Музыка во второй половине 19 века кратко

Обновлено: 30.06.2024

  • А. Алябьев,
  • М. Глинка,
  • А. Даргомыжский,
  • П. Чайковский,
  • С. Рубинштейн,
  • М. Мусоргский,
  • А. Бородин,
  • Н. Римский-Корсаков.

Русские композиторы первой половины XIX века

Основоположником русской классической музыки по праву считают М. Глинку. Благодаря ему зародились следующие два направления:

  • музыкальная народная драма,
  • сказочно-эпическая опера.

М. Глинка создал множество романсов на стихи знаменитых русских поэтов, среди которых и В. Жуковский, и Е. Баратынский, и М. Лермонтов

Так, в середине XIX века уже можно было говорить о полностью оформившихся русских традициях реализма в музыкальном искусстве. Русская культура становилась все популярнее в мире, а ее музыкальные образы усваивались мировой культурой.

Вторая половина XIX века в русской музыкальной культуре

На этот период приходится наиболее мощный расцвет музыкального русского творчества. Причиной тому стали обострившиеся социальные противоречия, приведшие к реформам и, что вполне логично, к большой активности общества. В 1862 году в Петербурге была основана первая русская консерватория, которую возглавил А. Рубинштейн. Спустя четыре года брат Антона Рубинштейна – Николай – становится директором московской консерватории.

Среди первых выпускников Петербургской консерватории был и П. Чайковский, окончивший ее с большой серебряной медалью

Развитие русской музыки во второй половине 19 века в России

Вторая половина XIX в.— это время расцвета творчества русских композиторов, развития музыкальной критики и теоретической мысли о музыке. Совершился перелом в организации музыкального образования. Поднялся уровень музыкальной сцены, развилась концертная жизнь, достигнуты были небывалые успехи в исполнительстве. Расширился во много раз и демократизировался контингент слушателей.

От предшествующего исторического периода петербургская опера унаследовала таких видных исполнителей, как бас О. А. Петров и контральто Д. М. Леонова. В 60-х годах на сцену петербургской оперы вступили сопрано Ю. Ф. Платонова, тенор Ф. П. Комиссаржевский, баритон И. А. Мельников, контральто Е. А. Лавровская, в 70-х годах — бас Ф. И. Стравинский. Все они внесли большой вклад в развитие музыкальной культуры.

Б. Б. Корсова (тоже баритон).

Рассматриваемый период сыграл важную роль в формировании русской школы инструментального исполнительства. Крупный исполнительский талант, в частности, проявили видные композиторы.

Некоторые композиторы выступали в качестве дирижеров. Выдающимися пианпстами-композиторами, кроме А. Рубинштейна, были Балакирев, Мусоргский, Танеев, Рахманинов, Скрябин. Русскую музыкальную культуру прославили пианисты-дирижеры Н. Рубинштейн, В. И. Сафонов, Ф. М. Блумен-фельд, А. И. Зилоти. Замечательной пианисткой была воспитанница Петербургской консерватории, а потом ее профессор А. Н. Есипова. Л. С. Ауэр был одним из самых прославленных скрипачей своего времени; в Петербургской консерватории он создал скрипичную школу мирового значения. К главным деятелям той же консерватории принадлежал К. Ю. Давыдов, но имевший соперников во второй половине XIX в. среди виолончелистов мира; достойным продолжателем Давыдова стал А. В. Вержбилович.

В Москве работал гениальный чешский скрипач Фердинанд Лауб; его преемником стал тоже выходец из Чехии И. В. Гржимали, проработавший в Московской консерватории (подобно Ауэру в Петербурге) около полувека. С московской музыкальной жизнью связана деятельность талантливейшего виолончелиста А. А. Брандукова.

Глубокое постижение авторских замыслов, идеи произведения при постоянной оригинальности и свежести трактовки, правдивость и человечность, яркая эмоциональность, певучесть, техническое совершенство п одновременно подчинение чисто виртуозных элементов задачам раскрытия содержания музыки — таковы свойства передовой школы русского инструментального исполнительства.

Разносторонние успехи русской музыки — в творчестве и исполнительстве, в музыкальной критике и педагогике — оказали благотворное влияние на музыку других народов России. Учась у русских музыкантов, музыкальные деятели народов сохраняли и развивали национальные черты своего творчества.

Русская музыка развивалась в тесном общении с музыкой Запада. Творения Баха, Моцарта и Бетховена, Шуберта и Шумана, Шопена и Листа, Берлиоза и Вагнера, Верди и Грига играли важную роль в русской музыкальной жизни.

Во Франции, Испании, Италии, Бельгии, у славянских народов в конце XIX и начале XX в. изучение русской музыки стимулировало рост новых национальных музыкальных школ и направлений. Запад постепенно выдвинул большую плеяду таких замечательных интерпретаторов русской музыки, как Бюлов — пианист н дирижер, первый исполнитель Первого фортепианного концерта Чайковского, дирижеры Никиш, Малер и многие другие.

Народность и гуманизм, правдивость, богатство идейного и эмоционального содержания русского музыкального искусства, яркость формы, новаторский дух обеспечивали ему все более глубокое и сильное влияние на судьбы мировой культуры.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Русская музыка второй половины XIX века

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русская музыка второй половины XIX века

Русская музыка второй половины XIX века

Вторая половина XIX века время могучего расцвета русской музыки, как и всег.

Вторая половина XIX века
время могучего расцвета русской музыки,
как и всего русского искусства.
Русская музыка XIX в. — это яркая и блистательная эпоха в развитии музыкальной культуры.
В XIX в. сложились новые жанры вокальной и симфонической музыки.

Большие успехи были достигнуты в оперном искусстве.

В сокровищницу мировой музыкальной культуры второй половины XIX века вошло т.

Влади́мир Васи́льевич Ста́сов — русский музыкальный и художественный критик.


Организатором и идейным вдохновителем этого дружеского союза былМи́лий Алексе.

Организатором и идейным вдохновителем этого дружеского союза был
Ми́лий Алексе́евич Бала́кирев
русский композитор, пианист, дирижёр.
Он написал несколько
оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений.
Особенно выдаются оркестровая музыка к королю Лиру, вокальные сочинения - Золотая рыбка, Приди ко мне, Наступление, Взошёл на небо месяц ясный, Слышу ли голос твой.

"Король Лир", музыка к трагедии В. Шекспира.

"Король Лир", музыка к трагедии В. Шекспира.

Алекса́ндр Порфи́рьевич Бороди́н —русский учёный-химик и композитор. Музыка.

Опера писалась в течение 18 лет, но в 1887 году композитор скончался, и опера.

Модест Петрович Му́соргский Мусоргский – величайший новатор в русской музыкал.

Модест Петрович Му́соргский
Мусоргский – величайший новатор в русской музыкальной культуре. Он является продолжателем традиций, заложенных Даргомыжским.
Мусоргский по праву считается музыкальным психологом и мастером музыкального портрета.
Ему удалось найти музыкальные средства, способные точно и ярко показывать характеры героев.
Творчество Мусоргского развивалось под знаком русской народной песни и лучших традиций народного искусства.

 Це́зарь Анто́нович Кюи́— русский композитор и музыкальный критик, инженер-ге.

Ратклиф Бог сна меня унёс в далёкий край, Где ивы так приветно мне кивали .

Ратклиф
Бог сна меня унёс в далёкий край,
Где ивы так приветно мне кивали
Зелёными и длинными руками;
Где на меня цветы смотрели нежно

И ласково, как любящие сёстры;
Где родственно звучал мне голос птиц;
Где даже самый лай собак казался
Давно знакомым; где все голоса,
Все образы здоровались со мной,
ВИЛЬЯМ РАТКЛИФ — опера Ц. Кюи в 3 д. (5 к.), либретто В. Крылова по одноименной драматической балладе Г. Гейне в переводе А. Плещеева. Премьера: Петербург, Мариинский театр, 14 февраля 1869 г., под управлением Э. Направника.

Никола́й Андре́евич Ри́мский-Ко́рсаков— русский композитор, педагог, дирижёр.

Пётр Ильи́ч Чайко́вский- русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общ.

  • А. Алябьева,
  • М. Глинки,
  • А. Даргомыжского,
  • П. Чайковского,
  • С. Рубинштейна,
  • М. Мусоргского,
  • А. Бородина,
  • Н. Римского-Корсакова.

Традиционно принято говорить о русской музыке первой и второй половины $XIX$ века.

Музыка первой половины XIX века

Музыкальные произведения композитора – это огромный вклад в музыкальную культуру России в, так называемой, доглинковской эпохи.

Готовые работы на аналогичную тему

К середине $XIX$ века в музыке полностью оформились русский традиции реализма. В мире все больше осознавали значение русской культуры, а ее музыкальные образы усваивались мировой культурой.

Музыка второй половины XIX века

Этот период считается мощным расцветом музыкальной русской культуры. Подъем происходит на фоне обострившихся социальных противоречий, приведших к реформам и, как следствие, к большой общественной активности.

В это время открывается первая русская консерватория в Петербурге, директором которой становится А. Рубинштейн. А через четыре года уже в Москве также начинает свою работу консерватория под руководством брата Антона Рубинштейна Николая.

Их эстетические позиции сформировались под влиянием В. Стасова, известного русского музыкального и художественного критика. Они считали себя последователями великого М. Глинки и в своих творениях продолжали музыкальные традиции классической музыки, которые были заложены Глинкой и Даргомыжским.

Читайте также: