Эрьзя вклад в культуру россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов) (1876–1959) родился в с. Баево Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне Ардатовский район Республики Мордовия) в крестьянской семье. Эрзянская культура и христианские традиции, которых придерживались в семье, стали основой формирования его представлений о мире и оказали большое воздействие на все его творчество.

С. Д. Эрьзя внес большой вклад в развитие скульптуры, так как именно он начал широко использовать дерево как материал. Большая часть скульптурного наследия Эрьзи является национальным достоянием Республики Мордовия и хранится в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи. На родине скульптора работает Дом-музей С. Д. Эрьзи, рассказывающий о том, где родился и как рос всемирно известный скульптор.

Монумет и Дом-музей С.Д. Эрьзи

Город Алатырь неразрывно связан с судьбой всемирно известного художника Степана Дмитриевича Эрьзя (Нефёдова), родившегося в октябре 1876 году в селе Баево Алатырского уезда Симбирской губернии. Псевдоним Эрьзя отражает принадлежность российского художника к этнической группе, входящей в состав мордовских народов.

В 1899 году семья Нефёдовых перебираются в Алатырь и селится в деревянном доме напротив Знаменского храма. До переезда в город Степан Нефёдов уже успел зарекомендовать себя талантливым художником и иконописцем, и когда в России праздновали 100-летия со дня рождения Пушкина, устроители юбилейного вечера пригласили молодое дарование для оформления спектакля. В наши дни сохранилась афиша, где рукой Эрьзи написано "Алатырь. Коммерческий клуб. 1899 г." и здание, где происходило это событие с установленной мемориальной доской (ныне обувная фабрика).

В 1901 году на средства, собранные алатырской интеллигенцией, Степан поехал поступать в Строгановское училище, где помогли раскрыться молодому таланту такие учителя как: В.А. Серов, К.А. Коровин, И.А. Касаткин, Л.О. Пастернак, А.Е. Архипов и скульптор Сергей Михайлович Волнухин. Мировую славу и высокое признание скульптор получил в Европе в 1911 году. С 1925 по 1950 года Эрьзя живёт в Аргентине из-за сложных отношений с новой властью, но в 1951 году возвращается в Москву с огромной коллекцией своих работ (180 скульптур из разного материала, общим весом 175 тонн). В ноябре 1956 года С.Д.Эрьзя скончался в своей мастерской в Москве.

Сохранившийся в Алатыре дом, где провёл юношеские годы С.Д.Эрьзя, внесён в список памятников истории регионального значения. Также сохранился Знаменский храм через дорогу от дома. При реконструкции природно-ландшафтной зоны - сквера "Прудок" - в честь великого скульптора был установлен памятник.

Памятник С.Д. Эрьзе, парк "Прудок"

1)Ильин Д. Ф. Российская духовная культура и творчество С. Д. Эрьзи. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.

2)Степан Дмитриевич Эрьзя. Переписка. Статьи о творчестве. Воспоминания. Каталог произведений. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 2001.

3)С. Эрьзя. О, женщина, краса земная. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 2001.

Эрьзя. - М.: МКЛМК, 1999.

4)Скульптор Эрьзя. Биографические заметки и воспоминания. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995.

Мордовский скульптор Степан Нефедов во всем мире известен под именем Эрьзя. Боготворивший своих предков-крестьян, Эрьзя вобрал в себя культуру всей земли и поистине стал художником мира. Степан Нефедов родился 130 лет назад, в 1876 году в селе Баево Ардатовского уезда в крестьянской семье. Его художественный талант проявился рано. В Алатыре и Казани Степан помогал мастерам расписывать церкви и получил первые художественные навыки.

В 1901 году он уехал в Москву, где стал посещать классы Строгановского училища и Училища живописи, ваяния и зодчества. В 1906 году, оказавшись в Италии, молодой художник создает из мрамора свои первые шедевры, ставшие художественной сенсацией на международных выставках.




В 1914 году скульптор возвращается в Россию. Здесь он интенсивно ра¬ботает, восторженно встречая революцию, которая, по его мнению, поможет осуществить самые грандиозные проекты. Он работает в Москве, на Урале и Кавказе.

В середине 20-х годов скульптор выезжает с выставкой своих произведений в Европу, затем судьба забрасывает его в Южную Америку. В 1927-1950 годах он живет в Аргентине. Здесь Эрьзя находит новый скульптурный материал - прочные и выразительные породы субтропических деревьев. В Аргентине он создал портреты Льва Толстого, Сократа, Микеланджело, Иоанна Крестителя, Моисея, Христа. В 1950 году скульптор возвращается в СССР и привозит большую часть своих работ, около 200 скульптур.




Последние годы он жил и творил в Москве. Здесь он и умер в 1959 году. Похоронен великий мастер в Саранске. На его могиле установлен памятник работы Сергея Коненкова. Произведения гениального мордовского художника хранятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Государственной Третьяковской галерее в Москве, во многих частных коллекциях в России и на Западе.

Наиболее известные произведения экспонируются в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи. Виртуозно обработанные материалы - мрамор, железобетон, дерево, чугун, гипс - все у мастера одухотворено, дышит живой плотью, проникнуто высочайшими человеческими чувствами и сильными страстями.

Его герои - мифологические персонажи и реальные исторические личности, представители разных народов мира олицетворяют красоту и силу человеческого духа.

Наш сайт использует файлы cookie для персонализации и предоставления соответсвуещего контента, анализа посещаемости веб-сайта
и отображения рекламы. Нажимая "Принять", вы соглашаетесь с этим. Чтобы узнать больше поситете нашу политику конфеденциальности. Принять

Наши контакты

Основной офис

Россия, Республика Мордовия, г. Саранск, пр. Ленина, 16

Понедельник - пятница с 09:00 до 18:00. Суббота с 10:00 до 16:00. Воскресенье - выходной. Без перерыва на обед.

Авиа и ж/д кассы

Россия, Республика Мордовия, г. Саранск, пр. Ленина, 16

По будням с 08:00 до 20:00, суббота и воскресенье с 09:00 до 18:00. Без перерыва на обед.

Офис в Рузаевке

Россия, Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул.Ленина, 63

Понедельник - пятница с 09:00 до 18:00. Суббота с 10:00 до 16:00. Воскресенье - выходной. Без перерыва на обед.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

С. Д. Нефёдов (Эрьзя — псевдоним, идущий от самоназвания одной из народностей, живущих в Мордовии) родился в селе Баеве Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне Ардатовский район Республики Мордовия). В юности занимался иконописью, образование получил в 1902–1907 в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (мастерская С. М. Волнухина). В 1907–1914 жил и работал в Италии, Франции, принимал участие в 10 крупнейших международных выставках в Милане, Риме, Венеции и Париже.

В конце 1926 С. Д. Эрьзя был командирован с выставкой своих работ во Францию. Оттуда он по приглашению президента Аргентины Марсело Торкато де Альвеара уехал в эту страну, где жил и работал в Буэнос-Айресе в 1927–1950. Там появились сотни скульптур, выполненных из субтропических деревьев — кебрачо, альгарробо, урундай.

В 1950 Эрьзя возвратился на родину, привезя ей в дар более 250 своих произведений. В 1954 в Москве с большим успехом прошла его персональная выставка. Многолетняя деятельность С. Д. Эрзи в области изобразительного искусства была отмечена высокими государственными наградами.

Скульптор Степан Эрьзя умер 27 ноября 1959 года. Его похоронили в Саранске, и хотя его прах теперь на вечно связан с родной мордовской землей, его искусство, не знающее границ, принадлежит всему человечеству.

БЕЖАТЬ ЧТОБЫ ВЕРНУТЬСЯ.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Эрьзя популярен в знаменитых парижских салонах, его работы уже несколько лет скупает торговец произведениями искусства. Тогда же на выставку Эрьзи приходит посол Аргентины во Франции. Он так потрясен талантом Степана, что умоляет его уезжать в Аргентину - на то время самую цивилизованную страну американского континента.
Когда Луначарский на первой выставке скульптуры молодой республики Советов в 1926 году отмечает работы Эрьзи как самые яркие и талантливые, художнику открывается дорога на все крупнейшие выставки. В 1928 году он везет свои скульптуры по указанию Луначарского в Париж.

В СССР чиновники внимательно отслеживают триумф человека, которому на родине отказывали в самых грандиозных его проектах.
Пишет посол Сергеев:
-Его уговаривают вернуться. После долгих раздумий скульптор ставит условие: музей в Москве, где поместят его работы, мастерская и фильм о его творчестве.
- Я доложил руководству страны об условиях, на которых Эрьзя был готов вернуться. Москва ответила: пусть сначала вернется, там посмотрим. Похоже, его не хотели видеть в СССР. Я обманул Эрьзю и сказал, что все договоренности есть. Обманул ради того, чтобы страна не потеряла величайшего скульптора и его шедевры.

В 1950-м Эрьзя в Москве. Его никто не встретил кроме родных. Огромный архив, работы, куски драгоценного кебрачо держать негде. Милиция не дает паспорт, в минкультуры тормозят с мастерской. Чиновник, к которому скульптор взывает о справедливости, кричит: "Зачем вы вернулись? Я три года положил на то, чтоб вы сюда не приезжали!"

Эрьзя уже не молод. Через полтора года у него появляется квартирка. Как и враги в среде искусства. К примеру, всесильный Вучетич обвиняет его в буржуазности. Умирая, Эрьзя пишет, что все свои работы дарит советскому народу. Академия художеств отказывается создавать его музей в столице, скульптуры отправляют сначала в Русский музей (нехудшее место-прим мое.Георгий), затем дальше-в Мордовию.Тоже вроде бы разумно-на малую Родину скульптора.Но в семидесятых часть работ хранили в жутких условиях на первом этаже жилого дома Саранска. В старом трухлявом домике к столетию великого сына Мордовии затем открыли-таки его музей.

Эрьзя первым в мире предложил создать скульптурную композицию высотой в три километра. Просил у советских чиновников роту солдат для помощи - хотел на Уральских горах возвести великие фигуры Революции, Ленина и Стеньки Разина. Ему не дали. Его шестиметровую мраморную скульптуру "Освобожденный человек", поставленную в Екатеринбурге в 1919 году, уничтожили - ведь фигура была обнаженной! Все его великие замыслы остались в папках или за границей. Благодаря преданным поклонникам в России, Италии и Аргентине, Эрьзя лишь сейчас открывает свои тайны неблагодарным потомкам.
посмотрите некоторые работы и поймете сами величие его таланта

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Казань, 1888 год. В только что построенном в Панаевском саду, большом двухъярусном театре его новый директор А.А. Орлов-Соколовский организует на предстоящий сезон драматическую и оперную труппы. Сразу же объявили и о наборе в хор. Сделал попытку поступить в него и пятнадцатилетний Федя Шаляпин. Но ему отказали, посоветовав прийти этак года через два. Причина отказа – ломался детский голос. Федор сильно переживал, и несколько утешило его место статиста на поспектакльной плате – 50 копеек за вечер.

В том году поздней осенью подался в Казань и семнадцатилетний Степан Нефедов. Он ещё далеко не Эрьзя, но уже живет в душе огромное желание поступить учеником в какую-нибудь иконописную мастерскую. Сначала же пришлось поработать в столярке при депо станции Казань, куда его устроил земляк-алатырец. И все же весной следующего года Степану посчастливилось. Его взял в ученики П.А. Ковалинский – мастер иконописи, снимавший под мастерскую часть дома казанского купца В.И. Заусайлова на углу Большой Проломной и Гостинодворской (ныне ул. Баумана и Чернышевского). Хозяин сразу распознал в ученике далеко не новичка в иконописном деле. Это было видно, потому как молодой мордвин знал левкас, как свободно владел кистью и резцом по дереву. Всему этому Степан научился у алатырских иконописцев и уже написал самостоятельно несколько икон, обновлял старые. И вот, отныне, он уже не ученик, а мастер с жалованием три целковых в месяц плюс хозяйские харчи.

Был ли на этом концерте Степан Нефёдов, читал ли он отзывы о певце в казанских газетах и, вообще, встречал ли его случайно где-нибудь на улице или в других общественных местах, определенно сказать нельзя. Но предположить можно: а почему бы и нет?! И хотя в казанский период (у С. Нефедова он длился до 1898 года) будущие знаменитости на поприще искусства лично не были знакомы, точки их соприкосновения, пусть и косвенные, существовали. Молодой иконописец из Алатыря не мог не бывать в казанских православных храмах, в которых не так давно пел в церковном хоре мальчик Федя Шаляпин. Его дискант звучал и в Спасском мужском монастыре Казанского Кремля, Духосошественском храме на улице Мостовой (ныне ул. Луковского), Варваринской церкви на Арском поле. И ещё один любопытный момент. В доме купца В.И.Заусайлова, где находилась иконописная мастерская П.А. Ковалинского, за семь лет до приезда в Казань Степана Нефедова открылась ссудная касса с филиалом (второе отделение) на Рыбнорядской улице (ныне ул. Куйбышева). В одно из них и пристроил на скромную должность служащего Федю Шаляпина его отец. В какое отделение, точно сказать нельзя. Но в любом случае юный писец многожды бывал в доме на углу Большой Проломной и Гостинодворской, в котором целых четыре года провел и Степан Нефедов.

Когда в 1898 году будущий знаменитый скульптор покидал Казань никому ещё неизвестным художником-иконописцем, возвращаясь в родные места, Федор Шаляпин в Москве подписал с Большим театром контракт на три года. Имя певца знала уже вся Россия.

И все же, что за причина заставила Степана отказаться от компаньонства и богатой невесты? Думается, что и та самая поездка с Ковалинским в мае 1896 года на Нижегородскую ярмарку, где открылась Всероссийская промышленная и художественная выставка. Как завороженный ходил он тогда по выставочным залам, подолгу задерживаясь у полотен Серова, Коровина, Врубеля, других выдающихся русских художников. Увиденное волновало, будоражило. С этих пор Степан потерял покой. В иконописи он добился каких-то успехов, а вот как в живописи? Какое-то время он посещал художественную школу, недавно открывшуюся в Казани. Но после Всероссийской выставки вдруг понял: если так, как творили Серов и Коровин, то одной художественной школы, пожалуй, будет маловато. И чаша весов, на которую Степан положил своё страстное желание послужить искусству, перетянула чашу обыкновенного обывательского благополучия.

С A.M. Горьким Степан Эрьзя познакомился тоже в Италии, в небольшом приморском городе Леванто. И произошло это как раз в доме А.В. Амфитеатрова, о котором мы уже говорили. Незадолго до этого Александр Валентинович радушно принял под свой кров молодого скульптора, разглядев в нем большой талант. Амфитеатров написал о творчестве Эрьзи несколько статей для петербургских и московских газет, вызвав тем самым большой интерес к художнику у русской публики, предоставил ему мастерскую, ввел его в круг своих многочисленных знакомых, среди которых был и Горький. Надо сказать, Алексей Максимович не сразу смог оценить талант скульптора. Но со временем мнение писателя изменилось, и были моменты, когда он пытался искренне помочь художнику в трудные периоды его жизни. Правда не всегда успешно. Как, например, в случае с предложением самого Горького организовать в Европе показательную художественную выставку произведений Эрьзи и образцов русских мраморов. Тогда Наркомпрос запретил такую выставку. Было это в 1921 году.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Степан Эрьзя не такой как большинство скульпторов, которые используют в качестве материала камень или метал. Эрьзя предпочитал превращать в скульптуру дерево.

Степан Эрьзя. Скульптура

Степан Эрьзя. Скульптура Размышление

Многие работы скульптора посвящены эрьзянскому народу, особую нишу в его творчестве занимают и женские образы.

Степан Эрьзя. Голова мордовки

В дневниках и переписке Эрьзи явно прослеживается его тоска по Родине, куда он сумел вернуться лишь в 1951 году — за восемь лет до смерти.

Читайте также: