Музыка 20 века в россии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Конец XIX и начало XX века (до 1917 года) – период не менее богатый, но более сложный. Именно в 90-е годы ХIХ и в начале первого десятилетия ХХ века были созданные лучшие, вершинные сочинения П.И.Чайковского и Н.А.Римского-Корсакова. Но до этого времени не дожили М.П.Мусоргский и А.П.Бородин, а в 1893 году умирает и П.И.Чайковский. На смену им приходят ученики, наследники и продолжатели их традиций: С.Танеев, А.Глазунов, С.Рахманинов. Но как ни близки они своим учителям, в их творчестве ясно чувствуются новые вкусы.

В последней четверти XIX столетия творчество русских композиторов было признано во всём цивилизованном мире. Среди молодого поколения музыкантов, вступивших в творческую жизнь в конце прошлого – начале нынешнего века, были композиторы и иного типа. Таков был Скрябин, несколько позднее Стравинский, а в годы первой мировой войны – Прокофьев. Большую роль в музыкальной жизни России этого времени сыграл и Беляевский кружок. Этот кружок в 80—90-е годы оказался единственным музыкальным центром, где объединялись наиболее активные музыканты, ищущие новые пути развития искусства.

Музыкальная культура развивалась и в других странах, например, во Франции, в Чехии, в Норвегии.

Во Франции возникает стиль музыкального импрессионизма и символизма. Его создателем является композитор Клод Ашиль Дебюсси. Черты импрессионизма, как одного из ведущих музыкальных направлений начала 20 в., нашли выражение в сочинениях М.Равеля, Ф.Пуленка, О.Респиги и даже в творчестве русских композиторов.

В Чехии музыка достигает высокого расцвета. Основателями национальной классики в Чехии являются Бедржих Сметан и Антонин Дворжак.

Основоположником норвежской классики является Эдвард Григ, который оказал влияние на творчество не только скандинавских авторов, но и на европейскую музыку.

Конец XIX – начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя. Но этот же кризис породил великую эпоху – эпоху русского культурного ренессанса начала века – одну “из самых утонченных эпох в истории русской культуры.

В эпоху культурного ренессанса произошел как бы “взрыв” во всех областях культуры: не только в поэзии, но и в музыке; не только в изобразительном искусстве, но и в театре… Россия того времени дала миру огромное количество новых имен, идей, шедевров. Выходили журналы, создавались различные кружки и Общества, устраивались диспуты и обсуждения, возникали новые направления во всех областях культуры.

Этот период – один из сложнейших в истории России. Покушение на царя (Александра111), русско-японская война (1904 поражение России), Первая мировая война (1914-1918), революция 1905, февральская и октябрьская 1917.

1. Русское искусство развивается бурно, интенсивно. Расширяется деятельность Императорского Русского музыкального общества (ИРМО), организуется Филармоническое общество, расширяется репертуар оперных театров, растет число концертных организаций, учебных музыкальных заведений.

Симфоническими оркестрами дирижируют Лядов, Глазунов, Римский-Корсаков, Рахманинов, Кусевицкий (имя которого носит музыкальная школа нашего города), выступают композиторы Танеев, Скрябин. С огромным успехом проходят выступления Шаляпина, Собинова, Неждановой.

Выступает народный хор, организованный Пятницким, Великорусский оркестр народных инструментов под управлением замечательного балалаечника Андреева. В России гастролируют и зарубежные музыканты: Рихард Штраус, Макс Регер (нем. комп.и дир.), Густав Малер (австр. комп. и дир.), Клод Дебюсси (фр. комп.).

2. Успешное развитие русского национального искусства обязано отечественным меценатам: братья Третьяковы – картинная галерея, Савва Морозов – музей фарфора, Бахрушин –театральный музей.

В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература. Наряду с ней наблюдается и ярчайшие взлеты музыкальной культуры России, причем музыка и литература находятся во взаимодействии, что обогащает те или иные художественные образы. Если, например, Пушкин в своей поэме “Руслан и Людмила” дал органическое решение идеи национального патриотизма, найдя для ее воплощения соответствующие национальные формы, то М. Глинка обнаружил в волшебно-сказочном героическом сюжете Пушкина новые, потенциальные варианты – его опера вырастает изнутри до многонациональной музыкальной эпопеи.

Значительное влияние на развитие музыкальной культуры России прошлого века оказало творчество Гоголя, неразрывно связанное с проблемой народности. Гоголевские сюжеты легли в основу опер “Майская ночь” и “Ночь перед Рождеством” Римского-Корсакова, “Сорочинская ярмарка” Мусоргского, “Кузнец Вакула” (“Черевички”) Чайковского и т. д.
Римский-Корсаков создал целый “сказочный” мир опер: от “Майской ночи” и “Снегурочки” до “Садко”, для которых о6щим является некий идеальный в своей гармоничности мир. Сюжет “Садко” построен на различных вариантах новгородской былины – повествованиях о чудесном обогащении гусляра, его странствиях и приключениях. “Снегурочку” Римский-Корсаков определяет как оперу-сказку, назвав “картинкой из Безначальной и Бесконечной Летописи Берендеева царства”. В операх подобного рода Римский-Корсаков использует мифологическую и философскую символику.

Если опера и занимала главное место в русской музыке во времена Мусоргского, Бородина и Чайковского, то к концу XIX века и начала ХХ отходит на второй план. И потребность вносить какие-либо изменение подвергло возрастанию роли балета.

Но и другие жанры, как симфонические, камерные, стали широко развиваться. Огромной популярностью пользуется фортепьянное творчество Рахманинова, который и сам был великим пианистом. Фортепьянные концерты Рахманинова (как и концерты Чайковского, и скрипичный концерт Глазунова) относятся к вершинам мирового искусства.

В последней четверти XIX столетия творчество русских композиторов было признано во всём цивилизованном мире. Среди молодого поколения музыкантов, вступивших в творческую жизнь в конце прошлого – начале нынешнего века, были композиторы и иного типа. Уже первые их сочинения написаны очень по своему: остро, иногда даже дерзко. Таков Скрябин. Одних слушателей музыка Скрябина покоряла вдохновенной силой, других возмущала необычностью. Несколько позднее выступил Стравинский. Его балеты, поставленные во время “Русских сезонов” в Париже, привлекли внимание всей Европы. И наконец, уже в годы первой мировой войны на русском восходит ещё одна звезда – Прокофьев.

Огромную популярность приобретают российские театры. Малый театр в Москве и Мариинский в Петербурге. Примечательной чертой культуры этого периода стали поиски нового театра.

Благодаря деятельности Дягилева (мецената и организатора выставок) театр получает новую жизнь, а русское искусство – широкое международное признание. Организованные им “Русские сезоны” в Париже выступления артистов русского балета относятся к числу этапных событий в истории отечественной музыки, живописи, оперного и балетного искусства.

Актер, режиссер, теоретик сценического искусства, вместе с В.И.Немировичем-Данченко в 1898 г. создал Художественный театр и руководил им.

Необходимо упомянуть и организованные Беляевым в течении многих сезонов “Русские симфонические концерты”, а также “Русские камерные вечера”. Целью их было – знакомить русскую публику с произведениями национальной музыки. Руководили концертами и вечерами Н.А. Римский-Корсаков и его талантливые ученики А.К. Глазунов и А. К. Лядов. Они разрабатывали план каждого предстоящего сезона, составляли программы, приглашали исполнителей… Исполнялись исключительно произведения русской музыки: многие из них, забытые, отвергнутые ранее русским музыкальным обществом нашли здесь первых своих исполнителей. Например, симфоническая фантазия М.П. Мусоргского “Ночь на лысой горе” впервые прозвучала именно в “Русских симфонических концертах” почти через двадцать лет после создания, а затем была многократна повторена ( “по востребованию публики”, как отмечалось в программах ).

Весьма примечательным явлением в русской музыкальной жизни конца XIX века была так называемая частная опера С. И. Мамонтова в Москве. Сам Савва Иванович Мамонтов будучи подобно Беляеву богатым предпринимателем, организовал в России оперную труппу. С ней он осуществил первые постановки русских опер – “Русалки” А. С. Даргомыжского и “Снегурочки” Н. А. Римского-Корсакова, – которые пользовались у московской публики значительным успехом. Так же он поставил оперу “Псковитянка” Н. А. Римского-Корсакова. С этой оперой, которая нигде не шла, театр выехал на гастроли в Петербург.

На рубеже XIX-XX века возрождается интерес к старинной музыке. Мало-помалу начинается строительство органов в России. В начале XX столетия их можно было буквально пересчитать по пальцам. Появляются исполнители, знакомящие слушателей с органной музыкой прежних эпох и столетий: А. К. Глазунов, Старокадомский. Это время является важным этапом в истории скрипки. Появляется группа виртуозов – композиторов и исполнителей, которые раскрывают неведомые прежде возможности скрипки как сольного инструмента. Возникают новые замечательные произведения, среди которых видное место занимают сочинения советских композиторов. В настоящее время всему миру известны концерты, сонаты, пьесы Прокофьева, Хренникова. Их замечательное искусство помогает нам почувствовать, что за удивительный это инструмент – скрипка.

На рубеже веков большие изменения произошли и в музыкаль­ном искусстве. Еще продолжали жить традиции классической му­зыки XIX в., но именно в это время заметно усиливается влияние идей модернизма. В творчестве многих композиторов происходит определенный пересмотр музыкальных традиций. Социальная про­блематика все более уступает место вниманию к внутреннему миру человека, к философско-этическим и психологическим проблемам личности. В это время проявляется конфликт между лирическим началом и мощным волевым порывом в содержательном аспекте музыкального искусства. Этот фактор во многом определил свое­образие музыки начала нашего столетия.

Новаторские тенденции начала XX в. нашли отражение в твор­честве С. Рахманинова и А. Скрябина.

Оригинальностью и своеобразием отличается музыка и испол­нительское мастерство С.В. Рахманинова (1873-1943). Обладая яркой творческой индивидуальностью, он вместе с тем следовал лучшим традициям русской музыкальной классики, являясь пря­мым наследником творчества П.И. Чайковского.

Художественной самобытностью, новаторством, глубоким фи­лософским содержанием отличается творчество А.Н. Скрябина (1872-1915). Он один из первых русских композиторов проложил дорогу от классической музыки XIX в. к музыкальному языку XX в. На творчество А. Скрябина заметное влияние оказала поэзия А. Белого, В. Брюсова, А. Блока.

По-своему преломили мироощущение эпохи композиторы младшего поколения И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Н.Я. Мяс­ковский и др.

Особенно ярко заявили о себе И.Ф. Стравинский (1882-1971) и С.С. Прокофьев (1891-1953), возглавившие новаторские искания в музыке XX века. Их творчество вызывало ожесточенные споры. Приверженцы видели в нем ростки нового, противники, наоборот, считали его проявлением модернистских заблуждений, грозивших подорвать основы музыкального искусства.

Центрами музыкальной жизни России начала XX в. по-прежне­му оставались Мариинский театр - в Петербурге и Большой - в Москве. На их сцене пели корифеи русской вокальной школы:

Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, А.В. Нежданова, И.В. Ершов, Н.Н. Фигнер и др. Большую известность получила московская частная опера С.И. Мамонтова, а затем С.И. Зимина. Оперные театры имелись и в других городах России. Некоторые из них по своим возможностям и уровню исполнения приближались к сто­личным.

Репертуар русских оперных театров отличался большой широтой и разнообразием. Так, за сезон 1907-1908 гг., репертуар Большого театра насчитывал 23 оперы, а Мариинского -30.

О развитии музыкального образования в России свидетельствует открытие новых консерваторий в Саратове, Киеве, Одессе наряду с уже действующими в Москве и Петербурге. Появились и новые формы музыкального образования: в 1906 г. в Москве открылась народная консерватория, а в 1907 г.- Дом песни, задачей которого была пропаганда музыкального искусства путем организации лек­ций, концертов и вечеров.

В начале века продолжалась творческая жизнь Малого театра, создавшего свою школу психологического мастерства. Здесь рабо­тали такие мастера русской сцены как М.Н. Ермолова, Г.Н. Федо­това, А.П. Ленский, А.И. Южин, семья актеров Садовских.

В это время в Петербурге работал один из старейших театров России - Александрийский. Зрителей покоряла игра прославлен­ных актеров М.Г. Савиной, В.Ф. Комиссаржевской, М.В. Дальского и др.

В это время формируется эстетика условного символизма Мей­ерхольда, который начал свои эксперименты в театре Комиссаржев­ской. Но этот театр просуществовал недолго; в 1910 г. он прекратил свою деятельность в связи со смертью В.Ф. Комиссаржевской.

Школа русского реалистического театра успешно продолжала свой путь в провинции, где театр любили преданно и самозабвенно.

Таким образом, период конца XIX- начала XX в. в истории русской художественной культуры по праву называют Серебряным веком. Это было время смелых новаций и высоких творческих достижений, мощного всплеска творчества ярких и самобытных талантов. За три десятилетия, которыми ограничен рассматривае­мый период, русская культура сделала огромный шаг вперед, обо­гатив мировую культуру поистине бесценным достоянием.

Творческий взлет начала века был прерван мировой войной и революционными событиями. Развитие отечественной культуры в новых исторических условиях пошло своеобразным, сложным и не менее противоречивым путем.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Музыкальная культура России XX века.

С одной стороны, искусство того времени – это отказ от старых художественных традиций, попытка творчески переосмыслить наследие прошлого. Никогда прежде художник не был так свободен в своем творчестве – создавая картину мира, он получал реальную возможность ориентироваться на собственный вкус и пристрастия.

Культура конца 19 – начала 20 столетий многогранна. Порой она представляется сплошным нагромождением стилей, направлений, течений и школ, одновременно взаимодействующих и противоборствующих между собой. Пережитые потрясения, войны, перемены в социальной структуре, веяния новых ценностей и стремлений Запада, все большая заинтересованность общества в науках и искусстве – все это сильно повлияло на развитие культуры того времени. Прилив творческой энергии, появление новых жанров, изменение и усложнение тем произведений стали началом новой эпохи, которую называют Серебряным Веком.

Данный период до сих пор представляет огромный интерес как для профессионалов, так и для обычных любителей искусства. Моя цель – по возможности подробно рассмотреть литературу, изобразительное искусство, архитектуру и театральное искусство той эпохи, так как эти направления культуры дают наиболее точное понимания сути Серебряного века. Я бы хотела рассмотреть и классифицировать основные течения, выделить из них специфические жанры и описать их наиболее яркие черты. Также моей задачей является перечислить основных культурных деятелей, внесших вклад в развитие того или иного вида искусства.

Конец 19 начало 20 столетия стал не менее богатым в музыкальном плане периодом, чем предыдущие, а так же стал чуть более сложным. Особого перелома в этом виде искусства не было, продолжали деятельность композиторы 19 века, их традиции продолжали более молодые авторы, обладавшие более свежим взглядом на вещи. Произошли жанровые изменения: опера, занимавшая главное место в русской музыке более 100 лет отошла на второй план, а балет, наоборот, возвысился. Дело П.И. Чайковского – создание прекрасных балетов продолжил Александр Константинович Глазунов – автор “Раймонды” “Барышни-крестьянки”. Широкое развитие получили симфонические и камерные жанры. Глазунов создал восемь симфоний и симфоническую поэму “Степан Разин”. Сергей Иванович Танеев сочиняет симфонии, фортепианные трио и квинтеты. Среди молодого поколения музыкантов были композиторы нового типа. Они писали музыку по-новому, иногда даже резко. К ним относятся Скрябин, чья музыка покоряла своей силой одних, и пугала своей новизной других, и Стравинский, чьи балеты, поставленные во время “Русских сезонов” в Париже, привлекали внимание всей Европы. В годы 1-й мировой войны на русском горизонте восходит еще одна звезда - С. Прокофьев. Через музыку, как и через все русское искусство, проходит тема ожидания великих перемен, которые происходили и влияли на культуру.

Особое место в мировой культуре заняли русские музыканты и певцы, находившиеся в эмиграции. С неизменным успехом в странах Европы и Америки проходили гастроли композитора и пианиста Рахманинова, виртуозно исполнявшего собственные произведения и произведения западных композиторов. Ф.Шаляпин, выдающийся русский бас, удачно сочетающий в себе дар певца и драматического актера, выступая на сценах лучших театров мира пропагандировал русское искусство и творчество Мусоргского, Римского-Корсакова, Глинки, Рубинштейна.

Серебряный век – не только время взлета поэзии, но и эпоха художественных открытий в театральном искусстве. В конце 19 века сценическое искусство переживало кризис, проявившийся в том, что репертуар театров в большинстве своем носил развлекательный характер, он не затрагивал насущных проблем жизни, игра актеров не отличалась многообразием приемов. Необходимы были глубокие перемены в театре, и они стали возможны с появлением пьес А.П. Чехова и М. Горького. В 1898 году открылся Московский Художественно-общедоступный театр (с 1903г.- Московский Художественный театр), основателями которого были К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко, новаторы театрального искусства.

В 1904г. талантливая русская актриса В. Комиссаржевская организовала в Санкт-Петербурге свой театр, в репертуаре которого была современная драматургия – пьесы Горького, Ибсена, Метерлинка.

Выдающуюся роль в развитии русской национальной культуры продолжали играть Малый театр в Москве, Александринский в Петербурге. К концу 19 века на Украине имелось несколько профессиональных передвижных трупп, в начале 20 века сценическое искусство развивалось в Азербайджане и Эстонии, возникли белорусский и татарский театры.

художественных открытий в театральном искусстве. В конце 19 века сценическое искусство переживало кризис, проявившийся в том, что репертуар театров в большинстве своем носил развлекательный характер, он не затрагивал насущных проблем жизни, игра актеров не отличалась многообразием приемов. Необходимы были глубокие перемены в театре, и они стали возможны с появлением пьес А.П. Чехова и М. Горького. В 1898 году открылся Московский Художественно-общедоступный театр (с 1903г.- Московский Художественный театр), основателями которого были К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко, новаторы театрального искусства.

В 1904г. талантливая русская актриса В. Комиссаржевская организовала в Санкт-Петербурге свой театр, в репертуаре которого была современная драматургия – пьесы Горького, Ибсена, Метерлинка.

Выдающуюся роль в развитии русской национальной культуры продолжали играть Малый театр в Москве, Александринский в Петербурге. К концу 19 века на Украине имелось несколько профессиональных передвижных трупп, в начале 20 века сценическое искусство развивалось в Азербайджане и Эстонии, возникли белорусский и татарский театры.

Делая вывод о культуре рубежа 19 и 20 веков, я бы хотела еще раз подчеркнуть огромное разнообразие методов, видов, течений и мнений. Серебряный век – одна из самых насыщенных культурных эпох нашей страны. И хотя первопричина возникновения всех этих течений практически одна – смена веков, чувство больших перемен, необходимость отобразить свое отношение к этому – многообразие взглядов на эту первопричину ошеломляет. Говорят, сколько людей – столько и мнений. Эта фраза очень точно характеризует этот период русской культуры.

Серебряный век стал веком тесного переплетения русской культуры с культурами других стран. Влияние западных деятелей культуры, прежде всего, итальянских и французских, вдохновила русских на создание собственного самобытного восприятия; Российская же культура стала новшеством, быстро вошедшим в моду в Европе. Недаром таким уважением и спросом пользовались русские поэты и художники-эмигранты, которые, даже покинув Россию, оставались ярчайшими представителями ее особого культурного фонда. Это не могло не повлиять на взаимоотношения между странами. Войны сеяли раздор, культура заново собирала вместе разорванный на лагеря мир. Художник – человек, не принадлежащей конкретной стране, но целому миру, поэтому достижения русских художников того периода были шагом вперед не только для нашей страны, но и для всего мира.

Русская культура внесла разнообразие на улицы Европы, идеи русского искусства стали развивать в других странах, рождая еще более совершенные идеи – это как бесконечный круговорот мысли и формы, который то уничтожает старое, то вновь возрождает его.

Русское искусство начала 20 в. развивалась в условиях острой борьбы враждебных друг другу направлений.

Это было время когда Россия вступила в период империализма. В 1898 г. открылся Московский Художественный театр, основанный и руководимый Станиславским и Немировичем-Данченко. Художественный театр дал сценическую жизнь драматургии Горького и Чехова, выдвинул плеяду замечательных русских артистов. В области живописи продолжал свою деятельность Репин. Среди нового поколения – Серов.

Русской музыкальное исполнительство в начале 20 в. переживало большой расцвет, прежде всего в области оперного исполнительского искусства. Имена Шаляпина, Собинова, Неждановой, Ершова навсегда вошли в историю оперного театра. Расцвету оперного исполнительского искусства во многом способствовала дирижерская деятельность С. В. Рахманинова.

Широко развернулась исполнительская и педагогическая деятельность молодых пианистов Игумнова и Гольденвейзера. Продолжали свою деятельность скрипач Ауэр, виолончелист Брандуков, дирижеры и пианисты – Купер, Сафонов, Зилоти, Есипова

Музыка России XX века - период истории развития русской национальной музыки, охватывающий три разные политико-экономические эпохи России.

Содержание

С конца 50-х годов в советскую музыку пришёл неофольклоризм, он перевернул сознание многих композиторов. В 30—40-х годах народная музыка часто приближалась её к авторским массовым песням, отличавшимся жизнерадостностью. Изучение подлинных образцов показало, что русский фольклор пронзительно эмоционален и трагичен. Интонации народных песен придавали звучанию классических сочинений остроту и свежесть, а их содержанию — реалистичность. Влияние неофольклоризма чувствуется не только в произведениях русских композиторов, но и в музыке других народов, входивших в состав СССР (особенно Прибалтики и Закавказья).

В 60—70-х годах в России сложился музыкальный авангард. Он возник позже, чем на Западе, поэтому методы и стили получил в готовом виде. Усилия композиторов были направлены не столько на звуковые эксперименты, сколько на поиски нового образного содержания. Серьёзное воздействие на авангардную музыку России оказали идеи европейского неоклассицизма, с которыми широкая публика познакомилась позже.

Большой популярностью в авангардных кругах в 70—80-х годов стали пользоваться древнерусские знаменные распевы и григорианские хоралы

Читайте также: