменения. Она может быть слабой или интенсивной, кратковременной или продолжительной. Но обычно она сохраняется и придает определенное направление внешнему поведению.

    Он составил список из 40 потребностей (в достижении, власти, аффилиации, агрессии, автономии, защите, уважении, опеке и др.), который включает как витальные, так и социогенные потребности. Для их диагностики он разработал проективную методику "Тематической апперцепции тест" (ТАТ), который применяется во всех странах. При его выполнении испытуемому дают разнообразные картинки с неопределенным содержанием, и просят составить рассказы с опорой на них. Предполагается, что испытуемый будет проецировать свои потребности на героев своего рассказа. 5

    2.4. Он создал самую развернутую классификацию потребностей, основанную на нескольких критериях.

    • По происхождению потребности делятся на: первичные (висцерогенные)– они проистекают из внутренних, телесных процессов; к ним относятся все витальные потребности; вторичные (психогенные) – возникают позже на основе социальных отношений.
    • По числу объектов, могущих удовлетворить данную потребность, они делятся на фокальные – потребности, которые могут быть удовлетворены одним или несколькими объектами (например, потребность в любви) и диффузные - потребности, которые могут быть удовлетворены многими объектами (например, потребность в познании).
    • По источнику, инициирующему потребность, они делятся на реактивные – возникающие в связи со специфическим воздействием со стороны среды (например, потребность в безопасности возникает в связи с появлением угрожающего фактора) и проактивные - возникающие под влиянием внутренних факторов (целей, планов и пр).
    • По степени проявленности в поведении человека потребности можно разделить на проявляющиеся (о наличии которых человек может открыто говорить или открыто их удовлетворять) и скрытые (их человек скрывает,они проявляются в его снах, символах, мечтах).Одна и та же потребность может в разных обществах скрываться или демонстрироваться, в зависимости от социальных норм. Например, в США приветствуется потребность в достижении, поэтому там является нормой такое поведение, при котором человек заявляет, что он лучший в своей профессии. В нашей стране такое поведение встретит непонимание со стороны коллег.
    • По характеру удовлетворения потребности делятся на эффект-потребности(удовольстви е от их удовлетворения человек получает по завершении действия); процесс-потребности (удовольствие от их удовлетворения человек получает в самом процессе удовлетворения, например, при чтении книги или при просмотре фильма) и модальные потребности (удовольствие человек получает от выполнения деятельности на высоком уровне качества). Например, потребность в достижении удовлетворяется, если человек сделал что-то лучше, чем другие люди. 6

    2.5. Наряду с понятием потребности, Г.Мюррей ввел понятие пресса, под которым он понимал характеристику или свойство объекта, среды или человека, которое облегчает или затрудняет достижение индивидом его цели. Прессы связаны с людьми или объектами, имеющими прямое влияние на усилия, предпринимаемые индивидом для удовлетворения своих потребностей. Он выделял два вида прессов: альфа-пресс – объективное влияние со стороны других людей или среды; бета-пресс – интерпретация субъектом чьего-то поведения или чувств. Прессы вносят свой вклад в принятие решений человеком. Например, молодой человек имеет потребность жениться на определенной девушке. В качестве позитивного альфа-пресса может выступать одобрение его поступка со стороны ее родителей, в качестве негативного альфа-пресса – неодобрение со стороны его родителей. В качестве негативного бета-пресса может быть сомнение юноши в искренности чувств невесты. Таким образом, его окончательное решение будет принято под влиянием всех этих воздействий.

    Г.Мюррей даже составил перечень негативных прессов, которые могут влиять на поведение человека. К ним он отнес следующие факторы: отсутствие семейной поддержки, отсутствие или болезнь кого-нибудь из родителей, их смерть, бедность, бытовая неустроенность и т.п. (4)

    Воззрения Мюррея оказались полезны не только для его учеников, но и для многих других исследователей и клиницистов, интересующихся проблемами психологии личности. Широкое применение нашли предложенные им представления о потребности и прессе, особенно среди клиницистов и исследователей, пользующихся тестом тематической апперцепции. Для современных разработок его труды имеют большое значение в методическом и содержательном плане. Помимо личного вклада Мюррея, не менее важной была его способность заинтересовать, взволновать, вдохновить учеников и коллег. Его энтузиазм и убежденность, переданные ученикам, без сомнения в значительной степени определили их роль в развитии психологии личности.

    Гарвардский университет
    Колумбийский университет колледж врачей и хирургов ( в )
    Колумбийский университет

    Генри Александр Мюррей , родившийся 13 мая 1893 г. в Нью-Йорке и умерла 23 июня 1988 г. в Кембридже - американский психолог и профессор психологии Гарвардского университета . Он внес значительный вклад в психологический тест ТАТ .

    Резюме

    биография

    Он учился в средней школе в Groton School, а затем получил лицензию в Гарварде, где также занимался американским футболом , греблей и боксом . Он изучал медицину в Колумбийском университете , где получил диплом (MD), который он получил со степенью магистра биологии в 1919 году. Впоследствии он получил докторскую степень по биохимии в Кембриджском университете (1928). В 1927 году он стал заместителем директора психологической клиники Гарварда, которую занял в 1937 году.

    Исследовательская деятельность

    В 1938 году американское правительство попросило его составить психологический портрет Адольфа Гитлера, а затем, во время Второй мировой войны , он работал в Американском управлении стратегических служб (OSS), чтобы оценить психологические способности американских агентов. Он также был консультантом британского правительства (1938 г.) во время создания отборочных тестов для офицеров. После войны он преподавал в Гарвардском университете в качестве доцента (1947–1951), затем был назначен профессором клинической психологии (1951).

    Он интересуется психоанализом и работами Карла Г. Юнга и является одним из основателей в 1933 году Бостонского психоаналитического общества (en) .

    Опубликована его переписка с искусствоведом Льюисом Мамфордом .

    В 1960 году Тимоти Лири начал исследование психоделических препаратов в Гарварде, которым руководил Мюррей.

    Некоторые источники предполагают, что эксперименты Генри Мюррея являются частью инициированного ЦРУ проекта манипулирования сознанием MK-Ultra.

    Родился: 13 мая 1893, Нью-Йорк, США; скончался: 23 июня 1988, Кембридж, Массачусетс, США.

    Интересы: клиническая психология, взаимодействие диспозиционных и ситуационных детерминант поведения, мотивация, личность, отбор персонала, проективные тесты.

    Образование: бакалавр, Гарвардский университет, 1915; доктор медицины, Колумбийский университет, 1919; магистр, Колумбийский университет, 1920; доктор философии, Кембриджский университет, 1927.

    Профессиональная деятельность: интернатура по хирургии, Пресвитерианская больница в Нью-Йорке, 1924-6; Институт Рокфеллера по медицинским исследованиям, 1926-7; Гарвардский университет, 1927-62; член AAA&S, 193 5, орден "За заслуги" 1946; награда АРА "За выдающийся научный вклад", 1961; почетные степени Лоуренс-Колледжа, 1964, Лувэнского университета, 1966, Университета в Осло, 1969, Кентского университета, 1971, Университета Адельфи, 1973; награда "За выдающийся вклад" Общества по оценке личности, 1967; золотая медаль Американского психологического фонда, 1969.

    Основные публикации

    1938 (et al.) Explorations in personality. Oxford. 1940 What should psychologists do about psychoanalysis? Journal of Abnormal and Social Psychology, 35,150-175.

    1943 (et al.) Thematic Apperception Test. Harvard University Press.

    1945 A clinical study of sentiments. Genetic Psychology Monographs, 32,3-311 (with С. Morgan).

    1948 (et al.) Assessment of Men. Rineharf.

    1951 Some basic psychological assumptions and conceptions. Dialecfica, 5, 266-292.

    1951 Toward a classification of interaction. In T. Parsons and E. A. Shils (eds), Toward a General Theory of Action. Harvard University Press.

    1953 Outline of a conception of personality. In C. Kluckhohn, H. A. Murrey and D. Schneider (eds), Personality in Nature, Society and Culture, 2nd edn. Knopf (with C. Kluckhohn).

    1959 Preparations tor the scaffold of a comprehensive system. In S. Koch (ed.), Psychology: A Study of Science, vol. 3. McGraw-Hill.

    Рекомендуемая литература

    Anderson J. W. (1988) Henry A. Murrey's early career. Journal of Personality, 56, 139-171.

    Entwisle D. R. (1972) To despel fantasies about fantasy-based measures of achievement motivation. Psychological Bulletin, 11, 377-391.

    Epstein S. (1979) Explorations in personality today and tomorrow: A tribute to Henry A. Murrey. American Psychologist, 34, 649-653.

    Haydn H. (1969) Henry A. Murrey. American Scholar, 39,123-136. McClelland D. C., Atkinson J. W., Clark R. A. and Lowell E. L. (1953) The Achievement Motive. Appleton.

    Maddi S. R. and Costa P. T. (1972) Humanism in Personology: Allport, Maslow and Murrey.

    Aldine/Atherton. Rorer L. G. (1990) Personality assessment. In L. A. Pervin (ed.), Handbook of Personality. Theory and Research. Guilford Press.

    Shneideman E. S. (ed.), Endeavours in Psychology: Selections from the Personology of Henry A. Murray. New York: Harper and Row.

    Smith M. B. and Anderson J. W. (1989) Obituary. American Psychologist, 44,1153-1154.

    На протяжении 1920-х интересы Генри Мюррея постепенно перемещались из области медицины, физиологии и эмбриологии в область изучения личности. "Глубины психологии предоставляли богатую пищу для размышлений. Некоторое время я провел вместе с доктором Юнгом, три года — с доктором Мортоном Принсом, ортодоксальным психоаналитиком, прошел совместный тренинг с доктором Францем Алекзандером и доктором Хэнном Саксом, десять лет занимался психотерапевтической практикой — весь этот опыт и повлиял, главным образом, на формирование моей личности и моего мышления". Он признавал также сильное воздействие на свои теории идей Фрейда о бессознательном, целостного подхода и теории Уайтхеда, психодинамической концепции Левина — особенно его принципов связности, конкретности и одновременности — и теории инстинктов Мак-Даугалла. Мюррей был знаком с культурной антропологией, мифологией, историей, социологией и американской литературой, особенно с книгами Мелвилла; он сочетал содержание этих дисциплин с психологическими принципами и эволюционной теорией для развития своей собственной всесторонней теории личности (в 30-х).

    Вследствие сложности и разнообразия использованной терминологии, его теория не поддается краткому изложению. Двадцать пять "первоначальных утверждений" перечисляются в начале его Exploration in Personality и используются во многих других его построениях. Поэтому его теория легче поддается проверке, более доступна эмпирическому подтверждению или опровержению, чем созданные ранее теории человеческой мотивации. Его таксономические схемы потребностей включены в руководство к тесту тематической апперцепции и приводились много раз в других психологических текстах и руководствах по психологии личности и мотивации во второй половине ХХ в.

    Мюррей был проницательным и изобретательным исследователем. Он был одним из первых американских психологов, кто стал настаивать на использовании многофакторных методов оценки личности, одним из первых, предложивших объяснение человеческого поведения, в котором личностные и экологические факторы рассматриваются как равноправные, и одним из первых, создавших программу исследования, которая одновременно фокусируется на диспозиционых и ситуационных детерминантах человеческого поведения.

    Многие способные ученики и коллеги Мюррея были привлечены в исследовательские программы Гарвардской психологической клиники в 193 0-х и в программы оценки Стратегической службы во время Второй мировой войны. Эвристическое воздействие его теории и методов оценки было очень сильным, но еще сильнее было влияние его харизматической личности. Некоторые из его последователей приложили значительные усилия к изучению того или иного элемента его теории: Э. Г. Эриксон изучал его теорию развития, Р. У. Уайт писал о компетенции и развитии, и Д. У. Фиск обосновывал использование многофакторных методов измерения. Некоторые широко использовали опросники, охватывающие широкий спектр характеристик личности. "Личностный опросник" Джексона, "Контрольный перечень прилагательных" Гуфа и Хейльбруна, "Список личностных предпочтений" Эдвардса, — все они возникли на основе анализа потребностей по Мюррею.

    Влиятельный теоретик, исследователь, умеющий убедительно изложить свои взгляды, Мюррей не имел соперников на протяжении своей жизни. Исследовательская традиция, основанная им, продолжается сейчас его многочисленными последователями и обещает оказывать влияние на научную мысль XXI века не только благодаря этим людям, но также и благодаря недавно основанному фонду Исследовательский центр Генри А. Мюррея в Радклифф-Колледже. Центр обеспечивает учащимся доступ к архивным материалам разного рода и присуждает небольшие гранты для проведения перспективных исследований.

    Хотя имя Генри Мюррея находится в первом ряду среди выдающихся исследователей психологии личности, некоторые положения его теории вызывают ряд возражений. Как он говорил, он был известен в некоторых кругах как "изготовитель неточных инструментов" из-за своей роли в истории теста тематической апперцепции. Этот тест широко применялся на протяжении пятидесяти лет и имеет много защитников, но существуют убедительные данные о том, что он неадекватен как научный инструмент. Его недостатки были описаны Д. Р. Энтвислом, а также Л. Роурером в ряду других проективных методов. Такие инструменты имеют скорее ритуальное. чем научное значение.

    Читайте также: