Мурманский морской торговый порт история кратко

Обновлено: 02.07.2024

Реклама порта, 1930 год.

Мурманский морской торговый порт — морской порт, расположенный на восточном берегу Кольского залива Баренцева моря, крупнейшее транспортное предприятие города Мурманска.

Порт занимает четвёртое место по России по объёму перерабатываемых грузов и второе по величине на северо-западе Российской Федерации (после порта в Санкт-Петербурге).


Мурманский морской торговый порт — морской порт, расположенный на восточном берегу Кольского залива Баренцева моря, крупнейшее транспортное предприятие города Мурманска.

Порт занимает четвёртое место по России по объёму перерабатываемых грузов и второе по величине на северо-западе Российской Федерации (после порта в Санкт-Петербурге).

Содержание

История

Основание

Советский период

После 1 сентября 1941 года через Мурманский порт начали поставлять грузы в Испанию [1] . В Великую Отечественную войну в порту проиcходила разгрузка караванов судов стран-союзников.

В 1966 году Мурманский морской торговый порт был награждён орденом Трудового Красного Знамени [3] .

Современный период

Мурманский порт состоит из трёх частей: Рыбный порт, Торговый порт и Пассажирский. В последние годы наблюдается тенденция вытеснения Торговым портом всех остальных из-за увеличения экспорта каменного угля и ряда других минеральных ресурсов, для приёма и хранения которых Мурманск имеет необходимую инфраструктуру. Значительно уменьшилось поступление рыбы, поскольку её стало выгоднее поставлять на экспорт, а не внутрь страны.

Осенью 2010 года Ассоциация морских торговых портов признала Мурманский торговый порт лучшей российской компанией, которая владеет причалами и осуществляет стивидорские работы [9] [10] .

В феврале 2011 года появилась информация, что структуры Геннадия Тимченко, одного из владельцев фирмы Gunvor, покупают Мурманский морской торговый порт за $250 млн [11] , однако позже это было опровержено представителем Тимченко [12] .


- За период Великой Отечественной войны Мурманский порт обработал 1 миллион 680 тысяч тонн импортных, а также почти 817 тысяч тонн военных и народнохозяйственных грузов, обработал 351 судно и отправил на фронт по железной дороге 12 тысяч 814 вагонов с военной техникой, снаряжением и продовольствием.

- 1944 год, осенью СССР помогал в переброске из Англии в Мурманск и далее в Северную Норвегию подразделений Норвежской освободительной армии. Тогда в Мурманском порту побывал лейтенант норвежской армии Тур Хейердал, впоследствии - знаменитый путешественник.

- За годы войны Мурманский порт четыре раза награждался переходящим Красным знаменем Государственного Комитета Обороны. В июле 1945 года это знамя было передано порту на вечное хранение.

- В мае 1945 года приняли новоселов первые два послевоенных жилых дома в Мурманске - деревянные двухэтажные здания на углу улиц Челюскинцев и Карла Либкнехта, построенные ремстройконторой порта.

- В годы войны на трудовом посту погибли 103 портовика, 317 - получили ранения.

- 1945 год, 20 мая, уже после капитуляции Германии в Мурманск прибыл последний полярный конвой - JW-67. А последний конвой из Мурманска, RA-67, отправился в Шотландию спустя три дня, 23 мая. Всего за годы войны Мурманский порт принял 27 союзных конвоев, а также несколько одиночных судов и боевых кораблей.

- 1945 год, одним из основных праздничных мероприятий на 30-летие порта стал массовый кросс, в котором участвовали практически все портовики и судоремонтники - 1763 человека.

- Во время послевоенной реконструкции одного из причалов Мурманского порта потребовались длинномерные деревянные сваи, которых не было. Тогда местные умельцы стали склеивать их из досок, что позволяло придавать этим сваям практически любую длину. Причал на клееных сваях просуществовал в порту до 1970-х годов.

- 1946 год, через Мурманский порт доставлялись важные импортные грузы для строительства первого в СССР газопровода Саратов - Москва.

- 1956 год, в порту появились первые 180 квадратных метров асфальтовых покрытий дорог и проездов. Любопытно, что тогда транспорту не разрешалось на них въезжать - по асфальту гуляли пешеходы.

- 1957 год, в Мурманском порту введен в строй первый механизированный комплекс для перевалки апатитового концентрата.

- 1961 год, после революционных событий на Кубе в Мурманский порт стали приходить суда, груженые мешками с сахаром-сырцом, произведенным на острове Свободы.

- 1963 год, в апреле, находясь с визитом в Мурманске, торговый порт посетил легендарный кубинский лидер Фидель Кастро.

- 1964 год, Мурманский порт переработал более 4 миллионов тонн груза, став по грузообороту одним из пяти крупнейших портов СССР и самым крупным портом мира за полярным кругом.

1965 год, за достигнутые трудовые успехи и в связи с 50-летием основания порт был награжден Грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР.

Читайте также: