Мы слушаем не речь а человека который говорит кратко

Обновлено: 02.07.2024

3 Выбор темы. Тема должна быть: Интересной; Не сложной; Не объемной Доступной Целесообразной С элементами новизны и сенсационности

4 Вступительная часть Роль удачного начала выступления: а) преодолеть волнение и обрести уверенность в себе; б) наладить контакт со слушателями, завоевать их симпатии; в) заинтересовать аудиторию темой своего выступления; г) сжато охарактеризовать содержание выступления и разделить по вопросам

5 Рекомендации о начале вступления (Д. Карнеги) Не злоупотребляйте смешными историями. Не начинайте выступление с извинения. Заинтересуйте слушателей. Доверчиво расскажите интересную историю. Начните ошеломляющей цитатой или фактом Покажите, что тема связанна с жизненно важными интересами слушателей.

6 Основная часть Избегайте специальных терминов Будьте абсолютно уверенны в том, о чем вы говорите Используйте зрительное восприятие слушателей (иллюстрируйте свое выступление) Приводите конкретные случаи и примеры

7 Заключительная часть Подведите итог всему сказанному Подведите итог всему сказанному Заканчивайте речь кратким обобщением основных идей Заканчивайте речь кратким обобщением основных идей Используйте в заключении или цитату, или крылатую фразу, или иллюстрацию, которая выражает ваш замысел Используйте в заключении или цитату, или крылатую фразу, или иллюстрацию, которая выражает ваш замысел

8 Виды ораторской речи Информационная Информационная Агитационная (убеждающая) Агитационная (убеждающая) Призывающая к действию Призывающая к действию

10 Агитационная( убеждающая) речь Выбирайте действительно спорный вопрос Выбирайте действительно спорный вопрос Выбирайте содержательную тему Выбирайте содержательную тему Выбирайте разрешимый вопрос Выбирайте разрешимый вопрос

11 Призывающая к действию речь Должна содержать необходимые фактические данныеДолжна содержать необходимые фактические данные Пробуждать психическую восприимчивостьПробуждать психическую восприимчивость Приводить к согласиюПриводить к согласию

12 Принцип построения публичного выступления Принцип построения публичного выступления І Подход: І Подход: 1. изложение фактов; 2.озвучивание мыслей исходящих из фактов; 3.призыв к действию

14 ІІІ Подход Достичь заинтересованности и внимания Завоевать доверие Изложить все факты, объяснить слушателям преимущество вашей пропозиции Привести убедительные мотивы, которые побуждают людей к деятельности

2. Чувство аудитории как важнейшее коммуникативное умение.

Образ говорящего как система свойств личности.

1) Обаяние и его проявление в речи. Русский писатель А.П.Чехов писал: “В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли”. Такое требование предъявляется и к образу оратора. В первые минуты общения аудитория оценивает оратора по внешности, его одежде, манере держаться, выражению лица. Важным является всё: и стиль вашей одежды, и чистота ботинок, аккуратность прически и даже цвет выбранного вами костюма. Всё оказывается важным.

Однако внешней эффектности и красоты недостаточно, чтобы показаться обаятельным и более того хорошим оратором. Цицерон говорит о том, что есть немало людей, одарённых от природы прекрасной внешностью, а вот ораторы из них никудышние, и в глазах публики они выглядят пошлыми комедиантами?

Обаятельный человек, обаятельный собеседник – это тот, кто умеет быть естественным в ситуации общения,то есть тот, кто умеет быть самим собой.

Итак, обаяние в риторике понимается как умение быть естественным.

2) Обаяние неразрывно связано с другим важным качеством для оратора – артистизмом. Речевой артистизм – это умение, соблюдая чувство меры, создавать игровую обстановку.

Вы постоянно настраиваете себя на то, что общение с вами должно быть приятно для ваших собеседников, должно нести им радость и удовлетворение. Вялого, беспристрастного оратора, аудитория не воспримет, общение будет механическим, неинтересным и унылым, как осенний дождь.

3) Уверенность.

Чтобы воздействовать на чьё-либо сознание в речевой ситуации, нужно уметь играть роль “главного”, вести за собой слушателя. Это невозможно без реального чувства уверенности в себе. Любое сомнение, колебание, проявление неуверенности в поведении говорящего ослабляет внимание слушателя.

В ситуации публичной речи говорящий невольно начинает испытывать волнение и страх, так как боится отрицательной оценки.

К сожалению, для некоторых ораторов волнение перерастает в страх, приводящий к стрессовому состоянию. Возможными причинами этого являются:

1) неопытность говорящего;

2) повышенное внимание к себе, а не к аудитории;

3) собственная установка на заведомую неудачу;

4) индивидуальные черты характера (повышенная нервная возбудимость);

5) плохая подготовленность к беседе или выступлению, некомпетентность.

Как же развить уверенность в себе и преодолеть чувство страха перед аудиторией?

Условия для преодоления страха и выработки уверенности в себе:

1) полная готовность к выступлению (быть готовым – это значит освоить тему настолько хорошо, чтобы, находясь перед аудиторией, не бояться ни за мысли, ни за слова );

2) установка на благоприятный эффект (если ваши положительные эмоции искренни, они сразу возникнут и у адресата, а затем будут адресованы и вам, это и есть эффект эмпатии);

3) самокотроль: во время выступления постарайтесь сохранять уверенный вид. Если вы внушаете слушателям веру в ваши возможности, в вас самих возникает чувство уверенности в себе.

Дружелюбие в поведении говорящего

Это одно из основных условий успеха общения и действенности речи. Беседуя с человеком, постарайтесь разглядеть в нем хотя бы одну черту (или больше!), которая вам импонирует, даже если сам он вам заведомо несимпатичен.

Говоря публично, не забывайте, что в аудитории сидят ваши друзья или люди, которых вы уважаете.

Если аудитория совершенно незнакомая, помните, что среди собравшихся наверняка найдутся интересные и умные слушатели. Не воспринимайте аудиторию как безликое анонимное чудовище.

Начало вашей речи должно представлять собой дружескую увертюру. Даже враждебно настроенная аудитория не устоит.

Искренность в речевом поведении

Искренность говорящего – одна из самых ценимых слушателями черт выступающего (или собеседника).

Чтобы заставить своего адресата поверить во что-то, нужно самому в это верить – другого пути нет. По этой причине искренность – такое свойство оратора, которое во многом определяет действенность его речи, ее убеждающую силу.

Нечестность (неискренность) говорящего проявляется:

1) в бездоказательности суждений,

2) в недостаточном количестве примеров и фактов, подтверждающих тезисы оратора,

3) в необоснованности выводов,

4) в плохой подготовке к беседе или к выступлению.

6) Объективность говорящего.

Если вы говорите по вопросу, который может иметь разные трактовки и решения (а таковых большинство), следуйте таким рекомендациям:

· Чтобы речь была убедительной, не игнорируйте те взгляды, которые противоречат вашим.

· Чем полнее и доказательнее вы сможете показать, почему именно ваше мнение правильнее, чем другие, тем более объективным и разумным будете выглядеть в глазах слушателей.

· Учтите возможные возражения и сами ответьте на них в своей речи, не дожидаясь, пока они возникнут.

· Не демонстрируйте презрение, нетерпимость к чужому мнению.

7) Увлеченность предметом речи.

Заинтересованность предметом речи, живая, неподдельная увлеченность им – одно из важнейших условий успеха. Без увлечённости даже хорошо построенное выступление теряет всякий смысл и не сможет спасти слушателей от скуки.

Старайтесь не говорить о том, что вас не интересует, — рекомендует риторика.

Римский ритор, теоретик риторической педагогики Квинтилиан обобщил эти требования к личности оратора в следующем совете: если хочешь быть хорошим оратором, стань сначала хорошим человеком.

Современные руководства по ораторскому искусству указывают на те же свойства личности оратора, что и античные источники:

7. заинтересованность, увлеченность.

Остановимся подробнее на этих свойствах.

Обаяние неразрывно связано с артистизмом.

1) внешность (общий облик, одежда, манера держаться);

2) подчеркнуто женственная манера речи и всего поведения у женщин и мужественная — у мужчин;

3) выраженность индивидуальных черт — выразительность поведения, его экспрессивность и эмоциональность, при соблюдении общепринятых границ.

Уверенность.

Чтобы победить страх, нужно знать его причины.

1. Они могут быть связаны с индивидуальными чертами личности.

2. Причина страха кроется в нереалистических ожиданиях — настроенности на то, что речь должна оказать какое-то необыкновенное воздействие на слушателей. Другие результаты воспринимаются как крах. Этому способствует повышенное внимание к себе.

3. Вызывает страх и безразличие к вам собеседника или аудитории.

4. Собственная установка на неудачу.

5. Важной и единственно обоснованной причиной страха бывает плохая подготовка к беседе или выступлению, незнание темы или предмета речи — некомпетентность.

Вот почему необходимо наблюдение за собой и самоанализ. Это необходимо для того, чтобы выработать разумное отношение к себе в роли говорящего. Основой этого отношения должна быть реалистическая установка на благоприятный результат вашего выступления или беседы, установка на хорошее впечатление, которое вы, несомненно, произведете. Готовя себя к общению, внушите себе, что иметь возможность поделиться своими мыслям, чувствами и знаниями с собеседниками или аудиторией, это не наказание, а радость.

Техника борьбы со стрессом как с физиологическим явлением описана во многих пособиях.

Это одно из основных условий успеха общения и действенности речи. Беседуя с человеком, постарайтесь разглядеть в нем хотя бы одну черту, которая вам импонирует, даже если в целом человек вам несимпатичен. Говоря публично, не забывайте, что в аудитории сидят ваши друзья или люди, которых вы уважаете. Если аудитория совсем незнакома, помните, что среди собравшихся найдутся интересные и умные слушатели. Не воспринимайте аудиторию как безликое анонимное чудовище. Начало вашей речи должно представлять собой дружескую увертюру.

Искренность.

Объективность.

Говоря по вопросу, который может иметь разные трактовки и решения, нельзя просто игнорировать те взгляды или концепции, которые противоречат вашим. Чем полнее и доказательнее вы сможете показать, почему именно ваше мнение правильно, тем больший эффект будет иметь выступление. Соблюдать это правило на практике довольно трудно. И все же выражать презрение, нетерпимость к чужому мнению не стоит ни при каких обстоятельствах, поскольку адресат невольно переносит их на себя, в результате может возникнуть конфликтная ситуация. Существует этика речевого общения, в частности ораторская этика, которая гласит, что с аудиторией необходимо разговаривать на равных, не забывая при этом о принципе доступности изложения.

Заинтересованность.

Без этого свойства оратора даже хорошо построенное выступление, прекрасно продуманная беседа теряют всякий смысл и не спасают слушателей от скуки. А поэтому избегайте говорить о том, что вам совершенно безразлично.

Правило риторики: уверенность, дружелюбие, искренность, объективность, увлеченность оратора заразительны: они передаются слушателям.

Какие же особенности говорящего, его личности и поведения особенно существенны, чтобы убеждение с помощью речи стало действенным?

Мы слушаем не речь, а человека, который говорит, — гласит риторика.

Римский ритор, теоретик риторической педагогики Квинтилиан обобщил эти требования к личности оратора в следующем совете-афоризме: если хочешь стать хорошим оратором, стань сначала хорошим человеком.

Поскольку ясно, что выполнение этой рекомендации — задача всей человеческой жизни и носит весьма и весьма общий характер, постараемся найти более конкретные свойства говорящего, которые усиливают воздействие его речи на слушающего. Заметим, что совет античных риторов обращен именно к оратору — лицу, выступающему с публичной речью. Однако качества личности говорящего и его речевое поведение, которые мы обсудим ниже, существенны в различных речевых ситуациях и вполне могут быть рассмотрены в границах общей риторики.

Самые современные руководства по ораторскому искусству, лингвопрагматические и психологические исследования указывают на те же существенные для эффективности речи свойства личности оратора, что и античные источники. (Правда, и Аристотель говорил, что кроме названных им трех причин нет никаких других.)

Какие же особенности говорящего, его личности и поведения особенно существенны, чтобы убеждение с помощью речи стало действенным?

Мы слушаем не речь, а человека, который говорит, — гласит риторика.




Римский ритор, теоретик риторической педагогики Квинтилиан обобщил эти требования к личности оратора в следующем совете-афоризме: если хочешь стать хорошим оратором, стань сначала хорошим человеком.

Поскольку ясно, что выполнение этой рекомендации — задача всей человеческой жизни и носит весьма и весьма общий характер, постараемся найти более конкретные свойства говорящего, которые усиливают воздействие его речи на слушающего. Заметим, что совет античных риторов обращен именно к оратору — лицу, выступающему с публичной речью. Однако качества личности говорящего и его речевое поведение, которые мы обсудим ниже, существенны в различных речевых ситуациях и вполне могут быть рассмотрены в границах общей риторики.

Самые современные руководства по ораторскому искусству, лингвопрагматические и психологические исследования указывают на те же существенные для эффективности речи свойства личности оратора, что и античные источники. (Правда, и Аристотель говорил, что кроме названных им трех причин нет никаких других.)

Сейчас в мире идет большой обмен информацией, причем совершенно разнообразной, и обмен осуществляется различными способами. В современное время, как бы печально это не было, но все живое общение нам заменил Интернет и социальные сети. Человек XXI века живет в мире больших возможностей, инновационных технологий, так сказать, идет в ногу со временем, и все вроде бы хорошо, прогресс не стоит на месте, но, одно большое но, вместе со всем этим куда-то исчезает умение правильно и красиво говорить, излагать свои мысли. Многие уже давно перестали обращать внимание на элементарные грамматические или пунктуационные ошибки, которые допускают при написании чего-либо, это стало нормой. То же самое происходит и в устной речи. Порой человек говорит, и, похоже, сам не понимает, что он пытается донести до своего слушателя. В таком случае про слушателя и не стоит даже говорить, естественно, что он ничего не поймет. Вот в чем вся беда современного общества, на мой взгляд. В языке столько слов, чтобы сказать, о чем думаешь, мечтаешь, что хочешь сделать, но многие и двух слов связать не могут, чтобы доходчиво выразить свои мысли.

Формы общения между людьми, выражение своих чувств и эмоций, .

В мире есть наука, которая носит гордое название – риторика. Жаль, конечно, но есть люди, которые не знают о ее существовании или ее значении. Так вот именно риторика занимается вопросами правильной и красивой речи, говоря самым простым языком. Именно риторика разбирает ошибки в общении. Я считаю, что ее не помешало бы ввести в школы обязательным предметом. Просто, глядя на современное молодое поколение, видно, что многим она явно не помешала бы.

Риторика_20 век

. наблюдается настоящий риторический бум — выходит множество книг по риторике, риторике начали широко обу- чать во всех странах. Создана Российская . их соблюдать, делают наше общение более эффективным. Взрослый человек в процессе обучения и размышления над собствен- ной . свое общение и показы- вает, что совершенствование взрослым человеком собственных навыков и приемов общения не только возможно, .

Примеры похожих учебных работ

Особенности ВНД человека. Развитие речи в онтогенезе и её нарушения

. деятельность рождает речь как средство общения между людьми, как межлюдская сигнализация. Работа неизбежно рождает речь, нет ни . увеличивается подвижность артикуляционного аппарата. Большинство детей правильно произносят шипящие звуки, сонорные - л, .

Семинарское занятие №3 Обучение и воспитание детей с нарушениями речи Вопросы

. у детей.-М.,1974. Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов.-М.,1976. Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста / Под . развития словесной речи и речевого общения у детей с нарушенным слухом. Жестовая речь глухих - .

Риторика_20 век

. человеком собственных навыков и приемов общения не только возможно, но и приводит к успеху в делах и улучшению взаимоотношений с окружающими. Большую роль в развитии современной риторики . ке всех компонентов публичной речи — от конспектирования и .

Риторика 1.Подготовка публичного выступления

. говорят, что лучший экспромт тот, который заранее подготовлен. Работа над речью . аудитория воспринимает оратора как человека знающего, честного, обаятельного; развлечение . широкой: достаточно рассмотреть два-три вопроса, объединенных одной идеей. .

Ответы по деловому общению

. сказанными этим человеком словами. В межличностном общении . он владеет вопросом частично, а . общения: основные каналы информации о собеседнике. Когда мы говорим, что человек . языка, неприятие темпа речи, неадекватность речи и жестов. — Семантический .

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ И ОПИСАТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ

. людям и быть понятым поддерживает попыт­ки ребенка развить и усовершенствовать свои язы­ковые средства. Поэтому гармоничное развитие речи в значительной степени зависит от полноценности общения, . ребенок наиболее полно понимает сказан­ное только с .

Читайте также: