Музыкальный язык оперы евгений онегин кратко
Обновлено: 30.06.2024
Евгений Онегин (1877—1878) — опера Петра Ильича Чайковского в трёх действиях, на либретто Константина Шиловского, по одноимённому роману в стихах А. С. Пушкина.
Содержание
История создания
Первая постановка 17 (29) марта 1879 на сцене Малого театра силами учащихся Московской консерватории, дирижёр Н. Г. Рубинштейн, партия Ленского — М. Е. Медведев. Постановка в московском Большом театре 11 (23) января 1881 (дирижёр Э.М.Бевиньяни). Первое исполнение в Санкт-Петербурге 22 апреля (4 мая) 1883 кружком любителей (дирижёр К. К. Зике, солисты — ученики консерватории). Постановка в Мариинском театре 19 (31) октября 1884, дирижёр Э. Ф. Направник. В 1895 — вторая постановка на сцене Большого театра, дирижёр С. В. Рахманинов.
Первая зарубежная постановка 6 (18) декабря 1888 в Праге, дирижёр — автор. 19 (31) января 1892 постановка в Гамбургской опере, дирижёр Густав Малер.
Первая постановка на советской сцене 14 сентября 1918 в Петрограде в Малом оперном театре. В 1921 постановка в Большом театре.
Действующие лица
Партия | Голос | Исполнитель на премьере 29 мая 1879 Дирижёр: Николай Рубинштейн (ученический спектакль) | Исполнитель на премьере в Большом театре 23 января 1881 Дирижёр: Энрико Бевиньяни |
---|---|---|---|
Ларина, помещица | меццо-сопрано | М.П. Юневич | |
Татьяна | сопрано | Мария Климентова | Елена Верни |
Ольга | контральто | Александра Левицкая | Александра Крутикова |
Филиппьевна, няня | меццо-сопрано | Матильда Винчи [2] | |
Евгений Онегин | баритон | Сергей Гилёв | Павел Хохлов |
Ленский | тенор | Михаил Медведев | Дмитрий Усатов |
Князь Гремин | бас | Василий Махалов | Абрам Абрамов |
Ротный | бас | Василий Махалов | О.Р.Фюрер |
Зарецкий | бас | Л.Б.Финокки | |
Трике, француз | тенор | А.И. Барцал | |
Гильо, камердинер | без речей | ||
Крестьяне, крестьянки, гости на балу, помещики и помещицы, офицеры |
Краткое содержание
Опера состоит из семи картин. Действие происходит в деревне и в Петербурге в 20-х годах XIX столетия.
Картина первая. Летний вечер, сад в усадьбе Лариных. Татьяна и Ольга поют романс. Их мать — Ларина и няня Филиппьевна вспоминают о временах своей молодости. Появляются крестьяне. Их песни занимают девушек — задумчивую, мечтательную Татьяну и беззаботную, шаловливую Ольгу. Приезжает жених Ольги — помещик-сосед Владимир Ленский в сопровождении Онегина, недавно прибывшего из Петербурга молодого дворянина. Татьяна глубоко взволнована встречей с Онегиным.
Картина вторая. Комната Татьяны, поздний вечер. Девушка во власти тревожных дум. Она не может уснуть и просит няню рассказать о своей молодости. Татьяна едва слушает: её мысли поглощены Онегиным. Охваченная новым неведомым ей чувством, она пишет Онегину письмо, признаваясь в любви. В нём она видит своего избранника… Светает. Няня по просьбе Татьяны посылает внука с письмом к Онегину.
Картина третья. В саду Лариных девушки с песнями собирают ягоды. В смятении вбегает Татьяна: приехал Онегин, сейчас он будет здесь. Что он ответит на её письмо? Онегин учтив и сдержан. Он тронут искренностью Татьяны, но ответить на её любовь не может. Потрясенная девушка с горечью выслушивает нравоучения.
Картина четвёртая. Бал в доме Лариных. На именины Татьяны съехалось множество гостей. Гости танцуют, играют в карты и в зале очень душно. Провинциальный бал с пересудами и сплетнями наводят на Онегина жестокую скуку. Чтобы отомстить Ленскому, который привез его сюда, он начинает ухаживать за Ольгой. Ленский возмущен поведением друга и легкомыслием невесты. Он вызывает Онегина на дуэль. Гости и хозяева безуспешно пытаются примирить друзей.
Картина пятая. Раннее зимнее утро. Ленский и его секундант Зарецкий ожидают Онегина у места дуэли. Мысли молодого поэта обращены к Ольге и собственной судьбе. Появляется запоздавший Онегин. Противники колеблются, вспоминают былую дружбу. Но все пути к отступлению отрезаны. Дуэлянты становятся к барьеру. Раздается выстрел, и Ленский падает, сраженный насмерть.
Картина шестая. В богатом особняке собралась петербургская знать. Среди гостей Онегин, недавно возвратившийся из странствий. Ни путешествия, ни светские удовольствия не могут рассеять его тоски. Появляются князь Гремин с супругой, в которой Онегин с удивлением узнает Татьяну. Князь Гремин говорит, что жена составила счастье его жизни. Охваченный внезапной любовью к Татьяне, Онегин решает добиться свидания.
Картина седьмая. У себя в гостиной Татьяна в волнении читает письмо Онегина. Она до сих пор любит его. Неожиданно входит Онегин. В его словах признание и раскаяние. Татьяна вспоминает их первую встречу, когда счастье было ещё возможно. Но прошедшего не восстановить. Взывая к чести и гордости Онегина, Татьяна просит оставить её. Она непоколебима в сознании долга и супружеской верности. Онегин остается один.
Музыкальные номера
Источники текста
Некоторые исполнители
Партии из оперы вошли в золотой репертуар лучших певцов мира.
- Онегин: М. Баттистини, Н. Веков, А. Ворошило, М. Гришко, П. Г. Лисициан, Ю. Мазурок, Н. Кондратюк, П. М. Норцов, Г. Отс, И. Прянишников, Е. Кибкало, И. Тартаков, Д. А. Хворостовский, П. Хохлов (первый исполнитель на сцене Большого театра), Л. Яковлев, А. Марков;
- Ленский: Э. Андерсон, А. Давыдов, А. Иванов, П. И. Словцов, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, П. Лодий, О. Маржак, М. Медведев (самый первый исполнитель партии учащимися Московской консерватории), М. Михайлов, Л. В. Собинов, А. Соловьяненко, Н. Н. Фигнер, П. И. Словцов, З. Л. Соткилава;
- Татьяна: Л. Александровская, А. Больская, М. Бриан, Е. Верни (первая исполнительница на сцене московского Большого театра), Л. Масленникова, Г. П. Вишневская, Р. Джаманова, Н. Забела-Врубель, Л. Казарновская, Е. Катульская, М. Климентова-Муромцева (первая исполнительница в составе ученического спектакля), Е. Д. Кругликова, А. Нежданова, Анна Нетребко, Т. Павловская, А. В. Панаева (самая первая исполнительница в 1-м концертном исполнении 6 марта 1879 в салоне Ю. Абазы), М. И. Фигнер, М. Френи,Рене Флеминг (Метрополитен-опера 2007);
- Гремин: А. Батурин, Б. Гмыря, М. Горяинов, Н. Гяуров, М. Корякин, В. Лосский, Е. Нестеренко, А. С. Пирогов, М. О. Рейзен, Ф. И. Шаляпин;
- Ольга: Е. Азерская, К. Антарова, М. Долина, Л. Звягина, Мария Максакова, Т. Синявская.
Известные аудиозаписи
-
— дирижёр Василий Небольсин, Хор и оркестр Большого театра, СССР.
-
— дирижёр Александр Орлов, Хор и оркестр Большого театра, СССР.
-
— дирижёр Александр Орлов, Хор и оркестр Большого театра, СССР.
-
— дирижёр Борис Хайкин, Хор и оркестр Большого театра, СССР.
-
— дирижёр Марк Эрмлер, Хор и оркестр Большого театра, СССР.
Опубликовал Художник | 27 июля 2010
Одновременно композитор использует в бытовых сценах мелодику различных типов крестьянской песни (хоры крестьян в первом действии), широко представлены здесь и танцевальные жанры — вальс (в четвертой, шестой картинах), полонез и экосез (шестая картина), мазурка (в четвертой картине). Нередко танцевальные ритмы органически включаются в общее развитие музыкального действия, приобретая, таким образом, важную драматургическую функцию (так, происходит, например, с интонациями мазурки в четвертой картине во время ссоры Онегина и Ленского, вальса — в шестой, во время встречи Онегина с Татьяной).
Рубрика: Чайковский | Комментарии к записи Музыкальный язык оперы Евгений Онегин отключены
Картины знаменитых художников | Биографии художников, виртуальная энциклопедия живописи, картинная галерея.
НЕВЕРОЯТНАЯ ИДЕЯ
Чайковскому самому предстояло найти свою путеводную звезду.
Е.А. Лавровская
Не лучше ли было обратиться за созданием либретто к поэту? Чайковский этого не сделал и был прав. Труд оперного либреттиста в России не жаловали. Не было, строго говоря, даже такой профессии — либреттист. В Италии работа над переделкой чужих сюжетов приносила поэтам почет, деньги и даже мировую славу. Русского поэта, взявшегося за переделку Пушкина для оперной сцены, подняли бы на смех.
Поэтому для реализации своих музыкально-драматургических идей композитору приходилось довольствоваться помощью друзей и родственников. Он умел выбирать достойных помощников: некоторые созданные совместно либретто окажутся отнюдь не хуже, чем работы его итальянских современников, профессиональных либреттистов — Пьяве, Соммы или Гисланцони.
ЯВЛЕНИЕ ГЕРОИНИ
Еще никогда на российской оперной сцене героиня не выражала свои чувства столь дерзко и с таким блеском. Еще никогда не говорила она о своих самых сокровенных переживаниях языком высокой поэзии.
Да, это был Пушкин, но Пушкин, за несколько десятилетий вошедший в плоть и кровь поэтического языка. То, что в год создания романа в стихах Пушкин говорил о Татьяне в третьем лице, в год создания оперы Татьяна, влюбленная и начитанная девушка, уже могла сказать о себе от первого лица. Это был вызов. Но в искусстве вызов — это открытие.
М.Н. Климентова — Татьяна
ЛЮБОВЬ КАК МЕТАФОРА БЫТИЯ
И главное — есть то, чего еще в русской опере не было. Дыхание.
Европейский прототип этой оперы отчетливо проступает в главной сцене — письма Татьяны к Онегину.
Онегин подобен луне, которая может светить только отраженным светом. Когда в последней сцене мы видим героя почти обезумевшим от любви, это, увы, иллюзия: музыка показывает нам, что в его страстной речи всего лишь отражается, как отблеск заката, свет чувства Татьяны (вспыхнувшего в последний раз, почти подобного агонии).
Малый театр в Москве. Здесь 17 марта 1879 г.
впервые была исполнена опера студентами Московской консерватории
С.В. Гилев и В.В. Махалов — Онегин и Гремин
Татьяна и Онегин уже мертвы: Татьяна — потому, что больше не может любить, Онегин — потому что никогда не мог любить.
Оркестр, который сопровождает каждое появление Татьяны, фиксирует — подобно самописцу кардиографической установки — малейшее движение ее сердца, тончайшие порывы души. В сцене последней встречи героев на балу (когда Онегин узнает в прекрасной светской даме свою Татьяну и когда Татьяна узнает свою прежнюю любовь) оркестр почти неподвижен. Лишь размеренные плавные движения, которые вот-вот превратятся в ровную линию.
И мы, услышавшие остановку этого сердца, уже знаем, что попытка Онегина воскресить Татьяну — теперь уже собственной любовью, силу которой он преувеличивает, — неосуществима. В финальной сцене Чайковский достигает предельного напряжения: нам даже начинает казаться, что любовь совершает чудо: мертвая воскресает, вспыхивает страсть. Но нет — Онегину не дано воскрешать мертвых.
ПРИЗРАКИ В САДУ
А.Н. Левицкая — Ольга
Вместе с убитым молодым поэтом гибнет и его маленький мир: усадебная Россия, страна дворянских гнезд, где поют трогательные романсы, варят варенье, танцуют на простодушных балах и наивно наслаждаются куплетами мсье Трике. Ленский убит — и в последнем действии Онегин и Татьяна встретятся на балу, как потерпевшие кораблекрушение. Вселенная Ленского была и их вселенной. Им больше некуда пойти.
Сцена ссоры из 4-й картины оперы. Первая постановка
Сцена последнего бала открывается фанфарами, вызывающими в памяти тему рока Четвертой симфонии.
ТАЙНА ОНЕГИНА
"Евгений Онегин" Лирические сцены в трёх действиях (семи картинах).
В основу либретто легли лишь некоторые главы пушкинского романа в стихах. Поэтому в опере проходят только основные сюжетные линии, посвященные главным героям - Татьяне, Онегину, Ленскому и их близкому окружению.
Главная героиня оперы — Татьяна. Чайковский вслед за Пушкиным тонко передал красоту и поэтичность ее души, гениально изобразил силу любви Татьяны. Сохранив в основном пушкинские характеристики главных действующих лиц, композитор немного по-иному обрисовал их: так, в облике Ленского он подчеркнул его вдохновенность, восторженность чувств и искренность души. Чайковскому дорого душевное родство Татьяны и Ленского, темы которых он объединяет общими интонациями. Музыкальные образы персонажей, как и их судьбы, непрерывно развиваются на протяжении всего произведения. Лирическая драма развертывается на фоне бытовых сцен разного характера, которые ярко и рельефно оттеняют глубину душевных переживаний героев.
Петр Ильич сумел особым языком музыки рассказать о том, что было так поэтично раскрыто в стихах гениального Пушкина.
В трех действиях оперы четко прослеживается жизнь трех главных героев - Татьяны, Онегина, Ленского - на фоне деревенского быта или картин столичной жизни. Несмотря на то, что опера названа "лирическими сценами", действие ее развивается очень целеустремленно.
В опере семь картин (три действия).
Краткое содержание.
Действие первое. Картина первая. Усадьба Лариных. Из дома доносится пение сестер — Татьяны и Ольги. В саду Ларина и няня Филиппьевна варят варенье и вспоминают свою молодость. С разукрашенным снопом приходят крестьяне поздравить барыню с окончанием жатвы.
Приезжают гости. Владимир Ленский, юный поэт, влюбленный в Ольгу, представляет своего соседа и друга Онегина. Татьяна глубоко взволнована новым знакомством, она видит в Онегине воплощение своих мечтаний о счастье и любви.
Картина вторая. Комната Татьяны. Взволнованная встречей с Онегиным, она не может уснуть и просит няню рассказать о ее молодости. Няня начинает бесхитростный рассказ, но Татьяна не слушает ее, поглощенная своими мыслями. Оставшись одна, она пишет письмо Онегину, в котором признается ему в любви.
Наступает утро. Вдали слышится наигрыш пастушеской свирели. Татьяна просит няню послать внука с письмом к Онегину.
Картина третья. В саду девушки собирают ягоды. Вбегает Татьяна. Она взволнована в ожидании встречи с Онегиным. Появляется Онегин. На признание Татьяны он отвечает с холодной откровенностью: он не склонен к семейной жизни, его речь сдержанна, учтива и завершается нравоучением, которое потрясенная девушка выслушивает молча.
Действие второе.Картина четвертая. Зима. Бал в доме Лариных в честь именин Татьяны. Гости от души веселятся; француз Трике посвящает Татьяне поздравительные куплеты собственного сочинения. Онегин, которого привез на бал Ленский, раздражен провинциальными лицами, нарядами, сплетнями и пересудами. Он сердится на Ленского и, решая ему отомстить, начинает ухаживать за Ольгой, приглашая на вальс, а затем и на мазурку. Ленский оскорблен: он вызывает Онегина на дуэль. Гости безуспешно пытаются их помирить.
Картина пятая. Зимнее утро. У мельницы назначена дуэль. Ленский и его секундант Зарецкий ждут Онегина. Мысли Ленского проникнуты тяжелыми предчувствиями.
Появляется Онегин со своим слугой-секундантом. Бывшие друзья, понимая нелепость ссоры, полны нерешительности, но, ни один из них не делает первого шага к примирению. Противники становятся к барьеру и по знаку секундантов начинают сходиться. Раздается выстрел: Ленский убит. Онегин в ужасе охватывает голову руками.
"Евгений Онегин" Лирические сцены в трёх действиях (семи картинах).
В основу либретто легли лишь некоторые главы пушкинского романа в стихах. Поэтому в опере проходят только основные сюжетные линии, посвященные главным героям - Татьяне, Онегину, Ленскому и их близкому окружению.
Главная героиня оперы — Татьяна. Чайковский вслед за Пушкиным тонко передал красоту и поэтичность ее души, гениально изобразил силу любви Татьяны. Сохранив в основном пушкинские характеристики главных действующих лиц, композитор немного по-иному обрисовал их: так, в облике Ленского он подчеркнул его вдохновенность, восторженность чувств и искренность души. Чайковскому дорого душевное родство Татьяны и Ленского, темы которых он объединяет общими интонациями. Музыкальные образы персонажей, как и их судьбы, непрерывно развиваются на протяжении всего произведения. Лирическая драма развертывается на фоне бытовых сцен разного характера, которые ярко и рельефно оттеняют глубину душевных переживаний героев.
Петр Ильич сумел особым языком музыки рассказать о том, что было так поэтично раскрыто в стихах гениального Пушкина.
В трех действиях оперы четко прослеживается жизнь трех главных героев - Татьяны, Онегина, Ленского - на фоне деревенского быта или картин столичной жизни. Несмотря на то, что опера названа "лирическими сценами", действие ее развивается очень целеустремленно.
В опере семь картин (три действия).
Краткое содержание.
Действие первое. Картина первая. Усадьба Лариных. Из дома доносится пение сестер — Татьяны и Ольги. В саду Ларина и няня Филиппьевна варят варенье и вспоминают свою молодость. С разукрашенным снопом приходят крестьяне поздравить барыню с окончанием жатвы.
Приезжают гости. Владимир Ленский, юный поэт, влюбленный в Ольгу, представляет своего соседа и друга Онегина. Татьяна глубоко взволнована новым знакомством, она видит в Онегине воплощение своих мечтаний о счастье и любви.
Картина вторая. Комната Татьяны. Взволнованная встречей с Онегиным, она не может уснуть и просит няню рассказать о ее молодости. Няня начинает бесхитростный рассказ, но Татьяна не слушает ее, поглощенная своими мыслями. Оставшись одна, она пишет письмо Онегину, в котором признается ему в любви.
Наступает утро. Вдали слышится наигрыш пастушеской свирели. Татьяна просит няню послать внука с письмом к Онегину.
Картина третья. В саду девушки собирают ягоды. Вбегает Татьяна. Она взволнована в ожидании встречи с Онегиным. Появляется Онегин. На признание Татьяны он отвечает с холодной откровенностью: он не склонен к семейной жизни, его речь сдержанна, учтива и завершается нравоучением, которое потрясенная девушка выслушивает молча.
Действие второе.Картина четвертая. Зима. Бал в доме Лариных в честь именин Татьяны. Гости от души веселятся; француз Трике посвящает Татьяне поздравительные куплеты собственного сочинения. Онегин, которого привез на бал Ленский, раздражен провинциальными лицами, нарядами, сплетнями и пересудами. Он сердится на Ленского и, решая ему отомстить, начинает ухаживать за Ольгой, приглашая на вальс, а затем и на мазурку. Ленский оскорблен: он вызывает Онегина на дуэль. Гости безуспешно пытаются их помирить.
Картина пятая. Зимнее утро. У мельницы назначена дуэль. Ленский и его секундант Зарецкий ждут Онегина. Мысли Ленского проникнуты тяжелыми предчувствиями.
Появляется Онегин со своим слугой-секундантом. Бывшие друзья, понимая нелепость ссоры, полны нерешительности, но, ни один из них не делает первого шага к примирению. Противники становятся к барьеру и по знаку секундантов начинают сходиться. Раздается выстрел: Ленский убит. Онегин в ужасе охватывает голову руками.
Читайте также: