Мурманск в годы великой отечественной войны кратко

Обновлено: 30.06.2024

Небольшой город Мурманск был одной из стратегических целей вермахта ещё на этапе планирования нападения на СССР. Ведь незамерзающий порт, имеющий выход в открытое море, железнодорожная линия, связывающая город с основной частью страны, пункты базирования Северного флота, а также месторождения никеля имели большое значение для будущих захватчиков.

Первую попытку захватить Мурманск гитлеровцы предприняли 29 июня. На взятие города и порта немецкое командование отвело своим солдатам лишь несколько дней. Однако вражеские войска, превосходившие по численности советские в два раза, наткнулись на ожесточённую оборону. Наши солдаты с помощью подразделений морской пехоты Северного флота остановили врага в нескольких десятках километров от Мурманска. 8 сентября немецкие войска ещё раз попытались прорваться к Мурманску, но снова потерпели неудачу и были отброшены за реку Большая Западная Лица. На рубеже этой реки линия фронта проходила до октября 1944 года. Фашистскому командованию не удалось достигнуть в Заполярье ни одной из поставленных целей.

Не сумев захватить город и перекрыть морские коммуникации, по которым в СССР поступали стратегические грузы, немцы решили уничтожить его с воздуха. Вслед за Сталинградом Мурманск становится лидером в печальной статистике по количеству взрывчатых веществ на квадратный метр территории: 792 авиационных налёта, 185 тысяч сброшенных зажигательных и фугасных бомб. В результате бомбардировок погибли тысячи людей, были разрушены или сгорели большинство жилых домов, уничтожено больше половины предприятий. Но несмотря на регулярные авианалёты, город продолжал жить и работать для фронта и победы. Мурманчане в круглосуточном режиме разгружали и загружали корабли, обрабатывали тонны грузов, производили и ремонтировали военную технику, а также боевые, транспортные и рыболовные суда, изготавливали миномёты, мины, гранаты.

7 октября армия и корабли Северного флота при поддержке авиации начали Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию (боевые действия войск Карельского фронта и Северного флота ВМФ СССР против войск вермахта на севере Финляндии в области Петсамо и на севере Норвегии) с целью полного изгнания немецко-фашистских захватчиков из Советского Заполярья. Операция завершилась через две недели победой наших солдат. Чтобы окончательно завершить разгром противника советские войска 22 октября 1944 года перешли норвежскую границу и начали освобождение Северной Норвегии.

К окончанию войны Мурманск был практически уничтожен. Уцелели лишь портовые сооружения и каменные дома, расположенные в центральной части города. По решению правительства СССР Мурманск был включён в число 15 городов, наряду с Москвой и Ленинградом, восстановление которых объявлялось первоочередной задачей для страны.


    Разрушенные немецкими бомбардировками жилые кварталы Мурманска. От жилой городской застройки остались лишь торчащие из земли печные трубы

Северный флот – самый молодой из всех военных флотов России – был создан в 1933 году. Но первые корабли на Севере строил ещё Пётр Первый.

К началу Великой Отечественной войны на боевом дежурстве Северного флота стояли 15 подводных лодок, сведённых в одну бригаду. Подводники срывали вражеские перевозки в Баренцевом море, прикрывали союзные конвои от ударов вражеских надводных кораблей. Содействуя войскам Карельского фронта, подводные лодки высаживали разведывательные группы на побережье противника, вели разведку и выполняли другие военные задачи. В бригаде впервые в советском флоте применялись торпедные атаки только по данным гидроакустических станций.

7 мая 1965 года в ознаменование 20-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Северный флот был награждён орденом Красного Знамени.

Сегодня Северный флот – мощный военный флот России. Это атомные ракетные и торпедные подводные лодки, корабли и авиация. Военнослужащие обеспечивают безопасность государства, постоянно выполняют сложнейшие учебно-боевые операции и усиливают присутствие нашего флота в мировом океане.

«Практика, которую я проходил в период обучения, утвердила мою идею продолжить службу именно на подводных лодках. Между подводными лодками – атомными и дизельными - есть различия. Необходимо иметь допуск по здоровью к источникам, ионизирующего излучения, к радиоактивным веществам. Ведь нахождение на корабле чревато своими возможными критическими ситуациями, которые могут возникнуть при обслуживании ядерного реактора, и сопутствующих его систем. Я был распределён на Дальний Восток, посёлок Шкотово-17, в бухту Павловского. Там я начинал службу. Прошёл подготовку по штурманской специальности. Был назначен помощником командира.

В 1997 году окончил с отличием шестые высшие офицерские классы в Санкт-Петербурге (группа подводных лодок стратегического назначения). И мне предложили перевестись на Северный флот. Это предложение я принял с радостью.

«Мне повезло, наверное, что я не только ребёнком, а вплоть до 17 лет имел и бабушек, и дедушек с обеих сторон. У меня по материнской линии бабушка была санинструктором в медицинском поезде, который с передовой забирал раненых. Муж её, мой дед, занимался концертной деятельностью в прифронтовых районах. Выступал, был пианистом.

Дед по отцовской линии был моряком. Он доставлял в осаждённый Сталинград топливо на кораблях. Есть родственники, которые погибли на фронте или до сих пор считаются без вести пропавшими. Эта война коснулась всех семей нашей страны.

На корабле, в данном коллективе, каждый человек – продолжатель той славной деятельности, которая проходила в годы войны и в дальнейшем. То есть эти люди своим выбором профессии определили, где они находятся, по какую сторону.

Я преклоняюсь перед подводниками, ставшими первопроходцами в российском подводном флоте, которые начинали не на таких надёжных кораблях, как сейчас, и ничего не боялись. И в кругосветку ходили, и Родину защищали. Только одна гордость за них.

Через несколько недель предстоит выйти в море на государственное испытание гидроакустического комплекса. Работа очень ответственная. По её окончании можно будет считать, что корабль-новостройка прошёл все испытания.

Семья Владимира Викторовича живет в Калуге, это родина супруги. Старший сын решил продолжить династию военнослужащих, учится в Балтийском высшем военно-морском институте. Средний сын и младшая дочь – ещё школьники. Каждый приезд Владимира ждут с нетерпением. Особенно младшая дочь Лиза, так как папа не только самый добрый и хороший, но и настоящий герой. Папу Лизы часто приглашают в школу для проведения специальных уроков по патриотическому воспитанию.

Много было вопросов типа: откуда воздух, кто нам готовит пищу, сколько мы можем находится в море не всплывая, сколько миль пройдено. Умничали девочки, т.к. их больше интересовал жизненный бытовой уровень. У мальчишек тоже были вопросы. Вот наш друг (Лиза дружит с мальчиком, они ещё с детского сада знают друг друга) подготовился и записал отдельно вопросы: как часто мы встречаемся с врагами, с противником, каковы результаты наших встреч. На что было отвечено, что результат хороший, вот он я перед тобой. Но враг тоже знает о нашей силе.


Шел трагический для СССР 1941 год. Катастрофа за катастрофой, поражение за поражением. Города оставлялись один за другим, и армия отступала такими темпами, которые и в страшном сне не могли присниться русским полководцам Первой мировой войны. И в это время было на советско-германском фронте два места, где войскам Красной армии сопутствовал успех, два важных города-порта, которые оказались неподвластны противнику. Они находились в разных концах территории огромной страны: город-герой Одесса — на юге и город-герой Мурманск — на севере.

В следующем 1942 году немецкая армия готовилась к новому наступлению на Мурманск. Советское командование, зная об этом, решило нанести упреждающий удар. 28 апреля 1942 года началась советская Мурманская наступательная операция. Войска 14-й армии во взаимодействии с морским десантом должны были окружить и разгромить группировку противника на реке Западная Лица. К сожалению, наступающим войскам не удалось прорвать оборону противника на должную глубину, и 11 мая советские войска перешли к обороне. Тем не менее главная задача оказалось решенной — немецкое наступление на Мурманск было сорвано, так как противник израсходовал почти все резервы, отражая советское наступление.

Не имея средств предпринять сухопутное наступление на Мурманск, германское командование решило вывести из строя город и порт с помощью воздушных бомбардировок. Хотя и в прошлом, 1941 году, Мурманск подвергался массированным налетам, воздушное наступление 1942-го оказалось в разы мощнее.

Серьезные налеты на город начались весной 1942 года, и с каждым месяцем количество самолето-вылетов немецких бомбардировщиков увеличивалось: 182 — в марте, 558 — в апреле, 1426 — в мае и 1447 — в июне. Именно июнь 1942-го стал месяцем самых интенсивных бомбежек. Надо отметить, что Мурманск на тот момент был совсем молодым (он был заложен в 1915 году) городом, и большинство домов там были деревянными. В ходе налета 18 июня 1942 года в городе начался большой пожар, в ходе которого сгорела большая часть построек.

Бойцы 12-й бригады морской пехоты на марше через хребет Мустатунтури

Бойцы 12-й бригады морской пехоты на марше через хребет Мустатунтури

Фото: Public Domain / Wikimedia

Однако немецкие авианалеты не смогли ни уничтожить Мурманский порт, ни парализовать его работу. Важнейшие для советской промышленности и армии грузы, поставляемые США и Великобританией, продолжали поступать и исправно отправлялись вглубь страны.

Сухопутный фронт оставался статичным до 1944 года — ни одна из сторон не предпринимала крупных наступлений. К осени 1944 года сложились предпосылки для проведения генерального наступления Красной армии с целью разгрома немецкой группировки в Заполярье. Победы 1943-го и особенно лета 1944 года резко изменили соотношение сил на фронтах в пользу СССР. 19 сентября 1944 года было подписано перемирие с Финляндией, и Германия потеряла важного союзника на севере. Более того, стали разворачиваться боевые действия между немецкой и финской армиями.

Однако в реальности все произошло наоборот — опытный в наступлениях 99-й стрелковый корпус не смог пробить немецкую оборону на горе Большом Кариквайвишь. Сказывалось то, что ранее войска этого корпуса успешно выступали против финнов, к тому же в иной, лесисто-болотистой местности. Теперь же они столкнулись с гораздо более крепкими, чем финны, немецкими войсками в незнакомом ландшафте.

В то же время не имевшие наступательного опыта, но привыкшие к боевым действиям в Заполярье и хорошо изучившие за месяцы позиционной войны своего противника войска 131-го стрелкового корпуса первой же атакой прорвали позиции немецких войск на горе Малый Кариквайвишь. Такое развитие событий вызвало некоторую растерянность у советского командования, которое, однако, быстро внесло коррективы в план операции.

В ходе Петсамо-Киркенесской операции сухопутные войска Красной армии вели наступление в тесном взаимодействии с силами Северного флота, высаживавшего десанты в ключевых точках. Наиболее известна десантная операция 12-14 октября 1944 года, в ходе которой был захвачен важный порт Лиинахамари, после чего произошло падение Петсамо (Печенги). В ходе высадки в Лиинахамари отличился отряд разведчиков Северного флота под командованием В.Н. Леонова, в будущем дважды Героя Советского Союза. Отряд Леонова, высадившись до основных сил десанта, смог уничтожить немецкие артиллерийские батареи, контролировавшие вход в порт, и тем самым обеспечить успех высадки основных сил.

Морские пехотинцы на пути к Киркенесу

Морские пехотинцы на пути к Киркенесу

Фото: Public Domain / Wikimedia

На втором этапе Петсамо-Киркенесской операции произошло овладение районом никелевых разработок с центром в поселке Никель (Колосйоки). Поселок Никель был освобожден 22 октября, однако отступающие немцы успели полностью уничтожить горно-обогатительный комбинат и электростанцию, которые удалось восстановить только к 1947 году.

Петсамо-Киркенесская наступательная операция завершилась полным успехом. Немецкая 20-я горная армия была разгромлена, советские войска не только полностью освободили территорию СССР от немецких захватчиков, но и выбили немцев с побережья северной Норвегии, лишив их важнейшего незамерзающего порта Киркенес.

Подводя итог, необходимо отметить, что Заполярье стало, вероятно, единственным театром военных действий, где за всю войну советская армия не понесла ни одного тяжелого поражения. Хотя германское командование выделило для наступления на Мурманск элитные части, отлично оснащенные и подготовленные для действий в условиях Крайнего Севера, планы немцев оказались сорванными уже летом 1941 года.

На северо-западе нашей страны расположился ветреный и холодный Мурманск – самый большой город планеты за полярным кругом. Здесь же находится база единственного в мире атомного ледокольного флота. Около двухсот дней в году земля Мурманска покрыта снегом.

Мурманск – один из тех городов, которые стали прифронтовыми с первых же дней войны. Он попал в печальную статистику и стал вторым после Сталинграда по количеству взрывчатых веществ на квадратный метр территории. К концу войны от города осталось всего три здания, но благодаря защитникам Советского Заполярья, всего за 18 дней наступательной операции солдатам и офицерам удалось освободить Мурманск от натиска фашистов.

С чего начинался Мурманск

Во время Первой мировой войны, в апреле 1915 года, на восточном берегу Кольского залива Баренцева моря был основан первый Мурманский морской порт, при котором появился поселок Семеновский. Россия хотела получить выход в Северный Ледовитый океан через незамерзающий залив для того, чтобы бесперебойно доставлять военные грузы от союзников по Антанте в условиях блокады Черного и Балтийского морей. Сам же город Мурманск официально был основан 4 октября 1916 года и стал последним городом, который был основан в Российской империи. Изначально он носил название Романов-на-Мурмане, а после Февральской революции 1917 года он получил свое современное название – Мурманск.

Глухой край, который превратился в город

К началу Великой Отечественной войны в Мурманске насчитывалось несколько десятков каменных зданий, а население города достигло 120 тысяч жителей.

Фото: Халдей Евгений/ТАСС

Начало войны. Первые попытки захватить Мурманск

Битва за Мурманск стала одним из важнейших этапов Великой Отечественной войны. Немецкое командование придавало особое значение захвату Мурманска – это был незамерзающий порт на севере Европы, связанный железной дорогой с Ленинградом. Мурманск имел важное военно-стратегическое значение. Рядом находились основные базы военно-морского флота, а также здесь начинался Северный морской путь.

Вражеское вторжение началось 29 июня 1941 года – финско-немецкие войска перешли в наступление по всему фронту от Баренцева моря до Финского залива. 150-тысячная германская армия, дислоцированная в Заполярье, имела директиву Гитлера захватить город и мурманский порт. Численность советских войск не превышала и семи тысяч человек. Советские солдаты практически голыми руками и шанцевым инструментом строили оборонительный рубеж по правому берегу реки Западная Лица, в то время как артиллерийский обстрел не прекращался. Три вражеских дивизии захватили Печенгу и Титовку, продвигаясь к Мурманску фронтом длиною в сотню километров. Немецкое командование рассчитывало захватить город за несколько суток, но советским солдатам с помощью подразделений морской пехоты Северного флота удалось остановить врага в 30 километрах от пограничной линии.

В сентябре 1941 года немецкие войска совершили вторую попытку прорваться к Мурманску, но вновь потерпели неудачу и были отброшены за реку Большая Западная Лица. Именно на рубеже этой реки и проходила линия фронта до октября 1944 года. Стало ясно, что блицкриг в Арктике сорван.

Мурманск – второй Сталинград

Потерпев поражение на суше, и не сумев захватить город, а заодно и перекрыть морские коммуникации, по которым в СССР поступали стратегические грузы, гитлеровцы приняли решение уничтожить его с воздуха. В некоторые дни враг совершал до 15-18 налетов, сбросив за годы войны 185 тысяч бомб и совершив в общей сложности 792 авиационных налета! Это привело к тому, что Мурманск оказался на втором месте после Сталинграда по количеству взрывчатых веществ на квадратный метр территории. В результате бомбардировок погибла не одна тысяча людей, было разрушено множество жилых домов и больше половины предприятий. По всей Мурманской области началось формирование партизанских отрядов и подпольных центров борьбы на случай полной оккупации полуострова. Жители города круглосуточно загружали и разгружали корабли, ремонтировали военную технику, изготавливали оружие. А северная природа только усложняла задачи – полярный день не давал возможность скрыть от врага передвижение войск и грузов, а рыть окопы на каменистых сопках было не по силам.

Самой тяжелой стала бомбардировка 18 июня 1942 года. Немецкие самолеты сбрасывали зажигательные бомбы на деревянный город, а чтобы затруднить борьбу с пожарами, применяли смешанные бомбардировки с использованием осколочных и фугасных бомб.

7 октября 1944 года советские войска Карельского фронта и Северного флота при поддержке авиации начали Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию. Главной задачей было уничтожение основных сил 19-го горнострелкового корпуса Вермахта, который укрепился в области Петсамо, и в дальнейшем наступать на Киркенес на севере Норвегии. Результатом этой операции должно было бы стать полное изгнание немецко-фашистских захватчиков из Советского Заполярья. Ход операции был разделен на три фазы: прорыв немецких оборонительных позиций, преследование отступающих немцев до Киркенеса и сражение за сам Киркенес.

Операция завершилась почти через 18 дней победой наших войск. А 22 октября советские войска перешли норвежскую границу и начали освобождение Северной Норвегии.

К концу Великой Отечественной войны город был разрушен практически полностью. Сохранились только портовые сооружения и три здания в городе. Всего за время войны Мурманский порт принял 250 судов, обработал 2 миллиона тонн различных грузов. Отремонтировали 645 боевых кораблей и 544 судна, переоборудовали 55 гражданских судов в тральщики и вспомогательные корабли. За три года рыбакам удалось выловить 850 тысяч тонн рыбы, которой снабжали весь фронт.

— боевые действия войск Северного и Карельского (с 1 сентября 1941 года) фронтов, Северного флота и Беломорской военной флотилии против немецких и финских войск на Кольском полуострове, в Северной Карелии, на Баренцевом, Белом и Карском морях в июне 1941 — октябре 1944 года.

Оборона Заполярья. Город-герой Мурманск

Государственные награды Мурманска на фасаде одного из зданий на площади Пять Углов

Мурманск — крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Мурманск находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря. Один из крупнейших портов России.

Предвоенные годы

В 1920—1930-е годы, в связи с изменением административно-территориального деления, город неоднократно менял свой статус. В 1921 году Мурманск стал центром одноимённой губернии, с 1927 года — одноимённого округа в составе Ленинградской области, а с 1938 года — Мурманской области.

Оборона Заполярья. Город-герой Мурманск

Панорама центральной части г. Мурманска (съемка с самолета), 1936 г.

Оборона Заполярья

Немецкое командование планировало захватить важный стратегический пункт на Севере — Мурманск и Кировскую железную дорогу, разгромить базы Северного флота СССР и завладеть Кольским заливом. Для этого немецкие и финские войска наносили удар по трём направлениям: Мурманск, Кандалакша и Лоухи.

Оборона Заполярья. Город-герой Мурманск

Планируемые операции Германии и Финляндии в Кольском Заполярье

Оборона Заполярья. Город-герой Мурманск

Немецкие войска входят в Петсамо (Печенга) в рамках операции Silberfuchs. Июнь 1941.

Оборона Заполярья. Город-герой Мурманск

Арсений Григорьевич Головко́ (1906[1] — 1962) — советский флотоводец, адмирал (1944). Бессменный командующий Северным флотом во время Великой Отечественной войны.

Со стороны Красной Армии входившая в состав Северного фронта (образован 24.06.1941) 14‑я армия (командующий до 23.08.1941 генерал-лейтенант В. А. Фролов) прикрывала Мурманское, Кандалакшское и Ухтинское направления. СФ обеспечивал оборону от вторжения с моря и защищал северные морские коммуникации. Для защиты транспортов в Белом море, в восточных районах Баренцева моря и Северного морского пути в августе 1941 была создана Беломорская военная флотилия, за годы войны обеспечившая проводку более 2500 транспортов. В войсках Северного фронта под командованием генерал-лейтенанта М. М. Попова вместе с Северным флотом насчитывалось 420 тысяч человек, 7,8 тысячи орудий и минометов, 1,5 тысячи танков, 1,8 тысячи самолетов, 32 корабля и 15 подлодок.

29 июня 1941 года немецкие и финские войска начали наступление, нанося главный удар на мурманском направлении и второстепенные на кандалакшском и лоухском направлениях. Советские войска к 4 июля отошли на рубеж обороны на реку Западная Лица, где немцы были остановлены 52-й стрелковой дивизией и частями морской пехоты. Огромную роль в срыве немецкого наступления на Мурманск сыграл десант в губе Большая Западная Лица (1941). На кандалакшском и лоухском направлениях советские войска остановили продвижение немецко-финских войск, которым не удалось выйти к железной дороге, и они были вынуждены перейти к обороне.

Оборона Заполярья. Город-герой Мурманск

Погранзнак А-36 (по-видимому, копия) в Музее обороны островов Среднего и Рыбачьего

Высота 115,6 хребта имеет своё собственное имя Погранзнак и больше известна, как место, где всю войну наши солдаты сохраняли в неприкосновенности пограничный знак А-36 бывшей советско-финской границы.

Оборона Заполярья. Город-герой Мурманск

Разведчики морской пехоты Северного флота на хребте Муста-Тунтури.

Оборона Заполярья. Город-герой Мурманск

Оборонительные бои советских войск на мурманском направлении в 1941–1944 гг

На южном направлении финны, создав большое превосходство в силах и средствах на направлении главного удара, 05 сентября 1941 овладели г. Олонец, достигли р. Свирь, перерезали Кировскую железную дорогу, 02 октября захватили Петрозаводск, но в наступлении на Медвежьегорском направлении успеха не достигли. План по соединению германских и финских войск для создания второго кольца блокады вокруг Ленинграда был предотвращен. Активные действия войск Красной армии сковали более 20 дивизий противника, измотав и обескровив их. Потери советских войск в этой оборонительной операции составили: безвозвратные — свыше 67 тысяч человек, санитарные — около 69 тысяч человек, а также 540 орудий и минометов, 546 танков, 64 самолета, 8 кораблей.

С 1942 основные боевые действия переместилась на море, где ВМФ и ВВС Германии пытались нарушить морские перевозки союзными конвоями. Значение Мурманска возросло после провала блицкрига и начала союзнической помощи по ленд-лизу (командование Вермахта, конечно, и не рассчитывало в своих планах такого развития событий).

Оборона Заполярья. Город-герой Мурманск

Атака советской морской пехоты на Северном фронте. 1942 г.

Оборона Заполярья. Город-герой Мурманск

Мурманчане наблюдают за воздушным боем над городом. 1943 г.

Люфтваффе совершали в отдельные дни до пятнадцати-восемнадцати налётов, сбросили за годы войны в общей сложности 185 тысяч бомб и совершили 792 налёта.

По количеству и плотности нанесённых по городу бомбовых ударов среди советских городов Мурманск уступает лишь Сталинграду.

В результате бомбардировок было уничтожено три четверти построек, особенно пострадали деревянные дома и строения. Наиболее тяжёлой была бомбардировка 18 июня 1942 года. Германские самолёты сбрасывали на преимущественно деревянный город, в основном, зажигательные бомбы; чтобы затруднить борьбу с пожарами, применяли смешанные бомбардировки с использованием осколочных и фугасных бомб. Из-за сухой и ветреной погоды пожар распространился от центра до северо-восточных окраин Мурманска.

Оборона Заполярья. Город-герой Мурманск

Пожар после бомбардировки города, 1942 год

За первый год войны из Англии и Исландии в порты Белого моря были проведены 7 конвоев (PQ-0 … PQ-6). Прибыли 53 транспорта, включая советские. Из наших портов в Англию отправлено 4 конвоя (QP-1 … QP-4), Всего ушло 47 транспортов.

С весны 1942 года немецкое командование развернуло активные действия на море. В Северной Норвегии немцы сосредоточили крупные силы флота. С марта 1942 года против каждого союзного конвоя немцы проводили специальную морскую и воздушную операцию. Однако КВМФ Великобритании при поддержке СФ СССР, а также американских кораблей сорвали планы кригсмарине и люфтваффе изолировать СССР на Севере от Великобритании и США.

Всего за годы ВОВ Северный флот обеспечил проводку на ВВП 1471 конвоя, в которых насчитывалось 2569 транспортных судов, при этом торговый флот потерял 33 судна (19 из них от атак подводных лодок).

Весь 1943 шла упорная борьба за господство в воздухе, которое в конечном итоге было завоевано советской авиацией. СФ сумел обеспечить проводку союзных конвоев в зоне своей ответственности и приступил к операциям по уничтожению вражеских боевых и транспортных судов — особенно отличились при выполнении этих задач экипажи подводных лодок и торпедных катеров.

Оборона Заполярья. Город-герой Мурманск

Торпедный катер ТКА-12, которым в годы Великой Отечественной войны командовал дважды Герой Советского Союза Александр Осипович Шабалин, установлен на постамент на площади Мужества в городе Североморске Мурманской области.

Оборона Заполярья. Город-герой Мурманск

Хребет Муста-Тунтури

Оборона Заполярья. Город-герой Мурманск

Советские разведчики на склоне хребта Муста-Тунтури. 1943 г.

В ненастную ночь 10 октября 1944 начался штурм немецких укреплений на Муста-Тунтури с нескольких направлений, в том числе в обход. Самая трудная задача выпала на долю 614-й отдельной штрафной роты, по численности равной батальону или полку: 750 человек. В тяжёлых погодных условиях для отвлечения внимания противника, она должна была снизу, с моря, со стороны полуострова Средний, карабкаясь вверх по отвесной стене сквозь колючую проволоку и пулемётный огонь, штурмовать высоту 260.0, чтобы овладеть вершиной, господствующей над Малым хребтом. Почти все бойцы роты полегли в ущелье между высотами, но дали возможность другим частям захватить хребет и общими усилиями советских войск очистить западную часть Кольского полуострова от захватчиков. Отсюда с берегов реки Западная Лица войска Карельского фронта начали изгнание немецко-фашистских войск из Кольского Заполярья и освобождение территории северной Норвегии.

Оборона Заполярья. Город-герой Мурманск

Немецкое воинское захоронение в Петсамо.

7 октября 1944 советские войска перешли в наступление, нанося главный удар из района озера Чапр по правому флангу 19-го немецкого корпуса в направлении на Луостари — Петсамо. Преследуя отступающие немецкие войска, 14-я армия при поддержке сил флота выбила немцев с советской территории, пересекла финскую границу и начала захват Петсамо, 22 октября советские войска пересекли норвежскую границу и 25 октября освободили норвежский город Киркенес. К 1 ноября боевые действия в Заполярье закончились, район Петсамо был полностью освобожден советским войсками.

Оборона Заполярья. Город-герой Мурманск

Оборона Заполярья. Город-герой Мурманск

Муста-Тунтури. Музей обороны п-ов Средний и Рыбачий. Рассказывает основатель музея Юрий Александрович Кобяков.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: