Мышление у детей с аутизмом кратко

Обновлено: 04.07.2024

В развитии мышления таких детей отмечаются: трудности произвольного обучения целенаправленного разрешения реально возникающих задач сложности в символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую трудности обобщения ограниченность в осознании подтекста происходящего одноплановость мышления сложно понять развитие ситуации во времени не улавливается последовательность событий причины и следствия проблемы с пониманием логики другого человека, учетом его представлений, намерений узость понимания механичность в восприятии взаимосвязей между событиями буквальность мышления затрудненность символизации

В случае детского аутизма не следует вести речь об отсутствии отдельных способностей , например способности к обобщению, к пониманию причинно-следственных отношений или к планированию. В рамках стереотипной ситуации многие аутичные дети могут обобщать, использовать игровые символы, выстраивать программу действий. Однако они не в состоянии активно перерабатывать информацию, активно использовать свои способности, с тем чтобы приспосабливаться к ежесекундно меняющемуся миру , непостоянству намерений другого человека.

Для аутичного ребенка основные трудности представляются в: отрыве символа от привычной игры: это разрушает требующееся ему постоянство в окружающем мире необходимости постоянной гибкой корректировки собственной программы действий наличие у партнера собственной логики, которая меняет перспективу взаимодействия В ситуации полного контроля над происходящим у таких детей может развиваться стереотипная игра отдельными мыслительными операциями: разворачивание одних и тех же схем воспроизведение каких-то счетных действий, шахматных композиций и т. п.

Этапы коррекционной работы: Если у ребенка не сформировано наглядно-действенное мышление. До начала работы над мыслительными процессами необходимы и важны особые предварительные этапы коррекционной работы. Первый этап работы . Установление эмоционально-личностного контакта Основная цель данного этапа - адаптация ребенка к условиям группы. Второй этап. Выработка учебного стереотипа. Целью данного этапа является выработать умение сидеть за столом.

Игры для детей I группы . Важно выстраивать взаимодействие подстраиваясь под полевое поведение ребенка. Игры со звуковыми ковриками: коврики выстилаются в определенном направлении, тем самым задавая направление движению ребенка. Педагог может считать шаги ребенка или количество звуков. Разнофактурные коврики. Педагог проговаривает свойства фактуры: мягкий, колючий, пушистый, твердый и др. Яркие разноцветные игрушки, которые привлекают безусловное внимание ребенка, во время обращения внимания на игрушку определенного цвета, педагог называет цвет. Правильная организация пространства в комнате помогает предсказывать перемещения ребенка, и таким образом наполнять ее сенсорной информацией.

Игры для детей III группы . Рисование пальчиковыми красками объектов по описанию: круглый и красный. Что ты нарисовал? Дорисовывание из простых геометрических форм. Парные картинки: на столе разложены картинки, в комнате есть такие же, найди и положи рядом. Прочитай слово (послушай) и найди такой предмет в комнате. Узнать музыкальный инструмент, повторить разное количество звуков, сосчитать.

Игры для детей IV группы . Третий лишний с игрушками, ребенок говорит что лишнее, находит подходящую игрушку. Разложи по группам: распределение предметов под обобщающие понятия. Рисование по инструкции: нарисуй 1 солнце, 2 цветка, 3 облака. Живое-неживое : педагог говорит названия предметов или животных, на живое ребенок хлопает, на неживое – топает. Собери пазл (разрезные картинки). Расскажи что нарисовано?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерные различия в особенностях мышления детей дошкольного возраста

В связи с изменениями, происходящими в системе дошкольного образования наиболее актуальным стал вопрос о гендерном подходе к воспитанию дошкольников.


Особенности мышления детей с ЗПР и ОНР

Мышление является высшей ступенью познания человеком окружающего мира.


Особенности мышления детей дошкольного возраста

Особенности мышления детей дошкольного возраста.

Статья: "Особенности мышления детей дошкольного возраста"

Особенности мышления детей дошкольного возраста.


Особенности мышления детей с нарушениями зрения

quot;Частичная или полная утрата функций зрения ведет к снижению полноты, точности и дифференцированности чувственного отражения внешнего мира, что в свою очередь в той или иной степени сказывае.


Памятка для родителей "Особенности мышления детей с ОВЗ"

памятка для родителей про особенности мышления ребенка с овз, играх, способствующих развитию мыслительных процессов.


" Нелепые ситуации" в работе по изучению особенностей мышления детей с нарушениями интеллекта

Рассматривается вопрос развития образного мышления , наглядно - образного и словесно - логического на примере сравнительной характеристики нормально развивающегося ребёнка и ребёнка с УО.

Мышление и приобретенные навыки при аутизме у ребенка

Эти особенности могут быть (а могут и не быть) связаны с другими упомянутыми нейропсихологическими чертами расстройств спектра аутизма.

Поведение, характеризующееся привязанностью, ранее считавшееся значительно нарушенным при аутизме, обычно изначально нормальное (Sigman и Mundy, 1989; Dissanayake и Crossley, 1996). Однако способность к социальным опорным сигналам/сонаправленному вниманию,—которая при поверхностном взгляде кажется связанной с реакциями привязанности, но теоретически не имеет к ним отношения — при аутизме обычно снижается.

Ментализация необходима для развития способности к эмпатии, и на самом деле может считаться во многих отношениях синонимом эмпатии. При аутизме способность к эмпатии критически снижена.

Поведение детей с аутизмом

а - Антон, 10 лет 5 месяцев. Ранний детский аутизм. Дигито-аурикулярный феномен. Мальчик закрывает глаза, затыкает уши пальцами и застывает в такой позе — так он может долгое время оставаться неподвижным; можно предположить, что он пытается таким способом исключить внешние раздражители.
б - Жанна, 5 лет и 7 месяцев. Ранний детский аутизм. Ребенок держит книгу с картинками в руке, взгляд устремлен в пустоту.

Исполнительные функции включают в себя реакции на факторы окружающей среды, направленные на достижение цели, и переключение на другой набор реакций. Внимательность, планирование, определение последовательности действий, контроль побуждений, организация времени — все это примеры исполнительных функций, обычно нарушенных при аутизме. Однако они также часто нарушаются и при таких расстройствах, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Психологические особенности, свойственные детям с аутизмом, проявляются в следующих сферах: поведение, эмоционально-волевая сфера, познавательная сфера, деятельность.

Многочисленные нарушения аффективной сферы влекут за собой серьезные поведенческие проблемы. Поведение детей с аутизмом крайне своеобразно. Им свойственны тревожность, стереотипность поведения, страхи, погруженность в себя. Эти состояния могут сочетаться с повышенной возбудимостью, расторможенностью; агрессией и самоагрессией; с негативной реакцией на любые изменения привычного образа жизни, в том числе на изменения пищи, одежды, маршрута прогулок. При этом ребенок не жалуется, не обращается за помощью к близким, а напротив, еще больше отгораживается от каких-либо контактов, прибегает к аутостимуляциям для устранения возникшего дискомфорта. Дети с аутизмом испытывают страх перед любыми изменениями в привычном для них образе жизни. Они могут быть непонятны окружающим.

Испытывая страх, зачастую не могут объяснить, что именно их пугает. Таких детей могут пугать объекты, издающие резкие звуки; возможны особые страхи, связанные с тактильной сверхчувствительностью.

Важной поведенческой особенностью является активный негативизм ребенка, выражающийся в отказе ребенка выполнять какие-либо действия совместно со взрослым, уход от ситуации обучения и произвольной организации. Проявления негативизма могут сопровождаться физическим сопротивлением, криком, агрессией и самоагрессией. В тех случаях, когда взрослые предъявляют к ребенку завышенные требования, у него возникает страх взаимодействия, разрушаются существующие формы общения. Мощным средством защиты от травмирующих впечатлений является аутостимуляция. Нужные впечатления достигаются чаще всего раздражением собственного тела: они способствуют сглаживанию неприятных впечатлений, идущих из внешнего мира. В угрожающей ситуации интенсивность аутостимуляций нарастает, она бывает настолько интенсивной, что может причинить физическую боль самому ребенку.

Острота поведенческих проблем варьируется в зависимости от степени выраженности аутизма. Это наиболее точно отражено в созданной О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг клинико-психологической классификации раннего детского аутизма, в которой выделены 4 группы детей. Основными критериями деления избраны характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой и тип самого аутизма.

У детей первой группы отмечается отрешенность от внешней среды, у второй – ее отвержение, у третьей – ее замещение, у четвертой – сверхтормозимость ребенка его средой.

Как показали исследования, аутичные дети этих групп различаются по характеру и степени первичных расстройств, вторичных и третичных дизонтогенетических образований, в том числе гиперкомпенсаторных.

Установление эмоционального контакта с близкими у детей первой группы нарушено, однако они испытывают привязанность к родным и страдают от разлуки с ними. Они могут выразить просьбу, положив руку близкого взрослого на интересующий предмет, и это чаще всего является единственным способом выражения контакта с окружающим миром.

Поведенческие проблемы детей второй группы менее выражены и проявляются уже не как отрешенность от окружающего мира, а как стремление избежать контактов с ним. Характерной особенностью поведения детей этой группы является строгое соблюдение привычных для них условий жизни, включающих и окружающую обстановку, и привычные действия, и распорядок дня, и способы контакта с близкими людьми. Детям свойственна особая избирательность в одежде, пище, привязанность к определенным предметам, занятиям, многочисленные требования и запреты, а также строго фиксированные маршруты прогулок. Невыполнение этих требований взрослыми или попытки внести в них какие-либо изменения приводят к срыву в поведении ребенка. Особо остро эти проблемы проявляются в незнакомой ребенку обстановке и в присутствии незнакомых людей.

Дети второй группы в большей степени подвержены возникновению страхов, которые впоследствии прочно фиксируются ребенком. Сильный страх вызывает возможность малейших изменений в сложившемся жизненном стереотипе или возникновение неприятных сенсорных ощущений при ярком свете, резком звуке и др. Все это делает поведение ребенка крайне своеобразным: наличие многочисленных страхов препятствует проявлению активности ребенка. Случайно встретив взгляд другого человека, такой ребенок может отвернуться, закричать или закрыть лицо руками. Он стремится уйти от контакта с окружающим миром, избегая тем самым неприятных ощущений и связанного с ними дискомфорта.

Ребенок постоянно находится в рамках строго соблюдаемого жизненного стереотипа, от которого зависит его поведение. Близкого человека такие дети воспринимают как обязательное условие своей жизни. Они заставляют взрослого действовать только строго определенным способом, не отпускают его от себя, при этом испытывая постоянное чувство тревоги.

Важнейшей особенностью поведения детей третьей группы является конфликтность. Дети не способны уступить другому человеку или учесть его интересы, его точку зрения, и это крайне затрудняет общение с ними. Близкие отмечают, что ребенок стремится все делать назло. Он увлечен одними и теми же занятиями – долгое время ребенок может рисовать или проигрывать один и тот же сюжет, говорить на одну и ту же тему. Содержание его интересов и фантазий часто связано со страшными, неприятными, асоциальными явлениями. Такие дети способны поставить цель и разработать определенную программу воздействия на среду и людей, но проблема в том, что эта программа не учитывает постоянно изменяющиеся условия внешнего мира.

В поведении детей четвертой группы отмечается скованность, нерешительность, что препятствует установлению контактов с окружающими. Они способны смотреть в лицо собеседнику, но контакт с ним носит прерывистый характер. Детям также свойственна чувствительность к перемене обстановки, отсутствует гибкость в поведении, но они стремятся действовать так, как их учат близкие взрослые. Все свои отношения с миром такие дети строят через взрослого человека. Среди всех аутичных детей только дети этой группы пытаются вступить в диалог с миром и людьми, но имеют значительные трудности в его организации.

Несмотря на выраженное разнообразие в психических и поведенческих проявлениях, дети с расстройствами аутистического спектра имеют общие особенности, характерные для эмоционально-волевой и познавательной сферы, межличностных отношений и личности в целом.

Особенности эмоционально-волевой сферы проявляются у детей с аутизмом вскоре после рождения. Данная сфера неразрывно связана с ранним аффективным развитием ребенка, нарушение которого отмечается у всех детей с аутизмом. Нарушение эмоциональной сферы проявляется в отсутствии важной системы взаимодействия с окружающими – комплекса оживления. Ребенок не фиксирует взгляд на лице человека, не проявляет положительных эмоций в виде смеха, речевой и двигательной активности в ответ на проявление внимания со стороны близкого взрослого. Для аутичных детей характерно отсутствие социальноэмоциональной взаимности, которая проявляется в нарушенной реакции на эмоции других людей. Часто дети с аутизмом проявляют эмоции, противоположные эмоциям окружающих. В период стресса дети не ищут поддержки со стороны окружающих и не принимают ее. Эмоции детей с аутизмом недифференцированны. Американские исследователи отмечают нарушение процессов ментализации – понимания психических состояний других людей, позволяющего прогнозировать и учитывать их намерения, мысли, состояния.

Специфические нарушения движений и поведения проявляются в стереотипиях, персеверациях, плохой переносимости внешних изменений (в обстановке, продуктах питания, одежде и т. п.), тенденции к установлению жесткого порядка и ритуалов. У детей наблюдаются крайне узкий спектр интересов, стереотипные действия (выкладывание предметов в линию, однообразные покачивания, махание руками) и ритуалы (ставить одну и ту же мелодию каждый день после определенных действий, ходить по одному и тому же маршруту). Отмечается особая привязанность к необычным предметам, озабоченность датами, маршрутами или расписаниями. Распространены нарушения сна или приема пищи. Дети могут совершать действия, приводящие к самоповреждению.

Отмечается болезненная гиперестезия к обычным раздражителям. Помимо искажения психического развития, наблюдается выраженная эмоциональная незрелость детей. Поэтому необходимо помнить следующее:

– ребенок с аутизмом легко пресыщается даже приятными впечатлениями;

– он часто действительно не может подождать, ему надо получить значимый результат как можно быстрее, поэтому ему надо дать понять, что результат совместной работы зависит и от его участия;

– аутичному ребенку нельзя предлагать ситуацию выбора, в которой он самостоятельно беспомощен;

– восприятие информации у ребенка спонтанно, непроизвольно, при этом усвоение происходит очень избирательно;

– аутичному ребенку нужно время для того, чтобы пережить полученное впечатление или информацию, поэтому характерны отсроченные реакции, стремление стереотипизировать взаимодействие с окружающим;

– интерес аутичного ребенка направлен в основном на мир предметов;

– аутичные дети имеют тенденцию к использованию периферического зрения.

Аутичные дети испытывают трудности различения простых плоскостных форм; трудности цветового различения; трудности восприятия объема предметов небольшой величины. В своем восприятии ребенок ориентируется на ограниченный набор зрительных признаков объекта. Поэтому работая с такими детьми необходимо тренировать их в различении зрительных характеристик. Зрение аутичных детей отличается повышенной чувствительностью к свету. Яркий искусственный свет может быть для них раздражающим, так как производит блики (по этой причине они иногда смотрят на предметы из уголков глаз) и вызывает дополнительную нагрузку на глаза. Кроме того, некоторые аутичные дети страдают от эпилепсии, а определенные вспышки света, блики могут вызвать у них эпилептический припадок.

Осязание аутичного ребенка характеризуется тем, что у многих детей через нервы проходят измененные сигналы. По этой причине не стоит ожидать, что общение с аутистом будет происходить посредством прикосновения.

Обоняние аутичного ребенка характеризуется гораздо большей восприимчивостью к различным запахам, чем у обычных людей. Список запахов, вызывающих дискомфорт, довольно обширный и индивидуален в каждом конкретном случае. Чаще это различные духи, шампуни, продукты питания и др.

Вкус является очень мощным чувством у аутичных детей. Вкусовые ощущения у них усиливаются в несколько раз. Это надо принимать во внимание, если будут использоваться в работе вкусовые стимулы.

Кроме того, среди детей с аутизмом распространены самостимулирующие действия, отличающиеся особой навязчивостью. Выделяют следующие формы самостимулирующих действий:

– визуальная (постоянно моргает, шевелит пальцами перед глазами);

– слуховая (щелкает пальцами, издает голосовые звуки, вертит предмет на столе);

– тактильная (скребет или трет кожу руками или каким-либо предметом);

– вкусовая (засовывает части тела или предметы в рот, лижет их);

– обонятельная (нюхает различные предметы или обнюхивает людей).

У подавляющего большинства детей с аутизмом имеются нарушения моторики, различающиеся по характеру и степени выраженности: тики, тремор, кататония, застывание в одной позе, вычурные жесты. Типичным является ограниченный репертуар движений, повторяемых бесконечно без всякой видимой цели.

Практически у всех детей с аутизмом имеется специфика интеллектуального развития. Отмечаются нарушения целенаправленности и пресыщаемость интеллектуальной деятельности, вычурность мышления. Вероятно, они обусловлены отклонениями в развитии знаково-символического опосредствования, что выражается в оторванности знаково-символической деятельности от чувственного познания. В результате страдает целостность восприятия, а непосредственный чувственный опыт начинает определять и направлять сознание и поведение ребенка.

Познавательные процессы детей с аутизмом очень своеобразны. В развитии мышления отмечаются серьезные трудности целенаправленного разрешения задач, возникающих в реальной жизни. Детям свойственны трудности символизации, переноса действий из одной ситуации в другую, что связано с нарушением способности к обобщению и абстрагированию. Такому ребенку сложно понять развитие ситуации во времени, разграничить в последовательности событий причины и следствия. Исследователи отмечают трудности в понимании логики другого человека, в учете его намерений и мнения. В развитии восприятия такого ребенка можно отметить нарушения ориентировки в пространстве, искажения целостной картины реального предметного мира и вычленение отдельных, аффективно значимых, сенсорных ощущений или ощущений собственного тела. Внимание ребенка с аутизмом непроизвольно, его практически невозможно привлечь.

В поле внимания ребенка попадают только те предметы и явления, которые являются привлекательными для него. В памяти ребенка информация усваивается целыми блоками. Воспринятые блоки информации не перерабатываются ребенком и используются в неизменной воспринятой извне форме. Следует отметить, что в некоторых случаях отдельная функция может быть очень развитой, например ребенок может уже в раннем возрасте проявлять увлечение классической музыкой.

Деятельность ребенка с аутизмом носит выраженный стереотипный характер. Ребенок может в течение нескольких лет рисовать и проигрывать один и тот же сюжет. При этом в сюжетах чаще всего отражаются негативные впечатления детей, в рисунках они изображают только отрицательных персонажей. К тому же бедность воображения препятствует воплощению каких-либо новых идей в деятельности. Манипуляции с предметами однотипны. Как правило, ребенок манипулирует неигровыми предметами. Особую трудность представляет овладение произвольной деятельностью с определенной целью. Детям трудно отвлечься от непосредственных впечатлений, от сенсорно привлекательных предметов, поэтому учебная деятельность вызывает большие затруднения, отмечается пассивность и невнимательность ребенка на занятии.

Рассмотрев психологические особенности детей с аутизмом, следует отметить, что своеобразие в поведении ребенка, в контактах с окружающими проявляется уже в младенческом возрасте.

Отсутствие необходимого контакта препятствует усвоению ребенком первичных стереотипов поведения и деятельности. У ребенка с аутизмом нарушено развитие механизмов взаимодействия с миром.

Аршатская О. С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме // Дефектология. – 2005. – № 2. – С. 46–56.

Баенская Е. Р. Нарушение аффективного развития ребенка при формировании синдрома раннего детского аутизма // Дефектология. – 2008. – № 4. – С. 11–19.

Никольская О.С. Аутичный ребенок: Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – 6-е изд., стер. – М.: Теревинф, 2010. – 288 с.

Плаксунова Э. В. Характеристика нарушений двигательной сферы у детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. – 2008. – № 2. – С. 35–40.

Автор: Рыба Светлана Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ № 42
Населённый пункт: Невинномысск
Наименование материала: Статья
Тема: "Нарушения мышления у детей с РАС"
Раздел: дошкольное образование

ориентирован на результат при выполнении того или иного действия.

Невербальное мышление.

Большинство исследователей сходится на том, что многим аутичным

классификация, обобщение, соотношение.

задач, там, где решение происходит в зрительном поле с

помощью усмотрения и непосредственного действия. Такой ребенок может

быть хорош в сортировке объектов по форме, размеру, цвету, может легко

хорошо ориентироваться в устройстве различных механизмов. Успешность

картинок, собирании пазлов, в работе с кубиками Коса, дети успешны в

з а п ом и н а н и и

м е х а н и ч е с ком

в о с п р о и з в е д е н и и

с л у ч а й н о й

последовательности предметов, т.е. дети успешны в невербальных заданиях,

и тогда, когда действуют самостоятельно. При целенаправленном обучении

появляется нежелательное поведение.

конкретностью и фотографичностью.

Таким детям нужна четкая схема

Восприятие и переработка информации у аутичных детей происходит

воспроизводят ее так, как усвоили, а в другой ситуации используют знания с

трудом или вообще не могут ими пользоваться. Не умеют сопоставлять

усвоенные знания, связывать их со своим жизненным опытом. Знания и опыт

лежат как будто в разных ячейках сознания и не взаимодействуют друг с

другом. Это касается не только восприятия нового: всё восприятие мира у

них фрагментарно, состоит из отдельных картин, образов, ситуаций.

Особенности развития вербального мышления

Значительная часть детей с аутизмом с огромным трудом развивает

речевые навыки и ограничено используют их для коммуникации.

временной последовательности событий. Характерно, что большинство детей

сосредотачиваются

следственных связей в происходящем.

В дошкольном возрасте обычны проблемы составления рассказа по картинке:

воспринимаемую

последовательность

высказываний. Характерно, что и серия картинок, как правило, не становится

Е.Блейлер отмечает следующие признаки аутистического мышления.

Аутистическое мышление является, таким образом, индивидуально-психологическим феноменом, в значительной степени изолированным от социальных и сознательных влияний. В той мере, в какой справедливо последнее утверждение, представляется сомнительным другое, а именно мнение о том, что мифология есть порождение аутистического мышления. Это мышление, добавим, является только образным, практического или концептуального его варианта не существует.

Читайте также: