Мудрик социализация человека кратко

Обновлено: 05.07.2024

Социализация человека происходит с помощью ряда механизмов. А.В.Мудрик выделяет две основные группы механизмов:

1. Психологические и социально-психологические механизмы: импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровне, особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте; экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами; подражание – следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае – один из путей произвольного или непроизвольного усвоения человеком социального опыта; идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой или образцом; рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.

2. Социально-педагогические механизмы: традиционный механизм социализации (стихийный) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.); институциональный механизм функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и др., а так же средства массовой коммуникации); стилизованный механизмдействует в рамках определенной субкультуры. Но субкультура влияет на социализацию человека лишь тогда, когда являющиеся ее носители группа людей референтны или значимы для человека; межличностный механизм функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами (родители, любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др.). В его основе лежат психологические механизмы.

Все вышеперечисленные механизмы социализации, взаимодействуя между собой, образуют единый комплекс внешних воздействий на поведение и мышление человека. Сущность процесса социализации как формирующего механизма состоит в том, что усвоенные личностью внешние социальные воздействия приобретают личностный смысл и значение.

Контрольные вопросы

2. Какие стадии социализации выделяют ученые?

3. Кто выступает агентами социализации? Назовите основное различия между двумя типами агентов социализации.

4. По средствам каких механизмов проходит социализация?

Литература

1. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардерини, 2005. – 269 с.

2. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М, 1999

3. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 528 с.

5. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 416 с.

Социализация человека происходит с помощью ряда механизмов. А.В.Мудрик выделяет две основные группы механизмов:

1. Психологические и социально-психологические механизмы: импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровне, особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте; экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами; подражание – следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае – один из путей произвольного или непроизвольного усвоения человеком социального опыта; идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой или образцом; рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.




2. Социально-педагогические механизмы: традиционный механизм социализации (стихийный) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.); институциональный механизм функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и др., а так же средства массовой коммуникации); стилизованный механизмдействует в рамках определенной субкультуры. Но субкультура влияет на социализацию человека лишь тогда, когда являющиеся ее носители группа людей референтны или значимы для человека; межличностный механизм функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами (родители, любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др.). В его основе лежат психологические механизмы.

Все вышеперечисленные механизмы социализации, взаимодействуя между собой, образуют единый комплекс внешних воздействий на поведение и мышление человека. Сущность процесса социализации как формирующего механизма состоит в том, что усвоенные личностью внешние социальные воздействия приобретают личностный смысл и значение.

Контрольные вопросы

2. Какие стадии социализации выделяют ученые?

3. Кто выступает агентами социализации? Назовите основное различия между двумя типами агентов социализации.

4. По средствам каких механизмов проходит социализация?

Литература

1. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардерини, 2005. – 269 с.

2. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М, 1999

3. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 528 с.

5. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 416 с.

Работа содержит 9 файлов

Лекция № 1.doc

Лекция № 2.doc

Лекция № 3.doc

В центре внимания философов, писателей всегда стоял вопрос о том, каким образом человек становится компетентным членом общества. Интенсивно он стал исследоваться социологами и социальными психологами в последней трети XIX в. и различными науками. В том числе, изучением данного вопроса занимается и социальная педагогика. Социальная педагогика является относительно самостоятельной отраслью в системе педагогических наук и в системе человекознания.

Предметом социальной педагогики является социальное воспитание, которое осуществляется на протяжении всей жизни человека. Понятие социального воспитания связано с такими категориями педагогики, как развитие, социализация и воспитание.

Давайте рассмотрим каждую категорию в отдельности.

Развитие человека происходит с точки зрения развития его организма (развитие его отдельных систем); развития его психики (психическая функция), и развития его личности (личностные качества). Развитие может происходить не равномерно и разнонаправлено. Развитие человека происходит во взаимодействии с окружающей средой (природной и социальной) и под ее влиянием. Сам процесс и результат этого развития в общем виде называется социализацией. Социализация трансформировалась к середине XX в. в самостоятельную междисциплинарную область исследований.

Сегодня проблему социализации изучают философы, этнографы, социологи, психологи и др. До 60-х годов под социализацией ученые понимали развитие человека в детстве, отрочестве и юности. В последние десятилетия изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость.

Определение термина социализации были даны такими известными учеными, как:

В различных словарях дается следующие определения понятия социализация:

- …социализация это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит;

- …социализация это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта;

- …социализация это процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе;

- …социализация это сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности.

Социализация как социально-педагогическое явление.

Социализация – это развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения культуры общества. Более конкретно социализация определяется как процесс и результат усвоения и воспроизводства человеком культурных ценностей и социальных норм того общества, в котором он живет, а также его самореализация и саморазвитие в этом обществе.

Процесс социализации может происходить:

  1. в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и в процессе стихийного влияния на него различных обстоятельств жизни (реформы, войны);
  2. в процессе относительно направляемого господства тех или иных категорий людей;
  3. в процессе целенаправленного создания условий для развития человека (относительно социально контролируемая социализация), т.е. воспитание: планомерное создание государством норм воспитания;
  4. в процессе саморазвития и самовоспитания человека (более или менее сознательное самоизменение человека).

Такое соотношение понятий: развитие и социализация, воспитание, позволяет считать, что: развитие – это наиболее общее понятие, отражающий общий процесс становления человека. Социализация же – это развитие, обусловленное конкретными социальными условиями. А воспитание можно определить как относительно социально-контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации.

В социальной педагогике мы рассматриваем виды воспитания с точки зрения того социального института, в котором оно осуществляется. Таким образом:

  1. воспитание, осуществляемое в семье, значит, это семейное воспитание и оно является предметом семейной педагогики;
  2. воспитание, осуществляемое религиями или религиозными организациями (конфессии). Это конфессиональное воспитание является предметом изучения конфессионального педагогики;
  3. воспитание, осуществляемое обществом или государством в специально создаваемых воспитательных организациях. Это воспитание общественное или социальное, именно его изучает социальная педагогика;
  4. воспитание, осуществляемое в учреждениях для детей и взрослых с дефектами и отклонениями в развитии. Это коррекционно-адаптационная педагогика;
  5. в обществе воспитание осуществляется и в криминальных, тоталитарных, политических, религиозных сообществах. Воспитание в таких организациях ведет к формированию опыта антисоциального поведения, оно называется диссоциальным или контрсоциальным.

Социальная педагогика изучает социальное воспитание как часть социализации. Социальная педагогика, изучая социальное воспитание в контексте социализации, выявляет какие обстоятельства прямо или опосредованно влияют на воспитание человека. Социальная педагогика исследует, каким образом влияют на воспитание человека средства массовой коммуникации, его семья, общение со сверстниками и взрослыми людьми, а также какую роль играют в жизни человека различные воспитательные организации, общественные организации и объединения. Все вышеперечисленные аспекты социального воспитания, его факторы, условия являются предметом изучения социальной педагогики.

2. Факторы социализации, их влияние на развитие личности.

Социализация осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Т.Е. факторами социализации называют такие обстоятельства. при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий) социализации. Фактически не все они даже выявлены, а из известных, далеко не все изучены.

В отечественной и западной науке имеются различные классификации факторов социализации. Однако мы считаем наиболее логичной и продуктивной для педагогики ту, которую предложил А.В. Мудрик. Он выделил основные факторы социализации, объединив их в четыре группы:

- мегафакторы (мега – очень большой) – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли;

- макрофакторы (страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

- мезофакторы (мезо – средний, промежуточный) – условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

- микрофакторы, к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание – учебные, профессиональные, общественные и др.

Факторы воздействуют на человека в процессе социализации через агентов. Агентами социализации называют тех людей, во взаимодействии с которыми протекает жизнь человека. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья, сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости в число агентов входят супруг или супруга, коллеги по работе, учебе или службе в армии. В более зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом – и члены их семей.

На каждом возрастном этапе состав агентов не одинаков. Их влияние и роль обусловлены тем, насколько эти люди значимы для самого человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они влияют на человека.

3. Средства социализации. Социализация осуществляется набором универсальных средств, которые по содержанию отличаются в каждом обществе, в каждом социальном слое и соответствуют возрасту социализируемого человека. К средствам социализации относят способы вскармливания младенца и ухода за ним, формируемые готовые и гигиенические умения, окружающие человека продукты материальной культуры, элементы духовной культуры, стиль и содержание общения, а также методу поощрения и наказания в семье, в группах сверстников. в воспитательных и другихсоциализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным видам отношений в основных сферах его жизнедеятельности: общение, игра, познание, предметно-практическая, духовно-практическая, спортивная, семейная, профессиональная, общественная сферы жизнедеятельности.

В каждом обществе, государстве, в каждой социальной группе вырабатывается свой набор позитивных и негативных, формальных и неформальных санкций, т.е. способов внушения и убеждения: предписаний и запретов; мер принуждения и давления (вплоть до физического); способов выражения признания, наград, отличия.

Исследования показывают, что чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей оказать социализирующее влияние на личность. Однако социальные группы неравнозначны по своей возможности оказать воздействие на личность в различные этапы ее онтогенетического развития. Так, в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выходит сословие, трудовой или профессиональный коллектив, отдельные личности.

В целом процесс социализации человека условно можно представить как совокупность трех составляющих:

– стихийной социализации в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, обычно разнонаправленных, обстоятельств жизни;

– относительно направляемой социализации в процессе и результате влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий граждан (об этом речь пойдет в разделах о государстве и регионах);

– относительно социально-контролируемой социализации в процессе планомерного создания обществом и государством условий для воспитания человека.

Стихийная социализация происходит на протяжении всей жизни человека в процессе его стихийного взаимодействия с обществом.

Конкретный человек взаимодействует не с обществом в целом, а с различными его сегментами. В качестве таких сегментов могут выступать весьма различные многочисленные и совсем не рядоположеные феномены: семья, родственники, соседское окружение, группы сверстников, поселенческие общности (односельчане, жители одного микрорайона в городе), земляки в ситуации отрыва от постоянной среды обитания (в армии, в местах лишения свободы и пр.), соученики, профессиональные группы, объединения по интересам и политическим взглядам, группы временного пребывания (в больнице, в местах проведения отдыха и пр.), ситуативные общности (в поезде, в театре, на стадионе, в бассейне и пр.).

В зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенностей, места жительства, этноконфессиональной и социокультурной принадлежности человека набор сегментов общества, с которыми он взаимодействует, существенно различается по количеству и специфическим особенностям.

Но в любом случае взаимодействие имеет неорганизованный, нередко спонтанный, характер. Оно регулируется набором ценностей, норм, обычаев, нравов, неформальных санкций и подобных средств. Причем, даже когда речь идет о взаимодействии в рамках каких-либо организаций, стихийная социализация в них все равно происходит наряду с относительно социально контролируемой.

Стихийная социализация протекает как в избирательном взаимодействии человека с теми или иными сегментами общества, так и в случае обязательного взаимодействия с какими-либо сегментами (например, в школе, в армии, в фирме и пр.), а также и в ситуации принудительного взаимодействия с некоторыми сегментами (например, в тюрьме).

Относительно направляемая социализация человека происходит в процессе и в результате его взаимодействия с государством и государственными органами и организациями, которые в совокупности осуществляют управление обществом.

Относительно направляемая социализация происходит в рамках государства и в рамках составляющих его административных единиц – республик, краев, областей, а также муниципальных образований (городов, городских и сельских административных районов).

На каждом из этих уровней (федеральном, региональном и муниципальном) органы законодательной и исполнительной власти в рамках своей компетенции решают различного рода задачи, что так или иначе сказывается или может сказаться на социализации жителей страны, области, города, района, села и пр.

Так, например, на государственном (федеральном) уровне принимается решение о повышении импортных пошлин на автомобили, что ведет к существенному росту цен как на импортные, так и на отечественные машины. Это решение на первый взгляд не имеет никакого отношения к процессу социализации граждан. Однако высокие цены фактически лишают целые группы населения возможности иметь автомашины. Это ограничивает не только свободу передвижения, но и свободу выбора видов занятий, сценариев рекреационного поведения, а в целом может лишить их некоторых возможностей для развития, самоопределения, самореализации, самосовершенствования.

Относительно направляемая социализация отличается от стихийной и относительно социально контролируемой как минимум двумя признаками.

Во-первых, стихийная социализация происходит во взаимодействии человека с обществом в целом и с его отдельными сегментами (о чем шла речь выше), в том числе и с государством и государственными организациями как сегментами общества.

Относительно направляемая социализация человека происходит в процессе взаимодействия с государством и государственными организациями как структурами, осуществляющими управление обществом и его гражданами.

Во-вторых, стихийная социализация имеет непреднамеренный характер, а относительно направляемая определяется государственной политикой и законодательством, а также их реализацией в социальной практике государства, его административных субъектов и муниципальных образований.

Относительно социально контролируемая социализация – воспитание, которое можно определить как относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей организаций и групп, в которых оно осуществляется.

Воспитание человека осуществляется в процессе его взаимодействия в нескольких сегментах общества.

Во-первых, воспитание осуществляется в семье, то есть имеет место семейное воспитание.

Во-вторых, воспитание осуществляется религиозными организациями, то есть имеет место религиозное воспитание.

В-третьих, воспитание осуществляется государством и обществом в специально создаваемых для этого многочисленных разнопрофильных организациях (от яслей и школы до вузов и курсов профпереподготовки), в них реализуется социальное воспитание.

В-четвертых, воспитание происходит в криминальных и тоталитарных политических и квазирелигиозных сообществах. В этом случае мы имеем дело с диссоциальным или контрсоциальным воспитанием.

В-пятых, существуют различные типы коррекционного воспитания (от адаптации аутичных детей к условиям проживания до перевоспитания правонарушителей).

На ранних стадиях существования любого общества, а также в сохранившихся архаичных обществах воспитание и стихийная социализация синкретичны – слиты, не расчленены.

Воспитание становится относительно автономным в процессе социализации на определенном этапе развития каждого конкретного общества, когда оно приобретает такую степень сложности, что возникает необходимость в специальной деятельности по подготовке подрастающих поколений к жизни в социуме.

Воспитание как относительно социально контролируемая социализация отличается от стихийной социализации как минимум по трем параметрам.

Во-первых, стихийная социализация – процесс непреднамеренных взаимодействий и взаимовлияний. В основе воспитания лежит социальное действие. Немецкий ученый Макс Вебер, который ввел это понятие, определял его: как действие, направленное на разрешение проблем; как действие, специально ориентированное на ответное поведение партнеров; как действие, предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие.

Во-вторых, стихийная социализация— процесс континуальный (непрерывный), так как человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание – процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных группах и организациях, то есть ограничено местом и временем.

В-третьих, стихийная социализация имеет целостный характер, ибо человек как ее объект испытывает влияние социума во всех аспектах своего развития (позитивное или негативное), а как субъект в той или иной мере приспосабливается и обособляется во взаимодействии со всем комплексом обстоятельств своей жизни.

Воспитание – процесс парциальный (частичный). Это определяется тем, что человека воспитывают семья, религиозные и воспитательные организации, а определенные группы людей – и контркультурные организации; все они имеют несовпадающие задачи, цели, средства и результаты воспитания. Человек в процессе своей жизни проходит через ряд воспитывающих его общностей различного типа и в какие-то периоды жизни одновременно входит в несколько из них. Между этими общностями нет и не может быть жесткой связи и преемственности, а часто нет вообще никакой (что и благо, и зло в том или ином случае).

Человек не остается пассивным в процессе социализации (и стихийной, и относительно направляемой, и относительно социально контролируемой). Он проявляет определенную активность, почувствовав или осознав необходимость или желание изменить что- либо в себе для того, чтобы:

– в большей степени соответствовать ожиданиям и требованиям социума, как позитивным, так и негативным;

– противостоять в той или иной мере требованиям социума, эффективнее решать возникающие в его жизни проблемы;

– избежать или преодолеть те или иные опасности, не стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий и обстоятельств социализации;

То есть в процессе социализации человек так или иначе само изменяется.

Самоизменение – это процесс и результат более или менее осознанных, целенаправленных и успешных усилий человека, направленных на то, чтобы стать иным (реже – полностью, как правило – частично).

Усилия могут быть направлены на изменение:

– своей внешности и физических качеств;

– интеллектуальной, волевой, потребностной, экспрессивной, духовной, социальной сфер (знаний, умений, ценностей, установок и пр.);

– образа и/или стиля жизни;

– отношения к себе (самооценок), отношений с собой (самоуважения, самопринятия), отношения к миру (мировосприятия, мировидения – картины мира), отношений с миром (аспектов и способов самореализации и самоутверждения).

Самоизменение может иметь просоциальный, асоциальный и антисоциальный вектор.

Самоизменение может иметь характер:

– самосовершенствования, развития, преобразования имеющихся задатков, черт, знаний и т. д.;

– самостроительства, взращивания, формирования желаемых человеку свойств;

– саморазрушения физических, духовных, личностных, социальных свойств (результат— алкоголизм, наркомания; физическая, духовная, социальная деградация).

Довольно интересно выглядит соотношение самосовершенствования, самостроительства и воспитания человека в западной и русской культурно-религиозной традициях.

В эллинской культуре воспитание и самосовершенствование синкретичны.

Архетип – понятие, введенное немецким философом и психологом Карлом Юнгом, – трактуется как внутренний образ объективного жизненного процесса, ставший структурным элементом коллективного бессознательного, как коллективный осадок исторического прошлого, хранящийся в коллективной памяти членов того или иного социума.

В возникших вследствие Реформации культурах протестантских обществ Европы и Северной Америки, образно говоря, на первый план выдвигается самосовершенствование человека, которое становится одним из основных архетипов протестантской культуры.

Православная педагогика ориентировала человека и на самовоспитание, самосовершенствование. Но при этом речь шла не о самореализации, а о преодолении греховности путем смирения, о спасении души на основе Веры, Надежды и Любви к Богу (О.Е. Кошелева).

Это не означает, что в русской культуре и в других культурах наличествует или архетип воспитания, или архетип самосовершенствования. Историко-этнографические и этико-педагогические исследования показывают, что оба архетипа наличествуют и в культурах европейских обществ, и в русской культуре, но по-разному соотносятся между собой. В англосаксонских обществах (преимущественно протестантских) самосовершенствование преобладает над воспитанием, а в романских (католических) и в русском (православном) – воспитание преобладает над самосовершенствованием (В.И. Бакштановский и др.)

Мудрик А

В пособии проанализирована история становления социализации как области междисциплинарных исследований; охарактеризованы ведущие концепции социализации, разработанные отечественными и зарубежными учеными. В русле субъект-субъектного подхода к социализации человека в обществе раскрыты сущность и универсальные характеристики процесса социализации; показано влияние различных факторов на социализацию личности; рассмотрен человек как объект, субъект и жертва социализации. Для студентов высших учебных заведений, специализирующимся в области психологии, социологии, обучающихся по специальности 'Социальная педагогика'.

Отзывы читателей

О книге

Бывает так, что, сосредоточиваясь на собственной жизни, забываешь, как много интересного может происходить в мире, насколько увлекательны истории других людей. Чтение книг становится спасительным и позволяет человеку приятно и с пользой провести время. Можно забыть о настоящем и погрузиться в то, что происходит на страницах книги.

Погружаясь в сюжет, вникая во взаимосвязь событий, понимаешь, что автор сказал намного больше, чем лежит на поверхности. Это такое произведение, которое приносит не только удовольствие при чтении, но и развивает духовно. Это одна из тех книг, от которых не хочется отрываться, пока не будет прочитана последняя страница. На сайте можно читать книгу онлайн или скачать в формате djvu.

Читайте также: