Музыкальный язык оперы евгений онегин кратко

Обновлено: 30.06.2024

Евгений Онегин (1877—1878) — опера Петра Ильича Чайковского в трёх действиях, на либретто Константина Шиловского, по одноимённому роману в стихах А. С. Пушкина.

Содержание

История создания

Первая постановка 17 (29) марта 1879 на сцене Малого театра силами учащихся Московской консерватории, дирижёр Н. Г. Рубинштейн, партия Ленского — М. Е. Медведев. Постановка в московском Большом театре 11 (23) января 1881 (дирижёр Э.М.Бевиньяни). Первое исполнение в Санкт-Петербурге 22 апреля (4 мая) 1883 кружком любителей (дирижёр К. К. Зике, солисты — ученики консерватории). Постановка в Мариинском театре 19 (31) октября 1884, дирижёр Э. Ф. Направник. В 1895 — вторая постановка на сцене Большого театра, дирижёр С. В. Рахманинов.

Первая зарубежная постановка 6 (18) декабря 1888 в Праге, дирижёр — автор. 19 (31) января 1892 постановка в Гамбургской опере, дирижёр Густав Малер.

Первая постановка на советской сцене 14 сентября 1918 в Петрограде в Малом оперном театре. В 1921 постановка в Большом театре.

Действующие лица




Партия Голос Исполнитель на премьере
29 мая 1879
Дирижёр: Николай Рубинштейн
(ученический спектакль)
Исполнитель на премьере в Большом театре
23 января 1881
Дирижёр: Энрико Бевиньяни
Ларина, помещица меццо-сопрано М.П. Юневич
Татьяна сопрано Мария Климентова Елена Верни
Ольга контральто Александра Левицкая Александра Крутикова
Филиппьевна, няня меццо-сопрано Матильда Винчи [2]
Евгений Онегин баритон Сергей Гилёв Павел Хохлов
Ленский тенор Михаил Медведев Дмитрий Усатов
Князь Гремин бас Василий Махалов Абрам Абрамов
Ротный бас Василий Махалов О.Р.Фюрер
Зарецкий бас Л.Б.Финокки
Трике, француз тенор А.И. Барцал
Гильо, камердинер без речей
Крестьяне, крестьянки, гости на балу, помещики и помещицы, офицеры

Краткое содержание

Опера состоит из семи картин. Действие происходит в деревне и в Петербурге в 20-х годах XIX столетия.

Картина первая. Летний вечер, сад в усадьбе Лариных. Татьяна и Ольга поют романс. Их мать — Ларина и няня Филиппьевна вспоминают о временах своей молодости. Появляются крестьяне. Их песни занимают девушек — задумчивую, мечтательную Татьяну и беззаботную, шаловливую Ольгу. Приезжает жених Ольги — помещик-сосед Владимир Ленский в сопровождении Онегина, недавно прибывшего из Петербурга молодого дворянина. Татьяна глубоко взволнована встречей с Онегиным.



Картина вторая. Комната Татьяны, поздний вечер. Девушка во власти тревожных дум. Она не может уснуть и просит няню рассказать о своей молодости. Татьяна едва слушает: её мысли поглощены Онегиным. Охваченная новым неведомым ей чувством, она пишет Онегину письмо, признаваясь в любви. В нём она видит своего избранника… Светает. Няня по просьбе Татьяны посылает внука с письмом к Онегину.

Картина третья. В саду Лариных девушки с песнями собирают ягоды. В смятении вбегает Татьяна: приехал Онегин, сейчас он будет здесь. Что он ответит на её письмо? Онегин учтив и сдержан. Он тронут искренностью Татьяны, но ответить на её любовь не может. Потрясенная девушка с горечью выслушивает нравоучения.


Картина четвёртая. Бал в доме Лариных. На именины Татьяны съехалось множество гостей. Гости танцуют, играют в карты и в зале очень душно. Провинциальный бал с пересудами и сплетнями наводят на Онегина жестокую скуку. Чтобы отомстить Ленскому, который привез его сюда, он начинает ухаживать за Ольгой. Ленский возмущен поведением друга и легкомыслием невесты. Он вызывает Онегина на дуэль. Гости и хозяева безуспешно пытаются примирить друзей.

Картина пятая. Раннее зимнее утро. Ленский и его секундант Зарецкий ожидают Онегина у места дуэли. Мысли молодого поэта обращены к Ольге и собственной судьбе. Появляется запоздавший Онегин. Противники колеблются, вспоминают былую дружбу. Но все пути к отступлению отрезаны. Дуэлянты становятся к барьеру. Раздается выстрел, и Ленский падает, сраженный насмерть.


Картина шестая. В богатом особняке собралась петербургская знать. Среди гостей Онегин, недавно возвратившийся из странствий. Ни путешествия, ни светские удовольствия не могут рассеять его тоски. Появляются князь Гремин с супругой, в которой Онегин с удивлением узнает Татьяну. Князь Гремин говорит, что жена составила счастье его жизни. Охваченный внезапной любовью к Татьяне, Онегин решает добиться свидания.

Картина седьмая. У себя в гостиной Татьяна в волнении читает письмо Онегина. Она до сих пор любит его. Неожиданно входит Онегин. В его словах признание и раскаяние. Татьяна вспоминает их первую встречу, когда счастье было ещё возможно. Но прошедшего не восстановить. Взывая к чести и гордости Онегина, Татьяна просит оставить её. Она непоколебима в сознании долга и супружеской верности. Онегин остается один.

Музыкальные номера

Источники текста

Некоторые исполнители



Партии из оперы вошли в золотой репертуар лучших певцов мира.

  • Онегин: М. Баттистини, Н. Веков, А. Ворошило, М. Гришко, П. Г. Лисициан, Ю. Мазурок, Н. Кондратюк, П. М. Норцов, Г. Отс, И. Прянишников, Е. Кибкало, И. Тартаков, Д. А. Хворостовский, П. Хохлов (первый исполнитель на сцене Большого театра), Л. Яковлев, А. Марков;
  • Ленский: Э. Андерсон, А. Давыдов, А. Иванов, П. И. Словцов, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, П. Лодий, О. Маржак, М. Медведев (самый первый исполнитель партии учащимися Московской консерватории), М. Михайлов, Л. В. Собинов, А. Соловьяненко, Н. Н. Фигнер, П. И. Словцов, З. Л. Соткилава;
  • Татьяна: Л. Александровская, А. Больская, М. Бриан, Е. Верни (первая исполнительница на сцене московского Большого театра), Л. Масленникова, Г. П. Вишневская, Р. Джаманова, Н. Забела-Врубель, Л. Казарновская, Е. Катульская, М. Климентова-Муромцева (первая исполнительница в составе ученического спектакля), Е. Д. Кругликова, А. Нежданова, Анна Нетребко, Т. Павловская, А. В. Панаева (самая первая исполнительница в 1-м концертном исполнении 6 марта 1879 в салоне Ю. Абазы), М. И. Фигнер, М. Френи,Рене Флеминг (Метрополитен-опера 2007);
  • Гремин: А. Батурин, Б. Гмыря, М. Горяинов, Н. Гяуров, М. Корякин, В. Лосский, Е. Нестеренко, А. С. Пирогов, М. О. Рейзен, Ф. И. Шаляпин;
  • Ольга: Е. Азерская, К. Антарова, М. Долина, Л. Звягина, Мария Максакова, Т. Синявская.

Известные аудиозаписи

    — дирижёр Василий Небольсин, Хор и оркестр Большого театра, СССР.
    — дирижёр Александр Орлов, Хор и оркестр Большого театра, СССР.
    — дирижёр Александр Орлов, Хор и оркестр Большого театра, СССР.
    — дирижёр Борис Хайкин, Хор и оркестр Большого театра, СССР.
    — дирижёр Марк Эрмлер, Хор и оркестр Большого театра, СССР.

Опубликовал Художник | 27 июля 2010

Одновременно композитор использует в бытовых сценах мело­дику различных типов крестьянской песни (хоры крестьян в пер­вом действии), широко представлены здесь и танцевальные жанры — вальс (в четвертой, шестой картинах), полонез и экосез (шестая картина), мазурка (в четвертой картине). Нередко танце­вальные ритмы органически включаются в общее развитие музы­кального действия, приобретая, таким образом, важную драматур­гическую функцию (так, происходит, например, с интонациями мазурки в четвертой картине во время ссоры Онегина и Ленского, вальса — в шестой, во время встречи Онегина с Татьяной).

Рубрика: Чайковский | Комментарии к записи Музыкальный язык оперы Евгений Онегин отключены

Картины знаменитых художников | Биографии художников, виртуальная энциклопедия живописи, картинная галерея.

НЕВЕРОЯТНАЯ ИДЕЯ


Чайковскому самому предстояло найти свою путеводную звезду.


Е.А. Лавровская

Не лучше ли было обратиться за созданием либретто к поэту? Чайковский этого не сделал и был прав. Труд оперного либреттиста в России не жаловали. Не было, строго говоря, даже такой профессии — либреттист. В Италии работа над переделкой чужих сюжетов приносила поэтам почет, деньги и даже мировую славу. Русского поэта, взявшегося за переделку Пушкина для оперной сцены, подняли бы на смех.


Поэтому для реализации своих музыкально-драматургических идей композитору приходилось довольствоваться помощью друзей и родственников. Он умел выбирать достойных помощников: некоторые созданные совместно либретто окажутся отнюдь не хуже, чем работы его итальянских современников, профессиональных либреттистов — Пьяве, Соммы или Гисланцони.

ЯВЛЕНИЕ ГЕРОИНИ

Еще никогда на российской оперной сцене героиня не выражала свои чувства столь дерзко и с таким блеском. Еще никогда не говорила она о своих самых сокровенных переживаниях языком высокой поэзии.

Да, это был Пушкин, но Пушкин, за несколько десятилетий вошедший в плоть и кровь поэтического языка. То, что в год создания романа в стихах Пушкин говорил о Татьяне в третьем лице, в год создания оперы Татьяна, влюбленная и начитанная девушка, уже могла сказать о себе от первого лица. Это был вызов. Но в искусстве вызов — это открытие.


М.Н. Климентова — Татьяна

ЛЮБОВЬ КАК МЕТАФОРА БЫТИЯ

И главное — есть то, чего еще в русской опере не было. Дыхание.

Европейский прототип этой оперы отчетливо проступает в главной сцене — письма Татьяны к Онегину.

Онегин подобен луне, которая может светить только отраженным светом. Когда в последней сцене мы видим героя почти обезумевшим от любви, это, увы, иллюзия: музыка показывает нам, что в его страстной речи всего лишь отражается, как отблеск заката, свет чувства Татьяны (вспыхнувшего в последний раз, почти подобного агонии).


Малый театр в Москве. Здесь 17 марта 1879 г.
впервые была исполнена опера студентами Московской консерватории


С.В. Гилев и В.В. Махалов — Онегин и Гремин

Татьяна и Онегин уже мертвы: Татьяна — потому, что больше не может любить, Онегин — потому что никогда не мог любить.

Оркестр, который сопровождает каждое появление Татьяны, фиксирует — подобно самописцу кардиографической установки — малейшее движение ее сердца, тончайшие порывы души. В сцене последней встречи героев на балу (когда Онегин узнает в прекрасной светской даме свою Татьяну и когда Татьяна узнает свою прежнюю любовь) оркестр почти неподвижен. Лишь размеренные плавные движения, которые вот-вот превратятся в ровную линию.

И мы, услышавшие остановку этого сердца, уже знаем, что попытка Онегина воскресить Татьяну — теперь уже собственной любовью, силу которой он преувеличивает, — неосуществима. В финальной сцене Чайковский достигает предельного напряжения: нам даже начинает казаться, что любовь совершает чудо: мертвая воскресает, вспыхивает страсть. Но нет — Онегину не дано воскрешать мертвых.

ПРИЗРАКИ В САДУ


А.Н. Левицкая — Ольга

Вместе с убитым молодым поэтом гибнет и его маленький мир: усадебная Россия, страна дворянских гнезд, где поют трогательные романсы, варят варенье, танцуют на простодушных балах и наивно наслаждаются куплетами мсье Трике. Ленский убит — и в последнем действии Онегин и Татьяна встретятся на балу, как потерпевшие кораблекрушение. Вселенная Ленского была и их вселенной. Им больше некуда пойти.


Сцена ссоры из 4-й картины оперы. Первая постановка

Сцена последнего бала открывается фанфарами, вызывающими в памяти тему рока Четвертой симфонии.

ТАЙНА ОНЕГИНА

Диалоги о Музыке

"Евгений Онегин" Лирические сцены в трёх действиях (семи картинах).

Диалоги о Музыке

В основу либретто легли лишь некоторые главы пушкинского романа в стихах. Поэтому в опере проходят только основные сюжетные линии, посвященные главным героям - Татьяне, Онегину, Ленскому и их близкому окружению.

Главная героиня оперы — Татьяна. Чайковский вслед за Пушкиным тонко передал красоту и поэтичность ее души, гениально изобразил силу любви Татьяны. Сохранив в основном пушкинские характеристики главных действующих лиц, композитор немного по-иному обрисовал их: так, в облике Ленского он подчеркнул его вдохновенность, восторженность чувств и искренность души. Чайковскому дорого душевное родство Татьяны и Ленского, темы которых он объединяет общими интонациями. Музыкальные образы персонажей, как и их судьбы, непрерывно развиваются на протяжении всего произведения. Лирическая драма развертывается на фоне бытовых сцен разного характера, которые ярко и рельефно оттеняют глубину душевных переживаний героев.

Диалоги о Музыке

Петр Ильич сумел особым языком музыки рассказать о том, что было так поэтично раскрыто в стихах гениального Пушкина.
В трех действиях оперы четко прослеживается жизнь трех главных героев - Татьяны, Онегина, Ленского - на фоне деревенского быта или картин столичной жизни. Несмотря на то, что опера названа "лирическими сценами", действие ее развивается очень целеустремленно.

В опере семь картин (три действия).

Краткое содержание.
Действие первое. Картина первая. Усадьба Лариных. Из дома доносится пение сестер — Татьяны и Ольги. В саду Ларина и няня Филиппьевна варят варенье и вспоминают свою молодость. С разукрашенным снопом приходят крестьяне поздравить барыню с окончанием жатвы.
Приезжают гости. Владимир Ленский, юный поэт, влюбленный в Ольгу, представляет своего соседа и друга Онегина. Татьяна глубоко взволнована новым знакомством, она видит в Онегине воплощение своих мечтаний о счастье и любви.

Картина вторая. Комната Татьяны. Взволнованная встречей с Онегиным, она не может уснуть и просит няню рассказать о ее молодости. Няня начинает бесхитростный рассказ, но Татьяна не слушает ее, поглощенная своими мыслями. Оставшись одна, она пишет письмо Онегину, в котором признается ему в любви.
Наступает утро. Вдали слышится наигрыш пастушеской свирели. Татьяна просит няню послать внука с письмом к Онегину.

Картина третья. В саду девушки собирают ягоды. Вбегает Татьяна. Она взволнована в ожидании встречи с Онегиным. Появляется Онегин. На признание Татьяны он отвечает с холодной откровенностью: он не склонен к семейной жизни, его речь сдержанна, учтива и завершается нравоучением, которое потрясенная девушка выслушивает молча.

Действие второе.Картина четвертая. Зима. Бал в доме Лариных в честь именин Татьяны. Гости от души веселятся; француз Трике посвящает Татьяне поздравительные куплеты собственного сочинения. Онегин, которого привез на бал Ленский, раздражен провинциальными лицами, нарядами, сплетнями и пересудами. Он сердится на Ленского и, решая ему отомстить, начинает ухаживать за Ольгой, приглашая на вальс, а затем и на мазурку. Ленский оскорблен: он вызывает Онегина на дуэль. Гости безуспешно пытаются их помирить.

Картина пятая. Зимнее утро. У мельницы назначена дуэль. Ленский и его секундант Зарецкий ждут Онегина. Мысли Ленского проникнуты тяжелыми предчувствиями.
Появляется Онегин со своим слугой-секундантом. Бывшие друзья, понимая нелепость ссоры, полны нерешительности, но, ни один из них не делает первого шага к примирению. Противники становятся к барьеру и по знаку секундантов начинают сходиться. Раздается выстрел: Ленский убит. Онегин в ужасе охватывает голову руками.

Диалоги о Музыке

"Евгений Онегин" Лирические сцены в трёх действиях (семи картинах).

Диалоги о Музыке

В основу либретто легли лишь некоторые главы пушкинского романа в стихах. Поэтому в опере проходят только основные сюжетные линии, посвященные главным героям - Татьяне, Онегину, Ленскому и их близкому окружению.

Главная героиня оперы — Татьяна. Чайковский вслед за Пушкиным тонко передал красоту и поэтичность ее души, гениально изобразил силу любви Татьяны. Сохранив в основном пушкинские характеристики главных действующих лиц, композитор немного по-иному обрисовал их: так, в облике Ленского он подчеркнул его вдохновенность, восторженность чувств и искренность души. Чайковскому дорого душевное родство Татьяны и Ленского, темы которых он объединяет общими интонациями. Музыкальные образы персонажей, как и их судьбы, непрерывно развиваются на протяжении всего произведения. Лирическая драма развертывается на фоне бытовых сцен разного характера, которые ярко и рельефно оттеняют глубину душевных переживаний героев.

Диалоги о Музыке

Петр Ильич сумел особым языком музыки рассказать о том, что было так поэтично раскрыто в стихах гениального Пушкина.
В трех действиях оперы четко прослеживается жизнь трех главных героев - Татьяны, Онегина, Ленского - на фоне деревенского быта или картин столичной жизни. Несмотря на то, что опера названа "лирическими сценами", действие ее развивается очень целеустремленно.

В опере семь картин (три действия).

Краткое содержание.
Действие первое. Картина первая. Усадьба Лариных. Из дома доносится пение сестер — Татьяны и Ольги. В саду Ларина и няня Филиппьевна варят варенье и вспоминают свою молодость. С разукрашенным снопом приходят крестьяне поздравить барыню с окончанием жатвы.
Приезжают гости. Владимир Ленский, юный поэт, влюбленный в Ольгу, представляет своего соседа и друга Онегина. Татьяна глубоко взволнована новым знакомством, она видит в Онегине воплощение своих мечтаний о счастье и любви.

Картина вторая. Комната Татьяны. Взволнованная встречей с Онегиным, она не может уснуть и просит няню рассказать о ее молодости. Няня начинает бесхитростный рассказ, но Татьяна не слушает ее, поглощенная своими мыслями. Оставшись одна, она пишет письмо Онегину, в котором признается ему в любви.
Наступает утро. Вдали слышится наигрыш пастушеской свирели. Татьяна просит няню послать внука с письмом к Онегину.

Картина третья. В саду девушки собирают ягоды. Вбегает Татьяна. Она взволнована в ожидании встречи с Онегиным. Появляется Онегин. На признание Татьяны он отвечает с холодной откровенностью: он не склонен к семейной жизни, его речь сдержанна, учтива и завершается нравоучением, которое потрясенная девушка выслушивает молча.

Действие второе.Картина четвертая. Зима. Бал в доме Лариных в честь именин Татьяны. Гости от души веселятся; француз Трике посвящает Татьяне поздравительные куплеты собственного сочинения. Онегин, которого привез на бал Ленский, раздражен провинциальными лицами, нарядами, сплетнями и пересудами. Он сердится на Ленского и, решая ему отомстить, начинает ухаживать за Ольгой, приглашая на вальс, а затем и на мазурку. Ленский оскорблен: он вызывает Онегина на дуэль. Гости безуспешно пытаются их помирить.

Картина пятая. Зимнее утро. У мельницы назначена дуэль. Ленский и его секундант Зарецкий ждут Онегина. Мысли Ленского проникнуты тяжелыми предчувствиями.
Появляется Онегин со своим слугой-секундантом. Бывшие друзья, понимая нелепость ссоры, полны нерешительности, но, ни один из них не делает первого шага к примирению. Противники становятся к барьеру и по знаку секундантов начинают сходиться. Раздается выстрел: Ленский убит. Онегин в ужасе охватывает голову руками.

Читайте также: