Мвф история создания кратко

Обновлено: 02.07.2024

Международный валютный фонд (МВФ) — ведущая организация международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.

МВФ был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. в целях повышения стабильности мировой валютно-финансовой системы. СССР принял участие в работе по созданию МВФ, однако по ряду причин политического характера отказался войти в число его учредителей.

  • Управляющим от Российской Федерации в МВФ является Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов.
  • Заместитель Управляющего от России в МВФ — Председатель Банка России Э.С. Набиуллина.
  • Исполнительный директор от России в МВФ — А.В. Можин.

Цели и задачи

Цель деятельности — поддержание стабильности мировой финансовой системы.

Задачами МВФ, в соответствии со Статьями соглашения (Уставом), являются:

  • расширение международного сотрудничества в денежно-кредитной сфере;
  • поддержание сбалансированного развития международных торговых отношений;
  • обеспечение стабильности валютных курсов, упорядоченности валютных режимов в странах-членах;
  • содействие созданию многосторонней системы расчётов и устранению валютных ограничений;
  • помощь странам-членам в устранении диспропорций платёжного баланса за счет временного предоставления финансовых средств;
  • сокращение внешних дисбалансов.

Основными вопросами, обсуждаемыми в ходе регулярно проводимых Ежегодных заседаний Совета директоров МВФ и заседаниях Международного валютно-финансового комитета (МВФК), являются: реформа международной финансовой архитектуры и, в первую очередь системы управления, квот и голосов, изменения денежно-кредитной политики развитых стран и их влияние на мировую экономику в целом, повышение роли стран с формирующимся рынком, реформа финансового регулирования и т.д.

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы МВФ формируются главным образом за счет взносов квот стран-членов в капитал Фонда. Квоты рассчитываются по формуле, исходя, в числе прочего, из относительных размеров экономики стран-членов. Размер квоты определяет объем средств, который страны-члены обязуются предоставить МВФ, а также ограничивает объем финансовых ресурсов, который может быть предоставлен данной стране в качестве кредита.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ

В настоящее время МВФ насчитывает 189 стран-членов (включая Российскую Федерацию). Россия является членом МВФ с 1992 года. За период членства Россия привлекла средства МВФ для поддержания устойчивости своей финансовой системы на общую сумму около 15,6 млрд. СДР. В январе 2005 г. Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в результате чего приобрела статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых операциях МВФ.

В связи с состоявшимся 17 февраля 2016 года Четырнадцатым пересмотром квот квота Российской Федерации в МВФ была увеличена с 9945 до 12903,7 млн. СДР.

Учитывая постоянный характер операций по предоставлению Банком России средств МВФ в рамках квоты Российской Федерации, а также ввиду бессрочности обязательств стран-участников МВФ по предоставлению средств МВФ курс на поддержание финансирования Российской Федерацией МВФ сохраняется, а сроки действия кредитных механизмов (новые соглашения о заимствовании (NAB), а также двусторонние соглашения о заимствовании) пролонгируются на предлагаемых МВФ условиях.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда и проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в рамках тематических миссии экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебных мероприятий).

Сотрудничество Банка России с МВФ

Управляющий в МВФ от России — Министр финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.

Банк России выполняет функцию депозитария средств МВФ. В частности, в Банке России открыты два рублевых счета МВФ № 1 и № 2. Кроме того, в Банке России открыто несколько счетов депо, на которых учитываются векселя Минфина и Банка России в пользу МВФ. Данные векселя являются обеспечением обязательств Российской Федерации по внесению взносов в капитал МВФ.

В настоящее время Банк России от имени Российской Федерации участвует в предоставлении МВФ финансирования в рамках кредитных соглашений, информация о которых приведена в справке, размещённой по следующей ссылке: О кредитных соглашениях с МВФ.

Центральный банк Российской Федерации сотрудничает с МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимают участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном уровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч, консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.

Начиная с 2010 года в отношении России (как страны, имеющей глобально системно значимый финансовый сектор), проводится оценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком. При проведении оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этой связи необходимо отметить, что программа FSAP 2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в Российской Федерации. При участии Банка России проводится работа по подготовке оценок соблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs), в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора и корпоративного управления. В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящее время является оценка соответствия российского банковского регулирования принципам БКБН (ROSC ВСP) и оценка соответствия регулирования финансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году.

Представители Банка России принимают участие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV Устава Фонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда.

Важным направлением работы является участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных ограничениях (AREAER).

В соответствии со Специальным стандартом на распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляются данные по платежному балансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов.

Во взаимодействии с ведомствами и организациями Банком России обеспечивается участие в аналитической и исследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведении профильных семинаров, конференций.

В настоящее время Банк России стремится привлечь экспертизу Фонда в целях имплементации ряда рекомендаций по итогам программы FSAP 2015/2016 годов в области развития методов стресс-тестирования в Банке России, а также в целях повышения качества и эффективности денежно-кредитной политики Банка России и уровня подготовки соответствующих специалистов.

История создания и основные задачи МВФ. Как с ним работает Россия и за что его критикуют?

МВФ – уникальная организация, которой просто нет аналогов. Ее влияние на современный валютный рынок остается существенным, но ее часто критикуют. Так что послужило созданию данной организации? Кто являлся первичным основателем международного валютного фонда? В чем основная идея ее системы? Мы ответили на эти вопросы, а еще нашли самую актуальную информацию касательно работы МВФ на сегодняшний день.

Как и зачем был создан Международный валютный фонд

Международный валютный фонд был создан практически сразу после Второй мировой войны в 1945 году. История фонда тесно связана с Организацией Объединенных наций (ООН). При этом МВФ независим от ООН, хоть эти организации и связаны специальным договором о сотрудничестве. Соответственно, обе организации являются самостоятельными и независимыми – как отдельные единицы.

Решение о создании МВФ было принято на Бреттен-Вудской конференции ООН, на которой были пересмотрены принципы функционирования мировой валютной системы. Кроме прочего, была установлена твердая цена золота в долларах, который стал базовой валютой.

На этой же конференции впервые возникла идея создания еще одной важной организации – Международного банка реконструкции и развития.

В конце 1945 года соглашение о создании Международного валютного фонда было подписано представителями 29 стран. Данное соглашение положило начало для создания МВФ, однако же, полноценно он начал свою деятельность лишь 1 марта 1947 года. Официальной же датой создания Международного валютного фонда принято считать 27 декабря 1945 года.

Первой страной социалистического лагеря, которая вступила в Международный валютный фонд, стала Румыния, вступившая в МВФ в 1973 году. Но уже в середине 80 годов долг Румынии вырос до 22 миллиардов долларов. А первым государством, получившим кредит от МВФ, стала Франция. Страна получила деньги с целевым предназначением – на восстановление экономики после Второй мировой войны. Данный кредит был выдан МВФ Франции уже в 1947 году.

Инфляция и рост цен стали главными проблемами европейских государств. Тогда Европа решила бороться с этим путем укрепления собственных валют. Таким образом, денежные реформы были проведены в нескольких странах Европы (Бельгия, Австрия, Франция, Голландия, Дания, Норвегия, Финляндия).

Система и основные принципы работы МВФ

Изначально Международный валютный фонд создавался в качестве организации, которая будет выдавать краткосрочные и среднесрочные займы государствам, испытывающим дефицит платежного баланса и необходимость в поддержании стабильности национальной валюты.

В основу Бреттен-Вудского соглашения был положен план Главы американской делегации –– Гарри Декстера Уайта – высокопоставленного чиновника Министерства финансов США. Но истинными авторами данного документа считаются совсем другие персоны – это Генри Моргентау и Марринер Экклз. Генри Моргентау был в тот момент министром финансов США, он занимал этот пост 11 лет. С октября 2019 года и по настоящее время главой Международного валютного фонда является болгарский экономист Кристалина Георгиева.

Сейчас членами МВФ являются 187 стран, то есть, это практически все признанные государства мира (в ООН их 193).

Международный валютный фонд имеет большое количество штатных аналитиков, которые систематически разрабатывают рекомендации и требования к государствам – заемщикам. К слову, в структуре МВФ работают около 2600 человек из более чем 130 стран мира.

Целями Международного валютного фонда являются:

  1. Содействие увеличению объемов торговли между государствами мира;
  2. Содействие сотрудничества между различными государствами в валютно-финансовой сфере;
  3. Создание условий, необходимых для поддержания стабильности основных мировых валют;
  4. Оказание поддержки государствам – участникам фонда в формировании многосторонней системы осуществление взаиморасчетов;
  5. Выдача кредитов государствам для решения их проблем в отношении платежного баланса и поддержания стабильности местных валют.

Для этого организация способствует улучшению международного сотрудничества и международной торговли, принимает меры по обеспечению стабильности обмена и котировок различных мировых валют, консультирует государства по вопросам улучшения их экономического положения, а также создает и совершенствует стандарты ведения финансовой статистики.

В чем заключается уникальность МВФ

Международный валютный фонд является уникальной организацией, аналогов которой больше нет во всем мире.

Кроме уникальной системы, МВФ обладает и собственным уникальным платежным средством, которое называется SDR (СДР).

СДР отображается в форме записи на банковских счетах, которые, по сути, не являются долговыми обязательствами или валютой. Обращение данного платежного средства осуществляется лишь в рамках системы МВФ. Оно применяется для регулирования сальдо платежных балансов, а так же для расчетов по крупным кредитным обязательствам. Кроме того, данное платежное средство может быть использовано для восполнения дефицита платежного баланса.

Решение о создании специальных прав заимствований было принято в конце 1969 года. По состоянию на конец декабря 2018 года, состояние МВФ составляло 217 миллиардов СДР.

Уставный капитал МВФ формируется за счет взносов стран-участниц.

Международный валютный фонд обладает собственным руководящим органом, места в котором распределяются между странами-участницами в соответствии с размером их квот. Порядок принятия решения в МВФ имеет определенный регламент. Для того, чтобы принять то или иное решение, требуется 85% голосов. При этом, с момента создания организации, 17% голосов находится в руках США.

Таким образом, США обладает своеобразным правом вето: так как без одобрения Штатами невозможно принять ни одно важное решение. Это, конечно, вызывает волну критики от других государств. Тем не менее, США продолжают использовать свое преимущество и препятствуют перераспределению квот. Это им нужно для того, чтобы сохранить свое эксклюзивное положение.

Высшим руководящим органом Международного валютного фонда является Совет управляющих.

Отношения СССР и России с МВФ

Советское правительство придавало большое значение участию СССР в разработке принципов международного сотрудничества. В рамках данных целей руководство шло на определенные уступки союзникам ради возможности воздействовать на формирование послевоенного международного экономического порядка.

Поддержание образа влиятельного игрока на международном рынке так же было в приоритете. Однако Вячеслав Молотов, председатель Совета народных комиссаров СССР, написал отказную резолюцию на вступление в МВФ.

Сотрудничество России с международным валютным фондом после распада Советского Союза осуществлялось в рамках обязательств по проведению конкретной макроэкономической политики. С 1992 года России пришлось взять кредит у МВФ на сумму 22 миллиарда долларов США. Деньги начали брать сразу после распада СССР: стране были нужны кредиты. Это Россия объясняла необходимость получения новых кредитов стабилизационными мерами в рамках переходной экономики (сумма была относительно небольшая – только 3 миллиарда долларов США). Однако несмотря на небольшой объем очередного кредита, общая задолженность росла.

В рамках механизма финансирования системных преобразований Россия вновь получила 2 кредита по 1,5 миллиарда долларов от МВФ в 1993 году. В 1994 году главной макроэкономической целью России стало подавление инфляции и ужесточение денежно-кредитной политики. Чтобы это все реализовать, в 1995 году Россия получает очередной крупный кредит в размере 6,8 миллиарда долларов США.

В то время МВФ ужесточает требования к потенциальным заемщикам. Главными условиями стали:

  1. Сокращение дефицита государственного бюджета до 6% ВВП;
  2. Снижение инфляции до 1% в месяц;
  3. Устранение внешнеторговых льгот;
  4. Либерализация экспорта нефти;
  5. Отмена экспортных пошлин до 1996 года.

В марте 1996 года Международный валютный фонд вновь предоставил России новый кредит в размере 10,1 миллиарда долларов США. Этот кредит стал на тот момент крупнейшим в истории МВФ кредитным соглашением.

Россия длительное время была крупнейшим заемщиком Международного валютного фонда. К 1998 году количество выданных кредитов превышало квоту более, чем в три раза.

Однако в связи с объявление дефолта по внутреннему государственному долгу в 1998 году кредитный пакет помощи России был заморожен. С 2000 года Россия ни разу не обращалась за кредитами МВФ. А спустя 5 лет, в 2005 году, Россия выплатила МВФ весь объем накопленной задолженности, полностью погасив свои обязательства.

Впоследствии Россия получила статус кредитора Международного валютного фонда. После приобретения данного статуса, Россия, решением Совета директоров МВФ, была включена в группу разработки плана финансовых операций фонда.

В настоящее время Россия с некоторой периодичностью проводит консультации с Международным валютным фондом по всем основным вопросам экономического ситуации и развития мировой экономики.

Прогнозы МВФ на развитие мировой экономики в ближайшие годы

В октябре прошлого года МВФ спрогнозировал весьма пессимистичное развитие экономики на ближайшие 3 года. При чем речь идет о синхронном замедлении роста экономик для большинства государств мира.

Прогноз для других стран еще печальнее: МВФ считает, что Германия фактически приближается к рецессии. Рост экономики США, который предвиделся в районе 3%, будет значительно ниже, так же подметил международный валютный фонд.

27 февраля 2020 года официальный представитель МВФ Джерри Райс, на регулярном брифинге для журналистов заявил, что МВФ готовится скорректировать (снизить) показатели прогнозов роста мировой экономики.


ТАСС-ДОСЬЕ. 1 июня 2017 г. исполняется 25 лет со дня присоединения России к Международному валютному фонду, ключевой организации по международному сотрудничеству в валютной сфере.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о создании МВФ, его деятельности, источниках финансирования и структуре.

История

Решение о создании Международного валютного фонда (International Monetary Fund) было принято на конференции ведущих экономистов центральных банков и других правительственных чиновников из 44 стран, проходившей 1-22 июля 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США). Одновременно с МВФ был основан Международный банк реконструкции и развития (МБРР). 27 декабря 1945 г. вступили в силу Статьи соглашения - документ, в соответствии с которым был учрежден фонд. Его деятельность началась 1 марта 1947 г.

Россия и МВФ. Досье

После окончания Второй мировой войны основной задачей фонда было содействие экономическому восстановлению стран-членов и международной торговли, МВФ выполнял важную роль в поддержании финансовой системы, созданной по итогам Бреттон-Вудской конференции. Система основывалась на привязке мировых валют к доллару США, а сам доллар был привязан к золоту ("золотовалютный стандарт").

В 1971 г. США из-за девальвации доллара отменили свободный обмен валюты на золото для иностранных правительств, после чего Бреттон-Вудская система прекратила свое существование. В связи с этим МВФ был вынужден пересмотреть статьи соглашения. В соответствии с поправками, вместо права регулирования валютных паритетов было введено право наблюдения за функционированием мировой валютной системы и состоянием валютных курсов.

В 1976 г. в г. Кингстон (Ямайка) МВФ принял так называемые Ямайские соглашения об устройстве международной валютной системы (в качестве поправок к статьям соглашения вступили в силу в апреле 1978 г.). Ямайская валютная система, действующая по настоящее время, основана на свободной торговле валютой.

Сегодня основные задачи фонда - предоставление странам-членам краткосрочных кредитов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов, координация и содействие в разработке их валютно-финансовой политики.

МВФ имеет статус специализированного учреждения ООН. На сегодняшний день членами Фонда являются 189 государств.

Кредитование

В первые десятилетия МВФ чаще всего кредитовал страны Европы (первой помощь получила Франция в мае 1947 г. в размере $125 млн). Кредиты европейским государствам выдавались с целью поддержания торгового баланса с США, так как им приходилось покупать доллар по сильно завышенной цене из-за его привязки к золоту.

В 1952 г. МВФ начал предъявлять к заемщикам требования о проведении структурных экономических реформ, направленных на преодоление проблем с платежным балансом. Сейчас они чаще всего предполагают либерализацию внешнеэкономической деятельности государства: снятие барьеров для импорта, приватизацию госпредприятий, создание условий для свободного движения капитала, а также снижение доли госфинансирования сельского хозяйства и промышленности. По мнению ряда экспертов, действия фонда нередко ухудшали положение государств-заемщиков. Например, в Аргентине, которая долгое время считалась "моделью" эффективного внедрения рекомендаций МВФ, в 2001 г. был объявлен дефолт, и в стране начался затяжной кризис.

В основном МВФ осуществляет кредитование по рыночным процентным ставкам. Для развивающихся стран предусмотрены кредиты на льготных условиях, при которых процентные ставки - ниже рыночных или даже нулевые.

Согласно последнему отчету, в 2015-2016 финансовом году (с 1 мая 2015 г. по 30 апреля 2016 г.) потенциал кредитования МВФ составлял $975 млрд. Были одобрены новые кредиты для 16 стран (в основном развивающихся) на сумму $9,2 млрд. При этом на конец года общая сумма обязательств, включая непогашенные займы, составила $178 млрд. Кроме того, 13 развивающимся государствам с низкими доходами (в частности, Гвинее-Бисау и Гаити) были предоставлены средства в размере $1,2 млрд с нулевой процентной ставкой (общая сумма льготных кредитов - $11,4 млрд).

До декабря 2015 г. действовали правила, согласно которым кредиты не предоставлялись странам, имеющим задолженность перед каким-либо государством. В декабре 2015 г. в МВФ было принято решение отступить от этой политики. Теперь при определенных обстоятельствах он может оказывать финансовую помощь странам-должникам. Таким образом, МВФ продолжил реализацию своей антикризисной программы для Украины, имеющей долг перед Россией.

По данным на январь 2017 г., наиболее крупные задолженности по кредитам перед МВФ имеют Португалия (примерно $17 млрд), Греция ($13 млрд) и Украина ($11 млрд).

Источники финансирования

Важнейший источник финансирования МВФ - подписные квоты (членские взносы стран-участниц), размеры которых зависят от экономики страны и ее золотовалютного запаса. Размер квоты влияет на доступ страны к финансовым ресурсам фонда и на право голоса (например, 15% квот позволяют блокировать решения акционеров фонда). Расчетная единица МВФ - специальные права заимствования (Special drawing rights, СДР). СДР имеет безналичную форму, а ее стоимость определяется ежедневно на основе рыночного курса основных валют - на сегодняшний день это доллар, евро, иена, фунт стерлингов и юань (включен в корзину валют МВФ 1 октября 2016 г.).

В 2010 г. по инициативе Группы 20 в МВФ была одобрена крупнейшая с момента возникновения организации реформа, предусматривающая, в частности, перераспределение в пользу растущих экономик 6% квот и голосов. Реформа долго не могла вступить в силу из-за отсутствия ратификации в Конгрессе США, который одобрил ее лишь в декабре 2015 г.

После вступления в силу реформы в январе 2016 г. общий размер квот увеличился примерно до 475 млрд СДР (приблизительно $645 млрд). Однако общее соотношение голосов между развитыми и развивающимися странами изменилось незначительно: (до реформы - 60,5% к 39,5% соответственно, после - 57,7% к 42,3%). Общая доля стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) в квотах достигла 14,7%. Эти страны (за исключением ЮАР) оказались в десятке основных акционеров фонда.

США остались крупнейшим государством-членом и сохранили право вето. Их квота составляет 17,46% от общего объема (83 млрд СДР или приблизительно $118 млрд). Последнее место по этому показателю занимает Тувалу. Его квота - 0,001% (2,5 млн СДР; ок. $3,5 млн).

Помимо квот, механизмами финансирования операций МВФ являются два соглашения между фондом и отдельными странами-членами и их финансовыми институтами: Генеральное соглашение о займах (ГСЗ; General Arrangements to Borrow, GAB) от 1962 г. и Новое соглашение о займах (НСЗ; New Arrangements to Borrow, NAB) от 1998 г. Эти документы пересматриваются каждые пять лет. В настоящее время в рамках ГСЗ (11 стран) доступно $23 млрд, а в рамках НСЗ (38 стран) - примерно $250 млрд.

Кроме того, МВФ является одним из крупнейших официальных держателей золота в мире. Его использование регулируется статьями соглашения. В последний раз продажа золота была осуществлена в 2010 г. (свыше 403 т на сумму $50 млрд). Полученные средства пошли на оказание помощи беднейшим странам. В настоящий момент золотые авуары МВФ превышают 2800 т.

Структура, численность сотрудников, издания

Высшим органом МВФ является Совет управляющих, в который входят два человека от каждой страны-члена (управляющий и его заместитель). Обычно это министры финансов и главы центробанков. Традиционно Совет управляющих собирается на встречи один раз в год.
Административные функции и повседневное управление возложены на директора-распорядителя и Совет исполнительных директоров. В 2011 г. директором-распорядителем впервые стала женщина - представительница Франции Кристин Лагард (в феврале 2016 г. переизбрана на новый пятилетний срок на безальтернативной основе).

Совет исполнительных директоров состоит из 24 человек. Восемь стран (США, ФРГ, Япония, Великобритания, Франция, КНР, Саудовская Аравия и Россия) имеют собственных директоров, остальные 16 директоров представляют группы государств. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне. В фонде работают около 2,7 тыс. сотрудников из 147 стран мира.

Фонд выпускает такие регулярные издания, как "Перспективы развития мировой экономики", "Доклад по вопросам глобальной финансовой стабильности", "Мировое экономическое положение", вестники по развитию региональной экономики.


ТАСС-ДОСЬЕ. 1 июня 2017 г. исполняется 25 лет со дня присоединения России к Международному валютному фонду, ключевой организации по международному сотрудничеству в валютной сфере.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о создании МВФ, его деятельности, источниках финансирования и структуре.

История

Решение о создании Международного валютного фонда (International Monetary Fund) было принято на конференции ведущих экономистов центральных банков и других правительственных чиновников из 44 стран, проходившей 1-22 июля 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США). Одновременно с МВФ был основан Международный банк реконструкции и развития (МБРР). 27 декабря 1945 г. вступили в силу Статьи соглашения - документ, в соответствии с которым был учрежден фонд. Его деятельность началась 1 марта 1947 г.

Россия и МВФ. Досье

После окончания Второй мировой войны основной задачей фонда было содействие экономическому восстановлению стран-членов и международной торговли, МВФ выполнял важную роль в поддержании финансовой системы, созданной по итогам Бреттон-Вудской конференции. Система основывалась на привязке мировых валют к доллару США, а сам доллар был привязан к золоту ("золотовалютный стандарт").

В 1971 г. США из-за девальвации доллара отменили свободный обмен валюты на золото для иностранных правительств, после чего Бреттон-Вудская система прекратила свое существование. В связи с этим МВФ был вынужден пересмотреть статьи соглашения. В соответствии с поправками, вместо права регулирования валютных паритетов было введено право наблюдения за функционированием мировой валютной системы и состоянием валютных курсов.

В 1976 г. в г. Кингстон (Ямайка) МВФ принял так называемые Ямайские соглашения об устройстве международной валютной системы (в качестве поправок к статьям соглашения вступили в силу в апреле 1978 г.). Ямайская валютная система, действующая по настоящее время, основана на свободной торговле валютой.

Сегодня основные задачи фонда - предоставление странам-членам краткосрочных кредитов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов, координация и содействие в разработке их валютно-финансовой политики.

МВФ имеет статус специализированного учреждения ООН. На сегодняшний день членами Фонда являются 189 государств.

Кредитование

В первые десятилетия МВФ чаще всего кредитовал страны Европы (первой помощь получила Франция в мае 1947 г. в размере $125 млн). Кредиты европейским государствам выдавались с целью поддержания торгового баланса с США, так как им приходилось покупать доллар по сильно завышенной цене из-за его привязки к золоту.

В 1952 г. МВФ начал предъявлять к заемщикам требования о проведении структурных экономических реформ, направленных на преодоление проблем с платежным балансом. Сейчас они чаще всего предполагают либерализацию внешнеэкономической деятельности государства: снятие барьеров для импорта, приватизацию госпредприятий, создание условий для свободного движения капитала, а также снижение доли госфинансирования сельского хозяйства и промышленности. По мнению ряда экспертов, действия фонда нередко ухудшали положение государств-заемщиков. Например, в Аргентине, которая долгое время считалась "моделью" эффективного внедрения рекомендаций МВФ, в 2001 г. был объявлен дефолт, и в стране начался затяжной кризис.

В основном МВФ осуществляет кредитование по рыночным процентным ставкам. Для развивающихся стран предусмотрены кредиты на льготных условиях, при которых процентные ставки - ниже рыночных или даже нулевые.

Согласно последнему отчету, в 2015-2016 финансовом году (с 1 мая 2015 г. по 30 апреля 2016 г.) потенциал кредитования МВФ составлял $975 млрд. Были одобрены новые кредиты для 16 стран (в основном развивающихся) на сумму $9,2 млрд. При этом на конец года общая сумма обязательств, включая непогашенные займы, составила $178 млрд. Кроме того, 13 развивающимся государствам с низкими доходами (в частности, Гвинее-Бисау и Гаити) были предоставлены средства в размере $1,2 млрд с нулевой процентной ставкой (общая сумма льготных кредитов - $11,4 млрд).

До декабря 2015 г. действовали правила, согласно которым кредиты не предоставлялись странам, имеющим задолженность перед каким-либо государством. В декабре 2015 г. в МВФ было принято решение отступить от этой политики. Теперь при определенных обстоятельствах он может оказывать финансовую помощь странам-должникам. Таким образом, МВФ продолжил реализацию своей антикризисной программы для Украины, имеющей долг перед Россией.

По данным на январь 2017 г., наиболее крупные задолженности по кредитам перед МВФ имеют Португалия (примерно $17 млрд), Греция ($13 млрд) и Украина ($11 млрд).

Источники финансирования

Важнейший источник финансирования МВФ - подписные квоты (членские взносы стран-участниц), размеры которых зависят от экономики страны и ее золотовалютного запаса. Размер квоты влияет на доступ страны к финансовым ресурсам фонда и на право голоса (например, 15% квот позволяют блокировать решения акционеров фонда). Расчетная единица МВФ - специальные права заимствования (Special drawing rights, СДР). СДР имеет безналичную форму, а ее стоимость определяется ежедневно на основе рыночного курса основных валют - на сегодняшний день это доллар, евро, иена, фунт стерлингов и юань (включен в корзину валют МВФ 1 октября 2016 г.).

В 2010 г. по инициативе Группы 20 в МВФ была одобрена крупнейшая с момента возникновения организации реформа, предусматривающая, в частности, перераспределение в пользу растущих экономик 6% квот и голосов. Реформа долго не могла вступить в силу из-за отсутствия ратификации в Конгрессе США, который одобрил ее лишь в декабре 2015 г.

После вступления в силу реформы в январе 2016 г. общий размер квот увеличился примерно до 475 млрд СДР (приблизительно $645 млрд). Однако общее соотношение голосов между развитыми и развивающимися странами изменилось незначительно: (до реформы - 60,5% к 39,5% соответственно, после - 57,7% к 42,3%). Общая доля стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) в квотах достигла 14,7%. Эти страны (за исключением ЮАР) оказались в десятке основных акционеров фонда.

США остались крупнейшим государством-членом и сохранили право вето. Их квота составляет 17,46% от общего объема (83 млрд СДР или приблизительно $118 млрд). Последнее место по этому показателю занимает Тувалу. Его квота - 0,001% (2,5 млн СДР; ок. $3,5 млн).

Помимо квот, механизмами финансирования операций МВФ являются два соглашения между фондом и отдельными странами-членами и их финансовыми институтами: Генеральное соглашение о займах (ГСЗ; General Arrangements to Borrow, GAB) от 1962 г. и Новое соглашение о займах (НСЗ; New Arrangements to Borrow, NAB) от 1998 г. Эти документы пересматриваются каждые пять лет. В настоящее время в рамках ГСЗ (11 стран) доступно $23 млрд, а в рамках НСЗ (38 стран) - примерно $250 млрд.

Кроме того, МВФ является одним из крупнейших официальных держателей золота в мире. Его использование регулируется статьями соглашения. В последний раз продажа золота была осуществлена в 2010 г. (свыше 403 т на сумму $50 млрд). Полученные средства пошли на оказание помощи беднейшим странам. В настоящий момент золотые авуары МВФ превышают 2800 т.

Структура, численность сотрудников, издания

Высшим органом МВФ является Совет управляющих, в который входят два человека от каждой страны-члена (управляющий и его заместитель). Обычно это министры финансов и главы центробанков. Традиционно Совет управляющих собирается на встречи один раз в год.
Административные функции и повседневное управление возложены на директора-распорядителя и Совет исполнительных директоров. В 2011 г. директором-распорядителем впервые стала женщина - представительница Франции Кристин Лагард (в феврале 2016 г. переизбрана на новый пятилетний срок на безальтернативной основе).

Совет исполнительных директоров состоит из 24 человек. Восемь стран (США, ФРГ, Япония, Великобритания, Франция, КНР, Саудовская Аравия и Россия) имеют собственных директоров, остальные 16 директоров представляют группы государств. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне. В фонде работают около 2,7 тыс. сотрудников из 147 стран мира.

Фонд выпускает такие регулярные издания, как "Перспективы развития мировой экономики", "Доклад по вопросам глобальной финансовой стабильности", "Мировое экономическое положение", вестники по развитию региональной экономики.

Читайте также: