Музыкальная злопамятность это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вопрос о том, входит ли музыкальная память в число музыкальных способностей, решается современными исследователями по-разному. В. И. Петрушин включает память в число музыкально-познавательных процессов. Некоторые рассматривают память как индивидуально-психологическое свойство личности, не просто создающее возможности для чего-либо, как способности, но имеющее самостоятельную ценность. Мы согласны и с такими точками зрения, но полагаем, что для удобства рассмотрения структуры музыкальной психологии целесообразно изучать музыкальную память в ряду музыкальных способностей, что также принято в психологии музыкальной деятельности. Однако поскольку музыкальная память представляет собой, помимо способности, процесс, обеспечивающий музыкальное обучение и музыкально-исполнительскую деятельность, мы рассмотрим ее в несколько более широком аспекте, чем прочие музыкальные способности.

Память в общепсихологическом значении – это способность к воспроизведению прошлого опыта, являющаяся одним из основных свойств центральной нервной системы. Память выражается в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма на них, а также многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание и собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредованную, кратковременную и долговременную.

Память как свойство нервной системы закладывается в виде задатка, который присущ всем психически здоровым людям без исключения. На процессах, связанных с памятью, базируется вся деятельность человека, и различия в памяти как способности вызываются не наличием или отсутствием данного задатка, а его качественным своеобразием и степенью развитости. Иначе говоря, память поддается развитию в очень высокой степени, хотя природная предрасположенность к ее развитию у разных людей различна.

Подобно тому, как на памяти вообще основывается психическая и физическая деятельность человека, на музыкальной памяти базируется музыкальная деятельность, в том числе процессы, связанные с музыкальным образованием. Самый низкий уровень музыкальных способностей, при котором человек не в состоянии даже воспроизвести простейшую мелодию, характеризуется ее узнаванием (Б. М. Теплов), что связано с музыкальным слухом и памятью. Дальнейшие процессы восприятия и мышления основаны на накоплении музыкального опыта посредством памяти. Наконец, вся музыкально-исполнительская деятельность и обучение ей основаны на процессах памяти: это запоминание и собственно музыкального текста, и всей информации, необходимой для успешного осуществления этой деятельности.

Но если общая учебная информация усваивается на основе общеизвестных видов памяти, то применительно к запоминанию, сохранению и воспроизведению музыкального текста говорят о музыкальной памяти. Является ли музыкальная память особым видом памяти и что она из себя представляет?

Особой музыкальной памяти, принципиально отличающейся от памяти, используемой в других видах деятельности, не существует. Музыкальная память представляет собой комбинацию видов памяти, используемых и в другой деятельности, а ее своеобразие состоит в компоновке и принципах использования различных видов памяти. В музыкальной памяти задействованы:

В современных исследованиях можно встретить мысль о том, что существует особая музыкальная память, но в описании ее сущности вновь перечисляются названные выше виды памяти: в данном случае мы имеем дело с представлением о том, что сочетание именно таких видов памяти образует музыкальную память. Это по сути не противоречит утверждению об отсутствии особой музыкальной памяти, поскольку перечень образующих ее компонентов неизменен.

Все эти виды памяти могут выступать в различных комбинациях, причем от удельного веса использования каждого из них может зависеть качество запоминания – его долговременность, точность и прочность, а также возможность быстрого припоминания – например, в ситуации концертного выступления. Поскольку у каждого человека в задатках заложено собственное индивидуальное сочетание предрасположенности к разным видам памяти, то в результате можно сказать, что музыкальная память у каждого неповторима. Однако имеются и общие закономерности.

Самый прочный результат дает запоминание музыкального текста посредством конструктивно-логической памяти, часто в сочетании со зрительной. Человек, логически (зрительно-логически) запомнивший музыкальный текст, будет помнить его долго, вспоминать быстро, а в ситуации концертного выступления ему будут не страшны никакие случайности. Даже если что-то нарушит безошибочность исполнения, логически выученный текст возникнет перед мысленным взором играющего, и исполнение будет успешно продолжено (максимум неприятностей – небольшая заминка).

Исполнитель, обращающийся только (или преимущественно) к слухомоторной памяти, может поставить себя в почти патологическую ситуацию: человек, десятки или даже сотни раз игравший данное произведение наизусть, на концерте забывает одну ноту или аккорд (или не забывает, а просто физически не попадает на них, что из-за волнения происходит часто), останавливается и не может вспомнить ни одного эпизода произведения – ни до, ни после остановки.

Такой вариант запоминания текста демонстрируют обычно учащиеся с отличными координационными способностями и отличным же слухом, то есть объективно самые способные – конечно, при условии недостаточно квалифицированного педагогического руководства их обучением. Чаще встречаются отдельные элементы слухомоторного запоминания, и с ними бороться сложнее, чем со случаями откровенно неграмотного оперирования музыкальной памятью.

Дальнейший этап работы по выучиванию наизусть включает ликвидацию белых пятен, то есть выучивание этих эпизодов логически или зрительно-логически. При следующем проигрывании выплывают другие не-проученные места и т. д. Ликвидируя белые пятна, учащийся постепенно выучивает логически весь текст, точнее, подкрепляет двойным или даже тройным выучиванием то, что однажды было уже выучено слухомоторной памятью.

Педагоги знают такое парадоксальное явление: на последней репетиции учащийся вдруг забывает самое начало произведения или его окончание. Некоторые даже шутят, что это является признаком готовности к сценическому выступлению. При внимательном рассмотрении это не такой уж парадокс: начало и окончание произведения обычно запоминаются сразу и преимущественно слухомоторно; по мере ликвидации белых пятен в тексте ученик двигается к подкреплению логической памятью все более простых эпизодов и, наконец, слухомоторная память подводит его в самых простых – начале и окончании; это значит, что остальные уже выучены.

Конечно, процесс запоминания музыкального произведения у каждого имеет индивидуальные черты, но в целом несомненно то, что он основан на взаимодействии всех выше перечисленных видов памяти, причем не только их одновременном комплексном действии, но многослойном подкреплении одного вида другим.

Прервав исполнительскую карьеру из-за срывов, вызванных забыванием текста, Маккиннон занялась исследованием механизмов его запоминания и пришла к интересным выводам. По ее мнению, срывы происходят из-за несоответствия между степенью осознанности работы исполнителя и исполнительской ситуацией.

Последняя часть этого совета представляется небесспорной, во всяком случае, для всех. Что же касается первой, то это еще одно свидетельство тесной связи вида используемой в работе памяти, степени осмысленности работы над произведением и результата запоминания.

Для прочного запоминания музыкального текста и практической ликвидации риска забыть его на сцене чрезвычайно полезно мысленное музыкально-слуховое представление всего произведения, т. е. работа без инструмента.

В заключение можно привести примеры того, как удивительна бывает музыкальная память одаренных от природы и целенаправленно развивавших ее людей.

Инструменталисты, в отличие от дирижеров, чаще всего исполняют произведения наизусть, в результате длительной работы по их запоминанию. Но не всем такая работа нужна. Известен случай с молодым Сергеем Рахманиновым, который, один раз услышав из-за дверей новую симфонию Глазунова, тут же сыграл ее всю. Подобное в разное время демонстрировали И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Мендельсон и другие гении.

Этот и многие другие примеры свидетельствуют, конечно, об изумительных природных задатках – но не только. Задатки памяти могут в значительной мере остаться в бездействии, а могут быть развиты целенаправленными усилиями в очень высокой степени. В отношении музыкальной памяти такие усилия означают произвольное, намеренное запоминание музыкального материала на основе его понимания и прочувствования. Чем менее выражены задатки быстрого и точного запоминания, тем более масштабные усилия должен совершать обучающийся – и наоборот. Очень одаренные музыканты могут полагаться на природу и использовать непреднамеренное запоминание в большей степени, чем среднеодаренные и малоспособные.

Руководствуясь принципом целенаправленной осознанной работы по запоминанию музыкального материала, каждый обучающийся может самостоятельно или с помощью педагога выработать ряд наиболее подходящих для него приемов для развития своей музыкальной памяти. Важно наряду с принципом осознанности придерживаться принципа комплексности, то есть участия в процессе выучивания произведения всех видов памяти, образующих музыкальную память: это послужит основой прочного запоминания, длительного сохранения и быстрого восстановления в памяти и введения в активную деятельность музыкального материала.

1. Баренбойм Л. А. Эмиль Гилельс. М. , 1990.

2. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. М. , 1993.

3. Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. М. , 2004.

4. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. М. , 1993.

5. Маккиннон Л. Игра наизусть. Л. , 1967.

6. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М. , 1988.

7. Нейгауз Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. М. , 1982.

8. Петрушин В. И. Музыкальная психология. М. , 1997.

9. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Под ред. Г. М. Цыпина. М. , 2003.

10. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. М. , 1988.

11. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М. , 1947.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 9. Память

Глава 9. Память 1С самого рождения начинает действовать наша память и действует безостановочно всю жизнь. А с какого-то возраста каждый помнит всё или почти всё, что случалось с ним в жизни и что имело значение для его жизни.Память не есть что-то специально школьное. Памятью

Часть 2 Память

Часть 2 Память Почему важна хорошая память? Тот факт, что во время изучения любого школьного предмета большую роль играет отношение к нему ребенка, мы уже выяснили. Если тема урока школьнику нравится, он занимается с увлечением и выполняет домашние задания с радостью.

Где находится память?

Где находится память? Долгое время считалось, что клетки головного мозга взрослого человека больше не делятся, а отмершие клетки головного мозга не могут восстанавливаться. Однако в 1990-е годы общественность взбудоражило новое открытие в области головного мозга:

Процедурная память

Процедурная память Процедурная память отвечает за выученные двигательные процессы в целом. Эти механические, или моторные, навыки появляются у маленьких детей, в то время как они учатся ездить на велосипеде, и у взрослых, когда они осваивают технику вождения автомобиля.

Память и сон

Память и сон Когда же происходит переход данных в большое хранилище коры головного мозга? Процесс так называемой консолидации памяти происходит прежде всего во сне, и причина этого в том, что передача может осуществиться без помех только тогда, когда мозг автономен, то

Про память

Про память – Привет! – сказало Солнышко, ласково погладив серую шершавую кожу.– Привет! – ответил сонный Булыжник, почти вынырнув из прохладной ночной дрёмы.– Ты как? – Солнышко было настроено затеять разговор.– Да как всегда! – собеседник не сильно жаждал

§ 6. Память

§ 2. Зрительная память

§ 3. Слухоречевая память

3. Музыкальная грамотность

3. Музыкальная грамотность В начальной школе закладываются основы музыкальной грамотности, понимаемой как приобретение элементарных знаний о музыке и формирование умений и навыков практического музицирования. Важной составной частью музыкальной грамотности является

Глава 5 Внеклассная музыкальная работа с младшими школьниками

Глава 5 Внеклассная музыкальная работа с младшими школьниками Внеклассная музыкально-воспитательная работа в начальной школе естественно дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими музыкальные знания, а также

Развивающаяся память

Развивающаяся память Развивающаяся память ребенка помогает ему начать на этом этапе обдумывать свои действия, прежде чем совершить их, и благодаря этому поведение ребенка в этом возрасте становится менее импульсивным. Я удивлялся способности нашего сына Стефана

Что оставить на память

Что оставить на память У меня на столе в гостиной стоит фотография Доменики и ее мужа Тони. На ней они смеются и держат над головой свидетельство о браке. Я очень люблю эту фотографию и храню в памяти как сокровище тот момент, когда она была сделана. А рядом стоит другая

Как понять выражения " профсоюзный босс", "музыкальная злопамятность", "разорванность сознания", "золотой сон Новгорода".


Чтовзято в кавычки, это переносное значение.


Злопамятный - выделить корни?

Злопамятный - выделить корни.


Разбор слова злопамятный по составу?

Разбор слова злопамятный по составу.


Как понять вырожение сон и прочь с глаз?

Как понять вырожение сон и прочь с глаз.


Задали написать сжатое изложение а не объяснили как?

Задали написать сжатое изложение а не объяснили как!

Нужно сохранить главную мысль и сжать до 70 слов МОЙ ДРУГ.

Познакомились мы на рыбалке, понравились друг другу и стали встречаться примерно раз в неделю.

Это был редчайшей душевной тонкости человек.

Его коллеги говорили, что он первоклассный биолог, гор¬дость института.

Друзья считали его необыкновенно доверчивым чело¬веком.

Я тоже видел это и никак не мог понять до конца.

Львиная храбрость духа, который не боится уда¬ров жизни и не выставляет никаких сторожевых постов?

Обаяние натуры щедрой, доброй, никогда не стремящейся выскочить вперед и отцапать побольше от жизни и поэто¬му не наживающей себе врагов?

Думаю, и то, и это.

Вариант лжи и зла просто никогда не приходил ему в голову.

Разумеется, бывали люди, которые его обманы¬вали или подводили с низкими, корыстными целями.

К таким людям он испытывал потом хроническое отвра¬щение.

Он им не мстил, но прощения им не было во веки веков.

Это была какая - то музыкальная злопамятность.

Однажды в компании речь зашла об одном известном в городе человеке, который почти насильно запихнул свою мать в дом престарелых.

«А что вы удивляетесь?

— сказал мой друг.

— Я с ним учился в школе.

Приходя ко мне домой, он обычно рассказывал забав¬ные истории о самом себе, своих коллегах - чудаках, о должниках — а одалживал он направо и налево.

Особен¬но много рассказывал он о своем профсоюзном боссе.

Однажды мой друг сидел в заполненном автобусе, и шофер уже закрыл дверь, когда он заметил в толпе осаж¬дающих автобус профсоюзного босса.

Тот, потрясая вы¬соко поднятым портфелем, давал знать шоферу, что важ¬ность содержимого требует немедленной доставки порт¬феля совместно с его владельцем.

Шофер некоторое время держался, а потом его сердце дрогнуло, и он открыл дверь, куда хлынули люди.

Как только профсоюзный босс очутился в автобусе, он немедленно стал ругать шофера, что тот впускает лю¬дей в переполненный транспорт.

_ Но больше всего я любил наши разговоры с ним после рыбалки.

Мы говорили с ним о Средиземноморье, о золо¬том сне Новгорода, о влиянии мутагенных веществ на наследственные процессы, об искусстве XX века, о сочи¬нениях Платона, об интуиции Столыпина.

Как же я любил его в эти часы!

«Нет, — думал я, — не может сгинуть страна, в которой есть такие люди!


Как понять выражение золотые руки?

Как понять выражение золотые руки.


Как понять осветилось сознания?

Как понять осветилось сознания.


Что значит Золотой сон Новгорода?

Что значит Золотой сон Новгорода.


Выписать 5 сложных предложений и выделить грамматические основы : Мой друг Познакомились мы на рыбалке, понравились друг другу и стали встречаться примерно раз в неделю?

Выписать 5 сложных предложений и выделить грамматические основы : Мой друг Познакомились мы на рыбалке, понравились друг другу и стали встречаться примерно раз в неделю.

Это был редчайшей душевной тонкости человек.

Его коллеги говорили, что он первоклассный биолог, гордость института.

Друзья считали его необыкновенно доверчивым человеком.

Я тоже видел это и никак не мог понять до конца.

Львиная храбрость духа, который не боится ударов жизни и не выставляет никаких сторожевых постов?

Обаяние натуры щедрой, доброй, никогда не стремящейся выскочить вперёд и отцапать побольше от жизни и поэтому не наживающей себе врагов?

Думаю, и то и это.

Вариант лжи и зла просто никогда не приходил ему в голову.

Разумеется, бывали люди, которые его обманывали или подводили с низкими, корыстными целями.

К таким людям он испытывал потом хроническое отвращение.

Он им не мстил, но прощения им не было во веки веков.

Это была какая - то музыкальная злопамятность.

Однажды в компании речь зашла об одном известном в городе человеке, который почти насильно запихнул свою мать в дом престарелых.

« А что вы удивляетесь?

- сказал мой друг.

Я с ним учился в школе.

Приходя ко мне домой, он обычно рассказывал забавные истории о самом себе, своих коллегах - чудаках, о должниках – а одалживал он на право и налево.

Особенно много рассказывал он о своём профсоюзном боссе.

Однажды мой друг сидел в заполненном автобусе, и шофёр уже закрыл дверь, когда он заметил в толпе осаждающих автобус профсоюзного босса.

Тот, потрясая высоко поднятым портфелем, давал знать шофёру, что важность содержимого требует немедленной доставки портфеля совместно с его владельцем.

Шофёр некоторое время держался, а потом его сердце дрогнуло, и он открыл дверь, куда хлынули люди.

Как только профсоюзный босс очутился в автобусе, он немедленно стал ругать шофёра за то, что тот впускает людей в переполненный транспорт.

Но больше всего я любил наши разговоры с ним после рыбалки.

Мы говорили с ним о Средиземноморье, о золотом сне Новгорода, о влиянии мутагенных веществ на наследственные процессы, об искусстве 20 века, о сочинениях Платона, об интуиции Столыпина.

Как же я любил его в эти часы!

«Нет, - думал я, - не может сгинуть страна, в которой есть такие люди!


Школьные Знания?

Com Задали написать сжатое изложение а не объяснили как!

Нужно сохранить главную мысль и сжать до 120 слов МОЙ ДРУГ.

Познакомились мы на рыбалке, понравились друг другу и стали встречаться примерно раз в неделю.

Это был редчайшей душевной тонкости человек.

Его коллеги говорили, что он первоклассный биолог, гор¬дость института.

Друзья считали его необыкновенно доверчивым чело¬веком.

Я тоже видел это и никак не мог понять до конца.

Львиная храбрость духа, который не боится уда¬ров жизни и не выставляет никаких сторожевых постов?

Обаяние натуры щедрой, доброй, никогда не стремящейся выскочить вперед и отцапать побольше от жизни и поэто¬му не наживающей себе врагов?

Думаю, и то, и это.

Вариант лжи и зла просто никогда не приходил ему в голову.

Разумеется, бывали люди, которые его обманы¬вали или подводили с низкими, корыстными целями.

К таким людям он испытывал потом хроническое отвра¬щение.

Он им не мстил, но прощения им не было во веки веков.

Это была какая - то музыкальная злопамятность.

Однажды в компании речь зашла об одном известном в городе человеке, который почти насильно запихнул свою мать в дом престарелых.

«А что вы удивляетесь?

— сказал мой друг.

— Я с ним учился в школе.

Приходя ко мне домой, он обычно рассказывал забав¬ные истории о самом себе, своих коллегах - чудаках, о должниках — а одалживал он направо и налево.

Особен¬но много рассказывал он о своем профсоюзном боссе.

Однажды мой друг сидел в заполненном автобусе, и шофер уже закрыл дверь, когда он заметил в толпе осаж¬дающих автобус профсоюзного босса.

Тот, потрясая вы¬соко поднятым портфелем, давал знать шоферу, что важ¬ность содержимого требует немедленной доставки порт¬феля совместно с его владельцем.

Шофер некоторое время держался, а потом его сердце дрогнуло, и он открыл дверь, куда хлынули люди.

Как только профсоюзный босс очутился в автобусе, он немедленно стал ругать шофера, что тот впускает лю¬дей в переполненный транспорт.

_ Но больше всего я любил наши разговоры с ним после рыбалки.

Мы говорили с ним о Средиземноморье, о золо¬том сне Новгорода, о влиянии мутагенных веществ на наследственные процессы, об искусстве XX века, о сочи¬нениях Платона, об интуиции Столыпина.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Онтонио Веселко

Лучший ответ:


Зачетный Опарыш

Что взято в кавычки, это переносное значение




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Тень от тела Алёнки коснулась тёмного рака, шевелящего усами, И(сочинительный союз) он тут же исчез куда-то.
[ ] ,и [ ]. Сложносочиненное предложение, состоит из 2-х частей.

С разными видами связи.

КОГДА (союз) вода дошла до пояса, она присела и, шлёпая ногами, поплыла к противоположному берегу; на середине чувствовалось слабое течение, И(союз) Алёнка, перевернувшись на спину, долго лежала, глядя в беспредельное небо, уже наполнявшееся солнцем.

( Когда), [ ]; [ ], и [ ]. Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью, состоит из 4-х частей. Точка с запятой в этом предложении употребляется, потому что 2 и 4 предложения имеют обособленные члены предложения, которые выделяются несколькими запятыми. Для того чтобы обозначить конец второго предложения и поставлена точка с запятой.


На середине реки, ГДЕ( союзное слово, обстоятельство) уже лежала густая полоса солнца И(союз) под водой было светло, тихое течение замечалось по еле-еле шевелившимся верхушкам водяных трав, А(союз), КОГДА(союз) она приближалась к затенённому берегу, свет и под водой менялся, И(союз)и там чудились глубокие провалы, заполненные тьмой и тайнами.

[ ,(где), и ( ), ], а, (когда), [ ], и [ ]. Это сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью, состоит из 6-ти предложений.

Подождав, ЧТОБЫ(союз) вода успокоилась, она опять присмотрелась и увидела: среди разметавшегося куста водорослей сновали рыбёшки, неожиданно бросавшиеся врассыпную, но не покидавшие, однако, пределов просторного куста.

[ ,( чтобы), ]: [ ]. Сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью, состоит их 3-х частей.

Урок музыки: Скорбь и печаль в музыке

Что музыка? Она одна
Нас утешает бесконечно,
Так сладостна, так гармонична…
В ней наша видится судьба.
И, муки наши отражая,
Она нам всё же обещает
Слияние с законом вечным
И с поколений чередой,
И укрощает нашу боль…

О. Поленц

Как бы ни были разнообразны оттенки радости, передаваемые музыкой, всё же подлинное своё величие она обретает в воплощении образов объёмных, сложных, глубоких.

Почему это так?

Мы уже писали о том, что настроения незамутнённой радости редко посещают наш мир: наверное, по-настоящему они знакомы только детям. Любая другая радость достаётся нам чаще всего в награду за усилия, за преодоление невзгод.

И всякий раз, когда великая музыка пронзает нас своей ослепительной радостью, мы знаем, что долог путь восхождения к этим сияющим высотам - независимо от того, кто был её создателем. Ибо в настоящей музыке выражена вся глубина мира с его неизбывными печалями, вечными, как сам мир, и такими же вечными его радостями.

Так маленькая детская пьеса становится для нас открытием закона жизни, которому подчиняется всё грустное в мире: и облетающие осенние листья, и горькие человеческие потери.

И хоть это грустный закон, в нём есть и светлая сторона. Ведь когда-то снова наступит весна, на деревьях появятся молодые листья… Так и человеческая жизнь – потери в ней сменяются радостями, новыми надеждами и ожиданиями.

- Кукла Маша заболела.
- Врач сказал, что плохо дело.
- Маше больно, Маше тяжко!
- Не поможешь ей, бедняжке.
- Нас покинет Маша вскоре.

Вот уж горе, так уж горе, горе, горе, го…

Снег на земле и на сердце снег.
Кукла, родная, прощай навек.
Больше, дружочек, любимый мой,
Мне не играть с тобой.
Лучшею куклою ты была.
Как же тебя я не сберегла?
Как же такое случилось с тобою?
Куда и зачем от меня ты ушла?
Снег на земле и на сердце снег.
Маша, родная, прощай навек.
Больше, дружочек, любимый мой,
Мне не играть с тобой.

Пьесу пронизывает характерный ритм типичного похоронного марша, однако эта черта не делает из пьесы действительно похоронный марш. Порой в литературе можно встретить утверждение, что здесь Чайковский воспроизвёл звучание хора. Нам кажется, что эту музыку скорее можно представить себе в оркестровом, а не хоровом, варианте. Но как бы то ни было, и при исполнении, и, слушая эту пьесу, не стоит всё воспринимать слишком всерьёз. Всё-таки, композитор звуками создаёт впечатление похорон куклы: элемент игры здесь не должен совсем пропадать.

Хорошая, искренняя музыка естественно и доверительно обращается даже к самому маленькому ребёнку. Именно не фальшиво-бодрые, а печальные произведения для детей обнаруживают бережную уважительность к детской душе, способной страдать и переживать не меньше, чем взрослая.

Мы видим, что грустные настроения совсем не редкость в музыкальном искусстве, что они звучали в музыке всех времён, выражая одно из коренных свойств человеческой природы.

Слёзы людские, о слёзы людские,
Льётесь вы ранней и поздней порой.
Льётесь безвестные, льётесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые,
Льётесь, как льются струи дождевые
В осень глухую, порою ночной.

Ф. Тютчев. Слёзы людские, о слёзы людские…

И тогда приходит музыка с её ласковым и деликатным прикосновением, музыка утешающая, примиряющая. Конечно, музыка не в силах избавить нас от наших печалей, но она открывает перед нами бесконечный мир других печалей, таких же безвестных и незримых, как и наши собственные.

Читайте также: