Мтс в ссср это кратко

Обновлено: 05.05.2024

В конце 1920 - начале 1930-х в СССР по инициативе ВКП (б) проходила массовая коллективизация в сельских населенных пунктах. Процесс коллективизации и создания крупных сельскохозяйственных предприятий социалистического типа тормозился отсутствием материально-технической базы на селе. Крестьяне не были заинтересованы работать на государство, которое использует физический труд людей, не давая за это практически никакой оплаты.

Что такое МТС в СССР?

В 1929 году на 15 съезде партии анализировали ситуацию в сельском хозяйстве страны. Руководство партии в очередной раз подчеркнуло, что на селе необходимо создавать крупные сельскохозяйственные производства, чтобы город был обеспечен хлебом, крупами и другой продукцией. Понимая, что государство должно предоставлять вновь созданным коллективным предприятиям технику для уменьшения доли немеханизированных производственных процессов, Сталин позитивно оценил работу первых МТС. Кстати, какая у аббреватуры МТС расшифровка? СССР создал машинно-тракторные станции, которые и назывались сокращенно МТС.

что такое мтс в ссср

История создания и развития машинно-тракторных станций

Первая машинно-тракторная станция в Союзе была создана в 1927 году. Место создания - село Шевченково Одесской области, Украина. Кстати, это неслучайно, потому что Одесский регион всегда славился изобилием рационализаторских идей, которые практически сразу после их реализации показывали свою эффективность и давали реальный материальный результат. На вышеуказанном съезде партия позитивно оценила деятельность первой советской МТС.

Сталин увидел в развитии сети тракторных станций одну из основ реализации партийной концепции коллективизации в сельском хозяйстве. Задача, поставленная съездом перед руководителями аграрного направления, состояла в активном охвате системой СТО тракторной техники всей страны. Многие партийные сотрудники лично (была экскурсия) увидели, что такое МТС. В СССР количество таких предприятий в 1931 году составило уже 1228. Так как темпы коллективизации росли (1932 год - пик процесса формирования колхозов), необходимо было создавать новые технические предприятия. Анализируя статистические данные по 1933 году, мы видим увеличение количества МТС более чем в два раза (до 2886), а в 1934 году государство открыло еще около 500 станций. На этом тоже партруководство не собиралось останавливаться, поэтому была поставлена очередная задача. В 1937 году (а мы все знаем, что это за время) количество станций должно было составить 6000. Безусловно, результат был достигнут, потому что в годы массовых репрессий и расцвета доносов невыполнение партийных директив часто каралось лагерями или расстрелом.

мтс расшифровка ссср

Порядок взаимодействия МТС и колхозов

Что такое МТС в СССР для самих колхозов? В каждом колхозе руководители также видели необходимость механизации труда, потому что это приводило к увеличению продуктивности труда и урожайности культур. Не имея собственной техники, колхозы в лице МТС видели поддержку со стороны государства.

машинно- тракторная станция

Как организовывалось сотрудничество? Машинно-тракторная станция владела техникой, производство которой также постоянно росло. Трактора, комбайны и другая техника предоставлялись колхозам в аренду. Колхозы оплачивали МТС стоимость аренды техники за счет денег, которые получали за сдачу урожая государству. В случае поломки трактора, комбайна, сеялки механики МТС приезжали по вызову в колхоз, осматривали технику и ремонтировали ее.

Политический аспект деятельности МТС

В 1930-е годы любая хозяйственная деятельность была напрямую связана с политическими моментами. На каждой тракторной станции работал политотдел, возглавляемый заместителем директора по политической работе. В задачи отдела входило руководство парторганизациями МТС и прикрепленных к ней колхозов. Ответственность за качественную работу МТС нес не только директор, но и политотдел. Это неудивительно, ведь любой сбой в работе хозяйственного механизма в те годы расценивался как саботаж, а это было уже по политической части.

Что такое МТС в СССР, теперь, надеемся, понятно всем. Без технической основы коллективизация, скорее всего, была бы невозможной.

С организационно-хозяйственным укреплением колхозов форма их производственно-технического обслуживания через МТС перестала соответствовать потребностям развития производительных сил сельского хозяйства. Февральский пленум ЦК КПСС (1958) признал необходимым изменить прежний порядок производственно-технического обслуживания колхозов через МТС и перейти к продаже техники непосредственно колхозам, реорганизовав МТС в ремонтно-технические станции. Рекомендации пленума законодательно закреплены решениями 1-й сессии Верховного Совета СССР 5-го созыва (март 1958). В 1958—59 колхозы купили тракторов, машин и оборудования на 32 млрд. рублей (в том числе эксплуатировавшихся ранее в МТС — на 18 млрд. рублей).

Опыт строительства МТС при организации крупного сельскохозяйственного социалистического производства в СССР использован в ряде других социалистических стран в соответствии с их историческими условиями и особенностями развития сельского хозяйства.

Аббревиатура МТС для молодого поколения ассоциируется с мобильной связью. Но те, кто родился и вырос в советское время, хорошо помнят первое значение этого сокращения, которое связано с сельским хозяйством.

МТС в советский период

МТС расшифровывается как машинно-тракторная станция. Это предприятие, которое предоставляет сельскохозяйственную технику во временное пользование.

В конце 1920-х годов в СССР начали создаваться колхозы, которые нуждались в переходе на современные технологии земледелия. Но почти все они были очень бедны и не могли приобрести всю необходимую им сельхозтехнику. Машинно-тракторные станции позволили решить эту проблему и быстро механизировать сельское хозяйство.

Некоторое время колхозы платили за аренду техники деньгами по твёрдым ценам, но потом перешли на бартер — оплату зерном и другой продукцией.

МТС не просто предоставляли услуги по выполнению машинных операций — они фактически стали координаторами производственных и экономических процессов в сельском хозяйстве. В начале коллективизации и в первые годы войны в МТС действовали политотделы, возглавляемые чекистами.

Но государству так и не удалось выбрать удачные критерии оценки труда МТС (и всей системы колхозного хозяйства) и построить эффективную систему их заинтересованности в качественном результате выполнения всего комплекса сельхозработ.

МТС существовали и в других странах социалистического лагеря.

Через несколько лет после войны многие колхозы уже имели собственную технику и был поднят вопрос о ликвидации МТС с продажей всей техники колхозам. Но Сталин был против такого решения, считая, что это разорит многие колхозы, не имеющие достаточно оборотных средств. Тем не менее это произошло: в 1958 г. МТС были срочно ликвидированы, колхозы обязали принять их персонал и выкупить технику без учёта их инфраструктуры и финансовых возможностей.

Для смягчения последствий этого потрясения в 1961 г. была создана сервисно-техническая государственная структура — Союзсельхозтехника.

МТС при капитализме

Уже в 2000-х годах количество МТС начало сокращаться. Вместе с тем появлялись новые центры аналогичного назначения, но имеющие отличия в части формы собственности, видов услуг, клиентской базы. Часто МТС также имеют собственную землю, являясь производителями сельхозпродукции.

Клиентами современных МТС являются мелкие и средние (частично) сельхозпроизводители. Агрохолдинги же имеют собственный машинный парк.

На современном этапе даже представители аграрного комплекса имеют совершенно различные (иногда — диаметрально противоположные) мнения о необходимости МТС.

Что такое МТС — колхозный пережиток или элемент современного агрокомплекса?

МТС столкнулись с проблемами низкой платёжеспособности земледельцев, что выражается в накоплении долгов и стремлении платить не деньгами, а своей продукцией. Некоторые сельхозпроизводители, в свою очередь, указывают на низкое качество и недостаточный объём услуг, предоставляемых МТС. В итоге обеспеченность сельхозтехникой в России сегодня очень низкая. Фото: Depositphotos

В настоящее время практически невозможно назвать количество МТС в России, поскольку нет их общепринятого определения и имеются разные схемы аренды сельхозтехники. Сегодня у нас и в других странах (в том числе в ЕС, США и Канаде) МТС чаще всего создаются фермерами как потребительские кооперативы.

Итак, МТС в сельском хозяйстве — это предприятия по предоставлению услуг аренды техники или выполнения механизированных работ. Как правило, они востребованы небольшими сельхозпроизводителями, для которых менее выгодно иметь весь парк необходимой техники. МТС были особенно незаменимы в периоды реформ сельского хозяйства: становление колхозов в СССР и фермерских хозяйств в постсоветской России.

Первые станции МТС появились девяносто лет назад. Нет, мы ничего не перепутали.

МТС — Машинно-тракторная станция — это государственное сельскохозяйственное предприятие в СССР, обеспечивавшее техническую и организационную помощь сельскохозяйственной техникой крупным производителям сельскохозяйственной продукции (колхозам, совхозам, сельскохозяйственным кооперативам).

Такое решение позволило поддерживать высокий уровень обслуживания техники и дало колхозам преимущества механизации без необходимости капитальных вложений. МТС сыграли важную роль в процессе коллективизации.

МТС - это не только техника, но и специалисты и снабжение запчастями, топливом и ГСМ.

Благодаря МТС колхозы смогли эффективнее использовать технику и не распылять силы на содержание лишней техники, которая используется раз или два в год и специалистов её обслуживающих.

Кроме того, МТС позволили обеспечить рабочими местами выпускников учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования.

Средства производства МТС принадлежали государству. Этими средствами производства МТС на договорных началах выполняли сельскохозяйственные работы в колхозах.

СНК СССР и ЦК ВКП(б) в постановлении от 25 июня 1933 г. установили, что «. типовой договор машино-тракторной станции с колхозами и заключенные на его основе договоры МТС с колхозами имеют твердую силу закона, обязательного к точному и безусловному исполнению как колхозами, так и машино-тракторными станциями и никакие уклонения от обязательств по договору МТС с колхозами, ни со стороны колхозов, ни со стороны МТС не должны быть допущены ни под каким видом.

Согласно утвержденному правительством СССР примерному договору машино-тракторных станций с колхозами, колхозы обязаны за сельскохозяйственные работы проведенные МТС на полях колхозов, оплачивать натурой в определенном установленном проценте от урожая. Эта натуральная оплата колхозами услуг МТС имеет важнейшее значение как для содержания и усиления существующих МТС, так и для покрытия расходов государства по созданию новых МТС.

Понятно, что без такой оплаты государство не могло бы содержать МТС, а МТС не могли бы оказывать помощь колхозам.

Читайте также: