Мотив пустоты в романе господа головлевы кратко

Обновлено: 08.07.2024

Степень воздействия творчества Михаила Евграфовича Салтыкова – Щедрина на общественное сознание и духовное состояние русского общества второй половины XIX - начала XX века. Он как духовный учитель многих писателей нового века.

Рубрика Литература
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 19.07.2007
Размер файла 50,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1 см.: Потебня А.А. О некоторых символиках в славянской народной поэзии. Харьков, 1914.с.24.

2 Топоров В.Н. К происхождению некоторых поэтических символов // Ранние формы искусства. М., 1972.с.93.

Глава 4. Обреченность дворянства, духовное вырождение.

Щедрин с замечательной художественной принципиальностью воплощает в головлевской семье черты исторической обреченности

Изображая окаменелую мертвенность головлевского существования, Салтыков широко использует образы мрака, холода, ночи. Так, процесс замирания жизни и наступления гнетущей ночной тишины в Погорелке представлен с какой-то особенно слышимой угасающей интонацией: «Есть что-то тяжелое, удручающие в бессонной деревенской ночи Часов с девяти или много-много с десяти жизнь словно прекращается, и наступает тишина, наводящая страх. И делать нечего, да и свечей жаль - поневоле приходится лечь спать. Афимьюшка, как только сняли со стола самовар, по привычке, приобретенный еще при крепостном праве, постелила войлок поперек двери, ведущей в барынину спальню;

Все эти упоминания о неподвижности, окаменении, сне усиливают впечатление мертвенности и указывают на отсутствие живого, что имело бы перспективу будущего, могло бы изменяться и обновляться. Используемые Салтыковым образы, находящиеся в прямом родстве с представлениями о смерти и хаосе, символизирует не только разрушение и гибель, но нравственную пустоту головлевского существования, характеризующегося неподвижностью и косностью, отсутствием каких - либо живых движений.

1 Эльсберг Я. Салтыков - Щедрин. Жизнь и творчество. М.,1953.с.392.

Главный символ (пустота) включает образно - семантический ряд: гроб, прах, рой теней, Головлево. Этот ряд развертывается в мотивы символического значения - лицемерие, притворство, - свидетельства духовного вырождения и следующих одна за другой смертей героев.

1 Прозоров В.В. Салтыков - Щедрин книга для учителя М., 1988.с.114

Салтыков - Щедрин изображает не только экономический распад усадебного мира, но и разложение его культуры, которое начинается с растления семейных и человеческих отношений.

Образ - символ духовно - душевной пустоты героев произведения связан с развивающимися рядом и параллельно образами теней и гроба, которые усиливают впечатление ирреальности происходящего в доме Головлевых. Это исчерпывающая характеристика бесчеловечной жизни головлевских помещиков, жизни- призрака.

Изображая окаменелую мертвенность головлевского существования, Салтыков широко использует образы мрака, холода,

ночи, усиливающие впечатление мертвенности и указывающие на отсутствие живого, то есть перспективы будущего.

Переворот в душе Порфирия Головлева (собирательный образ всего дурного в человеческой душе ) возможен, ибо, по Щедрину, надежда на перерождение дана всем. Работа Совести превращает

главный персонаж романа из Иудушки в Порфирия Владимировича, делающего последний шаг, ведущий к нравственному возрождению- признанию им собственных грехов и вины, то есть к Покаянию.

Список литературы

1 Бушмин А.С. М.Е Салтыков - Щедрин. Ленинград 1970.

2 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка:

В 4 т. М., 1987.т.1,2.

3 Кривонос В.Ш. Роман М.Е. Салтыкова- Щедрина «Господа

журналов . Межвузовский сборник научных трудов. Иваново

4 Кирпотин В.Я М.Е. Салтыков - Щедрин . Жизнь и творчество.

5 М.Е. Салтыков - Щедрин в воспоминаниях современников: В

6 Николаев Д.П. М.Е. Салтыков - Щедрин : Жизнь и творчество.

7 Николаев Д.П. Салтыков - Щедрин и реалистический гротеск.

8 Павлова И.Б. Художественное собрание романов Салтыкова-

9 Покусаев Е.И. Революционная сатира Салтыкова - Щедрина

11 Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной

Поэзии Харьков, 1914.

12 Прозоров Д.П. Произведения М.Е. Салтыкова - Щедрина в

школьном изучении. Л., 1979.

13 Прозоров В.В. Салтыков - Щедрин Книга для учителя М., 1988.

14 Салтыков - Щедрин М.Е. Собрание сочинений: В 20 т. М.,

15 Топоров В.Н. происхождению некоторых поэтических символов

// Ранние формы искусства . М., 1972.

16 Тюнькин К. Салтыков - Щедрин . Жизнь замечательных людей

Серия биография . М., 1989.

17 Щукин В.Г. Поэзия усадьбы и проза трущоб // Из истории русской

культуры. Т.5.(19 век). М., 1996.

18 Щукин В.Г. Спасительный кров. О некоторых мифопоэтических

источниках славянофильской концепции дома // Из русской

культуры. Т.5 (19 век). М.,1996.

19 Эльсберг Я. Салтыков - Щедрин. Жизнь и творчество. М.,1953

20 Юсим М.А. Василиск // мифы народов мира / Под. ред. С.А.

Токарева: В.2т.М., 1980 т.1.

План работы

Глава 3. Образ Иудушки - квинтэссенция головевского семейства…..29-33

Глава 4.Обреченнось дворянства, духовное вырождение………………34-36

Подобные документы

История создания и оценка критиков романа М.Е. Салтыков-Щедрина "Господа Головлевы". Тематика и проблематика романа Салтыкова-Щедрина, ее актуальность для современного читателя. Система персонажей в романе, его значение для истории русской литературы.

дипломная работа [126,4 K], добавлен 29.04.2011

Особенности атмосферы, в которой прошли детские годы Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Годы учебы, Царскосельский лицей. Служба чиновником в канцелярии Военного министерства. Кружок Петрашевского, арест и ссылка. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина.

презентация [3,6 M], добавлен 20.04.2015

Психологическое направление в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина и причины его обращения к жанру семейного романа. Хронотоп как художественное средство в семейном романе. Мотив исповедальности в романе "Господа Головлевы". Семья как социальная категория.

реферат [20,8 K], добавлен 01.12.2009

Детство, годы учёбы, служба, арест и ссылка в Вятке Михаила Салтыкова-Щедрина. Переезд в Петербург, редакторская работа в журнале "Современник". Место романа "Господа Головлёвы" среди произведений великого сатирика. Последние годы жизни и смерть писателя.

презентация [3,7 M], добавлен 09.03.2012

Воспоминания Салтыкова-Щедрина о детстве, своих родителях и методах их воспитания. Образование юного Салтыкова. Жена и дети. Вятский плен, возвращение из ссылки. Жизненное кредо писателя. Значение его творчества в общественно-политических процессах.

презентация [2,0 M], добавлен 04.02.2016

Детские годы Михаила Евграфовича Салтыкова (псевдоним - Н. Щедрин), домашнее образование и учеба в Московском дворянском институте. Самые знаменитые произведения. Сатирическое изображение взаимоотношения народа и власти в романе "История одного города".

презентация [337,5 K], добавлен 08.05.2012

Сравнение идеологических позиций М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого. Сравнительный анализ двух образов главных героев (Иудушки и Ивана Ильича). Условия наступления кризиса: душевное потрясение и одиночество. Смерть Порфирия Головлева как прощение без слов.

Головлевы, если можно так выразиться, - антиидеал семьи. В каждом из членов этого семейства столько пороков, что разобщенность их понятна. Каждый стремится отхватить себе кусок побольше. Все занимаются накоплением материальных ценностей, явно не сознавая конечной цели своего скопидомства. Яркий пример - Арина Петровна. Безусловно, некоторую симпатию у читателя вызывают ее энергичность и целеустремленность.

Подобная семейная традиция сохраняется, естественно, и в дальнейшем. Дети Иудушки, воспринимая отца единственно как источник доходов, вряд ли сознают, что это тот человек, который породил их. Он также мерит свои отношения с сыновьями денежной меркой. Про самого младшего, незаконнорожденного сына и разговора нет. Его Иудушка не просто не признает, он сам себе способен внушить мысль, что никакого ребенка и нет. Его лицемерие доходит до того, что он в свойственном ему ханжеском тоне осуждает мать собственного ребенка!

Подобно Степке, через много лет тот же путь проделывает Аннинька, так рвавшаяся на волю. И приходит она лишь затем, чтобы умереть. Она умрет последней, но смерть ее ничем не будет отличаться от смертей ее родных. Никто из них не нашел успокоения в свой последний час. Если у простого человека утешением, последним светочем бывает семья, то никому из Головлевых на долю не выпало и этой последней радости.

Тип пустослова (Иудушки Головлева) - художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. До этого в русской литературе, у Гоголя, Достоевского, встречаются образы, отдаленно напоминающие Иудушку, но это лишь легкие намеки. Ни до, ни после Салтыкова-Щедрина никто не сумел изобразить образ пустозвона с такой обличительной ясностью.

Одна из главных черт Иудушки (не считая, разумеется, пустословия) - лицемерие, разительное противоречие между благонамеренными рассуждениями и грязными устремлениями. Все попытки Порфирия Головлева урвать себе кусок покрупнее, удержать лишнюю копейку, все его убийства (никак иначе и назовешь его политику в отношении родных), словом все, что он делает, сопровождается молитвами и благочестивыми речами. Поминая через каждое слово Христа, Иудушка посылает на верную гибель своего сына Петеньку, домогается племянницу Ашшньку, отправляет собственного новорожденного младенца в воспитательный дом.

Чем дальше длится повествование, тем больше людей попадает под гнет Иудушкина тиранства. Он изводит всех, кто попадает в его поле зрения, при этом сам оставаясь неуязвимым. И все же даже в его броне бывают трещины. Так, он очень боится проклятия Арины Петровны. Она же приберегает это свое оружие как последнее средство против сына-кровопивца. Увы, когда она и в самом деле . проклинает Порфирия, это не производит на него того действия, которого он сам боялся. Еще одна слабость Иудушки - страх перед уходом Евпраксеюшки, то есть боязнь нарушить раз инавсегда заведенный уклад жизни. Однако Евпраксеюшка может только грозить своим уходом, сама же остается на месте. Постепенно и этот страх хозяина Головлева притупляется.

Краткий анализ

Тема – Главная тема произведения – жизнь помещиков накануне отмены крепостного права и после этого события. В контексте нее развивается мотив духовного и физического разрушения человека.

Композиция – Роман организован так, что все его элементы, сюжетные и несюжетные, служат раскрытию темы и донесению идеи. Начинается произведение завязкой (суд над Степаном), за которой следует экспозиция и другие элементы сюжета в логической последовательности.

Жанр – Социально-психологический роман.

Направление – Реализм.

Художественное своеобразие произведения

Чудные имена персонажей как будто сами провоцируют на не менее чудовищные поступки, а их уменьшительно-ласкательная форма является не чем иным, как язвительным сарказмом. Большое внимание уделяется факту безбожия персонажей, библейским притчам и образам. Автор заканчивает роман смертью Иудушки, подражая библейской смерти и раскаянию Иуды.


Такова характеристика произведения кратко. Проблематика, поднятая в книге, действительно, актуальна. Возможно, именно поэтому его сегодня часто рассматривают в учебных заведениях. Школьники и студенты пишут обзоры, рефераты, в которых описывают тему конфликта отцов и детей. Интересуются этим произведением и критики, а потому они создают обзоры и рецензии на него.

История создания

Посмотрите, что еще у нас есть:

Основные герои

Старший их сын Степан (Степка-озорник, Степка-балбес), любимец отца и такой же проказник, из-за постоянных принижений со стороны матери растет безвольным и покорным. Хоть он и выучился в университете, парень сам никак не смог устроиться на работу. Мать купила ему дом, а он все прокутил, на службе не преуспел, возвратился домой и нашел свою смерть в нищете.

Дочь Аннушку матушка отправила в институт с намерением сделать ее бухгалтером. Но девушка влюбилась в молодого корнета, с которым обвенчалась без разрешения родителей. Через 2 года муж сбежал, истратив выделенные матерью 5 тысяч. Сама Аннушка скончалась, оставив девочек близнецов (Анниньку и Любиньку).

  • не интересовался ни играми, ни учебой;
  • не любил общаться;
  • боялся своей матери.

В произведении можно выделить две основные темы – жизнь накануне отмены крепостного права и после этого события. В контексте широкой историко-культурной темы развивается вечная моральная проблема – физическое и духовное разрушение человека. Обе они были актуальны в русской литературе второй половины ХIX века и до сих пор подталкивают читателя к важным выводам.

В центре романа семья помещиков Головлевых. С ее членами мы знакомимся в части, описывающий семейный суд. С первых глав читатель узнает, что глава этого семейства Арина Петровна. Ее муж был несерьезным, даже в солидном возрасте не смог избавиться от ребячества. Таким образом, забота об усадьбе легла на плечи женщины. У Головлевых было четверо детей: Степан, Порфирий, Павел и Анна. Между собой они не дружили, так как каждый переживал, кому достанется наследство.

Души Головлевых-младших были развращены богатством, жадностью, тягой к алкоголю и глупым развлечениям. Из-за этого ни один из героев не узнал, что такое счастье. Читатель наблюдает, как сначала разрушаются души Головлевых, а потом наступает гибель физическая. На судьбу братьев и сестры достаточно сильно повлияло воспитание. Головлевых-старших жизнь тоже не жаловала. В сюжетных линиях героев постепенно формируется проблематика произведения.

Сюжетная линия, композиция

Вариант 2

Произведение по жанровой направленности относится к социально-психологической драме в духе реализма, основу которой составляет история трех поколений рода помещиков Головлевых, закончившаяся трагедией.

Ключевой тематикой романа является духовное и физическое разрушение человеческой личности, показанное писателем в виде помещичьей жизни в период упразднения института крепостного права. При этом название романа в стиле тонкой иронии передает авторскую идею о постепенном неизбежном вымирании сословия помещиков, не приносящего существенной пользы обществу.

Композиционная структура произведения представляется собой завязку, которая переходит в экспозицию и другие сюжетные элементы, выстроенные в соответствии с логической последовательностью, полностью раскрывающие основную тему романа и доносящие авторский замысел.

Центральным персонажем романа является Порфирий Головлев, прозванный Иудушкой, представленный в образе лживого, лицемерного человека, отличающегося празднословием и бесконечным издевательством над окружающими людьми. В образе Иудушки писатель изображает ярко проявление вырождения помещиков, живущих исключительно за счет крепостных крестьян, которые имеют от них рабскую зависимость.

Иудушка характеризуется писателем изворотливой силой, гнусной жестокостью, мерзопакостными поступками, не принимающего традиции семейных обрядов и отношений внутри семьи, использующего закон и религию в качестве обуздывающей, карающей силы для угнетения слабого человека.

Сюжетная линия произведения повествует о семье Головлевых, члены которой обрекаются на несчастливую жизнь, начиная со дня их рождения. Изображая героев семейства, писатель демонстрирует отсутствие взаимопонимания, любви, дружбы и уважения друг к другу, а также ведение праздного образа жизни в отсутствие жизненных целеустремлений, плавно переходящих в пьянство и разврат, являющихся примером масштабной общероссийской проблемы.

Началом умертвления дворянского рода становится смертельная кончина сына Головлевых Степана, являющегося представителем молодого поколения семейства, одного из самых умных и даровитых Головлевых, но ставшего под влиянием деспотичного воспитания матери человеком со слабым, покорным характером. После смерти Степана на семью обрушивается цепочка несчастий и постепенно начинают умирать остальные члены семьи, душевное состояние которых развращено тягой к богатству, жадности, бессмысленными развлечениями и алкоголем. В качестве причины обрушившихся на семью Головлевых смертей писатель указывает Порфирия Головлева, который в прямом либо косвенном смысле способствует уничтожению членов собственной семьи.

Смысловая нагрузка романа передает авторскую идею, заключающуюся в личностном распаде души человека, который впоследствии приводит к физической гибели. Именно в этом писатель видит вечную моральную проблему современного общества.

Другие сочинения: ← Анализ произведения Твена Приключения Гекльберри Финна↑ ДругиеАнализ произведения Дон Кихот Сервантеса →

История Головлевых — художественный анализ причин распада семейных уз и вымирания семьи, захлебнувшейся в бездуховности, пустословии, праздномыслии. Этапными на этом пути являются судьбы Арины Петровны и ее сына Степана Владимировича (Степки-балбеса) Головлевых. Сложная и богатая натура первой загублена жизненным укладом, доминантой которого является традиция, утратившая живые связи с реальностью и превратившая в лицедейство даже материнские чувства. Образом жизни Степки-балбеса становится праздность и непригодность к практической деятельности.

Художественное открытие романа — образ Порфирия Владимировича Головлева (Иудушки) — новый психологический тип в литературе. Его характеризуют лицемерие, предательство, жестокость, сделавшие образ аккордным словом в богатейшей социальной и нравственной типологии сатирика.

Другой особенностью творчества Салтыкова-Щедрина является его приверженность к сатире. Важнейший прием этого типа литературы — гротеск, имеющий в истории культуры множество разновидностей (творчество Д. Свифта, Э.Т.А. Гофмана, Н.В. Гоголя и др.) Творческую манеру Щедрина отличает то, что он не искажает естественных пропорций рассматриваемого явления, а обнаруживает и акцентирует его аномальные, пораженные участки и исследует перспективу их влияния на организм в целом. Творческая система Щедрина сложилась в эпоху реформ в России второй половины XIX в.

  • История создания
  • Направление и жанр
  • Тема и проблематика
  • Краткий сюжет и композиция
  • Художественные особенности
  • Основная идея автора

История создания

Направление и жанр

Тема и проблематика

Господа Головлевы анализ произведения

Основная тема романа – это человеческие пороки и их разрушающие влияние на личность и души людей. События начинаются незадолго до того, как в Российской империи отменили крепостное право (это произошло в 1861 году), а продолжаются уже после того, как крестьяне стали свободными – эта реформа сильно отразилась на жизни помещиков.

В начале романа главные герои представлены как очень зажиточная семья, и это богатство (ради которого практически ничего не приходится делать самим) сильно развращает всех Головлевых. Даже женщины, хозяйки очага, заботятся о поместье не ради сохранения семейных ценностей и общего блага, а лишь ради наживы. Помимо жадности и алчности, членам семьи Головлевых свойственны и такие пороки, как пристрастие к алкоголю, глупые и пошлые развлечения, жестокость. Из-за этого никто из этой семьи никогда не стал счастливым. Постепенно все герои умирают – сначала духовно, а потом и физически. Именно нравственная гибель является одной из центральных проблем романа.

Краткий сюжет и композиция

Все сюжетные линии и происходящие с героями события включены автором в роман для того, чтобы рассказать об основной теме и главных проблемах. Каждая деталь имеет значение, а все сюжетные элементы связаны между собой, раскрывая особенности помещичьей семьи с разных сторон.

Примечательно, что начинается самая первая глава романа с трагических событий – судят Степана Головлева, а потом он умирает. В этой же главе автор рассказывает о богатой семье Головлевых и об отце Степана, чье состояние и промотал последний.

Дальнейшие события происходят спустя 10 лет, когда крепостное право уже отменили. Во многих главах Салтыков-Щедрин описывает смерть героев, обязательно уделяя внимание тому, что внутри они были мертвы задолго до физической кончины. В конце романа у одного из героев происходит нравственное перерождение: персонаж Иудушка чувствует муки совести. Но и он тоже умирает – замерзает по дороге на могилу матери. Он остается единственным Головлевым, в котором проснулось что-то человеческое, но произошло это слишком поздно.

Художественные особенности

В анализе романа про Головлевых отдельно следует остановиться на художественных приемах, используемых автором. Для того, чтобы воссоздать губительную атмосферу разврата, Салтыков-Щедрин использует уничижительные прозвища (их герои дают друг другу), отсылки к библейским образам, сарказм и богатые описания окружающей безысходности. И если в начале романа автор еще уделяет внимание красоте и богатству (как поместья, так и членов семьи Головлевых), то к концу от них не остается и среда – в имении остаются только горе, пьянство и неизбежная гибель.

Основная идея автора

Главная идея, о которой Салтыков-Щедрин говорит в романе: человек губит себя сам. Это происходит, когда он перестает быть добрым и сочувствующим, уступает место в душе алчности и жестокости, предается пьянству и развратным развлечением. В жизни Головлевых не было никакой духовности, и потому их души погибли первыми – а потом и они сами.

Читайте также: