Мусульманская архитектура индии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Великолепная художественная традиция сложилась в Индии в период раннего средневековья. Удивительные буддийские постройки и индуистские храмы ( выбитые в скалах и построенные традиционно ) до сих пор удивляют и поражают воображение. Однако коренные изменения искусство и культура Индии претерпевают с приходом к власти мусульманских правителей.

В XIII в. на севере страны образовалось государство – Делийский султанат. Его основателями были иноземцы – выходцы из Средней и Центральной Азии. Установив свою власть, они стали утверждать ислам в качестве государственной религии. В синтезе местных традиций и новых влияний зародилась индо-исламская художественная культура.

Согласно заповедям ислама, человек не должен изображать живых существ – это прерогатива Всевышнего. Поэтому в Индии оказались прерванными традиции скульпторов-камнерезов и монументальной живописи. Изменения коснулись и архитектуры. Древние формы строительства были не нужны правителям, утверждавшим новую религию и идеологию. Прекращается строительство пещерных и скальных храмов.

В то же время в индийском зодчестве появляются и быстро распространяются новые архитектурные формы мусульманской традиции: мече́ти, медресе́, минаре́ты, караван-сараи, мавзолеи и т.п. Индийские мастера осваивают новые техники и новые конструктивные элементы, которых ранее не знала индийская архитектура.

Вскоре в Индии вырабатывается свой неповторимый стиль, отличный от архитектуры остального мусульманского мира. Так индийские мастера при возведении зданий используют в основном разноцветный камень разных пород, вместо привычной в Малой Азии кирпичной кладки. Это придаёт особую нарядность и фактурность плоскостям стен.

Кроме того, в Индии так и не прижилась традиция украшения стен керамическими изразцами: индийские мастера-каменщики, основываясь на тысячелетних традициях, украшали здания ювелирной резьбой, рельефами, геометрическими и растительными орнаментами.

Эти, характерные для индо-исламской культуры черты, нашли воплощение в шедевре раннеисламского искусства Индии – минарете Кутб-Мина́р в Дели . Он является частью ансамбля Кувват-уль-ислам , включающего также мечеть, медресе и мавзолей.

Ствол минарета возносится на грандиозную 73-метровую высоту, а диаметр в его основании равен 16 метрам.

Высшие достижения индийского искусства исламского периода связаны с правлением династии Великих Моголов ( XVI-XVII вв.). В это время появляется множество монументальных, но в то же время утонченных и элегантных построек, призванных украшать новые столицы их империи: А́гру и Фатехпур-Си́кри .

Эти города становятся блестящими архитектурными ансамблями, где практически все культовые и светские строения имеют единый стиль, гармонично сочетаясь между собой. Этому служат одинаковые формы арок и куполов, а также использование одних и тех же пород камня для строительства и отделки фасадов и деталей зданий.

Считается, что такой особый, узнаваемый, изысканный архитектурный стиль, который сейчас принято называть могольским, был создан благодаря одному человеку - правителю Империи Великих Моголов - Акбару I Великому.

С этим связана следующая легенда.

Акбар был успешным правителем и вполне достойным человеком. Всё у него было для полного счастья. Только ни одна из его красавиц-жён так и не могла родить ему наследника. Тогда шахиншах услышал, что в местечке Сикри, неподалёку от Агры живёт святой суфий - Салим Чишти. О творимых старцем чудесах знали многие, и Акбар отправился к нему. Салим предсказал, что у правителя родится трое сыновей. И, как говорит молва, даже принёс в жертву собственного ребенка, чтобы его душа могла переселится в будущего принца. И вот когда пророчество сбылось, и у шаха родился первенец, счастливый император решил построить резиденцию рядом с жилищем святого. Так началось строительство удивительного города-ансамбля - Фатехпур-Сикри.

Название это переводится, как "Город победы". Для скорейшего строительства, шах пригласил архитекторов, инженеров, резчиков по камню и художников со всей империи. На стройке трудились мастера разных национальностей и вероисповеданий. За 14 лет город, в облике которого сплавились черты различных архитектурных традиций, был возведён.

На высоком холме, окружённый 11-ти километровой стеной с девятью воротами, красуется Фатехпур-Сикри . Его площадь невелика - 3 км в длину и 1 км в ширину. Планировка строго организована и геометрична. Город разделен на две части - дворцовая-жилая и храмовая.

Фатекхпур-Сикри. Буланд-Дарваза (Врата Великолепия) — самые высокие ворота в Индии. Их высота 53.63 метра, ширина 35 метров, к ним ведут 42 ступени. Построены в честь победы над Гуджаратом.

Фатекхпур-Сикри. Буланд-Дарваза (Врата Великолепия) — самые высокие ворота в Индии. Их высота 53.63 метра, ширина 35 метров, к ним ведут 42 ступени. Построены в честь победы над Гуджаратом.

Акбар создал подобие рая - в городе были разбиты сады, прорыты каналы, устроены бассейны и подземные водохранилища.

Интересно, что большинство строений города, сделаны так, как когда-то в индии создавались пещерные и скальные храмы - из цельных каменных блоков, в которых вырезались, как в дереве, окна, колонны, узоры.


Индо-исламская архитектура это архитектура Индийский субконтинент произведено и для Исламские покровители и цели. Несмотря на первоначальное арабское присутствие в Синд, развитие индо-исламской архитектуры всерьез началось с создания Дели как столица Династия Гуридов в 1193 г. [1] Преемником Гуридов был Делийский султанат, череда среднеазиатских династий, объединивших большую часть Северной Индии, а позже Империя Великих Моголов к 15 веку. Обе эти династии представили Персидский, Тюркские и исламистские стили архитектуры и искусства от Западной Евразии до Индийского субконтинента. [2]

Типы и формы больших зданий, требуемых мусульманской элитой, с мечети а гробницы, как правило, самые обычные, сильно отличались от ранее построенных в Индии. Оба экстерьера очень часто увенчивались большими купола, и широко использовали арки. Обе эти функции практически не использовались в Индуистская храмовая архитектура и другие коренные индийские стили. Оба типа зданий по существу состоят из единого большого пространства под высоким куполом и полностью избегают фигуративной скульптуры, столь важной для индуистской храмовой архитектуры. [3]

Исламские здания изначально адаптировали навыки рабочей силы, обученной в более ранних индийских традициях, к их собственному проекту. В отличие от большинства Исламский мир, куда кирпич как правило, в Индии были высококвалифицированные строители, привыкшие производить камень кирпичная кладка исключительно высокого качества. [4] Наряду с архитектурой, развитой в Дели, и выдающимися центрами культуры Великих Моголов, такими как Агра, Лахор и Аллахабад, множество региональных стилей, разработанных в региональных королевствах, таких как Бенгалия, Гуджарат, Декан, Jaunpur и Кашмирские султанаты. К периоду Великих Моголов, который, по общему мнению, представлял собой вершину стиля, аспекты исламского стиля начали влиять на архитектуру, созданную для индуистов, даже с храмами с зубчатыми арками, а затем и с куполами. Особенно это было в дворцовой архитектуре. После распада Империи Великих Моголов региональные навабы, такие как Лакхнау, Хайдарабад и Майсур продолжал заказывать и покровительствовать строительству архитектуры в стиле Моголов в княжеские государства.

Индо-исламская архитектура оказала большое влияние на современные Индийский, Пакистанский и Бангладешская архитектура, как и в случае его влияния на Индо-сарацинское возрождение последнего Британский Радж. И светские, и религиозные здания находятся под влиянием индо-исламской архитектуры.

Содержание

Архитектура Делийского султаната


Лучше всего сохранившийся образец мечети времен младенчества ислам в Южная Азия это разрушенная мечеть в Banbhore в Синд, Пакистан, с 727 года, из которого можно вывести только план. [5]

Начало Делийский султанат в 1206 г. Кутб ад-Дин Айбак представил Индию большое исламское государство, используя стили Центральной Азии. [6] Важный Кутб Комплекс в Дели было начато при Мухаммад из Гор, к 1199 году и продолжался при Кутб ад-Дине Айбаке, а затем и при султанах. В Мечеть Кувват-уль-Ислам, теперь руины, было первым строением. Как и в других ранних исламских зданиях, в нем повторно использовались такие элементы, как колонны разрушенных индуистских зданий и сооружений. Джайн храмы, в том числе один на том же месте, платформа которого использовалась повторно. Стиль был иранский, но арки все еще были скошенный традиционным индийским способом. [7]

Еще одна очень ранняя мечеть, построенная в 1190-х годах, - это Адхай Дин Ка Джонпра в Аджмер, Раджастхан, построенный для тех же правителей Дели, опять же со скошенными арками и куполами. Здесь колонны индуистского храма (и, возможно, некоторые новые) сложены по три, чтобы достичь дополнительной высоты. Обе мечети имели большие отдельно стоящие ширмы с добавленными перед ними заостренными арками, вероятно, при Илтутмише пару десятилетий спустя. В них центральная арка выше, имитируя айван. В Аджмере небольшие перегородки ориентировочно имеют острие, впервые в Индии. [12]


Архитектура Туглак

В гробница Шах Рукн-э-Алам (построены с 1320 по 1324) в Мултан, Пакистан - это большой восьмиугольный кирпичный мавзолей с полихромным глазурованным декором, который намного ближе к стилям Ирана и Афганистана. Древесина также используется для внутренних нужд. Это был самый ранний крупный памятник Династия Туглаков (1320–1413 гг.), Построенный во время неустойчивого расширения его массивной территории. Он был построен для Суфийский святой а не султан, и большинство из многих Гробницы туглаков гораздо менее буйны. Могила основателя династии, Гияс ад-Дин Туглюк (ум. 1325) более строгий, но впечатляющий; как индуистский храм, он увенчан небольшой Амалака и раунд конец как калаша. В отличие от зданий, упомянутых ранее, в нем полностью отсутствуют резные тексты, и он находится в комплексе с высокими стенами и зубцами. Обе эти гробницы имеют внешние стены, слегка наклоненные внутрь, на 25 ° в гробнице Дели, как и многие укрепления, включая разрушенные Форт Туглакабад напротив гробницы, задуманной как новая столица. [15]

У Туглаков был корпус правительственных архитекторов и строителей, и в этой и других ролях использовалось много индусов. Они оставили много построек и стандартизированный династический стиль. [16] Третий султан, Фируз Шах (годы правления 1351–1388), как говорят, сам проектировал здания и был самым старым правителем и величайшим строителем династии. Его Дворцовый комплекс Фироз Шах (началось 1354 г.) в Hisar, Харьяна руины, но детали в приличном состоянии. [17] Некоторые постройки его правления принимают формы, которые были редкостью или неизвестны в исламских зданиях. [18] Он был похоронен в большом Комплекс Хауз Хас в Дели, со многими другими зданиями его периода и более позднего Султаната, включая несколько небольших куполообразных павильоны поддерживается только столбцами. [19]

К этому времени исламская архитектура в Индии переняла некоторые черты более ранней индийской архитектуры, такие как использование высокого плинтус, [20] и часто молдинги по краям, а также столбцы и скобки и гипостиль залы. [21] После смерти Фироза туглаки пришли в упадок, и последующие династии Дели стали слабыми. Большинство построенных монументальных зданий были гробницами, хотя впечатляющие Сады Лоди в Дели (украшенный фонтанами, чарбаг сады, пруды, гробницы и мечети) были построены поздней династией Лоди. Архитектура других региональных мусульманских государств часто была более впечатляющей. [22]


Экран Адхай Дин Ка Джонпра мечеть, Аджмер, c. 1229; Корбель арки, некоторые заостренные.

Если вы думаете, что Индия знаменита лишь комплексом Тадж-Махал, предлагаем вам совершить увлекательное виртуальное путешествие по городам Индии, в ходе которого мы расскажем о других, самых удивительных и знаменитых мечетях страны, наполненных особой аурой и атмосферой прошедших столетий.

1. Джама Масджид, город Дели

Джама масжид

Это одна из самых больших и популярных мечетей Индии. Одновременно в ней могут молиться свыше 25 000 верующих. Она знаменита на весь мир, и именно её чаще всего можно увидеть в путеводителях. Даже на нерелигиозных посетителей мечеть производит особенное впечатление – это место буквально пропитано историей и никого не оставляет равнодушным.

Мечеть Джама Масджид в Дели была построена Шахом Джаханом, императором Великих Моголов. Её конструкция состоит из четырёх больших башен и трёх огромных ворот. Длина мечети составляет 261 фут (80 метров), ширина – 80 футов (27 метров).

Минареты высотой 40 м сделаны из красного песчаника и белого мрамора. Чтобы эта мечеть приобрела сходство с мечетью Джама Масджид из Агры, пол этой мечети был покрыт белым и чёрным мраморным орнаментом (в стиле молитвенного коврика для мусульман). Даже сегодня, спустя несколько столетий, инкрустация деталей в арках интерьера выглядит впечатляюще. По словам историков, Джама Масджид в Дели является старейшей мечетью Индии.

Эта мечеть имеет особое значение для мусульман Индии: именно здесь хранятся многочисленные исламские реликвии, самой важной из которых является рукописный Коран со страницами из оленьей кожи. Считается, что этот экземпляр является одной из древнейших копий священной книги мусульман.

2. Мечеть Хаджи Али, город Мумбаи

Мечеть Хаджи Али

Ежегодно тысячи туристов посещают город Мумбаи. Когда дело доходит до религиозных мест, этот город играет жизненно важную роль в индийском туризме. Именно сюда приезжают тысячи туристов, представители самых разных религий, чтобы увидеть архитектурное чудо на воде – величественную мечеть Хаджи Али. Она необычна тем, что расположена посреди моря, и сюда можно попасть лишь по узкой дороге. Интересно, что проход по этой дороге до мечети доступен только во время отливов, посещение мечети во время прилива представляется весьма рискованным.

По четвергам и пятницам мечеть Хаджи Али посещают свыше 40 тысяч человек. Здесь имеются отдельные залы для мужчин и женщин, общая площадь комплекса составляет 4500 кв. м.

3. Мекка Масджид, город Хайдарабад

Мекка масжид

Мекка Масджид является одной из самых удивительных мечетей в Индии. Одновременно она может вместить 10 000 человек. Эту архитектурную красоту можно увидеть с вершины Чарминар в Хайдарабаде. Она была построена Кули Кутб Шахом, пятым правителем династии Кутуб Шахи. Говорят, что кирпичи, используемые для этой мечети, были изготовлены из земли из священного города Мекка в Саудовской Аравии. Предполагается, что потребовалось свыше 77 лет и 8 тысяч рабочих для завершения строительства внушительной Мекки Масджид.

Главный молитвенный зал этой мечети возвышается на 75 футов над землей. Здесь есть пять проходов, арочные галереи и восьмиугольные балконы, четыре минарета с небольшим куполом над каждым из них.

Мечеть украшена цветочными мотивами и фресками, а многочисленные арки расписаны аятами Корана.

4. Тадж-уль Масджид, город Бхопал

Тадж уль Масжид

5. Джамия Масджид, город Шринагар

Джамия Масжид

Если вы устанете от суеты и шума базаров Индии, можно ощутить долгожданное спокойствие и мир в мечети Джамия Масджид, которая находится в городе Шринагар. Эта мечеть может одновременно вместить 33000 человек. Мечеть расположена в самом сердце старого города. Эта древняя мечеть была построена султаном Кашмира – Сикандра Шах Шахрири в 1394 году.

Её стиль содержит особенности индо-сарацинской архитектуре, здание окружено красивым, ухоженным двориком и 370 деревянными колоннами. Трижды мечеть подвергалась пожарам, и каждый раз её отстраивали заново.

6. Мечеть Бара Имамбара, город Лакхнау

Мечеть Бара

А сейчас давайте переместимся в город Лакхнау. Что интересного здесь? Мечеть Бара Имамбара, которая считается крупнейшим в Индии безопорным сооружением.

Это чудо инженерной мысли находится в штате Уттар-Прадеш и является одним из самых потрясающих архитектурных сооружений страны. Строительные работы этого религиозного здания были начаты в 1784 году и заняли 14 лет. Стены сложены из кирпича Лахнави (кирпича небольшого размера) и известковой штукатурки. Удивительно, но ни дерево, ни металл не используются для строительства этой мечети.

Самым ярким элементом мечети является арочная крыша центральных залов, которые построены без единой балки. Лабиринт состоит из около 1000 проходов, 489 одинаковых дверных проёмов и нескольких лестниц, которые идут вверх или вниз. Во время молитвы мечеть может одновременно вместить более 300 000 человек.

7. Джама Масджид, Агра

Мечеть Агра

С этой мечетью связана особая история. Специально для Джаханары, дочери императора Великих Моголов Шах-Джахана, в 1648 году воздвигли Джама Масджид в Агре. Этот исторический памятник имеет прямоугольную форму, здесь находится центральный неф с одним куполом и двумя залами с колоннами на обе стороны. Мечеть состоит из двух квадратных камер, которые увенчаны куполами. Резные михрабы украшают главную комнату и две комнаты поменьше. Мечеть опирается на приподнятую платформу, которая увенчана пятью арочными входами, ведущими во двор.

Мечеть увенчана тремя огромными куполами, выгравированными с перевернутыми лотосными и калашными украшениями (характерный разрез или орнамент на вершине крыши), закреплёнными на вершине. Джама Масджид в Агре может принять одновременно около 10 000 молящихся.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте также: