Толерантность в россии кратко

Обновлено: 18.05.2024

Толерантность – это терпимость к чужим обычаям, чужому образу жизни, действиям и поведению.

Также толерантность выражается в терпимости к чувствам и идеям, мыслям и общему состоянию. Реализация толерантности осуществляется на микроуровне. Например, в частной жизни толерантными считаются индивиды, которые относятся друг к другу с пониманием. Это семейные отношения, приятельские и профессиональные отношения. Субъектами толерантности на макроуровне выступают сообщества, государства и обширные социальные группы.

Что касается этнической толерантности, то это также способность индивида проявлять терпимое отношение к незнакомому или малознакомому образу жизни представителей других этнических организаций и общностей. Это терпимое отношение к этническим группам и их поведению, национальным и этническим традициям, чувствам и верованиям, а также принятие их мнения.

Внешне этническая толерантность может выражаться в:

  • выдержке;
  • самообладании;
  • способности индивида спокойно воспринимать непривычную ему культуру, чуждый образ жизни и мышления.

Одновременно с этим адаптивные способности индивида не снижаются, он старается самостоятельно минимизировать свой стресс и относиться с пониманием к происходящим процессам и явлениям. Этническая толерантность также проявляется и в критических ситуациях, когда человек оказывается перед внутриличностным или межличностным выбором. Это все сопровождается психологической напряженностью, но обычно касается немногих социальных групп. Обусловлено это тем, что сегодня мир очень подвижен, в нем взаимодействуют представители различных этносов и наций, которые находятся в процессе постоянного культурного обмена. Поэтому для человека этническая толерантность – это не вынужденный выбор, а скорее естественный процесс.

Готовые работы на аналогичную тему

Этническая толерантность в разных странах воспринимается по-разному. Это связано с тем, что в разных государствах свое этнонациональное распределение. Где-то проживают этносы, близкие друг к другу по национальным характеристикам, традициям и обычаям. В некоторых же государствах сосуществуют и взаимодействуют друг с другом представители абсолютно разных этнических категорий. Например, это характерно для России. Поэтому вопрос этнической толерантности в российском обществе стал особоактуальным и значимым.

Этническая толерантность в России

  1. Острые кризисные зоны, где чаще всего вспыхивают конфликты, например, Ингушетия, Северная Осетия;
  2. Потенциально кризисные территории, например, Краснодарский край, в котором основным фактором конфликтогенности являются интенсивные миграционные процессы, приводящие к обострению текущей ситуации;
  3. Зоны активного регионального сепаратизма, например, Татарстан и Башкортостан;
  4. Зоны умеренного регионального сепаратизма, например, Республика Коми.

В России тема этнической толерантности сегодня очень острая, и ее необходимо прорабатывать на нескольких уровнях. Прежде всего – на личностном. Толерантное отношение и терпимость к представителям других этносов и наций – это то, что должно воспитываться с раннего детства, что должно быть одной из характеристик личности. Если человек сможет самостоятельно это осознавать, то эту ценность в дальнейшем он будет транслировать уже в общество. В России, многонациональном государстве с культурным разнообразием, проблематика этнической толерантности набирает обороты. Государство и общество доказало, что некоторым негативным явлениям можно противостоять, но на индивидуальном уровне следует еще больше внимания обращать на терпимость и воспитание.

Понятие "толерантность" по смысловой насыщенности значительно шире, нежели просто "терпимое отношение". Это своеобразная этическая доктрина современности, претендующая на центральное место в "оси координат" XXI века. Людям, живущим в эпоху космополитизма, стирания экономических и иных границ, нужна новая философия, открытое и понимающее сообщество…

Однако сегодня для россиян, и не только россиян, толерантность – понятие далекое. Превалируют иные умонастроения: озлобление против "неумелого руководства страной", ненависть к приезжим, презрение к инвалидам, желание "очистить Россию от иностранной скверны", искоренить "нетрадиционные религии" и фундаменталистов.

"Самая опасная из нетерпимостей – это именно та, которая рождается в отсутствие какой бы то ни было идеологии как результат элементарных импульсов, – пишет Умберто Эко в своем эссе на тему этики. – Поэтому она не может ни критиковаться, ни сдерживаться рациональными аргументами". И такой нетерпимости в России много – как на уровне государственном, так и на персональном… К сожалению, мы склонны забывать, что "терпимость", в отличие от перемирия, нельзя объявить.

ГОСУДАРСТВО И ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Носители разных взглядов на природу толерантности выводят различные формулы материализации ее принципов. Государственная позиция выразилась в разработке Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе" на 2001–2005 годы. Государственным заказчиком, по поручению тогда еще председателя Правительства В.В.Путина, стало Министерство образования. В федеральной программе понятие "толерантность" применяется в трактовке Декларации принципов толерантности, принятой странами–членами ЮНЕСКО в 1995 году. Задачи документа – разработка и реализация эффективной государственной политики формирования установок толерантного поведения, внедрение методов и организационных механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социальнополитической ситуации, разработка и внедрение системы учебных программ и тренингов для всех ступеней и форм образования. На первом этапе – в течение 2001 года – совершается разработка научнометодических основ. Полномасштабное внедрение созданных механизмов планируется на третьем этапе (2004–2005 годы) на четырех уровнях: личность, семья, общество и государство.

С точки зрения правозащитников, необходимые шаги для преодоления нетерпимости в обществе – соответствующая политика государства, законодательная база и правильное применение законов. В стране имеется достаточная правовая основа в виде международных договоров и федерального законодательства для эффективной борьбы с проявлениями расизма и расовой дискриминации. И нужно использовать эти возможности, ратифицировать международные документы, внести изменения в некоторые законы (статьи 136 и 282 УК, ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" и "Об основах государственной службы РФ", в котором не предусмотрена дисциплинарная ответственность за проявление расизма, и др.).

Государство обязано обеспечить равный доступ к охране здоровья, образованию, социальному обеспечению, реализации права на жилище для всех без какой–либо дискриминации, в том числе по признаку наличия регистрации по месту жительства; регулировать проблемы миграции, приводящие к различным формам этнической дискриминации представителей меньшинств и мигрантов. СМИ должны освещать события так, чтобы репортажи отражали, помимо прочего, точку зрения и мнение групп, которые являются или могут стать объектом национальной дискриминации и расизма. Эти и другие требования содержались в резолюции Всероссийской конференции НПО. Ключевую роль в борьбе с расизмом и расовой дискриминацией правозащитники отводят межправительственным организациям: ООН, ОБСЕ, Совету Европы.

К ИСТОКАМ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин "толерантность" стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления. Так что "копилка" толерантности постоянно пополняется.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами–членами ЮНЕСКО, включая и Россию), толерантность означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности". Это определение, наиболее масштабное, подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр.

На русский язык с английского Декларация была переведена как "Декларация принципов терпимости". Но понятие "терпимость" не только не отражает полноты "толерантности", но и может быть прямо противоположно ему. Русский глагол "терпеть" имеет негативную окраску: терпение всегда пассивно и означает лишь внешнее сдерживание своего отношения ("я его еле терплю"), никак не меняющее самой позиции нетерпимости. Напротив, "толерантность" толкуется в Декларации как "активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека".

В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе – в расовой дискриминации, преследовании по национальному, религиозному признаку, в нарушении важнейших демократических свобод.

Сама идея толерантности восходит к истории философской мысли. О толерантности в условиях сильной церковной цензуры писал Дж.Локк в "Очерках о терпимости" и "Письмах о терпимости", П.Бейль в нескольких своих философских сочинениях. Как философская категория толерантность была сформулирована в связи с проблемой нетерпимости и первоначально воспринята как осмысление итогов Тридцатилетней войны, в ходе которой представители враждующих религиозных конфессий почти поголовно истребили друг друга.

Представитель философского крыла рассмотрения понятия толерантности Владислав Лекторский предлагает четыре возможных способа понимания толерантности. Первый, "толерантность как безразличие", предполагает существование мнений, истинность которых никогда не может быть доказана (религиозные взгляды, специфические ценности разных культур, особенные этнические верования и убеждения и т.д.). Второй, "толерантность как невозможность взаимопонимания", ограничивает проявление терпимости уважением к другому, которого вместе с тем понять невозможно и с которым невозможно взаимодействовать. "Толерантность как снисхождение" подразумевает привилегированное в сознании человека положение своей собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как более слабые: их можно терпеть, но при этом одновременно и презирать. И наконец, "терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог" позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в результате критического диалога. На этот подход к толерантности и указывает автор в качестве желаемого для современной ситуации.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ

В 90–х годах нетерпимость имеет прямое отношение к политике и рассматривается как угроза миру и безопасности. Поэтому правозащитники выступают с позиции трактовки толерантности, прежде всего, как преодоления всех форм расизма и расовой дискриминации. Юрий Джибладзе, президент Центра развития демократии и прав человека, считает, что такой подход к толерантности вовсе не означает игнорирования других форм нетерпимости. Просто в дискриминации, основанной на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, нетерпимость в современном обществе выражается наиболее ярко.

Одновременно признание толерантности в более широком смысле является условием эффективной борьбы с расизмом, так как гражданские, политические и экономические права человека тесно связаны с социальными и культурными правами. Например, толерантное отношение к видимым различиям (в мировой практике употребляется термин "визуальное меньшинство") означает невозможность нарушения прав по внешнему признаку, как это происходит в России применительно к выходцам с Кавказа ("фейс контроль" в метро и т.д.).

В более широком смысле – как терпимость и уважение ко всему "инакому" – понимают толерантность приверженцы социокультурного подхода. Они связывают толерантность с необходимостью просвещать общество, воспитывать терпимость и уважение, уничтожать психологические барьеры, способствующие возникновению фобий. Педагог Всеволод Луховицкий, председатель правления Молодежного центра прав человека и правовой культуры (МЦПЧиПК), выводит обоснование толерантности из естественных прав человека, понятия человеческого достоинства. Елена Русакова, психолог, руководитель проектов центра, в статье "Методические аспекты работы по теме "Образ врага", обусловливает возникновение нетерпимости психическими особенностями человека.

Смутное ощущение угрозы внешнего мира заставляет психику вырабатывать правдоподобное "рациональное" толкование, результатом чего чаще становятся предрассудки и ксенофобия (неприязнь к чужакам – иным этносам, религиозным меньшинствам, к специфическим, заметно отличающимся от большинства общества по целям и интересам социальным группам и т.д.). Постоянный поиск "врага" рождает потребность защиты, выражающейся в приобщении к некой общности "своих", которые всегда сильнее "чужих". Терпимость, толерантность в этом аспекте означают отказ от догматизма, признание многообразия истины, что требует внутренней силы, уверенности в своей способности найти истину в диалоге. Нетерпимый человек, напротив, требует однозначности: "Кто не с нами – тот против нас".

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ОБЩИЕ ДЕЙСТВИЯ

Принципы толерантности как основные права и свободы закреплены в законных актах и провозглашены в международных декларациях. Базовый документ здесь – Всеобщая декларация прав человека, а также Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В рамках Совета Европы (СЕ) действует Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Недавно вступил в силу 12–й протокол конвенции, который обязывает ратифицировавшие его государства гарантировать любые права без какой–либо дискриминации и предусматривает механизм наказания в случае невыполнения обязательств. Россия подписала протокол в ноябре 2000 года, но не ратифицировала его и, по мнению правозащитников, вряд ли сделает это в ближайшее время.

Недопущение расизма и расовой дискриминации закреплены, прежде всего, в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам.

В Российской Федерации главный документ для широкого определения толерантности – Конституция. В области расизма и расовой дискриминации основными признаются ст. 136 Уголовного кодекса (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина) и 282 (Ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности).

Глобализация экономики, быстрое развитие коммуникаций, урбанизация и интеграционные процессы делают любую эскалацию нетерпимости потенциально опасной для всего мира. Осознание этой угрозы политиками и всемирной общественностью сделало одной из важных целей развития мирового сообщества достижение всеобщей толерантности. Декларируя ее принципы, различные правовые и культурные организации демонстрируют обозначившийся кризис терпимости в современном обществе. ООН по инициативе ЮНЕСКО объявила 1995 год (год 50–летия обеих организаций) Международным годом толерантности. На протяжении всего года вопросы терпимости, разнообразия культур, различия между людьми стали предметом обсуждения более чем на 50 региональных и международных конференциях. Итог года – принятие Декларации принципов толерантности. В 2001 году началось объявленное ЮНЕСКО Международное десятилетие культуры мира и ненасилия.

Объем понятия непрерывно расширяется. В настоящее время принято выделять расовую, этническую, религиозную, возрастную, маргинальную толерантность. Исследователями изучаются проблемы толерантности по отношению к людям с физическим недостатками, к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией, а также к имеющим психические отклонения.

Исследовательский интерес обусловлен как процессами глобализации, так и внутригосударственными проблемами современного российского общества. Распад СССР, кардинальное преобразование социально-экономических и политико-культурных основ спровоцировали снижение жизненного уровня населения, привели к разрыву в уровне жизни и темпах развития регионов, резкому расслоению общества, росту неконтролируемой миграции населения, обострению конкуренции на рынке труда.

СССР был сильнейшим плавильным котлом мира. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно послушать людей старшего поколения. Их воспоминания и рассуждения о дружбе народов не являются следствием советской пропаганды, роль которой, на наш взгляд, несколько преувеличена. Большое значение имели единые базовые ценности, к которым относились дружба народов, всестороннее сотрудничество и взаимопомощь, а также общие цели и практики. Это участие в Великой Отечественной войне, освоение целины, покорение космоса, освоение нефтяного севера, строительство Байкало-Амурской магистрали.

Политические процессы распада СССР и курс на развитие идентичности и национального самоопределения каждого, даже самого малого этноса, привели к усложнению межнациональных отношений, к

конфликтам на религиозной, экономической, политической почве. В этих условиях признание ценности толерантности может быть квалифицировано как способ обеспечения сохранности многонационального государства.

Межэтнические волнения в декабре 2010 г. — серия массовых митингов и уличных столкновений коренных жителей с выходцами из республик Кавказа в городах России, последовавших за убийством в Москве футбольного болельщика Егора Свиридова, показали, что каждая из противоборствующих сторон предлагала свою интерпретацию конфликта и была не готова к диалогу.

Осмысление итогов политики мультикультурализма в Германии, Швейцарии, Великобританиии, Франции позволило политическим деятелям этих стран сделать заявления о том, что она не дала ожидаемых результатов. Интеграция в общество некоренных этнических общностей происходит слабо. Они стараются сохранить приверженность традиционным ценностям, замыкаются преимущественно в своей среде и не стремятся принимать европейские ценности.

Проблема толерантности в биологическом организме имеет значение при пересадке органов тканей, которые либо принимаются организмом, либо отторгаются. В биологическом организме (в том числе и человеческом) предусмотрены механизмы, обусловливающие защиту организма от патологических изменений, адаптацию к некоторым видоизменениям. Так, система кровообращения представлена эритроцитам, отвечающими за доступ и перенос кислорода в организме, лейкоцитами, которые отвечают за оборону и защиту организма, и тромбоцитами, регулирующими процесс свертывания крови.

Используя метод аналогии, следует отметить, что если природа позаботилась об обеспечении механизма адаптации и защиты биологического организма, уместно предположить, что общество обязано использовать присущие ему способы социального регулирования для обеспечения порядка, равновесия и устойчивого развития. К таковым, на наш взгляд следует отнести: поддержание территориальной целостности, соблюдение правовых норм, регулирующих отношения людей, социальных групп, функционирование социальных институтов. В противном случае может произойти заражение и гибель социального организма.

Белякова М.В., Васькина А.О., Лемзякова А.Ю.,

Одинцова В.Н., студентки ПГУВК

Мы часто слышим одно слово – «толерантность«? Люди в России безусловно знают о существовании такого термина. Но существует ли толерантность на деле, а не на словах? EduSmi выясняет.

Для начала, стоит все же назвать точное определение данного слова, которое, ох как, красиво звучит. Элементарно, обратимся к Википедии.

Помимо социологического термина, есть еще и медицинский, считающийся первоначальным определением:

Уже сразу после прочтения всего вышеперечисленного понимаешь, что нет, в России этого нет. Вы можете со мной поспорить, что будет вполне логичным. Но давайте же обратимся к самому свежему примеру, с которым я столкнулась не так давно, читая ленту своих новостей.

Журналистка Сирин Кейл обратилась к российским подросткам для того, чтобы узнать, как обстоят дела с нетрадиционной сексуальной ориентацией в России, узнать истории их жизни. Количество писем и их содержание поразили не только Сирин. Молодые, но уже не такие, как все.

Как оказалось, в России идти против так называемой системы просто невозможно. Именно это не дает подросткам чувствовать себя полноценными личностями в нашем обществе. Молодые, но уже не такие как все. А все почему? ПОТОМУ ЧТО ОНИ ЖИВУТ НЕ ТАК, КАК МЫ, выбирают не тех партнеров, которые нужны? И что же, где соблюдение термина? Выходит, что это лишь пустые слова…

Наверное, вы решите, что я просто сторонница этого движения, поэтому решила устроить такой вот выпад по теме. Но нет. Нетерпимость к выбору другого человека – вполне нормальное явление для нашей страны, особенно, если брать города, отдаленные от центра, где не все люди могут что-то прояснить в своей голове при помощи интернета.

На будущее UzPFZ2ajyXg


В 90–х годах нетерпимость имеет прямое отношение к политике и рассматривается как угроза миру и безопасности. Поэтому правозащитники выступают с позиции трактовки толерантности, прежде всего, как преодоления всех форм расизма и расовой дискриминации. Юрий Джибладзе, президент Центра развития демократии и прав человека, считает, что такой подход к толерантности вовсе не означает игнорирования других форм нетерпимости. Просто в дискриминации, основанной на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, нетерпимость в современном обществе выражается наиболее ярко.

Говоря о толерантности, нужно помнить, что толерантность – не терпимое отношение к несправедливости, не отказ от своих в угоду чужих интересов, не снисхождение или потворство, а активное отношение, признание и уважение прав и свобод как отдельных личностей, так и целых государств.

1. Артур Ребер. Большой толковый психологический словарь. М., 2001. Т.2.

2. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. Мн., 1998.

3. Российская ментальность // Вопросы философии. 1994. № 1. С.25-53.

4. Социальное согласие и толерантность в современном мире. М., 2002.

5. Толерантность – качество не врожденное // Полярная правда. – 2006. – 18 октября.

Читайте также: