Музыкальная культура польши кратко

Обновлено: 06.05.2024

Цель: познакомить учащихся с музыкальным искусством Польши, выявить характерные особенности польской музыки.

Задачи

  • работать с текстом, находить в нём главные мысли и опорные слова;
  • выразительно исполнять музыкальное произведение (звуковедение, дикция, пение в унисон, фразировка, динамика, интонация, ритм);
  • анализировать музыкальное произведение.

Воспитывать эстетический интерес к музыке разных народов.

Структура урока

Организация начала урока

  1. Подведение итогов - тестирование
  2. Выход из класса

Ход урока

2. Эмоционально-психологический настрой на урок

Учитель: Улыбнитесь друг другу, начинается наш урок, я рада вашим улыбкам и надеюсь, что сегодня вы узнаете много интересного.

3. Музыкальное приветствие

Учитель: Прозвенел звонок, начался урок.

Ученики: Здравствуйте!

4. Вокальная работа

  • распевание (артикуляционная гимнастика, вокальные упражнения на развитие голосового аппарата
  • исполнение песни по желанию ребят

5. Беседа

  • Ребята, вы, наверное, обратили внимание на музыку, которая звучала при входе в класс? Определите жанр данного музыкального произведения. (песня)
  • Да, это была песня. Кто из вас знает на каком языке она прозвучала? (на польском)
  • Знаете ли вы, где находится Польша, и что вы знаете об этой стране? (ответы учащихся)

Слайд 1

Сегодня на уроке я хочу познакомить вас с польской музыкой.

Слайд 2

Польша – это страна, расположенная в северной части Европы, она граничит с такими станами как Россия, Литва, Белоруссия, Украина, Чехия, Словакия и Германия.

Слайд 3

Польская музыка имеет глубокие корни и богатую историю, которая нашла свое отражение в книгах различных авторов.

Слайд 4

Слайд 5

Особенностью польской музыки является то, что в ней очень тесно и органично переплелись танцы и пение. Народными польскими танцами являются – краковяк, полонез, мазур(ка), оберег и куявяк.

Слайд 6

Некоторые из них, такие, как полонез и мазурка, получили известность во всем мире.

Слайд 7, 8, 9, 10, 11

История происхождения танца:

Интересно:

Часто размеренный и плавный полонез перемежался другими народными танцами, такими как мазурка или оберек: веселящаяся молодёжь, сделав несколько фигур полонеза, без ведома музыкантов ускоряла темп и переходила к более быстрым танцам. Оркестр в таких случаях следовал за танцующими. Затем, устав от быстрых и сложных движений мазурки или оберека, молодежь также внезапно вновь переходила на полонез. В результате часто полонез не только начинал, но и заканчивал танцы, как бы обрамляя их.

Слайд 12

В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами фигурам (променад, фонтан, веер, колонна, звездочка и другие). Музыкальный размер танца — ¾.


Типичный ритм полонеза

Практическое задание 1: Давайте вместе прохлопаем типичный для полонеза ритм.

Слайд 13

Сегодня на уроке мне хотелось бы вас познакомить с музыкой польских композиторов, музыка которых и сегодня трогает сердца слушателей.

Дата рождения: 25 сентября 1765

Место рождения: Гузув, Речь Посполитая

Дата смерти: 15 октября 1833 (68 лет)

Профессии: политический деятель; композитор

Композиторский талант проявился у Огинского в 1790-е годы. В этот период он пишет многочисленные боевые песни, марши, полонезы. Значительную часть его наследия составляют фортепианные пьесы: польские танцы — полонезы и мазурки, а также марши, менуэты, вальсы, романсы.

Слайд 14, 15, 16, 17

История происхождения танца:

Мазу́рка (от польск. mazurek) — польский народный танец (18 век), который появился во время правления короля Августа III, стал танцем городским и придворным. Название произошло от жителей Мазовии — мазуров, у которых впервые появился этот танец. В XVII веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.

Слайд 18

Мазурка состоит из похожего на полонез вступительного раздела, исполняемого несколькими парами, и череды танцев с разными фигурами.

Музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта.


Типичный ритм мазурки

Практическое задание 2: Давайте прохлопаем ритм мазурки.

Слайд 19

Мазурке принадлежала огромная роль в процессе утверждения самобытности польской музыкальной культуры. Мазурка в классической музыке более всего связана с именем польского композитора Ф. Шопена, написавшего более 60 мазурок. Для него, истинного сына польского народа, мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою родину.

Практическое задание 3: класс делится на 5 групп, каждой группе дается определенный отрывок из биографии Ф.Шопена (Приложение 2), необходимо найти, выделить и зачитать главные мысли.

8. Презентация работы групп

9. Вокальная работа:

10. Практическое задание 4 (Слайд 20):

Вопросы-тесты для закрепления нового материала:

  1. Танцы какого народа сегодня звучали на уроке? (польского)
  2. Как называют торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение? (полонез)
  3. Какой танец польского народа, появившийся во время правления короля Августа III, стал не только придворным, но и городским танцем? (мазурка)
  4. Музыка каких польских композиторов звучала сегодня на уроке? (Ф.Шопен, М.Огиньский)
  5. В какой стране закончился жизненный путь Ф.Шопена? (во Франции)

Польская музыкальная культура - одна из древнейших среди славянских. До 1918 года она, как венгерская и чешская, развивалась в трудных условиях национальной угнетенности. Соответственно развитие духовного потенциала было ограничено. Лишь в 1918 году польская культура получила возможность преобразования- страна стала независимым государством.

Появились замечательные исполнители международного класса. Такие пианисты как Йосиф Гофман, Артур Рубинштейн, Леопольд Годовский, среди скрипачей - Бронислав Губерман, Павел Кохановский.

Не менее важным событием для музыкальной жизни Польши стало творчество Кароля Шимановского, которое дало мощный толчок к развитию культуры страны.

Имя Шимановского вошло в историю польской музыки как одно из самых значительных после Шопена, как имя композитора, чье творчество стало вровень с наиболее интересными явлениями музыкальной жизни нашего века. Интерес к его музыке возник буквально с первых шагов, когда в начале столетия появился в Варшаве двадцатилетний юноша, выходец из глухой украинской провинции. Он поразил варшавских музыкантов тонкостью вкуса и культуры, талантливостью привезенных на их суд произведений. Музыка Шимановского не вызвала ни споров, ни даже двух мнений. Ясно было, что она очень талантлива, и что у ее истоков стоит Шопен. Но не только. Что-то настороженное, тревожное звучало в девяти небольших прелюдиях; какие-то новые гармонии, истаивающие недосказанные фразы, хрупкость формы, которую именно так, чуть касаясь клавиатуры, и можно было донести до слушателей. Это шло от Скрябина, чье раннее творчество тоже навеяно Шопеном.

Не связывая себя с консерваторией, Шимановский стал учеником видного композитора и педагога Зигмунда Носковского.

Ранний период творчества Шимановского посвящен почти исключительно камерной музыке-инструментальной и вокальной. В 1903-1904 годах Шимановский пишет более крупные опусы, сонаты- фортепианную и скрипичную, рядом с ними- Вариации на тему польской народной песни. В этих произведениях, равно как и в романсах на слова Каспровича, Берента, Мициньского чувствуется уже рука мастера, нашедшего свою манеру письма. В фортепианных произведениях постоянно обращает на себя внимание изысканность колористической трактовки звучности, рафинированная фактура, творческая непосредственность.

После Концертной увертюры (1905 год) и Второй симфонии имя Шимановского делается все более известным в европейских странах. Он выступает в качестве пианиста, исполняя собственные произведения, слушает свою оркестровую музыку, часто разъезжая по столицам и другим музыкальным центрам Европы; несколько лет живет в Вене, общаясь с крупнейшими музыкантами австрийской столицы.

Годы первой мировой войны Шимановский проводил на Украине. Директор Киевской консерватории Р.М. Глиэр предложил ему вступить в число ее преподавателей.

В течение пяти лет (1927-1932) Шимановский стоял во главе Варшавской консерватории, отдавая немало сил установлении в ее учебном процессе тех творческих принципов новаторства, внимания к современной музыке, которые казались ему не менее важными, чем традиции старого академизма. Творческой отдушиной стали для Шимановского длительные концертные турне с Коханским и Рубинштейном по столицам Европы и поездки в США.

Шимановского нельзя целиком отнести к одному течению искусства. Его видение, звукосозерцание было романтическим. Но на стилевом уровне его романтизм соседствовал и взаимодействовал с импрессионизмом, неоклассицизмом, неофольклоризмом и даже в какой-то степени с экспрессионизмом.

Польская муз. культура - одна из древнейших слав. муз. культур. Наиболее ранние сведения о существовании П. м. содержатся в путевых записках араб. купцов (Ибн Фадлана и др.), торговавших на польских землях в 7 в. К этому же времени относятся и найденные при археологич. раскопках на территории Польши свистулька из кости с 5 игровыми отверстиями и обломки флейты; 12 в. датируются обнаруженные близ Гданьска 5-струн. гусли. Воспоминания нем. монахов (раннее средневековье), путешествовавших в р-не р. Вислы, свидетельствуют о существовании польских языческих песен. В польском песенном фольклоре того же времени сохранились рудименты обрядовых песен, связанных с языческим культом природы (в трудовых нар. песнях встречаются имена языческих божеств - Ладо, Мажанна и др.). Ещё на древнейшей стадии развития нар. П. м. в песенных образах, интонациях, попевках и ладовых особенностях проявилась общность с песнями др. слав. народов. О древнем происхождении мн. песен, входящих в фольклор разл. р-нов совр. Польши, свидетельствуют трихордные попевки, пентатонический лад.
Нар. П. м. одноголосна. Для неё типична тесная связь песни и танца; мн. нар. напевы представляют собой танц. мелодии. Характерны 3-дольный пунктирный ритм с перемещением акцента с сильной доли такта на слабую и 2-дольный синкопированный. Встречаются и др. ритмы - в старинных думах, обрядовых и крест. трудовых песнях. Близки к древним образцам нек-рые старинные нар. инструменты, сохранившиеся в совр. польских деревнях, - колотушки, свистульки и свирели, на к-рых в сопровождении небольших бубнов исполняются обрядовые мелодии, колокольчики и пастушьи свирели. Нар. муз. инструментарий разнообразен. Среди старинных нар. инструментов: струн. смычковые - скрипки, генсле, мазанки, марины и др.; духовые - лигавы, лигавки, басуны, дуды (волынки); ударные - деревянные "клекотки" (трещотки), большой и малый бубны. Инстр. музыка получила широкое распространение в нар. быту. Странствующие нар. музыканты и инстр. ансамбли в ср. века были постоянными участниками деревенских празднеств и гуляний. Популярны старинные нар. танцы: ходзоны (предшественник полонеза), мазурка, куявяк, оберек, краковяк. Для танц. П. м. характерна смена медленного движения (taniec chdzory) и быстрого (taniec goniony); раздел танца в быстром движении строится на ритмич. варьировании той же мелодии.










З. Лисса.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .

Полезное

Смотреть что такое "Польская музыка" в других словарях:

Польская литература — Польская литература литература, написанная на польском языке либо литература польского народа и Польши, написанная преимущественно на польском языке. Содержание 1 Средневековая литература 2 Литература нового времени … Википедия

музыка — безгласная (Бальмонт); беззвучная (Бунин); богатая (Скиталец); гибкая (Башкин); дремотная (Бунин); звенящая (Бунин); звонкая (Городецкий); многозвучная (Скиталец); напряженно тоскливая (А.Каменский); сверкающая (Скиталец); страстная (Башкин);… … Словарь эпитетов

Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия

Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия

Музыка — (греч. moysikn, от mousa муза) вид иск ва, к рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Музыкальная энциклопедия

Музыка Польши — История музыки Польши охватывает период от Средних веков до современности. Содержание 1 До XVII века 2 XVII XIX века 3 Народная музыка … Википедия

Польская народная республика — Исторические карты Польши История Польши Гнезненская Польша 877 1320 Краковская Польша 1320 1569 … Википедия

Польская республика — Координаты: 52°08′49″ с. ш. 19°22′41″ в. д. / 52.146944° с. ш. 19.378056° в. д. … Википедия

Народная музыка — Так называется музыка, свойственная тому или другому народу и свободная от примеси чуждых ему элементов. Она выражает дух народа и служит отголоском его внутреннего мира. В Н. музыке отражаются радости и горести, пережитые народом на пути своего… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Украинская музыка — Начальная стадия формирования У. м. неотделима от развития муз. культуры Киевской Руси. Найденные на территории Украины археологич. памятники позднепалеолитич. времени флейты (стоянка Молодове Черновицкой обл.), резонаторные и… … Музыкальная энциклопедия

Главная Этносы Поляки Музыка

Музыка

Польская музыкальная культура – одна из древнейших славянских музыкальных культур. Наиболее ранние сведения о существовании польской музыки содержатся в путевых записках арабских купцов (Ибн Фадлана и других), торговавших на польских землях в VII веке. К этому же времени относятся и найденные при археологических раскопках на территории Польши свистулька из кости с 5 игровыми отверстиями и обломки флейты; XII веком датируются обнаруженные близ Гданьска 5-струнные гусли. Воспоминания немецких монахов (раннее средневековье), путешествовавших в районе реки Вислы, свидетельствуют о существовании польских языческих песен. В польском песенном фольклоре того же времени сохранились рудименты обрядовых песен, связанных с языческим культом природы (в трудовых народных песнях встречаются имена языческих божеств – Ладо, Мажанна и др.). Еще на древнейшей стадии развития народной польской музыки в песенных образах, интонациях, попевках и ладовых особенностях проявилась общность с песнями древних славянских народов. О древнем происхождении песен, входящих в фольклор различных районов современной Польши, свидетельствуют трихордные попевки, пентатонический лад.

При королевском дворе служили итальянские, фламандские, немецкие, позднее польские трубачи, фистулаторы (флейтисты), арфисты, лютнисты, исполнители на цитре, культивировавшие различные жанры светской музыки; среди них – венгерский лютнист и композитор Балинт (Валенты) Бакфарк, автор двух сборников пьес для лютни, служивший в 1549-66 годах придворным музыкантом в Кракове. Высоким профессиональным мастерством отличалось пение рорантистов, исполнявших духовные произведения полифонистов главным образом итальянской и нидерландской школ. Этим сочинениям противопоставлялись произведения композиторов, связанных с протестантизмом и развивавших национальное искусство. Реформация, вызвавшая в Польше в XVI веке философско-религиозное движение т. н. диссидентов (не связанных с католицизмом), способствовала появлению многочисленных сборников религиозных одноголосных и многоголосных песен, авторы которых (б. ч. неизвестные) стремились к упрощению полифонической техники, использовали интонации народной бытовой музыки, мелодии национальных танцев; они писали песни только на польские тексты. Получили распространение польские канционалы.

В середине XVII века в связи с общим экономическим упадком, вызванным вражескими нашествиями и войнами, оперная труппа была распущена, а в конце XVII века король Август II Саксонский перевел двор и капеллу в Дрезден (лишь эпизодически капелла выступала в Варшаве и Кракове). Польские магнаты и епископы стали создавать собственные, часто состоявшие из крепостных крестьян оперные труппы, которые ставили главным образом иностранные оперы. В это время многие польские композиторы работали за пределами Польши (Я. Поляк, В. Демболецкий, А. Хылиньский и другие).

К середине XVIII века выдвигаются первые польские симфонисты – ксендз Хиляра (симфония утеряна), Я. Щуровский (ок. 1740 г.), позднее – А. Мильвид (его симфонии основаны на темах, близких к украинскому музыкальному фольклору), Я. Голумбек, Й. Д. Холланд, Я. Ваньский; на рубеже XVIII-XIX веков – В. Данковский, Ф. Сьцигальский и другие. Известно около 80 польских симфоний, написанных в XVIII веке главным образом в стиле композиторов мангеймской школы и ранней венской классической школы, характерной особенностью этих симфоний является использование национальных мелодий в финальных частях.

Национальные устремления композиторов в конце XVIII - начале XIX веков, развитие фортепианных жанров, исполнение фортепианной музыки в концертах, распространение домашнего музицирования, издание обширной литературы для фортепиано – все это постепенно подготовило почву для расцвета творчества величайшего представителя польской музыки Ф. Шопена. Шопен – один из основателей польской национальной композиторской школы. Его творчество приобрело мировое значение, определив развитие романтической фортепианной музыки. Шопен, являвшийся сам выдающимся пианистом, расширил выразительные возможности фортепиано, обогатил технику фортепианной игры; основываясь на ладовых особенностях народной польской музыки, он расширил гармонические средства европейского музыкального искусства. Шопен создал новые жанры фортепианной музыки, превратил прелюдию из вступительной пьесы в самостоятельную (цикл из 24 прелюдий), развил и опоэтизировал народные танцевальные жанры мазура, полонеза, краковяка, наполнил новым, значительным и зачастую драматизированным содержанием этюд и скерцо, ввел жанр фортепианной баллады, по-новому трактовал сонатную форму, был одним из создателей романтического сонатного цикла. Он воплотил в музыке разнообразный мир человеческих чувств – мечтательную, светлую, романтическую лирику, трагическую скорбь, героические порывы, яркую жизнерадостность. Творчество Шопена, главным образом его новаторство в области гармонии, оказало огромное влияние не только на современных ему польских и иностранных композиторов, но и на музыкантов последующих поколений, вплоть до середины XX века (особенно на русских композиторов – М. А. Балакирева, А. К. Лядова, А. Н. Скрябина и других). Среди современников Шопена – Ю. Новаковский, Т. Нидецкий, А. Орловский, И. Ф. Добжиньский и другие композиторы, творчество которых по своему значению не выходило за рамки национального искусства.

В первой половине XIX века возникли Общество друзей национальной и религиозной музыки в Варшаве и Общество друзей музыки в Кракове, занимавшиеся организацией концертов, музыкально-учебных заведений, вопросами музыкального воспитания и просвещения, пропагандой новых музыкальных сочинений.

В 1901 году организована Варшавская филармония, которая стала центром распространения классической и современной симфонической польской музыки (оркестр филармонии – первый постоянный польский профессиональный коллектив).

Высокого уровня достигло исполнительское искусство в конце XIX века. Во второй половине XIX и начале XX веков выдвигаются: дирижеры Э. Млынарский, Г. Фительберг, В. Бердяев; пианисты Т. Лешетицкий (более известен как педагог), А. Михаловский, И. Гофман, Р. Кочальский, И. Падеревский, Ю. Турчиньский и другие; скрипачи Б. Губерман, П. Коханьский, И. Лотто и другие; певцы А. Дидур, И. Дыгас, певицы М. Сембрих-Коханьская, Я. Королевич-Вайдова, X. Рушковская-Збоиньская, Ю. Туровская- Лескевичова, С. Шимановская-Корвин.

Читайте также: