Муниципальное право кратко самое главное

Обновлено: 02.07.2024

Муниципальное право – одна из наиболее молодых отраслей правовой системы Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее . Оно представляет собой совокупность норм, регулирующих деятельность органов местного самоуправления.

Несмотря на то, что подобия муниципалитетов в нашей стране стали формироваться еще в $XIV$ веке, а в $1864$ году император Александр $II$ провел земскую реформу, старт развитию российского муниципального права был дан лишь в $90$-х годах $XX$ века. Это обусловлено тем, что в советскую эпоху органы управления на местах входили в систему государственной власти.

Конституция РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ: понятие, характеристика и содержание подробнее определяет местное самоуправление как одну из основ государственного строя нашей страны.

Муниципальное право Российской Федерации

По мере развития в России органов местного самоуправления формируется и муниципальное право. Данный термин означает и отрасль правовой системы, и одну из учебных дисциплин, и раздел науки.

Муниципальное право не входит в число основных отраслей права. Оно носит производный характер и относится к комплексным отраслям. С одной стороны, деятельность органов местного самоуправления регулируется нормами конституционного, гражданского, административного и финансового законодательства, а с другой – положениями собственно муниципального права, в том числе носящими организационный характер.

Готовые работы на аналогичную тему

Местные администрации одновременно являются и властными структурами, которые наделены соответствующими полномочиями в сфере управления, и выступают как юридические лица в частноправовых отношениях. В этом заключается дуализм правового статуса органов местного самоуправления, определяющий комплексный характер муниципального права.

Муниципальное законодательство

Деятельность органов местного самоуправления регулирует система муниципального законодательства. В нее входят:

  1. Конституция России По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее ;
  2. федеральные законы;
  3. законы и нормативные акты субъектов Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации подробнее ;
  4. нормативные акты муниципальных образований По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Нормативно правовые акты субъектов РФ подробнее .

Системообразующее значение в определении основ муниципального законодательства имеют два федеральных закона:

Многочисленные указы Президента России и постановления Правительства РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Правительство РФ подробнее , нормативные акты субъектов Федерации также конкретизируют конституционные основы организации муниципальной власти в нашей стране.

Кроме того, в $1998$ году Россия ратифицировала Европейскую Хартию местного самоуправления, установившую общие для всех государств континента принципы деятельности в данной сфере.

Спецификой муниципального права является не только его комплексный характер, содержащий отдельные положения конституционного, гражданского, административного и финансового законодательства, но и тот факт, что его основу составляют правовые нормы, принятые непосредственно местным населением. Например, уставы поселений или другие документы, утверждаемые на референдумах, собраниях или сходах жителей.


Предмет муниципального права

Разнообразные общественные отношения, связанные с деятельностью органов местного самоуправления, представляют собой предмет муниципального права.

Таким образом, местное самоуправление – это особый независимый вид власти, отвечающий за свою деятельность лишь перед жителями и подчиняющийся исключительно требованиям закона.

Местное самоуправление реализуется в городах, районах, поселках, сельских поселениях, объединенных общей территорией.

Основные муниципально-правовые отношения возникают в процессе:

  1. формирования местных администраций;
  2. непосредственного осуществления власти населением;
  3. деятельности органов местного самоуправления;
  4. реализации взаимных обязательств между органами государственной и муниципальной власти.

Субъектами муниципально-правовых отношений могут являться:

  1. граждане, проживающие на территории муниципального образования, и их сообщества;
  2. представительные и исполнительные органы местного самоуправления;
  3. депутаты и главы муниципальных образований;
  4. общественные объединения, домовые комитеты, советы;
  5. юридические лица, в том числе хозяйствующие субъекты;
  6. органы государственной власти.

Административно-территориальное образование также может являться особым субъектом муниципально-правовых отношений. Оно имеет свой герб и устав, владеет земельными участками и другим имуществом. От его имени властные полномочия осуществляют органы местного самоуправления или непосредственно население.

Метод муниципального права

Являясь по своей сути комплексной отраслью российской По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Право собственности Российской Федерации подробнее правовой системы, муниципальное право применяет различные способы регулирования соответствующих общественных отношений. Метод муниципального права сочетает в себе императивный и диспозитивный подходы.

Императивные предписания, свойственные всем органам власти, определяют большинство вопросов, связанных с деятельностью местного самоуправления. Например, порядок проведения выборов в муниципалитеты, полномочия должностных лиц администраций городов и поселков, реализацию решений референдумов, собраний или сходов населения. Во всех таких случаях основанием для возникновения муниципально-правовых отношений выступает властное, императивное предписание.

Но одновременно с этим, муниципальное право широко использует диспозитивный метод регулирования общественных отношений, который основывается на принципе равноправия субъектов.

Органы местного самоуправления выступают в качестве юридических лиц, они могут самостоятельно участвовать в гражданском обороте. Например, администрации муниципалитетов приобретают имущество, которое становится собственностью этих административно-территориальных образований. Как правило, юридическим фактом для возникновения таких правоотношений является договор, заключенный органом местного самоуправления с гражданами или юридическими лицами.

2) вопросов местного значения (т.е. вопросов обеспечения жизнедеятельности населения: ЖКХ, транспортное обслуживание, образование, дорожная деятельность, здравоохранение, культура, торговля, бытовое обслуживание и т.п.)

3) и осуществления отдельных государственных полномочий (например, создание комиссий по делам несовершеннолетних, опека и попечительство, воинский учет и т.п.).

Вопрос 2. Система народовластия в РФ.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

непосредственно (путем референдума, выборов и других форм прямой демократии ),
а также через
органы государственной власти (I)
и органы местного самоуправления (II).

(ст.3 Конституции РФ)

I. Органы государственной власти в РФ:

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, высший представительный и законодательный орган, состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Федеральные органы исполнительной власти федеральные министерства и ведомства (Наприемр, МВД, МЧС, МИД, Минобороны, Минздрав, ФСБ, Роспотребнадзор, Росстат и т.д.)

(республик, краев, областей, городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, автономной области и автономных округов)

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ (Наример, Архангельское областное собрание депутатов).

Органы исполнительной власти субъекта РФ (Например, Министерства, агентства и инспекции Архангельской области).

II. Органы местного самоуправления.

Подробне См. Краткий курс муниципального права - 1
Тема 1. Организация местного самоуправления в Российской Федерации.
Вопрос 1. Местное самоуправление в системе народовластия.


Вопрос 3. Виды муниципальных образований.

(Из ст..2 и Главы 2 131-ФЗ, 2003г.)

1. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов: поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и т.п. Например, в состав муниципального образования сельское поселение "Аргуновское" Вельского муниципального района Архангельской области входят территории деревень Аргуновская, Головковская, Лучинская, Неклюдовская, Овсянниковская, Палкинская, Покровская и поселка Аргуновский.

2. Городское поселение - город или поселок, включая территории населенных пунктов, не являющихся самостоятельными муниципальными образованиями. Например, муниципальное образование городское поселение "Вельское" включает г.Вельск и ж/д станцию Вага, д.Дюковская и д.Плесовская, а муниципальное образование городское поселение "Кулойское" включает п.Кулой и п.Кулойского Совхоза.

3. Муниципальный район - несколько городских и сельских поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией. Например: Вельский, Каргопольский, Онежский, Плесецкий и др. муниципальные районы Архангельской области.


4. Городской округ - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не менее двух третей населения которого проживает в городах. Не входит в состав муниципального района. Например: муниципальное образование "Город Архангельск", включает г.Архангельск, поселки Талажский авиогородок, Боры, Турдеевск, Лесная речка. Кроме этого, на территории Архангельской области статусом городского округа обладают муниципальные образования "Город Коряжма", "Котлас", "Мирный", "Новая Земля", "Город Новодвинск" и "Северодвинск".

5. Муниципальный округ (введен с 1.05.2019) - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов. Не входит в состав муниципального района.

2. Площадь территории, входящей в состав городского округа и предназначенной для его развития, не может в 2 и более раза превышать площадь территорий городских населенных пунктов.

3. На территории городского округа плотность населения должна в 5 и более раз превышать среднюю плотность населения в РФ.

Городские округа не соответствующие этим требованиям должны быть преобразованы в муниципальные округа до 1.01.2025г.


6. Городской округ с внутригородским делением - городской округ, в котором образованы внутригородские районы. (в Архангельской области таких муниципальных образований нет).

7. Внутригородской район - внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением. (в Архангельской области таких муниципальных образований нет).

8. Внутригородское муниципальное образование в городах федерального значения.

(Города федерального значения - Москва, Санкт-Петербург, Севастополь.)

Границы и статус (вид) муниципальных образований устанавливается и изменяется законами субъектов Российской Федерации!

Подробне См. Краткий курс муниципального права - 2
Тема 2. Территориальная организация местного самоуправления.
Вопрос 1. Виды муниципальных образований


Вопрос 4. Признаки муниципального образования:

1. Населенная территории, границы которой установлены законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями 131-ФЗ, 2003г.

3. Наличие экономической основы (муниципальной собственности, местного бюджета и имущественных прав).

6. Официальные символы.

Подробне См. Краткий курс муниципального права - 1
Тема 1. Организация местного самоуправления в Российской Федерации.
Вопрос 2. Признаки муниципального образования.

IV. В иных формах, не противоречащих Конституции РФ, федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации.

Вопрос 6. Органы и должностные лица местного самоуправления.

(Глава 6 131-ФЗ, 2003г.)

1. Представительный орган муниципального образования .

(Состоит из депутатов, которые избираются на муниципальных выборах, либо (в муниципальном районе), могут формироваться из глав и депутатов поселений, входящих в состав района. Принимает Устав, бюджет, порядок использования муниципальной собственности и т.п.)
2. Глава муниципального образования.

(Избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Возглавляет местную администрацию, либо представительный орган.)
3. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

(Состоит из муниципальных служащих. Возглавляется главой администрации, которым является Глава муниципального образования или лицо, назначаемое по контракту. Исполняет местный бюджет и распоряжается муниципальным имуществом для решения вопросов местного значения.)

4. Контрольно-счетный орган.

(Если он предусмотрен Уставом МО. Формируется представительным органом. Осуществляет внешний финансовый контроль за исполнением местного бюджета.)
5. Иные органы и выборные должностные лица.


Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине "Муниципальное право". Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших образовательных учреждений.

Оглавление

  • 1. Понятие и источники муниципального права России
  • 2. конституция РФ как источник муниципального права России
  • 3. Европейская хартия о местном самоуправлении как источник муниципального права
  • 4. Понятие и признаки устава муниципального образования
  • 5. Методы регулирования муниципальных правоотношений
  • 6. Принципы муниципального права. Место муниципального права в правовой системе РФ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Муниципальное право. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Понятие и источники муниципального права России

1. Муниципальное право подобно любой другой отрасли J права представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Известно, что отрасли права различаются прежде всего по предмету регулирования. Поэтому, чтобы сформулировать понятие муниципального права, необходимо выявить специфику общественных отношений, составляющих его предмет. Это позволит отграничить муниципальное право от других отраслей права и определить, что же обусловливает объединение данных отношений в самостоятельный вид, объективно требующий муниципально-правового регулирования.

2. В связи с этим важно уяснить, что представляет собой местное самоуправление, в чем его специфика. Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется населением путем референдума, выборов, с помощью других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

4. Таким образом, местное самоуправление—это гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения муниципальных образований (непосредственно или через органы местного самоуправления) по решению вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

5. Деятельность носит публично-властный характер: решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан. Также решения органов и должностных лиц местного самоуправления по вопросам своего ведения обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, другими органами местного самоуправления и гражданами. Таким образом, местное самоуправление представляет собой особый, специфический уровень власти в государстве.

6. В соответствии со ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть через государственные органы (государственная власть), а также через органы местного самоуправления (власть местного самоуправления — муниципальная власть). Кроме того, народ осуществляет свою власть (как государственную, так и муниципальную) непосредственно: через референдумы, выборы и другие формы прямого волеизъявления. Именно на местном, муниципальном уровне право граждан участвовать в управлении может быть осуществлено наиболее непосредственно.

7. Под источниками муниципального права понимаются правовые акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие правовые нормы, направленные на урегулирование муниципальных отношений.

8. С учетом уровней правового регулирования выделяют три группы источников муниципального права:

☝нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне:

— Конституция РФ, содержащая нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации местного самоуправления, гарантии прав местного самоуправления,

— международные договоры РФ,

— федеральные конституционные законы,

— указы Президента РФ,

— постановления и распоряжения Правительства РФ,

— акты министерств и ведомств федерального уровня,

— постановления Конституционного Суда РФ;

☝нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов РФ:

— уставы других субъектов РФ,

— законы субъектов РФ о местном самоуправлении, о муниципальной службе, о муниципальных выборах, о местном референдуме и др.,

— акты президентов республик, глав администраций субъектов РФ;

☝нормативные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления:

— уставы муниципальных образований,

— общеобязательные правила по предмету ведения,

— решения представительных органов местного самоуправления по порядку управления и распоряжению муниципальной собственностью,

— другие нормативные правовые акты муниципальных образований.

9. По предметам ведения местного самоуправления источники подразделяются на акты:

✓ касающиеся управления муниципальной собственностью;

✓ касающиеся управления местными финансами;

✓ определяющие порядок принятия и изменения уставов.

10. По кругу субъектов, их принявших, источники делят:

✓ на акты, принимаемые населением и органами местного самоуправления;

✓ акты органов государственной власти по вопросам местного самоуправления и акты муниципальных образований.

11. Договоры среди источников занимают особое место. Они заключаются между муниципальными образованиями и другими субъектами права.

 Коллектив авторов - Муниципальное право. Краткий курс

Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Описание книги "Муниципальное право. Краткий курс"

Описание и краткое содержание "Муниципальное право. Краткий курс" читать бесплатно онлайн.

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине "Муниципальное право". Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету.

Издание предназначено для студентов высших образовательных учреждений.

Краткий курс по муниципальному праву

1. Понятие и источники муниципального права России

1. Муниципальное право подобно любой другой отрасли J права представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Известно, что отрасли права различаются прежде всего по предмету регулирования. Поэтому, чтобы сформулировать понятие муниципального права, необходимо выявить специфику общественных отношений, составляющих его предмет. Это позволит отграничить муниципальное право от других отраслей права и определить, что же обусловливает объединение данных отношений в самостоятельный вид, объективно требующий муниципально-правового регулирования.

2. В связи с этим важно уяснить, что представляет собой местное самоуправление, в чем его специфика. Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется населением путем референдума, выборов, с помощью других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

4. Таким образом, местное самоуправление—это гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения муниципальных образований (непосредственно или через органы местного самоуправления) по решению вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

5. Деятельность носит публично-властный характер: решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан. Также решения органов и должностных лиц местного самоуправления по вопросам своего ведения обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, другими органами местного самоуправления и гражданами. Таким образом, местное самоуправление представляет собой особый, специфический уровень власти в государстве.

6. В соответствии со ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть через государственные органы (государственная власть), а также через органы местного самоуправления (власть местного самоуправления – муниципальная власть). Кроме того, народ осуществляет свою власть (как государственную, так и муниципальную) непосредственно: через референдумы, выборы и другие формы прямого волеизъявления. Именно на местном, муниципальном уровне право граждан участвовать в управлении может быть осуществлено наиболее непосредственно.

7. Под источниками муниципального права понимаются правовые акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие правовые нормы, направленные на урегулирование муниципальных отношений.

8. С учетом уровней правового регулирования выделяют три группы источников муниципального права:

☝нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне:

– Конституция РФ, содержащая нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации местного самоуправления, гарантии прав местного самоуправления,

– международные договоры РФ,

– федеральные конституционные законы,

– указы Президента РФ,

– постановления и распоряжения Правительства РФ,

– акты министерств и ведомств федерального уровня,

– постановления Конституционного Суда РФ;

☝нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов РФ:

– уставы других субъектов РФ,

– законы субъектов РФ о местном самоуправлении, о муниципальной службе, о муниципальных выборах, о местном референдуме и др.,

– акты президентов республик, глав администраций субъектов РФ;

☝нормативные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления:

– уставы муниципальных образований,

– общеобязательные правила по предмету ведения,

– решения представительных органов местного самоуправления по порядку управления и распоряжению муниципальной собственностью,

– другие нормативные правовые акты муниципальных образований.

9. По предметам ведения местного самоуправления источники подразделяются на акты:

✓ касающиеся управления муниципальной собственностью;

✓ касающиеся управления местными финансами;

✓ определяющие порядок принятия и изменения уставов.

10. По кругу субъектов, их принявших, источники делят:

✓ на акты, принимаемые населением и органами местного самоуправления;

✓ акты органов государственной власти по вопросам местного самоуправления и акты муниципальных образований.

11. Договоры среди источников занимают особое место. Они заключаются между муниципальными образованиями и другими субъектами права.

2. конституция РФ как источник муниципального права России

1. Основным источником муниципального права является Конституция РФ. В ней содержатся нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации местного самоуправления, и гарантии прав местного самоуправления. Глава 8 (ст. 130–133) Конституции РФ посвящена местному самоуправлению.

2. Основная задача местного самоуправления – обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Конституция определят основные пути осуществления местного самоуправления через:

✓ прямое народное волеизъявление;

✓ другие (невыборные) органы.

3. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, на которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

4. Органы местного самоуправления самостоятельно:

☝ управляют муниципальной собственностью;

☝формируют и исполняют местный бюджет;

☝устанавливают местные налоги и сборы;

☝осуществляют охрану общественного порядка;

☝решают иные вопросы местного значения.

5. Органы местного самоуправления наделяются законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

6. Конституция РФ устанавливает следующие положения:

☝гарантирует органам местного самоуправления в Российской Федерации право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, а также запрет на ограничение прав местного самоуправления;

☝закрепляет право каждого гражданина на участие в местном самоуправлении. Граждане Российской Федерации имеют право направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. В соответствии с Конституцией РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;

☝обладает высшей юридической силой на территории Российской Федерации. Это означает, что в случае противоречия между нормой Конституции РФ и нормой другого правового акта действует конституционная норма. Все нормативные правовые акты РФ издаются во исполнение и на основании Конституции РФ, в том числе и акты о местном самоуправлении.

3. Европейская хартия о местном самоуправлении как источник муниципального права

1. Международные правовые акты и международные договоры Российской Федерации – составная часть правовой системы РФ (Всеобщая декларация прав и свобод человека, Европейская хартия о местном самоуправлении).

img


Эта книга стоит меньше чем чашка кофе!
УЗНАТЬ ЦЕНУ

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Муниципальное право. Краткий курс"

Книги похожие на "Муниципальное право. Краткий курс" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.

Муниципальное право, как и любая другая отрасль права, представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих определенный круг общественных отношений.

Понятие муниципальное право появилось в российском правоведении сравнительно недавно. Само слово муниципалитет (от лат. municipium — самоуправляющаяся община) применяется в наших условиях к городским и сельским поселениям, т.е. к такому уровню общественной жизни, на котором осуществляется местное самоуправление. Практически значения муниципальный и местный идентичны и в равной мере употребляются по отношению к явлениям и структурам, связанным с местным самоуправлением.

Муниципальное право — самостоятельная отрасль права, так как:

1) Конституция Российской Федерации закрепила местное самоуправление как один из каналов осуществления народовластия (ч. 2 ст. 3), наделила население городских, сельских поселений и иных территорий статусом субъекта права (ст. 8, 9);

2) муниципальное право регулирует отношения в сфере местного самоуправления как одной из форм единой публичной власти;

3) местное самоуправление не входит в систему государственной власти. Местное самоуправление можно рассматривать как элемент системы сдержек и противовесов;

4) местное самоуправление призвано решать вопросы местного значения, т.е. вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Предмет муниципального права — отношения в сфере осуществления местного самоуправления. Отношения в сфере осуществления местного самоуправления — деятельность населения, которая:

а) признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации;

б) осуществляется населением самостоятельно и под свою ответственность;

в) направлена на решение непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения;

г) осуществляется исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

В целом муниципальное право регулирует общественные отношения, совокупность которых можно представить в виде следующих основных групп:

  • отношения, возникающие в результате организации местного самоуправления как института народовластия;
  • отношения, возникающие в процессе реализации права населения муниципального образования, а также отдельного гражданина на местное самоуправление;
  • отношения, возникающие в связи с организацией деятельности представительных, исполнительно-распорядительных и иных органов местного самоуправления;
  • отношения, связанные с регулированием статуса членов выборных органов и должностных лиц, наделенных полномочиями на отдельные публично-властные функции в сфере местного самоуправления, муниципальной службы, и муниципальных служащих;
  • отношения, связанные с наделением отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления;
  • отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти;
  • отношения, возникающие в процессе межмуниципального сотрудничества.

На основе предмета муниципального права можно сформулировать и его понятие.




Муниципальное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления организации и функционирования местного самоуправления.

Следует учитывать, что это определение отражает не все, а лишь основные, наиболее важные характеристики муниципального права.

Под методом правового регулирования в муниципальном праве понимается совокупность средств и способов, с помощью которых правовые нормы воздействуют на общественные отношения в системе местного самоуправления, регулирую их.

В связи с тем, что муниципальное право охватывает сферы публичного и частного права, оно сочетает два способа регулирования общественных отношений в системе местного самоуправления: императивный и диспозитивный.

Императивный метод состоит в том, что в системе местного самоуправления принимаются решения на местных референдумах, собраниях, сходах, представительными и исполнительными органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления, которые обязательны к исполнению всеми субъектами правоотношений, действующими в пределах границ муниципального образования, т.е. в данном случае налицо отношения соподчиненности субъектов правоотношений, зависимость одних от других.

В случае невыполнения решений местного самоуправления, принятых в пределах его компетенции, наступает ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Императивный метод предусмотрен законодательством о местном самоуправлении для депутатов и выборных должностных лиц.

Диспозитивный метод заимствован из сферы частного права. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами и самостоятельно выступают в гражданском обороте. Они вправе заключать договоры с юридическими лицами, с государственными органами. В данном случае применяется принцип юридического равенства субъектов отношений.

Муниципальные образования являются собственниками муниципальной собственности. От их имени органы местного самоуправления управляют и распоряжаются муниципальной собственностью.

При формировании муниципальной собственности органы местного самоуправления приобретают движимое и недвижимое имущество путем заключения договоров купли-продажи и т.д.

Таким образом, муниципальное право характеризуется сочетанием двух методов регулирования отношений в системе местного самоуправления: императивного и диспозитивного, что и отличает его от других отраслей права.

Муниципальное право воздействует на общественные отношения с помощью таких правовых приемов (способов), как предписание, дозволение, запрет, сочетание которых и определяет характер правового регулирования.

Преобладание предписания в комплексе способов юридического воздействия на общественные отношения характерно для императивного регулирования, которое предполагает субординацию субъектов, прямое подчинение. Правоотношения в данном случае возникают, как правило, в результате и на основании властного предписания. Наличие отношений соподчиненности характерно, например, для административного права, регулирующего управленческие отношения.

Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации

Источники муниципального права

Система муниципального права

Принципы муниципального права

Понятие, предмет и метод муниципального права

Муниципальное право, как и любая другая отрасль права, представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих определенный круг общественных отношений.

Понятие муниципальное право появилось в российском правоведении сравнительно недавно. Само слово муниципалитет (от лат. municipium — самоуправляющаяся община) применяется в наших условиях к городским и сельским поселениям, т.е. к такому уровню общественной жизни, на котором осуществляется местное самоуправление. Практически значения муниципальный и местный идентичны и в равной мере употребляются по отношению к явлениям и структурам, связанным с местным самоуправлением.

Муниципальное право — самостоятельная отрасль права, так как:

1) Конституция Российской Федерации закрепила местное самоуправление как один из каналов осуществления народовластия (ч. 2 ст. 3), наделила население городских, сельских поселений и иных территорий статусом субъекта права (ст. 8, 9);

2) муниципальное право регулирует отношения в сфере местного самоуправления как одной из форм единой публичной власти;

3) местное самоуправление не входит в систему государственной власти. Местное самоуправление можно рассматривать как элемент системы сдержек и противовесов;

4) местное самоуправление призвано решать вопросы местного значения, т.е. вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Предмет муниципального права — отношения в сфере осуществления местного самоуправления. Отношения в сфере осуществления местного самоуправления — деятельность населения, которая:

а) признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации;

б) осуществляется населением самостоятельно и под свою ответственность;

в) направлена на решение непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения;

г) осуществляется исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

В целом муниципальное право регулирует общественные отношения, совокупность которых можно представить в виде следующих основных групп:

  • отношения, возникающие в результате организации местного самоуправления как института народовластия;
  • отношения, возникающие в процессе реализации права населения муниципального образования, а также отдельного гражданина на местное самоуправление;
  • отношения, возникающие в связи с организацией деятельности представительных, исполнительно-распорядительных и иных органов местного самоуправления;
  • отношения, связанные с регулированием статуса членов выборных органов и должностных лиц, наделенных полномочиями на отдельные публично-властные функции в сфере местного самоуправления, муниципальной службы, и муниципальных служащих;
  • отношения, связанные с наделением отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления;
  • отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти;
  • отношения, возникающие в процессе межмуниципального сотрудничества.

На основе предмета муниципального права можно сформулировать и его понятие.

Муниципальное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления организации и функционирования местного самоуправления.

Следует учитывать, что это определение отражает не все, а лишь основные, наиболее важные характеристики муниципального права.

Под методом правового регулирования в муниципальном праве понимается совокупность средств и способов, с помощью которых правовые нормы воздействуют на общественные отношения в системе местного самоуправления, регулирую их.

В связи с тем, что муниципальное право охватывает сферы публичного и частного права, оно сочетает два способа регулирования общественных отношений в системе местного самоуправления: императивный и диспозитивный.

Императивный метод состоит в том, что в системе местного самоуправления принимаются решения на местных референдумах, собраниях, сходах, представительными и исполнительными органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления, которые обязательны к исполнению всеми субъектами правоотношений, действующими в пределах границ муниципального образования, т.е. в данном случае налицо отношения соподчиненности субъектов правоотношений, зависимость одних от других.

В случае невыполнения решений местного самоуправления, принятых в пределах его компетенции, наступает ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Императивный метод предусмотрен законодательством о местном самоуправлении для депутатов и выборных должностных лиц.

Диспозитивный метод заимствован из сферы частного права. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами и самостоятельно выступают в гражданском обороте. Они вправе заключать договоры с юридическими лицами, с государственными органами. В данном случае применяется принцип юридического равенства субъектов отношений.

Муниципальные образования являются собственниками муниципальной собственности. От их имени органы местного самоуправления управляют и распоряжаются муниципальной собственностью.

При формировании муниципальной собственности органы местного самоуправления приобретают движимое и недвижимое имущество путем заключения договоров купли-продажи и т.д.

Таким образом, муниципальное право характеризуется сочетанием двух методов регулирования отношений в системе местного самоуправления: императивного и диспозитивного, что и отличает его от других отраслей права.

Муниципальное право воздействует на общественные отношения с помощью таких правовых приемов (способов), как предписание, дозволение, запрет, сочетание которых и определяет характер правового регулирования.

Преобладание предписания в комплексе способов юридического воздействия на общественные отношения характерно для императивного регулирования, которое предполагает субординацию субъектов, прямое подчинение. Правоотношения в данном случае возникают, как правило, в результате и на основании властного предписания. Наличие отношений соподчиненности характерно, например, для административного права, регулирующего управленческие отношения.

Читайте также: