Музыка это кратко для детей

Обновлено: 02.07.2024

Презентация к занятию "Что такое музыка" для старших и подготовительных групп детских садов.

Музыка – это вид искусства, с помощью которого мы можем передавать свои настроения и чувства. Основными элементами и выразительными средствами музыки являются : мелодия, ритм, метр, темп, динамика, тембр, гармония, инструментовка и другие. Музыка может влиять на настроение.

В медицине есть специальный отдел музыкотерапии. С помощью музыки можно воздействовать на здоровье человека.

Установлено, что у людей, кроликов, кошек, морских свинок и собак под воздействием музыки может изменяться кровяное давление, увеличиваться частота сердечных сокращений

Классическая музыка снижает агрессивность у выведенного в Бразилии нового вида пчёл, однако наслаждающиеся музыкой пчёлы перестают трудиться

Инструменты, используемые в классической музыке, в основном появились до середины XIX века (многие гораздо раньше).

В основном они предназначены для использования в оркестре или вместе с сольными инструментами, такими, как фортепиано ,

Типичным для исполнения классической музыки является симфонический оркестр

Включающий струнные инструменты,

и медные духовые инструменты

Для того, чтобы исполнять музыку – необходимо знать нотную грамоту

Нота - это графическое обозначение звука музыкального произведения

При записи музыки ноты размещаются на нотном стане

Музыку сочиняют композиторы

Далее следует прослушивание классической музыки по выбору педагога.

Музыка- это неотъемлемая часть человеческой жизни. С музыкой мы встречаемся везде и всюду, хотя часто этого и не замечаем. Мы все любим музыку: одному нравится классика, другой предпочитает современные ритмы. О стилях музыки можно говорить и спорить долго, но у каждого найдется хотя бы одна приятная сердцу и слуху мелодия. Все мы по-своему наслаждаемся музыкой, но каждый ли задумывался над тем, что такое музыка, какой она бывает и почему так нравится людям? Именно об этом сегодня и поговорим.

В основе музыки всегда будет звук. Музыку также называют языком звуков.

Можно посмотреть на определение музыки с эмоциональной стороны: Музыка – это самая прекрасная вещь на земле, это наши чувства, эмоции, воспоминания, картины природы, одушевленные предметы. Все что нас окружает можно показать, рассказать и выразить музыкой. Музыка – это чудесный дар, данный человечеству. Спросите у разных людей о том, что значит музыка для них, и получите разные ответы. Музыка может быть средством получения наслаждения, способом самовыражения, хобби (когда человек сам сочиняет), делом всей жизни (когда увлечение музыкой очень сильно) и т.д.

Музыка не имеет выраженной материальной ценности, поскольку нематериальные её результаты проявляются, прежде всего, в духовной жизни человека и общества. Оказывая влияние на внутренний мир людей, искусство способно создавать или изменять нравственно-духовные ценности, обладая определённым содержанием. В отличие от многих других видов творчества, музыкальное содержание с трудом поддаётся формализации и описанию, так как требует не понятийного характера мышления.

Почему мы любим музыку

А почему у каждого есть свои музыкальные предпочтения? Вкус в музыке определяется ритмами головного мозга, которые сугубо индивидуальны. Когда человек слышит музыку, соответствующую его ритмам, она ему нравится. Тот, у кого более учащенные головные ритмы, любит слушать музыку поэнергичней, у кого более спокойные – выбирает для себя медленные расслабляющие музыкальные композиции. Впрочем, у большинства людей с возрастом наблюдается замедление ритмов головного мозга, что все чаще вызывает желание слушать спокойную музыку.

Воздействие музыки осуществляется широким фронтом, влияя не только на эмоции и чувства, на психику и телесную моторику, но и затрагивая также способности к интуиции, игре, созерцанию, фантазии. Влияние музыки на человека, а так же некоторых животных очень сильно. Установлено, что у людей, кроликов, кошек, морских свинок и собак под воздействием музыки может изменяться кровяное давление, увеличиваться частота сердечных сокращений, а также уменьшаться ритм и глубина дыхательных движений вплоть до полной остановки дыхания .Проведённый в Японии эксперимент показал, что у кормящих матерей, слушающих классическую музыку, количество молока увеличивается на 20-100 %, а у слушающих джаз и поп-музыку сокращается на 50-20 %. Даже среди животных одного вида есть различия: определённая часть равнодушна к музыке, часть — весьма чувствительна и восприимчива, а некоторые оказываются способными к активному музыкальному творчеству.

Доисторической, или примитивной, принято обозначать устную музыкальную традицию. Примерами может служить американская и австралийская музыка аборигенов. Доисторическая эра в музыке заканчивается с переходом к записи музыкальных произведений, которое, произошло на рубеже 3-2 веков до нашей эры.

Музыка играла важную роль в жизни древних египтян. О значении музыки в Древнем Египте говорят настенные рельефы древних египетских храмов и гробниц с изображением музыкантов. Древнейшими музыкальными инструментами египтян были арфа и флейта. В период Нового царства египтяне играли на колоколах, бубнах, барабанах и лирах, импортируемых из Азии, а богатые люди устраивали приёмы с приглашением профессиональных музыкантов.

Считается, что именно в Древней Греции музыка достигла наивысшего выражения в культуре Древнего мира. В Древней Греции впервые была отмечена некая закономерная связь между звуками и математическими величинами, открытие чего связано с именем Пифагора.

Каким правилам подчиняется музыка, что лежит в её основе и чему надо научиться, чтобы не только грамотно исполнять музыку, но и понимать её на эти вопросы дает ответы теория музыки. В музыке выделяются следующие основные категории — мелодия, гармония, контрапункт (полифония), форма.

Некоторые музыкальные понятия.

Тембр музыкального звука определяется присутствием обертонов и зависит от источника звука. Громкость музыкального звука не превышает порога болевого ощущения.

Музыкальный строй - система отношений звуков по высоте, принятой в той или иной практике настройки музыкальных инструментов, которая характеризуется заданием частот звучания нот. Существует много разных музыкальных строев, например, пифагорейский или среднетоновый. На современных музыкальных инструментах с фиксированным строем обычно используется равномерно темперированный строй.

Интервал - созвучие двух звуков.

Аккорд - созвучие трех и более звуков.

Гармония – закономерность сочетания тонов в созвучии

Консонанс – благозвучное звучание созвучий

Диссонанс - напряженное звучание созвучий

Их противопоставление и плавный переход диссонансов в консонансы в классической гармонии является одним из ключевых формообразующих факторов. В ряде авангардных музыкальных направлений, однако, противопоставление консонансов и диссонансов снимается.

Ноты - фиксация музыки с помощью письменных знаков. Преобладание семиступенчатых диатонических ладов в европейской музыке стало причиной того, что в процессе эволюции было выделено семь нот, названия которых происходят из латиноязычного гимна св. Иоанна[10] — до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Эти ноты образуют семиступенчатый диатонический звукоряд. Названия нот распространяются на все октавы звукоряда.

Для обозначения остальных звуков принято использовать знаки альтерации — диез и бемоль, изменяющие высоту ноты на маленький музыкальный интервал — один полутон.

Лад - это понятие имеет много определений, лад занимает центральное место в гармонии музыки. Вот несколько определений лада:

- Схема построения звукового ряда (Ю.Д. Энгель).

- Организация тонов музыки в их взаимодействии (Б.В. Асафьев).

- Система связей звуков, которая объединена тоническим центром – созвучием или одним звуком (И.В. Способин).

Разные музыкальные исследователи по-своему определяли музыкальный лад. Ясно одно – благодаря ладу музыкальное произведение звучит гармонично.

Музыкальный ритм – это соотношение долготы звуков (или нот) в их последовательности. Ритм построен на том, что какие-то ноты звучат дольше, чем другие, и все вместе они объединяются в определенном музыкальном потоке. Соотношение длительности звуков рождает различные ритмические вариации, которые, объединяясь, образуют ритмический рисунок музыки

Музыкальная форма - всякий музыкальный материал, построенный согласно определённым принципам в законченное целое, обретает форму — музыкальную форму. Существует множество классификаций форм музыкальных произведений. Выделяют формы монодические (мелодия без аккомпанемента), формы полифонические (многоголосые контрапунктические), формы гомофонные (гармонические). Прослеживается связь между разделением на формы и различием в истоках их происхождения. Так, если истоками монодических форм служили распевания тех или иных текстов, то в основе развития гомофонных форм лежало развитие инструментальной музыки. Для гомофонных форм весьма часто сохранились названия, пришедшие от ранних форм, например, рондо, соната.

Музыкальные произведения можно условно разделить по жанрам, направлениям и стилям. Критериями подобного разделения могут служить ритм, используемые инструменты, приёмы и другие параметры.

Музыкальный стиль - тесно связан с характером музыкального произведения, то есть с тем, как произведение воспринимается слушателем, какое создаёт у него впечатление. Также в понятие стиля включается и инструментовка, то есть непосредственно оценка музыкальных инструментов, использующиеся для воспроизведения, так как выбор тех или иных инструментов также способен сильно повлиять на восприятие.

Созданное композитором музыкальное произведение является воплощением части его внутреннего мира. Рефлексируя, автор переосмысливает имеющийся в его распоряжении материал, создавая новые образы. Однако автор не может существовать в вакууме, так или иначе он изначально является носителем музыкальных культурных традиций и существует на поле разработанных музыкальных форм, стилей, звуковысотных систем, жанров, техник, символики музыкальных инструментов, смысловых амплуа тональностей и прочего. Если опыт предшественников не используется, то существует вероятность, что музыкальное содержание произведения останется не понятным слушателю.

Подведем итог, что слушая свою любимую музыку, вы обогащаете свой внутренний мир, наполняетесь жизненной энергией, развиваете свою фантазию и творческое мышление.

Слушайте музыку, любите музыку и ваша жизнь станет более полной, наполнится новыми красками и образами, поднимет настроение и поможет в трудной ситуации.





Победитель Международного заочного конкурса "Надежда планеты" под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры (МСА).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель: систематизировать знания по классификации музыкальных инструментов, их звучанию; дать представление о нотной грамоте; сформировать понятия о профессиях композитора, дирижёра, музыканта; продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Оборудование: доска Smart Board , проектор, ноутбук.

Ход занятия:

hello_html_m60235fab.jpg

- Ребята, закройте глаза и приготовьтесь слушать. Что вы слышите? (щебет птиц, шум прибоя)

При нажатии изображения динамика - звучат звуки природы, при щелчке по экрану -появляются изображения . После этого воспитатель читает стихотворение с экрана.

- Людям всегда хотелось подражать звукам природы, и научится самим издавать красивые звуки. Так люди начали создавать музыкальные инструменты. Но самым первым музыкальным инструментом стал…как вы думаете, что это было? (предположения детей)

- Голос человека. Мы учимся владеть этим инструментом с самых юных лет.

hello_html_m147c8bc2.jpg

Звучит фрагмент колыбельной.

- Но потом люди стали задумываться над тем, как записать музыку, чтобы передать её другим людям. Так появилась нотная грамота.

hello_html_m2fd60b70.jpg

- Люди придумали ноты и домик для них - нотный стан. Это пять линеечек, на которых располагаются нотки. А чтобы в доме всегда был порядок и нотки не путались, а сидели каждая на своём месте, в начале нотного стана был поставлен скрипичный ключ. Вот так люди научились записывать музыку. А как же называются люди, которые сочиняют музыку и записывают её? (ответы детей)

hello_html_2667a3ac.jpg

- Каких композиторов вы знаете? (ответы детей) Здесь изображены портреты известных во всём мире композиторов: Бах, Моцарт, Чайковский, Бетховен и детский композитор-Дмитрий Борисович Кабалевский.

- Теперь представьте, что вы - композиторы. В основе любого музыкального произведения лежит мелодия. Каждый из вас сейчас сможет сочинить свою мелодию.

Дети подходят по одному к роялю и проигрывают мелодию.

hello_html_1f87e820.jpg

- Вот так выглядит партитура, но она молчит. Чтобы музыка зазвучала, нужны музыканты! Музыкантом чтобы стать, мало выучится играть на инструменте. Нужно научится разбираться в нотной грамоте, ведь кроме нот, в партитуре изображено множество знаков, которые помогают понять, как звучит мелодия (тихо-громко, быстро- медленно, плавно- отрывисто, грустно- весело) Правда, сложно?

- А уж какое множество музыкальных инструментов придумал человек!

hello_html_7de70fc7.jpg

(Озвученные инструменты со знаком динамика: скрипка, виолончель, валторна, труба - в двух вариантах, литавры, флейта, рояль, арфа)

- Вот, например, инструменты симфонического оркестра.

(при рассматривании и прослушивании того или иного инструмента, дети изображают в движении как играют музыканты на этом инструменте)

hello_html_254f6860.jpg

- Дирижёр руководит всем оркестром, ведь музыкантов много, они расположены по всей сцене и не слышат игры друг друга. А дирижёр помогает игру каждого музыканта соединить в единое прекрасное звучание.

- А теперь мы с вами станем оркестром, каждый из вас решит, на каком инструменте он хотел бы сыграть. Выбираем дирижёра (ребёнок или воспитатель), становимся полукругом, впереди-дирижёр.

Музыка - язык чувств

бъяснить ребенку, в чем смысл музыки, не так-то просто. Ведь сказать, что она передает чувства человека, значит не сказать почти ничего. Дети не так хорошо представляют себе, что такое чувство. Они испытывают чувства сильнее и ярче взрослых, а вот рефлектировать по этому поводу почти не могут.

Загадка в том, что по своей природе восприятие музыкальное (слуховое) не отличается от восприятия зрительного. То, что мы видим, можно описать словами (предмет большой, находится далеко, высокий, серый и так далее). То, что слышим, тоже можно описать (звук громкий, низкий, длинный, протяжный). А вот результат этого одинакового восприятия разный.

Мы ищем смысл во всем. Читая рассказ или стихи, рассматривая картину, наслаждаясь кино или спектаклем, мы пытаемся понять, какой смысл вложил в произведение автор. Прочитать книгу и ничего из нее не понять равносильно тому, как не читать ее вовсе.

Это неверно, но не так уж плохо. Так делают даже композиторы (хотя, надо признать, далеко не все). Благодаря этому существует программная музыка. С ее помощью весьма удобно подойти к объяснению смысла музыки.

Программная музыка

Программной называют музыку, в которой есть словесное указание на ее содержание.

Такую программу называют последовательно-сюжетной. Она встречается и в крупных произведениях, но гораздо реже, чем обобщенная.

Как видно из примеров, программной музыки очень много, а музыка для детей почти вся программная. Это не случайно. Зрительный образ, который возникает вместе с прослушиванием музыки, облегчает ее восприятие. Однако зацикливаться только на нем не следует. Вместе с картинкой, действием, персонажем, нужно подталкивать ребенка к осознанию настроения, которое создает музыка.

Звукоизобразительные возможности музыки

Похожим образом ребенку нужно объяснять любой звукоизобразительный прием, который встречается в музыке, расширять его до некоего обобщения.

Пение птиц

Пение птиц само по себе музыкально, каждая птица отличается самобытной мелодией с богатой орнаментикой, оригинальным тембром звучания. Композиторы изображают пение птиц в музыке, связанной с образами природы, а также включают соответствующие элементы в крупные произведения, если это необходимо по смыслу.

Звуки воды

Плеск воды, шум моря, журчание ручейка – образы воды любимы многими композиторами. Ведь в текущей воде есть нечто завораживающее, вечное, как сама жизнь.

Явления природы

Крупные явления природы тоже подвластны музыке. Буря, гром и молния, дождь, восход солнца, шелест и шум ветра, — они встречаются и как темы целых (иногда довольно крупных) произведений, и как части целого. Циклы на тему времен года есть у многих композиторов.

Интонации речи

Человеческая речь богата интонациями. Мы можем не различать слов, но по интонации понимать, что человек возмущается, или жалуется, или кричит от восторга. Интонацию называют основой музыки, потому что каждая мелодия состоит из разных интонаций. Их значение закрепилось с течением времени и понятно всем любителям музыки.

Но иногда композиторы специально имитируют человеческую речь. Это подчеркивает какую-то важную мысль, делает музыку наиболее выразительной. В вокальной музыке часто встречается прием, когда фразу вокалиста допевают или повторяют инструменты оркестра.

К своеобразному речевому приему можно отнести и эхо.

Звуки музыки

Как ни парадоксально, но в музыке принято имитировать звуки музыки! Это пастушьи наигрыши, имитация хорового пения в инструментальной музыке, звуки шарманки, фанфары и сигналы охотников.

Обычно такая имитация нужна как элемент более крупного описания – сцены природы или охоты. Фанфарным призывом нередко начинают какое-нибудь крупное произведение (оперу или симфонию). В давние времена фанфары были военными сигналами, а еще они привлекали внимание людей на городских площадях, рыцарских турнирах, перед выходом важных особ.

Звуки механизмов

Привлекает композиторов и имитация разных механизмов. Ход и бой часов, движение поезда и автомобиля, шум работающих станков на заводе – все это образы движения и времени.

Колокола

Колокольность – это один из стилистических признаков русской музыки. Каждый русский композитор использует в своей музыке имитацию бубенчиков мчащейся тройки, гудящего церковного набата.

Звуки сражений и битв

Любят композиторы изображать в музыке сражения и битвы. Такие эпизоды колористичны и всегда увлекают маленьких слушателей.

Послушайте увертюру сами – вы убедитесь, что по звукоизобразительным приемам музыка эта очень похожа на то, как скачут лошади. Россини, когда писал ее, думал об охоте и охотниках (Вильгельм Телль – охотник). Похоже, что швейцарские охотники тоже скакали на лошадях. Маленькая девочка ошиблась только в деталях, — она умела слышать и различать звукоизобразительные приемы в музыке.

От жанра к смыслу

Чтобы понимать смысл музыки, необходимо разбираться и в музыкальных жанрах.

Особого внимания требует песня. Конечно, ребенок и так окружен песней с ранних лет, однако песенная культура совсем не ограничивается детскими песнями. Обязательно следует познакомить ребенка с романсом, выяснить, чем отличается романс от песни.

Наступит момент, когда нечто не совсем понятное, неопределенное, возможно, не очень интересное вдруг волшебным образом обнаружит для ребенка свою скрытую сущность, обретет смысл.

Музыка влечет человека как возможное средство обращения к себе. Именно поэтому она приносит столько радости, именно отсюда берет начало ощущение увлеченности, захваченности музыкальным произведением, стремление слушать его снова и снова.

Классическая музыка довольно трудна для восприятия, а неподготовленному слушателю практически недоступна. Но она содержит в себе смысловые богатства, которые не способны выразить ни человеческий язык, ни другие искусства. Научиться ее слушать, понимать и научить этому ребенка – важное, благородное дело.

Читайте также: