Музыка германии 20 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Движение Реформации содействовало распространению хоровой музыки. Руководитель Реформации Мартин Лютер считал музыку могучим фактором воздействия на верующих. Он содействовал организации певческих школ, переводил латинские и церковные тексты на немецкий язык, сочинял тексты и мелодии хоралов.

С 15 века на развитие немецкой музыки оказывал влияние полифонический стиль нидерландской школы. Её выдающиеся представители – композиторы: Орландо Лассо, Йоханнес Окегем работали в это время при дворах немецких князей.

В 16 веке в развитии немецкой музыкальной культуры наблюдался некоторый застой, связанный с сильным влиянием итальянского и французского искусства. Одним из наиболее известных немецких композиторов этого времени был Генрих Шютц, создававший преимущественно церковную музыку: кантаты, пассионы, духовные концерты.

Основой немецкого музыкального искусства 17 – середины 18 века была церковная музыка: кантаты, пассионы, органные произведения. Как правило, руководителями музыкальной жизни немецкого города были органисты крупнейших церквей.

Наивысшего рассвета органные и ораториальные жанры достигли в творчестве И.С.Баха, предопределившего пути развития европейской музыки 19 – 20веков.

В середине 18 века появляется зингшпиль – немецкая комическая опера, с танцами и разговорным текстом. Тогда же композиторами мангеймской школы окончательно формируется жанр классической симфонии.

На развитие немецкой инструментальной и симфонической музыки 19 века мощное влияние оказало творчество Людвига ван Бетховена. Его музыка, открывшая дорогу романтизму, тесно связана с идеями немецкой классической литературы и философии. Основная тема произведений Бетховена – борьба против деспотизма и тирании, оптимистическое разрешение сложных трагедийных конфликтов.

В области симфонической музыки выдающееся место занимает творчество Феликса Мендельсона. Мендельсон, кроме того, основал в Лейпциге первую в Германии консерваторию. Вслед за Лейпцигом, консерватории открылись в Кёльне, Штутгарте, Франкфурте, Берлине.

Вершиной немецкой инструментальной и вокальной музыки 30 – 40 годов 19 века стало творчество Роберта Шумана, выражающее мечты и стремления его современников.

Антиподом Вагнера в области симфонического творчества был Иоганнес Брамс, крупнейший немецкий симфонист – романтик второй половины 19 века.

В конце 19 начале 20 века в немецкой музыкальной культуре еще были сильны традиции Вагнера и Брамса. Тем не менее, это время отмечено исканиями новых путей. В музыке переплетаются течения неоклассицизма, экспрессионизма и неоромантизма. Нередко признаки всех этих влияний можно проследить в творчестве одного и того же композитора. К самым талантливым композиторам этого периода относятся Рихард Штраус, Макс Регер, Пауль Хиндемит.

В 20 – 30 годы двадцатого столетия в музыкальной культуре Германии наступает расцвет исполнительского искусства. В многочисленных концертных залах и оперных театрах выступают крупнейшие певцы, инструменталисты, дирижёры: Бруно Вальтер, Вильгельм Фуртвенглер, Отто Клемперер, пианисты Вальтер Гизекинг, Артур Шнабель.

Но в годы фашизма многие выдающиеся музыканты и композиторы вынуждены были покинуть Германию.

Сейчас в Германии работают: оркестр Баварского радио, оркестр Берлинской филармонии, Гамбургская опера, Берлинская опера, Дрезденская Штатскапелла и другие коллективы.

Гордостью немецкого искусства стали дирижёры: Герберт фон Караян, Карлос Клайбер, Рафаэль Кубелик, певцы: Дитрих Фишер-Дискау, Элизабет Шварцкопф, пианист Вильгельм Кемпф и другие.

История музыки Австрии

Австрийская музыка развивалась в тесном взаимодействии с культурами соседних народов: славян и венгров. Носителями традиций австро-немецкой культуры издревле были странствующие музыканты – шпильманы и ваганты, важнейшими центрами музыкальной культуры – монастыри, где развивались традиции духовной музыки и музыкального образования.

С 12 – 13 веков при дворах тирольских и штирийских вельмож развивалась светская культура, а также рыцарское искусство миннезингеров.

В эпоху Возрождения здесь возникают многочисленные хоровые и инструментальные капеллы.

В 15 – 16 веках центры музыкальной культуры перемещаются в города.

В 1620 году в Вене открывается первый общедоступный театр, где ставятся музыкально – драматические произведения – кайзершпили.

Испытав, как и другие страны, влияние итальянской музыки, австрийская музыкальная культура постепенно обретает свою самобытность и к середине 18 века превращается в одну из самых значительных в Европе. Вена становится крупнейшим европейским центром музыкальной жизни. Здесь открываются Кертнертертеатр, Бургертеатр, общество музыкантов профессионалов, общество любительских концертов.

Во второй половине 18 века сформировалась Венская классическая школа, к которой принадлежали Гайдн, Моцарт, Бетховен. Их деятельность, синтезирующая достижения не только австрийской, но и европейской музыки, охватывала все существующие жанры и стили. Венская классическая школа определила дальнейшие пути развития европейской музыкальной культуры.

Начало 19 века в европейской музыке знаменуется переходом от классицизма к романтизму. Выдающимся выразителем этого нового направления в Австрии стал Франц Шуберт. Он создал новые песенные жанры, основанные на венской народной песне.

Венские танцевальные капеллы способствовали возникновению венского вальса, который в последствии приобрёл черты самостоятельного жанра. Его создателями считаются композиторы Йозеф Ланнер и семейство Штраусов.

Вторая половина 19 века ознаменовалась расцветом венской оперетты. Авторами классических оперетт были Иоганн Штраус – сын, Франц Зуппе, Карл Миллёкер.

В начале 20 века в Австрии возникла новая венская школа, оказавшая влияние на ряд течений современного музыкального искусства. Её представители – Арнольд Шёнберг, Антон Веберн, Альбан Берг – внесли большой вклад в развитие экспрессионизма о тональности, серийной и додекафонной техники.

Приемником классических традиций был немецкий композитор Иоганнес Брамс, работавший в Вене, крупнейшие австрийские симфонисты конца 19 века – Антон Брукнер и Густав Малер.

Австрия всегда славилась высочайшей исполнительской культурой. В первой половине 20 века прославились пианисты: Теодор Лешетицкий, Леопольд Годовский и Эмиль Зауэр; скрипач Фриц Крейслер; дирижёры: Густав Малер, Рихард Штраус, Эрнст Краузе.

После второй мировой войны в Вене работали дирижёры: Герберт фон Караян, Карл Бём, Лорин Маазель; певцы: Элизабет Шварцкопф, Криста Людвиг и многие другие.

В Австрии действуют многочисленные музыкальные коллективы, среди которых выделяются Венская Государственная опера, Венский филармонический оркестр, Народная опера, Общество друзей музыки, Моцартеум. На родине Моцарта, в Зальцбурге, регулярно проводятся фестивали, имеющие большое значение в музыкальной жизни Австрии.

К концу XIX века в немецкой музыке обозначились два важнейших течения: Ференц Лист, Рихард Вагнер, Рихард Штраус (композиторы-новаторы, сторонники того, что Вагнер называл "искусством будущего") и Роберт Шуман, Иоганнес Брамс, Макс Регер (сторонники сохранения классических традиций). Сочиняется огромная масса посредственной подражательной музыки (явление, справедливо именуемое эпигонством). В то же время появляется много выдающихся музыкантов. Среди них дирижёры Артур Никиш, Вильгельм Фуртвенглер, Бруно Вальтер, Отто Клемперер; пианисты Артур Шнабель, Вальтер Гизекинг; музыкальные учёные Гуго Риман, Курт Закс, Герман Кречмар.

Рихард Штраус (1864 – 1949)

Вариант: Рихард Штраус.




Рихард Штраус (1864 – 1949) (расширено)

К концу XIX века в немецкой музыке обозначились два важнейших течения: Ференц Лист, Рихард Вагнер, Рихард Штраус (композиторы-новаторы, сторонники того, что Вагнер называл "искусством будущего") и Роберт Шуман, Иоганнес Брамс, Макс Регер (сторонники сохранения классических традиций). Сочиняется огромная масса посредственной подражательной музыки (явление, справедливо именуемое эпигонством). В то же время появляется много выдающихся музыкантов. Среди них дирижёры Артур Никиш, Вильгельм Фуртвенглер, Бруно Вальтер, Отто Клемперер; пианисты Артур Шнабель, Вальтер Гизекинг; музыкальные учёные Гуго Риман, Курт Закс, Герман Кречмар.

Рихард Штраус (1864 – 1949)

Вариант: Рихард Штраус.

Рихард Штраус (1864 – 1949) (расширено)


Германия является родиной многих выдающихся композиторов и музыкантов: Иоганна Себастьяна Баха, Рихарда Вагнера, Иоганнеса Брамса и др. Кроме того, это одна из немногих стран, оказавших значительное влияние на становление в мире таких музыкальных жанров, как поп, рок и электроника.

Классическая музыка

Отцом классической музыки в Европе по праву считается Иоганн Себастьян Бах, родившийся в 1685 году в немецком городке Айзенах. С ранними годами жизни этого прославленного композитора можно познакомиться, посетив музей Баха, расположенный в его родном городе. Наследие Иоганна Себастьяна Баха хранится в музее в Лейпциге, открытом на территории дома, где композитор провел последние годы своей жизни.

Иоганн Себастьян Бах – автор более 1000 музыкальных произведений, самыми знаменитыми из которых являются:

Одним из выдающихся современников Баха был Георг Фридрих Гендель, родившийся в 1685 году в Галле. Ознакомиться с его жизнью и творчеством можно в доме-музее композитора, расположенном в его родном городе. Музыка Генделя вдохновила многих талантливых венских композиторов.

Знаменитые творения Георга Фридриха Генделя:

В 1813 году в Лейпциге родился Рихард Вагнер, которому было суждено в будущем стать ведущим композитором Германии XIX ст. Его творчеством восхищался баварский монарх Людвиг II, а Адольф Гитлер сделал композитора иконой фашистского режима.

Знаменитые произведения Рихарда Вагнера:

В 1833 году в Гамбурге родился Иоганнес Брамс, который в будущем прославился своими симфониями, фортепианными и камерными концертами. Он стал одним из главных представителей эпохи романтизма.

Среди самых известных произведений Иоганнеса Брамса:

  • Немецкийреквием (Ein deutsches Requiem).
  • Три венгерских танца.
  • Четыре симфонии: №1, 2, 3 и 4.
  • Двойной концерт для скрипки и виолончели.

Современная музыка

Одним из самых известных немецких музыкальных коллективов, которые прославились за пределами Германии, стала группа Scorpions. Свои песни группа исполняла на английском языке. Еще одной известной за рубежом группой стала Rammstein, прославившаяся за свои провокационные тексты и откровенные видеоклипы.

Из популярных инструментальных групп стоит отметить Kraftwerk и Tangerine Dream. Группа Kraftwerk заложила основы музыкального стиля техно, положившего начало всемирно известному берлинскому Параду Любви в данном стиле.

Оркестры

Поклонникам оркестровой музыки обязательно следует посетить концерты:

  • Берлинского филармонического оркестра (Berliner Philharmoniker). Это самый престижный и крупный оркестр в Германии, основанный в 1882 г.
  • Берлинского камерного симфонического оркестра (Philharmonisches Kammerorchester Berlin), созданного в 1991 г. Он фокусируется преимущественно на произведениях 20-х гг прошлого столетия.
  • Дрезденского филармонического оркестра (Dresdner Philharmoniker), основанного в 1870 г.
  • Лейпцигского оркестра Гевандхауза (Gewandhausorchester Leipzig), который ведет свою давнюю историю с 1743 г. Это один из ведущих оркестров Германии Он был назван в честь своего основного зала.
  • Мюнхенского симфонического оркестра (Munich Symphonic Sound Orchestra), музыканты которого играют на классических инструментах, а также на ударных, синтезаторе и электрогитаре.

Победы на Евровидении

Германия является одной из немногих стран, которые принимают участие в Евровидении с первого года его создания. Страна завоевала награды на этом престижном музыкальном конкурсе в:

16 немецких композиторов от Баха до Штокхаузена (часть №1)

16 немецких композиторов от Баха до Штокхаузена (часть №1)

Бах – это генералиссимус всей классической музыки. Его сила в колоссальной мудрости, очень тонкой красоте и феноменальном композиторском мастерстве. Большинство людей считают, что слушать Баха – это всё равно, что учебник по тригонометрии читать, и они в чём-то правы. Но Бах разный и необъятный. Каждый найдет себе в нём музыку по уму и вкусу.

2. Георг Фридрих Гендель (1685 - 1759)

16 немецких композиторов от Баха до Штокхаузена (часть №1)

Он неотделим от английской истории, как Букингемский дворец, хоть он и был немецким эмигрантом. Что бы делали все английские короли и королевы без Генделя? Под какую музыку они короновались бы, женились и умирали?

Его музыка – это монументальная скульптура из звуков. В этом его никто не превзошёл.

3. Георг Филипп Телеман (1681 - 1767)

16 немецких композиторов от Баха до Штокхаузена (часть №1)

Он был фактически самоучкой, и написал невероятное количество музыки – примерно как Бах и Гендель вместе взятые. По этой причине после смерти он обрёл репутацию музыкального графомана и был забыт на 200 лет.

Только 60 лет назад его стали активно исполнять, записывать и изучать. Теперь он занимает место одного из трёх великих композиторов немецкого барокко.

4. Карл Филипп Эммануил Бах (1714 - 1788)

16 немецких композиторов от Баха до Штокхаузена (часть №1)

При жизни сам Иоганн Себастьян Бах не знал такой славы, которой достиг этот его сын. Он был знаменитым клавесинистом и композитором, заложившим основы классицизма в музыке. “Мы все дети, а он отец” , – восторженно говорил о нём Моцарт. Клавирные сонаты Карла Филиппа Баха оказали сильное влияние на Гайдна, Бетховена и многих других композиторов.

5. Кристоф Виллибальд Глюк (1714 - 1787)

16 немецких композиторов от Баха до Штокхаузена (часть №1)

В своё время Глюк был главным оперным композитором Европы. Он вошёл в историю музыки как человек, освободивший оперу от итальянских штампов и устаревших традиций.

Глюк повлиял на многих композиторов, но в итоге его музыка осталась в тени и исполняется довольно редко.

6. Людвиг ван Бетховен (1770 - 1827)

16 немецких композиторов от Баха до Штокхаузена (часть №1)

Бетховен – самый исполняемый композитор в мире на сегодняшний день. Титанический размах его горячей и искренней натуры трогает всех. Хотя Достоевский, к примеру, считал, что Бетховен – лирический композитор. И он тоже прав. Бетховен, как типичный немец, сочетал в себе монументальность и сентиментальность. "Сурок" тоже он написал)

7. Карл Мария Вебер (1786 - 1826)

16 немецких композиторов от Баха до Штокхаузена (часть №1)

Мультиодарённый человек, оставивший яркий след в оперной и фортепианной музыке. А также писатель, критик и один из основателей дирижёрской профессии.

С его популярнейшей оперы “Волшебный стрелок” началась эпоха романтизма.

8. Рихард Вагнер (1813 - 1883)

16 немецких композиторов от Баха до Штокхаузена (часть №1)

Этот человек перевернул оперу и музыку вообще, заразил людей своими как великими, так и бредовыми идеями, которые вылились в итоге в реальную мировую войну.

Вагнер – необъятная личность, его жизнь – роман

Читайте также: