Виды межкультурной коммуникации кратко

Обновлено: 02.07.2024

Межкультурная коммуникация – это связь и общение между представителями различных культур, что предполагает, как личные контакты между людьми, так и опосредованные формы коммуникации.

Межкультурная коммуникация представлена четырьмя основными формами:

  • прямой
  • косвенной
  • опосредованной
  • непосредственной

Прямая и косвенная формы межкультурной коммуникации

Во время процесса прямой коммуникации информация передается на прямую от отправителя получателю, эта форма коммуникации может осуществляться и в устном, и в письменном виде. При устной передаче учитываются так же как вербальные, так и не вербальные средства коммуникации.

Для косвенной коммуникации характерен односторонний характер. В данном случае в качестве источника информации представлены литературные произведения, произведения искусства, СМИ.

Опосредованная и непосредственная формы межкультурной коммуникации

Опосредованная и непосредственная формы межкультурной коммуникации различаются наличием или же отсутствием в процессе взаимодействия посредника коммуникационного процесса. В данном случае под посредником может пониматься или человек, например, переводчик или устройство, например, телефон, компьютер. Но следует отметить, что по своей сути все коммуникационные акты являются опосредованными, так как в каждом случае имеются временные и пространственные искажения. Коммуникация, которая совершается по телефону, имеет прямую форму, но в этом случае не учитываются невербальные средств общения.

Готовые работы на аналогичную тему

Контекст межкультурной коммуникации

Формы межкультурной коммуникации так же связаны с коммуникационным контекстом.

В межкультурной коммуникации выделяют следующие виды контекста:

  • внутренний контекст
  • внешний контекст
  • временной контекст

Внутренний контекст представляет собой знания, ценности, культурное сходство и индивидуальные особенности участника коммуникации. Так же в рамках этого контекста можно выделить эмоциональный настрой, с которым человек вступает в коммуникацию, эмоциональный настрой формирует атмосферу, в которой проходит коммуникационный процесс.

Внешний контекст представлен в таких категориях как время, сфера и условия общения. Место, в котором происходит процесс коммуникации влияет на сам коммуникационный акт. Именно место определяет настроение межкультурной коммуникации. Участник коммуникационного акта, который находится на знакомой ему территории чувствует себя более уверенным, он лучше ориентируется в пространстве, так как находится в пределах своего культурного поля, другой участник коммуникации, для которого территория является незнакомой, может ощущать дискомфорт и плохо ориентироваться в культурном пространстве. Отличается и характер коммуникации на работе и дома: в домашних условиях на коммуникационный акт в большей степени будет оказывать влияние бытовая культура и личностные особенности.

Под временным контекстом понимают период времени, в рамках которого происходит коммуникационный акт. В зависимости от временного периода отношения участников коммуникационного акта могут различаться. Если говорить о хронологических характеристиках, то можно выделить следующие виды коммуникации:

  • одновременные (осуществляются путем личностных контактов)
  • разновременные (остальные коммуникативные ситуации)

Межличностная коммуникация в рамках межкультурной

Межкультурная коммуникация в свою очередь осуществляется посредством межличностной коммуникации. Под межличностной коммуникацией понимают процесс, в ходе которого оба участника коммуникации оказывают друг на друга определенное влияние. Форма межличностной коммуникации имеет ряд специфических черт. Формы межличностной коммуникации зависят от многих факторов, например, от количества участников коммуникационного процесса, их социальной роли и социального статуса, цели коммуникации, временной и пространственной специфики коммуникационного акта. Считается, что идеальная межличностная коммуникация – это непринужденная неформальная беседа двух человек.

Этот вид коммуникации имеет ряд особенностей:

  • разнообразие тем, которые поднимаются в беседе
  • одна сторона более активна, чем другая
  • происходит периодическая смена коммуникативной установки
  • существует возможность возвратиться к уже затрагиваемым темам

В данном случае заключение беседы может быть вовсе не обязательным, так как она может быть неожиданно прервана обстоятельствами из вне. В случае если коммуникация осуществляется в рамках формально беседы, используются общепринятые нормы коммуникации, определенный порядок высказываний.

Межличностная коммуникация является неизбежной, так как человек как существо социальное не смогло бы существовать без общения. Так же межличностная коммуникация является необратимым процессом, так как сказанное нельзя отменить. Для межличностной коммуникации обязательным условием является обратная связь.

Обязательными компонентами межличностной коммуникации являются:

  • отправитель
  • информация
  • реципиент
  • информационный канал
  • обратна связь

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что межличностная коммуникация может быть одним из видов межкультурной коммуникации, при этом участники коммуникационного процесса должны принадлежать к разным культурным общностям.

Разнообразие видов социального взаимодействия, социальных контекстов и намерений участников общения находит свое отражение в разнообразии речевых жанров – от повседневной болтовни до эмоциональных признаний, от деловых совещаний и переговоров до выступления в средствах массовой информации. При этом речевое общение через образы, мотивы, установки, эмоции определяет социальные и межличностные отношения, речь конституирует их.

Даже поверхностное наблюдение за поведением людей позволяет выделить среди них особую группу, отличающуюся высокой коммуникабельностью. Люди этого типа могут легко устанавливать контакты с другими людьми и приобретать знакомых, комфортно чувствуют себя в любой компании. По наблюдениям психологов, такие люди осознанно или неосознанно используют определенные приемы аттракции, т. е. умения расположить к себе собеседника. Специальными исследованиями зарубежных ученых определено, что характер, форма и стиль коммуникации во многом зависят от первых минут, а иногда и секунд общения. Существует множество очень простых приемов, позволяющих практически в любой ситуации облегчить начальный этап коммуникации, что определяет весь дальнейший ход этого процесса. К числу таких приемов относятся улыбка, обращение к собеседнику по имени, комплимент и т. д. Хорошо известные каждому человеку, часто неосознанно применяемые в повседневной практике и действенные приемы общения позволяют расположить к себе собеседника и заложить основу для продолжительного и эффективного общения.

В зависимости от сочетания различных способов, приемов и стилей общения в коммуникативистике принято выделять три основных вида межкультурной коммуникации: вербальную, невербальную и паравербальную.

Как считают специалисты, коммуникативное взаимодействие людей на три четверти состоит из речевого (вербального) общения. В процессе коммуникации осуществляется взаимное влияние людей друг на друга, обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами и т. д. Для этого каждая культура создала свою языковую систему, с помощью которой ее носители имеют возможность общаться и взаимодействовать. В науке различные формы языкового общения получили название вербальных средств коммуникации. Под вербальной коммуникацией понимается языковое общение, выражающееся в обмене мыслями, информацией, эмоциональными переживаниями собеседников.

Исследования процесса коммуникации показывают, что речевое (вербальное) общение является основным видом человеческой коммуникации, но оно сопровождается различного рода несловесными действиями, помогающими понять и осмыслить речевой текст. Эффективность любых коммуникационных контактов определяется не только тем, насколько понятны собеседнику слова или другие элементы вербальной коммуникации, но и умением правильно интерпретировать визуальную информацию, которая передается мимикой, жестами, телодвижениями, темпом и тембром речи. Хотя язык является самым эффективным и продуктивным инструментом человеческого общения, все же это не единственное средство коммуникации. Дело в том, что средствами вербальной коммуникации можно передать только фактические знания, но их оказывается недостаточно для передачи чувств человека. Различного рода чувства, переживания и настроения, не поддающиеся словесному выражению, передаются средствами невербального общения. Сферу невербальной коммуникации составляют все неязыковые сигналы, посылаемые человеком и имеющие коммуникативную ценность. Эти средства объединяют большой круг явлений, включающий не только мимику, жесты, позы тела, тембр голоса, но и различные элементы окружающей среды, одежду, элементы оформления внешности и т. д.

Голосовые характеристики относятся к важнейшим факторам восприятия, поскольку речевые оттенки влияют на смысл высказывания, сигнализируют об эмоциях, состоянии человека, его уверенности или неуверенности и т. д. Поэтому наряду с вербальными и невербальными средствами коммуникации в общении используются паравербальные средства – совокупность звуковых сигналов, которые сопровождают устную речь, привнося в нее дополнительные значения. Примером такого рода может служить интонация, сигнализирующая о вопросительном характере предложения, сарказме, отвращении, иронии и т. п. Иными словами, при паравербальной коммуникации определенная часть информации передается через голосовые оттенки, которым в разных языках придается определенный смысл.

Межкультурные взаимодействия, осуществляемые в разных видах коммуникации с помощью разных средств, приводили к различным результатам в плане изменения культур, сохранения или частичной утраты их самобытности, духовного обогащения (за счет заимствований чужого опыта) и даже к появлению новых культур в результате непосредственных взаимовлияний.

Мартовские виды

Мартовские виды 2055 лет назад, 15 марта 44 года до н. э., в театре Помпея, перед заседанием Сената был убит Гай Юлий Цезарь.Он да Наполеон ? два символа политического и полководческого величия, волновавших лучшие умы последних двух веков; и если пылкая юность симпатизирует

Виды браков

Виды браков Некоторые источники утверждают (правда, другие в этом сомневаются), что кузина жены Наполеона Жозефины — Эмми де Ривери была захвачена на Средиземном море пиратами и продана на невольничьем рынке в Алжире. Она попала в гарем правителя Алжира, который решил

Мартовские виды

Мартовские виды 15 марта. Убит Юлий Цезарь (44 г. до н. э.)15 марта 44 года до н. э. в театре Помпея, перед заседанием Сената, был убит Гай Юлий Цезарь. Он да Наполеон — два символа политического и полководческого величия, волновавших лучшие умы последних двух веков; и если пылкая

Нетрадиционные виды транспорта

Нетрадиционные виды транспорта Нетрадиционные виды транспорта часто привлекают внимание благодаря своему новаторскому имиджу и экзотическим характеристикам. Требуются определенные познания в сфере транспортных систем, чтобы отличить их выигрышные стороны от

XX. Виды на будущее

Виды ночных клубов

Виды ночных клубов Не стоит думать, что все клубы одинаковы. У каждого есть свои особенности, каждый старается чем-то выделиться, чтобы привлечь посетителей. В одном клубе, например, могут предложит, принять участие в каком-нибудь веселом розыгрыше, в другом царит чуть ли

Виды азартных игр

Виды азартных игр В казино вам могут предложить поиграть в самые разные азартные игры. В каждой игре свои правила, в том числе и правила этикета. Кроме того, для каждой игры в казино имеется специальное оборудование. Под оборудованием подразумевается рабочий инвентарь

Другие виды игр

Другие виды игр Помимо игры на деньги, ради которой в казино, собственно, и ходят люди, администрация крупных заведений обычно предлагает им дополнительные развлечения – такие, как бильярд, боулинг, шоу и

ВИДЫ ПРИЕМОВ

ВИДЫ ПРИЕМОВ Приемы в дипломатической практике являются важнейшим средством поддержания и развития контактов с официальными, общественными, деловыми, культурными и другими кругами страны пребывания.Дипломатические приемы устраиваются в ознаменование какого-либо

43. Виды мобильности

43. Виды мобильности Интрагенерационная (в рамках одного поколения) мобильность сравнивает положения, достигнутые одним и тем же индивидом в различные моменты на протяжении его или ее жизни (как правило, имеется в виду трудовая биография, а, значит, – служебная карьера).

9.5. Проблема понимания в межкультурной коммуникации

9.6. Толерантность как результат межкультурной коммуникации

9.6. Толерантность как результат межкультурной коммуникации Процесс глобализации, ведущий к взаимозависимости культур, народов и цивилизаций, вызывает к жизни необходимость перехода от иерархической системы отношений, построенных на принципах господства и подчинения,

Литературный пантеон: автор и произведение в межкультурной коммуникации

Межкультурная коммуникация — связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как личные контакты между людьми, так и опосредованные формы коммуникации (такие как письменность и массовая коммуникация). Межкультурная коммуникация изучается на междисциплинарном уровне и в рамках таких наук, как культурология, психология, лингвистика, этнология, антропология, социология, каждая из которых имеет свои цели и средства.

Определение межкультурной коммуникации, данное А. П. Садохиным: «Межкультурная коммуникация есть совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам." Вопрос, тем самым, заключается в том, что и как соотносит различные культуры. Причем, "что" и "как" здесь не только предполагают друг друга, но и могут быть, по существу, тождественны.

В настоящее время в межкультурном взаимодействии ведущее место бесспорно принадлежит электронным коммуникациям. Тем не менее, до сих значительную роль в нем играют коммуникации доэлектронные, что нередко выражается в том, что исследователи, признавая первичную роль электронной коммуникации, понимают ее по аналогии с доэлектронной.

Для современной России вплоть до настоящего времени электронные коммуникации как форма управленческой культуры и самостоятельного действия играют в межкультурной взаимодействии второстепенную роль, что является серьезным фактором ее отставания. До сих пор научно-исследовательская деятельность организуется преимущественно также по шаблонам технологии Гутенберга (как то, что должно осуществляться линейно и последовательно), а не в режиме электронной одновременности, что существенно сдерживает ее развитие.

Содержание

История

Первоначально понятие было введено в 1950-х американским культурным антропологом Эдвардом Т. Холлом в рамках разработанной им для Госдепартамента США программы адаптации американских дипломатов и бизнесменов в других странах. Поэтому речь у него идет преимущественно о стереотипизации в понимании представителей различных культур.

Первоначально для описания межкультурной коммуникации использовалось т. н. классическое понимание культуры как более или менее стабильной системы осознанных и бессознательных правил, норм, ценностей, структур, артефактов — национальная или этническая культура.

В настоящее время всё чаще доминирует т. н. динамическое понимание культуры как образа жизни и система поведения, норм, ценностей и т. д. любой социальной группы (например, городская культура, культура поколений, культура организации). Динамическое понятие культуры не предполагает строгой стабильности культурной системы, она до определённой степени может меняться и модифицироваться в зависимости от социальной ситуации.

Как научная дисциплина, межкультурная коммуникация находится в стадии формирования и отличается двумя характерными особенностями: прикладным характером (цель — облегчение коммуникации между представителями различных культур, снижение конфликтного потенциала) и междисциплинарностью.

Исследования по межкультурной коммуникации в последнее время приобретают всё большее значение в связи с процессами глобализации и интенсивной миграции.

Типы коммуникаций

Типы коммуникаций: По количеству участников и расстояния между ними:

  • межличностная (малая группа, в том числе семья) – минимальное количество участников, непосредственные отношения. Характер общения зависит от сокращения или увеличения расстояния.
  • межгрупповая/внутригрупповая – расстояние больше, как и количество участников общения
  • профессиональная (при бизнесе)
  • массовая (через средства массовой коммуникации)
  • межкультурная (между разными культурами, включая всё предыдущие, извлекаемые электронными средствами коммуникации)

При функциональном подходе:

  • информативная
  • коммуникативная
  • аффективно-оценочная (чувства, мнения)
  • рекреативная (информация для отдыха, в игровой форме)
  • убеждающая (между людьми разных статусов, идеологические установки)
  • ритуальная (традиции, обычаи)

По использованию языка:

невербальные средства общения:

    • кинесика (мимика, взгляд, жесты, поза)
    • просодика (голосовые и интонационные средства)
    • такесика (прикосновения)
    • сенсорика (чувственное восприятие, проявление ощущений)
    • просемика (пространственная структура общения)
    • хронемика (временная структура общения)

    функции невербального общения:

      • невербальное общение дополняет вербальное
      • невербальное общение противоречит вербальному
      • невербальное общение заменяет вербальное
      • невербальное общение служит регулятором вербального

      Основные понятия

      Язык — совокупность всех слов народа и верное их сочетание для передачи мыслей, система общения, состоящая из мелких фрагментов и набора правил, которые регулируют способ употребления этих фрагментов для составления высказывания, имеющего смысл. Система звуков и письменных знаков, используемых населением определённой страны, района в целях коммуникации друг с другом.

      В разных культурах

      Приветствия в ряде стран имеют национальную окраску. Рукопожатия — основная форма приветствия. Но, в некоторых странах не принято пожимать руку женщинам, а потому подождите, пока женщина сама протянет вам руку. Во Франции и странах Средиземноморья распространены поцелуи в щеку, в Латинской Америке — объятия. Две прижатые друг к другу перед грудью ладони - индийское национальное приветствие.

      • Об отношении к людям другого возраста. Везде надо проявлять уважение к старшим. Именно они должны первыми начать разговор. Когда старшие по возрасту люди входят в помещение, вставайте.
      • Общий совет при принятии незнакомой пищи — ешьте то, что вам предлагают, и не спрашивайте, что это такое. Порежьте свою порцию на мелкие кусочки — так она без труда попадет вам в желудок.
      • Во многих странах религия оказывает влияние на деловую жизнь, в том числе на распорядок дня и рабочие месяцы и дни. Узнайте побольше о религии данной страны, но не вступайте в дискуссии на такие темы. Знайте и помните, что буддийские образы священны: нельзя наступать на порог в Таиланде — под ним обитают добрые духи;никогда не отвлекайте человека, обращенного лицом к Мекке; без разрешения не фотографируйте и не трогайте руками религиозные атрибуты.
      • Везде вы должны иметь при себе визитную карточку, на которой указывается: название вашей организации, ваша должность, титулы. Не следует использовать аббревиатуры. В Юго-Восточной Азии, Африке и на Среднем Востоке визитку всегда протягивайте правой рукой. В Японии ее подают двумя руками, нужной стороной к партнеру.
      • Остерегайтесь использовать привычные вам жесты, скажем `V` (знак победы). В других странах они могут иметь совсем иное, не всегда приличное, значение.

      Сильные черты в стереотипе немецкого национального характера общеизвестны: трудолюбие, прилежание, пунктуальность, рациональность, бережливость, организованность, педантичность, расчетливость, стремление к упорядоченности. В 60-х годах их использование в этом качестве одной американской рекламной компанией для рекламы авиакомпании "Люфтганза" вызвала протесты, поскольку этот стереотип продолжал применяться многими в восприятии организации массового уничтожения, осуществлявшегося нацистами. В результате эта реклама была снята, и с тех пор этот стереотип немецкого национального характера в рекламе "Люфтганзы" больше не используется.

      Межкультурная коммуникация — связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как личные контакты между людьми, так и опосредованные формы коммуникации (такие как письменность и массовая коммуникация). Межкультурная коммуникация изучается на междисциплинарном уровне и в рамках таких наук, как культурология, психология, лингвистика, этнология, антропология, социология, каждая из которых имеет свои цели и средства.

      Определение межкультурной коммуникации, данное А. П. Садохиным: «Межкультурная коммуникация есть совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам." Вопрос, тем самым, заключается в том, что и как соотносит различные культуры. Причем, "что" и "как" здесь не только предполагают друг друга, но и могут быть, по существу, тождественны.

      В настоящее время в межкультурном взаимодействии ведущее место бесспорно принадлежит электронным коммуникациям. Тем не менее, до сих значительную роль в нем играют коммуникации доэлектронные, что нередко выражается в том, что исследователи, признавая первичную роль электронной коммуникации, понимают ее по аналогии с доэлектронной.

      Для современной России вплоть до настоящего времени электронные коммуникации как форма управленческой культуры и самостоятельного действия играют в межкультурной взаимодействии второстепенную роль, что является серьезным фактором ее отставания. До сих пор научно-исследовательская деятельность организуется преимущественно также по шаблонам технологии Гутенберга (как то, что должно осуществляться линейно и последовательно), а не в режиме электронной одновременности, что существенно сдерживает ее развитие.

      Содержание

      История

      Первоначально понятие было введено в 1950-х американским культурным антропологом Эдвардом Т. Холлом в рамках разработанной им для Госдепартамента США программы адаптации американских дипломатов и бизнесменов в других странах. Поэтому речь у него идет преимущественно о стереотипизации в понимании представителей различных культур.

      Первоначально для описания межкультурной коммуникации использовалось т. н. классическое понимание культуры как более или менее стабильной системы осознанных и бессознательных правил, норм, ценностей, структур, артефактов — национальная или этническая культура.

      В настоящее время всё чаще доминирует т. н. динамическое понимание культуры как образа жизни и система поведения, норм, ценностей и т. д. любой социальной группы (например, городская культура, культура поколений, культура организации). Динамическое понятие культуры не предполагает строгой стабильности культурной системы, она до определённой степени может меняться и модифицироваться в зависимости от социальной ситуации.

      Как научная дисциплина, межкультурная коммуникация находится в стадии формирования и отличается двумя характерными особенностями: прикладным характером (цель — облегчение коммуникации между представителями различных культур, снижение конфликтного потенциала) и междисциплинарностью.

      Исследования по межкультурной коммуникации в последнее время приобретают всё большее значение в связи с процессами глобализации и интенсивной миграции.

      Типы коммуникаций

      Типы коммуникаций: По количеству участников и расстояния между ними:

      • межличностная (малая группа, в том числе семья) – минимальное количество участников, непосредственные отношения. Характер общения зависит от сокращения или увеличения расстояния.
      • межгрупповая/внутригрупповая – расстояние больше, как и количество участников общения
      • профессиональная (при бизнесе)
      • массовая (через средства массовой коммуникации)
      • межкультурная (между разными культурами, включая всё предыдущие, извлекаемые электронными средствами коммуникации)

      При функциональном подходе:

      • информативная
      • коммуникативная
      • аффективно-оценочная (чувства, мнения)
      • рекреативная (информация для отдыха, в игровой форме)
      • убеждающая (между людьми разных статусов, идеологические установки)
      • ритуальная (традиции, обычаи)

      По использованию языка:

      невербальные средства общения:

        • кинесика (мимика, взгляд, жесты, поза)
        • просодика (голосовые и интонационные средства)
        • такесика (прикосновения)
        • сенсорика (чувственное восприятие, проявление ощущений)
        • просемика (пространственная структура общения)
        • хронемика (временная структура общения)

        функции невербального общения:

          • невербальное общение дополняет вербальное
          • невербальное общение противоречит вербальному
          • невербальное общение заменяет вербальное
          • невербальное общение служит регулятором вербального

          Основные понятия

          Язык — совокупность всех слов народа и верное их сочетание для передачи мыслей, система общения, состоящая из мелких фрагментов и набора правил, которые регулируют способ употребления этих фрагментов для составления высказывания, имеющего смысл. Система звуков и письменных знаков, используемых населением определённой страны, района в целях коммуникации друг с другом.

          В разных культурах

          Приветствия в ряде стран имеют национальную окраску. Рукопожатия — основная форма приветствия. Но, в некоторых странах не принято пожимать руку женщинам, а потому подождите, пока женщина сама протянет вам руку. Во Франции и странах Средиземноморья распространены поцелуи в щеку, в Латинской Америке — объятия. Две прижатые друг к другу перед грудью ладони - индийское национальное приветствие.

          • Об отношении к людям другого возраста. Везде надо проявлять уважение к старшим. Именно они должны первыми начать разговор. Когда старшие по возрасту люди входят в помещение, вставайте.
          • Общий совет при принятии незнакомой пищи — ешьте то, что вам предлагают, и не спрашивайте, что это такое. Порежьте свою порцию на мелкие кусочки — так она без труда попадет вам в желудок.
          • Во многих странах религия оказывает влияние на деловую жизнь, в том числе на распорядок дня и рабочие месяцы и дни. Узнайте побольше о религии данной страны, но не вступайте в дискуссии на такие темы. Знайте и помните, что буддийские образы священны: нельзя наступать на порог в Таиланде — под ним обитают добрые духи;никогда не отвлекайте человека, обращенного лицом к Мекке; без разрешения не фотографируйте и не трогайте руками религиозные атрибуты.
          • Везде вы должны иметь при себе визитную карточку, на которой указывается: название вашей организации, ваша должность, титулы. Не следует использовать аббревиатуры. В Юго-Восточной Азии, Африке и на Среднем Востоке визитку всегда протягивайте правой рукой. В Японии ее подают двумя руками, нужной стороной к партнеру.
          • Остерегайтесь использовать привычные вам жесты, скажем `V` (знак победы). В других странах они могут иметь совсем иное, не всегда приличное, значение.

          Сильные черты в стереотипе немецкого национального характера общеизвестны: трудолюбие, прилежание, пунктуальность, рациональность, бережливость, организованность, педантичность, расчетливость, стремление к упорядоченности. В 60-х годах их использование в этом качестве одной американской рекламной компанией для рекламы авиакомпании "Люфтганза" вызвала протесты, поскольку этот стереотип продолжал применяться многими в восприятии организации массового уничтожения, осуществлявшегося нацистами. В результате эта реклама была снята, и с тех пор этот стереотип немецкого национального характера в рекламе "Люфтганзы" больше не используется.

          Читайте также: