Ребенок в осиротевшей семье кратко

Обновлено: 30.06.2024

ценит предприимчивость, удачливость, ловкость в достижении жизненных целей, умение добиться успеха с минимальными затратами, способность обмануть всех, часто обходит законы и нравственные нормы, склонна к авантюрам, стремится использовать окружающих для достижения собственных целей, создает широкий круг полезных знакомых;

к таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость проявляет пренебрежительное отношение.

Дети в такой семье:

полностью перенимают взгляды взрослых,

у них формируется установка – нарушай, но главное - не попадайся!

Семьи, ориентированные на успех ребенка:

· ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов (его любят, пока он все делает хорошо);

· упреки, назидания, наказания в случае невозможности достичь желаемых успехов;

· у ребенка состояние повышенного эмоционального напряжения, ожидания неудачи

· срывы в виде неадекватных реакций на неудачу (попытки суицида, уход из дома).

Псевдовзаимосвязанные семьи:

поощряют выражение только теплых, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев скрывают, подавляют.

Псевдовраждебные семьи:

наоборот, скрывают, отвергают теплые чувства, проявляют враждебные.

Дети в псевдовзаимосвязанной и псевдовраждебной семье:

ребенок учится не чувствовать, а играть в чувства, остается эмоционально холодным, проявляет в дальнейшем невмешательство, дистанцирование.

Семьи с детьми-инвалидами:

типичная первоначальная реакция – отрицание дефекта ребенка, неверие в наличие болезни, надежда на ошибочность диагноза;

вторичная реакция – чувство гнева, беспомощности, безысходности

часто семья сохраняется лишь формально из чувства долга перед больным ребенком;

родители испытывают необоснованное чувство вины, муки, переживания чувства стыда из-за рождения больного ребенка, боятся осуждения окружающих, иногда - обвинения врачей, педагогов, проявляют к ребенку гиперопеку,

заключительная реакция – эмоциональная адаптация,

в подобных семьях часто бывают разводы.

Неполные семьи и их типы.

Неполной называется семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть категория функционально неполных семей – профессиональные причины заставляют одного из родителей часто отсутствовать в семье.

Можно выделить несколько разновидностей неполных семей:

Разведенная семья

Осиротевшая семья

Мать-одиночка с ребенком

Для любого типа неполной семьи характерны следующие нарушения из-за дефицита мужского влияния:

· нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы;

· затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

· становится возможным формирование избыточной привязанности к матери.

В семейном воспитании детей без отца можно выделить три типа отношения матери к этой проблеме:

1. мать не упоминает об отце и строит воспитание так, словно его никогда не было,

2. мать пытается обесценить отца в глазах ребенка, убедить в том, что отец был плохой,

3. мать пытается увидеть в отце союзника в воспитании, у которого есть определенные достоинства.

Психологи отмечают несколько соблазнов, подстерегающих мать, оставшуюся без мужа:

Жизнь для ребенка – женщина видит смысл своей жизни в воспитании ребенка, для нее не существует личной жизни.

Борьба с образом мужа – женщина утрирует отрицательные черты бывшего супруга.

Наследственность – женщина ищет в ребенке отрицательные черты бывшего супруга, объясняет наследственностью неудачи в воспитании.

Попытка купить любовь ребенка – поток подарков, вседозволенность.

Ребенок в осиротевшей семье -проходит несколько последовательных реакций:

· шок – молчаливый уход в себя или взрыв эмоций, чувство дискомфорта;

· отчаяние – осознание невозможности вернуть умершего;

· гнев – ребенок сердится на родителя, который его покинул – отказ от общения, грубость;

· тревога и чувство вины;

· боязнь повторного брака родителя.

Ребенок из семьи матери-одиночки:

· внебрачный ребенок находится в самом невыгодном социальном положении по сравнению с детьми из других типов неполных семей;

· ребенок имеет низкую самооценку;

· нарушается процесс поло-ролевой идентификации;

· слепая материнская любовь делает ребенка инфантильным.

По мнению специалистов, воспитывать детей современным семьям мешают:

· усталость на работе,

· неорганизованный быт – родители решают бытовые проблемы и мало занимаются детьми,

· недостаточный уровень педагогической подготовки родителей.

Кроме того, неблагополучные семьи являются источником социального сиротства. Исследователи проблемы социального сиротства (В.В. Чечет, Л.И. Смагина, А.К. Воднева, Л.М. Шипицына и др.) среди основных причин данного явления указывают на кризис института современной семьи. Можно назвать целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:

· Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей;

· Структурные изменения в семьях - увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей;

· Отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.;

· Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.

В современной науке существует множество типологий семьи. Особенности той или иной семьи оказывают влияние на успешность -неуспешность социализации детей, степень освоения ими учебной деятельности и возможные возникновения трудностей в поведении школьников. Объектом социально-педагогической поддержки может стать семья любого типа. Однако степень нуждаемости в ней будет различна, как и различно содержание поддержки. Рассмотрим некоторые типологии семей, которые, на наш взгляд, наиболее точно определяют особенности социально-педагогической помощи оказываемой конкретной семье.

1.2. Типология семей по уровню социальной адаптации:

1. Благополучные семьи - успешно справляются со своими функциями и практически не нуждаются в поддержке социального педагога. В случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

2. Семьи группы риска - характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.

3. Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости от характера проблем специалист по социальной работе оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

4. Асоциальные семьи. Семьи, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и в которых жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.

· Семьи с недостатком воспитательных ресурсов: неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым, создавая нежелательный фон для воспитания детей;

· Конфликтные семьи: в таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;

· Нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого и т.п.;

· Педагогически некомпетентные семьи. Последствиями воспитания в таких семьях могут стать безнадзорность, безынициативность, слепое подчинение и т.д.

Вышесказанное свидетельствует о том, что институт современной семьи находится в кризисном состоянии, а это естественно привлекает внимание специалистов из различных областей науки: психологов, педагогов, медиков, социологов и др. ученых. Проблемы современной семьи требуют не только глубокого всестороннего изучения их на теоретическом уровне, но и практического решения на уровне государства, общества и конкретной личности.

В практике социально-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности с проблемными семьями.

Передача осиротевшего ребенка в приемную семью ставит перед ней ряд социальных, психологических, эмоциональных и педагогических барьеров. Процесс вживания ребенка в приемную семью зависит от личности родителей, от общей семейной атмосферы, а также от самого ребенка, его возраста, характера и предшествующего опыта. Адаптация даже здорового ребенка в новой семье требует времени. В первое время у него возможны острые невротические и поведенческие, в том числе регрессивные, нарушения. На определенном этапе могут проявиться отрицательные черты характера, привычки, неразвитость памяти, воображения, узость кругозора, отставание в познавательной сфере. При отсутствии адекватной адаптации начинают усугубляться негативные особенности личности (агрессивность, замкнутость, расторможенность), которые часто сопровождаются отдельными расстройствами влечений (воровство, курение, стремление к бродяжничеству).


ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Неполная семья – довольно распространенное явление в современном обществе, это семья, в состав которой входит один родитель с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Ответственность в данной семье за воспитание и социализацию детей несет один из родителей. Число их неполных семей в нашей стране имеет устойчивую тенденцию к росту. По данным Государственного доклада о положении семей в России, неполные семьи составляют 28%, подавляющее большинство которых являются материнскими [4].

Согласно данным научных исследований (Л.В. Мардахаев, П.Г. Радостаева и др.) в последние десятилетия широкое распространение в России обострилась проблема конфликтов детей и родителей в неполных семьях и за ее пределами. Это не случайно, поскольку в неполной семье происходит деформация в структуре семьи и родственных отношениях, что приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка, в частности в сфере его взаимоотношений с собой и другими.

Анализ трудов исследований по проблемам изучения неполной семьи (И. Гребенников, И. Кон, В. Костов, Б. Нусхаева, В. Постовой, И. Трубавина, В. Сатир, Л. Шнейдер, Гришина Н.В. и др.), свидетельствует, что они относят неполную семью к потенциально неблагоприятному фактору социализации личности ребенка.

Так, И. Кон подчеркивает, что неполная семья создает трудности различного характера в адекватной социализации детей в семье, но одновременно высказывает мнение, что отсутствие одного из родителей не исключает возможности нормального развития ребенка [3].

Как отмечают исследователи, деформация семьи бывает структурной и психологической. На современном этапе большое внимание исследователи уделяют фактору психологической деформации семьи, поскольку разрушение межличностных отношений и ценностей особенно негативно влияют на развитие ребенка [5].

Нет семей, где бы не возникали проблемы, конфликты. Однако, согласно исследованиям А. Волкова, Г. Воронцова, С. Зеленчукова, К. Кузнецова, В. Лысенко, Д. Попеноу, А. Синельникова, В. Солодникова, Д. Чечета, Г.Филонова и др., особо негативным фактором в развитии ребенка выступает период развода родителей, когда взаимные упреки и претензии, весь негативизм отношений родителей отражается на ребенке, нанося ему психологические травмы.

Среди симптомов, которые могут сигнализировать об остром переживании ребенком неприятностей между отцом и матерью выделяют: негативизм, нервозность, чувство вины, аутоагрессия, замкнутость и тому подобное. Недостаток внимания родителей, понимания, поддержки приводит к эмоциональной нестабильности ребенка, появлению тревог, страхов. Дети фантазируют, что папа или мама больше никогда к ним не придут, что они их разлюбили [1].

Мотивы и причины разводов, психологические особенности последствий разрыва семейных отношений, отдельные вопросы жизнедеятельности разведенной семьи исследуются в работах Г. Филонова, В. Костина и др.

Так, Г. Филонов раскрывает объективные и субъективные предпосылки деформации процесса воспитания в неполных семьях. Ю. Вавилов и А. Демидов рассматривают общие проблемы воспитания детей в разведенной семье, а Т. Лютова отмечает дефицит общения взрослых с детьми в неполных семьях. В исследовании В. Костина показано негативное влияние неполной семьи на нравственное воспитание подростков.

Наличие обоих родителей создает для ребенка предпосылку нормального эмоционального и нравственного ее развития в семье. И процесс развода - не мгновенный психологический факт. Существует много причин, способствующих разводу родителей, например, урбанизация; привлечение женщин к труду; экономическая самостоятельность женщин; изменение форм социального контроля; разрушение религиозной основы брака; ослабление связей между поколениями; снижение ценности и количества детей в семье.

Следствием кризиса семьи становятся многочисленные проблемы детства и внутриличностные конфликты ребенка, которыми являются:

большой процент детей с отклонениями эмоционально-волевого развития и поведения;

нарушения процессов формирования нравственной сферы, что приводит к культу жестокой силы, господства материальных ценностей над духовными;

распространяется алкоголизм, наркомания, криминал в детской среде и др.

В то же время, А. Отравенко утверждает, что развод имеет не только отрицательное значение для ребенка, но и положительное, при условии преодоления кризисной и конфликтной ситуации в отношениях родителей, предоставление им возможности для развития и реализации.

По мнению исследователей, функции отца и матери в воспитании ребенка не идентичны. Я. Гамарова и Л. Голкович считают, что роль отца является главной при формировании общественных ценностей и значение его растет с взрослением детей, а роль матери предназначена для сохранения гармоничности в семьи и обогащения чувственных связей между ее членами. Проблема разведенной семьи заключается в том, что мать не может заменить отца уже потому, что она женщина, и потому, что один из родителей не может заменить двух.

Дети в разведенной семье остаются без присмотра, в два раза чаще, чем в полной семье. Государственная помощь, как и алименты, облегчают условия жизни неполной семьи, но не могут решить тех материальных проблем, с которыми она сталкивается. Материальные трудности в разведенных семьях переносятся тяжело и травмируют психику детей, порождают недовольство, злость, чувство зависти, униженности.

Необходимым условием воспитания детей из неполных семей является компенсационная деятельность взрослых, которая дополняет у ребенка недостаток родительского (материнского) внимания. Благодаря этому вниманию производятся необходимые навыки взаимоотношений с другими людьми, проявляются теплые и искренние эмоциональные отношения, которые способствуют удовлетворению жизненно важных потребностей.

Психологический климат неполноценных семей довольно шаткий. Раздражительность и нервозность – главные сопутствующие жизни одинокой матери (отца). Часто поводом для ссор между ней и ребенком служит упоминание отца как такового. Матери редко держат в себе обиды по поводу ухода мужчины из дома, и ребенок становиться свидетелем негативных отзывов в сторону отца. Бывают и другие ситуации, при которых мать наоборот, старается как можно больше времени посвящать ребенку. При этом она не забывает делать акцент на одиночестве ребенка, и что именно поэтому он так заслуживает пристального внимания и ласки. В таких случаях и без того раздраженный ребенок чувствует себя еще более одиноким и несправедливо покинутым. В результате в семье часто вспыхивают скандалы, а ребенок делает все, чтобы быстрее покинуть дом.

Отсутствие отца негативно сказывается на характере ребенка. Помимо психологической травмы, отсутствие отца оказывает негативное влияние на формировании характера ребенка, если тот мужского пола. Ведь именно отец с детских лет должен занимается воспитанием мальчика, донося до него правильные и неправильные аспекты поведения с женским полом, с друзьями и в учебе. В неполных семьях пример отца, разуметься, негативен.

Когда в такой семье есть несколько детей, это немного компенсирует неполноту. Старший ребенок может стать примером для младшего, если взрослые себя правильно поведут. Известно, что в неполных семьях дети гораздо меньше конкурируют и более привязаны эмоционально друг к другу.

В осиротевших семьях, несмотря на потерю близкого, оставшиеся члены семьи проявляют сплоченность и поддерживают родственные связи со всеми родственниками по линии умершего. Такие отношения продолжаются и по вступлению во второй брак, т.к. это считается нормой.

Развитие ребенка в неполной семье подвергается воздействию ряда деструктивных факторов. Это и тяжелое моральное и материальное состояние семьи, изменение состава семьи (отчим, рождение родного для нового супруга ребенка), отсутствие возможностей для идентификации с одним из родителей своего пола, комплекс неполноценности из-за отсутствия отца, раннее взросление и тому подобное. Специфической проблемой неполной семьи является проблема половой идентификации ребенка, а также полноценности процесса воспитания.

В семье после развода наблюдается состояние психической тревоги и дестабилизации всех ее членов, нарушается чувство психического равновесия, между взрослыми часто возникают острые конфронтации, которые усложняют процесс воспитания детей. Особенно усложняется этот процесс в период вступления детей в подростковый возраст, когда резко обостряется их реакция на все события, происходящие в семье, в результате этого повышается вероятность асоциального противозаконного поведения.

Сильным негативным фактором в воспитании детей выступает сам факт развода. Оставление семьи отцом, что, как правило, сопровождается расторжением брака, может резко изменить морально-психологическое состояние ребенка и нередко имеет разрушительный вклад на его психологический мир.

По мнению некоторых зарубежных исследователей, (Дж. Валленштейн, Дж. Макдермот и др.), наиболее острые переживания и соответствующие им последствия развода родителей возникают у детей младшего дошкольного возраста (2,5-3,5 г.). Это повышенная пугливость, расстройства сна, снижение познавательных интересов. В средних и старших дошкольников последствием развода является выраженная тревога, переживания потери, депрессия, раздражительность, агрессивность, бедность фантазии, занижение самооценки и т. д.

Неблагоприятным фактором в воспитательном процессе является то, что после развода иногда резко ухудшается психическое и даже физическое состояние женщины-матери. Развод для многих женщин (особенно тех, которые остались с детьми) является сильным потрясением в жизни, что ведет иногда к возникновению состояния психического синдрома (состояние беспокойности, неуверенности, страха, потери равновесия и т. д.).

Итак, психологическая атмосфера семейной жизнедеятельности в значительной степени влияет на жизненный путь ребенка. Агрессивность, девиантное поведение, торможение социальной зрелости, неуверенность, неспособность устанавливать прочные эмоциональные контакты - все это как черты личности ребенка формируется вследствие деструктивных стилей поведения родителей в отношении своих детей. Ведь семья является первоосновой общества, где в высшей степени выявляются и формируются индивидуальные особенности каждого из родителей, детей и других членов семьи, реализуются природные потребности, формируются ценности, мотивы поведения как критерии развития личности, происходит становление социальной компетенции и социализации ее членов.

Проблемы, с которыми сталкивается семья в процессе своей жизнедеятельности: конфликтность во взаимоотношениях членов семьи, употребление алкоголя, наркотических веществ, наличие нервных заболеваний у кого-то из членов семьи, временных или затяжных трудностей в жизни семьи вследствие тяжелой болезни одного из ее членов, имущественных расходов, смерти близких или родных, недовольства ролевых ожиданий в семье - все это приводит к развитию чувства неуверенности, безысходности, беспомощности. Все эти явления могут дестабилизировать семью, приводить к тревожности, нервно-психической напряженности у членов семьи. Поэтому такие семьи остро нуждаются в социальной и психолого-педагогической помощи.

Гришина Н. В. Психология конфликта. Спб.: Питер, 2015.576 с.

Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2006. 176 с.

Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с.

Мардахаев Л.В. Семейное воспитание: проблемы и особенности // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 13 (342). Образование и здравоохранение. Вып. 4. С. 173-178.

Грустный ребенок

Усыновление и опека - основные формы возможного семейного обустройства детей, вследствие причины гибели их родителей или лишения их родительских прав.

Родственники убитой москвички Ирины Кабановой готовы взять под опеку ее троих детей, сообщила президент благотворительного фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам" Елена Альшанская. По словам Альшанской, старшего ребенка намерен забрать первый муж Кабановой, а двух младших — родственники с Украины.

Ниже приводится справочная информация об основных формах устройства детей, чьи родители погибли или лишены родительских прав. Основными такими формами являются усыновление и опека.

Усыновление (удочерение)

Усыновление (удочерение) представляет собой правовой институт, призванный создать между усыновителем и усыновленным отношения, наиболее близкие к тем, которые возникают между родителями и родными детьми. Закон приравнивает усыновленного ребенка к родным детям усыновителей, поэтому усыновление является приоритетной формой устройства ребенка — он получает те же права и обязанности, что и кровный, а усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.

Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка, в порядке особого производства по правилам гражданского процессуального законодательства. Этим усыновление отличается от установления опеки над ребенком, решение о которой принимается органами опеки и попечительства.

Могут быть усыновлены дети-сироты и дети, у которых оба родителя уже были лишены родительских прав.

Опека (попечительство)

Безвозмездная опека (попечительство) часто устанавливается близкими родственниками над ребенком, чьи родители были лишены родительских прав, оказались в местах лишения свободы или погибли. Опека может быть установлена над ребенком в возрасте до 14 лет, а попечительство устанавливается над подростками в возрасте от 14 до 18 лет.

Опекун осуществляет контроль за сохранением и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом. В случаях, когда родители умерли, или находятся в местах лишения свободы, или лишены прав, опекунам выплачивается пособие на содержание ребенка.

По результатам исследования лаборатории социального сиротства НИИ детства РДФ, которое проводилось в течение ряда лет в разных регионах России, чаще всего опекунами становились бабушки — в 88% случаев. В 12% случаев ими становились дедушки, а посторонних среди опекунов было не более 2%.

Опекун назначается органами опеки и попечительства, которыми по совместительству являются органы местного самоуправления. Их полномочия определяются их уставами. Решение выносит глава городской или районной, включая районы городов, администрации по месту жительства опекуна. Относительно попечителей применяется та же процедура. Обычно опекунами и попечителями назначаются родственники будущего подопечного, а если они отсутствуют, то назначаются лица по выбору соответствующих органов.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Предварительная опека (попечительство)

Если несовершеннолетнему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, и его помещение в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нецелесообразно, соответствующие органы вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя.

Чтобы своевременно установить предварительную опеку или попечительство, соответствующий орган обращается с предложениями об установлении их к гражданам, выразившим желание быть опекунами или попечителями и состоящим на учете.

Временно назначенные опекун или попечитель обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом). Предварительные опека или попечительство прекращаются, если до истечения месяца со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя временно назначенные опекун или попечитель не будет назначен опекуном или попечителем в общем порядке. При наличии исключительных обстоятельств указанный срок может быть увеличен до двух месяцев.

Международный порядок

Если желающие усыновить (взять под опеку) ребенка проживают в странах СНГ, в силу вступает международный порядок усыновления.

Процедура такого усыновления регламентируется статьями 124, 165 Семейного кодекса РФ, главой 29 ГПК РФ, Федеральным законом "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (от 16 апреля 2001 года), другими актами.

В первую очередь, прорабатывается возможность передать детей на воспитание в семьи граждан России, постоянно проживающих в стране, или на усыновление родственникам детей независимо от места жительства и гражданства

Усыновление в другой стране рассматривается в качестве альтернативного способа ухода за ребенком только тогда, когда ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая в состоянии была бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным.


ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Неполная семья – довольно распространенное явление в современном обществе, это семья, в состав которой входит один родитель с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Ответственность в данной семье за воспитание и социализацию детей несет один из родителей. Число их неполных семей в нашей стране имеет устойчивую тенденцию к росту. По данным Государственного доклада о положении семей в России, неполные семьи составляют 28%, подавляющее большинство которых являются материнскими [4].

Согласно данным научных исследований (Л.В. Мардахаев, П.Г. Радостаева и др.) в последние десятилетия широкое распространение в России обострилась проблема конфликтов детей и родителей в неполных семьях и за ее пределами. Это не случайно, поскольку в неполной семье происходит деформация в структуре семьи и родственных отношениях, что приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка, в частности в сфере его взаимоотношений с собой и другими.

Анализ трудов исследований по проблемам изучения неполной семьи (И. Гребенников, И. Кон, В. Костов, Б. Нусхаева, В. Постовой, И. Трубавина, В. Сатир, Л. Шнейдер, Гришина Н.В. и др.), свидетельствует, что они относят неполную семью к потенциально неблагоприятному фактору социализации личности ребенка.

Так, И. Кон подчеркивает, что неполная семья создает трудности различного характера в адекватной социализации детей в семье, но одновременно высказывает мнение, что отсутствие одного из родителей не исключает возможности нормального развития ребенка [3].

Как отмечают исследователи, деформация семьи бывает структурной и психологической. На современном этапе большое внимание исследователи уделяют фактору психологической деформации семьи, поскольку разрушение межличностных отношений и ценностей особенно негативно влияют на развитие ребенка [5].

Нет семей, где бы не возникали проблемы, конфликты. Однако, согласно исследованиям А. Волкова, Г. Воронцова, С. Зеленчукова, К. Кузнецова, В. Лысенко, Д. Попеноу, А. Синельникова, В. Солодникова, Д. Чечета, Г.Филонова и др., особо негативным фактором в развитии ребенка выступает период развода родителей, когда взаимные упреки и претензии, весь негативизм отношений родителей отражается на ребенке, нанося ему психологические травмы.

Среди симптомов, которые могут сигнализировать об остром переживании ребенком неприятностей между отцом и матерью выделяют: негативизм, нервозность, чувство вины, аутоагрессия, замкнутость и тому подобное. Недостаток внимания родителей, понимания, поддержки приводит к эмоциональной нестабильности ребенка, появлению тревог, страхов. Дети фантазируют, что папа или мама больше никогда к ним не придут, что они их разлюбили [1].

Мотивы и причины разводов, психологические особенности последствий разрыва семейных отношений, отдельные вопросы жизнедеятельности разведенной семьи исследуются в работах Г. Филонова, В. Костина и др.

Так, Г. Филонов раскрывает объективные и субъективные предпосылки деформации процесса воспитания в неполных семьях. Ю. Вавилов и А. Демидов рассматривают общие проблемы воспитания детей в разведенной семье, а Т. Лютова отмечает дефицит общения взрослых с детьми в неполных семьях. В исследовании В. Костина показано негативное влияние неполной семьи на нравственное воспитание подростков.

Наличие обоих родителей создает для ребенка предпосылку нормального эмоционального и нравственного ее развития в семье. И процесс развода - не мгновенный психологический факт. Существует много причин, способствующих разводу родителей, например, урбанизация; привлечение женщин к труду; экономическая самостоятельность женщин; изменение форм социального контроля; разрушение религиозной основы брака; ослабление связей между поколениями; снижение ценности и количества детей в семье.

Следствием кризиса семьи становятся многочисленные проблемы детства и внутриличностные конфликты ребенка, которыми являются:

большой процент детей с отклонениями эмоционально-волевого развития и поведения;

нарушения процессов формирования нравственной сферы, что приводит к культу жестокой силы, господства материальных ценностей над духовными;

распространяется алкоголизм, наркомания, криминал в детской среде и др.

В то же время, А. Отравенко утверждает, что развод имеет не только отрицательное значение для ребенка, но и положительное, при условии преодоления кризисной и конфликтной ситуации в отношениях родителей, предоставление им возможности для развития и реализации.

По мнению исследователей, функции отца и матери в воспитании ребенка не идентичны. Я. Гамарова и Л. Голкович считают, что роль отца является главной при формировании общественных ценностей и значение его растет с взрослением детей, а роль матери предназначена для сохранения гармоничности в семьи и обогащения чувственных связей между ее членами. Проблема разведенной семьи заключается в том, что мать не может заменить отца уже потому, что она женщина, и потому, что один из родителей не может заменить двух.

Дети в разведенной семье остаются без присмотра, в два раза чаще, чем в полной семье. Государственная помощь, как и алименты, облегчают условия жизни неполной семьи, но не могут решить тех материальных проблем, с которыми она сталкивается. Материальные трудности в разведенных семьях переносятся тяжело и травмируют психику детей, порождают недовольство, злость, чувство зависти, униженности.

Необходимым условием воспитания детей из неполных семей является компенсационная деятельность взрослых, которая дополняет у ребенка недостаток родительского (материнского) внимания. Благодаря этому вниманию производятся необходимые навыки взаимоотношений с другими людьми, проявляются теплые и искренние эмоциональные отношения, которые способствуют удовлетворению жизненно важных потребностей.

Психологический климат неполноценных семей довольно шаткий. Раздражительность и нервозность – главные сопутствующие жизни одинокой матери (отца). Часто поводом для ссор между ней и ребенком служит упоминание отца как такового. Матери редко держат в себе обиды по поводу ухода мужчины из дома, и ребенок становиться свидетелем негативных отзывов в сторону отца. Бывают и другие ситуации, при которых мать наоборот, старается как можно больше времени посвящать ребенку. При этом она не забывает делать акцент на одиночестве ребенка, и что именно поэтому он так заслуживает пристального внимания и ласки. В таких случаях и без того раздраженный ребенок чувствует себя еще более одиноким и несправедливо покинутым. В результате в семье часто вспыхивают скандалы, а ребенок делает все, чтобы быстрее покинуть дом.

Отсутствие отца негативно сказывается на характере ребенка. Помимо психологической травмы, отсутствие отца оказывает негативное влияние на формировании характера ребенка, если тот мужского пола. Ведь именно отец с детских лет должен занимается воспитанием мальчика, донося до него правильные и неправильные аспекты поведения с женским полом, с друзьями и в учебе. В неполных семьях пример отца, разуметься, негативен.

Когда в такой семье есть несколько детей, это немного компенсирует неполноту. Старший ребенок может стать примером для младшего, если взрослые себя правильно поведут. Известно, что в неполных семьях дети гораздо меньше конкурируют и более привязаны эмоционально друг к другу.

В осиротевших семьях, несмотря на потерю близкого, оставшиеся члены семьи проявляют сплоченность и поддерживают родственные связи со всеми родственниками по линии умершего. Такие отношения продолжаются и по вступлению во второй брак, т.к. это считается нормой.

Развитие ребенка в неполной семье подвергается воздействию ряда деструктивных факторов. Это и тяжелое моральное и материальное состояние семьи, изменение состава семьи (отчим, рождение родного для нового супруга ребенка), отсутствие возможностей для идентификации с одним из родителей своего пола, комплекс неполноценности из-за отсутствия отца, раннее взросление и тому подобное. Специфической проблемой неполной семьи является проблема половой идентификации ребенка, а также полноценности процесса воспитания.

В семье после развода наблюдается состояние психической тревоги и дестабилизации всех ее членов, нарушается чувство психического равновесия, между взрослыми часто возникают острые конфронтации, которые усложняют процесс воспитания детей. Особенно усложняется этот процесс в период вступления детей в подростковый возраст, когда резко обостряется их реакция на все события, происходящие в семье, в результате этого повышается вероятность асоциального противозаконного поведения.

Сильным негативным фактором в воспитании детей выступает сам факт развода. Оставление семьи отцом, что, как правило, сопровождается расторжением брака, может резко изменить морально-психологическое состояние ребенка и нередко имеет разрушительный вклад на его психологический мир.

По мнению некоторых зарубежных исследователей, (Дж. Валленштейн, Дж. Макдермот и др.), наиболее острые переживания и соответствующие им последствия развода родителей возникают у детей младшего дошкольного возраста (2,5-3,5 г.). Это повышенная пугливость, расстройства сна, снижение познавательных интересов. В средних и старших дошкольников последствием развода является выраженная тревога, переживания потери, депрессия, раздражительность, агрессивность, бедность фантазии, занижение самооценки и т. д.

Неблагоприятным фактором в воспитательном процессе является то, что после развода иногда резко ухудшается психическое и даже физическое состояние женщины-матери. Развод для многих женщин (особенно тех, которые остались с детьми) является сильным потрясением в жизни, что ведет иногда к возникновению состояния психического синдрома (состояние беспокойности, неуверенности, страха, потери равновесия и т. д.).

Итак, психологическая атмосфера семейной жизнедеятельности в значительной степени влияет на жизненный путь ребенка. Агрессивность, девиантное поведение, торможение социальной зрелости, неуверенность, неспособность устанавливать прочные эмоциональные контакты - все это как черты личности ребенка формируется вследствие деструктивных стилей поведения родителей в отношении своих детей. Ведь семья является первоосновой общества, где в высшей степени выявляются и формируются индивидуальные особенности каждого из родителей, детей и других членов семьи, реализуются природные потребности, формируются ценности, мотивы поведения как критерии развития личности, происходит становление социальной компетенции и социализации ее членов.

Проблемы, с которыми сталкивается семья в процессе своей жизнедеятельности: конфликтность во взаимоотношениях членов семьи, употребление алкоголя, наркотических веществ, наличие нервных заболеваний у кого-то из членов семьи, временных или затяжных трудностей в жизни семьи вследствие тяжелой болезни одного из ее членов, имущественных расходов, смерти близких или родных, недовольства ролевых ожиданий в семье - все это приводит к развитию чувства неуверенности, безысходности, беспомощности. Все эти явления могут дестабилизировать семью, приводить к тревожности, нервно-психической напряженности у членов семьи. Поэтому такие семьи остро нуждаются в социальной и психолого-педагогической помощи.

Гришина Н. В. Психология конфликта. Спб.: Питер, 2015.576 с.

Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2006. 176 с.

Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с.

Мардахаев Л.В. Семейное воспитание: проблемы и особенности // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 13 (342). Образование и здравоохранение. Вып. 4. С. 173-178.

Читайте также: