Мозаика это в древней руси кратко

Обновлено: 05.07.2024

Что же такое техника «русской мозаики, в чем ее отличие от всех прочих техник мозаики?

Русская мозаика отличается от флорентийской мозаики тем, что она выполняется не только на плоском основании, но и на криволинейных поверхностях (сферических, цилиндрических и т.д.). Они находят широкое применение при украшении не только небольших изделий камнерезного искусства (шкатулок, столешниц, письменных приборов и т.п.), но и для декоративной отделки помещений.

Существуют две основные школы объемной мозаики – Петербургская и Уральская (Екатеринбургская). Оба центра опираются на давние, ещё дореволюционные, традиции камнерезного искусства.

Малахитовый зал Эрмитажа — это, пожалуй, самое известное архитектурное создание из малахита. На его отделку пошло 25 пудов камня. Колонны зала, и особенно малахитовые камины, представляют собой удивительные примеры русской мозаики. Узор подобран настолько мастерски, что создается впечатление, будто камин вырезан из единого куска камня.

Один из шедевров мозаичного камнерезного искусства России — карта Советского Союза колоссальных размеров, созданная из цветных камней и самоцветов в технике русской и флорентийской мозаики, помещенная в Эрмитаже. Площадь карты 22,5 кв. м, масштаб 1: 1 500 000. Прекрасно подобраны различные виды зеленых яшм для бескрайних равнин страны, желтых и коричневых — для гор, белый опал означал вечные снега, светло-зеленый амазонит — оазисы в пустынях, лазурит — моря и океаны, а из родонита выложена лента государственной границы. Карта была сделана мастерами Екатеринбурга, над ней работали 11 месяцев. Мозаичная геологическая карта СССР из цветных камней украшает вестибюль РГГРУ (Москва), а мозаичная карта Камчатки из коллекции С.М. Миронова хранится в ГГМ им. В.И. Вернадского

В зависимости от строения малахитовых кусков узор в изделиях подбирался пятью основными типами наборов:

В ходе большого опыта работы с малахитом было выработано несколько технологических видов мозаики. Они отличаются технологическими приемами работы с камнем и связующими материалами.

Первый — простейший тип — поле выложено крупными многоугольными прямыми плитками, не подогнанными ни по рисунку, ни по цвету. Швы между ними откровенно — обнажены, словно рама в витраже. Такая мозаика имитирует грубую брекчию. Нельзя назвать ее самой ранней формой, поскольку с ней может соседствовать и более совершенная технология. Такой тип мозаики мог быть лишь на основе богатой сырьевой базы и выйти из мастерских, не знавших недостатка в камне высокого качества.

Второй тип мозаики характеризует более тонкое восприятие рисунка малахита, хотя различие его с первым невелико. Все приемы здесь те же, но одна-две стороны каждой плитки скруглены. Грубое присутствие швов в сочетании с округлыми и многоугольными формами делает мозаику похожей на более сложные брекчии, а порой и на конгломераты.

Третий тип, называемый швом Жоффрио. Самый исключительный тип малахитовой мозаики. Он изобретен в 1847 году Леопольдом Жоффрио, архитектором из Флоренции. Мозаика целиком исходит из выразительности камня и преследует цель создать полную иллюзию монолита, шва в ней не видно. Задача решена остроумным и простым способом: края плотных и крупных плиток обработаны на специальном приспособлении, где им придан вторящий рисунку малахита волнистый профиль. Профили одинаковы, и это позволяет плотно уложить плитки к плиткам, обрабатывая кромку под небольшим углом внутрь, чтобы была плотная стыковка, и клей не выходил в швы. Примеры таких мозаик очень редки.

Первые три типа мозаики, показанные выше, рождены в условиях идеального снабжения мастерских сырьем. Появление четвертого типа могло возникнуть или из-за острого дефицита сырья хорошего качества или из-за желания украсить сложные криволинейные поверхности. В основе этого типа мозаики лежит ни сколько камень, сколько мастика, составленная из толченого камня. Ею сплошь покрывают декорируемое поле, а затем утапливают в нее бесформенные плитки с рванными обломанными или изрезанными самой природой краями. Хаотичность, с какой они разбросаны в мастике, придает особую живописность такому покрову. Именно за этой мозаикой упрочилось имя рытый бархат. Применялась такая технология чаще всего в отделке служебных частей плинтов, пьедесталов, тумб и сложных объемных тел.

Пятый тип малахитовой мозаики — чуть усложненный четвертый. Разница в том, что здесь в бесформенные пластинки, утопленные в мастику, в саму мастику врезаются. Они

Небольшие - до семи-восьми миллиметров в диаметре, круглые высверлки малахита высшего качества. Нередко их вырезают из глазков — сферолитов. Иногда такие кружки помещают в вершинах лучистых пучков радиально-лучистого малахита. Разбросанные там и тут, они придают непритязательному набору вид высокосортного камня. Сотни килограммов низкосортного некондиционного сырья послужили материалом этих великолепных импровизаций на тему рытого бархата.

Технология укладки малахита на вазу

Как упоминалось выше, малахит редко встречается крупными кусками. В настоящее время уже практически нельзя найти уральский малахит. Поставщиком хорошего малахита является Заир, и камень достаточно дорог.


Моза́ика (фр. mosaïque , итал. mosaico от лат. (opus) musivum(произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Содержание

История



Древний Восток

История мозаики восходит ко 2 пол. 4 тысячелетия до н. э. — времени, которым датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии: Урука, Ура, Эриду.

К 8 в. до н. э. относят ранние примеры применения техники мозаики из необработанной гальки, составившей один из этапов в развитии мозаичных техник и на своем излете пренебрежительно называвшейся римлянами opus barbaricum. При раскопках открыты орнаментированные галечные полы Алтын-тепе (вост. Анатолия) и дворца в Арслан-таше (Ассирия), однако самым богатым памятником являются галечные мозаики Гордиона (Анатолия). [1]



Античность



Первые античные мозаики из необработанной гальки найдены в Коринфе и датированы кон. 5 в. до н. э. Это контурные изображения людей, животных, мифологических существ, декорированные геометрическим и растительным орнаментом, выполненные обычно белым по черному, стилистически близкие краснофигурной вазописи. Подобные образцы 4 в. до н. э. найдены также в Олинфе, Сикионе, Эретрии. Важный шаг к реалистичности был сделан в мозаиках Пеллы (кон. 4 в. до н. э.)

Расцвет античной мозаики приходится на эпоху эллинизма, когда появляется техника подколки камешков и становится доступным цветное стекло, что позволяло достигать живописной реалистичности изображений и использовать практически неограниченную цветовую гамму. Древнейшим памятником, где была использована техника подколки или тесселирования, считаются мозаики сицилийского города Моргантина (3в. до н. э.).

В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла — смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки.

Ранние христиане и Византия





Высочайшим расцветом мозаического искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утончённой, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится по преимуществу золотым.

Средневековая Европа



Рококо

В качестве материала для мозаики стали широко применяться раковины морских моллюсков. Такими мозаиками украшали интерьеры. В Европе в этот период получила распространение мода на мозаики из бисера. Бисер вкладывали по воску на бумагу, картон, пользуясь схемами для вышивки крестом. Подобных работ сохранилось очень мало. В Германии с этим материалом в 1750—1770 гг. работала мануфактура ван Зелова, впоследствии секрет технологии был утерян. Декорировались как плоские детали мебели, например столешницы, так и объёмные предметы: бутыли, фигурки птиц. Большинство изделий этой мануфактура находятся в музеях Германии. Есть один столик производства этой мануфактуры в Музее-заповеднике Архангельское.

Ислам



Образцы мозаичных стен внутри дома богатого сарта. В окрестностях Самарканда.
Фото С. Прокудина-Горского (1905—1915)

Мозаика очень широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока. Дворец шекинских ханов является выдающимся произведением средневековой архитектуры Азербайджана. Если не было бы других древних сооружений Азербайджана, то было бы достаточным показать всему миру только Дворец шекинских ханов.

Дворец шекинских ханов, считающийся одним из ценных памятников архитектуры XVIII века Азербайджана был построен в 1762 году Гусейханом. Дворец, в свое время входивший в комплекс дворцовых сооружений и служивший резиденцией шекинских ханов, представляет собой двухэтажное здание. Фасад дворца представляет собой подъемные решетчатые рамы с набором шебеке — разноветными мелкими стеклами. Многоцветный рисунок шебеке красочно дополняет росписи, покрывающие стены дворца.

Мозаика в России

Древнерусские мозаики

На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия).

Мозаика в России Нового времени

Возрождением мозаики в России занимался М. В. Ломоносов. Однако, мозаичное дело Ломоносова не получило продолжения по смерти своего создателя. Искусство мозаики было вновь забыто.

Поэтому, в 1840-е годы, когда стал вопрос о переводе живописных икон для Исаакиевского собора в мозаику, русскому правительству пришлось командировать выпускников Императорской Академии художеств в Рим — учиться у мастеров Студии мозаики Ватикана. С другой стороны, из Рима в Петербург для организации производства смальт были приглашены технологи-стекловары.

В 1851 году русские студенты вернулись на родину, к этому же времени здесь итальянцами уже было организовано для них производство смальты. Этот год считается датой открытия Мозаичной мастерской Императорской Академии художеств.

Хотя мастерская была организована специально для создания мозаик Исаакия, что продлилось 66 лет и так и не было завершено из-за революционных событий, она выполняла и другие заказы: мозаики для иконостаса Собора Спаса на Крови в Петербурге, иконостаса собора Спаса на Водах, орнаментальные мозаики Храма Христа Спасителя в Москве, мозаичные портреты членов царской семьи и частные заказы.



Поскольку этот опыт Академией принят не был, А. А. Фролов открывает собственную студию, которая, уже при его брате В. А. Фролове, становится самой успешной студией мозаики дореволюционной России, а впоследствии полагает основы советского мозаичного искусства. [2]

Мозаика и народное искусство

Современное искусство



Мозаика племени Уичоли (Huichol)



В настоящее время развивается такой вид автохтонного искусства как мозаика племени учоли. Она представляет собой редкую разновидность мозаики по применяемому материалу — в этой технике для укладке применяется бисер.

Есть примеры другой укладки бисера — отверстием вверх.

Техника

Способы укладки

При прямом наборе элементы мозаики вдавливаются в грунт. При обратном наборе мозаика собирается на картоне или ткани, потом переносится на загрунтованную поверхность.

Укладка мозаики: техника похожа на укладку плитки, клей и затирочный раствор для мозаичных швов доступны в каждом строительном супермаркете.

Основание исследуется на прочность, выявляются все дефекты — трещины, каверны, гравийные гнезда, арматура или другие инородные предметы, не включенные в проект, а также проблемные области, например, масляные пятна, рыхлое или недостаточно прочное основание, пустоты. Основание должно быть крепким, несущим, сухим, а также ровным и очищенным от средств, уменьшающих сцепление (например, добавок, уменьшающих адгезию и облегчающих демонтаж опалубки), без следов цементного молока, пыли, грязи, остатков краски, стертой резины и т. п. При необходимости провести механическую очистку основания, например, путем пескоструйной обработки. Перед началом укладки мозаики визуально поверхность должна быть ровной, без наплывов, ямок и трещин, а также сухой и прогрунтованной.

Укладка мозаики на бумаге

Укладка начинается с нанесения на подготовленную поверхность клея, после чего он равномерно распределяется по всей поверхности. В большинстве случаев рекомендуется применять клеевые составы на латексной основе. Мозаика клеится обратной к бумаге стороной. Укладка должна быть аккуратной, поэтому расстояние между листами должно соответствовать расстоянию между плитками, излишнее давление недопустимо. По окончании укладки листы необходимо закрепить легкими ударами площадки с резиновым основанием. Через сутки бумагу можно удалить — смоченная влажной губкой, она отстаёт. Перед затиркой швов мозаичную поверхность необходимо очистить от остатков бумаги и клея, после чего затирку можно выполнить при помощи резиновой тёрки. Для затирки швов целесообразно использовать состав, который рекомендуется производителем мозаики. Когда затирка завершена, можно выполнить очистку мозаики и отполировать мозаичную поверхность.

Укладка мозаики на сетке

В отличие от мозаики на бумажных листах, мозаика, наклеенная на сетку, клеится лицевой поверхностью вверх. Для технологии её укладки характерно то, что после высыхания клея можно приступать сразу же к затирке швов. [3] .

Материалы



В качестве мозаичных материалов используются традиционные смальта и природный камень, а также стеклянные смеси, керамика, керамогранит, металл. Классическое исполнение мозаики из смальты остаётся изысканным вариантом оформления декоративных панно. Камень используется, в основном, для создания напольных изображений; металл — для придания интерьеру некоего футуристического намёка [источник не указан 593 дня] ; керамогранит — для отделки зданий общественного назначения. Стеклянная и керамическая мозаика являются самыми популярными отделочными материалами из-за их высоких технических характеристик, доступности, многообразия (могут быть самых разных цветов и размеров), художественного потенциала [источник не указан 593 дня] .

Стеклянная мозаика, помимо артпокрытия, является также прикладным средством искусства [источник не указан 593 дня] . Её художественные возможности велики: она позволяет создать декоративное изображение от простого рисунка (узора, ковра, растяжки, одиночного элемента отделки для создания акцента в интерьере) до сложной композиции и произведения живописи [источник не указан 593 дня] .

Стеклянная мозаика применяется для облицовки самых различных объектов. Сплав функциональных и эстетических свойств этого материала (высокая пластичность, нулевой коэффициент водопоглощения, жаропрочность и морозостойкость, прочность, неприхотливость, устойчивость к химикатам и воздействию солнечных лучей, независимость от погодных условий, неподверженность влиянию микроорганизмов и бактерий, разнообразие цветовых решений, дополнительные дизайнерские возможности) подходит для сооружений, связанных с водой: бассейнов, прудов, водопадов, фонтанов, ванных, кухонь, саун, а также каминов, фасадов зданий.

На базе Украинского института Высокомолекулярных соединений была разработана Мозаика полиэфирная с неограниченной цветовой гаммой, разнообразием форм и высокой стойкостью к природным и другим факторам влияния [источник не указан 593 дня] .

Живопись русского Средневековья - фреска, мозаика, икона - вызывают неизменный интерес у искусствоведов и ученых всего мира.
Древнерусская монументальная живопись (фреска и мозаика) появились во времена Киевской Руси при князьях Владимире (980-1015 гг.) и Ярославе Мудром (1019 - 1054гг.). До княжения Владимира Русь была языческой и поклонялась многим божествам. Этот князь крестил Киев и большую часть Руси, приняв христианство от Византии. Новая религия утвердила единого Бога и на многие века определила облик русской истории и культуры.
На протяжении столетий русские мастера перенимали тонкое искусство "греков" (так называли византийцев, потому что они разговаривали на греческом языке).
Мозаика - монументальный вид живописи, где изображение формируется посредством компоновки набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Смальта - небольшие кусочки цветного непрозрачного стекла. Она хорошо отражает свет, сохраняет свою яркость на протяжении многих столетий.
Для украшения киевских церквей мозаикой была построена мастерская, где изготовляли смальту. Кубики смальты окрашивались в разные цвета. Так ученые насчитали в мозаиках собора Святой Софии 177 оттенков!
В технике мозаики, как наиболее дорогой и сложной, выполнялись композиции в куполе и апсиде.
Остальные части храма расписывались фресками.
Фреска - вид монументальной живописи, роспись водяными красками по сырой штукатурке. Фрески наиболее подвержены разрушению светом в отличие от мозаики. Так же фрески теряют первоначальный вид при появлении со временем трещин на штукатурке.
Некоторые фрески сохранились до наших дней. Чтобы фреска дольше не выцветала, не темнела и не портилась от сырости, существовали специальные рецепты, которые передавались от мастера к ученику из поколения в поколение и держались в строжайшей тайне.
Масляной живописи русское Средневековье не знало.

Собор Святой Софии в Киеве - древнейший памятник, который сохранил монументальную живопись домонгольской Руси.
В зените центрального купола Святой Софии Киевской, в медальоне,- огромное поясное изображение Христа-Вседержителя. Вокруг медальона были расположены четыре архангела. Сохранилась лишь одна мозаичная фигура в голубом одеянии, а три остальные дописаны маслом в 1884 году М. А. Врубелем.




Из двенадцати изображений апостолов в рост, помещенных в простенках светового барабана, уцелела только верхняя часть мозаичной фигуры Павла. Ниже, на сферических парусах, поддерживающих центральный купол собора София Киевская,- четыре евангелиста (полностью сохранилось лишь изображение Марка). На подпружных арках уцелело пятнадцать мозаичных медальонов с изображениями мучеников. На двух столбах восточной арки размещена мозаичная сцена "Благовещение": слева - архангел Гавриил, справа - дева Мария.

Архангел Гавриил


Дева Мария
Замечательный ансамбль мозаик украшает главный алтарь Храма Софии Киевской. Взгляд входящего в собор приковывает величественная монументальная фигура молящейся богоматери - Оранты (премудрость божия), размещенная в своде алтаря. Сочетание синего цвета ее одеяния и теплого золотого фона является основным принципом колористического замысла живописного убранства собора.



В среднем ярусе апсиды Софийского Собора широко развернута многофигурная композиция "Евхаристия" (причащение).




Нижний ярус апсиды Святой Софии Киевской занимают изображения "отцов церкви" — святителей и архидиаконов (мозаика уцелела только в верхней части фигур).


Убранство главного алтаря собора София Киевская является высоким образцом синтеза архитектуры и живописи, что вообще характерно для всего древнего интерьера Софии Киевской. Сцены и персонажи, набранные мозаикой,- это символы, раскрывающие основные положения христианского вероучения. Они воспринимаются как своеобразный эпиграф к последующему живописному рассказу, изложенному в технике фрески. На сценах трансепта (главного поперечного членения храма) расположены евангельские сцены повествовательного характера, из которых лучше других сохранились "Распятие", "Сошествие Христа во ад", "Явление Христа женам-мироносицам", а также сцена "Сошествие святого духа", замечательная по композиции, своеобразной манере письма и мягкому колористическому решению.


фреска "Сошествие Христа в ад" ("Сошествие в ад"). Трансепт. Северная сторона София Киевская
Главной светской композицией собора София Киевская был групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, написанный на трех стенах центрального нефа, против главного алтаря. Он представлял собой парадный выход князя, его жены Ирины, дочерей — будущих королев Франции, Норвегии, Венгрии — и сыновей, ставших известными политическими деятелями Древнерусского государства второй половины XI века. Сам Ярослав Мудрый был изображен с макетом заложенной им Софии Киевской. От этой огромной композиции частично уцелели только портреты сыновей и дочерей князя.


Фрагмент фрески "Семья Ярослава Мудрого"
Значительное место в живописном убранстве Храма София Киевская занимают орнаменты, которые украшают оконные и дверные проемы, обрамляют отдельные фресковые и мозаичные композиции, подчеркивают основные архитектурные линии интерьера. Чаще всего они имеют растительный характер и состоят из стилизованных пальметок, побегов лозы, завитков и почек. Реже встречаются геометрические орнаментальные построения. Нарядные и красочные, орнаменты также вносят светское начало в общую систему росписей Софии Киевской




После принятия христианства мозаика в храмах Древней Руси не получила широкого распространения по причине большой стоимости материала. Технологией изготовления смальты мастера еще не владели, а из-за моря везти ее было слишком дорого. Первые мозаики на Руси появились при оформлении Софийского собора и других храмов в древнем Киеве. Распространение они получили благодаря приглашенным из Византии умельцам.

Но, перенимая их опыт, русские мастера оставили шедевры, которые не уступали, а то и превосходили по художественной ценности творения византийских виртуозов этого дела. Собор Святой Софии в Киеве возведенный в XI в, тому подтверждение. Его мозаичные панно характеризуются непревзойденным колоритом. Их палитра состоит из 177 цветов и оттенков:

  • 21 градация синего,
  • 25 – золота,
  • 9 – серебра.

Для русских мастеров средних веков цвет был одним из главных средств художественной выразительности.

1mosaika.jpg

В Киевской Софии мозаики расположены в основном в алтарной части и в подкупольном пространстве храма. Они художественно выделяют центральную часть храма, где проходят богослужения.

Эпоха Просвещения

В изобразительном искусстве Михаил Васильевич предпочел мозаику, возродив древнерусские ее корни и став основоположником этого жанра в современной интерпретации. Именно он изобрел рецептуру изготовления цветных непрозрачных стекол, соединив свои познания в химии и мастерство художника, и именно он организовал производство смальты и склеивающего раствора, которые стали широко применяться в мозаичных работах монументально-прикладного искусства в России.

В средине 1750-х, бывая частым гостем в доме графа Воронцова, Михаил Васильевич как-то заинтересовался несколькими мозаичными картинами, которые тот привез для своей коллекции из Италии. Одна из работ, собранная неизвестным автором из оригинала картины Гвидо Рени, выделялась среди других поразительно богатой красочной палитрой. Ломоносов был заинтригован искусным творением итальянского мастера, доведшего свою смальтовую палитру до неимоверного количества оттенков. Это позволило итальянцу мастерски скопировать масляную живопись.

Ученый тут же загорелся идеей создать нечто подобное и возродить в России жанр, весьма популярный еще во времена Киевской Руси. И при том не только возродить, а и создать для этого новый материал. И так как технология изготовления смальты хранилась итальянскими мастерами в строжайшей тайне, Ломоносов во что бы то ни стало решил разгадать этот секрет.

Грандиознейшая мозаика (309,764 квадратных метра), воплощенная в декоративном стиле, собрана из миллиона тридцати тысяч кубиков смальты, толщиной до 6 миллиметров и длиной 5 сантиметров. Создавал ее Ломоносов с семью помощниками на протяжении почти двух лет.

2mosaika.jpg

За свою жизнь Михаил Васильевич создал около сорока мозаичных картин, большая часть из которых составляют портреты. До нашего времени дошло двадцать три его работы. Любопытства ради можно даже сравнить нелепые первоначальные произведения Ломоносова со зрелыми его работами. Колоссальный прогресс. Не правда ли? А еще сложнее поверить в то, что время их создания разделяет всего четыре года.

3mosaika.jpg

Все это лишний раз является свидетельством того, что человеческий талант, как правило, всегда разносторонний, и развивать его можно во все направления, было бы желание и цель.

Многогранным был и талант русского поэта Михаила Лермонтова, который оставил после себя не только бессмертное литературное наследие, а и немало живописных и графических произведений.

Храмовая мозаика в XIX в

Мозаики Исаакиевского собора

В 1881 г. при оформлении внутреннего убранства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге живописные иконы и фрески было решено постепенно заменить мозаичными, для их лучшей сохранности в местном сыром климате, так как невозможно поддерживать летом и зимой постоянные температуру и влажность - главное условие сохранности живописного убранства.

Мозаичные работы в Исаакиевском соборе начались в 1851 году и велись до 1914 года. Перед художниками стояла задача максимально точно воспроизвести живописный оригинал.

Смальта формировалась в прямоугольные плитки, которые раскалывали на небольшие квадратные и прямоугольные куски. Камушки плотно укладывали, подбирая их по размеру и цвету, затем тонировали швы восковыми красками и полировали.

Считалось, что выполнять такую работу, точно повторяя оригинал, мог только дипломированный художник. По сути, это была не копия, а самостоятельное произведение, требовавшее высокого дарования, такая работа была очень трудоемкой, дорогостоящей и отнимала много сил и времени.

4mosaika.jpg

Апостол Петр, Исаакиевский Собор

В европейском искусстве середины XIX века определился приоритет римской техники изготовления мозаики. Суть ее в том, что набор мелких цветных кусочков смальты правильной геометрической формы на гипсовом грунте наносится на твердое основание. Это особенно удобно при изготовлении мозаичных копий с живописных произведений, так как позволяет максимально приблизить мозаичные картины к живописным.

Бетонную плиту, окантованную металлической рамой, покрывали гипсом, и на ее поверхность переносились контуры оригинала. Постепенно удаляли гипс, укрепляли смальту на мастике. Кусочки смальты плотно подгонялись один к одному, затем мозаику переворачивали, очищали от мастики и заливали цементом. Швы тонировались цветным воском, а лицевая поверхность шлифовалась и полировалась.

5mosaika.jpg

6mosaika.jpg

Художественное убранство Исаакиевского собора, состоит из 62 мозаик общей площадью 592 кв. метров, в работе было использовано около 12000 оттенков смальты и в общей сложности она длилась 66 лет.

Реалистичность изображения достигалось это за счет мелкого модуля, тончайших цветовых и тоновых переходов и колерованного мастикой шва между модулями. По окончанию набора, мозаичные панно шлифовалось и полировались до зеркального блеска.

В стенах этой же мастерской за короткий срок была создана вся мозаичная отделка храма Спаса-на-Крови.

История создания Спаса на крови

В самом центре Петербурга, на набережной канала Грибоедова, привлекает внимание своим нарядным, многоцветным обликом храм Воскресения Христова (Спас на крови). Построенный на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II, собор является мемориалом Царю-Освободителю.

7mosaika.jpg

Будучи одним из выдающихся государственных деятелей России, Александр II провел в стране масштабные преобразования, главным из которых стала отмена крепостного права.

Сначала на том месте, где убили императора, поставили памятный знак. Его днем и ночью охранял часовой. Потом, в апреле 1881 года, у решетки Летнего сада соорудили часовню. Она была деревянной, с претензиями на грациозность, сделанной в виде павильона, а на крыше стоял небольшой позолоченный купол с крестом.

Но император Александр III, наследник погибшего царя, заявил, что часовни недостаточно, и именно на этом месте нужно возвести настоящий собор. Поэтому и построили церковь на набережной, что было очень необычным расположением. Новый император также захотел, чтобы храм в память его отца напоминал как о его гибели, так и вызывал чувство надежды и восхищения величием государства. И он объявил конкурс на лучший проект сразу же после убийства, пока строилась часовня.

Ему также понравилось предложение сделать мемориальную церковь такой, чтобы она напоминала собор Василия Блаженного в Москве. Решили не просто построить церковь, а настоящий комплекс из храма, музея, башен и часовен. Строили собор очень долго, чуть ли не четверть века, и освятили только в следующем столетии – в 1907 году, хотя планировалось, что все будет завершено к 1890 году.

8mosaika.jpg

Мозаичные композиции Спаса на Крови представляют большую художественную ценность, также их масштабность поражает всякое воображение. Мозаикой снаружи выложено 400 м2 фасадов, внутри ею оформлено 7065 м2. 40 мастеров-мозаичистов, не считая подмастерьев трудились над созданием мозаик храма. По площади мозаичного убранства Спас на Крови занимает 1-е место среди православных сооружений в России и является одним из крупнейших в Европе.

Внутри храм выглядит как сказочная шкатулка. Мозаика чудесным образом вписывается в святые интерьеры Спаса на Крови, внутри собора она покрывает сплошным полотном все стены, столбы и своды храма.

9mosaika.jpg

В начале ХХ века работы были закончены. Если мозаика Исаакиевского собора создавалась на масляной живописи, то в Спасе на Крови упор делался на их изготовление в смальте.

Поразительно, но тут нет ни одной живой живописи. Красивейшие мозаичные шедевры – огромнейшая заслуга архитектора Парланда. После окончания набора мозаики не шлифовались, как это было в Исаакиевском соборе, поэтому неровность мозаичного полотна создает особую игру света.

Так, явились миру большие шедевры, обладающие различными характеристиками, однако в этом вся прелесть, магия и сила. Дополняя друг друга, они создают гармоничный и целостный ансамбль внутреннего убранства храма Спаса на Крови.

Советский период в искусстве мозаики

Мозаичные панно советского периода – это своего рода визитная карточка государства. Это повседневность в искусстве и искусство повседневности. Творения мастеров мозаики насквозь пропитаны духом времени. Причиной тому – течение социалистического реализма в искусстве СССР, которое полностью подчинялось законам правящей партии и соответствовало задачам социалистического строя. Преимущественно мозаичные сюжеты социалистического реализма изображают героев труда, воинов-освободителей, космонавтов, спортсменов, пионеров и колхозников.

Обычно под советской мозаикой понимают работы, изготовленные после 1930-х годов. Однако история советской мозаики началась гораздо раньше. Этот вид искусства, действительно, не был очень распространен – отчасти потому, что навевал гражданам страны ненужные ассоциации с украшением храмов, отчасти – потому, что требовал от только встающих на ноги Советов больших ресурсов: экономических, временных, человеческих.

Однако уже к 1925 году стараниями Владимира Александровича Фролова – потомственного мозаичиста, руководителя мозаичной мастерской Академии художеств в Ленинграде – на фасаде Киевского вокзала в Москве появились два герба СССР, выполненных в этой технике. По сути, с этой даты и можно вести отсчет истории советской мозаики.

Ну а после того, как мастерская Фролова в 1929-30 гг. оформила мозаикой из пурпурной смальты мавзолей В.И. Ленина, этот вид искусства начал набирать популярность.

Когда началось строительство станций московского метро, мозаика оказалась тем самым искусством, которое идеально подчеркнуло героику тех лет, мощь Советского Союза, радость советского человека. Сотрудничество с художником Александром Дейнекой позволило создать знаковые интерьеры, которые стали узнаваемым символом культуры и истории СССР.

10mosaika.jpg

В послевоенные годы количество мозаик возросло в разы. Большое количество панно, созданных в 50-60-е годы воспевали героический подвиг советских людей, завоевавших победу в Великой Отечественной войне.

Ближе к 1970-м годам мозаика красовалась уже в зданиях разного назначения, холлах школ и училищ, дополняла фасады зданий. Были построены и заводы, производящую смальту для мозаик. Интересно, что помимо традиционных героев – космонавтов и ученых, пионеров и спортсменов, – использовались и достаточно абстрактные изображения, которые во многом предвосхитили появление новых течений в искусстве.

После распада Союза, к сожалению, часть мозаик начали сознательно уничтожать, чтобы стереть воспоминания о советском строе. Часть просто оставили без внимания, и постепенно они разрушаются, переставая напоминать нам о добром мире, где человек стремился к новым победам над самим собой…

А пока взглянем еще раз на некоторые образцы этого искусства, которое – нет, не умирает, но все же из массовых уходит в камерные формы.

11mosaika.jpg

Разноцветные панно можно и сейчас встретить во всех странах бывшего Советского Союза: на фасадах жилых домов, магазинов и школ, на обычных пригородных остановках и на станциях метрополитена, в декоре санаториев и домов отдыха, а также в холлах гостиниц советских времен, научных институтов и даже больниц. Это не только вековые произведения искусства, но и напоминание об истории, жизни людей того времени, их идеалах, стремлениях и образе мыслей.

Читайте также: