Атрей и фиест кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сыновьями великого героя Пелопса были Атрей и Фиест. Проклял некогда Пелопса возничий царя Эномая Миртил(1), предательски убитый Пелопсом, и обрек своим проклятием на великие злодеяния и гибель весь род Пелопса. Тяготило проклятие Миртила и над Атреем и Фиестом. Ряд злодеяний совершили они. Погубили Атрей и Фиест Хрисиппа, сына нимфы Аксионы и отца их Пелопса. Это мать Атрея и Фиеста Гипподамия уговорила убить Хрисиппа. Совершив это злодеяние, бежали они из царства отца, боясь его гнева, и укрылись у царя Микен Сфенела, сына Персея, который женат был на сестре их Никиппе. Когда же умер Сфенел и сын его Эврисфей, захваченный в плен Иолаем, погиб от руки матери Геракла Алкмены, стал властвовать над Микенским царством Атрей, так как Эврисфей не оставил после себя наследников. Завидовал Атрею брат его Фиест и решил каким бы то ни было способом отнять у него власть. Он похитил у своего брата с помощью жены Атрея Аеропы подаренного ему богом Гермесом златорунного овна. Похитил этого овна Фиест потому, что сказано было богами: "властвовать над Микенами будет тот, кому принадлежит златорунный овен(2)". Похитив овна, Фиест потребовал и власти над царством — ведь овен был у него. Разгневался на Фиеста Зевс-громовержец, небесными знамениями дал он понять жителям Микен, что нечестивым путем пытается захватить Фиест власть. Отказались микенцы признать царем Фиеста, и он, спасаясь от гнева брата, принужден был бежать из Микен. Мстя брату, он тайно увел из Микен сына Атрея, Полисфена. На чужбине воспитал Фиест Полисфена, как родного сына, и внушил ему великую ненависть к Атрею. Хотел коварный Фиест воспользоваться Полисфеном как орудием мести своему брату. Когда Полисфен вырос, Фиест послал его в Микены, велев ему убить Атрея. Но юноша пал сам от руки своего отца. В ужас пришел Атрей, узнав, кто убитый им юноша. Поклялся он отомстить своему брату и придумал коварный и зверский план. Атрей, чтобы выполнить свой план, притворился, что готов примириться с Фиестом. Он послал к брату и звал его вернуться в Микены. Когда Фиест вернулся в Микены, он снова с женой Атрея Аеропой стал строить козни против Атрея, помышляя лишь о том, как убить ему брата. Знал об этом Атрей, и еще больше окрепла в нем решимость отомстить коварному брату. Велел тайно схватить он сыновей Фиеста, юных Полисфена и Тантала, и убить их. Из их тел приготовил Атрей ужасную трапезу своему брату.

Пригласил он Фиеста на пир и поставил перед ним яства из мяса его сыновей. Громы Зевса раскатились по небу. Разгневался громовержец на Атрея за его злодеяние. Содрогнулся от ужаса и лучезарный бог солнца Гелиос, повернул он свою колесницу и погнал своих крылатых коней назад к востоку, чтоб не видеть, как отец будет насыщаться мясом своих сыновей. Фиест же, ничего не подозревая, сел за трапезу и спокойно ел. Насытился Фиест. Вдруг смутное предчувствие великого несчастья овладело им, и он спросил Атрея о своих сыновьях. Атрей позвал слуг и велел им показать Фиесту головы и ноги Полисфена и Тантала. Зарыдал Фиест увидев, что погибли его сыновья. Он стал молить Атрея выдать ему трупы сыновей, чтобы похоронить их. Но Атрей ответил брату, что сыновья уже похоронены им самим, но не в земле, а в нем самом. В ужасе понял Фиест, что за кушанья ел он только что. Он опрокинул стол и упал с ужасным воплем на пол. Обезумев от горя, вскочил он, наконец, и, проклиная Атрея и весь его род, выбежал из дворца. Ничего не помня, ничего не видя, бежал из Микен Фиест и укрылся в пустыне. Долго скрывался он там, наконец пришел к царю Эпира Феспроту, который дал ему пристанище.

Прогневались боги на Атрея за совершенные им злодеяния. Чтобы наказать его, наслали они неурожай на Арголиду. Ничего не произрастало на тучных полях. Голод воцарился во владениях Атрея. Тысячами гибли жители. Обратился к оракулу Атрей, чтобы узнать о причине несчастья. Оракул дал ответ, что бедствие прекратится только тогда, когда будет возвращен в Микены Фиест. Долго разыскивал по всей Греции Атрей своего брата, но не мог открыть его убежища. Наконец, нашел он его малолетнего сына Эгисфа. Привез Атрей Эгисфа в свой дворец и воспитал его как сына.

Вторым грешником был тот самый Пелоп, сын Тантала. Из Малой Азии он пришёл в Южную Грецию и отбил ее у злого царя, который заставлял пришельцев состязаться с ним в колесничном беге, а побеждённых убивал. Пелоп победил его хитростью: подкупил царского возницу, тот вынул втулку, которой держалось колесо на оси, колесница разбилась, и царь погиб. Но ПелоП захотел скрыть своё коварство; вместо награды он столкнул царского возницу в море, и тот, падая, проклял за вероломство и Пелопа и всех его потомков.

В третьем поколении грешниками стали Атрей и фиест, сыновья Пелопа. Они стали спорить за власть над Аргосом. В Пелоповом стаде был золоторунный баран — знак царской власти; его унаследовал Атрей, но Фиест обольстил жену Атрея и похитил барана. Начались раздоры, Фиест был изгнан и жил, бедствуя, в нищете. Царство досталось Атрею, но ему этого было мало: он хотел отомстить брату за обольщение жены. Он вспомнил Танталов людоедский пир: он решил зарезать детей Фиеста и накормить Фиеста их мясом. Так он и сделал; боги ужаснулись, само Солнце свернуло с небесного пути, чтоб не видеть страшной трапезы. Об этом и написал свою кровавую трагедию Сенека.

Пересказал М. Л. Гаспаров. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 848 с.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Атрей и Фиест – братья из древнегреческих преданий. Их судьба могла бы сложиться совсем иначе, если бы не преступление отца. Однако проклятый род никогда не станет счастливым, что мы и видим в судьбах Атрея и Фиеста. Несмотря на кровное родство, они стали врагами, сделав неизбежным приближение трагической развязки противостояния.

Миф о них принадлежит к таким, что описывают судьбоносные перемены в жизни людей как волю богов, высшей силы, что вправе насылать радости или бедствия людям. Но почему же проклятие давлело над братьями? Как сложились их судьбы? И почему Атрей и Фиест сами выковали свой рок?

Сюжет мифа об Атрее и Фиесте на древнем сосуде

Сюжет мифа об Атрее и Фиесте на древнем сосуде

Проклятие и первые убийства

Рассказ об Атрее и Фиесте я бы хотела начать с истории об их отце, ведь события прошлого, как верил народ Древней Греции, непосредственно влияли на судьбу будущих поколений. Знаменитый герой Пелопс устроил состязание с царём Эномаем.

Благодаря сговору с возницей правителя Пелопсу удалось одержать победу. Согласно договорённости, он должен был вознаградить возничего, однако сбросил того в море.

Умирая в волнах, мужчина проклял Пелопса и весь его род. Слова возницы услышали жуткие Эринии, что воплотили страшные слова в жизнь. Несчастья в семье Пелопса наступили незамедлительно.

Сыновьями его были трое юношей – Атрей и Фиест, рождённые Гипподамией, и красавец Хрисипп, приходившийся сыном речной нимфе. последний из сыновей был особенно дорог сердцу Пелопса, что вызывало ненависть Атрея и Фиеста.

Последней каплей для молодых людей стали слова их родной матери о том, что они имеют право избавиться от ненавистного брата. Вдохновлённые этим советом, Атрей и Фиест, исполнили свой преступный замысел.

Раздор между Атреем и Фиестом

Узнав о том, что совершили сыновья, Пелопс приказал им убираться с родной земли. Изгнанники нашли приют у микенского царя Сфенела, на дочери которого впоследствии женился Атрей.

После смерти правителя именно Атрей стал царём Микен. Несмотря на то, что прежде братья действовали заодно, теперь жгучая ненависть воцарилась в сердце Фиеста. Он ненавидел Атрея за его успех.

Чтобы отомстить более удачливому брату, Фиест соблазнил царицу Аэропу. Конечно, подобная ситуация не могла оставаться тайной во дворце. Вскоре Атрей узнал о поступке брата, из-за чего огонь жажды мести коснулся и его сердца.

Сразу же Атрей прогнал из Микен Фиеста, однако этого было слишком мало, чтобы унять его ярость. Дикий гнев сменился коварными планами. Изображая дружелюбие и желание помириться, Атрей попросил Фиеста вернуться в Микены. Тот приехал с двумя своими сыновьями.

В первую же ночь Атрей убил своих племянников, после чего на праздничном пиршестве подал их в качестве изысканных кушаний отцу, что не подозревал о том, что за мясо использовалось для блюд.

Страшная трапеза Атрея и Фиеста

Страшная трапеза Атрея и Фиеста

Наказание для Микен

Когда же Атрей рассказал брату, что сотворил с его детьми, сам бог солнца Гелиос пришёл в ужас от человеческой жестокости. Вместо того, чтобы продолжать путь по небу, он развернул обратно свою колесницу, закрыв лицо руками.

Долго Атрей искал брата, но нашёл лишь его сына Эгисфа, которого стал воспитывать вместе с родными наследниками. Когда сыновья Атрея привели к отцу Фиеста, царь приказал бросить его в темницу.

Одержимый злобой, Атрей решил воплотить в жизнь коварный план – он поручил Эгисфу убить родного отца, ведь юноша не догадывался о том, чьим отпрыском является.

Гибель Атрея и падение Фиеста

Вот только Эгисф оказался гораздо хитрее своего дяди. Он разузнал, кем является пленник и, сопоставив все факты, понял, что это – его отец. Вернувшись из темницы, Эгисф сообщил Атрею, что с Фиестом покончено.

На радостях царь отправился к берегу моря, чтобы совершить подношения богам. Именно тогда месть Фиеста его и настигла. Не он сам, а его сын, Эгисф ударил атрея в спину мечом, что тот ему дал для убийства родного отца. После этого сыновья Атрея были изгнаны из Микен, а Фиест и Эгисф стали правителями города.

Между отцом и сыном, захватившими власть, и Агамемноном и Менелаем, что приходились сыновьями убитому Атрею, продолжалось противостояние. Благодаря поддержке спартанского царя Агамемнону удалось вернуться в Микены. Он выслал из города противников, став царём родного края.

Менелай унаследовал спартанский престол, н з-за похищения его жены, Елены Прекрасной, развязалась Троянская война, что погубила многих людей. Несмотря на победу, ни Агамемнон, ни Менелай не стали счастливы.

У них были власть и богатство, но всё это оказалось бессильным перед проклятием, тяготевшим над их родом. Вряд ли жестокий и коварный Пелопс, в те далёкие времена устроивший расправу над возничим, мог догадываться о последствиях своих поступков.

Изображение Фиеста и Эгисфа на древнегреческой посуде

Изображение Фиеста и Эгисфа на древнегреческой посуде

Миф об Атрее и Фиесте в понимании древних греков демонстрировал власть высших сил, божеств над простыми смертными. Даже самые могущественные правители не могли сопротивляться страшным проклятиям, жертвами которых становились. Впрочем, для такого страшного наказания всегда находились причины. Но самым жутким в этой истории является то, что отвечать за поступки своих отцов и дедов приходится их потомкам.

Кое-что о греческой мифологии : Атрей и Фиест

Прежде всего ,хочется обратить внимание на один момент. Аргументом в пользу "возвышающего человека" античного(читай греческого )искусства в школьном учебнике истории называется тот факт,что своих богов греки ваяли с живых людей,и при отсутствии поясняющей таблички ,очень сложно выяснить где скульптура человека,а где бога. Все так. НО..Видимо я отвратительно подаю материал ,ибо в прошлом году в группе был целый цикл статей о европейском искусстве ,начиная с эпохи Готики. И с этой эпохи в Европе иконы начинают рисовать,используя в качестве моделей живых людей. В эпоху Ренессанса ,и даже в высокую или позднюю Готику, европейские иконы- это очень часто фактически портреты. Ну и у кого из язычников повернется язык сказать,что "христианское искусство возвышало человека"?О да, греки не приделывали к своим скульптурам нимбы..греки однако в архитектуре ,так и не освоили арку,прекрасно известную расенам/этрускам

Ну а теперь тенденциозный ,пристрастный и совершенно необъективный рассказ об Атрее и Фиесте

Атрей и Фиест -сыновья Пелопса ,и внуки Тантала ,боролись за власть в Микенах (1) Атрей -это отец Агамнемнона и Менелая,мы уже почти подошли к Троянской войне

Два брата ,воевали между собой так жестоко, что даже вовсе не склонные к сантиментам греческие боги были в полной простации.

Фиест,выкрал сына Атрея Плисфена ,и воспитал его в ненависти к Атрею(2),и Плисфен погиб от руки собственного отца. Фиест же стал любовником Аэропы-жены Атрея,с помощью которой выкрал золотое руно(ага,то самое) -талисман власти в Микенах . Зевс,он по мнению ахейцев имел облик барана (2)(3)и следовательно золотое руно было символом покровительства Зевса ,и следовательно царской власти .

В свою очередь Атрей свергнул Фиеста ,захватил трех его сыновей ,по одной версии их звали Аглай,Орхомен и Каллиронт (4),по другой Тантал и Плисфен (5)имя третьего не называется. Их своих племянников ,Атрей приготовил жаркое и этим блюдом накормил Фиеста ,во время пира в честь примирения (2)(3)(4)(5)-вот этого ,согласно греческой мифологии даже жестокие греческие боги содрогнулись(2)(3). Оба братца были между прочим очень даже патриархальных убеждений,и следовательно для Атрея ,сыновья его брата-родня . Что там нам вещал Серяков Михаил Леонидович о "патриархальной идеологии отвергнувшей каннибализм и садизм"(6)(7)?

Фиест конечно же проклял Атрея (у меня не печатается "родного брата"-И.Л) и бежал . Получил предсказание,что Атрея убьет его,Фиеста сын ,рожденный его же,Фиеста,дочерью. После чего незамедлительно изнасиловал свою дочь(2)(3) Что там вещал Серяков Михаил Леонидович о "патриархальной идеологии отвергнувшей инцест"(6)(7)? Причем если в матриархальном обществе ,где счет родства велся по материнской линии отец и дочь-это ЧУЖИЕ люди(не родня) ,то в патриархальном -несомненная родня,и следовательно Фиест изнасиловав собственную дочь ,совершил несомненный инцест,то есть кровосмесительную связь .

Атрей конечно был убит. его сыновья ,как было сказано выше возглавили поход на Трою . Мое личное мнение о детках Атрея выражается пословицей " от дурного семени ,не бывает доброго племени". И у Гомера (!!) потомки одного выродка и родня другого-"славного рода"(8) .Чем славного-то? Не все греки были согласны с "самим" Гомером,не все..Но были и согласные ,да.

Вот такая была у греков знать ,по их собственной мифологии. Нет,скажем иные скандинавские конунги мало чем уступали Атрею и Фиесту ,если вообще уступали..но скандинавских разбойников вроде еще не называли "светочем цивилизации". Или уже называли?

Кстати..ну и как читателям группы "реальные " патриархи?

1 Мифы народов мира М 1991-1992 Т 1
2 Тахо-Годи А.А. Греческая мифология М 1989
3 Р.Грейвс Мифы Древней Греции
4 Псевдо-Аполлодор .Мифологическая библиотека
5 Гигин Мифы М 2001
6 Серяков М.Л. Духовная прародина славян М 2013
7 Серяков М.Л. Богини славянского мира М 2014


В Микенах в тот период была непростая ситуация.На престол был посажен Еврисфей , который до смерти боялся Геракла ,так как у Геракла больше прав на престол Микен . Геракл и Еврисфей были потомками знаменитого Персея,сына Зевса.


ГЕРАКЛ
Еврисфей приходился двоюродным дядей Геракла,а родился он всего на несколько часов раньше Геракла.А началось все задолго до их рождения.
Амфитрион - сын тиринфского царя Алкея и приемный отец Геракла был возведен на трон Тиринфа своим дядей Электрионом.После смерти всех своих сыновей во время войны с телебоями Электрион решил свою дочь Алкмену отдать в жены Амфитриону и посадить его на свой престол.У Электриона был брат Сфенел,которому,я думаю,вряд ли понравилась сложившаяся ситуация и возможно именно Сфенел подстроил гибель Электриона,а обвинил во всем Амфитриона,чтобы изгнать его из Тиринфа. Но это моя версия,а официальная звучит так : Амфитрион в гневе,или случайно убил Электриона и за это Сфенел изгнал его вместе с Алкменой из Тиринфа.Из мифов мы узнаем то,что жену Сфенела звали Никиппа и что она была одной из дочерей Пелопа и Гипподамии,возможно это она была организатором изгнания Амфитриона и Алкмены из Тиринфа.После изгнания они нашли приют в Фивах.Никиппа могла убедить Сфенела в том,что трон Тиринфа пригодится их детям.А в том,что она была очень деятельной особой мы видим читая мифы: Никиппа - жена Сфенела,прибегнув к азиатскому зелью,родила своего сына Еврисфея на несколько часов раньше,чем Алкмена родила своего первого сына Геракла то,есть Еврисфей родился семимесячным.Из этого эпизода видно,что Никиппа борется до последнего за право на престол с Алкменой.И,я считаю,Никиппа проигрывает этот бой в более важном вопросе чем престол,природу не обмануть,греческий народ своими мифами показывает,что и боги не всесильны.

Еврисфей прячется в железном горшке, когда Геракл
приносит ему эриманфского вепря. Краснофигурная
вазопись, ок. 510 г до н. э., Лувр.

Согласно легенды сама Гера ,ненавидя Алкмену ,помогала Никиппе родить раньше срока Еврисфея .Природа дала Алкмене великолепного,здорового,сильного и умного Геракла ( я думаю,получив великолепное образование и воспитание, Геракл был дипломатом Древнего мира ),а Никиппе слабоумного,болезненного,слабохарактерного,трусливого и очень мстительного Еврисфея .
И именно такой человек должен был стать наследником Сфенела на аргосо - микенском троне. Сфенел долго думал,как помочь сыну и решил пригласить в виде советников ко двору двух братьев своей жены,Атрея и Фиеста,сыновей Пелопа.Почему двух?Я думаю,что так Сфенел хотел продлить царствование своего сына,делая ставку на противоборство двух братьев. Еще при царствовании Еврисфея Атрея и Фиеста народ называл царями,народ всегда знает о том,кто истинный правитель.
Фиест был более спокойным и миролюбивым и как свидетельствуют мифы более привлекательным.
Атрей был сторонником идеи военного разрешенния любого конфликта,он мечтал о мировом господстве и главной ступенью к этому считал войну с Троей.
Если Троя наша - наша Азия,если наша Азия - наш Египет!Богами построенную могучую и богатую Трою надо стереть с лица земли.Так рассуждал Атрей.Это его путь к мировому господству.Из двух братьев Атрей был самым непривлекательным.Он был женат на Аэропе( дочери критского царя Катрея и внучке царя Миноса),которая родила ему двух сыновей: Агамемнона и Минелая.Фиест же много лет был любовником Аэропы и ему она родила сына Эгисфа,которого воспитывал Атрей,считая своим сыном.

Между двумя братьями никогда не было ни братской любви,ни мира.Я уже говорила,что
они очень разные и у них дурное наследство,усугубленное проклятием рода Пелопа возницей Миртилом.Они по очереди пытаются владеть аргосо - микенским престолом и находятся почти постоянно в состоянии противостояния друг другу.
Когда Атрей узнал то,что его жена уже давно изменяет ему с Фиестом,то он убил его сыновей и приготовив из них жаркое,на обед пригласил Фиеста.За это Фиест проклял весь род Атрея.
Представляете как жилось Эгисфу в доме Атрея после того,как последний узнал,что он не его сын.Мифы рассказывают нам о том,что Атрей,узнав об измене,прогнал Аэропу,а еще подослал к ней убийц.Особенно раздражало его то,что Аэропа передала Фиесту золотого ягненка Пелопа - символ власти.Два брата всю свою жизнь боролись друг с другом за власть.
Дальнейшие события мы уже знаем.Еврисфей вступает в войну с афинянами и во время ее
Гилл убивает Еврисфея,а его голову приносит Алкмене и та выколола голове веретеном глаза за все те гадости,которые Еврисфей сделал ее сыну Гераклу и его детям( об этом вы прочтете в статье о Геракле).На трон Микен садится Атрей,но вскоре его убивает Эгисф - сын Фиеста. Фиест пытается прийти к власти,но военная операция,которую организовал Тиндарей - спартанский царь и союзник Атрея,приводит к власти старшего сына Атрея - Агамемнона. В мифах есть намеки на то,что Фиеста возможно убивают. Вот так и заканчивается противостояние двух братьев.

Обратите внимание! Авторским правом на данную статью обладает её автор. Любое перепечатывание статьи без разрешения автора является нарушением его авторского права и преследуется законом,при использовании материалов блога ссылка на блог - обязательна.







6 комментариев:

Это все так сложно. Никогда не могла запомнить запомнить кто чей сын, кто кого убил.

История Древней Греции очень интересная, хотя и сложная из-за большого числа личностей. Интересно, что проходят века, а человеческая сущность не меняется и всегда будут миролюбивые Фиесты и агрессивные Артреи.

Читайте также: