Музыкальная культура новгорода кратко

Обновлено: 02.07.2024

Первыми формами профессиональной музыки стало 1) устное светское искусство сказителей и скоморохов и 2) письменное музыкальное творчество, связанное с церковным пением. Музыка занимала важное место в жизни Киевской Руси. Она звучала во время церемоний, военных походов, пиров, на охоте, а также в повседневной жизни.

Наряду с песнями календарно-обрядовыми и семейно-бытовыми, занимавшими важное место в семейном быту и общественной жизни, появляются эпические жанры .

Русские былины, или стáрины, характеризуются историчностью, обычно их главными героями были реальные лица, в том числе киевские князья. В этих легендарно-героических повествованиях отражаются события русской истории, героическая борьба русского народа с внешними врагами.

5. Музыкальная культура Новгорода. Скоморохи.

Другим центром культуры Киевского государства на севере был Новгород. Он также обладал своеобразными традициями, яркой, полнокровной культурой.

Новгородские былины донесли до нас описание его шумной яркой жизни, непременными участниками которой были скоморохи, а самым знаменитым среди них — певец и гусляр Садко. Новгород становится своеобразным центром русского скоморошества. В городе и вокруг него возникли целые скоморошьи поселения. В них жили многочисленные семьи артистов, оттуда они разъезжались по всей Руси. Музыкальную основу древних былин составляют мелодические напевы декламационного типа.

6. Знаменное пение. Колокольный звон, его роль в жизни русского человека.

Начиная с Киевского периода и в течение всего Средневековья одновременно сосуществовали две музыкальные культуры разного назначения, обладавшие различными средствами художественной выразительности, — 1)народная и 2)церковная: песни и песнопения. Вся музыкальная культура делилась на две отрасли. С одной стороны – храмовое пение, с другой – народное творчество. Последнее запоминалось и передавалось исключительно в устной форме.

С принятием с конца X века христианства, как государственной религии, начала развиваться церковная музыка. Формы древнерусского церковного пения, а в значительной степени и сами его напевы, отличающиеся исключительной вокальностью, были заимствованы из Византии.

Церковная музыкальная культура, в отличие от народной, с самого начала обладала письменной традицией. Тексты песнопений записывали на церковно-славянском языке. Важнейшим событием культуры Киевской Руси было появление письменности, а вместе с тем и музыкальной письменности. В ходе исторического развития первоначальная византийская основа русского церковного пения видоизменялась. В результате возникает свой тип древнерусского искусства – знаменное пение, или знаменный распев (существовавший 700 лет с 11 по 17 века.) Это было унисонное мужское пение, отличавшееся строгостью и возвышенностью.

Церковное пение было одноголосным, без инструментального сопровождения и записывалось при помощи особых условных знаков, происходивших от системы невменного письма.

Церковное пение было одноголосным, без инструментального сопровождения. Музыкальные инструменты в православной церкви были запрещены. Инструментальная музыка считалась греховной, бесовской. Считалось, что в православном зале должно звучать только ангелоподобное пение, которое является отголоском небесной музыки. Такое пение воплощало в себе идеал красоты и дарило людям ощущение благодати , очищения, утешения. Учило любить Бога и ближних.

7. Музыкальная культура Московской Руси. Появления многоголосия.

Партесное пение, кант.

В песенном фольклоре этого времени рождается новый эпический жанр — историческая песня, которая приходит на смену былинам: в ней, в отличие от былин, рассказывалось о реальных событиях и героях.

В конце XV века при дворе Ивана III учреждается хор государевых певчих дьяков. В него входили 30—35 певцов, которые постоянно сопровождали царя и пели как в соборах, так и во время различных дворцовых церемоний (В XVIII веке хор был переведен в Петербург и преобразован в Придворную певческую капеллу).

Время Московской Руси стало эпохой наивысшего расцвета хоровой культуры знаменного пения.

Параллельно с утверждением в богослужении партесного пения в быту возникает жанр многоголосной песни, которая исполнялась дома в часы досуга. Это были канты, также пришедшие с Украины. Сначала содержание канта было религиозным, но постепенно становилось чисто светским — торжественно-хвалебным, патриотическим, любовно-лирическим и даже шуточным.

По форме кант представлял собой куплетную песню, имел трехголосное изложение, в котором два верхних голоса двигались параллельными терциями, а бас давал гармоническую основу: Кант впоследствии положил начало жанру русского романса.

В XVII веке начинают постепенно исчезать старинные обычаи и традиции: так, в 1648 году под влиянием церкви был издан царский указ, запрещавший участие скоморохов в празднествах и повелевавший уничтожать их маски и музыкальные инструменты. В то же время при дворе и в кругу просвещенного боярства растет увлечение европейской инструментальной музыкой, а у знатных вельмож появляются домашние хоры и оркестры. Важным событием стало создание в царствование Алексея Михайловича первого русского придворного театра. В его репертуаре преобладали представления на библейские сюжеты, причем большую роль в них играла музыка, для исполнения которой музыканты выписывались из-за границы.

Первыми формами профессиональной музыки стало 1) устное светское искусство сказителей и скоморохов и 2) письменное музыкальное творчество, связанное с церковным пением. Музыка занимала важное место в жизни Киевской Руси. Она звучала во время церемоний, военных походов, пиров, на охоте, а также в повседневной жизни.

Наряду с песнями календарно-обрядовыми и семейно-бытовыми, занимавшими важное место в семейном быту и общественной жизни, появляются эпические жанры .

Русские былины, или стáрины, характеризуются историчностью, обычно их главными героями были реальные лица, в том числе киевские князья. В этих легендарно-героических повествованиях отражаются события русской истории, героическая борьба русского народа с внешними врагами.

5. Музыкальная культура Новгорода. Скоморохи.

Другим центром культуры Киевского государства на севере был Новгород. Он также обладал своеобразными традициями, яркой, полнокровной культурой.

Новгородские былины донесли до нас описание его шумной яркой жизни, непременными участниками которой были скоморохи, а самым знаменитым среди них — певец и гусляр Садко. Новгород становится своеобразным центром русского скоморошества. В городе и вокруг него возникли целые скоморошьи поселения. В них жили многочисленные семьи артистов, оттуда они разъезжались по всей Руси. Музыкальную основу древних былин составляют мелодические напевы декламационного типа.

6. Знаменное пение. Колокольный звон, его роль в жизни русского человека.

Начиная с Киевского периода и в течение всего Средневековья одновременно сосуществовали две музыкальные культуры разного назначения, обладавшие различными средствами художественной выразительности, — 1)народная и 2)церковная: песни и песнопения. Вся музыкальная культура делилась на две отрасли. С одной стороны – храмовое пение, с другой – народное творчество. Последнее запоминалось и передавалось исключительно в устной форме.

С принятием с конца X века христианства, как государственной религии, начала развиваться церковная музыка. Формы древнерусского церковного пения, а в значительной степени и сами его напевы, отличающиеся исключительной вокальностью, были заимствованы из Византии.

Церковная музыкальная культура, в отличие от народной, с самого начала обладала письменной традицией. Тексты песнопений записывали на церковно-славянском языке. Важнейшим событием культуры Киевской Руси было появление письменности, а вместе с тем и музыкальной письменности. В ходе исторического развития первоначальная византийская основа русского церковного пения видоизменялась. В результате возникает свой тип древнерусского искусства – знаменное пение, или знаменный распев (существовавший 700 лет с 11 по 17 века.) Это было унисонное мужское пение, отличавшееся строгостью и возвышенностью.

Церковное пение было одноголосным, без инструментального сопровождения и записывалось при помощи особых условных знаков, происходивших от системы невменного письма.

Церковное пение было одноголосным, без инструментального сопровождения. Музыкальные инструменты в православной церкви были запрещены. Инструментальная музыка считалась греховной, бесовской. Считалось, что в православном зале должно звучать только ангелоподобное пение, которое является отголоском небесной музыки. Такое пение воплощало в себе идеал красоты и дарило людям ощущение благодати , очищения, утешения. Учило любить Бога и ближних.

7. Музыкальная культура Московской Руси. Появления многоголосия.

Партесное пение, кант.

В песенном фольклоре этого времени рождается новый эпический жанр — историческая песня, которая приходит на смену былинам: в ней, в отличие от былин, рассказывалось о реальных событиях и героях.

В конце XV века при дворе Ивана III учреждается хор государевых певчих дьяков. В него входили 30—35 певцов, которые постоянно сопровождали царя и пели как в соборах, так и во время различных дворцовых церемоний (В XVIII веке хор был переведен в Петербург и преобразован в Придворную певческую капеллу).

Время Московской Руси стало эпохой наивысшего расцвета хоровой культуры знаменного пения.

Параллельно с утверждением в богослужении партесного пения в быту возникает жанр многоголосной песни, которая исполнялась дома в часы досуга. Это были канты, также пришедшие с Украины. Сначала содержание канта было религиозным, но постепенно становилось чисто светским — торжественно-хвалебным, патриотическим, любовно-лирическим и даже шуточным.

По форме кант представлял собой куплетную песню, имел трехголосное изложение, в котором два верхних голоса двигались параллельными терциями, а бас давал гармоническую основу: Кант впоследствии положил начало жанру русского романса.

В XVII веке начинают постепенно исчезать старинные обычаи и традиции: так, в 1648 году под влиянием церкви был издан царский указ, запрещавший участие скоморохов в празднествах и повелевавший уничтожать их маски и музыкальные инструменты. В то же время при дворе и в кругу просвещенного боярства растет увлечение европейской инструментальной музыкой, а у знатных вельмож появляются домашние хоры и оркестры. Важным событием стало создание в царствование Алексея Михайловича первого русского придворного театра. В его репертуаре преобладали представления на библейские сюжеты, причем большую роль в них играла музыка, для исполнения которой музыканты выписывались из-за границы.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Певческая традиция древнего Новгорода

В электронном тексте указана нумерация страниц печатного издания: \C._\.

© Казанцева М. Г., 1995.

Коммерческое использование и распространение в печатном виде, а также размещение в электронных библиотеках и изданиях без разрешения правообладателя недопустимы.

При цитировании и ссылках на данную публикацию указывать:

В истории отечественной культуры Новгород известен как заповедник древнерусского наследия. Его охранительная роль на протяжении нескольких столетий благотворно влияла на развитие зодчества, искусства, книжности.

Значительно лучше сохранилось рукописное певческое наследие Новгорода, чем других древнерусских центров: Галича, Киева, Ростова Великого. Именно по новгородским музыкальным памятникам, представленным наиболее полно, мы сегодня имеем возможность составить целостное представление о древнерусском певческом искусстве XI–XIV вв., о значении новгородской музыкальной традиции для Московской Руси. Благодаря сохранности новгородского наследия стало возможным восстановить древнейший круг пения XI–XIII вв., а позднее – XV–XVII вв.

Наибольшую ценность – историческую, поэтическую, музыкальную, художественную представляют рукописи XI–XIII вв. Они дают понятие о ранней древнерусской нотации (знаменной кондакарной), фитном пении в отечественной практике, содержат древнейшие памятники переводной византийской гимнографии. По спискам новгородского происхождения можно проследить становление древнерусского литературного языка.

Новгород - выдающийся город. Он интересен своей знаменитой демократией, своим высоким уровнем художественного развития, и той ролью, которую играл в системе культурных и торговых связей Руси с Византией, Западной Европой, мусульманским Востоком. На счастье исследователей, Новгород обладает еще и уникальными почвами - в них почти не гниют предметы, даже дерево. Поэтому археологи уже около ста лет проводят в Новгороде раскопки, извлекая на свет древние предметы и давая нам бесценную информацию о жизни Древней Руси X-XV веков.

Оказалось, что новгородцы очень любили узорочье, и даже вещи, которыми пользовались небогатые люди, часто были орнаментированы. Причем предметы обихода для богатых и для бедных были едины по художственным образам и эстетическим представлениям, и различались только материалами и ценой.

Много лет мы восхищаемся белокаменной резьбой соборов Владимира, но оказалось, что и новгородцы были знакомы с такими изображениями. Среди бревен новгородской мостовой нашли резные дубовые колонны XI века, на которых изображны грифон и кентавр-китоврас - двойники чудищ с белокаменных стен владимирского собора, но на двести лет старше! Предполагают, что эти столбы были частью церкви Спаса, которая существовала в Новгороде еще до официального крещения, и была разрушна язычниками.

Резьбой новгородцы украшали не только колонны. Были широко распространены резные бытовые предметы из дерева, кости и рога - гребни, ручки ножей, кресты и иконы, пеналы, детали боевых луков, накладки для одежды и сумок, доски для письма (церы), ложки и многое другое. Излюбленными сюжетами накладок для одежды являются образы "лют-зверя" (барса) и змея. Вероятно, эти суровые хищники были эмблемами воинов, а то обстоятельство, что ни змеев-драконов, ни барсов большинство новгородцев никогда не видело, придавало этим зверям особую значимость. Интересна накладка со змеем в форме буквы S – этот символ был очень популярен в росписях и вышивке более поздних эпох. Зато резные прялки XIX века на новгородскую резьбу совсем не похожи.

Культуру Киевской Руси, в том числе музыкальную культуру, еще нельзя назвать сложившейся национальной культурой в полном смысле этого слова. Но если в Киеве уже зрели элементы этой культуры, то в Новгороде, заложив основу самобытного музыкального искусства Руси, определились новые его черты и особенности. Ослабление музыкальной культуры Киевской Руси, в связи с разорением ее монголами, вовсе не означало полного перерыва в развитии этой культуры на Руси вообще. Напротив, между различными древнерусскими центрами образовалась своего рода преемственность, и Господин Великий Новгород, внес наиболее весомый вклад в развитие музыкальной культуры Древней Руси. Народное музыкально-

К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”

А и нет таких певцов у нас - говорит былина - В целом славном Новегороде Супротив Василия Буслаева.

Певец и гусляр Садко - непременный герой новгородских былин. Не исключено, что это историческая личность выдающегося скомороха. Крепкая народная основа былин обусловила их большую жизненность. Мелодия былины о Василии Буслаеве записана, например, Киршей Даниловым еще в XVIII веке. Музыка былин о Садко неоднократно записывалась вплоть до начала XX века.

Из упоминающихся в былинах инструментов самым любимым были гусли, рисунки которых отражены в новгородских церковных книгах. Наряду с гуслями в общественном, особенно ратном быту Новгорода широкое распространение получают трубы. Трубачами

К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”

здесь, например, как и в европейских городах, были стражники. Но помимо этих инструментов народным музыкантам были известны и многие другие: трехструнный смычковый инструмент - гудок (отсюда музыканты вообще назывались гудошниками), вероятно, домра, танбуровидный инструмент восточного происхождения, сурны - деревянный духовой, тоже воспринятый от Востока. Наконец, бубны - ударный, применявшийся, как и сурна, также в ратном быту. Уже само по себе то, что в Новгороде и вокруг него было много скоморохов, свидетельствует о большом развитии народно-творческой и исполнительской музыкальной культуры в Новгородской городской респуб-

С другой стороны, именно ко времени Новгородской Руси относятся и особенно яростные выступления церковников против народного искусства, против скоморохов - его представителей, против "игр, скаканий, плясаний, гуслей", против народных празднеств и праздничных обрядов, сохранившихся со времен язычества. Церковь безуспешно боролась с этим чуждым ей искусством, с искусством народной сатиры, отражавшим социальный протест, запрещая сатиру и преследуя скоморохов. Более того, сама культовая музыка поддается воздействию народному искусству и наряду с окостенелыми, канонизированными формами ее, появляются новые, более жизнеспособные, свидетельствующие о движении вперед. Именно из новгородской певческой школы вышел ряд крупных певцов, имена которых сохранила история: братья Роговы, Федор Христианин и многие другие. Значение их личной творческой инициативы было особенно большим,

К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”

они не только придерживались канонизированных распевов, как это делали многочисленные забытые историей певцы, но и вкладывали в певческое дело индивидуальную творческую силу, создавая новые распевы.

К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”

тается с достаточной точностью, тогда как более старые крюковые записи не поддаются полной расшифровке.

Однако все это творческое оживление новгородской певческой школы относится уже ко времени Российского государства (XVI век). Новгородские распевушки, а в том числе и сам Шайдуров, переселяются в Москву, где их дело и получает настоящее продолжение. Москва влечет и новгородских скоморохов.

Таким образом, если можно было говорить об общей культурной преемственности Киева - Новгорода, то с еще большим правом можно утверждать о прямой преемственности культурного развития между Новгородом и Москвой. Именно в Москве, вокруг которой сложилось русское национальное государство, благодаря освоению лучшего культурного наследия Древней Руси и определенному претворению прогрессивных влияний Западной Европы, постепенно формировались основы русской самобытной музыкальной культуры.

Читайте также: