Федерализм в канаде кратко

Обновлено: 07.07.2024

Во многом в силу названных причин на юридических факультетах канадских университетов федеративное государственное устройство собственной страны на протяжении почти ста лет существования федерации изучалось в незначительном объеме и только в рамках универсальных курсов конституционной теории и административного права. Гораздо больше учебного времени в программах отводилось государственным институтам Британской империи в целом – короне, имперскому парламенту, Тайному совету и его Судебному комитету. Развернутое же изучение канадской модели федерализма было в системе высшего образования монополизировано историками (Г. Иннис, Дж. Кейрлесс, Д. Крейтон, А. Лоуэр), изучавшими главным образом экономические и политические аспекты тематики.[43] Положение стало меняться лишь после вступления в силу Вестминстерского статута, установившего полную внутри– и внешнеполитическую самостоятельность доминионов (1931 г.).[44] Становление и развитие теории канадского федерализма было, таким образом, медленным по меркам XX в. Оно пришлось на период 1940–1950-х годов. В это время работали такие его крупные исследователи, как Ф. Скотт и Ю. Форси. Позже к ним присоединились Д. Смайли, П. Э. Трюдо, П. Хогг. К указанному времени почти все постулаты современной теории федерализма были созданы конституционно-правовой и политической наукой других стран.

Поклонник конституционных институтов и конституционной доктрины Соединенного Королевства, профессор Ю. Форси не разделял мнения Ф. Скотта об устарелости Акта о Британской Северной Америке. На основе толкования преамбулы АБСА Форси пришел к выводу, что неотъемлемыми частями неконсолидированной Конституции Канады необходимо считать основополагающие конституционно-правовые акты метрополии – Великую хартию вольностей (1215 г.), Петицию о праве (1628 г)., Билль о правах (1689 г.), Акт о престолонаследовании (1701 г.). Сделанный Форси вывод стал неотъемлемой частью конституционной доктрины Канады.[55]

Д. Смайли также принадлежит правовая характеристика функции, выполняемой карательно-репрессивным законодательством (Законом о мерах военного времени) в конституционном праве демократического правового федеративного государства Канады.[58]

Теория кооперативного (дуалистического) федерализма, получившая распространение также в США, Германии, Австрии, по признанию ее сторонников, не может претендовать на целостную, законченную теорию федеративного государственного устройства. А практика кооперативного федерализма вовсе не избавляет канадскую модель федерализма от конституционно-правовых коллизий и тем более от политических потрясений.[68] Правда, приверженцы рассматриваемой теории не пытаются доказать противоположное. Они всего лишь предполагают, что только посредством совместной деятельности сильного центра и сильных субъектов федерации неминуемо возникающие внутри государства коллизии могут быть заключены в правовые рамки и смягчены настолько, чтобы предотвратить такие их последствия, как распад федерации, массовые беспорядки или падение жизненного уровня народонаселения.[69] О какой-либо безболезненности, бесконфликтности развития государства и его составных частей речь в их концептуальных построениях не идет.[70] Такой подход к проблемам федеративного государственного устройства следует расценивать как реалистический.

Однако канадской конституционно-правовой науке так и не стали свойственны прочные ориентации на глубокие, доктринальные исследования. Поэтому при изобилии учебных курсов и солидных академических публикаций, адекватно освещающих по отдельности практически все частные вопросы устройства и функционирования канадского федерализма,[74] конституционная доктрина Канады, в том числе теория канадской модели федеративных отношений в целом, до сих пор разрабатывается очень немногими учеными-правоведами.[75]

Характерно, что из пяти названных выше виднейших канадских аналитиков-конституционалистов два – Ф. Скотт и Д. Смайли – являлись по специальности политологами. Эта изначально очень заметная политологическая составляющая в изучении канадской модели федерализма в наши дни продолжает укрепляться,[77] что в значительной степени облегчает канадской науке проведение плодотворных междисциплинарных, комплексных исследований в данной области (юристы-конституционалисты – политологи – юристы-административисты).[78] К сказанному следует прибавить, что по частоте цитирования в научной литературе ведущими исследователями канадской федеративной модели на сегодняшний день стали именно политологи, среди которых необходимо выделить А. Кэрнза, К. Мак-Робертса, Ф. Мортона, Дж. Мэллори, Г. Стивенсона, Р. Уайтекера, К. Фурнье, Б. Ходжинса.[79]

Таким образом, специалисты в области конституционной юриспруденции, несмотря на их многочисленность (Д. Битти, Г. Гибсон, И. Грин, Л. Дэвис, Г. Ла Форест, П. Монахан, Дж. Слоттери, К. Суинтон, А. Тардиф, М. Тирни, М. Требилкок, М. Тушнет, А. Хеард, П. Хогг, М. Чендлер и др.) никогда не являлись монополистами в исследовании проблематики канадской модели федерализма, а в настоящее время они еще и стали утрачивать некогда принадлежавшее им лидирующее положение в данной области.

К сильным сторонам вклада, внесенного канадской конституционно-правовой и политической наукой в исследование созданной в исследуемой стране модели федерализма, приходится отнести: гибкое сочетание нормативистской и институциональной методологии познания; широкое применение сравнительного и межстрановедческого анализа; стремление большинства исследователей к раскрытию как статики, так и динамики предмета изучения; использование количественных методов исследования обильного правового материала, поставляемого практикой.

Среди слабых сторон созданной канадскими аналитиками и практиками теории федерализма приходится отметить тот факт, что ей, как говорилось выше, ощутимо недостает цельности и законченности. Канадские специалисты, работающие в сфере конституционной юриспруденции и политологии, не придают большого значения созданной исследователями в других странах системе признаков федеративных государств, их классификации в зависимости от наличия или отсутствия договорных начал в строении федерации, степени централизации управления федерацией и т. д.[81] Большинство из них предпочитают узко прагматически исследовать статус и набор полномочий государственных институтов канадской федерации, роль институтов центра и провинций в защите прав граждан, в регулировании экономических процессов, во внешней политике и т. д. безотносительно к обобщенным философско-теоретическим построениям, в том числе к многочисленным типологическим схемам деления федеративных государств.[82]

Огромному большинству канадских исследователей федерализма ранее было принято ставить в вину игнорирование значимости национального вопроса (Д. Битти, М. Требилкок), прямое отрицание двунационального характера канадской федерации (Ф. Скотт, Ю. Форси, Х. Торберн, П. Хогг), ее рассмотрение в качестве территориальной федерации и, наконец, отрицание права народов на самоопределение (Д. Смайли, П. Э. Трюдо).[83] Последнее право чаще всего канадские теоретики и практики традиционно и не без оснований приравнивают к национализму и национал-сепаратизму.

Как мы видим, регулирование этнонационального вопроса увязывается канадской конституционной доктриной и практиками федерализма исключительно с упрочением институтов политической и экономической демократии, но не с преобразованием канадской федерации из территориальной в национально-территориальную. Эта сторона доктрины, считавшаяся ранее ее капитальным недостатком, ныне нередко воспринимается как достоинство.

Канадский федерализм является одним из трех столпов конституционного порядка Канады , с ответственным правительством и Канадской хартией прав и свобод . Это означает, что в Канаде существует два различных уровня политической власти: центральный (федеральный) парламент Канады и тринадцать провинциальных и территориальных законодательных собраний . Каждый уровень является суверенным в отношении определенных законодательных полномочий, в то время как другие полномочия разделяются (например, сельское хозяйство и иммиграция). В Соединенном Королевстве не было этой модели, когда была создана Канадская Конфедерация , и в этом отношении между Канадой и родиной была разница.

Федеративный характер канадской конституции была реакция на разнообразие приморских колоний и в провинции Канада , в частности , резкое различие между французами - говорят житель из Нижней Канады ( Квебек ) и английский - говорят житель из Верхней Канады ( Онтарио ). Федерализм считался необходимым условием сосуществования франкоязычных и англоязычных сообществ. Джон А. Макдональд , ставший первым премьер-министром Канады , изначально выступал против федералистского правительства.

Разделение властей между федеральным и провинциальным правительствами было первоначально изложено в Законе о Британской Северной Америке 1867 года (ныне Закон о Конституции 1867 года ), который с поправками к Североамериканским законам и Закону о Конституции 1982 года образует Конституцию. Канады .

Резюме

Исторический

Во время двух мировых войн Оттава значительно увеличила свои полномочия. Это было сделано на основании Закона о военных мерах и конституционно оправдано положением о мире, порядке и хорошем правительстве . Во время Первой мировой войны федеральный парламент расширил свои налоговые полномочия, установив подоходный налог . Наконец, во время Второй мировой войны федеральное правительство убедило провинции передать юрисдикцию над страхованием занятости Оттаве.

Канада вышла из Второй мировой войны с более тесным взаимодействием или сотрудничеством между федеральным и провинциальным уровнями. Это было связано с появлением государства всеобщего благосостояния и системы здравоохранения (канадское правительство приняло законы, гарантирующие сопоставимое качество обслуживания канадской общественности), тесной взаимосвязи между многими федеральными и провинциальными юрисдикциями и тем фактом, что что это позволило федеральному правительству сохранить тот большой контроль, которым оно пользовалось во время Второй мировой войны. Кейнсианская экономика также была введена федеральным правительством через эту систему. Этот период также ознаменовался многочисленными встречами федерального премьера с премьер-министром провинций.

Характеристики

Разделение законодательных полномочий

Разделение законодательных властей (также известное как разделение властей) между федеральным и провинциальным правительствами ограничивает объем власти Парламента Канады и полномочий законодательного органа каждой провинции. Эти полномочия перечислены в статьях 91, 92, 92A, 93, 94, 94A и 95 Конституционного закона 1867 года . Распределение часто бывает неоднозначным, что приводит к спорам, которые разрешаются Судебным комитетом Тайного совета, а после 1949 года - Верховным судом Канады .

В отличие от конституции Соединенных Штатов Америки , которая предоставляет остаточные полномочия штатам, это создает чрезвычайно широкую федеральную юрисдикцию, основанную на праве принимать законы о мире, порядке и добросовестном управлении. По любому предмету, не подпадающему под зарезервированные категории предметов для провинции (статья 91). С другой стороны, конституция Канады устанавливает очень широкую провинциальную юрисдикцию в отношении собственности и гражданских прав (статья 92 (13)). Некоторые споры между двумя уровнями власти вращаются вокруг противоречивых интерпретаций этих полномочий.

Что касается брака и развода, исключительные полномочия федерального правительства по этим вопросам (раздел 91 (26)) предоставили Канаде только одно семейное право; однако провинции могут принимать законы, регулирующие заключение брака (статья 92 (12)) и широкий круг вопросов, связанных с гражданскими правами (статья 92 (13)), и создали такие институты, как гражданский союз .

Нигде в разделении властей, установленном Законом о Конституции 1867 года, нет упоминания о праве заключать договоры, закрепленных за Британской империей . Власть над внешними отношениями не была предоставлена ​​Канаде до принятия Вестминстерского статута в 1931 году . Выполнение договоров осуществляется двумя уровнями правительства, следуя той же разделительной линии, что и их соответствующие законодательные полномочия.

Федеральные власти

  1. Государственный долг и собственность.
  2. Регулирование движения и торговли.
  3. Страхование занятости.
  4. Сбор средств по всем режимам или системам налогообложения.
  5. Заимствование денег в государственный кредит.
  6. Почтовая служба.
  7. Перепись и статистика.
  8. Милиция, военная и военно-морская служба, оборона страны.
  9. Установление и выплата заработной платы и гонораров гражданским и другим должностным лицам правительства Канады.
  10. Причалы, буи, маяки и остров Соболь.
  11. Навигация и постройки или корабли (судоходство).
  12. Карантин, создание и обслуживание военно-морских госпиталей.
  13. Рыболовство на морском побережье и во внутренних помещениях.
  14. Пассау (паромы) между провинцией и любой британской или зарубежной страной или между двумя провинциями.
  15. Денежный курс и чеканка.
  16. Банки, создание банков и выпуск бумажных денег.
  17. Сберегательные кассы.
  18. Веса и меры.
  19. Переводные и простые векселя.
  20. Процент денег.
  21. Юридические предложения.
  22. Банкротство и банкротство.
  23. Патенты на изобретения и открытия.
  24. Авторские права.
  25. Индейцы и земли, зарезервированные для индейцев.
  26. Натурализация и инопланетяне.
  27. Брак и развод.
  28. Уголовное право, за исключением конституции судов уголовной юрисдикции, но включая процедуру по уголовным делам.
  29. Создание, содержание и управление пенитенциарными учреждениями.
  30. Категории субъектов явно исключены при перечислении категорий субъектов, которые в соответствии с настоящим Законом исключительно закреплены за законодательными органами провинций.

Провинциальные полномочия

  1. Невозобновляемые природные ресурсы, лесные ресурсы и электроэнергия. (обмен)
  2. Сельское хозяйство и иммиграция. (обмен)

Торговля и коммерция

Собственность и гражданские права

Транспорт и связь

  • Кана́дский федерали́зм — одна из трёх основ канадского конституционного правопорядка наряду с ответственным правительством и Канадской хартией прав и свобод. В Канаде существует две различные ступени политической власти: центральный (федеральный) канадский парламент и десять провинциальных законодательных собраний. Каждая ступень законодательных органов независима в рамках своих определённых полномочий, а некоторые полномочия относятся к обеим ступеням (напр. сельское хозяйство и иммиграция). В этом отношении Канада отличается от своей бывшей метрополии — Соединённого королевства,— в которой на момент образования Канадской конфедерации подобной системы не существовало.

Федеративная природа канадской конституции была реакцией на различие приморских колоний и провинции Канада, особенно заметное между франкоязычными жителями Нижней Канады (Квебека) и англоязычными жителями Верхней Канады (Онтарио). Считалось, что федерализм необходим для сосуществования франкоязычного и англоязычного сообществ, хотя Джон А. Макдональд, в 1867 ставший первым премьер-министром Канады, сначала выступал против федеративного образа правления.

Связанные понятия

Конститу́ция Кана́ды (англ. Constitution of Canada, фр. Constitution du Canada) — это не единый юридический Акт, а, скорее, понятие, которое обозначает и объединяет важнейшие законы в Канаде. Конституция объединяет кодифицированные законы, некодифицированные традиции и соглашения. Она в общих чертах намечает канадскую правительственную систему, а также политические права всех канадских граждан.

Подразумева́емые права́ (имплицитные права) — судебная теория в канадском правоведении, признающая, что в Конституции Канады некоторые основополагающие принципы не выражены явно, а подразумеваются. Она применялась в основном до принятия Канадской хартии прав и свобод, но и сейчас остаётся актуальна при рассмотрении вопросов о парламентском верховенстве и полномочии отмены.

Попра́вки к Конститу́ции Кана́ды — изменения Конституции Канады по инициативе правительства. Официальные правила внесения поправок к Конституции были приняты лишь в 1982 г.

Упоминания в литературе

Рассмотренное выше отсутствие единообразия в нормативно-правовом регулировании принятия новых членов федерации лишний раз подтверждает наличие рано проявившихся элементов асимметричности в канадском федерализме . Четыре провинции вошли в состав доминиона на договорных началах и в качестве учредителей федерации. Две – в порядке и на основаниях, закрепленных в АБСА, носящем характер договора. И еще четыре – на иных, бездоговорных основаниях и в ином порядке, никак не предусмотренном конституционными документами или статутами.

Связанные понятия (продолжение)

Отка́з и резерви́рование в канадском конституционном праве — конституционные полномочия, позволяющие отклонить любой закон, принятый федеральным Парламентом или провинциальными законодательными собраниями. Этими полномочиями наделён генерал-губернатор Канады. Однако, как и в случае с рядом других полномочий, которыми наделён генерал-губернатор, исполняются они премьер-министром.

Кана́дская ха́ртия прав и свобо́д (англ. Canadian Charter of Rights and Freedoms, фр. Charte canadienne des droits et libertés) — декларация прав, образующая первую часть Конституционного акта 1982. Её целью является защита прав канадских граждан от антиобщественных поступков, политики и законов федерального и провинциальных правительств и объединение канадцев вокруг совокупности ценностей, воплощающих эти права.

Акт о Сою́зе (англ. Act of Union, официально Акт о Британской Северной Америке (1840), 3 и 4 Виктории, глава 35) — закон, принятый в июле 1840 и обнародованный 10 февраля 1841. Он упразднил законодательные учреждения Нижней и Верхней Канады и по которому вместо этих колоний была создана новая политическая единица Провинция Канада. Этот закон о создании политического союза двух Канад по своей сути и целям напоминает другие Акты о Союзе, принятые Британским парламентом.

Кана́дское конституцио́нное пра́во — часть канадского права, относящаяся к интерпретации и применению Конституции Канады трибуналами. Все законы Канады, как провинциальные, так и федеральные, должны сообразовываться с Конституцией, и всякий закон, не соответствующий ей, недействителен.

С момента патриации Конституции Канады в 1982 было произведено лишь десять небольших поправок. Однако было и несколько неуда́вшихся прое́ктов попра́вок к Конститу́ции согласно новой процедуре внесения поправок.

Вестминстерский статут 1931 — акт парламента Великобритании от 11 декабря 1931 года, установивший правовое положение доминионов (государств в составе Британской империи) и их взаимоотношения с Великобританией. Таким образом, была создана правовая база Британского содружества наций (в настоящее время — Содружество наций).

Зако́н об услу́гах на францу́зском языке́ (англ. French Language Services Act) — закон провинции Онтарио (Канада), предназначенный для защиты прав франкоонтарийцев, или франкоговорящих в этой провинции.

Вестми́нстерская систе́ма — демократическая парламентская система государственного управления, построенная на принципах государственной модели Великобритании. Своё название она получила по названию Вестминстерского дворца, в котором проходят заседания парламента Великобритании.

Конституцио́нный обы́чай — исторически принятое и юридически признаваемое правило, существующее и применяемое наравне с нормами конституции страны. В ряде стран, использующих общее право в своей законодательной и исполнительной практике, конституционные обычаи являются неотъемлемой (хотя и не всегда обязательной к исполнению) частью некодифицированных конституций. В ряде случаев конституционные обычаи являются формальным закреплением исторически сложившейся практики администрирования и управления.

Ха́ртия францу́зского языка́ (фр. Charte de la langue française), также именуемая "Закон 101" (Loi 101), — основной языковой закон провинции Квебек (Канада), главной целью которого является защита официального статуса французского языка. Закон радикально изменил лингвистическую ситуацию, сложившуюся в Квебеке к концу 1970-х годов. Закон был предложен министром культурного развития Квебека Камилем Лореном, и окончательно одобрен указом премьера Рене Левека 26 августа 1977 года. Главной долгосрочной.

Кана́дская мона́рхия — это парламентская система, в которой монархическая власть имеет наследственный порядок передачи. Монарх является главой государства, в настоящее время этот пост занимает Елизавета II, королева Канады. Её официальный титул — Елизавета II, Божьей милостью Королева Соединённого королевства, Канады и других королевств и территорий, Глава Содружества, Защитница Веры. Она царствует над страной с 6 февраля 1952. Наследником Короны является Чарльз, принц Уэльский, хотя королева — единственный.

17-я поправка (фр. Règlement 17, англ. Regulation 17) — закон, направленный против использования французского языка в образовательной системе провинции Онтарио, изданный в 1912 году консервативным правительством Джеймса Уитни. Закон запрещал использование французского языка как основного средства преподавания после 1 класса, и вообще как предмет после 4 класса. Франкоязычная ассамблея Онтарио опротестовала этот закон, который так фактически и не вступил в силу и был полностью отменен к 1927 году.

Объективное избирательное право (или избирательное право в широком смысле) — совокупность правовых норм, которыми устанавливается порядок избрания выборных должностных лиц (президент, мэр и т. д.) и представительных органов государственной власти (парламент) и местного самоуправления в определённой стране или части страны. Относительно понимания объективного избирательного права следует выделить четыре основные точки зрения: 1) избирательное право является институтом конституционного права; 2) избирательное.

Кана́дская конфедера́ция (англ. Canadian Confederation, фр. Confédération canadienne), или Конфедерация Канада — процесс, достигнувший высшей точки 1 июля 1867 года, при котором из провинций, колоний и территорий Британской Северной Америки был создан союз для образования нового федерального государства — доминиона Британской империи Канада.

Короле́вская са́нкция в конституционных монархиях — акт, которым монарх или его представитель одобряет принятые парламентом законы. Обычно монарх по традиции или закону обязан одобрять все законы, принятые парламентом, а королевская санкция является простой формальностью.

Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

Правительство большинства — термин, обозначающий при многопартийной парламентской системе правительство, образуемое одной политической партией, имеющей абсолютное большинство в парламенте.

Субъективное избирательное право — право гражданина принимать участие в выборах, а именно: избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право). Активное избирательное право принято обозначать еще как "право избирателей", а пассивное избирательное право как "право кандидатов".

Подзаконный нормативный правовой акт (ПНПА) — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Не стоит отождествлять лишь с государством, так как, например, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти — статья 12, Конституции Российской Федерации — России.

Парла́ментская процеду́ра — это комплекс процедурных, этических и традиционных правил, используемых при проведении митингов и в повседневной работе общественных организаций, политических партий, клубов, религиозных общин, законодательных собраний и других общественных собраний. Парламентская процедура — это отрасль обычного права, берущая начало в практиках работы Палаты общин Парламента Соединённого королевства.

Принцип равного избирательного права — принцип избирательного права, согласно которому все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.

Парламентская демократия — форма демократии, при которой правительство назначается депутатами парламента, в противоположность президентскому правлению. В парламентской демократии законодательный орган власти делегирует своих представителей в исполнительные министерства и осуществляет надзор над ними. В некоторых разновидностях этой системы предусмотрена пожизненная или передаваемая по наследству должность главы государства, чьи полномочия крайне ограничены и который играет представительскую или церемониальную.

Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория и практика, согласно которым государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но и в достаточной мере друг друга контролирующими) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

Акт о Квебе́ке 1774 года (англ. Quebec Act) — закон Парламента Великобритании (14 Geo. III глава 83), устанавливающий процедуры управления в провинции Квебек. Один из т. н. Невыносимых законов.

Роспуск парламента — прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий и назначение новых выборов — одно из средств разрешения политического (правительственного) кризиса или назначения новых выборов на удобное время. Институт роспуска парламента реализует принцип разделения властей.

Стату́тное право (англ. Statutory law или statute law, от слова стату́т) — в странах англосаксонской правовой системы совокупность норм права, создаваемых законодательными органами (законы). В статутное право также включаются акты органов местного самоуправления (local ordinance). В статутном праве существует иерархия правовых актов: акты законодательных органов обладают большей юридической силой, чем акты исполнительных органов; акты государственных органов обладают большей юридической силой, чем.

И́стинный смысл — правовая теория в интерпретации канадской конституции, используемая для определения, какому уровню власти принадлежит право издавать законы по конкретному вопросу. Теория применяется, главным образом, когда закон оспаривается на основании того, что один уровень власти (провинциальный или федеральный) нарушил пределы исключительных полномочий другого уровня власти.

Судебный надзор – деятельность судебной власти по проверке законности действий и решений всех ветвей государственной власти. В рамках своих полномочий суды могут принимать решения об отмене актов законодательной и исполнительной власти, основываясь на действующей конституции и законодательстве. В зависимости от национального законодательства область действия судебного надзора в разных странах может заметно различаться.

Хартия Европейского союза по правам человека является документом, закрепляющим некоторые основные права.

Избирательная система (система голосования, система выборов) — набор правил, методов, процессов и расчётов, а также правовых норм в деле выборов, обеспечивающих и регулирующих легитимное избрание граждан на какие-либо государственные должности, формирование органов публичной власти путём их избрания при голосовании избирателей, выборщиков.

Кра́сный то́ри (англ. Red Tory) — последователь направления в политической философии и традиции, известных как сострадательный консерватизм. Распространенное в Канаде, это направление сходно с традицией высокого торизма в Великобритании. Красные тори находятся в оппозиции идеологии Blue Tories (синих тори). В Канаде красный торизм находит своё воплощение в провинциальных и федеральных консервативных партиях. История красных тори во многом определяет разницу в развитии политической культуры в Канаде.

Обнародование закона, или промульгация (от лат. promulgatio — оглашение) — санкционирование главой государства закона в сроки, указанные в конституции и публикация его в официальном издании. С помощью этой процедуры акты органа законодательной власти превращаются в акты государственной власти.

Королевская прерогатива — совокупность полномочий, прав и обязанностей, привилегий и иммунитета монарха как суверена по общему праву и, иногда, по гражданскому праву. Она является средством, с помощью которого осуществляются некоторые полномочия исполнительной власти, которыми обладает монарх в отношении процесса управления государством. Отдельные прерогативы могут быть отменены парламентом, в Соединенном Королевстве существует особый порядок применения Королевских прерогатив.

Императивный мандат — ограничение в действиях выборного должностного лица какими-либо условиями, при нарушении которых он может быть отозван. К примеру, депутат может быть ограничен требованием безусловного исполнения наказов избирателей или запретом на выход из фракции, если он был избран по партийным спискам от избирательного объединения, партии или блока, образовавшего эту фракцию. При императивном мандате предусмотрена процедура отзыва депутата, не исполнившего этих требований. Она может представлять.

Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.

Правительство меньшинства — термин, обозначающий при многопартийной парламентской системе управления правительство, составляющие которое партии не располагают абсолютным большинством мест в парламенте. Недостатком данной системы является возможность частого вынесения вотума недоверия правительству. Данная ситуация преодолевается образованием коалиционного правительства.

Кабине́т мини́стров — высший орган исполнительной власти, осуществляющий административно-распорядительные функции в сфере государственного управления.



Рассмотрение принципов федеративного устройства Канады (в ее составе 10 провинций) важно потому, что они выработаны в условиях неоднородного национального состава жителей Канады. На протяжении столетий (Канадская федерация образована в 1867 году) здесь шел интенсивный поиск вариантов гармоничного сочетания интересов центра и провинций. Зачастую решение этих проблем усложнялось наличием острых этнических противоречий. Распределение компетенции между властями федерации и провинции с момента создания федерации стало предметом серьезных разногласий между различными политическими силами. На нынешнем этапе в Канаде в целом сложилось устойчивое, сбалансированное федеративное государство.

В основе канадской федерации, как и любой другой, лежит политическая система, при которой власть в стране разделена между двумя руководящими уровнями - центральным правительством и провинциальными властями. В соответствии с канадской конституцией 1982 года такие вопросы, как общественная собственность, финансы и бюджет, оборона, почтовая служба, выпуск денег, статистика, охрана авторских прав, отношения с индейцами относятся исключительно к компетенции федеральной власти. В конституции определены и полномочия канадских провинций. Они, в частности, отвечают за прямое налогообложение, назначение местных чиновников, судопроизводство и землевладение, образование и медицинское обслуживание на местах. Конституционное законодательство Канады наделяет власти провинции широкой компетенцией. Согласно ст.92 Акта 1867 года к исключительной юрисдикции провинций относятся: право изменять собственные конституции, отправление правосудия в провинциях, включая учреждение, содержание и устройство провинциальных судов. Провинциям принадлежит право управления государственными землями и лесами, а также право их продажи, выдачи патентов на торговые заведения, регистрация компаний и фирм. Провинции имеют возможность широкого привлечения иностранного капитала в экономику. Практически полной самостоятельностью обладают провинции и в вопросах законодательства. Практика применения закрепленного Конституцией за центральной властью права отменять законодательные акты провинций применялась лишь до 1916 года. С 1942 года право аннулирования провинциального законодательства не применялось вообще.

Если в первые годы канадской государственности Оттава хозяйничала в стране как хотела, то со временем, по мере экономического возмужания провинций, объем их полномочий начал неуклонно расширяться. И ныне канадская федерация - одна из самых децентрализованных в мире. Провинции располагают собственными законодательными органами и правительствами с полнокровными министерствами. Существуют десятки юридических документов, определяющих взаимоотношения федерального правительства и провинций. Конечно, все они составляются на основе конституции страны. Кроме того проводятся бесчисленные встречи чиновников федеральных и местных министерств, переговоры министров.

Главным смотром "федерально-провинциальной дипломатии", начиная с 60-х годов, стали регулярные "конференции первых министров", то есть премьер-министра страны и лидеров провинций.

Федерально-провинциальные конференции оказались одним из эффективных инструментов подготовки и решения назревших вопросов. В настоящее время они представляют собой уже сложившийся политико-правовой институт, вызванный к жизни федеративным характером государства. Это позволяет правительству страны произвести "предварительное чтение" намечаемых законодательных реформ, с тем, чтобы обеспечить, по возможности, беспрепятственное прохождение законопроектов в парламенте.

Канадский федерализм породил к жизни такие принципы кооперативного федерализма, как "право выбора" федерально-провинциальных программ, проведение взаимных консультаций и т.п. Все это составляет "одну из красок гобелена канадской федерации", сотканного из нитей противоречий и компромиссов.

Хотя многие канадцы, говоря о своем государстве, склонны делать упор на формально-юридической стороне федерации, нельзя, забывать о втором основном тоне гобелена. Это движение финансов в границах страны. В чем тут дело?

Если конституция 1982 года благодаря встроенному в нее механизму внесения поправок, а также хартии прав и свобод, объективно усилила тенденции к централизации в стране, то принятый десятилетиями ранее закон, определяющий финансовые отношения центра с провинциями, наоборот, децентрализовал систему. И хотя федерального правительство и получает огромные косвенные налоги и другие доходы, оно имеет меньшее влияние на то, как эти средства расходуются провинциями.

Если взять, скажем, такие области, как высшее образование или здравоохранение, находящиеся по конституции в ведении провинций, то половину средств на их поддержание предоставляет федеральное правительство. Оно, однако, не может контролировать то, как эти деньги расходуются.

Причины бюджетного мира в Канаде - совсем не в благоразумии канадских регионов. Просто там давно уже определены те "правила игры", по которым формируются бюджеты всех уровней - федеральный, провинциальные и местные.

Система сбора налогов в Канаде консолидирована - все налоги собирает общее для всех уровней власти налоговое ведомство. Однако собранные средства распределяются далее по разным адресам. К примеру, подоходные налоги граждан идут в федеральный бюджет на финансирование федеральных программ и расходов. А налоги на недвижимость стопроцентно поступают в местные бюджеты, формируя их доходную часть. Иных источников местная власть не имеет, и мера ее "богатства" зависит от того, сколько недвижимости имеется на подведомственных ей территориях.

Если муниципальные органы, допустим, для увеличения налоговых поступлений попытались бы слишком увеличить налоговой пресс, владельцы недвижимости быстро начали бы распродавать ее и перебираться в другие регионы, что это привело бы к падению объема общих поступлений. Как показывает практика, муниципальные власти в Канаде обычно заинтересованы в росте объемов недвижимости и за счет этого - в объемах налоговых поступлений в местные бюджеты.

Власти канадских регионов, провинций и территорий (последние в известном смысле полуправны, ибо не имеют собственных региональных законодательных органов) также имеют свои исключительные источники поступлений. Основной среди них - налог на недра, достигающий 16 процентов. Впрочем, он может быть и меньше, но больше - ни в коем случае. Меньше - если владелец природных богатств заинтересован в том, чтобы привлечь к себе добывающие компании или инвесторов. В частности, этим методом нередко пользуются представители коренных народов, живущие в резервациях, где сконцентрированы месторождения нефти и газа. Для того чтобы заинтересовать нефте - и газодобытчиков в первоочередной разработке принадлежащих им ресурсов, они, как правило, дают им некоторую скидку.

Наконец, есть и виды налогов, которые распределяются между федеральными и провинциальными органами. Прежде всего это налог на покупки и услуги, составляющий 15 процентов. Из них 8 процентов отчисляется федеративному государству и до 7 процентов - провинциям, на территории которых осуществлены данные покупки и услуги.

Не все канадские регионы одинаково богаты, и то, что позволяет себе богатая Альберта, не по средствам бедному Ньюфаундленду или не слишком обеспеченному Квебеку. Но и на этот случай в Канаде тоже есть отработанный механизм. Суть его в компенсации за счет федерального бюджета разницы между уровнем жизни в том или ином регионе и среднеканадским уровнем. Для исчисления такой разницы берется средний по Канаде объем валового национального продукта на душу населения, из него вычитается объем ВНП на душу населения в том или ином регионе, а разница умножается на число душ в регионе - его население. Получившаяся сумма и есть тот объем дотаций, который причитается региону для выравнивания уровня социальной инфраструктуры по сравнению с более развитыми.

Еще один преобладающий тон на гобелене канадской федерации - это многообразие экономических, культурно-этнических различий между регионами страны. В условиях Канады этот оттенок особенно бросается в глаза в Квебеке, Сейчас, впрочем, и западные провинции страны все громче заявляют о своем недовольстве поведением Оттавы и собственной ролью в определении политики страны. Отсюда между сильным федеральным правительством и провинциями могут возникать трения, острые споры. Как тогда поступают в Канаде?

В таких ситуациях финальный арбитр - Верховный Суд страны.

В конституции Канады не сказано, в чьем ведении находятся иностранные дела. Чем это объяснить и какова здесь роль провинций?

Действительно, в основном законе не сказано, кто должен заниматься международными отношениями. Дело в том, что раньше все дипломатические вопросы за Канаду решались в Лондоне, монархом и его министрами. Сегодня же этим занимается федеральное правительство. Однако и провинции, при необходимости, тоже могут иметь за рубежом свои представительства. Этим правом очень широко пользуется, например, Квебек. Что касается других провинций, то их представители за рубежом в основном занимаются проблемами торгово-экономических отношений.

Как обстоит дело с природными богатствами Канады? Кому они принадлежат?

Еще в 1867 году в акте о Британской Северной Америке было записано, что все, что находится под землей, принадлежит провинциям. Тогда никто не предполагал, что какая либо ценность может находиться и под водой. Что же касается рыбных запасов, то их как общенациональное достояние отдали под юрисдикцию федерального правительства.

Позднее выяснилось, что под водой у западного побережья залегают нефть и газ. Долго не могли решить, кому они должны принадлежать. В конце концов постучались в двери Верховного Суда. И он постановил: все, что находится под водой у западных берегов страны, принадлежит федеральному правительству. Теперь этот вопрос в целом отрегулирован. Считается, что все подводные ископаемые принадлежит федеральному правительству, но оно делится ими с провинциями в такой степени, чтобы удовлетворить все их нужды.

Верховному суду пришлось рассматривать и вопрос с залежами урановой руды. Учитывая значение этого сырья, его отдали в ведение федеральных властей.

Читайте также: